Соотношение государства и права. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.
  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

    Право - совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

    Источниками права являются:

    1. правовой акт (например, закон),

    2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

    3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиямиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

    4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых - характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

    5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

    Роль права в жизни государства и общества :

      Регулирует общественные отношения.

      Охраняет интересы людей.

    Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́ , в то же время налагаетобязанности , за невыполнение которых человек несет ответственность.

    В России действуют различные отрасли права:

      Конституционное право - регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

      Уголовное право - определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

      Гражданское право - регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

      Трудовое право - отношения работников и работодателей.

      Семейное право - вступление в брак, совместная жизнь, развод.

      Административное право - отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

    Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

    2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

    Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой , то естьмыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства .

    Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

    Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального ):

      Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). - Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

    Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

      Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей .

      Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

      Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

    Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

      Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

      Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

      Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

      Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

    Билет № 4

    Введение 3
    1. Понятие и роль права 4
    2. Право в реальной жизни 11
    Заключение 16
    Список использованной литературы 17

    Введение

    Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
    Критически надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
    Целью настоящей работы является рассмотрение роли права в жизни человека, общества, государства.

    1. Понятие и роль права

    Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.
    Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
    В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.
    На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

    «Роль права в жизни человека, общества, государства»

    1 Ожидаемые результаты

    Предметные:

    В результате занятия обучающиеся

    усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

    смогут приводить примеры действия правовых норм;

    поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

    смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

    Метапредметные:

    В результате изучения темы обучающиеся

    приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

    приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

    Личностные:

    В результате изучения темы учащиеся

    осознают ценность права;

    смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

    смогут соотносить свои поступки с нормами права.

    2 Место темы в системе учебных занятий

    С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

    3 Оборудование и материалы

    Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

    4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

    Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

    Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

    Норма права. Закон.

    Система законодательства.

    Право и закон.

    5 Опорные знания

    Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

    Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

    6 Организация учебной деятельности

    Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

    Варианты организации работы:

    Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

    Ход урока

    Мотивационный блок.

    В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

    В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

    Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

    Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

    Проблемный блок.

    Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

    Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

    Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

    Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

    Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

    Учитель подводит обучающихся к выводам:

    Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

    Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

    Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

    Информационно-аналитический блок.

    Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

    Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

    Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

    Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

    Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

    Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

    Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

    Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

    Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

    Проводится работа со схемой «Норма права».

    По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

    Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

    Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

    Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

    Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

    Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

    Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

    Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

    Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

    Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

    После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

    В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

    Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

    Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

    Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

    Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

    Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

    Учащиеся высказывают своё мнение.

    Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

    «Закон не всегда является правом»

    «Государство может принять несправедливый закон»

    «Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

    Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

    Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

    Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

    Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

    1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

    Право -- целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право -- это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

    Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

    • 1. Классовый подход (в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
    • 2. Общесоциальный подход(в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
    • 3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

    Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

    Роль права в жизни общества:

    Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях.

    С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

    Соотношение государства и права:

    Единство государства и права выражается в их:

    одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

    сходной типологии;

    одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

    общей исторической судьбе;

    в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

    Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

    Различия государства и права:

    Государство осуществляет силу, а право -- волю.

    Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

    Модели соотношения государства и права:

    • 1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
    • 2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)
    • 3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

    В основе их возникновения лежат одни причины. Они являются объективно необходимыми социальными явлениями (однажды возникнув, они будут существовать всегда).

    Общая цель - упорядочить общественные отношения, внести стабильность в жизнь общества. - влияние государства на право.

    Государство создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права - воздействие права на государство.

    Право констатирует существование и деятельность государства; законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц.

    Является средством осуществления функций и задач государства. Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.