Временные правила фиктивного и преднамеренного банкротства. Не подача в органы заявления о преднамеренном банкротстве. Сравнительный анализ двух видов банкротства

Последнее мнение было вот такое...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N Д06-2891

О ПРИМЕНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 855 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ
ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ
ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА"

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" и в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций.
В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства Российской Федерации.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
В соответствии с пунктом 15 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется арбитражным управляющим собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что отсутствие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства является основанием для отказа в возбуждении производства об административном правонарушении, по мнению Департамента, направление арбитражным управляющим заключения об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обязательным.

Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в силу сложности их определения выявляются либо правоохранительными органами, либо арбитражным управляющим и служат для привлечения гражданина-должника, а также лиц, контролирующих деятельность юрлица-должника, к административной или уголовной ответственности. Подробнее о таких признаках и порядке их установления, а также об ответственности за такие правонарушения читайте в нашей статье.

Понятие преднамеренного банкротства

Признаки преднамеренного банкротства закреплены в ст. 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). К ответственности по данной статье в том случае, если их действия или бездействие привели к заведомой неспособности в полном объеме погасить долги перед конкурсными кредиторами или бюджетом, причинив последним ущерб в крупном размере, могут быть привлечены:

  • гражданин-должник;
  • индивидуальный предприниматель — должник;
  • учредители или участники юрлица-должника;
  • руководитель юрлица.

В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ крупным размером признается ущерб, превышающий 2,25 млн руб.

К действиям, которые заведомо влекут невозможность удовлетворения всех требований конкурсных кредиторов, относится умышленное деяние, которое направлено:

  • на возникновение долгов перед кредиторами, сотрудниками или бюджетом;
  • увеличение такой задолженности.

Примером таких действий может служить заключение сделок по ценам ниже рыночных, а бездействием — непроведение работы по взысканию дебиторской задолженности.

Лицо, совершающее такое деяние, осознает, что его действия или бездействие приведут к невозможности погашения долгов перед кредиторами, предвидит возможность причинения последним крупного ущерба и желает этого. При причинении ущерба, размер которого не превышает 2,25 млн руб., лицо подлежит привлечению к административной ответственности по п. 2 ст. 14.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Ответственность за преднамеренное банкротство

Действия или бездействие, приведшие к преднамеренному банкротству, по ст. 196 УК РФ влекут наказание в виде:

  • штрафа 200 000-500 000 руб.;
  • или заработка виновного лица за период 1-3 года;
  • или принудительных работ до 5 лет;
  • или срока заключения до 6 лет, в том числе с назначением в качестве дополнительного наказания штрафа (размер штрафа выбирается судом из следующих вариантов: 200 000 руб. либо в размере заработка виновного до 18 месяцев).

В соответствии с п. 1 ст. 19 УК РФ к уголовной ответственности по данной статье привлекаются лица, достигшие на момент совершения уголовного правонарушения 16 лет.

Преднамеренное банкротство, не содержащее признаков уголовного правонарушения, наказывается в соответствии с п. 2 ст. 14.12 КоАП:

  • штрафом 1 000-3 000 руб. для граждан;
  • штрафом 5 000-10 000 руб. для должностных лиц или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет (подробнее о дисквалификации читайте в статье Дисквалификация как вид административного наказания).

Поводами для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 28.1 КоАП являются:

  • материалы, поступившие из органов государственной и муниципальной власти, от общественных объединений;
  • сообщения физлиц и юрлиц, а также информация из средств массовой информации;
  • заявления участников судебного процесса о несостоятельности лиц — участников органов управления юрлица-банкрота или саморегулируемой организации (далее — СРО) арбитражных управляющих.

Выявление признаков преднамеренного банкротства

Проверка и выявлениепризнаков преднамеренного банкротствапроизводится арбитражными управляющими по временным правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 (далее — правила № 855).

При проведении такой проверки исследуются следующие документы за период не менее чем 2 года до возбуждения дела о несостоятельности:

  • учредительные документы юрлица;
  • его бухотчетность;
  • контракты, на основании которых продавалось или покупалось имущество, менялась структура активов;
  • документы, содержащие данные об органах управления юрлица, а также других контролирующих лицах;
  • список имущества юрлица, а также перечень купленного и проданного имущества;
  • перечни дебиторов и кредиторов;
  • справка о задолженности по обязательным платежам перед бюджетом;
  • материал налоговых проверок и другие документы, регулирующие деятельность юрлица.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются в 2 этапа:

  • на 1-м проводится финансовый анализ в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее — правила № 367);
  • на 2-м производится анализ сделок юрлица, если в ходе финанализа выявлено ухудшение 2 и более коэффициентов.

По результатам такого анализа делается вывод о наличии либо отсутствии признаков, характеризующих преднамеренное банкротство.

Кроме того, выявлением преднамеренного банкротства занимаются правоохранительные органы, например прокуратура РФ в ходе проведения проверок на предмет соблюдения законодательства и/или прав человека (ст. 21, 26 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-I).

Анализ сделок юрлица-банкрота

Как указывалось выше, если в ходе финанализа выяснилось ухудшение финансового состояния юрлица, то производится анализ сделок, которые могли привести к этому. К сделкам, заключенным на нерыночных условиях, относятся:

  • сделки, целью которых явилось отчуждение имущества и его замена на менее ликвидное (исключение составляют договоры купли-продажи);
  • договоры по продаже имущества, без которого невозможна основная деятельность юрлица, а также реализация имущества на заведомо невыгодных условиях;
  • договоры, направленные на приобретение имущества, которое будет трудно или невозможно продать;
  • сделки, направленные на замену обязательств на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодными условиями может быть заниженная цена при продаже имущества, завышенная при покупке, а также вид и срок платежа по договору.

