Что значит приняты меры прокурорского реагирования. Меры прокурорского реагирования. Прокурорский надзор за исполнением законодательства. Виды мер прокурорского реагирования

Согласно ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Выполняя надзор за исполнением законов, прокуратура также принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности. О том, как проводятся прокурорские проверки и что в связи с этим надо знать работодателям, идет речь в предлагаемой статье.

Федеральным законом от 17.01.92 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) установлено: прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Прокурорский надзор

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются:

Проведение прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.07 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.00 № 170 / 7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности».

Осуществление надзора за исполнением законов о труде в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками («предметный» принцип осуществления надзора).

В районных (межрайонных) и приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также в небольших городах с учетом штатной численности оперативного состава прокурорских работников эта функция закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора, которые ведут соответствующее «надзорное производство», в некоторых случаях – за заместителем прокурора и прокурором.

В прокуратурах субъектов РФ, а также в прокуратурах больших городов эта функция реализуется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления прокурорского надзора, и в частности за исполнением трудового законодательства. Для оказания соответствующей помощи районным и городским прокурорам за прокурорскими работниками указанных управлений и отделов закрепляются нижестоящие подконтрольные прокуратуры (так называемые «зоны»). На указанные структурные подразделения возложены задачи правильной организации работы, ее планирования, обоснованного выбора объектов и направлений для прокурорских проверок, разработки методики проверок и работы, информационное обеспечение надзора за исполнением законов (в т. ч. трудового законодательства), проверка и оказание помощи нижестоящим прокуратурам.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре вправе:

  • по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории в помещения поднадзорных органов. Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных им или подведомственных им организаций. Должностные лица поднадзорных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

История вопроса

В случае нарушения прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело (например, по ст. 145.1 УК РФ за невыплату работодателем заработной платы свыше двух месяцев) или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт (в т.ч. локальный нормативный акт) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, с требованием о признании такого акта недействительным.

При таких обстоятельствах протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. Кроме того, при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона (например, в случае нарушения правил техники безопасности, угрожающего жизни и здоровью работников), прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста соответствующее должностное лицо обязано немедленно сообщить прокурору в письменной форме.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором или его заместителем вносится представление (ст. 24 Закона о прокуратуре) в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Для устранения допущенных нарушений, указанных в представлении, отводится один месяц. В течение этого срока также должны быть приняты конкретные меры по устранению причин нарушений и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (например, отказ работодателя от исполнения решения юрисдикционного органа по рассмотрению трудовых споров о восстановлении работника на прежней работе) прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, в целях устранения выявленных в ходе проверок нарушений законодательства в сфере труда в зависимости от характера нарушений прокурором может быть использован весь спектр предоставленных ему Законом о прокуратуре полномочий (объявление предостережения, внесение представления, принесение протеста, предъявление искового заявления, привлечение виновного к административной ответственности, требование привлечь к материальной, дисциплинарной и иной ответственности).

Эффективность прокурорского надзора зависит, в частности, от того, какие именно меры прокурорского реагирования избраны: исходя из складывающейся в каждом случае ситуации должны применяться меры, которые в наибольшей степени соответствуют задачам выявления, устранения и предупреждения нарушений закона. При этом акты реагирования должны быть юридически и фактически обоснованными. И как следует из ст. 6 Закона о прокуратуре, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Информация как повод для проверки

При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства должное внимание уделяется правильному выбору в соответствии с имеющейся информацией объекта надзора в тот или иной период, составлению программы (плана, вопросов) проверки, решению вопроса о целесообразности приглашения специалистов в той или иной области знаний и использованию в этом отношении полномочий, предоставленных прокурору законом.

Как правило, прокурор района (города) сам на основании имеющихся данных определяет, где (на каком поднадзорном объекте) и по каким вопросам целесообразно (необходимо) провести прокурорскую проверку. Вместе с тем нередко такие проверки проводятся и в соответствии с указаниями вышестоящей прокуратуры (в т. ч. и Генеральной прокуратуры РФ), когда возникает необходимость проверить и получить сведения о соблюдении трудового законодательства на конкретных предприятиях отрасли, министерства, при выполнении определенной деятельности в целом по России или в конкретном регионе.

