Состояние архивного законодательства на современном этапе. Архивное дело на современном этапе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42

ПО ДИСЦИЛИНЕ АРХИВОВЕДЕНЬЕ

ПРОБЛЕМЫ АРХИВНОГО ДЕЛАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 2 КУРСА

ГРУПЫ ДО-20А-09

ОБУХОВА ДАРЬЯ

МОСКВА, 2010

План работы:

Введение

    Архивные реформы 1990-2000 годов

    Состав архивных учреждений

    Проблемы архивного дела в современных условиях

    Проблемы рассекречивания документов

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Сами по себе архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России и, конечно, долг, и обязанность Архивной службы России всех уровней.

Как известно архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

В последнее время все острее ощущается необходимость привлечения новых информационных технологий на службу документационного обеспечения управления. Особенно это актуально для тех организаций, которые вынуждены работать с огромными массивами документов. Перед ними неизбежно встает задача тщательной систематизации, хранения и контроля внушительного по размеру объема данных, что невозможно как без знания основных норм и правил, регламентирующих работу с документами и учитывающих специфику документооборота в рамках определенной сферы деятельности, так и без использования современных электронных технологий. В настоящее время существует обширный перечень различных электронных программ, применяемых теми или иными архивными учреждениями. Среди них присутствует программа "Архивное дело".

"Архивное дело" - это многопользовательская подсистема системы "ДЕЛО", предназначенная для автоматизации процессов формирования и оформления дел для последующей передачи их в архив организации; ведения и учёта архивных дел и документов; составления номенклатуры дел (с указанием сроков хранения). Автоматизация правил делопроизводства и архивного дела выполнена в полном соответствии с российскими стандартами.

Кроме того, в разных регионах нашей страны архивными учреждениями применяются с той или иной степенью распространенности следующие программы - "Архивный фонд" "Именной каталог метрических книг" "Внутренние описи метрических книг и ревизских сказок" "Распределение жилой площади" "Обмен жилой площади" "Переименование улиц" "Справочные сведения по истории города" "Фотокаталог" "Сведения о госприемке объектов, законченных строительством" "Землеотвод в черте города" "Систематический каталог" "Библиотека архива" "Статьи по краеведению" "Картотека лицевых счетов".

Если затронуть вопрос о состоянии и перспективах развития системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, коллегия (состоявшаяся 24 января 2005 г.№2) отмечает его особую значимость в решении проблемы обеспечения сохранности и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, организации управления этим важным информационным ресурсом.

Создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений программных комплексов (ПК) - "Архивный фонд" и "Фондовый каталог", в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)". В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения БД "Архивный фонд" и "Фондовый каталог".

Улучшению организации работы способствовала подготовка Временного порядка автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, создание Центра информационных технологий с функциями ведения централизованного автоматизированного государственного учета, в том числе -Центрального фондового каталога (ЦФК) Росархива - главного элемента системы, аккумулирующего сведения о составе и содержании архивных фондов в общероссийском масштабе.

В результате указанных и других мероприятий обеспечено внедрение отраслевого ПК "Архивный фонд" в работу практически всех федеральных архивов, 67% государственных архивов субъектов Российской Федерации и 24% муниципальных архивов. БД "Фондовый каталог" ведут 33 органа управления архивным делом субъектов Российской Федерации.

В БД «ЦФК Росархива» уже включены сведения о более чем 380,0 тыс. фондах или 45,3% от числа хранящихся в государственных и муниципальных архивах России.

Однако работа по созданию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации еще далека от завершения. Ее развитие связано с расширением охвата автоматизированным учетом всех хранилищ документов Архивного фонда Российской Федерации, укреплением нормативной, технической, технологической и кадровой базы функционирования системы.

В решении этих проблем особое значение имеет укрепление взаимодействия структур разной ведомственной подчиненности, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации.

Перспективы при этом достаточно обширны в их числе: совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии (М.Е.Швыдкой) наметить и осуществить в 2005-2010 гг. комплекс мер по внедрению в федеральных музеях и библиотеках, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, системы автоматизированного государственного учета.

Департаменту государственной политики (Ю.И. Бундин) и Финансово-экономическому департаменту (К.В. Карнович) Минкультуры России при разработке федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" учесть необходимость финансового обеспечения работ по развитию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. А так же ряд других задач, чья разработка ведется в данный момент.