Оформление заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Проверка деятельности юрлица-банкрота,производимая арбитражным управляющим, завершается оформлением заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства. О фиктивном банкротстве и его признаках мы расскажем в следующем разделе статьи.

Здесь, однако, отметим, что заключение об имеющихся признаках преднамеренного и фиктивного банкротства составляется по общим правилам и содержит одинаковые обязательные атрибуты:

  • дату и место оформления заключения;
  • данные об арбитражном управляющем и СРО, в которую он входит;
  • данные арбитражного суда, а также реквизиты судебного акта, которым введена процедура банкротства, и дату определения, которым был утвержден управляющий;
  • полное название юрлица-банкрота, его ОГРН, ИНН, юридический адрес;
  • вывод об отсутствии или наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • расчеты и мотивировка сделанного вывода с указанием деяний руководства юрлица, сделок, совершенных юрлицом, которые стали причиной банкротства юрлица.

Подготовленное заключение представляется в арбитражный суд, рассматривающий дело, а также передается собранию конкурсных кредиторов. При наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства документ передается в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела или, когда отсутствуют признаки преступления, для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Понятие фиктивного банкротства

Признаки фиктивного банкротства закреплены в ст. 197 УК РФ и заключаются:

  • В публичном объявлении банкротом или обращении в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности гражданина или о несостоятельности юрлица его руководителя или учредителей. Такое объявление может быть устным, например по радио, или письменным, в форме, например, искового заявления в суд или объявления в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц.
  • Ложности такого заявления, которую осознает заявитель. Например, целью такого заявления может быть невыплата денежных средств по взятому кредиту.
  • Крупном размере ущерба, причиненного таким заявлением.

Как и при преднамеренном банкротстве, крупный размер составляет сумма более 2,25 млн руб. При причинении ущерба, размер которого не превышает 2,25 млн руб, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по п. 1 ст. 14.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Лицами, которые могут осуществить фиктивное банкротство, являются:

  • физлица в случае объявления себя несостоятельными;
  • индивидуальные предприниматели;
  • директора или управляющие юрлиц;
  • учредители или участники юрлиц.

Выявление фиктивного банкротства

Проверка заявления должника о признании его несостоятельным на предмет наличия указанных выше признаков проводится арбитражными управляющими по правилам № 855. На основе финанализа делается исследование значений и динамики коэффициентов платежеспособности юрлица.

В соответствии с правилами № 367 к таким коэффициентам (К) относятся:

  • К абсолютной ликвидности, который определяется как отношение самых оборотных активов к текущей задолженности юрлица и отображает, какая часть долгов юрлица может быть выплачена немедленно.
  • К текущей ликвидности, определяемый как отношение активов юрлица к его текущей задолженности. Показывает обеспеченность юрлица оборотными средствами для осуществления своей деятельности и выплаты долгов.
  • К обеспеченности юрлица активами, который определяется как отношение активов юрлица к его обязательствам и отражает величину активов юрлица на 1 единицу задолженности.
  • К платежеспособности по текущей задолженности, который рассчитывается как отношение текущей задолженности юрлица к величине его среднемесячной выручки и отражает период возможной выплаты долгов за счет выручки.

Если будет установлено, что степень обеспеченности юрлица активами позволяет юрлицу исполнять свои денежные обязательства без осложнения ведения или прекращения деятельности, то делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства. Заключение с такими выводами также направляется в правоохранительные органы.

Как и в отношении преднамеренного банкротства, определенную роль при выявлении признаков настоящего нарушения играет Прокуратура РФ в ходе выполнения своей надзорной функции.

Ответственность за фиктивное банкротство

В соответствии со ст. 197 УК РФ лицу, обратившемуся с заведомо ложным заявлением о несостоятельности, грозит:

  • штраф в размере 100 000-300 000 руб.;
  • или штраф в размере заработка виновного лица за период от 1 года до 3 лет;
  • или принудительные работы на срок до 5 лет;
  • или срок заключения до 6 лет со штрафом до 180 000 руб. или в размере заработка виновного до 6 месяцев (штраф в этом случае может и не налагаться).

Фиктивное банкротство, в котором не содержатся признаки уголовного правонарушения, наказывается по п. 1 ст. 14.12 КоАП:

  • административным штрафом в размере 1 000-3 000 руб. для физлиц;
  • штрафом 5 000-10 000 руб. или дисквалификацией от полугода до 3 лет для должностных лиц.

Таким образом, преднамеренное банкротство представляет собой совершение физлицом или руководством юрлица действий или бездействия, которые привели к несостоятельности такого физлица или организации. В свою очередь, фиктивное банкротство является публичным объявлением физлица или предприятия банкротом, когда несостоятельность для лиц, делающих такое заявление, заведомо является ложной. Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства производится арбитражными управляющими и правоохранительными органами.

Временные правила
проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2004 г. N 855
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ
ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ
ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г. N 855
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ
ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА
I. Общие положения
1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - проверка).
2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:
а) учредительные документы должника;
б) бухгалтерская отчетность должника;
в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;
г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;
е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;
з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
к) сведения об аффилированных лицах должника;
л) материалы судебных процессов должника;
м) материалы налоговых проверок должника;
н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.
3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.
4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.
II. Порядок определения признаков
преднамеренного банкротства
5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.
Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.
В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.
8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:
а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;
б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.
Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.
10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:
а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;
б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;
в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.
III. Порядок определения
признаков фиктивного банкротства
11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.
12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.
В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.
IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии)
признаков фиктивного или преднамеренного банкротства
14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:
а) дату и место составления заключения;
б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;
в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;
г) полное наименование и иные реквизиты должника;
д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;
ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);
з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).
15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 855

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

I. Общие положения

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно