Общая характеристика судебной власти. Общая характеристика органов и функций судебной власти в россии

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1)распространяется на всё общество

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные процессы. Субъектом, осуществляющим её, является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков :

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом .

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4 .Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть , осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществле­ние судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме - форме правосудия, суд по изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государ­ства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством . Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавли­вающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только закону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

5) коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей разли­чают два типа судов - суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов . В состав суда присяжных вхо­дят один или несколько постоянных судей и присяжные заседа­тели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вер­дикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демо­кратическом государстве лежат принципы законности, осуществ­ления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерыв­ности судебного разбирательства, устности судебного разбира­тельства, состязательности, ведения на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды , в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нор­мативные акты исполнительной власти. В федеративных го­сударствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъек­тами.

Конституционный надзор может осуществляться:

Всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

Верховным судом (Австралия, Канада, Индия); специальным Конституционным судом, для которого консти­туционный надзор - главная и единственная функция (Россия, Ав­стрия, фрг);

Особым органом несудебного характера (Франция). В некоторых странах Конституционный суд выполняет и функции верховного судебного органа. В других – судебную сис­тему возглавляет самостоятельный Верховный суд.

Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую рас­пространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, спе­циальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет особую специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматри­вают жалобы граждан на превышение государственными служа­щими своих полномочий, а также споры служащих с администра­цией (в РФ таких судов нет).

Система разделения властей сейчас

Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние госу­дарственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполня­ет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему ис­полнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддер­живают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей дея­тельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет, и четвертую ветвь вла­сти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демокра­тическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародо­вать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парла­мента, в том числе результаты Поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, рав­но как и особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влия­ние на реализацию концепции разделения властей и форма госу­дарственного устройства: если в унитарном государстве разде­ление властей существует лишь «по горизонтали» (т.е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (между федеральными ор­ганами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные де­мократические режимы, как правило, закрепляют принцип раз­деления властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою при­верженность теории разделения властей, но в реальной действи­тельности ее не реализуют.

Демократия и ее признаки

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значи­тельное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражда­нам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с вы­сокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институ­тов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом слу­чае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учреди­тельная, конституционная власть в государстве, он выбирает сво­их представителей и может периодически сменять их;

2)формально - юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3)наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4)принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю;

5)правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6)политическим плюрализмом, под которым понимается нали­чие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7)системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8)гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со сторо­ны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стеногра­фических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9)выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наи­более приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. В противном случае может возникнуть угроза перерожде­ния демократии в охлократию (ochlos - толпа и kratos - власть, т. е. «власть толпы»). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она вы­ступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и го­сударственным органам.

Вопросы для самоконтроля

1 Характеристика законодательной власти.

2 Характеристика исполнительной власти.

3 Характеристика судебной власти.

4 Характеристика системы сдержек и противоречий.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районным, городским, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве - в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В систему судебной власти РФ входят следующие суды: Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Статус Судей:

