Конституционно-правовые режимы. Правовые режимы в конституционном праве Правовые режимы в конституционном праве

конституционно-правовой режим

специфический вид (режим) правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.). К.-п.р. выражает степень жестокости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. К.-п.р. связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами (централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным), использованием публично-правовых или частно-правовых средств регуляции поведения. При этом К.-п.р. может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Три отрасли конституционного права правовой режим регулирования статуса органов государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных отношений. Если в сфере регулирования статуса органов государственной власти приоритетным является централизованный, императивный метод, возложение обязанности превалирующим способом, а разрешительный тип господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, общедозволительному порядку регулирования. Особенность К.-п.р. (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. При этом использование того или иного вида К.-п.р. ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношении. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей о приеме в российское гражданство государство может применять общий или упрощенный порядок приема в гражданство. К.-п.р. создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно. Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательногоакта его цели, задачи, принципы регулирования.

В зависимости от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. Если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования) , то вторые нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий). Использование того или иного вида К.-п.р. ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, РФ может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

Разнообразие К.-п.р. (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости как от законодательной политики, так и от технико-юридических особенностей конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего). При этом исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель, таким образом, конструирует и достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности этого режима чрезвычайно важно. Так, Федеральный закон от 30 января 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 16 перечисляет основания, по которым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.

Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании конституционный отношений, является режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как "исчерпывающий перечень". Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.). Такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в иных случаях. Например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. "О военном положении" в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение.

Очевидно, что место и роль Конституционного Суда в системе разделения властей, его исключительное право оценивать федеральные (и региональные) законы с точки зрения их конституционности предопределяют его право формулировать правоположения, имеющие общее (нормативное) значение.

Впервые на конституционном уровне институт военного положения в СССР был упомянут в январе 1938 г. на очередной Сессии Верховного Совета СССР. Полномочия Президиума Верховного Совета СССР, закрепленные в ст. 49 Конституции СССР от 5 декабря 1936 г., были дополнены правом объявлять в отдельных местностях или на всей территории страны военное положение в целях организации обороны или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.

Конституция Российской Федерации (ч.2. ст. 87) наделяет Президента Российской Федерации правом введения на всей территории страны, «или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Основанием для принятия такого решения Конституция России предусматривает случаи агрессии «или непосредственной угрозы агрессии».

Ранее в литературе высказывалось мнение о нецелесообразности принятия такого закона в мирное время, так как другими государствами это могло быть расценено актом подготовки к войне с их соответствующей реакцией. В качестве довода ссылались на предвоенный опыт СССР. Тогда Закон СССР «О военном положении» разрабатывался заранее, в рамках проводимой мобилизационной подготовки государства. Однако, был принят и вступил в действие только в первый день начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.). Подобное наблюдалось и в послевоенной Германии. В связи с активными протестными выступлениями европейской общественности и негативным отношением к этому средств массовой информации (угроза возрождения милитаризма) такой законопроект в 60-е годы ХХ столетия был отвергнут бундестагом страны. В России регламентация правового режима военного положения в форме специального законодательного акта, появилась в конце Х1Х века. В соответствии с Правилами о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, от 18 июня 1892 года губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные пункты, находящиеся в районе военных действий и имеющие важное значение для интересов государства или военных интересов могли быть объявлены «состоящими на военном положении». Возможность введения военного положения в мирное время не предусматривалась. Виноградов О.В., Султыгов М.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения // История государства и права. 2009. - № 1-2. - С. 22-23. Военное положение вводилось с объявлением мобилизации или после ее проведения. С введением в местности военного положения на этой территории фактически устанавливался режим военной диктатуры. Это выражалось в том, что руководство деятельностью по охране государственного порядка и общественного спокойствия возлагалось на главнокомандующего и командующих армиями. Им подчинялись генерал-губернаторы или лица, приравненные к ним. При этом командующий имел право отменять их распоряжения, касающиеся охраны государственного порядка и общественного спокойствия, и давать руководящие предписания по этим вопросам.

14 ноября 1920 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Труда и Обороны было принято постановление «О местностях, объявленных на военном положении». Его особенностью являлось своеобразное сотрудничество в местностях, объявленных на военном положении, между военной и гражданской властью. Общее руководство по организации режима военного положения возлагалось на гражданскую власть в лице народного комиссара внутренних дел, а на местах - на президиумы губернских исполнительных комитетов.

Полномочия Президиума Верховного Совета СССР на объявление в отдельных местностях или на территории всего Советского Союза объявлять военное положение «в интересах обороны государства или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности» были реализованы в первый день Великой отечественной войны. Оно было введено практически одновременно в большинстве прифронтовых областей страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» определялся не только порядок его объявления, но и реализации.

В настоящее время военное положение определяется как «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии» О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.02 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.-№2.-Ст. 1, п.1 5. Таким образом, основанием введения в действие этого закона является наличие реальных внешних угроз.

