Войска (силы) и федеральные органы (спецслужбы), где предстоит служить военнообязанным в случае призыва или поступления по контракту на военную службу. Правовое положение федерального агентства правительственной связи и информации при президенте рф Фапси

П Р И К А З Федерального агентства правительственной связи и информации от 1 октября 2002 г. N 284 Об утверждении Положения Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 г. Регистрационный N 3901 В целях совершенствования правового регулирования и повышения эффективности деятельности центров правительственной связи приказываю: Утвердить Положение о центре правительственной связи (приложение 1) для каждого центра правительственной связи согласно приложению 2. ___________ Приложение 1 при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П О Л О Ж Е Н И Е о центре правительственной связи I. Общие положения 1. Центр правительственной связи (далее - Центр) является федеральным органом правительственной связи и информации, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организацию, эксплуатацию и развитие правительственной связи и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, информационное обеспечение органов государственной власти. Центр входит в единую систему федеральных органов правительственной связи и информации. 2. Центр подчиняется управлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. 3. Центр при решении возложенных на него задач взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности. 4. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФАПСИ, а также настоящим Положением. 5. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, бюджетные лицевые счета в органах федерального казначейства и в разрешенных случаях - текущие счета в банках. Центр от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде. 6. Центр имеет необходимые для осуществления своей деятельности соответствующие печати, штампы, бланки. 7. Центр имеет действительное и условное наименования. 8. Материально-техническое и тыловое обеспечение Центра, а также социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. 9. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося на балансе Центра, осуществляют Минимущество России и ФАПСИ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. Центр финансируется из федерального бюджета, а также из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 11. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи Центра 12. Основными задачами Центра являются: 1) обеспечение правительственной связью и иными видами специальной связи органов государственной власти, а также организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе из неподготовленных в отношении связи районов и при чрезвычайных ситуациях); 2) обеспечение функционирования, развития и совершенствования систем правительственной связи и иных видов специальной связи; 3) участие в обеспечении в пределах своей компетенции криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной системе специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС), обнаружение и предупреждение информационных воздействий на ИТКС; 4) осуществление государственного контроля за организацией, обеспечением функционирования и безопасности шифрованной связи на подконтрольных объектах шифрслужб; 5) обеспечение радиоконтроля в полосе частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации; 6) участие в проведении государственной политики в области правовой информатизации России, реализация мероприятий по правовой информатизации в субъекте Российской Федерации; 7) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 8) участие в формировании государственных информационных ресурсов в субъекте Российской Федерации; 9) участие в пределах своей компетенции в обеспечении защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. III. Основные функции Центра 13. Основными функциями Центра в соответствии с возложенными на него задачами являются: 1) участие в пределах своей компетенции в обеспечении президентской связи; 2) проведение мероприятий по организации и обеспечению в установленном порядке правительственной связи и иных видов специальной связи в мирное и военное время, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием возможностей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и ведомственных сетей связи; 3) организация резервных каналов связи, восстановление правительственной связи и иных видов специальной связи при повреждениях на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации; 4) эксплуатация технических средств сетей правительственной связи и иных видов специальной связи; 5) обеспечение готовности к работе в условиях военного времени резервных станций правительственной и засекреченной связи на запасных пунктах управления органов государственной власти, поддержание в постоянной готовности к задействованию по предназначению технических средств правительственной связи и иных видов специальной связи на этих пунктах; 6) участие в пределах своей компетенции в организации и проведении работ по обеспечению информационной безопасности помещений органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 7) участие в пределах своей компетенции по просьбам таможенных органов Российской Федерации в организации и проведении экспертизы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), имеющих в своем составе шифровальные средства, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых из Российской Федерации; 8) осуществление инспектирования и проверок по специальным вопросам подконтрольных объектов шифровальных служб; 9) участие в координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию защищенных информационно-телекоммуникационных систем; 10) участие в пределах своей компетенции в лицензионной и сертификационной деятельности; 11) противодействие техническим разведкам; 12) взаимодействие с органами, осуществляющими надзор за связью в субъекте Российской Федерации, при согласовании вопросов установки радиосредств, поиск источников радиопомех в полосах частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации, а также при осуществлении радиотехнического контроля; 13) осуществление совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации сбора и аналитической обработки документированной открытой информации, а также информации ограниченного распространения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъекте Российской Федерации, правовой и другой информации; 14) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при решении задач, возложенных на Центр; 15) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 16) участие в создании и ведении информационных систем, формировании банка данных информационных ресурсов субъекта Российской Федерации; 17) участие в создании, обеспечении функционирования и развития информационно-телекоммуникационных систем и баз данных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 18) участие в создании общероссийской сети публичных центров правовой информации в субъекте Российской Федерации; 19) техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем главного федерального инспектора (федерального инспектора) аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе; 20) выполнение в установленном порядке функций заказчика строительства и реконструкции объектов правительственной связи и иных видов специальной связи, а также жилищного строительства; 21) обеспечение в пределах своей компетенции государственной и иной охраняемой законом тайны; 22) подготовка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры Центра; 23) проведение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья сотрудников Центра, предотвращению их гибели и травматизма; 24) проведение кадровой, воспитательной и правовой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 25) обеспечение во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности и другими правоохранительными органами мероприятий по защите сотрудников Центра и членов их семей от противоправных посягательств, а также по профилактике правонарушений среди сотрудников Центра; 26) организация охраны и обороны зданий и сооружений Центра, обеспечение безопасности перевозок специальных грузов - носителей сведений, составляющих государственную тайну; 27) проведение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в местах расположения объектов Центра; 28) формирование фонда служебного жилья и управление им, подготовка предложений по обеспечению жильем сотрудников Центра и учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 29) организация и ведение бухгалтерского учета в порядке, установленном для бюджетных организаций; составление и своевременное представление статистической и бухгалтерской отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 30) выполнение других функций, предусмотренных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами ФАПСИ. IV. Основные права Центра 14. Центр имеет право в установленном порядке: 1) проводить в пределах своей компетенции специальные обследования помещений, специальные проверки и специальные исследования технических средств органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 2) осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, защита которых входит в компетенцию Центра; 3) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной связи и иных видов специальной связи, а также по иным вопросам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) осуществлять доступ на объекты связи независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на территории которых проходят линии правительственной связи или на которой размещены средства правительственной связи, а также пользоваться технической документацией таких объектов и выполнять на них работы, связанные с осуществлением функций, возложенных на Центр; 5) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи и иных видов специальной связи; 6) проводить в пределах своей компетенции мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности (за исключением шифровальных органов министерств и ведомств Российской Федерации); 7) работать со сведениями, составляющими государственную тайну; 8) заключать для решения возложенных на Центр задач и функций договоры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 9) арендовать в установленном порядке в пределах выделенных лимитов денежных средств необходимые для решения возложенных на Центр задач помещения, строения и другую недвижимость; 10) оказывать содействие на договорной основе организациям независимо от форм собственности в разработке и реализации мер защиты сведений конфиденциального характера с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации; 11) оказывать при соблюдении мер защиты информации услуги местной и междугородной связи, а также подвижной радиосвязи с использованием ресурсов сети общего пользования при получении в случае необходимости лицензий соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 12) осуществлять на договорной основе приносящую доход деятельность по предоставлению услуг правительственной связи и иных видов специальной связи физическим и юридическим лицам и взимать плату по тарифам, установленным ФАПСИ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. V. Организация деятельности Центра 15. Структуру и штат Центра утверждает генеральный директор ФАПСИ. 16. Центр возглавляет начальник Центра, который непосредственно подчиняется начальнику управления Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. Назначение на должность и освобождение от должности начальника Центра осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФАПСИ. 17. Начальник Центра: 1) руководит деятельностью Центра и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач; 2) руководит подготовкой и воспитанием сотрудников Центра; 3) осуществляет без доверенности действия от имени Центра; 4) является прямым начальником сотрудников Центра. Пользуется в отношении военнослужащих правами, установленными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; 5) принимает в установленном порядке на военную службу (работу), назначает на воинские должности (должности), увольняет с военной службы (работы), предоставляет отпуска, а также реализует в пределах своей компетенции другие права при работе с кадрами; 6) утверждает положения о подразделениях Центра и должностные обязанности сотрудников Центра; 7) обеспечивает соблюдение штатной и финансовой дисциплины; 8) распоряжается денежными средствами Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 9) отвечает за обеспечение безопасности военной службы, необходимых условий труда для сотрудников Центра, обеспечение их правовой и социальной защищенности, осуществление мероприятий по охране труда, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; 10) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, входящим в его компетенцию; 11) осуществляет другие функции, пользуется другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. ___________ Приложение 2 к приказу Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П Е Р Е Ч Е Н Ь центров правительственной связи I. Центральный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Белгородской области (г. Белгород) 2. Центр правительственной связи в Брянской области (г. Брянск) 3. Центр правительственной связи во Владимирской области (г. Владимир) 4. Центр правительственной связи в Воронежской области (г. Воронеж) 5. Центр правительственной связи в Ивановской области (г. Иваново) 6. Центр правительственной связи в Калужской области (г. Калуга) 7. Центр правительственной связи в Костромской области (г. Кострома) 8. Центр правительственной связи в Курской области (г. Курск) 9. Центр правительственной связи в Липецкой области (г. Липецк) 10. Центр правительственной связи в Орловской области (г. Орел) 11. Центр правительственной связи в Рязанской области (г. Рязань) 12. Центр правительственной связи в Смоленской области (г. Смоленск) 13. Центр правительственной связи в Тамбовской области (г. Тамбов) 14. Центр правительственной связи в Тверской области (г. Тверь) 15. Центр правительственной связи в Тульской области (г. Тула) 16. Центр правительственной связи в Ярославской области (г. Ярославль) II. Северо-Западный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Карелия (г. Петрозаводск) 2. Центр правительственной связи в Республике Коми (г. Сыктывкар) 3. Центр правительственной связи в Архангельской области (г. Архангельск) 4. Центр правительственной связи в Вологодской области (г. Вологда) 5. Центр правительственной связи в Калининградской области (г. Калининград) 6. Центр правительственной связи в Мурманской области (г. Мурманск) 7. Центр правительственной связи в Новгородской области (г. Великий Новгород) 8. Центр правительственной связи в Псковской области (г. Псков) III. Южный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Адыгея (Адыгея) (г. Майкоп) 2. Центр правительственной связи в Республике Дагестан (г. Махачкала) 3. Центр правительственной связи в Республике Ингушетия (г. Назрань) 4. Центр правительственной связи в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) 5. Центр правительственной связи в Республике Калмыкия (г. Элиста) 6. Центр правительственной связи в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск) 7. Центр правительственной связи в Республике Северная Осетия - Алания (г. Владикавказ) 8. Центр правительственной связи в Чеченской Республике (г. Грозный) 9. Центр правительственной связи в Краснодарском крае (г. Краснодар) 10. Центр правительственной связи в Ставропольском крае (г. Ставрополь) 11. Центр правительственной связи в Астраханской области (г. Астрахань) 12. Центр правительственной связи в Волгоградской области (г. Волгоград) 13. Центр правительственной связи на Кавказских Минеральных Водах (г. Кисловодск) IV. Приволжский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Башкортостан (г. Уфа) 2. Центр правительственной связи в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола) 3. Центр правительственной связи в Республике Мордовия (г. Саранск) 4. Центр правительственной связи в Республике Татарстан (Татарстан) (г. Казань) 5. Центр правительственной связи в Удмуртской Республике (г. Ижевск) 6. Центр правительственной связи в Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары) 7. Центр правительственной связи в Кировской области (г. Киров) 8. Центр правительственной связи в Оренбургской области (г. Оренбург) 9. Центр правительственной связи в Пензенской области (г. Пенза) 10. Центр правительственной связи в Пермской области (г. Пермь) 11. Центр правительственной связи в Самарской области (г. Самара) 12. Центр правительственной связи в Саратовской области (г. Саратов) 13. Центр правительственной связи в Ульяновской области (г. Ульяновск) V. Уральский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Курганской области (г. Курган) 2. Центр правительственной связи в Тюменской области (г. Тюмень) 3. Центр правительственной связи в Челябинской области (г. Челябинск) VI. Сибирский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Алтай (г. Горно-Алтайск) 2. Центр правительственной связи в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) 3. Центр правительственной связи в Республике Тыва (г. Кызыл) 4. Центр правительственной связи в Республике Хакасия (г. Абакан) 5. Центр правительственной связи в Алтайском крае (г. Барнаул) 6. Центр правительственной связи в Красноярском крае (г. Красноярск) 7. Центр правительственной связи в Иркутской области (г. Иркутск) 8. Центр правительственной связи в Кемеровской области (г. Кемерово) 9. Центр правительственной связи в Омской области (г. Омск) 10. Центр правительственной связи в Томской области (г. Томск) 11. Центр правительственной связи в Читинской области (г. Чита) VII. Дальневосточный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Саха (Якутия) (г. Якутск) 2. Центр правительственной связи в Приморском крае (г. Владивосток) 3. Центр правительственной связи в Амурской области (г. Благовещенск) 4. Центр правительственной связи в Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский) 5. Центр правительственной связи в Магаданской области (г. Магадан) 6. Центр правительственной связи в Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) 7. Центр правительственной связи в Еврейской автономной области (г. Биробиджан) ___________

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации
(ФАПСИ)
Страна Россия Россия
Создана 24.12 .
Распущена (преобразована) 11 марта
Юрисдикция президент Российской Федерации
Штаб-квартира Москва , Россия
Преемник Спецсвязь ФСО России
Руководство
Руководитель генеральный директор
Сайт fagci.ru

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - специальный орган Российской Федерации , существующий с 24 декабря 1991 года

История

Структура

Структура ФАПСИ была строго засекречена и, по некоторым данным, была схожа со структурой американской спецслужбы АНБ , имеющей схожие цели и задачи. Однако, большинство источников указывают в структуре ФАПСИ следующие подразделения:

  • Главное научно-техническое управление
  • Главное управление правительственной связи
  • Главное управление безопасности связи
  • Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи
  • Главное управление информационных систем
  • Главное административное управление
  • Криптографическая служба
  • Управление внешних связей

Цели и задачи

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи , иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например, Курс ФАПСИ (с 2000 года 6-й дивизион) при ГВИ ФПС России.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

С развитием интернет-технологий перед поставщиками телекоммуникационных услуг встал вопрос об обеспечении сохранности конфиденциальной информации своих пользователей, что предполагало использование средств криптографической защиты. Лицензирование всех этих средств, а также самой деятельности поставщиков телекоммуникационных услуг занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации, однако для конечного пользователя, лицензия ФАПСИ для использования СКЗИ (средств криптографической защиты информации) не требовалась .

Прямой и самой главной обязанностью ФАПСИ было обеспечение шифрования линий связи президента и премьер-министра, а также отслеживание и пресечение несанкционированного доступа ко всем электронным системам, имеющих отношение к государственной инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и другим. Об этом сотрудники ФАПСИ докладывали высшему руководству на немногочисленных несекретных докладах. Кроме того, Агентство пристально следило за деятельностью других государств в этой области, отслеживало все экономические транзакции, а также занималось наблюдением интернет-активности, что, по некоторым данным, давало Агентству возможность отслеживать действия некоторых людей в сети. Активно прорабатывалась концепция информационного оружия в контексте ведения боевых действий, как альтернатива оружию массового поражения .

Руководство

Генеральные директора

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

Код номерных знаков

Код номерных знаков транспортных средств Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - 16.

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.

Штаб-квартира Агентства на Большом Кисельном (фото с официального сайта ФАПСИ)

ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

 организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

 обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

 организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

 организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

 обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

История ФАПСИ

По некоторым данным, ФАПСИ создано на базе двух управлений КГБ - 8 и 16-го. 16-ое управление, специализирующееся исключительно на электронной разведке, было создано Щелепеным в 1969 году под руководством Николая Николаевича Андреева. В 1973 году Андреева сменил генерал-майор Игорь Васильевич Маслов. Управление работало в тесной связи с 16 отделом ПГУ (внешняя разведка).

Структурой, непосредственно предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем Комитета 25 сентября 1991 года был назначен А.В.Старовойтов.

10 октября 1991 Президентом Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет.

К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.

24 декабря 1991 года указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР. Генеральным директором ФАПСИ назначен А.В.Старовойтов.

Первым заместителем – начальником управления по работе с личным составом стал Макаров Владимир Викторович. Заместителем директора был назначен генерал-майор Куранов Анатолий Иванович.

18 февраля 1994 года заместителем директора ФАПСИ стал подполковник Киселев Борис Валентинович, генеральный конструктор правовой информатизации России.

Эмблема ФАПСИ была определена только 15.03.99 Указом Президента № 338.

21 февраля 1994 в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента.

Начальником его назначен Левченко Владимир Александрович, до этого - первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 УИР снова было передано в Администрацию Президента и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента.

Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 Указом Президента 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".

На 90 год, кроме штаб-квартиры на площади Дзержинского в голавном здании КГБ, имело компьютерный комплекс в центре Москвы и большую исследовательскую лабораторию в Кунцево, в15 км от Ясенево к северо-западу.

7 декабря 1998 года Указом Президента РФ генеральным директором ФАПСИ был назначен Шерстюк Владислав Петрович, до этого возглавлявший 3-е главное управление Агентства (радиоэлектронная разведка).

31 мая 1999 года Указом Президента РФ Шерстюк был заменен на Матюхина Владимира Георгиевича, специалиста в области средств защиты информации.

История органов криптографической (шифровальной и дешифровальной) службы и радиоразведки:

Спецотдел при ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - 1936

Спецотдел при НКВД июнь-сентябрь 1938

7-й отдел ГУГБ НКВД СССР

5 спецотдел НКГБ

5 Управление НКВД ноябрь 1942 -

Пятое управление НКГБ

Седьмое управление КИ

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК ВКП(б) октябрь 1949 -

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК КПСС - март 1954

Шестнадцатое управление КГБ при СМ СССР

Восьмое Главное управление КГБ СССР июль 1978 -

Шестнадцатое управление КГБ СССР

 Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ

 Главное управление безопасности связи (ГУБС) ФАПСИ

 Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС) ФАПСИ

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Эмблема ФАПСИ, 1999 г.
Страна: Россия
Создана: 24 декабря 1991 года
Распущена (преобразована): 1 июля 2003 года
Штаб-квартира: Москва , Россия
Руководство
Руководитель:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - Спецслужба Российской Федерации , существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года .

В 1990-х годах должность главы ФАПСИ называлась «Генеральный директор - Главнокомандующий войсками» [источник? ] .

Генеральные директора ФАПСИ

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

См. также

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации" в других словарях:

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия - Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Эмблема ФАПСИ, 1999 г. Флаг ФАПСИ, 2001 г. Спецслужба Российской Федерации, существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года. Полное наименование: Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте… … Википедия

    ВЧК при СНК РСФСР (1917 1922) ГПУ при НКВД РСФСР (1922 1923) ОГПУ при СНК CCCР (1923 1934) … Википедия