Уполномоченным исполнительным органом государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти рф. Структура федеральных органов исполнительной власти

Изложенное выше свидетельствует о том, что в настоящее время происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской федерации. Оно является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, возглавляющим единую систему исполнительной власти.

Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ , федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, а также закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями, внесёнными в этом же году.

Правительство РФ - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы . Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии и Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст.112,113 Конституции РФ).

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесённые в Правительство РФ.


Федеральные министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст.114), федеральными законами и Указами Президента РФ.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральными конституционными законами .

Правительство в своей деятельности руководствуется рядом принципов, к которым в частности относятся:

Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

Принцип народовластия;

Принцип разделения властей;

Принцип ответственности;

Принцип гласности;

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 федерального конституционного закона «О Правительстве РФ».

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечёт отставку Правительства.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания , которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

В заседаниях Правительства вправе участвовать руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ, представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Счётной палаты и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, установленном Правительством.

Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ , где рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядка внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства, порядок оформления принимаемых на заседаниях решений.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

По предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства РФ. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседании Правительства. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства или федеральный министр.

Аппарат Правительства состоит из ряда структурных подразделений - департаментов (например, экономики, финансов, социального развития, государственной службы и кадров и т.д.), управлений (например, делопроизводства, юридическое, организационного и социального обеспечения, протокола), секретариата Председателя Правительства и секретариатов заместителей Председателя Правительства.

Правительство РФ и законодательный процесс.

Правительство РФ участвует в законодательной деятельности путём внесения законопроектов и поправок к находящимся на рассмотрении в Думе законопроектам.

Помимо законов и поправок к рассматриваемым законопроектам Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т.п.

Заключения, поправки и официальные отзывы подписываются Председателем Правительства или одним из его заместителей.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесённого Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.

Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членами Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Ответы о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах сообщаются в согласованные с комитетами, комиссиями сроки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации сейчас составляют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные органы.

1. Федеральные министерства (министерства РФ) - являются основным звеном системы федеральных органов исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства управляют непосредственно находящимися в их ведении государственными предприятиями и учреждениями.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

2. Государственные комитеты РФ - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Их отличие от федеральных министерств - коллегиальность органов и акцентирование их основного внимания на осуществлении межотраслевой координации. Однако по большому счёту различия между ними не столь существенны. Государственный комитет РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности (также как и его заместители) Правительством РФ.

3. Федеральные комиссии России. Это федеральные органы исполнительной власти, которые по своему административно-правовому статусу полностью приравнены к государственным комитетам РФ.

В настоящее время существуют две федеральные комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Федеральная энергетическая комиссия, например, призвана регулировать деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию и т.п.

Федеральную комиссию России возглавляет председатель федеральной комиссии России.

4. Федеральные службы .

К их числу относятся следующие федеральные службы:

Государственная фельдъегерская;

Внешней разведки;

Архивная;

Геодезии и картографии;

Железнодорожных войск;

Земельного кадастра;

По гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Безопасности;

По финансовому оздоровлению и банкротству;

Пограничная;

Специального строительства.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России.

5. Российские агентства. Характеризуются как органы, подобные федеральным службам, т.е. не имеющие необходимой функциональной определённости.

Система российских агентств следующая:

Российское агентство по патентам и товарным знакам;

Российское космическое агентство;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

По боеприпасам;

По патентам и товарным знакам;

По обычным вооружениям и т.д.

Многие из них фактически действуют как отраслевые министерства, осуществляя управление подведомственными государственными предприятиями.

6. Федеральные надзоры России.

В настоящее время действуют два федеральных исполнительных органа такого вида:

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Функции и полномочия федеральных надзоров связаны с осуществлением специализированной контрольно-надзорной, т.е. правоохранительной, деятельности.

7. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Главное управление специальных программ Президента РФ;

Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;

Управление делами Президента РФ.

Указ устанавливает перечень органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

1. Министерство внутренних дел РФ;

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3. Министерство иностранных дел РФ;

4. Министерство обороны РФ;

5. Министерство юстиции РФ;

6. Федеральная служба внешней разведки РФ;

7. Федеральная служба железнодорожных войск РФ;

8. Федеральная служба безопасности РФ;

9. Федеральная служба охраны;

10. Федеральная пограничная служба РФ;

11. Федеральная служба специального строительства РФ;

12. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и органы из группы «Иные федеральные органы исполнительной власти».

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах, назначает и освобождает от должности их руководителей.

Комментируемая статья введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ. Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок. Помимо этого, Закон определяет контрольный орган в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок - это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Глава 5 указанного Закона устанавливает порядок контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Комментарий к статье 23.83:

  1. Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы Комментарий к статье 19.3

Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.

Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно - право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти

Следует отметить, что практически все федеральные органы существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть - это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.

Признаки государственной власти

Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
  2. В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
  3. На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
  4. В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
  5. В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.

Особенности принципа разделения управления в стране

Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу

Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.

Исполнительная ветвь

Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.

Понятие структур исполнительной ветви

Федеральные власти РФ - это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств

Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:


Функции федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:

  • Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
  • Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
  • Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
  • Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.

Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.

Центральный исполнительный орган

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России

Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:

  1. Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
  2. Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
  3. Реализовать
  4. Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.

Структура органов исполнительной власти

Федеральные власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:

  1. Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
  2. Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
  3. Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
  4. В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.

Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.

Следует различать понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти - это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти - их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой - отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1) федеральные министерства:
2) федеральные службы;
3) федеральные агентства.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:
выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) - издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
- издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:
по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, втом числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

2. Говоря об уполномоченных органах, прежде всего необходимо различать сферу деятельности, где соответствующий уполномоченный орган вправе осуществлять властно-распорядительные функции в соответствии с его компетенцией. Понятие уполномоченного органа является собирательным и включает в себя ряд уполномоченных органов государственной власти, в компетенцию которых входит выполнять определенные публичные функции в соответствующей сфере авиации. Государственному регулированию деятельности в области авиации посвящена Глава III ВК РФ. Согласно ст.20 ВК РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Так, Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами (ст.24 ВК РФ).

Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны, а организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации (ст.25 ВК РФ).

Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности (ст.26 ВК РФ).

3. Помимо федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование деятельности в области различных видов авиации, по тексту Воздушного кодекса РФ также встречаются иные понятия уполномоченных органов, как то

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта (п.2 ст.83 ВК РФ, п.4 ст.85 ВК РФ, п.4,7,8 ст.105 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) на транспорте (п.5 ст.84 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел (п.5 ст.84 ВК РФ, п.4 ст.85 ВК РФ);

- органы внутренних дел (п.2 ст.83 ВК РФ, п.6 ст.84 ВК РФ, п.2 ст.85 ВК РФ, п.5 ст.105 ВК РФ);

Правоохранительные органы (п.2 ст.85¹, п.2 ст.96 ВК РФ);

- уполномоченный орган, наделенный соответствующим правом федеральным законом (п.2 ст.83 ВК РФ);

- уполномоченный орган в области использования воздушного пространства (п.2 ст.12 ВК РФ, п.2 ст.53 ВК РФ, ст.77 ВК РФ, п.1 ст.88 ВК РФ, п.1¹ ст.88 ВК РФ, ст.93 ВК РФ, п.2 ст.94 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, на который в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания (п.1 ст.88 ВК РФ);

- уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию или государственный учет воздушного судна (п.1 ст.94 ВК РФ);

- уполномоченные органы, на которые возложены полномочия по расследованию, классификации и учету авиационных происшествий или инцидентов соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации (п.3 ст.95 ВК РФ);

- орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму (п.8 ст.105 ВК РФ);

- уполномоченный орган, имеющий подразделение государственной авиации (п.1 ст.33 ВК РФ, п.5 ст.34 ВК РФ);

- специально уполномоченный орган, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (п.2 ст.44 ВК РФ);

- уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов (п.7,8 ст.37 ВК РФ);

- уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских аэродромов и аэропортов (п.4 ст.48 ВК РФ);

- Правительство Российской Федерации (п.2 ст.14 ВК РФ, ст.15 ВК РФ, ст.17 ВК РФ, п.2 ст.22 ВК РФ, п.2 ст.23 ВК РФ, ст.30 ВК РФ, п.5 ст.40 ВК РФ, п.1 ст.44 ВК РФ, п.2 ст.50 ВК РФ, п.3 ст.69 ВК РФ, п.1 ст.70 ВК РФ, ст.72 ВК РФ, ст.75 ВК РФ, п.4 ст.79 ВК РФ);

Уполномоченный орган в области связи (п.2 ст.76 ВК РФ, ст.77 ВК РФ, п.2 ст.78 ВК РФ);

- уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п.1 ст.52 ВК РФ);

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст.73 ВК РФ);

- соответствующий уполномоченный орган (п.7 ст.33 ВК РФ, п.1 ст.76 ВК РФ).

Иногда Воздушный кодекс РФ использует понятие уполномоченного лица, например уполномоченное лицо соответствующего уполномоченного органа (п.2 ст.81 ВК РФ); уполномоченное на то лицо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.2 ст.85 ВК РФ).

4. Из буквального толкования ст.6 ВК РФ видно, что под уполномоченным органом законодатель понимает, во-первых, федеральный орган исполнительной власти и, во-вторых, органы, которым полномочия федерального органа исполнительной власти предоставлены федеральным законом, указом Президента России или постановлением Правительства России. Таким образом, ст.6 ВК РФ не раскрывает понятие уполномоченного органа, а лишь указывает на орган государственной власти (исполнительной власти) федерального уровня или иной орган, обладающий соответствующей компетенцией.

Следует также отметить, что понятие уполномоченного органа, приведенное в ст.6 ВК РФ, применяется только в Воздушном кодексе РФ, на что указывает фраза «В целях настоящего кодекса..». Таким образом, можно сказать, что законодатель обозначил границы использования понятия уполномоченного органа в приведенном значении. Следовательно, данное понятие не должно использоваться в других источниках воздушного права, за исключением тех, которые принимаются в целях развития положений данной нормы.

Система и структура органов государственной власти определяется указом Президента РФ . В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Причем, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

5. Функции федерального органа исполнительной власти исчерпывающим образом приведены в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004№314 в действующей редакции (далее - Указ №314). Указ №314 различает следующие функции:

По принятию нормативных правовых актов;

По контролю и надзору;

По управлению государственным имуществом;

По оказанию государственных услуг.

Так, функция по принятию нормативных правовых актов (по нормативно-правовому регулированию) по своей природе является правотворческой и состоит в том, что компетентный орган государственной власти создает обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, которые облечены в нормы права составляющие содержание нормативного правового акта. Подробнее о нормативном правовом акте можно узнать в комментарии к ст.2 ВК РФ.

Под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Деятельность по контролю и надзору, как отмечает Е.Г. Бабелюк, во-первых, направлена на обеспечение законности и правопорядка; во-вторых, всегда связана с дополнительным обязыванием; в-третьих, результатом проведения контрольно-надзорных мероприятий может быть ограничение прав и свобод частных лиц, в частности, применение мер ответственности .

Под функцией по управлению государственным имуществом необходимо понимать реализацию федеральным органом исполнительной власти полномочия собственника федерального имущества. Реализация функции по управлению государственным имуществом может заключаться, в частности, в передаче имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление подведомственным юридическим лицам (государственным унитарным предприятиям или учреждениям), а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Нормативная характеристика функции по оказанию государственных услуг включает несколько принципиальных моментов: во-первых, выполнение государственных услуг может быть передано частным организациям, во-вторых, государственные услуги могут быть оказаны на платной основе . Государственные услуги могут предоставляться в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Так, С.А. Белов выделяет пять принципов правового регулирования, позволяющих осуществить юридическое разграничение понятий государственной контрольно-надзорной (властно-принудительной) деятельности и деятельности по оказанию государственных услуг. Так, во-первых, контрольно-надзорная деятельность осуществляется в общественных (государственных) интересах, а не в интересах гражданина. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности цель обеспечения государственной и общественной безопасности позволяет устанавливать требования, которые обременяют конкретного гражданина и тем самым противоречат его интересам. При оказании государственных услуг государство стремится удовлетворить потребности гражданина и тем самым реализует его интерес.

Во-вторых, получение государственной услуги всегда должно оставаться добровольным для гражданина. В случае же осуществления контрольно-надзорной деятельности государство устанавливает юридическую обязательность обращения гражданина к государству.

В-третьих, получение государственной услуги гражданином может быть вынуждено только вследствие отсутствия возможности получить эту услугу в частной организации или недоступности ее в частных организациях из-за цены. Властные полномочия не должны использоваться для навязывания услуги и путем совмещения контрольно-надзорной деятельности с деятельностью по оказанию услуг.

В-четвертых, методы реализации контрольно-надзорных полномочий предполагают обязательность исполнения гражданином предписаний должностных лиц государственных органов, в то время как государственные услуги связаны не с обременительным и принудительным, а с предоставляющим воздействием государства.