Особый правовой режим военного положения предусматривает необходимость осуществления не только органами государственной власти различных уровней и органами местного самоуправления, но и организациями и гражданами комплекса разнообразных задач, направленных на создание наиболее оптимальных условий для устранения или предотвращения причин, послуживших основанием для его введения.

Резолюцией XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. определено, что агрессией является применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа, несовместимое с Уставом ООН. Сборник документов /Международные акты по правам человека. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 1998. Этот документ выделяет следующие виды агрессии: прямая, косвенная и соучастие в агрессии.

Акты прямой агрессии - вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия территории другого государства; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства; блокада его портов и берегов вооруженными силами другого государства, нападение вооруженных сил на сухопутные или морские воздушные силы (флоты); нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства. При косвенной агрессии государство-агрессор применяет вооруженную силу скрытно, путем использования вооруженных банд, наемников, нерегулярных воинских формирований или добровольцев. Оказание помощи национально-освободительным движениям агрессией не является.

Соучастие в агрессии - предоставление государством своей территории для агрессии против другого государства. Приведенный перечень актов агрессии не является исчерпывающим. Исходя из Устава ООН, Совет Безопасности может квалифицировать как агрессию и другие действия. Основанием для введения военного положения в Российской Федерации определены два вида обстоятельств (ч.2 ст.87 Конституции Российской Федерации): агрессия или непосредственная угроза агрессии (ч.1 ст. 3 ФКЗ «О военном положении»), т. е. совокупность внешних угроз государственному и общественному строю. Со ссылкой на общепринятые международные документы закон дает перечень этих обстоятельств.

Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. «Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации».

28 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1373, согласно которой акты международного терроризма рассматриваются как угроза для международного мира и безопасности. В ней была подтверждена необходимость бороться всеми средствами в соответствии с Уставом ООН с этими угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами. 8 октября 2001 г. посол США при ООН передал специальное послание в Совет Безопасности. В нем американские власти предупредили мировое сообщество о том, что оставляют за собой право нанесения удара по любой стране или группировке, которая окажется причастной к международному терроризму. Подготовленный группой экспертов доклад «Право на защиту» и распространенный среди участников декабрьской (2001г.) Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения, а затем и принятия соответствующей резолюции содержит следующий основной вывод: В качестве крайней меры «военное вмешательство может быть оправдано, чтобы предупредить геноцид, широкомасштабные этнические чистки и убийства, насильственное выселение, массовый террор или насилие против гражданского населения». Подобные действия мирового сообщества не должны применяться в отношении пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных социалистических стран: учебник.М., 2009. 478 с. Такой вариант воздействия международного сообщества на «непослушные государства» привел к появлению парадоксального по своей сути термина - гуманитарная война. Фактически речь идет о реализации норм международного права по ограничению суверенитета государства с целью достижения международной стабильности.

Не все государства оговаривают возможность введения правового режима военного положения только одними внешними угрозами. Например, в Польше, установлено родовое понятие «чрезвычайного режима», включающее: чрезвычайное положение; военное положение и состояние войны. Определен и разработан механизм реализации различных его видов. На конституционном уровне определены основания их введения и субъекты обеспечения. На уровне специального законодательства (законах, декретах) конкретизирована содержательная часть этих режимов.

Законодатель определил следующую процедуру введения режима военного положения. На территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях оно вводится указом Президента Российской Федерации, который носит предварительный характер. Законом определены следующие сведения, которые должны содержаться в указе Президента:

Обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

Дата и время, с наступления которых начинает действовать военное положение;

Границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается об отмене действия режима военного положения в том же порядке, в каком оно оповещалось о его введении.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента рассматривается Советом Федерации в течение 48 часов с момента его получения большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. В «силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации» этот вопрос может рассмотреть позднее указанного срока.

Решение о не утверждении указа также оформляется постановлением Совета Федерации. В этом случае указ прекращает свое действие со следующего дня после принятия такого решения. В системе нормативных правовых актов не определена роль постановлений Федерального собрания Российской Федерации. С одной стороны, ее юридическая сила выражается в подзаконном характере. С другой стороны, по сложившейся традиции постановлениями оформляются акты амнистии, вносящие изменения в законодательные даты, или вводящие в действие федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении».

Обеспечение особого правового режима военного положения предусматривает использование мер комплексного характера (экономических, политических, административных, военных и иных). Прежде всего, они направлены на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Выступая субъектом управления государство в исследуемой ситуации активно применяет свое монопольное право на легитимное принуждение, «аккумулируя для этого мощнейшие ресурсы». Выделяются три основных метода принудительного воздействия права - предупредительные, пресекательные и правоприменительные. Их действие (превентивные или фактические) направлено на ограничение личных, политических, социально - экономических и культурных прав субъектов права. Большинство из предусмотренных мер реализуется посредством использования административно - правовых средств.