Важнейшей составляющей работы по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства является сбор информации о его нарушениях, что позволяет систематически анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений и разноплановые обстоятельства, способствовавшие нарушениям трудового законодательства.

Источниками информации о нарушении трудового законодательства могут быть:

  • письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления, сообщения), поступающие в прокуратуру, соответствующий выборный проф­союзный орган и комиссию по трудовым спорам (КТС) организации;
  • сообщения средств массовой информации;
  • обращение в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других лиц, законные интересы которых были нарушены;
  • обобщение судебной практики по гражданским трудовым делам;
  • материалы расследований некоторых уголовных дел, прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам;
  • документы контролирующих органов о проведенных проверках;
  • данные региональных органов статистики (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.).

Сведения о числе и суммах удовлетворенных исков могут быть получены в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Кроме того, в судах, а также в администрации или в других органах и у должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций, прокуроры могут получать сведения о числе должностных лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Полученная прокурором информация о нарушении трудового законодательства тщательно анализируется, чтобы определить реальное состояние с исполнением трудового законодательства, те его институты или конкретные нормативные правовые акты в сфере труда, которые нарушаются чаще или систематически, а также организации и круг должных лиц, допускающих эти нарушения.

Глубокий и всесторонний анализ такой информации дает возможность в известной мере предупредить нарушение закона, определить первоочередные прокурорские проверки или предусмотреть проверку исполнения трудового законодательства другим органом (например, государственной инспекцией труда) и др.

По плану и с учетом приоритетов

Деятельность прокураторы по надзору за исполнением законов, включая трудовое законодательство, организуется в плановом порядке. Соответствующие мероприятия включаются в перспективные или текущие планы работы. Основным правовым средством выявления и пресечения нарушений трудового законодательства и устранения обстоятельств, им способствующих, являются прокурорские проверки. Имея информацию о тех или иных нарушениях трудового законодательства у работодателя, прокурор в ходе проверки ставит перед собой задачу выяснить конкретные факты. У проверяющего есть свой методический план, круг вопросов по тематике проверки (например, при проверке законности прекращения трудового договора, изменения трудового договора и т. п.). Нарушения требований закона или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявляются путем ознакомления в кадровой службе с заявлениями работников, приказами и распоряжениями работодателя (унифицированные формы № Т-1, Т-5, Т-6, Т-8, Т-9, Т-11), изучения записей в трудовых книжках, личных карточках (унифицированная форма № Т-2) и личных делах работников, листках нетрудоспособности, а также изучения протоколов заседаний выборных органов первичных профсоюзных организаций и собраний трудового коллектива и т. д. Существуют и другие методики проверки исполнения трудового законодательства.

Так, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда прокурор знакомится с планами мероприятий по улучшению условий охраны труда (комплексными, ежегодными), с коллективным договором, протоколами собраний трудового коллектива, оперативных совещаний, заседаний выборного профсоюзного органа, приказами и другими нормативными актами работодателя. Локальные нормативные акты анализируются с точки зрения соответствия их закону, конкретности и фактического исполнения.

Анализ итогов деятельности органов прокуратуры за 2007 г. позволяет выделить приоритетные направления прокурорского надзора в сфере трудового законодательства.

По-прежнему в центре внимания остается защита прав граждан на своевременную оплату труда. Актами прокурорского реагирования за задержку выплаты заработной платы работодатели привлекаются к различным видам ответственности. Одновременно принимаются меры по выплате задолженности.

Обратите внимание! В центре внимания прокурорского надзора остается защита прав гражданина на своевременную оплату труда

На особом контроле прокуроров находится и работа по восстановлению прав трудящихся на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства. В связи с введением нового законодательства в области трудовой миграции органы прокуратуры активизировали деятельность по проверке соблюдения законности в этой сфере. В зоне прокурорского внимания – и защита прав отдельных категорий работников: несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин и кормящих матерей.