Наконец, в-пятых, как контрольно-надзорная деятельность, так и деятельность по оказанию государственных услуг может быть бесплатна для гражданина. Вместе с тем при осуществлении контрольно-надзорной деятельности размер платы не связан с объемом деятельности уполномоченного органа (чаще всего предусмотрено взимание государственной пошлины); при регулировании платы за получение государственных услуг размер оплаты, хотя он нормативно и зафиксирован, увязывается с объемом услуг, которые предоставляются гражданину, и может быть увязан с размером расходов на их оказание .

6. В соответствии с п.3 Указа №314, федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

7. В соответствии с приведенным в ст.20 ВК РФ делением авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную, уполномоченным органом осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в каждой конкретной области авиации, является компетентное в данной области федеральное министерство.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации , Минтранс России является Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации , использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.

В области государственной авиации , уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, является Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны России , Минобороны России, в частности, осуществляет полномочия по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации, по государственному контролю за деятельностью авиационного персонала государственной авиации, а также осуществляет расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации .

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Так, Минпромторг России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере авиационной и судостроительной промышленности . Министерство промышленности и торговли России, организует выполнение работ по созданию авиационной техники, организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами, а также осуществляет ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации и государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации .

8. В соответствии с п.4 Указа №314, федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

9. В соответствии с п.5 Указа №314, федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) утратил силу. - Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

10. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Следовательно, Минтранс России и подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство, являются уполномоченными органами в сфере гражданской авиации .

11. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.

Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, а также участвовать (но не организовывать) в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий.

Исчерпывающим образом полномочия Ространснадзора перечислены в Положении о федеральной службе по надзору в сфере транспорта .

12. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Федеральное агентство воздушного транспорта взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Исчерпывающим образом полномочия Росавиации перечислены в Положении о федеральном агентстве воздушного транспорта .

13. Определенный интерес представляет статус Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), определяемый в соответствии с указом Президента РФ от 02.05.2006 №448 . Понятие уполномоченного органа указ Президента не использует. В соответствии с п.1 данного указа, Представительство РФ при ИКАО является государственным органом внешних сношений Российской Федерации.

Представитель РФ при ИКАО назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ, согласованному с Министерством иностранных дел РФ (далее - МИД РФ).

Представитель РФ при ИКАО имеет двух заместителей. Одна должность заместителя Представителя РФ при ИКАО замещается представителем МИД РФ. Лицо, занимающее эту должность, является работником МИД РФ, назначается на должность и освобождается от должности Министром иностранных дел РФ по согласованию с Минтрансом России.

Другой заместитель Представителя РФ при ИКАО назначается на должность и освобождается от должности Министром транспорта РФ. Указанный заместитель представляется Совету ИКАО для назначения его членом Аэронавигационной комиссии ИКАО .

14. Как следует из буквального толкования комментируемой статьи, под уполномоченными органами, помимо федеральных органов исполнительной власти, понимаются также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

В данном случае речь может идти как об органах государственной власти, не относящимся к федеральными органами исполнительной власти, так и об иных образованиях, полномочия федерального органа исполнительной власти которым переданы на аутсорсинг .

Аутсорсинг представляет собой механизм выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Аутсорсинг рассматривается как инструмент оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействию коррупции .

15. Полномочия федерального органа исполнительной власти могут быть переданы также международной организации.

Так, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». Участниками Соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Данным Соглашением МАК определен исполнительным органом 12 государств бывшего Союза ССР по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства.

Основные направления деятельности МАК: Разработка авиационных норм, правил и требований; сертификация авиационной техники, аэродромов и оборудования; информация по безопасности полетов; расследование авиационных происшествий на территории стран-участниц соглашения с участием гражданских воздушных судов.

. В настоящее время действует система и структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 (в ред. указов Президента РФ от 20.05.2004 №649, от 14.11.2005 №1319, от 23.12.2005 №1522, от 15.02.2007 №174, от 24.09.2007 №1274, от 12.05.2008 №724, от 07.10.2008 №1445, от 25.12.2008 №1847, от 22.06.2010 №773, с изм., внесенными указами Президента РФ от 15.03.2005 №295, от 27.03.2006 №261, от 22.06.2009 №710).

. Е.Г. Бабелюк. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства/ Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - с.48.

. Там же, с.47.

. С.А. Белов. Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг/ Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - с.73-76.