ФКЗ «О военном положении» определяет механизм реализации комплекса ограничительных мер. Их анализ свидетельствует о преемственности и, в то же время, совершенствовании (в силу диалектического развития общества), используемых методов и средств. Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с предоставленными им полномочиями.

На территории, на которой введено военное положение и на территориях, на которых военное положение не введено, в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения (ст. 8) могут применяться следующие ограничительные меры: введение временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности; оборот имущества; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; временное изменение форм собственности организаций; порядок и условия процедур банкротства; режим трудовой деятельности; установление особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования. Законодатель посчитал необходимым определить роль и место ряда федеральных органов исполнительной власти в обеспечении особого правового режима военного положения. Например, внутренние Войска МВД Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют следующие задачи, перечень которых носит не исчерпывающий характер:

Поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

Участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

Охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

Пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013). На территории, на которой ведутся военные действия применение перечисленных ограничительных мер может быть возложено на органы военного управления.

Уже давно стала повсеместной практикой заблаговременная разработка военного законодательства в рамках мобилизационной подготовки государства. Накопленный отечественный и зарубежный опыт позволяет это делать на системной основе. Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный кодекс Российской Федерации также предусмотрел (ст. 331), что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Пока такое законодательство не принято. Группой депутатов, входящих в состав Комитета по обороне Государственной Думы был предложен законопроект, призванный восполнить этот пробел.

Ряд преступлений против военной службы (гл. 11 УК России) предлагается дополнить квалифицирующим признаком: «Те же деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке». Соответственно, это повлечет за собой ужесточение санкций по семи статьям, вплоть до расстрела.

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить следующее. Институт военного (осадного) положения достаточно часто применялся в России на рубеже XX века по причинам внешнего и внутреннего характера. Режим военного положения вводился как в интересах обороны государства (при объявлении войны или угрозы агрессии), так и в интересах общественной безопасности (в случае выступлений населения против существовавшего государственного строя). Сущность военного положения заключалась в том, что при его объявлении на территории действия режима вся власть переходила к военному командованию. Характерной его чертой являлось введение подсудности гражданских лиц военным судам по законам военного времени за совершение государственных и других тяжких преступлений. Важным решением в условиях военного времени было образование Государственного комитета обороны, который являлся высшим органом государственной власти СССР в военное время. За годы Великой Отечественной войны им было принято около десяти тысяч постановлений, многие из которых носили нормативный характер и уточняли порядок поддержания режима военного положения. Малько A.B., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2010. - № 9. - Стр.20.

Таким образом, в современном российском законодательстве военное положение следует рассматривать как один из видов особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах.

В отличие от ранее действующего законодательства в настоящее время основаниями введения военного положения в Российской Федерации являются только причины внешнего характера (факт агрессии или угроза агрессии), представляющие опасность для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Чрезвычайные ситуации, обусловленные внутренними причинами, служат основаниями введения в стране чрезвычайного положения. Военное положение представляет собой один из видов особых правовых режимов, устанавливаемых в результате приведения в действие чрезвычайного законодательства по возникновению внешних реальных угроз личности, обществу или государству. Он носит комплексный характер, распространяя свое действие на все виды общественных отношений на всей или определенной территории Российской Федерации, за исключением объектов транспортного комплекса. Отсутствие заранее разработанного системного и логически завершенного чрезвычайного (специального) законодательства свидетельствует о его пробельности, а значит и о том что правоприменители в чрезвычайных ситуациях вынуждены использовать принцип аналогии закона. Одним из общих принципов права, признаваемого в качестве такового Европейским судом по правам человека считается юридическая безопасность, сущность которой заключается в стабильности правовых отношений. Поэтому признание легитимной аналогии любого закона может рассматриваться как угроза стабильности правовых отношений.

Политический режим современного Российского государства представляет собой совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в стране. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, в нашей стране провозглашен и установлен демократический политический режим. Политический режим представляет собой порядок обеспечения эффективного функционирования политической системы и характеризует сложный механизм взаимодействия всех элементов этой системы. Политический режим представляет собой совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, методов и приемов осуществления государственной власти, господствующих политических ценностей.

Основным, стержневым элементом политического режима в современном государстве является конституционно-правовой режим. Важнейшие характеристики конституционно-правового режима государства можно свести к следующему.

Во-первых, конституционно-правовой режим является основой для различных правовых режимов в целом, так как последние не только обусловлены в первую очередь посредством выделения тех направлений и тех сегментов общественной жизни, которым государственная власть отдает предпочтение в комплексном регулировании на основе особого порядка сочетания юридических средств, типов, методов и способов правового регулирования, выделяя новые субъекты и объекты права, стимулируя, создавая благоприятные условия или, наоборот, ограничения нежелательной для этой власти деятельности, но и должны соответствовать Конституции. Таким образом, конституционно-правовые режимы служат для утверждения и осуществления властных решений в форме правовых режимов, направленных на те или иные сферы общественной жизни.

Во-вторых, конституционно-правовой режим функционирования государственной власти не дает возможности игнорировать интересы народа. В реальности большинство политических решений служит и публичному, и частному делу, особенно если идет речь о современной России. Конституционно-правовой режим закрепляет ценности политического характера и формулирует методы их достижения правовыми средствами. Конституционно-правовой режим является результатом конституционализации и институционализации политического режима и обеспечивает защиту ценностей, а также общественного идеала, лежащих в основе политического режима. Под конституционно-правовой институционализацией политического режима понимается процесс формирования системы конституционного права в соответствии с целями, задачами, принципами и методами осуществления публичной власти. Отсюда система права и система законодательства строится в соответствии с указанными принципами: конституционное право - ведущая отрасль права, все нормативные акты должны соответствовать Конституции, обеспечивать права и свободы человека и гражданина, гласность, демократию, справедливость и т.д.

В-третьих, конституционно-правовой режим характеризуется тем, что его близость к основам властной деятельности, политический состав охватывает все общество, все общественные отношения и тем самым он шире, глобальнее правовых режимов той или иной группы отношений между людьми. Поэтому он затрагивает, как правило, всех участников общественных отношений.

В-четвертых, конституционно-правовой режим предстает еще и как система методов соблюдения и обеспечения правовых норм, регулирующих отношения между публичной властью и народом. Говоря более конкретно, он включает в себя: а) методы выражения в законах и подзаконных актах политических, культурных, экономических и иных интересов народа; б) методы обеспечения в реальной жизни правовых положений, выражающих интересы последних;

в) соотношение методов централизации и децентрализации, применяемых в процессе обеспечения указанных интересов; г) систему организационных и идеологических форм и приемов воздействия, мероприятий, используемых центральной властью в связи с принятием и реализацией нормативно-правовых актов, закрепляющих приоритеты и принципы правовой политики государства.

В-пятых, конституционно-правовой режим выполняет важнейшую функцию ограничения политического режима. Границы политического режима в любой стране устанавливаются как государственной властью, так и самим населением через систему различных демократических процедур. Конституционно-правовое регулирование политического режима осуществляется прежде всего с помощью правовых норм, содержащихся в Конституции РФ. И именно нормы Конституции устанавливают внешние юридические границы существования и функционирования всех элементов механизма политической системы общества. Но реально эти юридические границы конституционноправового воздействия могут не соблюдаться, и зачастую нарушаются самой властью. Поэтому как нельзя полностью отождествлять юридическую и реальную (фактическую) Конституции, так и нельзя отождествлять установленные границы конституционно-правового регулирования функционирования элементов политической системы и реально существующие рамки функционирования этих элементов в обществе. Иначе говоря, хотя политический режим современной России и определен юридическими характеристиками, содержащимися в Конституции РФ, но на практике он не совпадает полностью и имеет тенденцию выйти за их рамки или нарушить их.

Основными характеристиками конституционно-правового режима современной России являются следующие его элементы:

  • единственный источник власти в Российской Федерации - ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ);
  • государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ);
  • в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ);
  • в России признается политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ);
  • в нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17 Конституции РФ);
  • в Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

С телеологической точки зрения конституционно-правовой режим Российского государства характеризуется декларацией, закрепляющей главную целевую установку на развитие российской государственности: построение социального правового государства.

Вообще следует иметь в виду, что складывающийся современный конституционно-правовой режим государственной власти в России - это попытка выработать свой самостоятельный путь развития, несмотря на явные прозападные ориентации большей части властной элиты. Важно признать, что оценка современного конституционного пути развития России с позиций либеральной демократии бесперспективна. Дело не в том, что россияне просто равнодушны к либеральным ценностям, а в том, что эти либеральные ценности не решили стоящих перед нашим государством проблем. Следует отметить при этом, что старые идеологии - либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм стремительно утрачивают свой позитивный мобилизационный потенциал и на политическую арену выходят идеологии национального суверенитета и национальной демократии, которые также могут стать основой конституционно-правового режима нашего государства.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что представляет собой политический режим современного Российского государства?
  • 2. Что является основным элементом политического режима в современном государстве?
  • 3. Для чего служат конституционно-правовые режимы? Как это происходит?
  • 4. Что понимается под конституционно-правовой институционализацией политического режима?
  • 5. Почему конституционно-правовой режим затрагивает всех участников общественных отношений?
  • 6. Что включает в себя конституционно-правовой режим?
  • 7. В чем заключается функция ограничения политического режима?
  • 8. Перечислите основные характеристики конституционно-правового режима современной России.
  • 9. Чем характеризуется конституционно-правовой режим Российского государства?
  • 10. В чем суть декларации?
  • 11. Почему оценка современного конституционного пути развития России с позиций либеральной демократии бесперспективна?
  • 12. Почему конституционно-правовой режим не дает возможности игнорировать интересы народа?
  • 13. Какую защиту обеспечивает конституционно-правовой режим?
  • 14. В чем особенность конституционно-правового режима как системы методов соблюдения и обеспечения правовых норм?
  • 15. Что значит для России современный конституционно-правовой режим государственной власти?

