Общие положения международного гражданского процесса. Международный гражданский процесс. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

Ключевые термины и понятия: международный гражданский процесс; предмет международного гражданского процесса; принципы международного гражданского процесса; особенности международного гражданского процесса; взаимность; международная вежливость; дискриминация;реторсии; национальный режим; наиболее тесная связь; процесс равноправия сторон.

Понятие международного гражданского процесса

В случае возникновения спора с участием иностранных лиц, одна из спорящих сторон может обратиться для его разрешения в суд независимо от согласия от другой стороны. Судебная процедура осуществляется в соответствии с нормами национального процессуального законодательство. Однако присутствие «иностранного элемента» приводит к особенностям судебного процесса.

Проведение процесса с участием иностранного элемента связано с наличием или отсутствием международных договоров между государствами, которые определяют требования, предъявляемые к документам, судебным доказательствам, срокам извещения сторон, особенности признания и исполнения иностранных судебных решений. В силу этого в настоящее время актуальна тенденция развития международного гражданского процесса.

Вопрос о том, что представляет собой международный гражданский процесс является достаточно дискуссионным. Одни ученые полагают, что международный гражданский процесс является институтом международного частного права, другие считают, что международный гражданский процесс является составляющей гражданского процессуального права, по мнению третьих, международный гражданский процесс необходимо рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права.

В российской правовой доктрине международный гражданский процесс долгое время считался частью науки международного частного права и включался в его структуру. Эта точка зрения до настоящего времени присутствует в отечественной правовой науке и она является наиболее обоснованной.

- это комплексный институт международного частного права, регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных и международных процедур, определенных в процессуальных нормах, направленных на защиту и установление гражданских прав.

Существуют различные позиции ученых, что же представляет собой международный гражданский процесс. Рассмотрим их.

Международный гражданский процесс представляет собой часть национального гражданского процесса, связанную с разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом. Более того, международный гражданский процесс является самостоятельной и обособленной отраслью права и правовой науки (И.В. Гетьман-Павлова) .

Международный гражданский процесс - это доктринальное понятие, обозначающее систему норм, регулирующих деятельность суда и других юрисдикционных органов при рассмотрении гражданско-правовых дел, осложненных иностранным элементом (Г.Ю. Федосеева) .

Международный гражданский процесс - это совокупность процессуальных норм, регулирующих рассмотрение судами, в том числе арбитражными, гражданских дел по правоотношениям с иностранным элементом... (Н.И. Марышева) .

Международный гражданский процесс - это комплекс международных и внутригосударственных норм, являющийся институтом международного частного права и регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных и международных органов правосудия (других правоохранительных органов), которые осуществляют производство по гражданским делам с целью определения и защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов личности и общества (Т.Н. Нешатаева) .

Международный гражданский процесс представляет собой систему норм национального и международного права, связанных с судебной и иной юрисдикционной защитой прав участников гражданского оборота и содержащих иностранный элемент (В.В. Ярков) .

Международный гражданский процесс - это совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах (И.В. Гетьман- Павлова) .

Под международным гражданским процессом понимается определенная совокупность проблем, носящих процессуальный характер и связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже .

Международный гражданский процесс - урегулированная нормами гражданского процессуального права РФ и международного права деятельность судов по рассмотрению и разрешению вопросов процессуального характера, связанных с защитой иностранных физических и юридических лиц в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (И.В. Дробязкина) .

  • Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. Практикум / Под ред. Н.Ю. Ерпыле-вой. М.: Эксмо, 2007. С. 635.
  • Федосеева ЕЮ. Международное частное право.- 4-е изд., перераб., и доп. М.: Эксмо,2007. С. 305.

В современных условиях все возрастающего сотрудничества государств возникает значительное количество частноправовых споров, осложненных иностранным элементом (трансграничные споры ), передаваемые на рассмотрение судам того или иного государства. Помимо разрешения споров судебного вмешательства зачастую требуют и иные вопросы частноправового характера с участием иностранных лиц (установление юридического факта, усыновление, признание лица безвестно отсутствующим).

На регламентацию разрешения трансграничных гражданских дел направлены правовые нормы, объединенные термином международный гражданский процесс .

Особенности судопроизводства по гражданским делам, в котором участвуют иностранные граждане и организации или которое иным образом связано с иностранным государством , регулируются нормами международного гражданского процесса (международного гражданского процессуального права). Термин «международный» в данном случае условен, поскольку речь идет не о международных, наднациональных, судах, а о рассмотрении гражданских дел судами того или иного государства, в России - российскими судами.

Гражданский процесс это регламентированная законом деятельность судов и других правоприменительных органов по разрешению гражданских дел.

Международный гражданский процесс – это регламентированная унифицированными нормами международных договоров и нормами национального права публично-правовая деятельность суда и других правоприменительных органов по разрешению гражданских дел, осложненных иностранным элементом.

Международный гражданский процесс (МГП) - это совокуп­ность процессуальных норм , регулирующих процедуру рассмотре­ния гражданско-правовых споров, связанных с правопорядком двух и более государств .

Термин «международный гражданский процесс» имеет условный характер - слово «международный» имеет то же значение, что и в МЧП: оно означает наличие частноправового от­ношения, связанного с иностранным правопорядком.

Связь с иностранным государством обычно выражается в ослож­нении гражданского правоотношения, тем или иным иностранным элементом.

или необходимость допросить свидетеля, проживающего за границей, или истребовать из-за границы документы, выданные иностранными властями . Российский суд вообще может не вести основное произ­водство по гражданскому делу, а лишь выполнять поручение.

Предмет регулирования МГП – международный частноправовой спор или иной вопрос частноправового характера, требующий судебного вмешательства. Предмет характеризуют ряд элементов:

Международные – осложненный иностранным элементом

Частноправовой – спор по гражданским или торговым делам (civil and commercial matters); две позиции – англо-саксонская система деление на а)гражданские и торговые б) публичные дела); романо-германская система – все в гражданские дела относит.



Спор – оформленное в виде взаимных притязаний разногласие между сторонами частноправового отношения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Сфера действия МГП:

1. международная подсудность;

2. гражданско-процессуальный статус иностранных лиц, государства, организаций

3. судебные доказательства ;

4. решение вопроса о применимом праве;

5. установление содержания, толкование и применение иностран-ного пра ва;

6. исполнение поручений;

7. признание и принудительное исполнение судебных решений;

8. принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.

(Нотариальные действия)

Юридическая природа МГП является спорным вопросом:

1) МГП – это подотрасль МЧП

Этой позиции придерживались в дореволюционной отечественной доктрине,

определение компетентного права осуществляется судом путем разрешения коллизионной проблемы

сначала в МЧП решается вопрос о выборе суда того или иного государства. Подобной концепции придерживается англо-саксонская система права. Подобной позиции придерживается Ануфриева, Нешатаева (институт).



нормы МГП включены в законы о МЧП.

2) МГП – это институт национального гражданского процесса

Этот подход характерен для советской и современной отечественной доктрины, поскольку суд применяет нормы процессуального национального права. Это исходит из принципа lex fori. Подобную позициюб занимают Треушников, Ярков.