  • 1. Исключить согласование кандидатур судей с местными законодательными органами - их влияние возможно в виде делегирования юридической и научной общественности в квалификационные коллегии судей, где эта общественность будет составлять одну треть общего состава (это предложение очень коварно, за первую половину судьи голосуют двумя руками, со второй частью судейский корпус как минимум молчаливо не согласен.)
  • 2. В субъектах федерации в квалификационных коллегиях судей должен быть один представитель Президента России
  • 3. Ограничить срок пребывания в должности: для судей районных судов - 65 годами, остальных - 75 годами
  • 4. Пребывание в должности председателя суда ограничить
  • а) для Верховного суда и Высшего арбитражного - 10 годами
  • б) для судов субъектов федерации - 7 годами
  • в) для районных судов - 5 годами
  • 5. Проводить первичное назначение судей на 3 года (кроме лиц, назначаемых с судейских должностей и в высшие суды).
  • 6. Установить порядок назначения и освобождения председателей районных судов (их замов) как не имеющих процессуальных полномочий по должности председателем ВС.
  • 7. Сформулировать в законе перечень прав и обязанностей председателей судов всех уровней.
  • 8. Предусмотреть возможность досрочного освобождения председателей судов с сохранением полномочий судьи, предусмотрев перечень оснований для такого освобождения.
  • 9. В законе "О статусе судей" привести исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий судьи.
  • 10. Предусмотреть основания для осуществления медицинского освидетельствования судьи для определения его пригодности по состоянию здоровья.
  • 11. В качестве основания для досрочного прекращения полномочий предусмотреть наличие судимости близких родственников при условии осведомленности судьи о преступном событии.
  • 12. Предусмотреть возможность перевода судей федеральных судов с их согласия в суд того же уровня на равную должность в упрощенном порядке - приказом председателя ВС.
  • 13. Дисциплинарная ответственность для судей, налагаемая в порядке, предусмотренном для досрочного освобождения.
  • 14. Право возбуждения уголовного дела в отношении судей не только для генпрокурора, но и для его заместителей.
  • 15. Установить, что привлечение судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществления в отношении судьи следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных главами 22, 23 и 25 Конституции РФ, производится на основании судебного решения вышестоящим судом в коллегиальном составе.
  • 16. Законодательно урегулировать регламент проверки профкачеств кандидата в судьи.
  • 17. Принять Положение о конкурсе на замещение судейских вакансий.
  • 18. Ввести принцип "роста судьи на месте", обеспечив его рядом мер, например, введением вознаграждения за квалификационный класс.
  • 19. Для всех федеральных судей ввести должность помощников.
  • 20. Отказ Квалификационной Коллегии Судей в приеме на должность судьи не может быть опротестован в судебном порядке.

При внимательном изучении можно понять следующее. Рабочая группа

  • а) продумала механизмы повышения ответственности судьи за отправление правосудия;
  • б) разделалась тремя абзацами с пожизненным статусом судей;
  • в) а главное, чтобы избежать волокиты, предложила отменить согласование новых кандидатур судей с законодательным органом субъекта РФ.

Принципиальна дискуссия о "пожизненном статусе судьи".

Считается, что если судья лишится "пожизненного статуса", он станет зависим, поскольку, скажем, торговать в ларек бывшего судью уже никто не пустит. Однако вопрос этот специально запутывается ньюсмейкерами, а проблема подменяется.

Изначально предложения были направлены не против пожизненного статуса судей, а против пожизненного статуса начальников судей - председателей судов и членов президиумов. Многие судьи сами говорят: уберите от нас пожизненных начальников, которые к тому же, вопреки логике правого государства, имеют право отменять судебные решения. Судя по всему, авторы концепции пытались с этим вопросом разобраться.

Однако конечный результат - это равнодействующая многих усилий. Это надо четко понимать.

Поправки в концепцию радикальной судебной реформы, которые делаются в дискуссии, организованной по правилам междусобойчика, диаметрально меняют ее суть. И даже не по злому умыслу - так функционирует бюрократия. Совет судей не только пытается сохранить пожизненный статус начальников, но и право Президиума отменять судебное решение. А реформаторы, вынимая одни "надсудебные органы", почему-то пытаются прибавить другой - Совет судебной власти.

"Интересно, что в "раздаточный материал" не попало еще одно фигурировавшее вначале предложение администрации Президента, - пишет "Страна.Ru". - Речь в нем шла о создании Совета судебной власти - некоего триумвирата из руководителей трех ветвей судебной власти. Совету предполагалось отдать очень важные функции. Например, в его ведение попадали решение вопроса о приостановке полномочий судей, разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности (сейчас находящиеся в руках квалификационной коллегии, состоящей исключительно из судей) и практически все вопросы материально-технического обеспечения судебной системы. Президиум Совета судей резко восстал против такого предложения, усмотрев в нем 17 января "попытки создать орган контроля, стоящий над судами", противоречащий Конституции и ограничивающий самостоятельность судебной системы.