Метод характеризует общее направление конституционного регулирования и не дает представлений обо всех его особенностях. При регулировании самых разнообразных конституционных ситуаций требуется более точная характеристика используемых средств регулирования. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏй цели в науке теории права выработано понятие правового режима. Соответственно, конституционно-правовой режим представляет специфический вид (режим) правового регулирования конституционных отношений, выраженный в ϲʙᴏеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, ощедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.) Конституционно-правовой режим выражает степень жесткости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
Конституционно-правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами - централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным, использованием публично-правовых или частноправовых средств регуляции поведения. При ϶ᴛᴏм конституционно-правовой режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Так, внутри отрасли конституционного права правовой режим регулирования статуса органов государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных отношений. В случае если в сфере регулирования статуса органов государственной власти приоритетным будет централизованный, императивный метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, внедрению общедозволительного порядка регулирования.
Стоит отметить, что особенность конституционно-правового режима (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения - использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия - юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. Конституционно-правовой режим создает известный климат, настрой в регулировании. Стоит заметить, что он вводится законодательно. Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательного акта - его цели, задачи, принципы регулирования.

Учитывая зависимость от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. В случае если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то вторые - нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий) Использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. К примеру, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

Разнообразие конституционно-правовых режимов (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости от законодательной политики и определяется технико-юридическими особенностями конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Стоит заметить, что он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения будут, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, кᴏᴛᴏᴩый в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего) При ϶ᴛᴏм исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой - позволяет учесть ϲʙᴏеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель таким образом конструирует достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Стоит сказать, для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности ϶ᴛᴏго режима чрезвычайно важно. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» в ст. 16 перечисляет основания, по кᴏᴛᴏᴩым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.

Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании конституционных отношений, будет режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как «исчерпывающий перечень». Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.) Именно такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в частности при определении полномочий Президента РФ (ст. 83 Конституции РФ), Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ), Конституционного Собрания (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ), других конституционных органов, чья компетенция закрепляется как в федеральной Конституции, так и в федеральных конституционных и федеральных законах, а также в иных случаях. К примеру, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на кᴏᴛᴏᴩой введено военное положение.

Под политическим режимом понимается сложившийся в обществе порядок осуществления власти национальной элиты, сочетающий определенные методы, способы, приемы и средства воздействия на отношения между людьми. Власть осуществляется методами убеждения и принуждения, способами господства и влияния, диктаторскими и демократическими приемами, с помощью различных материальных средств, включая армию и полицию, сеть концлагерей.

Специфика политического режима заключается в том, что он определяет функциональные связи между обществом, государством и личностью. Она раскрывается во внешних признаках политического режима, в числе которых обычно называют:

§ состав национальной элиты, осуществляющей политическую власть;

§ легитимность политического режима;

§ экономическую основу политической власти;

§ характер национальной идеологии и способы ее выражения;

§ соотношение различных социальных норм в системе регулирования властеотношений;

§ юридическую и фактическую роль конституции и закона в иерархии нормативных правовых актов;

§ единство или разделение политической власти;

§ юридическую и фактическую роль политических институтов в государстве;

§ степень участи граждан в осуществлении политической власти;

§ реальный объем прав и свобод человека, личности и гражданина, а также наличие их гарантий;

§ степень независимости суда;

§ учет интересов меньшинств при принятии политических решений;

§ положение средств массовой информации и прозрачности в деятельности органов государственной и муниципальной власти;

§ наличие реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц страны, включая формальных лидеров национальной элиты;

§ доминирование определенных методов, способов приемов и средств в механизме осуществления политической власти.

По сущности политические режимы классифицируются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Однако определить их видовую принадлежность на основе анализа норм конституций современных государств исключительно трудно, поскольку политические соображения правящей элиты зачастую приводят как к стремлению выдать желаемое за действительное, так и к попыткам умолчать о существующем режиме, закамуфлировать его суть. Даже в конституциях тоталитарных государств понятие режим употребляется не иначе как с прилагательным «демократический».

Все демократические режимы характеризуются общностью родовых признаков. В конституциях демократических стран нормативно оформляется правовое состояние народовластия, закрепляется разветвленная система прав и свобод человека и гражданина, возводятся в ранг закона институты представительной и непосредственной демократии, устанавливается режим законности. При режиме демократии граждане и их объединения в условиях свободной конкуренции принимают участие в формировании и осуществлении государственной власти, в контроле за ее функционированием. Тем самым обеспечивается правление большинства политически активных граждан при непременном условии соблюдения и охраны прав и законных интересов меньшинства.



Однако демократические режимы неоднородны по своему составу. В их числе выделяются следующие режимы: либерально-демократический, социально-демократический, национально

демократический и клерикально-демократический.

Либерально-демократический режим . Он утвердился практически во всех высокоразвитых странах Западной Европы, Северной Америке, Японии, Австралии. В этих странах политическую элиту составляют в основном представители среднего класса, ставшие в условиях многопартийной системы формальными и неформальными лидерами, как в гражданском обществе, так и демократическом государстве.

Легитимность установления и развития либерально-демократического режима признается и периодически подтверждается в результате свободных выборов, всенародного референдума, легальной системы престолонаследия. Конституции и отраслевые законы регулируют порядок подготовки и проведения выборов представительных органов государственной власти и должностных лиц, всенародного референдума, замещения вакантного престола в монархических государствах (ст. 4, 24 Конституции Нидерландов).

Неотъемлемым свойством либерально-демократического режима является развитая многопартийная система. «Политические партии и группировки, - говорится в ст. 4 Конституции Франции, - способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии». В Италии партии содействуют демократическим путем определению национальной политики (ст. 49 Конституции Италии).



пособы осуществления государственной власти в странах с либерально-демократическим режимом весьма разнообразны. Но среди них преобладают способы влияния граждан на функционирование власти в заданном конституцией режиме, которые находят свое практическое выражение в законодательной инициативе народа, в содержании петиций с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд, в организации и проведении массовых политических акций (ст. 18, 50, 71 Конституции Италии).

Материальные средства осуществления государственной власти в странах с либерально-демократическим режимом, такие, например, как полиция, национальная гвардия, армия используются главным образом для обеспечения общественного порядка, обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Так, в соответствии с Конституцией Португалии в компетенцию полиции входят охрана демократической законности и обеспечение внутренней безопасности и прав граждан. На Вооруженные

Силы страны возлагается военная оборона Республики (ст. 272, 275). В Германии, если таких средств недостаточно, все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, установленный Основным законом ФРГ (ч. 4 ст. 20).

Социально-демократический режим . Для него характерны все конституционные признаки либерально-демократического режима. Однако он отличается качественно новым типом отношений между обществом, государством и личностью. При социально-демократическом режиме власть осуществляется на основе социального и политического консенсуса ведущих общественных сил страны (предприниматели, профсоюзы, политические партии, государственные структуры), достигнутого в результате формирования социального государства с развитой системой социальной защиты населения.

В чистом виде социально-демократический режим утвердился лишь в одной Швеции. Согласно Конституции Швеции 1974 г. «государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека. Различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной целью деятельности государства. Оно обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни. Общество должно заботиться о том, чтобы демократические идеи оставались направляющими во всех общественных сферах» (§2).

Большинство конституций современных государств также закрепляют социально-демократический режим. В России, например, согласно ст. 7 Конституции сложилось «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1).

Национально-демократический режим . Он утвердился в Индии, на Филиппинах, в ЮАР и в большинстве стран Латинской Америки. В конституциях этих стран закрепляются правовое состояние народовластия и демократический политический режим. Так, в ст. 1 Конституции Бразилии государство характеризуется как правовое и демократическое. Вся власть в нем исходит от народа, который ее осуществляет через посредство выборных представителей и непосредственно. По Конституции Мексики «народ по своей воле конституируется в представительную, демократическую, федеративную Республику» (ст. 40). Ему принадлежит суверенитет, который он реализует через посредство федеральных и региональных властей (ст. 41).

Однако конституционно-правовая практика осуществления государственной власти в обозначенных выше странах показывает, что там применяются такие методы, способы и средства воздействия на отношения между людьми, которые являются не только демократическими по своей сущности, но и носят ярко выраженный национальный характер. Поэтому утвердившиеся в них политические режимы более правильно называть национально-демократическими.

Таким образом, конституционное регулирование отношений собственности в каждой национальнодемократической стране имеет свои специфические черты и особенности. Но все конституции этих стран закладывают прочную правовую базу для проведения аграрных реформ, создания конкурентно способного государственного сектора, обеспечивающего независимое экономическое развитие каждой страны.

Таким образом, национально-демократический режим является достаточно прогрессивным. Он создает условия для постепенного отхода от неолиберального фундаментализма к более взвешенной, социально-ответственной политике, обеспечивает демократизацию политической и хозяйственной жизни страны, рост общественной активности граждан, защиту национальных интересов. Тем самым режим расширяет социальную базу поддержки государственной власти, проведения экономических и административных реформ. Но ему пока не удается в силу объективных причин решить многие социальные проблемы.

Клерикально-демократический режим . Он характеризуется всеми признаками либерально- демократического режима. Но его главное отличие заключается в том, что национальная конституция определяет статус традиционной для державообразующего народа религии в качестве государственной или официальной. В этой связи церковь и религия начинают играть ведущую роль в политической и культурной жизни общества, в осуществлении государственной власти.

В настоящее время клерикально-демократический режим утвердился в таких европейских странах, как Греция, Дания, Лихтенштейн, Мальта, Монако и Норвегия. В этих странах посредством конституционных норм лишь урегулировали исторически сложившиеся отношения между государством и церковью. Наглядным подтверждением тому могут служить нормы Конституции Дании, согласно которым «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства. Король должен быть членом Евангелической лютеранской церкви» (п. 4 ч. I и п. 6 ч. II).