3) МГП – это отрасль МЧП как науки

Дмитриева, Богуславский, Лунц. Это обусловлено тесной связью норм МГП, регулирующих трансграничные гражданско-процессуальные отношения , с нормами МЧП, регламентирующими материальные частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Термин «международный» условен, поскольку не означает деятельности международных судебных и арбитражных органов . Он лишь указывает на наличие иностранного элемента в этих правоотношениях.

4) МГП – самостоятельная отрасль международного права, наряду с МЧП и МПП

Это позиция Галенская, Яблочков. Нормы МГП не могут быть включены в нормативный состав МЧП по объективным критериям: другой предмет регулирования (они регламентируют не сами частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, а деятельность суда по разрешению споров с иностранным элементом ). Она указывает, что отсутствует и коллизионная проблема по выбору права. Суд и иные правоприменительные органы при рассмотрении споров руководствуются собственными процессуальными нормами и не применяют иностранного права .

5)МГП – отрасль национального права

Характерные черты МГП:

МГП носит публично-правовой характер, поскольку представляет собой властную деятельность судов по отправлению правосудия по трансграничным гражданским делам (участники процесса в подчинении)

МГП носит экстерриториальный характер (взаимосвязь и взаимодействие судебных систем )

Цель МГП – разрешение спора частноправового характера или иного частноправового вопроса, требующего судебного вмешательства

1) национальное законодательство

АПК РФ 2002

ГПК РФ 2002

СК РФ 1995

ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" 2002

Регламенты МКАС при ТПП РФ

2) международные договоры

- Минская конвенция СНГ 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

Кишиневская конвенция СНГ 2002 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

Киевское соглашение СНГ 1992 года о порядке разрешения споров, связанны с осуществлением хозяйственной деятельности

Гаагская конвенция 1954 года по вопросам гражданского процесса

ГК 1961 года, отменяющее требование легализации иностранных официальных документов

ГК 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и административным делам

ГК 1970 года о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам

ГК 1980 года о международном доступе к правосудию (не участвуем)

Луганская конвенция1988 года о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам (не участвуем)

Гаагская конвенция 2005 года о соглашениях о выборе суда (не участвуем, не вступила)

Нью-Йоркская конвенция 1958 г."О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений"

Двусторонние договоры рф – около 40 рф о правовой помощи

Международный гражданский процесс - самостоятельная часть системы МЧП и включается в его структуру

МЧП и МГП имеют общее происхождение, тесное взаимодействие и взаимозависимость. В обоих случаях преследуется цель сделать иностранное право приемлемым для местного правопорядка.

В МЧП и МГП действуют общие материально-правовые, коллизионные и процессуальные институты:

1. Национальный режим в сфере гражданской и гражданской процессуальной правоспособности (ст. 62 Конституции РФ, ст. 1196 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 398 ГПК РФ).

2. Иммунитет государства и его собственности (ст. 251 АПК РФ, ст. 401 ГПК РФ).

3. Связь судебных доказательств с материальным правом и коллизионными проблемами. Проблема судебных доказательств в аспекте МГП охватывает вопросы материального права, относительно которых возникают коллизионные проблемы.

4. Процессуальный институт установления содержания иностранного права самым тесным образом связан с применением, толкованием и квалификацией коллизионных норм (ст. 1191 ГК РФ, ст. 14 АПК РФ).

6. Институт оговорки о публичном порядке (ст. 1193 ГК РФ, ст. 412,417 ГПК РФ, ст. 244 АПК РФ). Оговорка о публичном порядке имеет в МГП иное звучание, нежели в МЧП. Основная сфера применения оговорки в МГП - это оказание правовой помощи, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 412,417 ГПК РФ, ст. 244 АПК РФ).

Принцип «закон суда» в МГП является его фундаментом, центральным ядром. Общепризнанное начало национального гражданского процесса – применение только своего собственного процессуального права, в том числе и при рассмотрении дел с иностранным элементом .

Общепринятые исключения: определение гражданской процессуальной дееспособности иностранцев по их личному закону; возможность применения иностранных процессуальных норм в связи с исполнением иностранных судебных поручений .

Основаниями применения иностранного процессуального права выступают не нормы национальных законов, а положения международных договоров.

В науке МЧП под МГП обычно понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде . Это вопросы доступа иностранных лиц к правосудию, их положения в процессе, международной подсудности, оказания правовой помощи судами и другими органами юстиции государств друг другу, сбора доказательств, установления содержания иностранного права, признания и исполнения иностранных судебных решений, совершения нотариальных действий, призванных служить обеспечению прав отечественных граждан и юр. лиц за рубежом. Согласно др. пониманию , МГП - это комплексный институт МЧП, регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных и международных процедур, определенных в процессуальных нормах, направленных на защиту и установление гражданских прав (Т.Н. Нешатаева).

Наряду с судебным порядком рассмотрения споров обычно к МГП относят и вопросы рассмотрения споров в порядке арбитража (в т.н. третейских судах).

Согласно преобладающей в доктрине России точке зрения термин "МГП" носит сугубо условный характер , поскольку речь не идет о каком-то международном рассмотрении конкретного дела и поскольку не существует международной универсальной организации, призванной рассматривать споры между субъектами (сторонами) из разных государств. Иногда вместо этого понятия применяют более удачный термин - "международное ГПП ", под которым можно было бы понимать совокупность правовых принципов и норм процессуального характера, как общих для государств, определяемых международными соглашениями, так и непосредственно устанавливаемых законодательством каждой страны .

Процессуальное право в правовой системе каждого государства традиционно относится к публичному праву, поскольку здесь речь идет об отношениях по вертикали. В российской доктрине отмечается, что внутригос. нормы, регламентирующие МГП, следует относить к отраслям процессуального права - ГПП и арбитражного процессуального права (В.П. Звеков), при этом указывается, что нормы МГП имеют иной предмет регулирования, чем нормы МЧП: они регулируют не сами частные отношения, осложненные иностранным элементом, а деятельность суда по разрешению гражданских дел, в которых такой элемент присутствует (Г.К. Дмитриева , Н.И. Марышева, А.Г. Светланов).

Особенно ярко это проявляется в деятельности государственных органов, осуществляющих признание и исполнение иностранных судебных решений, а также в деятельности нотариата. Отмечая принципиальные различия, существующие между публичным и частным правом, не следует игнорировать и тесную взаимосвязь между МЧП и МГП , поскольку от предварительного решения процессуальной проблемы выбора юрисдикции зависит и решение коллизионной проблемы (проблемы выбора права), и тем самым и материально-правовой проблемы регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом. Кроме того , не следует игнорировать то обстоятельство, что в процессуальных отношениях существенное значение приобретают и отношения по горизонтали: между сторонами в имущественном, хозяйственном, семейном, трудовом и ином споре. В международной жизни роль таких горизонтальных отношений возрастает вследствие того, что стороны в споре имеют возможность выбора (хотя и в определенных пределах) как самого порядка рассмотрения спора (в государственном или в третейском суде), так и возможности заключения соглашения об изменении т.н. родовой или территориальной подсудности . В этом заключается одно из оснований отнесения МГП к МЧП как отрасли права . Другим основанием , выдвигаемым сторонниками этой точки зрения (Л.П. Ануфриева), является то, что в сфере МПГ применяются традиционные для МЧП понятия и институты , те же, что и в других разделах МЧП (применение принципов гражданства и домицилия в отношении физических лиц, принципов инкорпорации, места нахождения и иных критериев для определения государственной принадлежности ("национальности") юридических лиц и т.д.).