В ряде случаев органы прокуратуры привлекают к проверкам и другие уполномоченные органы: государственные инспекции труда, налоговые органы, управления миграционной службы, профсоюзные органы и др. Как правило, в результате совместных проверок разрабатываются общие меры по обеспечению законности в сфере труда.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

Более подробно методика проверки исполнения законов в сфере экологии на промышленных предприятиях отражена в научно-методической литературе.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экологии.

Наиболее часто допускаемые нарушения законодательства в сфере экологии – это факты издания различными органами незаконных правовых актов. В таких случаях прокурорами используется такая форма реагирования, как принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу; в качестве альтернативы – обращению в суд с заявлением о признании незаконного правового акта недействующим; это самостоятельная мера реагирования, однако применение ее напрямую связывается с отклонением протеста вышеперечисленными субъектами.

В отдельных случаях, при необходимости устранения многочисленных несоответствий в правовом акте прокурор может ставить вопрос о его корректировке путем внесения представления. Данная мера реагирования оправдана, поскольку в установленный Законом десятидневный срок далеко не всегда полностью устраняются недостатки.

Руководствуясь ст. 24 Закона, нижестоящие прокуроры без соответствующего обращения к прокурору уровня субъекта Российской Федерации имеют право вносить представления в территориальные органы охраны окружающей природной среды областного уровня, если это будет реально способствовать устранению и недопущению нарушений на районном уровне, особенно если есть основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя органа экологического контроля районного звена.

Представления прокурора подразделяют на обычные, которые вносятся по результатам конкретных проверок, и обобщенные, основанием для внесения которых служит углубленный анализ какой-либо проблемы.

В тех случаях, когда нарушения закона в сфере экологии, допускаемые должностными лицами, носят характер административного правонарушения, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с последующим направлением материала в суд, административную комиссию, органы экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с подведомственностью им конкретных правонарушений.

Что касается возможности привлечения к административной ответственности граждан, то она может наступать по инициативе прокурора в случаях:

а) переквалификации уголовно наказуемого деяния за малозначительностью;

б) неисполнения законных требований прокурора в виде неявки гражданина для дачи объяснений по факту нарушений законов.

В целях предупреждения нарушений экологического законодательства и при наличии сведений о готовящихся нарушениях прокурор в соответствии со ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» объявляет должностному лицу предостережение о недопустимости нарушений закона, основанием тому могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к причинению вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела прокурор обязан решать вопрос о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

В случаях, когда необходимо решить вопрос о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, здоровью граждан или экономическим интересам государства, прокуроры, соблюдая установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательствами требования подведомственности и подсудности, готовят и вносят в соответствующие суды иски о возмещении вреда.

Условия, обеспечивающие эффективность актов прокурорского реагирования: своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения.

Еще по теме Меры прокурорского реагирования на нарушения:

  1. II.3.5. Меры прокурорского реагирования на нарушения зако- нов и прав граждан в оперативно-розыскной деятельности.
  2. IV.4.3. Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре предусматривает систему актов прокурорского реагирования на нарушения, допущенные в сфере уголовного судопроизводства.

В зависимости от оснований классификации их можно разделить на несколько групп.

1. В зависимости от процессуальной формы:

требование об устранении допущенных нарушений закона;

указание;

постановление;

представление.

2. В зависимости от обязательности исполнения для поднадзорных органов:

обязательные для исполнения дознавателями, органами дознания, следователями, руководителями следственного органа (например, мотивированное постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении или прекращении уголовного дела (уголовного преследования);

обязательные для исполнения органами дознания, дознавателями (письменное указание о производстве процессуальных действий);

необязательные для исполнения следователями, руководителями следственного органа (требование об устранении допущенных нарушений закона).

3. В зависимости от возможности их обжалования поднадзорными органами:

подлежащие обжалованию дознавателями, следователями (например, письменное указание о направлении расследования, производстве следственных действий, данное дознавателю; мотивированное постановление об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела);

не подлежащие обжалованию дознавателями, следователями (мотивированное постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

4. В зависимости от законодательного закрепления :

предусмотренные УПК РФ (требование, постановление, письменное указание);

предусмотренное Законом о прокуратуре (представление).