Отвлечемся ненадолго от судебной реформы.

Либеральные журналисты "набросились" на Путина за то, что тот отозвал свой законопроект, ограничивающий права прокуратуры. "Беда в том, что у Путина явно отсутствует четкая позиция по ключевому вопросу объявленной им правовой реформы, - пишет Дмитрий Пинскер в журнале "Итоги". - Свидетельством тому та легкость, с которой глава государства уступает требованиям различных лоббистских группировок и вносит-отзывает столь принципиальный законопроект. Но беда еще и в том, - и это, наверное, самый главный вывод, который можно сделать из всей этой истории, - что Владимир Путин, демонстрируя жесткость и непреклонность в отношении бизнеса, СМИ и губернаторов, пасует перед силовиками, на которых за минувший год уже привык опираться".

После такого комментария можно сделать вывод, что прокуратура, отбив либеральную атаку, немыслимо укрепилась. В действительности, дело обстоит не так.. Работники прокуратуры тоже читают концепции и приходят к прямо противоположному к выводу, что прокурора из процесса скоро будут убирать. Коме тех случаев, когда сам прокурор инициирует судебное разбирательство и выступает истцом.

И дело не только в том, что, элементарно, они лишатся работы, а еще и в том, что судебный процесс лишается "стороны", представляющей в процессе позицию государственного органа. Хорошо это будет или плохо? Между прочим, сами заявители обычно требуют участия прокурора в процессах, по принципу "одна голова хорошо, а три лучше", и очень часто требуют коллегиального рассмотрения дела, особенно в тех случаях, когда считают, что попираются справедливость и принципы демократии.

В основе всей судебной реформы у нас в стране лежит концепция, которая была представлена президентом Ельциным парламенту и была одобрена им в октябре 1991 года - сразу после путча. Затем начался длительный, сложный период реформирования судебной системы, которая, разумеется, не могла оставаться в прежнем виде. В тоталитарном государстве судебной власти как таковой вообще нет. Те суды, что существовали, не были представителями независимой судебной власти. Они были полностью зависимы прежде всего от партийных органов и ими формировались. И потому встала эта очень сложная проблема реформирования судебной системы. Для этого потребовались усилия очень многих лиц, организаций. Появился целый ряд новых законов.

Важнейшим этапом в процессе становления судебной системы новой России стало принятие Конституции в 1993 году. Все основные положения концепции отражены в главе Конституции о судебной власти. Закреплены раньше декларативно провозглашавшиеся принципы: независимость судебной власти, несменяемость, неприкосновенность судей. Надо было принять очень много новых законов. В числе их закон о статусе судей, закон о конституционном суде, федеральный конституционный закон о судебной системе, принятие которого шло на протяжении трех лет, закон, по которому стала действовать система судов присяжных. Недавно введен институт мировых судей. И потому утверждения представителей СМИ, что судебная реформа не состоялась, неверны.

Когда создается система судов, система видов судопроизводства, необходимо не потерять из виду ориентацию, которая диктуется принципом доступности. Статья 46 Конституции, которая говорит о том, что граждане обеспечиваются судебной защитой, - это очень важная норма.

Традиционным для нашего общества в прежние десятилетия стало обращение за справедливостью, минуя суд. Раньше шли в партийные органы, прокуратуру, советские органы. Но ведь человечество давно уже пришло к выводу, что наилучший вид разрешения конфликтов - это судебная система. Ее у нас раньше, по существу, не было, и теперь проблема состоит в том, чтобы каждый гражданин в любом месте мог обратиться непосредственно в суд за защитой.

Исходя из этого принципа доступности правосудия авторы концепции судебной реформы предлагали создать такую систему судов, которая не совпадала бы с системой исполнительных органов, с административно-территориальным делением. Административно-территориальное деление может исходить из соображений политического свойства, а при построении системы судов есть только один принцип - любой человек в любое время должен иметь возможность обратиться в суд.

Эта идея в целом не была реализована в системе общих судов. Тем не менее медленно, трудно, но она пробивает себе дорогу. Это самое важное. В соответствии с концепцией судебной реформы предлагалось создать мировые участки, существовавшие в дореволюционной России.

Кстати говоря, концепция судебной реформы не копирует западные схемы, она ориентирована на то, чтобы восстановить законодательные схемы, которые были в дореволюционной России.

Россия в начале века была правовым государством с хорошо развитой судебной системой, которая была не хуже, а может быть, и лучше судебной системы западных стран.

Так вот в концепции реформы речь идет о том, чтобы восстановить участки мировых судей. Закон о мировых судьях как раз и восстанавливает этот принцип, по которому на 15-30 тысяч населения должен быть мировой судья. Это не обязательно должен быть районный центр или город. Просто живет 15 тысяч человек, и они должны иметь возможность обратиться к своему мировому судье.

Следующим уровнем судебной системы должен быть судебный район. И хотя в целом в стране районные суды работают именно в административном районе, но тем не менее в Москве, например, в силу специфики столицы появились межмуниципальные суды, юрисдикция которых распространяется не на район, а на ряд районов.

Что же получается сейчас? Мировые судьи и их участки формируются строго по принципу доступности правосудия. В судах общей юрисдикции районные суды фактически существуют на основе административно-территориального деления.

В соответствии с новым законопроектом об административных судах появляется 21 округ.

Кроме того, существуют уже округа арбитражных судов. Эта сложная система может затруднить отправление правосудия. Некоторые полагают, что должны быть созданы единые судебные округа. Это не значит, что единый окружной суд должен решать и арбитражные и административные дела, это уже другой вопрос. Но то, что должен быть единый судебный округ, - это очень важно.

Люди же не обязаны знать все эти тонкости с разнообразными округами. Он придет в один суд, а его отправят в другой. Поэтому идея единого судебного округа должна быть в конце концов последовательно разрешена.

Мировые судебные участки по закону насчитывают от 15 до 30 тысяч человек, предположим, что тогда судебные районы будут создаваться для 100-150 тысяч человек (эти цифры условные) независимо от административно-территориального деления, 500 тысяч или миллион - судебный округ.

Судебная система должна строиться не так, как удобно властям, а так, как удобно населению. Именно такой взгляд на судебную реформу у Сергея Вицина, одного из ее авторов.

Существеннейшим признаком независимости судей является их несменяемость. Здесь возможны различные варианты. Кстати, мировые судьи назначаются или избираются на срок до 5 лет, здесь срок четко обозначен. Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации на 15 лет до достижения 70 лет. Временные ограничения уже существуют. А судьи судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов сейчас назначаются пожизненно. Многие сходятся во мнении, что судьи в принципе должны быть несменяемыми.

Основными направлениями совершенствования судоустройства являются:

  • 1. Совершенствование взаимодействия ветвей судебной власти.
  • 2. Совершенствование системы конституционного правосудия.
  • 3. Структурирование и дифференциация судебных органов на основе их специализации не только по видам правоотношений, но и по отдельным категориям дел.
  • 4. Совершенствование правового механизма участия граждан в отправлении правосудия.
  • 5. Развитие правовых институтов, альтернативных судебной системе.

Понятие и конституционные основы судебной власти. Понятие юстиции, юрисдикции и правосудия. 2.

Социальная роль судебной власти. 3.

Функции судебной власти. 4.

Влияние политических факторов на деятельность судебной власти. 5.

Объем конституционного регулирования судебной власти. 6.

Структура судебной власти. Суды общей юрисдикции. 7.

Система административной юстиции. 8.

Специальные суды: семейные, ювенильные, трудовые, патентные, финансовые (налоговые) и др. 9.

