Федеральная служба правительственной связи и информации. Федеральные органы правительственной связи и информации. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

П Р И К А З Федерального агентства правительственной связи и информации от 1 октября 2002 г. N 284 Об утверждении Положения Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 г. Регистрационный N 3901 В целях совершенствования правового регулирования и повышения эффективности деятельности центров правительственной связи приказываю: Утвердить Положение о центре правительственной связи (приложение 1) для каждого центра правительственной связи согласно приложению 2. ___________ Приложение 1 при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П О Л О Ж Е Н И Е о центре правительственной связи I. Общие положения 1. Центр правительственной связи (далее - Центр) является федеральным органом правительственной связи и информации, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организацию, эксплуатацию и развитие правительственной связи и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, информационное обеспечение органов государственной власти. Центр входит в единую систему федеральных органов правительственной связи и информации. 2. Центр подчиняется управлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. 3. Центр при решении возложенных на него задач взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности. 4. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФАПСИ, а также настоящим Положением. 5. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, бюджетные лицевые счета в органах федерального казначейства и в разрешенных случаях - текущие счета в банках. Центр от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде. 6. Центр имеет необходимые для осуществления своей деятельности соответствующие печати, штампы, бланки. 7. Центр имеет действительное и условное наименования. 8. Материально-техническое и тыловое обеспечение Центра, а также социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. 9. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося на балансе Центра, осуществляют Минимущество России и ФАПСИ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. Центр финансируется из федерального бюджета, а также из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 11. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи Центра 12. Основными задачами Центра являются: 1) обеспечение правительственной связью и иными видами специальной связи органов государственной власти, а также организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе из неподготовленных в отношении связи районов и при чрезвычайных ситуациях); 2) обеспечение функционирования, развития и совершенствования систем правительственной связи и иных видов специальной связи; 3) участие в обеспечении в пределах своей компетенции криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной системе специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС), обнаружение и предупреждение информационных воздействий на ИТКС; 4) осуществление государственного контроля за организацией, обеспечением функционирования и безопасности шифрованной связи на подконтрольных объектах шифрслужб; 5) обеспечение радиоконтроля в полосе частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации; 6) участие в проведении государственной политики в области правовой информатизации России, реализация мероприятий по правовой информатизации в субъекте Российской Федерации; 7) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 8) участие в формировании государственных информационных ресурсов в субъекте Российской Федерации; 9) участие в пределах своей компетенции в обеспечении защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. III. Основные функции Центра 13. Основными функциями Центра в соответствии с возложенными на него задачами являются: 1) участие в пределах своей компетенции в обеспечении президентской связи; 2) проведение мероприятий по организации и обеспечению в установленном порядке правительственной связи и иных видов специальной связи в мирное и военное время, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием возможностей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и ведомственных сетей связи; 3) организация резервных каналов связи, восстановление правительственной связи и иных видов специальной связи при повреждениях на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации; 4) эксплуатация технических средств сетей правительственной связи и иных видов специальной связи; 5) обеспечение готовности к работе в условиях военного времени резервных станций правительственной и засекреченной связи на запасных пунктах управления органов государственной власти, поддержание в постоянной готовности к задействованию по предназначению технических средств правительственной связи и иных видов специальной связи на этих пунктах; 6) участие в пределах своей компетенции в организации и проведении работ по обеспечению информационной безопасности помещений органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 7) участие в пределах своей компетенции по просьбам таможенных органов Российской Федерации в организации и проведении экспертизы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), имеющих в своем составе шифровальные средства, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых из Российской Федерации; 8) осуществление инспектирования и проверок по специальным вопросам подконтрольных объектов шифровальных служб; 9) участие в координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию защищенных информационно-телекоммуникационных систем; 10) участие в пределах своей компетенции в лицензионной и сертификационной деятельности; 11) противодействие техническим разведкам; 12) взаимодействие с органами, осуществляющими надзор за связью в субъекте Российской Федерации, при согласовании вопросов установки радиосредств, поиск источников радиопомех в полосах частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации, а также при осуществлении радиотехнического контроля; 13) осуществление совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации сбора и аналитической обработки документированной открытой информации, а также информации ограниченного распространения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъекте Российской Федерации, правовой и другой информации; 14) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при решении задач, возложенных на Центр; 15) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 16) участие в создании и ведении информационных систем, формировании банка данных информационных ресурсов субъекта Российской Федерации; 17) участие в создании, обеспечении функционирования и развития информационно-телекоммуникационных систем и баз данных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 18) участие в создании общероссийской сети публичных центров правовой информации в субъекте Российской Федерации; 19) техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем главного федерального инспектора (федерального инспектора) аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе; 20) выполнение в установленном порядке функций заказчика строительства и реконструкции объектов правительственной связи и иных видов специальной связи, а также жилищного строительства; 21) обеспечение в пределах своей компетенции государственной и иной охраняемой законом тайны; 22) подготовка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры Центра; 23) проведение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья сотрудников Центра, предотвращению их гибели и травматизма; 24) проведение кадровой, воспитательной и правовой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 25) обеспечение во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности и другими правоохранительными органами мероприятий по защите сотрудников Центра и членов их семей от противоправных посягательств, а также по профилактике правонарушений среди сотрудников Центра; 26) организация охраны и обороны зданий и сооружений Центра, обеспечение безопасности перевозок специальных грузов - носителей сведений, составляющих государственную тайну; 27) проведение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в местах расположения объектов Центра; 28) формирование фонда служебного жилья и управление им, подготовка предложений по обеспечению жильем сотрудников Центра и учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 29) организация и ведение бухгалтерского учета в порядке, установленном для бюджетных организаций; составление и своевременное представление статистической и бухгалтерской отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 30) выполнение других функций, предусмотренных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами ФАПСИ. IV. Основные права Центра 14. Центр имеет право в установленном порядке: 1) проводить в пределах своей компетенции специальные обследования помещений, специальные проверки и специальные исследования технических средств органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 2) осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, защита которых входит в компетенцию Центра; 3) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной связи и иных видов специальной связи, а также по иным вопросам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) осуществлять доступ на объекты связи независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на территории которых проходят линии правительственной связи или на которой размещены средства правительственной связи, а также пользоваться технической документацией таких объектов и выполнять на них работы, связанные с осуществлением функций, возложенных на Центр; 5) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи и иных видов специальной связи; 6) проводить в пределах своей компетенции мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности (за исключением шифровальных органов министерств и ведомств Российской Федерации); 7) работать со сведениями, составляющими государственную тайну; 8) заключать для решения возложенных на Центр задач и функций договоры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 9) арендовать в установленном порядке в пределах выделенных лимитов денежных средств необходимые для решения возложенных на Центр задач помещения, строения и другую недвижимость; 10) оказывать содействие на договорной основе организациям независимо от форм собственности в разработке и реализации мер защиты сведений конфиденциального характера с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации; 11) оказывать при соблюдении мер защиты информации услуги местной и междугородной связи, а также подвижной радиосвязи с использованием ресурсов сети общего пользования при получении в случае необходимости лицензий соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 12) осуществлять на договорной основе приносящую доход деятельность по предоставлению услуг правительственной связи и иных видов специальной связи физическим и юридическим лицам и взимать плату по тарифам, установленным ФАПСИ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. V. Организация деятельности Центра 15. Структуру и штат Центра утверждает генеральный директор ФАПСИ. 16. Центр возглавляет начальник Центра, который непосредственно подчиняется начальнику управления Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. Назначение на должность и освобождение от должности начальника Центра осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФАПСИ. 17. Начальник Центра: 1) руководит деятельностью Центра и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач; 2) руководит подготовкой и воспитанием сотрудников Центра; 3) осуществляет без доверенности действия от имени Центра; 4) является прямым начальником сотрудников Центра. Пользуется в отношении военнослужащих правами, установленными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; 5) принимает в установленном порядке на военную службу (работу), назначает на воинские должности (должности), увольняет с военной службы (работы), предоставляет отпуска, а также реализует в пределах своей компетенции другие права при работе с кадрами; 6) утверждает положения о подразделениях Центра и должностные обязанности сотрудников Центра; 7) обеспечивает соблюдение штатной и финансовой дисциплины; 8) распоряжается денежными средствами Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 9) отвечает за обеспечение безопасности военной службы, необходимых условий труда для сотрудников Центра, обеспечение их правовой и социальной защищенности, осуществление мероприятий по охране труда, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; 10) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, входящим в его компетенцию; 11) осуществляет другие функции, пользуется другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. ___________ Приложение 2 к приказу Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П Е Р Е Ч Е Н Ь центров правительственной связи I. Центральный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Белгородской области (г. Белгород) 2. Центр правительственной связи в Брянской области (г. Брянск) 3. Центр правительственной связи во Владимирской области (г. Владимир) 4. Центр правительственной связи в Воронежской области (г. Воронеж) 5. Центр правительственной связи в Ивановской области (г. Иваново) 6. Центр правительственной связи в Калужской области (г. Калуга) 7. Центр правительственной связи в Костромской области (г. Кострома) 8. Центр правительственной связи в Курской области (г. Курск) 9. Центр правительственной связи в Липецкой области (г. Липецк) 10. Центр правительственной связи в Орловской области (г. Орел) 11. Центр правительственной связи в Рязанской области (г. Рязань) 12. Центр правительственной связи в Смоленской области (г. Смоленск) 13. Центр правительственной связи в Тамбовской области (г. Тамбов) 14. Центр правительственной связи в Тверской области (г. Тверь) 15. Центр правительственной связи в Тульской области (г. Тула) 16. Центр правительственной связи в Ярославской области (г. Ярославль) II. Северо-Западный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Карелия (г. Петрозаводск) 2. Центр правительственной связи в Республике Коми (г. Сыктывкар) 3. Центр правительственной связи в Архангельской области (г. Архангельск) 4. Центр правительственной связи в Вологодской области (г. Вологда) 5. Центр правительственной связи в Калининградской области (г. Калининград) 6. Центр правительственной связи в Мурманской области (г. Мурманск) 7. Центр правительственной связи в Новгородской области (г. Великий Новгород) 8. Центр правительственной связи в Псковской области (г. Псков) III. Южный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Адыгея (Адыгея) (г. Майкоп) 2. Центр правительственной связи в Республике Дагестан (г. Махачкала) 3. Центр правительственной связи в Республике Ингушетия (г. Назрань) 4. Центр правительственной связи в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) 5. Центр правительственной связи в Республике Калмыкия (г. Элиста) 6. Центр правительственной связи в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск) 7. Центр правительственной связи в Республике Северная Осетия - Алания (г. Владикавказ) 8. Центр правительственной связи в Чеченской Республике (г. Грозный) 9. Центр правительственной связи в Краснодарском крае (г. Краснодар) 10. Центр правительственной связи в Ставропольском крае (г. Ставрополь) 11. Центр правительственной связи в Астраханской области (г. Астрахань) 12. Центр правительственной связи в Волгоградской области (г. Волгоград) 13. Центр правительственной связи на Кавказских Минеральных Водах (г. Кисловодск) IV. Приволжский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Башкортостан (г. Уфа) 2. Центр правительственной связи в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола) 3. Центр правительственной связи в Республике Мордовия (г. Саранск) 4. Центр правительственной связи в Республике Татарстан (Татарстан) (г. Казань) 5. Центр правительственной связи в Удмуртской Республике (г. Ижевск) 6. Центр правительственной связи в Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары) 7. Центр правительственной связи в Кировской области (г. Киров) 8. Центр правительственной связи в Оренбургской области (г. Оренбург) 9. Центр правительственной связи в Пензенской области (г. Пенза) 10. Центр правительственной связи в Пермской области (г. Пермь) 11. Центр правительственной связи в Самарской области (г. Самара) 12. Центр правительственной связи в Саратовской области (г. Саратов) 13. Центр правительственной связи в Ульяновской области (г. Ульяновск) V. Уральский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Курганской области (г. Курган) 2. Центр правительственной связи в Тюменской области (г. Тюмень) 3. Центр правительственной связи в Челябинской области (г. Челябинск) VI. Сибирский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Алтай (г. Горно-Алтайск) 2. Центр правительственной связи в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) 3. Центр правительственной связи в Республике Тыва (г. Кызыл) 4. Центр правительственной связи в Республике Хакасия (г. Абакан) 5. Центр правительственной связи в Алтайском крае (г. Барнаул) 6. Центр правительственной связи в Красноярском крае (г. Красноярск) 7. Центр правительственной связи в Иркутской области (г. Иркутск) 8. Центр правительственной связи в Кемеровской области (г. Кемерово) 9. Центр правительственной связи в Омской области (г. Омск) 10. Центр правительственной связи в Томской области (г. Томск) 11. Центр правительственной связи в Читинской области (г. Чита) VII. Дальневосточный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Саха (Якутия) (г. Якутск) 2. Центр правительственной связи в Приморском крае (г. Владивосток) 3. Центр правительственной связи в Амурской области (г. Благовещенск) 4. Центр правительственной связи в Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский) 5. Центр правительственной связи в Магаданской области (г. Магадан) 6. Центр правительственной связи в Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) 7. Центр правительственной связи в Еврейской автономной области (г. Биробиджан) ___________

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации
(ФАПСИ)
Страна Россия Россия
Создана 24.12 .
Распущена (преобразована) 11 марта
Юрисдикция президент Российской Федерации
Штаб-квартира Москва , Россия
Преемник Спецсвязь ФСО России
Руководство
Руководитель генеральный директор
Сайт fagci.ru

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - специальный орган Российской Федерации , существующий с 24 декабря 1991 года

История

Структура

Структура ФАПСИ была строго засекречена и, по некоторым данным, была схожа со структурой американской спецслужбы АНБ , имеющей схожие цели и задачи. Однако, большинство источников указывают в структуре ФАПСИ следующие подразделения:

  • Главное научно-техническое управление
  • Главное управление правительственной связи
  • Главное управление безопасности связи
  • Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи
  • Главное управление информационных систем
  • Главное административное управление
  • Криптографическая служба
  • Управление внешних связей

Цели и задачи

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи , иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например, Курс ФАПСИ (с 2000 года 6-й дивизион) при ГВИ ФПС России.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

С развитием интернет-технологий перед поставщиками телекоммуникационных услуг встал вопрос об обеспечении сохранности конфиденциальной информации своих пользователей, что предполагало использование средств криптографической защиты. Лицензирование всех этих средств, а также самой деятельности поставщиков телекоммуникационных услуг занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации, однако для конечного пользователя, лицензия ФАПСИ для использования СКЗИ (средств криптографической защиты информации) не требовалась .

Прямой и самой главной обязанностью ФАПСИ было обеспечение шифрования линий связи президента и премьер-министра, а также отслеживание и пресечение несанкционированного доступа ко всем электронным системам, имеющих отношение к государственной инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и другим. Об этом сотрудники ФАПСИ докладывали высшему руководству на немногочисленных несекретных докладах. Кроме того, Агентство пристально следило за деятельностью других государств в этой области, отслеживало все экономические транзакции, а также занималось наблюдением интернет-активности, что, по некоторым данным, давало Агентству возможность отслеживать действия некоторых людей в сети. Активно прорабатывалась концепция информационного оружия в контексте ведения боевых действий, как альтернатива оружию массового поражения .

Руководство

Генеральные директора

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

Код номерных знаков

Код номерных знаков транспортных средств Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - 16.

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".

2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные на­правления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определя­ются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федераль­ных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).

Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организа­ция деятельности центральных органов федеральной исполнительной вла­сти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографи­ческой и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление госу­дарственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетен­ции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организа­ции и обеспечении президентской связи.

Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О феде­ральных органах правительственной связи и информации», а также прини-

1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правитель­ства РФ.

ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государст­венных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);

Органы правительственной связи и информации (центры правительст­венной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Россий­ской Федерации;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предпри­ятия.

На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:

Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председа­теля Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Пред­седателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;


Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской свя­зи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оператив­ность;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;

Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Фе­дерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для приня­тия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техни­ки, международных отношений, экологии, а также мобилизационной го­товности;

Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Фе­дерации;

Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специаль­ной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства опо­вещения государственных органов.

Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предос­тавлены следующие основные права:

Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функ­ционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных

^Глава 13. Органы обеспечения безопасности

|видов специальной связи, а также безопасности информационно-анали­тических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших ор­ганов государственной власти и Совета Безопасности РФ;

Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе

средств правительственной связи;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;

Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по вы­явлению электронных устройств перехвата информации в технических сред­ствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электрон­ных устройств перехвата информации в технических средствах и помещени­ях государственных структур;

Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими служ­бами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифроваль­ной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.

Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Фе­деральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Прези­дент РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агент­ства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.