Понятие конституционного строя. Основы его как конституционно-правовой институт. Правовой институт основ конституционного строя

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками :

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

16.Российская Федерация – демократическое государство: понятие, принципы, формы демократии.

Демокра́тия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости. Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия .

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,* референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах , а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов.

Инициатива - это процедура, средством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, которые позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .

2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. Между народными представителями и теми, кого они выражают, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

17.Российская Федерация – федеративное государство: понятие, признаки, принципы федеративного устройства РФ.

Федеративное государство - такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. Оно состоит из субъектов федерации (штатов, земель, княжеств, кантонов и т. п.), которые раньше были отдельными самостоятельными государствами.

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками : двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта Федерации; наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов Федерации); верховенством федерального права; непризнанием за субъектами Федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета); финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков).

Федеративное государство выполняет две главные функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Федеративное устройство России основывается на следующих принципах , закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России; равноправие и самоопределение народов в РФ; верховенство Конституции РФ и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип «государственная целостность» означает, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.

Принцип равноправия и самоопределения народов России проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69).

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов Федерации. Единство системы власти обусловлено тем, что органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе страны централизованного прокурорского надзора, наличием в механизме российской государственности института федерального Президента и др.

Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы обладают по отношению к законодательству субъектов Федерации высшей силой. Данный принцип вытекает из суверенитета России, распространяемого на всю ее территорию (ст.4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны

Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности.

Принцип равноправия субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические условия, равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий.

18.Российская Федерация – правовое государство: понятие, признаки, основные принципы.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» . Российская Федерация - правовое государство.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

1. Верховенство права.

В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция.

2. Разделение власти.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов.

3. Гарантированность прав и свобод граждан.

Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д.

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

19.Российская Федерация – социальное государство: понятие, принципы. Задачи и направления социальной политики РФ.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основные направления социальной политики:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Принципы социального государства

Экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

Развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

Гендерное равенство мужчин и женщин;

Участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

20.Суверенитет РФ: понятие, признаки. Народный суверенитет и его формы реализации в РФ.

Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы:
· государства юридически равны;
· каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
· каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
· территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
· каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные системы;
· каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории .

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором - вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.


Похожая информация.


Система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву называется конституционным строем.

Конституционный строй закрепляется системой правовых норм, различными отраслями российского права.

Основы конституционного строя регламентируются конституционным правом, закрепляющим основополагающие принципы государственного устройства, его существенные характеристики и отношения с человеком и обществом.

Положения конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия – это форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Демократическое государство определяется рядом признаков:

    единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

    высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы;

    власть формируется и осуществляется в соответствии с волей народа, т.е. она легитимна;

    государственная власть осуществляется и формируется с помощью демократических процедур;

    присвоение власти запрещается и преследуется по закону.

С принципом демократического государства тесно связны и такие принципы как разделение властей, идеологическое и политическое многообразие.

Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является суверенным государством.

Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, а также в международных отношениях.

Суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, с другой стороны – нахождением Российской Федерации в различных международных организациях. Ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям (такую передачу предусматривает ст. 79 Конституции РФ).

Государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту – государству, на него не влияет федеративное устройство России, субъекты РФ не обладают суверенитетом.

Статья 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:

    Российская Федерация – провозглашенная, т.е. конституционно-правовая федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

    субъекты Российской Федерации равноправны. Однако оно является формальным. Во 2-й части ст. 5 Конституции РФ республики называются государствами, и им предоставляется право иметь конституции, в отличие от республик иные субъекты могут принимать уставы. Кроме того, формальность равноправия субъектов федерации заключается в том, что реальное разделение полномочий между федерацией и ее субъектами происходит не только на основе Конституции РФ (ст. 71-73) и многостороннего Федеративного договора, но и н основе двусторонних договоров, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;

    принципом федеративного устройства государства является принцип государственной целостности, при котором субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации. Данный принцип находит свое выражение в едином государственном правовом и экономическом пространстве и едином гражданстве;

    принцип единства системы государственной власти означает, что система государственной власти в РФ строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Все субъекты государственной власти должны проводить общую государственную политику;

    механизмом реализации федеративного устройства государства является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации. Конституция РФ в ст. 71, 72 перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, ст. 73 Конституции РФ гласит, что в рамках, не указанных в Конституции РФ, предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти;

    принципом федеративного устройства является принцип равноправия и самоопределения народов, который означает право населения субъектов РФ осуществлять государственную власть на соответствующей территории, но не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.

Правовое государство – способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Принято выделять основные принципы правового государства:

    Господство права. Выражается в следующих моментах:

    единство права и закона (устанавливается в ст. 18 Конституции РФ);

    верховенство конституции, ее прямое действие (ст. 15 Конституции РФ);

    соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов (ст. 15, ч. 3 Конституции РФ);

    соблюдение иерархии источников права.

    Обеспечение прав и свобод человека.

    Разделение властей.

Статья 7 Конституции РФ закрепляет принцип социального государства, который состоит в том, что государство стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов, сглаживанию имеющегося в обществе социального расслоения.