Конституционные суды. 10.

Суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия и Суд правосудия Французской Республики, Государственный трибунал в Польше). 11.

Шариатские суды. Чрезвычайные суды. 12.

Формирование судейского корпуса. Конституционно-правовое регулирование порядка формирования судебной власти. Принцип, гарантирующий независимость носителей судебной власти. Возрастной предел для судей. Несовместимость функции судьи с иными занятиями. 13.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. 14.

Высшие органы судейского сообщества.

Тема 34. Органы, обслуживающие судебную власть 1.

Органы предварительного расследования. 2.

Органы прокуратуры. 3.

Адвокатура. 4.

Судебная полиция. 5.

Статус судей, прокуроров и следователей. 6.

Термины "магистратура", "магистрат" и их различные значения.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Федеральный закон от 12 октября 1945 г. об организации, компетенции и производстве Административного суда, переопубликованный Федеральным правительством 17 ноября 1964 г. как Закон об Административном суде 1965 г. // Австрийская Республика: Конституция и законодательные акты. М, 1985. С. 378-424.

Об образовании и деятельности Высшего совета магистратуры: Закон № 195 от 24 марта 1958 г. // Италия: Конституция и законодательные акты. М., 1988. С. 324- 339.

Уложение о судоустройстве: Одобрено Королевским декретом № 12 от 30 января 1941 г. (извлечения) // Там же. С. 290-323.

Закон о судьях от 8 сентября 1961 г. // Федеративная Республика Германии: Конституция и законодательные акты. М., 1991. С. 269-301.

Закон № 87-1127 от 31 декабря 1987 г. "О реформе судебного административного разбирательства" // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 268-302.

Кодекс судоустройства // Там же. С. 310-333.

Ордонанс № 59-1 от 2 января 1959 г., содержащий органический закон о Высокой палате правосудия // Там же. С. 303-309.

Судебная власть и судебный процесс: Свод законов США. Титул 28 // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 197-226.

Правила Верховного суда Соединенных Штатов (в редакции 1980 г.) // Там же. С. 227-252.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А р ч е р П. Английская судебная система. М. 1959.

Б е л ь с о н Я. М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве: Учеб.

Пособие. М., 1972.

Б о б о т о в С. В. Буржуазная юстиция: Состояние и перспективы развития. М., 1989.

Б о б о т о в С. В. Правосудие во Франции. М., 1994.

Б о й ц о в а В. Нужна ли нам административная юстиция? // Сов. юстиция. 1993. №7. С. 12-13.

Б о й ц о в а В. В., Б О й ц о в В Я Административная юстиция: К продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. № 5. С. 42-53.

Б о й ц о в а В., Б о й ц о в а Л. Феминистская юриспруденция: пойдет ли Россия по пути Запада? // Российская юстиция. 1995. № 10. С. 48.

Б о й ц о в а Л. В. Ответственность государства за ошибки правосудия в англоамериканском праве // Правоведение. 1997. № 1. С. 132-147.

В а с и л е в и ч Г. А. Конституционное правосудие в Республике Беларусь: Проблемы и перспективы // Журнал российского права. L 997. № 11. С. I 20-127.

Высшие судебные органы основных капиталистических государств. М., 1975.

Гуценко К. Ф. Судебная система США и ее классовая сущность. М., 1961. Демин Л. Л. Суды административной юстиции: Сравнительный анализ зарубежного опыта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1994. № 1С. 46-53.

Дмитриев Ю. А., Черемных Г. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8. С. 44-50.

Дубовик О., Ж а л и п с к и й Л. Судебная система ФРГ: Штрихи к "портрету" // Советская юстиция. 1993. № 13. С. 13-14.

К р ш о в В. В. Месго и роль суда в правовом государстве // Правоведение. 1991. №5. С. 15-22.