В современных условиях тесная взаимосвязь , существующая между коллизионными и материально-правовыми нормами , с одной стороны, и процессуальными - с другой, реализуется в области МЧП как в международных соглашениях, так и во внутреннем законодательстве . Такой подход был проявлен в Кодексе Бустаманте. Что же касается внутреннего законодательства - например, Закон о МЧП Швейцарии, в котором содержатся нормы и коллизионного, и процессуального права . Такой комплексный подход характерен для последних кодификаций в области МЧП Италии, Грузии, Венесуэлы и др. государств. Такой подход к решению проблемы регулирования представляется более предпочтительным , и неслучайно по этому пути пошли новейшие законодательные акты ряда государств. Объясняется это прежде всего связью, существующей между решением вопросов применения права и вопросов процессуального характера, возникающих в практике судов при рассмотрении споров с так называемым иностранным элементом. При наличии таких разных подходов МГП можно рассматривать как составную часть МЧП в качестве отрасли правоведения .

Что касается зарубежных государств , то в странах «общего права» (Англии, США, Канаде, Австралии, Индии, ЮАР и т. д.) включение МГП в МЧП не представляет собой проблему в силу традиционности подхода к МЧП как к праву прежде всего процессуальному.

Ряд европейских государств ответы на данный вопрос включили непосредственно в свое национальное законодательство по МЧП (напр., венгерский закон о МЧП). В этом отношении показателен швейцарский Закон о МЧП 1987 г., который устанавливает сферу действия недвусмысленным образом: а) компетенция швейцарских судов или ведомств; б) применимое право; в) предпосылка признания и исполнения иностранных решений, г) арбитраж и подсудность.

В Германии МЧП конструируется принципе как коллизионное право , поэтому ответы на процессуальные вопросы должны быть получены с помощью норм ГПП ФРГ. Однако ввиду отмечаемой тесной связи отношений, регулируемых МЧП с процессуальными аспектами, некоторые учебники и курсы немецких авторов по МЧП содержат разделы, посвященные МГП . Между тем в ФРГ в последние годы нарастает и другая тенденция: выделение МГП в особую отрасль права (наряду с МЧП) - международное ГПП (Шак К.).

На всякий случай: Правила по вопросам МГП содержатся в многочисленных универсальных и региональных конвенциях , а также в двусторонних договорах о правовой помощи, консульских конвенциях и иных соглашениях. К универсальным многосторонним конвенциям относится Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г., Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г., Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г. Эти конвенции действуют для многих государств, в том числе и для России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Международный гражданский процесс

1.1 Понятие международного гражданского процесса

1 .2 Определение подсудности и пророгационные соглашения

1 .3 Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в России

1 .4 Процессуальное положение иностранного государства

1 .5 Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи

1 .6 Признание и исполнение решений иностранных судов

1 .7 Нотариальные действия и легализация документов

Список использованных источников

1. Международный гражданский процесс

1.1 Понятие международного гражданского процесса

В науке международного частного права под международным гражданским процессом понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и государственном арбитраже. Это вопросы доступа иностранных лиц к правосудию, их положения в процессе, международной подсудности, оказания правовой помощи судами и другими органами юстиции государств друг другу, сбора доказательств, установления содержания иностранного права, признания и исполнения иностранных судебных решений, совершения нотариальных действий, призванных служить обеспечению прав отечественных граждан и юридических лиц за рубежом.

Наряду с судебным порядком рассмотрения споров обычно к международному гражданскому процессу относят и вопросы рассмотрения споров в порядке арбитража (в так называемых третейских судах). Эти вопросы рассматриваются отдельной темой, поскольку международный коммерческий арбитраж - это самостоятельный альтернативный суду порядок рассмотрения споров.

Сам термин “международный гражданский процесс” имеет сугубо условный характер, поскольку речь не идет о каком-то международном рассмотрении конкретного дела, и поскольку не существует международной универсальной организации, призванной рассматривать споры между субъектами (сторонами) из разных государств. Иногда вместо этого понятия применяют более удачное название - “международное гражданское процессуальное право”, под которым можно было бы понимать совокупность правовых принципов и норм процессуального характера, как общих для государств, определяемых международными соглашениями, так и непосредственно устанавливаемых законодательством каждой страны. Процессуальное право в правовой системе каждого государства традиционно относится к публичному праву. Речь идет об отношениях по вертикали: между государством, а точнее, судебной властью и гражданином или иным субъектом. Однако в области частноправовых отношений существенное значение имеют и отношения по горизонтали: между сторонами в имущественном, хозяйственном, семейном и ином споре. В международной жизни роль таких горизонтальных отношений возрастает благодаря тому, что стороны в споре имеют возможность выбора (хотя и в определенных пределах), как самого порядка рассмотрения спора (в государственном или в третейском суде), так и путем заключения соглашения об изменении так называемой родовой или территориальной подсудности. В этом заключается одно из оснований отнесения международного гражданского процесса к международному

частному праву как отрасли права. Другим основанием является то, что в сфере международного, гражданского процесса применяются традиционные для международного частного права понятия и институты, те же, что и в других разделах международного частного права (применение принципов гражданства и домицилия в отношении физических лиц, принципов инкорпорации, места нахождения и иных критериев для определения государственной принадлежности (“национальности”) юридических лиц и т.д.)).

Между государствами-участниками СНГ заключены следующие многосторонние соглашения:

* Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993);

* Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 1997);

* Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 1992);

* Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества (Москва, 1998).

Россия заключила ряд двусторонних договоров о правовой помощи (с 29 государствами) и соглашений по отдельным вопросам процессуального характера. Во внутреннем законодательстве России правила в этой области содержатся в ГПК РФ, в арбитражно-процессуальном законодательстве, в законах о судебной системе, об исполнительном производстве, о несостоятельности и других актах.

Несомненна тенденция к расширению объема регулирования в данной области в законодательстве России и других государств СНГ.

В проекте Модельного гражданского процессуального кодекса СНГ в соответствии с разработанной структурой предлагается поместить статьи и разделы, содержащие положения о приоритете общепризнанных принципов международного права и положений международных договоров; о подсудности дел с участием граждан и юридических лиц иностранных государств; о производстве по делам с участием иностранных лиц, о производстве по признанию к исполнению решений судов государств-участников СНГ и иных иностранных судов.

1.2 Определение подсудности и пророгационные соглашения

Обычно, под международной подсудностью понимается компетенция судов какого-то конкретного государства по разрешению гражданских дел с участием иностранной стороны (сторон) или с каким-либо иным “иностранным элементом”. Только после того как будет установлено, в компетенцию судебной системы какого государства в целом входит рассмотрение спора, можно будет конкретно определить судебную инстанцию, правомочную рассматривать спор. Применительно к России, в которой существует система судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов, надо будет еще дополнительно предварительно установить, какая из этих систем обладает соответствующей юрисдикцией.

Каждое государство само определяет, какие споры относятся к компетенции его судов. Поэтому на практике возникают ситуации, когда рассмотрение одного и того же спора может одновременно входить в компетенцию судов двух или даже нескольких стран. В случаях подобного рода говорят о “конфликтах юрисдикции”. “Конфликт юрисдикции” может быть устранен путем заключения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами. Многосторонние соглашения по вопросам подсудности делятся на две группы. К первой относятся соглашения общего характера, содержащие положения о подсудности по всем категориям дел. К этой группе относится, в частности, Конвенция в Лугано о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (1988 г.).

Ко второй группе относятся соглашения, касающиеся подсудности отдельных категорий споров (например, Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении судов, 1952 г.).

Как решается вопрос о международной подсудности в России?

Как правило, в отношении международной подсудности в России и других странах СНГ применяются общие правила определения подсудности, установленные законодательством соответствующей страны. Подсудность судам гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане и организации, лица без гражданства, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает в другом государстве, определяется российским законодательством. Общим правилом определения подсудности является предъявление иска по месту жительства ответчика, а также по месту нахождения органа или имущества юридического лица. В то же время в российском законодательстве имеются правила, устанавливающие в ряде случаев исключительную подсудность. Так, гражданско-процессуальное законодательство определяет, что исключительно российским судам подсудны, среди прочего, дела по искам о праве на строение, об освобождении имущества от ареста, об установлении порядка пользования земельным участком, если имущество или земельный участок находятся в РФ. В то же время в России и других странах СНГ имеются специальные правила о подсудности, но они немногочисленны. В качестве примера можно привести ст. 160 СК, согласно которой российский гражданин, проживающий за границей, вправе расторгнуть свой брак с проживающим за границей супругом, независимо от его гражданства, в российском суде.

Основной проблемой в рассматриваемой области для России и других стран СНГ, в которых, наряду с общими судами, существуют государственные арбитражные (хозяйственные, экономические) суды и приняты арбитражные процессуальные кодексы, является проблема подведомственности, разграничения компетенции этих двух видов судов.

К ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической (предпринимательской) деятельности. Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Российской федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

К экономическим спорам относятся, наряду с другими, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов. На практике эту возможность, которой раньше не было, используют часто предприятия с иностранными инвестициями, обращаясь в арбитражные суды с исками о признании недействительными актов налоговых или таможенных органов. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18. Ст. 2207

Рассмотрению споров с участием иностранных лиц в судебных арбитражных органах РФ придается большое значение, поскольку защита их предпринимательской деятельности рассматривается как одно из необходимых условий успешной интеграции экономики в мировую и региональные структуры.

Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц основана, прежде всего, на принципе территориальной подсудности. Правила АПК соответствуют подобным правилам о территориальной подсудности многих иных правовых систем: иски обычно, поскольку иное не предусматривается, адресуются суду, в границах деятельности которого находится ответчик (зарегистрирована, находится фирма или проживает гражданин).

Арбитражные суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории России. Арбитражные суды вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц, если:

* филиал или представительство иностранного лица находится на территории России;

* ответчик имеет имущество на территории РФ;

* иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

* по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;

* иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории России;

* истец по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации находится в РФ;

* имеется соглашение об этом между организацией или гражданином РФ и иностранным лицом (таким образом, пророгационные соглашения допускаются). Аналогичные положения содержатся в ст. 4 Соглашения о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение).

Минская конвенция (1993 г.) в ряде случаев расширяет возможности предъявления в суде данного государства исков к своим зарубежным партнерам из стран СНГ. Например, национальные суды компетентны осуществлять производство по делам в случае, когда на их территории осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика (ст. 20). Арбитражные суды Российской Федерации могут рассматривать дела и в случаях, предусмотренных международными договорами, при наличии письменного (пророгационного) соглашения участников сделки из других иностранных государств о передаче экономического спора в российский арбитражный суд (ст. 21 Минской конвенции, п. 2 ст. 4 Киевского соглашения).

К форме пророгационного соглашения применимы требования, установленные российским законодательством для формы внешнеэкономических сделок. Исключительная компетенция арбитражных судов Российской Федерации, установленная российским законом или международным договором Российской Федерации, не может быть изменена пророгационным соглашением.

Пророгационное соглашение может предусматривать передачу спора в компетентный суд иностранного государства, арбитражный суд. При наличии пророгационного соглашения о передаче спора в компетентный суд иностранного государства арбитражный суд Российской Федерации по заявлению ответчика прекращает производство по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, принятому к своему производству по правилам общей подсудности. Возможность заключения пророгационных соглашений допускается как внутренним законодательством, так и международными договорами РФ.

Поскольку в арбитражно-процессуальном законодательстве говорится о том, что по соглашению сторон территориальная подсудность может быть изменена, иностранные лица, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность, могут по соглашению с другой стороной в споре перенести такой спор в избранный ими суд. В литературе отмечалось, что российские государственные арбитражные суды неоднократно рассматривали споры из предпринимательских отношений иностранных фирм на территории Российской Федерации, выбравших арбитражный суд для разрешения их разногласий в заключенном ими пророгационном соглашении.

Так, одним арбитражным судом Российской Федерации было вынесено решение по спору иранской и туркменистанской фирм, имеющих действующие представительства на российской территории. Иностранные фирмы заключили на территории России лизинговое соглашение, предусматривающее, что все споры по этому контракту будут рассматривать в арбитражном суде Москвы.

Передача оборудования в лизинг, а также частичная оплата по сделке состоялись на территории России в 1995 г. Впоследствии права лизингодателя (иранской фирмы) были нарушены, в связи с чем и был предъявлен в арбитражный суд субъекта Российской Федерации иск с целью возмещения понесенных убытков и восстановления нарушенных прав.

Решение арбитражного суда РФ, удовлетворившего исковые требования иранской фирмы, было признано соответствующим хозяйственным судом Туркменистана и передано на исполнение в порядке, установленном Киевским соглашением (1992 г.).

Свободный выбор сторонами подсудности ограничен определенными пределами. Не могут быть нарушены установленные в каждом государстве правила исключительной подсудности. Например, спор по поводу права на недвижимость, находящуюся в иностранном государстве, стороны по своему усмотрению не могут передать для рассмотрения в российский суд.

Можно привести и другой пример ограничения свободы выбора суда сторонами. Поскольку в законодательстве РФ определено, какие споры подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции и какие - в государственных арбитражных судах (родовая подсудность), стороны не могут по своему усмотрению передать любой спор, например, в Верховный суд РФ или в Высший арбитражный суд РФ.

В соответствии с Минской конвенцией (1993 г.) суды государств-членов компетентны также в случаях, когда на территории таких стран: а) осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; б) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора; в) имеет постоянное местожительство или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Исключительная подсудность предусмотрена в Конвенции 1993 г. по отношению к искам о праве собственности и иных, вещных правах на недвижимое имущество. По этим делам компетентными являются лишь суды по месту нахождения имущества.

Применительно к экономическим спорам эта проблема решается следующим образом: в соответствии с положениями ст. 4 Киевского соглашения (1992 г.), компетентный суд государства-участника СНГ вправе рассматривать споры, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами или из их отношений с государственными и иными органами, если на территории данного государства-участника СНГ:

* ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств-участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

* осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

* исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

* имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

* имеет постоянное местожительство или местонахождение истец по иску о защите деловой репутации;

* находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

Компетентные суды государств-участников СНГ рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этому суду. При наличии такого соглашения суд другого государства-участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу.