. «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №395 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 02.06.2006 №348, от 14.12.2006 №767, от 16.02.2008 №83, от 11.03.2008 №161, от 21.04.2008 №288, от 30.04.2008 №325, от 28.05.2008 №399, от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 08.01.2009 №6, от 27.01.2009 №43, от 24.03.2009 №251, от 22.04.2009 №354, от 05.08.2009 №638, от 12.08.2009 №656, от 02.09.2009 №716, от 17.12.2009 №1033, от 02.02.2010 №38, от 02.02.2010 №40, от 09.03.2010 №133, от 17.03.2010 №152, от 17.03.2010 №160, от 01.04.2010 №211, от 09.06.2010 №413, от 15.06.2010 №438, от 26.07.2010 №553 ).

. «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», указ Президента РФ от 16.08.2004 №1082 (в ред. Указов Президента РФ от 03.09.2005 №1045, от 05.09.2005 №1049, от 15.04.2006 №377, от 07.05.2007 №589, от 27.06.2007 №817, от 09.11.2007 №1477, от 29.07.2008 №1137, от 23.10.2008 №1517, от 17.11.2008 №1624, от 17.11.2008 №1625, от 19.05.2009 №569, от 01.09.2009 №985, от 14.05.2010 №589, от 06.07.2010 №845, от 26.08.2010 №1070, от 27.12.2010 №1626, от 02.01.2011 №21 ).

. Там же, п.7.

. «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №438 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 27.01.2009 №43, от 10.03.2009 №218, от 15.06.2009 №482, от 23.06.2009 №523, от 12.08.2009 №656, от 02.02.2010 №37, от 20.02.2010 №67, от 09.06.2010 №405, от 15.06.2010 №438, от 26.07.2010 №553, от 20.08.2010 №650, от 20.08.2010 №651, от 29.10.2010 №871).

. Там же, п.5.

. Необходимо отметить, что с момента принятия Указа №314 в системе федеральных органов исполнительной власти был еще один орган, уполномоченный в области транспорта, в области гражданской авиации, в области обороны, в области использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания - Федеральная аэронавигационная служба.

Образована Федеральная аэронавигационная служба была в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральной аэронавигационной службе» от 05.09.2005 №1049, как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Руководитель Росаэронавигации подчинялся Председателю Правительства РФ.

После принятия указа Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 №724, Федеральная аэронавигационная служба перешла в ведение Министерства транспорта РФ.

В соответствии с указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» от 11.09.2009 №1033 Федеральная аэронавигационная служба была упразднена, а ее функции перераспределены между Росавиацией и Ространснадзором.

. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №398 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 03.10.2006 №600, от 14.12.2006 №767, от 17.12.2007 №879, от 23.06.2008 №467, от 28.07.2008 №573, от 07.11.2008 №814, от 07.11.2008 №831, от 27.01.2009 №43, от 24.03.2009 №251, от 22.04.2009 №354, от 16.07.2009 №584, от 08.08.2009 №649, от 02.09.2009 №716, от 17.12.2009 №1033, от 09.06.2010 №409, от 15.06.2010 №438 ).

. «Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства воздушного транспорта федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности», распоряжение Руководителя Росавиации от 10.12.2010.

. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №396 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 21.04.2008 №288, от 23.06.2008 №467, от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 27.01.2009 №43, от 22.04.2009 №354, от 08.08.2009 №649, от 17.12.2009 №1033, от 02.02.2010 №40, от 17.03.2010 №160, от 15.06.2010 №438 ).

. «О Представительстве Российской Федерации при Международной морской организации и Представительстве Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации», указ Президента РФ от 02.05.2006 №448 (в ред. указа Президента РФ от 11.09.2009 №1133).

. Аэронавигационная комиссия состоит из девятнадцати членов, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. Эти лица обладают соответствующей квалификацией и опытом в научной и практической областях аэронавтики. Совет обращается ко всем Договаривающимся государствам с просьбой о представлении кандидатур. Председатель Аэронавигационной комиссии назначается Советом (ст.56 Конвенции о международной гражданской авиации, Чикаго, 1944).

. Так, постановлением Правительства РФ от 14.05.1996 №583 «Вопросы Федеральной авиационной службы России», в целях повышения безопасности и регулярности полетов воздушных судов, формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации, было создано ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». На данную организацию возложена функция предоставления аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства.

. «О концепции Административной реформы в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221. Так, одним из направлений административной реформы в 2006-2007 год было декларировано: разработка и принятие нормативных правовых актов и разработка методической базы для механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов. В плане на 2008 год указано: внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.