F, р ш о в В. В. Статус суда в правовом государстве. M., 1992. К а р л е н Д. Американские суды: Система и персонал. M., 1972. Костарева Т. Л. О судебной системе ФРГ // Журнал российского права. 1997. №8. С. 128-137.

Лафитский В. И. Американская юстиция в США // Журнал российского права. 1997. №7. С. 117-124.

Н и м е л л е р М. Уголовное судопроизводство и роль прокуратуры в Германии // Российская юстиция. 1994. № 10. С. 28-30.

Органы прокуратуры Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: Правовые основы, структура, направления деятельности. М., 1996.

Ржевский В., Че пуриовя П. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. № 7. С. 3-4.

С о б а к и н В. Модели конституционного судопроизводства // Российская Федерация. 1994. №6. С. 58.

Судебные системы западных государств. М., 1991.

Судьи зарубежных стран II Законодательство зарубежных стран. М., 1991. Вып. 2.

Тимошенко И. Г. Административная юстиция и Великобритании // Журнал российского права. 1997. № 5. С. 128-136.

Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980. Фили п п о в С. В. Судебная система США. М., 1980.

Хаманева П. 10. Административная юстиция США // Государство и право. 1993. №3. С. 140-147

Шарвен Р. Юстиция во Франции. М., 1978.

Необходимость реформирования судебной власти встала со времени провозглашения суверенитета и независимости украинского государства, начала процесса реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни. Именно на это ориентирована Концепция судебно-правовой реформы, одобренная Верховной Радой Украины 28 апреля 1992 г. этот процесс углубляется и развивается Конституцией Украины. Так, уже в ст. 6 Конституции Украины использована категория «судебная власть», которая является частью доктрины разделения властей в правовом государстве. Это ведет к реальному разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную, а по последней признается самостоятельность и независимость, невозможность для других государственных органов и должностных лиц выполнять функции и полномочия, которые являются компетенцией органов правосудия.
Еще один чрезвычайно важный аспект этой проблемы является в том, что хотя основу судебной власти в Украине составляет судебные органы, которые различаются по компетенции и юрисдикции, но все имеют одно назначение - защита прав и свобод граждан, конституционного строя, национальной безопасности, территориальной целостности, соблюдения законности и справедливости в обществе. При этом обеспечение реализации предусмотренных Конституцией Украины прав и свобод человека и гражданина составляет главное содержание деятельности органов судебной власти. Конституция гарантирует право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Проблемы судебной власти в значительной мере урегулированы в главе VIII Конституции Украины. Согласно Конституции Украины, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения в государстве. А это значит, что судебной защите подлежат все права, свободы и обязанности граждан, а также то, что все общественные отношения, урегулированные нормами права, в случае возникновения спора могут быть предметом судебного разбирательства.
Конституционный Суд Украины входит в судебной власти как ее самостоятельный субъект, является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.
Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживающий в Украине в течение последних 20 лет и владеет государственным языком. Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный срок.
Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием только на один трехлетний срок.
К полномочиям Конституционного Суда относится решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Эти вопросы рассматриваются по обращениям: Президента Украины; не менее 45 народных депутатов Украины; Верховного
Суда Украины; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Решение Конституционного Суда является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Согласно Закону Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. систему судов общей юрисдикции состоит:

· местные суды,

· апелляционные суды

· высшие специализированные суды

· Верховный Суд Украины.

Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.
Согласно Конституции Украины в системе судов общей юрисдикции создаются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с закона. Специализированными судами являются хозяйственные, административные и прочие суды, определенные как специализированные суды.
Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины в соответствии с упомянутым Законом по представлению Министра юстиции Украины, согласованным с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда
Местными общими судами являются районные, районные в городах, городских и горрайонных судах, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, утверждаются в округах в соответствии с указом Президента Украины.
Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Местные общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Местные административные рассматривают административные дела, связанные с право отношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют воинские суды.
В системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие и специализированные апелляционные суды. Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины, а также Апелляционный суд Украины. При необходимости вместо апелляционного суда области могут образовываться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляциями специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

Апелляционный суд Украины действует в составе: а) судебной палаты по гражданским делам; б) судебной палаты по уголовным делам, в) военной судебной палаты.
Высшими судебными органами специализированных судов является Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины, а также другие соответствующие высшие специализированные суды, утверждаются Президентом Украины в порядке, установленном данным законом. Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, председателя суда и его заместителей.
Верховный Суд Украины является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный Суд Украины осуществляет правосудие, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции.