Соглашением сторон, однако, не может быть изменена исключительная компетенция судов его государств-участников. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 этого документа иски о праве собственности на недвижимое имущество должны рассматриваться исключительно судом государства, на территории которого находится имущество. А п. 4 этой же статьи устанавливает, что “дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа”. В случае возбуждения производства по делу в судах нескольких государств между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражный суд прекращает производство по делу, если окажется судом, в котором производство возбуждено позднее.

На практике в России и других странах СНГ возникла проблема соотношения юрисдикции государственных (прежде всего арбитражных и хозяйственных) и третейских судов в случаях, когда при наличии арбитражной оговорки в контракте истец обращается не в третейский суд, а в государственный арбитражный суд. Российское арбитражно-процессуальное законодательство, например, предусматривает, что иск в таком случае остается без рассмотрения, если возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда. Это положение соответствует ст. VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Как отмечалось в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 11 июня 1999 г., арбитражный суд может принять иск к рассмотрению и в случае наличия во внешнеэкономическом контракте третейской записи, если сочтет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (п. 3 ст. II Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.). В случае, если спор возник из правоотношений, которые не относятся к компетенции третейских судов, арбитражный суд при наличии третейской записи во внешнеэкономическом контракте вправе принять иск к рассмотрению (п. “с” ч. 2 ст. VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.). На основании материалов практики можно лишь перечислить конкретные спорные ситуации, которые приводили к тому, что признавалась юрисдикция государственного суда (название третейского суда в арбитражной оговорке не совпадало с его, официальным наименованием; сторонами не было определено, в соответствии с какими правилами будет рассматриваться спор, распространение действия арбитражной оговорки на передачу прав, спорность определения гражданско-правовой природы отношений между сторонами и др.).

1.3 Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в Р оссии

процессуальный судебный международный гражданский

В соответствии с положениями Конституции РФ о гарантиях судебной защиты прав и свобод (ст. 46) и о предоставлении национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 62) иностранцы пользуются в России свободным доступом к суду.

В соответствии со ст. 398 ГПК РФ 2003 г. иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в суды РФ и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. При этом закон не связывает предоставление иностранцам национального режима в области гражданского судопроизводства с их проживанием в России. Право на судебную защиту имеют в Российской Федерации также иностранные предприятия и организации.

Аналогичные правила закрепляются в арбитражно-процессуальном законодательстве, которое устанавливает, что иностранные и международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды России для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами РФ.

Однако в соответствии с ч. 4 ст. 398 ГПК Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Российской Федерации.

В российском законодательстве, в отличие от законодательства ряда государств (в частности, Грузии), не установлена возможность взимания с иностранцев специального залога (так называемого caution judicatum solvi) при предъявлении иска в суде. Этот денежный залог взимается в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае, если истцу будет отказано в иске. Для реализации права на доступ к правосудию в России существенное значение в связи с тем, что расходы на проведение процесса возросли, имеет решение проблемы освобождения иностранцев от уплаты судебных расходов, предоставление им иных процессуальных льгот (отсрочки, рассрочки несения таких расходов). Иностранным участникам процесса процессуальные льготы предоставляются только в том случае, если предоставление таких льгот прямо предусмотрено двусторонними или многосторонними договорами о правовой помощи. Это означает, в частности, что участникам процесса из стран СНГ должны предоставляться все процессуальные льготы на тех же условиях, что и собственным гражданам (ст. 2 Минской конвенции).

Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В силу того что в российском праве нет института обязательного судебного представительства, представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют надлежащим образом оформленную доверенность. В качестве представителей иностранных граждан могут также выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских конвенций, заключенных СССР и Россией с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять интересы граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1. Ст. 16

1.4 Процессуальное положение иностранного государства

Основной процессуальный вопрос, который должен решить суд любой страны в случае предъявления иска к иностранному государству,- это вопрос о том, может ли он вообще рассматривать иск к государству. Иными словами, суд должен решить: пользуется ли государство, к которому предъявляется иск, судебным иммунитетом или нет. Если суд признает, что государство иммунитетом не пользуется, иск может быть принят к рассмотрению. Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием для этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного равенства государств. Судебный иммунитет государства в широком смысле включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова - саму неподсудность одного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспечения иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

В каждом государстве действует определенная процедура рассмотрения ходатайств иностранных государств, их органов и представителей (как правило, местных адвокатов) о признании судебного иммунитета этих государств в случае предъявления к ним исков. Сошлемся на практику США. В этом государстве имеется значительная практика рассмотрения дел такого рода, в том числе и по искам к СССР и Российской Федерации, причем эта практика не оставалась неизменной. В первые послевоенные годы в случае предъявления иска к иностранному государству посольство этого государства в США, получив соответствующее извещение от суда, направляло в ведомство по иностранным делам США - в государственный департамент США ноту, в которой ставился вопрос о недопустимости предъявления иска, наложения ареста на имущество (на счета в банках, например), принудительного исполнения решения, иными словами, в отношении всех видов юрисдикционного иммунитета иностранных государств. Если Государственный департамент соглашался с требованием иностранного государства, то обычно через прокурора США направлял соответствующее представление в суд, в который предъявлялся иск или который принимал соответствующие меры по обеспечению иска либо исполнению решения.

При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается практика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или наложен арест. Как уже отмечалось, современная практика государств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предоставляют иммунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера. Другим процессуальным вопросом, касающимся государства как стороны в процессе, является вопрос о возможности предъявления иностранным государством иска в суде другой страны. В международной практике признается право государства на предъявление иска в другой стране. Международные организации также обладают правом предъявлять иск. В консультативном заключении Международного суда ООН еще в 1949 г. было подтверждено, что ООН может обращаться в национальные суды государств с любыми исками гражданско-правового характера.

В случае, если государство предъявляет в суде другого государства встречный иск, то это рассматривается как согласие на юрисдикцию суда, в который был подан иск к государству. Встречный иск - это иск, возбуждаемый ответчиком в ответ на первоначальный (основной) иск в иностранном суде. Государство, предъявившее встречный иск, не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции этого суда в отношении основного иска.

Дальнейшим вопросом процессуального характера является вопрос о том, кто может представлять государство в иностранном суде. Этот вопрос определяется обычно законодательством государства, которое выступает в качестве истца или ответчика в иностранном суде. В России действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 950 “О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах”. Хотя в этом акте имеются в виду случаи предъявления к Правительству исков в российских судах, на практике это Постановление по аналогии распространяется и на случаи предъявления исков в судах и за рубежом (как в государственных, так и в третейских судах). Порядок этот состоит в следующем: принимается распоряжение правительства, в котором дается поручение какому-то федеральному органу исполнительной власти (в зависимости от характера заявленных требований) назначить в качестве представителя должностное лицо указанного органа. В отношении представительства за рубежом доверенность может быть выдана самим правительством (заместителем председателя правительства).

Если в отношении судебного иммунитета можно говорить лишь о некоторых еще неопределенных сдвигах, отражающих прежде всего договорную практику, то в отношении отдельных категорий государственного имущества следует говорить о полном переходе с позиций абсолютного иммунитета к непредоставлению иммунитета. Речь идет о государственных морских судах.

Правила, установленные КТМ РФ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы; некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях если в КТМ РФ прямо предусмотрено, что установленные им правила распространяются на суда и грузы, указанные выше, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов (п. 2 ст. 3).

1.5 Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи

Функции суда как органа власти каждого государства обычно ограничиваются пределами территории данного государства. Поэтому для осуществления процессуальных действий за рубежом суду одного государства необходимо обратиться за содействием к судебным органам другого государства (вручить повестку о вызове в суд, допросить свидетелей, проживающих за границей, собрать доказательства и совершить иное действие процессуального характера). Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. Развитие международного сотрудничества привело к тому, что наряду с исполнением судебных поручений, стало применяться более широкое понятие оказания правовой помощи, под которым в области международного частного права стало пониматься не только исполнение судебных поручений, но и содействие в получении информации об иностранном праве. В Минской конвенции (1993 г.) раздел о правовой помощи включает помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, допросов сторон, свидетелей, экспертов, вручение документов, пересылку документов о гражданском состоянии лиц (свидетельств регистрации актов гражданского состояния, документов об образовании, трудовом стаже и др.), предоставление информации по правовым вопросам, оказание помощи при установлении адресов лиц, проживающих на их территории, если это требуется для осуществления прав их граждан. Этот перечень наглядно свидетельствует о роли правовой помощи для граждан в пределах всего пространства СНГ.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше Международных договоров, нормами ГПК РФ 2003 г.

В соответствии со ст. 407 ГПК РФ суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.) за исключением случаев, если:

* исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности России;

* исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ст. 407 ГПК устанавливает, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Арбитражно-процессуальное законодательство определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемом внутренним законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами России. Российский закон предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

1.6 Признание и исполнение решений и ностранных судов

1. Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, в принципе ограничено пределами территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения; для принудительного исполнения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения.

Законодательству государств известны различные системы исполнения решений иностранных судов. Общим для всех этих систем является требование взаимности как условия для исполнения решения.

В одних странах (например, в Италии) для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление непротиворечия его публичному порядку страны суда и выполнение ряда других условий. В других странах (например, во Франции, Бельгии, ФРГ и ряде других европейских государств) необходима выдача экзекватуры. Под экзекватурой понимается специальное постановление о разрешении исполнения судебного решения, вынесенные судом после рассмотрения соответствующего ходатайства.

Наконец, в третьей группе стран для судебных решений, вынесенных в странах, которые предоставляют взаимность в отношении исполнения решений, требуется регистрация решения в особом реестре (например, в Великобритании в суде по гражданским делам Высокого суда). Регистрация, в свою очередь, возможна при наличии ряда условий.

Современная тенденция в этом вопросе такова, что страны, входящие в определенные группировки, прежде всего по региональному принципу, заключают многосторонние соглашения, в соответствии с которыми решение иностранного суда должно исполняться в том же порядке, что и решения собственных судов. Так, в странах ЕС первоначально была заключена в 1968 г. Брюссельская конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений, по гражданским и коммерческим делам, а в 1988 г. европейскими государствами, входящими в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), была заключена Конвенция в Лугано о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. Тем самым действие Брюссельской конвенции было распространено на страны, не входящие в ЕС. Так, в частности, участником Конвенции в Лугано стала Польша.

Особенностью Конвенции в Лугано является то, что она четко предусматривает, что ни при каких обстоятельствах иностранное судебное решение не может быть пересмотрено по существу. Кроме того, в этой Конвенции непосредственно предусмотрена процедура в отношении принятия решений и направления документов об исполнении в отношении каждой страны, т.е. конкретно указывается, в какой суд должно направляться ходатайство о признании или об исполнении этих решений. Решение о присоединении к такой конвенции, как показала практика, может занять длительное время. После заключения Амстердамского договора для стран ЕС эти конвенции потеряли свое значение, поскольку судебные решения на основании этого договора должны признаваться и исполняться на всей территории ЕС.

2. Страны СНГ пошли по пути создания упрощенного механизма исполнения решений как судов общей юрисдикции, так и арбитражных (хозяйственных, экономических) судов.

Согласно Киевскому соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, (1992 г.) государства-участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов (не действует для Грузии). Решения, вынесенные компетентными судами одного государства-участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств-участников СНГ.

Решения, вынесенные компетентным судом одного государства-участника СНГ в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства-участника СНГ органами, назначенными судом, либо определенными законодательством этого государства (ст. 7 этого Соглашения).

В Минской конвенции 1993 г. большое внимание уделено вопросам признания и исполнения решений. К числу объектов признания и исполнения отнесены вынесенные на территории других участников Конвенции решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Имеются в Конвенции правила, посвященные признанию не нуждающихся в исполнении решений, в том числе и решений о расторжении брака и по ряду других вопросов.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решений подается в компетентный суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (ст. 53 Конвенции). Суд не пересматривает дело по существу, а ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. В исполнении может быть отказано в следующих случаях:

а) в соответствии с законодательством страны, на территории которой вынесено решение, если оно не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежащим образом вручен вызов в суд;

в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, если было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой договаривающейся стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

г) согласно положениям этой Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству страны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;

д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

е) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством страны, суд которой исполняет решение.

3. Согласно ч.1 ст. 409 ГПК РФ: “Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации”. Таким образом, наличие международного договора остается основным условием для исполнения иностранцами решений иностранных судов.

Порядок исполнения в РФ решений иностранных судов определяется соответствующими международными договорами. Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в РФ, если это предусмотрено международным договором или российским законодательством.

Признание и исполнение решений в настоящее время в РФ допускается в соответствии с многосторонними соглашениями стран СНГ и с двусторонними договорами о правовой помощи, заключенными с государствами-участниками СНГ, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Чехословакией, Эстонией, Югославией, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Испанией, Италией, Кипром, Тунисом и с некоторыми другими странами.

Признание и исполнение решений по отдельным категориям дел могут иметь место в соответствии с некоторыми многосторонними международными соглашениями. Кроме того, взаимное признание судебных решений по делам об объявлении граждан безвестно отсутствующими или умершими и по делам о расторжении брака, раздельном проживании супругов и признании брака недействительным регламентируется договором о правовой помощи с Финляндией.

В договорах о правовой помощи с другими странами, действующих для России, содержатся следующие основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений:

1) решение вступило в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;

2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49. Ст. 4552

3) отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено;

4) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Признание в РФ решения иностранного суда означает, что оно обладает такой же юридической силой, какую имеют решения российских судов. Поэтому вынесение иностранным судом решения, подлежащего признанию в РФ, является основанием либо для отказа в принятии в России искового заявления по спору между теми же сторонами, по тому же основанию и о том же предмете, либо для прекращения дела.

На основании решений иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения. Эти положения договоров широко применяются на практике.

В соответствии со ст. 412 ГПК РФ, отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в РФ в случае, если:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела, по которому вынесено решение, относится к исключительной подсудности судов в РФ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя;

Решение иностранного суда, не требующее принудительного исполнения, признается на территории РФ без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят в течение месяца возражения против признания этого решения. Заинтересованное лицо может в течение месячного срока после того как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, заявить в соответствующий суд возражение против признания решения иностранного суда. Это возражение рассматривается в открытом судебном заседании с вызовом заинтересованного лица. Суд по просьбе этого лица, если она будет признана уважительной, может перенести время рассмотрения решения (ст. 413 ГПК РФ).

1.7 Нотариальные действия и легализация документов

Для обеспечения прав и защиты интересов российских граждан и организаций за рубежом, точно так же, как и для реализации прав иностранных лиц в России, существенное практическое значение имеет деятельность нотариата. Развитие отношений, регулируемых нормами международного частного права, в последние годы привело к значительному расширению объема нотариальных действий (засвидетельствование документов всякого рода, оформление доверенностей и др.).

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариальных органов в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (1993 г.) Каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц при их обращении к нотариусам не имеется. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5. Ст. 410

Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации. Данное положение включено в Основы законодательства о нотариате в интересах развития международного делового сотрудничества, так как принимаемый нотариусом в соответствии с указанной нормой документ, а также порядок совершения им соответствующих удостоверительных надписей могут существенно отличаться по форме и содержанию от документов и порядка, используемых внутри России.

Нотариусы осуществляют существенные функции и области наследования (они выдают свидетельства о праве на наследство, принимают меры по охране наследственного имущества, что особенно важно в случаях, когда наследодателем или наследником является иностранец).

Действия, связанные с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другое направление деятельности нотариусов связано с ведением дел в судах и в иных органах за рубежом. На нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств. Совершение данных нотариальных действий должно осуществляться по правилам, действующим в России. Основы законодательства о нотариате (1993 г.) не устанавливают каких-либо ограничений в отношении вида иностранного органа, который ведет дело. Поэтому речь в данном случае может идти не только об учреждениях юстиции или арбитражных судах, но и об административных, валютных, финансовых, налоговых, таможенных или иных органах иностранного государства. Не играет роли и существо дела, ведущегося за границей. Оно может касаться наследственных вопросов, продажи недвижимости, находящейся за границей, расторжения брака и др. Доказательства обеспечиваются независимо от стадии рассмотрения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения и т.д.

На территории иностранных государств нотариальные действия от имени Российской Федерации осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России.

Важное значение на практике имеет решение вопроса о легализации документов (от лат. lех - закон). Под легализацией понимается удостоверение составленного в России документа определенным компетентным органом, точно так же, как удостоверение документа, составленного в иностранном государстве компетентным органом этого государства. Например, предназначенная для действия за границей, составленная в России доверенность должна быть оформлена надлежащим образом (подписана уполномоченным на это лицом от имени юридического лица, снабжена печатью, засвидетельствована нотариусом, легализована Министерством юстиции, а затем Консульским департаментом Министерства иностранных дел). Легализация может потребоваться и для признания действительности документов, составленных за рубежом (например, компания, учрежденная на острове Кипр и имеющая акции в акционерном обществе в России, выдает доверенность для совершения действий своему представителю на территории России для участия в собрании акционеров и совершении иных действий от имени компании). В этих случаях действует правило Основ законодательства о нотариате, согласно которому “документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации. Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации”. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301

Подобные документы

    Понятие международного гражданского процесса. Проблема международной подсудности. Процессуальное положение иностранцев. Оказание правовой помощи по гражданским делам. Признание и исполнение иностранных судебных решений, основные нотариальные действия.

    презентация , добавлен 02.08.2015

    Понятие международного гражданского процесса. Виды подсудности. Установление содержания иностранного права. Признание и исполнение решений иностранных судов. Термин "международный гражданский процесс" носит условный характер.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2003

    Правовой статус гражданина и обеспечение всемерной защиты субъективных прав, понятие и сущность подведомственности и подсудности. Гражданские процессуальные отношения и их особенности. Судебное разбирательство как основная стадия гражданского процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2010

    Соотношение международного частного, публичного права, материального и процессуального права, международного гражданского процесса. Правоспособность иностранных лиц на территории России. Исполнение судебных поручений российскими и иностранными судами.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2015

    Понятие международной судебной защиты и система органов, её исполняющих. Конституционное право на судебную защиту, его место в системе прав человека, элементы и юридическое содержание. Условия и порядок реализации права на международную судебную защиту.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Правовая природа международного гражданского процесса как составная часть внутригосударственного гражданского процессуального права. Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском праве. Международная правовая помощь, дипломатический иммунитет.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Гражданские процессуальные права иностранных граждан, предприятий и организаций. Особенности судопроизводства применительно к иностранным гражданам. Категории субъектов - носителей судебного иммунитета. Виды подсудности дел с участием иностранных лиц.

    презентация , добавлен 02.02.2016

    Изучение предмета гражданского процессуального права. Особенности судебной защиты гражданских прав. Структура гражданского процесса. Право на судебную защиту - конституционное право граждан и организаций. Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел.

    реферат , добавлен 08.12.2014

    Права человека и гарантии права на судебную защиту. Отличительные признаки, роль и значение правосудия в обществе. Функционирование судебной власти в условиях правового государства. Нравственное содержание права человека и гражданина на судебную защиту.

    реферат , добавлен 20.07.2013

    Принципы международного гражданского процессуального права. Процессуальное преодоление коллизии гражданского права различных государств. Независимость, беспристрастность и квалифицированность суда и судей. Компетенция суда по отношению к сторонам спора.

Под международным гражданским процессом понимается совокупность процессуальных норм, регулирующих рассмотрение судами гражданских дел по правоотношениям с иностранным элементом.

Слово «международный», условен - по существу речь идет не о международном, а о национальном праве, лишь частично унифицированном в международных договорах. Термин этот отражает специфику рассмотрения гражданских дел с иностранным элементом, связанных с иностранным го­сударством и имеющих в этом смысле международную окраску.

Место международного гражданского процесса неоднозначно оценивается в доктрине. Здесь играет роль тяготение его как к гражданскому процессу, так и к международному частному праву. С международным частным правом его сближает иностранная характеристика рассматриваемых судами правоотношений, значительная роль международных договоров, влияние категорий международного права. Например, тесно связаны между собой проблемы определения подлежащего применению права (область международного частного права) и международной подсудности (область процесса). В международных договорах РФ соответствующие правила неразрывны. Связь международного частного права и международного гражданского процесса проявляется и в законодательстве; в ряде иностранных государств действуют законы о международном частном праве, где находят отражение и вопросы процесса. Разработанный в свое время в нашей стране и опубликованный проект закона о международном частном праве основывался на той же позиции.

Связь с нормами этой отрасли права, действительно, как отмечено выше, велика: гражданские отношения, юридически связанные с различными правопорядками, трудно отделить от средств защиты соответствующих прав и обязанностей. В последнее время в некоторых учебниках, например Ануфриевой Л.П. утверждается, что рассматриваемая область относится к международному частному праву. Но в литературе встречаются и другие точки зрения, так например Марышева Н.И. отмечает, что нормы международного гражданского процесса все же нельзя считать неотъемлемой частью международного частного права. По существу они являются особой частью гражданскогопроцессуального права, регулирующего деятельность органов юстиции по рассмотрению гражданских дел. ГПК регламентирует основные аспекты международного гражданского процесса, а именно:

1) гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальную правоспособность иностранных организаций и международных организаций;

2) подсудность дел по спорам с участием иностранного элемента;

3) иски к иностранным государствам и международным организациям, дипломатический иммунитет;



4) исполнение судебных поручений иностранных судов и обращение судов Российской Федерации с поручениями к иностранным судам;

5) признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей.