Целью социального государства является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Содержание светского государства характеризуется следующими принципами:

    отделение церкви от государства;

    отделение школы от церкви;

    невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной;

    равенство религиозных объединений перед законом.

Республиканская форма правления. Форма правления выражает способ организации государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству называется монархией.

Форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными, избираемыми на определенный срок лицами, несущими ответственность перед народом (избирателями) называется республикой.

Существуют 2 основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:

    ст. 11 Конституции РФ гласит: верховную государственную власть в России осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ;

    высшие органы государственной власти являются выборными, получение полномочий по наследству или иным недемократическим порядком невозможно. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;

    Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

    Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия. Вотум недоверия не влечет никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Чтобы отправить Правительство РФ в отставку вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

конституционный строй демократия российский

Понятие, содержание и назначение института основ конституционного строя

Говоря об основах конституционного строя, необходимо разобраться с понятием «Конституционный строй». В современной науке конституционного права это понятие используется довольно часто. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла.

Однако в понятие "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция действительно надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Он обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики.

Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Определению понятия конституционного строя помогает определение современной Конституции. Конституция - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Говоря об основах конституционного строя, следует подчеркнуть, что они не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу.

Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» Ст.16, п.2. Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 - как светское.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации.

Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на конкретизацию, дальнейшее развитие основ конституционного строя.

В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

К числу основных институтов конституционного права относятся - институт основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ), институт прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ), институт федеративного устройства Российской Федерации (гл. 3 Конституции РФ), институт органов публичной власти (гл. 4-8 Конституции РФ). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Институт основ конституционного строя

Каждое современное государство обладает определенными свойствами, которые определяют его специфику. Они позволяют охарактеризовать государство как демократическое или тоталитарное, как республика или монархия и т.д.. Совокупность таких свойств позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или точнее - о государственном строе. Строй, зафиксированный в конституции государства, становится его конституционным строем, минимальными признаками которого ныне является судебная защита прав человека и разделение властей 28 .

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Легализация понятия «основы конституционного строя» является новым фактом не только для конституционного права нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, глава 1 которой так и на-

зывается: «Основы конституционного строя» . К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства. Соответственно в главе 1 «Основы конституционного строя» закреплены не все общественные отношения, характеризующие российскую государственность и входящие в предмет конституционно- правового регулирования, а только наиболее важные из них. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это - ценности демократии:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и др.

Это - ценности государственности:

«Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др.

Это - ценности социального мира:

«Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет парода; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканскую форму правления; разделение властей; правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм; социальное рыночное хозяйство; многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя:

  • - Российская Федерация - это демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.
  • - Российская Федерация является суверенным государством. Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.
  • - В Российской Федерации провозглашается народовластие. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный парод. Народовластие - волеизъявление парода в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление пародом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти пародом имеет место па выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, па собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д.. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, по с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.
  • - Российская Федерация - это государство с федеративным устройством, основными принципами его являются: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения пародов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России. Если вопрос относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.. Самостоятельную группу образуют полномочия РФ в сфере внешних сношений и обороны.
  • - Российская Федерация - это правовое государство, непреходящим общим началом которого является его связанность с правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе “индивид - общество -государство”. Взаимное равновесие элементов есть необходимое условие свободы, обеспечения юридической справедливости, при котором только и возможно правовое государственное устройство, отвечающее своему предназначению. Соответственно правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, по такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Поэтому правовое государство характеризуется наличием такой системы законодательства, которое обеспечивает защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

  • - В Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство обязано защищать, признавать и соблюдать права и свободы человека, установленные гл. 2 Конституции РФ.
  • - В Российской Федерации провозглашается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, то есть Конституционным судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.
  • - В Российской Федерации провозглашается независимость местного самоуправления. Гарантии самостоятельности местного самоуправления установлены в ст. 12 Конституции РФ.
  • - В Российской Федерации провозглашается идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений. Ни одна идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной.
  • - Российская Федерация - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Как видим, к основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления, которые не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Неслучайно главу 1 Конституции РФ называют «конституцией» в Конституции РФ. Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституционного характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится еще на начальном этапе решения этой задачи.

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А.
  • Страшуна. Общая часть. М., 2000. С. 1-2.
  • Сам конституционный строй как форма организации российского государствасодержательно закреплялся в той или иной мере и всеми российскими советскимиконституциями. Впервые же он был юридически частично обозначен в Основныхзаконах 23 апреля 1906 г. - акте конституционного значения. - См.: Кутафин О.Е.Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. С. 195.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

  • 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;
  • 2. Политико-правовой характер;
  • 3. Нормативность и общеобязательность;
  • 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;
  • 5. Определенность и категоричность;
  • 6. Сжатость и концентрированность положений;
  • 7. Постоянность действия;
  • 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;
  • 9. Целостность;
  • 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

  • - Гуманистические;
  • - Основные характеристики РФ;
  • - Экономические и политические;
  • - Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:

  • 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;
  • 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;
  • 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;
  • 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское государство – см. ст.14.

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.