5. В зависимости от объекта надзора:

применяемые в отношении следователей, руководителей следственных органов (постановление, требование, представление);

применяемые в отношении органов дознания, дознавателей, начальников подразделений дознания (постановление, указание; требование, представление).

В целях пресечения нарушений закона, допущенных следователями в ходе расследования преступлений, и восстановления нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства прокурор вправе применять следующие меры прокурорского реагирования:

1) требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Следует обратить внимание на то, что принесение требования правомерно и в случае нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела, при приеме, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении; такой вывод следует из взаимосвязанных положений п. 1 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 39, ст. 144 УПК РФ;

2) постановление об отмене законных или необоснованных постановлений следователя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении уголовного дела, прекращении уголовного дела, уголовного преследования (ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

При этом следует учитывать, что закон устанавливает прокурору сроки, в течение которых он вправе принять соответствующее решение, и их пропуск надзирающим прокурором исключает возможность реализации этого права;

3) мотивированное постановление о признании доказательства недопустимым (ч. 3 ст. 88 УПК РФ).

Полномочие прокурора по признанию доказательства недопустимым может быть реализовано как при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, так и в стадии предварительного расследования (например, по результатам рассмотрения жалобы участника уголовного судопроизводства либо сообщения следователя о производстве следственного действия при отсутствии судебного решения в соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ);

4) мотивированное постановление о передаче материалов проверки сообщения о преступлении, материалов уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передача его следователю Следственного комитета Российской Федерации (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Передача материалов проверки сообщения о преступлении, материалов уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому должна осуществляться в соответствии с правилами подследственности, предусмотренными ст. 151 УПК РФ; изъятие материалов проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации возможно в случае наличия данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона;

5) мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В отношении органов дознания, дознавателей, начальников подразделений дознания могут быть использованы указанные, а также следующие меры прокурорского реагирования:

постановление об отводе (самоотводе) дознавателя (ч. 1 ст. 67 УПК РФ);

постановление об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

постановление об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений дознавателя, органа дознания (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

обязательное для исполнения письменное указание о производстве процессуальных действий, в том числе об избрании, применении и отмене мер процессуального принуждения, о принятии мер к обеспечению гражданских исков в уголовном деле (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Постановление, требование, указание прокурора должны отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

В случае выявления неоднократных нарушений, носящих системный характер, правомерно принесение представления об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре.

При принесении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, не обязательно для исполнения следователем, руководителем следственного органа (ч. 6 ст. 37 УПК РФ). В случае несогласия с требованиями надзирающего прокурора последнему следует проявлять последовательность и настойчивость, используя предусмотренные законом полномочия. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения. В этих целях извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа (п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162).

Пункт 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 предписывает прокурорам проверять соблюдение руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы необходимо представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

Необходимо обеспечить контроль за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий, необходимость выполнения которых предусмотрена внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, принимать дополнительные меры прокурорского реагирования, которые могут выражаться как в принесении нового требования соответствующему руководителю следственного органа, так и обращении к вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

При выявлении нарушений закона, допущенных органами дознания и предварительного следствия, в зависимости от их характера и поднадзорного органа это нарушение допустившего выбирать необходимую (-ые) меру (-ы) прокурорского реагирования, использование которой (-ых) позволило бы в кратчайшие сроки устранить его и исключить возможность совершения подобных нарушений в будущем.


Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - принести протест или внести представление.
Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подверг-

ОГ.РМЦ1 HUE H ПРОКУРАТУРУ
нутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства Российской Федерации, субъектов РФ - и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п 1 ст. 45 ГПК РФ).
Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях - при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.
Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, нм способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.
Пос гановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости ог характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное псклановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28 4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соответствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях: Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

ОБРАЩЬНИР. И ПРОКУРАТУРУ Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ). Если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ) Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК). Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).
Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.