Тоталитарные режимы неоднородны по своему составу. Всемирной истории известны фашистский, монократический, военно-диктаторский, расистский, теократический, диктаторская тирания и социалистический политические режимы.

Фашистский тоталитарный режим . Он представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических и расистских кругов общества, направленную на ликвидацию демократии внутри страны, обеспечение исключительного положения титульной нации, проведение агрессивных войн, порабощение или полное уничтожение других народов.

История свидетельствует, что фашизм возникает в промышленно развитых странах, переживающих тяжелейший социально-экономический, политический и духовный кризис. В условиях хаоса и растерянности к власти могут прийти путем свободных, демократических выборов харизматические, склонные к демагогии, безответственные политики, предлагающие самые простые решения сложнейших экономических и социальных проблем, урегулирования международных споров. Так было в Италии, Германии и Японии, когда на смену старой аристократической элите пришли представители мелкобуржуазных и люмпенизированных слоев населения, гуманитарной интеллигенции.

Фашистский политический режим отошел в историю, не сохранился ни в одной стране мира. Однако без знания его конституционных признаков нельзя понять и смежные с ним виды тоталитарных режимов, что делает изучение фашизма в курсе конституционного права весьма актуальным.

Монократический режим . Этот вид тоталитарного режима почти всегда отождествлялся с фашизмом. Без достаточной аргументации в юридической и политологической литературе делаются выводы, что фашизм был характерным в 60-70 годы прошлого столетия для таких стран Латинской Америки, как Гаити, Доминиканская Республика, Никарагуа. Однако, как это убедительно показал Н. Н. Разумович, там существовал монократический политический режим, известный под названием «каудилизм».

Монократия в дословном переводе означает власть одного человека. Как политический режим она представляет собой открытую, лишенную всякой социальной базы, тотальную, всеохватывающую диктатуру одного лица, опирающегося главным образом на насилие. Если фашизм можно представить в виде пирамиды, где основание будет социальной базой режима, то монократия - это та же пирамида, но перевернутая основанием вверх. Все социальные силы выступают против такой власти, давят на нее всей массой общественно-политической пирамиды. Лишенный социальной опоры, режим постоянно шатается, прибегает для своего спасения к тотальному насилию, государственному террору.

. Военно-диктаторский режим . Этот режим утверждается лишь в результате военного переворота, когда директивными актами путчистов приостанавливается действие конституции, распускаются законодательные (представительные) органы государственной власти, запрещаются политические партии, оппозиционные средства массовой информации, учреждаются чрезвычайные суды, проводятся превентивные аресты и политические репрессии в отношении противников режима. Его характерные признаки заключаются в том, что власть в стране осуществляется исключительно методами внеправового принуждения, способами тотального господства над всеми социальными слоями общества, диктаторскими приемами в форме приказов и одновариантных решений, средствами вооруженного подавления противников режима армейскими подразделениями. При военно-диктаторском режиме выборы в органы государственной власти и всенародные референдумы не проводятся, что исключает его легитимное утверждение.

Во второй половине прошлого века военно-диктаторские режимы существовали в Ираке, Пакистане, Гвинее, Нигерии, Судане, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Чили и в некоторых других странах. В настоящее время один из таких режимов сохранился в Мьянме.

Расистский политический режим . Он утверждается на основе исключительно реакционной идеологии, включающей иррациональные теоретические положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Согласно теориям расизма самой природой, ее объективными законами предопределено разделение людей на высшую и низшую расы. Первая из них является единственной созидательной силой мировой цивилизации, призванной к господству, осуществлению верховной власти. Вторая, низшая раса, не способна к созиданию и даже к усвоению достояний высокой культуры и обречена на вечную эксплуатацию и подчинение.

Расизм в своем классическом виде существовал в Южной Родезии и ЮАР. В этих странах вся полнота государственной власти принадлежала европеоидной расе, которую она осуществляла принудительными методами, применяя способы сегрегации и дискриминации.

Теократический политический режим . По своей сущности этот режим представляет собой сложившийся в обществе порядок осуществления принадлежащей духовенству политической власти, сочетающей методы, способы и средства воздействия на волю и сознание людей с целью реализации религиозных предписаний и норм во всех сферах жизни общества и государства, включая частную жизнь человека, личности и гражданина.

Правящую элиту в теократических государствах составляют наиболее видные и влиятельные представители духовенства и религиозных кругов. В государстве-городе Ватикане в нее входит католическое духовенство, а в Иране и Саудовской Аравии - лидеры мусульманской общины (уммы).