Верховный Суд Украины:

· рассматривает в кассационном порядке решения общих судов
по делам, отнесенным к его подсудности процессуальным законом;

· пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела,
рассмотрены судами общей юрисдикции в кассационном порядке;

· в случаях, предусмотренных законом, рассматривает другие дела,
связанные с исключительными обстоятельствами;

· дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

· в случае необходимости признает не действующими разъяснения Пленума высшего специализированного суда;

· дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в
которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления;

· предоставляет по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президента Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

· обращается в Конституционный Суд Украины в случаях возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ими
правосудие сомнений относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также об официальном толковании Конституции
Украины и законов и т.д..

В составе Верховного Суда Украины действуют:

а) Судебная палата по гражданским делам;

б) Судебная палата по уголовным делам;

в) Судебная палата по хозяйственным делам;

г) Судебная палата по административным делам;

д) Военная судебная коллегия.

Для решения внутренних организационных вопросов деятельности Верховного Суда Украины действует Президиум Верховного Суда Украины в составе и порядке, определенных законодательством. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией и законодательством Украины.
Для решения вопросов внутренней деятельности судов в Украины действует судейское самоуправление, т.е. самостоятельное коллективное решение указанных вопросов профессиональными судьями. К вопросам внутренней деятельности судов относятся вопросы организационного обеспечения судов и деятельности судей, социальной защите судей и их семей, а также другие вопросы, непосредственно не связанные с осуществлением правосудия. Решения по указанных вопросов органами судейского самоуправления принимаются в соответствии с законом Конституцией и законами Украины гарантируется независимость и неприкосновенность судей. Независимость судей означает, что они подчиняются только законам и что любое воздействие на судей запрещен. Неприкосновенность судей распространяется на переписку, средства связи, документы, служебные и частные помещения. Судьи всех уровней без согласия Верховной Рады Украни не могут быть задержанными и арестованными в вынесении обвинительного приговора судом.
В Конституции Украины дается исчерпывающий перечень оснований увольнения судьи с должности. Она устанавливает, что судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:

· истечения срока избрания или назначения (этот пункт
касается судей Конституционного Суда Украины и судей,
впервые назначаются на должность);

· достижение судьей 65-летнего возраста (независимо от пола);

· невозможности исполнять свои полномочия по состоянию

· здоровье (длительная болезнь, увечье, недееспособность);

· нарушения судьей требований относительно несовместимости.

· нарушения судьей присяги (ее текст формулируется в ст. 10 Закона Украины «О статусе судей»);

· вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении
него. Это означает совершение судьей преступления и поэтому исключает
дальнейшее его участие в осуществлении правосудия;

· прекращения его гражданства, что может быть следствием выхода из гражданства или утраты его;

· признание судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим (только по решению суда);

· подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от
должности по собственному желанию;

· смерти судьи.

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи, в предназначенных законом случаях, народные заседатели и присяжные. На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком. Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.
Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, который будет установлен в отдельном Законе. Но государство согласно
Конституции Украины обеспечивает личную безопасность судей и их семей.
Судопроизводство в Украине осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основными его основами являются: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, обеспечение доказанности вины; соперничество сторон и свобода в предоставлении ими суду их доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; поддержание государственного обвинения в суде прокурором; обеспечения обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; обеспечения Апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом; обязательность решений суда.
За неуважение к суду и судье виновные лица привлекаются к юридической ответственности.
Согласно Конституции Украины, в государстве действует Высший совет юстиции. Она состоит из 20 членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научными учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - по два.
По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины.
К ведению Высшего совета юстиции относятся:

а) внесение представления о назначении судей на должности или
об увольнении их с должностей;

б) вынесение решения по нарушениям судьями и прокурора требований относительно несовместимости;

в) осуществление дисциплинарного производства относительно судей
Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов
и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной
ответственности судей апелляционных и местных судов, а также
прокуроров.
Итак, Высший совет юстиции формируется из компетентных юристов-практиков и теоретиков и полномочна не допускать нарушений со стороны судей и прокуроров, а также гарантировать их независимость при осуществлении правосудия, в том числе со стороны представителей исполнительной и законодательной ветвей государственной власти при назначении судей.

Вывод

Единым органом законодательной власти в Украине есть парламент - Верховная Рада Украины. Он является представительным органом, поэтому избирается непосредственно народом на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. В состав Верховной Рады входят два органа, которые имеют особый правовой статус - Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Согласно Закону Украины "О Счетной палате" от 11 июля 1996 г. Счетная палата есть постоянно действующим органом контроля, который образовывается Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей. Особенность правового статуса этого органа заключается в том, что он осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых органов государственной власти. Специфика статуса органа Уполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека в том, что, согласно Закону Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины из прав человека" от 13 ноября 1997 г., он является органом, который на постоянной основе осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита каждого на территории Украины в пределах юрисдикции. В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти назначаются Президентом Украины Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную деятельность, которая состоит в выполнении Конституции Украины, нормативных актов законодательных органов государственной власти, Президента Украины, а также организовывают выполнение этих актов путем роспоряжений. По характеру своих полномочий органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции, ведают всеми или многими областями исполнительной деятельности (Кабинет Министров Украины, например), и органы специальной компетенции (министерства, другие органы государственной исполнительной власти). В свою очередь, органы специальной компетенции в зависимости от полномочий делятся на отраслевые органы, которые ведают определенными отраслевыми управлениями (министерства), и межотраслевые, которые осуществляют межотраслевое управление (Государственные Комитеты).

Органы исполнительной власти подразделяются также на коллегиальные и единоначальные. К первым принадлежат, например, Кабинет Министров Украины, к второй - министерства и другие органы исполнительной власти.

Третий вид государственных органов представляют органы судебной власти. Это - Верховный Суд Украины как высочайший судебный орган в системе судов общей компетенции, высшие судебные органы специализированных судов, апелляционные и местные суды. В своей совокупности эти суды составляют судебную систему Украины. Они осуществляют судебную власть на основе конституционного, гражданского, криминального, арбитражного судопроизводства. Для органов судебной власти характерным есть то, что судьи избираются бессрочно. Особое, отделенное место от судебной системы имеет Конституционный Суд Украины - единый орган конституционной юрисдикции в Украине, который отличается от судов общей и специальной компетенции. Особым видом государственных органов, который не принадлежит ни к одному вида органов государственной власти, есть органы прокуратуры. На прокуратуру Украины полагается поддержание государственного обвинения в суде, надзор за соблюдением законов при расследовании уголовных дел, а также при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, обвиненных в тому или другому правонарушении, другие функции. Прокуратура Украины составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Украины.

Соответственно Конституции Украины, Генеральный прокурор назначается по согласию Верховной Рады Президентом Украины. Особое место в системе органов государственной власти имеет Президент Украины, как единоличный орган в системе органов государственной власти. Президент, безусловно, влияет на деятельность всей системы государственных органов в Украине и, особенно, на организацию и деятельность органов исполнительной власти, поскольку он лично их формирует. Основным методом такого влияния является координация. Президентом Украины, согласно п. 18 ст. 106 Конституции Украины и Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины" от 6 марта 1998 г., создается координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны - Совет национальной безопасности и обороны Украины.


Похожая информация.