Включение в новые ГПК РФ и АПК РФ разделов, посвященных рассмотрению гражданских дел с иностранным элементом (значительно расширенных по сравнению с прежним регулированием), означает, что нормы этих разделов подпадают под действие закрепленных в кодексах основных начал российского гражданского (арбитражного) процесса и тесно взаимодействуют со всеми другими нормами кодексов. Каждая из областей обеспечивает специфические задачи, дополняя и обогащая друг друга. Вы в своих ответах можете придерживаться любой точки зрения, аргументируя свое мнение.

Определим источники международного гражданского процесса. Источниками международного гражданского процесса являются международные договоры, а также внутреннее (национальное) законодательство.

Внутреннее законодательство государств в данной области различно, что во многом обусловлено различиями в самом гражданском процессе: разными подходами к принципу состязательности, средствам доказывания и т.п. Широкая унификация поэтому затруднительна. Однако это не умаляет значения международных договоренностей по ключевым вопросам международного гражданского процесса. Можно указать, в частности, на разработанную Гаагской конференцией по международному частному праву Конвенцию по вопросам гражданского процесса, первая редакция которой была принята еще в XIX в., а впоследствии неоднократно обновлялась вплоть до последней редакции 1954 г. С 1967 г. наша страна участвует в Гаагской конвенции от 1 марта 1954 г. по вопросам гражданского процесса.. 12 февраля 2001 г. приняты федеральные законы о присоединении Российской Федерации к двум другим Гаагским конвенциям: о врученииза границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г. и о получении за границей доказательств по гражданским иторговым делам от 18 марта 1970 г. Они были приняты в развитие упомянутой Конвенции 1954 г. и заменяют многие ее положения.

Попытки унифицировать нормы граж-
данского процесса предпринимаются.

Так, Американским правовым институтом и УНИДРУА разработан проект Международных правил гражданского процесса, где, в частности, реша-
ются вопросы международной подсудности.

В рамках Гаагской конференции по международному частному праву осуществляется разработка проекта новой всеобщей конвенции о юрисдикции и иностранных судебных решениях по гражданским и торговым спорам, где предпринята попытка найти решения, приемлемые для многих стран, не только европейских.

Что касается российского законодательствакак источника международного гражданского процесса, то в последнее десятилетие оно подверглось серьезным изменениям. Были приняты новые Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Реформирование процессуального законодательства отвечает потребностям движения нашей страны в сторону правовой интеграции в мировое сообщество. Процесс совершенствования нельзя, однако, считать завершенным - способы решения отдельных вопросов не всегда оптимальны, сохраняются различия в решении имеющих общее значение вопросов международного гражданского процесса в АПК РФ и в ГПК РФ.

Говоря о российском законодательстве, надо прежде всего иметь в виду специфику нашей судебной системы: вопросы международного гражданского процесса возникают при рассмотрении дел судами как общей юрисдикции, так и арбитражными (хозяйственными). Последние входят в федеральную судебную систему и образуют ее самостоятельную ветвь (ст. 127 Конституции РФ). Согласно российским законам разграничение подведомственности таково; дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, рассматривают суды общей юрисдикции. Однако они не компетентны рассматривать экономические споры указанных иностранных лиц и другие дела с их участием, отнесенные законом к ведению арбитражных судов.

При этом суды общей юрисдикции исходят из норм ГПК РФ, а арбитражные - из правил АПК РФ, учитывая особенности рассматриваемых этими судами дел.

В ГПК РФ нормы о процессуальном положении иностранных лиц и иностранного государства, международной подсудности, исполнении судебных поручений, признании и исполнении иностранных судебных решений сосредоточены в разд. V. Этот раздел значительно полнее, чем был соответствующий раздел ГПК РСФСР 1964 г. (20 статей вместо семи). Впервые получили прямое решение вопросы гражданской процессуальной право- и дееспособности, международной подсудности (статьи о подсудности составляют теперь самостоятельную главу), вопросы признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений (единственную статью в ГПК РСФСР 1964 г. заменила самостоятельная глава).

Арбитражные (хозяйственные) суды применяют правила гл. 31-33 АПК РФ, где детально (но иногда иначе, чем в ГПК РФ) регулируются особенности рассмотрения дел с участием - иностранных лиц, компетенция арбитражных судов (международная подсудность), приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Регулирование международного гражданского процесса в Кодексах не исключает действия специальных норм, содержащихся в иных федеральных законах, например, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Для тех и других судов важны также правила Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2007 г. Действует также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» 2002 г.

Обращение к международным процедурам вытекает из Конституции РФ и соответствующих правил международных договоров, в которых участвует Россия. Регулирование процессуальных форм защиты частных прав на международном уровне выходит за пределы национального регулирования международного гражданского процесса, но взаимосвязано с ним.

К источникам международного гражданского процесса относятся договоры России с иностранными государствами,а также действующие в России как правопреемнице СССР международные договоры СССР. Среди двусторонних в первую очередь следует назвать договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные, в частности, с Албанией, Алжиром, Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Ираком, Ираном, Испанией, Италией, Йеменом (НДРЙ), Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией (ныне - Чехия и Словакия), а также с рядом стран СНГ и Балтии. Есть и другие двусторонние договоры, где затрагиваются отдельные вопросы международного гражданского процесса.

В отношениях стран СНГ особенно велика роль Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной всеми странами Содружества в Минске 22 января 1993 г. (некоторые изменения в Конвенцию внесены Протоколом от 28 марта 1997 г.). Конвенция обеспечивает, с одной стороны, защиту в судах этих стран граждан стран СНГ и других лиц (т.е. лиц, не являющихся их гражданами), если они проживают в стране-участнице, а также юридических лиц; с другой стороны, - четкое и надежное правовое сотрудничество судов и других учреждений юстиции. Конвенцией охватывается широкий круг вопросов сотрудничества в сфере гражданского процесса: правовая защита граждан и юридических лиц, исполнение поручений учреждений юстиции, действительность документов, предоставление информации о праве, разграничение компетенции судов, признание и исполнение иностранных судебных решений, а также вопросы применения права (в основном коллизионные нормы) и вопросы уголовного процесса.

Для арбитражных (хозяйственных) судов стран СНГ большое значение имеет Соглашение стран Содружества о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. В этом международном договоре решаются вопросы правовой защиты хозяйствующих субъектов (юридических лиц и граждан-Предпринимателей),разграничивается компетенция судов общих и арбитражных,рассматривающих их споры, предусматривается взаимное признание и исполнение решений, вынесенных судами одной изстран-участниц, на территории других стран-участниц, решаются вопросы подлежащего применению права ипредоставления информации о праве. В отличие от Минской конвенции 1993г., где имеются ввиду любые гражданско-правовые споры, данное соглашение охватывает только споры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.