Диктаторская тирания . Этот режим устанавливается только насильственным путем, когда индивидуум узурпирует государственную власть и осуществляет ее методами произвола и тотального террора, способами господства над всем народом. В отличие от древнегреческих тиранов современный диктатор выступает выразителем социальных, политических, национальных или квазирелигиозных идей, которые он считает самыми прогрессивными, подлинно научными, способными в результате насильственного претворения их в жизнь осчастливить все человечество. Диктатор считает себя великим правителем, мудрым вождем и требует от своего окружения неукоснительного исполнения своих приказов и поручений, нередко подкрепляя их угрозой смертной казни. Самовластие современных тиранов сопровождается попранием прав и свобод человека и гражданина, тотальным проникновением в приватную сферу жизни людей, подавлением их малейшей самостоятельности, массовыми политическими репрессиями.

В новейшей политической истории можно выделить режимы личной власти Ж. Б. Бокассы (1966-1979 гг.) в Центральноафриканской Республике, М. Нгуема (1968-1971гг.) в Экваториальной Гвинее, а также И. Амина (1971-1979гг.) в Уганде, обладающие всеми характерными признаками диктаторской тирании.

Изучение режима диктаторской тирании в ракурсе конституционного права не представляет практического интереса, поскольку он не является правовым и тем более конституционным. Однако отдельные элементы тирании присущи и другим тоталитарным режимам, что дает возможность правильно оценить не только их поразительные совпадения, но и существенные различия.

Социализм . В западной политологии и юриспруденции стало общим местом отождествление этого режима с фашизмом. Анализу подвергаются такие сходные между собой формально юридические признаки режимов, как вождизм, монопольное положение в обществе единственной партии, полное слияние партийного и государственного аппарата, наличие чисто декоративных законодательных (представительных) органов власти, внедрение тотального контроля за поведением личности, использование психиатрии в политических целях, учреждение внесудебных карательных органов и упрощенной процедуры судопроизводства, формирование жесточайшей репрессивной системы и массового террора, вплоть до геноцида через сеть концлагерей и тюрем.

Выявление совпадающих признаков социализма и фашизма и их научный анализ вовсе не свидетельствует об их тождестве. Социализма можно определить как насильственно навязанный народу порядок осуществления власти партийной номенклатуры методами мобилизации, государственного произвола, социальной демагогии и массовых политических репрессий с целью внедрения в жизнь утопических учений о построении коммунизма, где восторжествуют принципы социальной справедливости, равенства и свободы. Для достижения этой цели использовались способы господства партийной номенклатуры над всем народом, применялись чисто диктаторские приемы осуществления власти с опорой на армию, карательные органы, пропагандистский аппарат, сеть концлагерей.

Авторитарно-консервативный режим . Он представляет собой такой порядок осуществления власти национальной элиты, который обеспечивает сохранение сложившегося конституционного строя страны, экономических и социальных систем, надвластный характер главы государства. Его отличительные особенности заключаются в том, что он ограничивает права и свободы граждан лишь в экономической и политической сферах. Вне пределов государственного контроля остаются личная жизнь граждан и социально-культурная сфера общества.

Авторитарно-консервативный режим утвердился во всех государствах, возникших на постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики, с одной стороны, и Туркменистана - с другой. В прибалтийских государствах сложился авторитарно-этнический режим, а в Туркменистане сформировался типичный монократический режим, столь характерный для стран Африки.

Авторитарно-модернизационный режим . Его можно определить как такой порядок осуществления власти национальной элиты, при котором ведущую роль играют высшие исполнительные органы государства, призванные обеспечить, вопреки сложившимся традициям, проведение глубоких политических реформ в целях структурной перестройки экономики, внедрения в производство новейших технологий, повышения эффективности управления всеми отраслями и сферами жизнедеятельности общества, улучшения качества жизни населения страны. Этот режим утвердился в Сингапуре, Республике Корея, Малайзии.

В состав правящей элиты стран с авторитарно-модернизационным режимом входят лица, обладающие исключительными качествами, позволяющими им достигнуть наивысших результатов в определенной области государственного управления при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Авторитарно-патриархальный режим . Этот режим представляет собой порядок осуществления власти феодально-монархической аристократии с применением на основе права религиозных и нравственных норм методов убеждения и принуждения, использования способов влияния и господства с целью воздействия на волю и сознание подданных, выраженных в традиционных для народа формах. Он утвердился в Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которые по форме государственного правления являются монархиями.

Авторитарно-этнический режим . Под этим режимом следует понимать такой порядок властвования национальной элиты, при котором от участия в осуществлении государственной власти отстраняются методами принуждения этнические меньшинства, проживающие на территории страны. Он утвердился в государствах Прибалтики, где после распада СССР осталось много этнических русских.

В отличие от расизма для авторитарно-этнического режима не характерна расовая дискриминация большинства населения каждой из стран Прибалтики, его полная зависимость от национального меньшинства. Напротив, этот режим является демократическим для коренных народов Латвии, Эстонии и Литвы и по-настоящему авторитарным для этнических русских. В политике национальных властей отчетливо прослеживается практика ущемления их прав и свобод, признанных Советом Европы и международным сообществом.