Проблема электронных документов - это в первую очередь проблема понятия электронных документов и признания их юридической силы, достоверности или подлинности, возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности.

Проблема электронных технологий в делопроизводстве - это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения. Характерно, что большинство автоматизированных систем делопроизводства являются именно технологиями в традиционной среде.

Период конца XX – начала XXI вв. характеризуется созданием новых источников информации, таких как документы на электронных носителях и аудиовизуальная документация и продвижение интернет-систем и услуг. В наше время в связи с ростом проявления огромного интереса к использованию, хранению и собиранию архивных документов растет и актуальность этого вопроса. Понятие «архивный фонд» употребляется в том значении, как оно понимается в архивоведении. А именно совокупность всех зафиксированных и переданных на хранение на территории страны документов. Все эти документы являются востребованными в той или иной степени. В нашу эпоху, которую называют информационной, имеется огромное число потребителей информационных услуг в различных сферах. Архивные учреждения также ищут свое место в этой культуре масс-медиа. И в настоящее время широко развито массовое использование архивных документов.

    Архивные реформы 1990-2000 годов

Начало 90-х годов – переломный период в истории России, перестройка государственной системы, экономической и общественной жизни. Коренные изменения не могли не отразиться на архивной службе, которая к этому времени заняла прочное место в системе органов исполнительной власти. Начало реформе архивного дела было положено Указом Президента Российской Федерации «О партийных архивах», провозглашением принципов гласности и общедоступности. В изменившихся условиях необходимо было решить главную задачу – создать современную нормативно-правовую базу деятельности архивной службы.

Приступая к рассмотрению административного аспекта развития отечественного архивного дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами.

Впрочем, начало было более чем впечатляющим. Крах Советского Союза, повлекший за собой ликвидацию союзных государственных структур, подъем общественного интереса к архивам, выдвинувший отечественное архивное дело в центр современной общественно-политической жизни, не только России и стран СНГ, но и всего мира, неожиданно резко повысили роль и место довольно скромно до того существовавшего в РСФСР архивного ведомства.

На рубеже 20–21 вв. в результате глубоких социально-экономических и политических реформ архивная система вместе со всей страной пережила очень серьезную трансформацию. В свете этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы комплектования, сохранения и использования документов на совершенно новой основе. Этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин.

Главные из них: богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов, широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д. Приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозившая потерей целого комплекса научно-технической документации. Активный процесс банкротства, часто оставляющий бесхозными документы по личному составу, как мелких частных, так и гигантских промышленных предприятий. Развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Архивы на современном этапе

2. Основные проблемы архивоведения в современной культуре

3. Архив в современной культуре

Заключение

Список литературы

Введение

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В. Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

Изменения политической и экономической организации российского общества, пробуждение потребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.

Целью данной работы является исследования места архивов в культуре и их взаимное влияние друг на друга.

1. Архивы на современном этапе

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В. Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др. (1).

Составной частью истории архивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, которая ведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результате деятельности различных правительственных учреждений и организаций, стали формироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документы сегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империи в конце XVIII - XIX вв. Поворотным событием в истории архивного дела Ставрополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.

В государственных архивах территориально-административных образований, ныне входящих в Южный федеральный округ, сосредоточено почти 12 млн. единиц хранения (9% от общего объема документов госархивов субъектов Российской Федерации), а в муниципальных архивах - около 4 млн. ед. хр. (11% от общего объема документов этого звена). Наиболее объемные архивные фонды имеют Ставропольский край и Ростовская область, их государственные архивы входят в число так называемых архивов-миллионников. Эти территории обладают и наиболее развитой сетью муниципальных архивов. В Ставропольском крае действуют Государственный архив Ставропольского края (более 1 млн. ед. хр.), Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (668204 ед. хр.) и 33 архива с переменным составом документов, которые хранят около 370 тыс. ед. хр. В фондах этих архивов хранятся богатейшие источники, которые по ценности, полноте и объему информации не уступают материалам центральных архивохранилищ страны.

В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния. архивный документ правовой

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года (3). Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: "Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела" (4).

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары (5). Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась "ничьей" функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - "Архивный фонд" и "Фондовый каталог", в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" (6). В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных "Архивный фонд" и "Фондовый каталог".

2. Основные проблемы архив оведения в современной культуре

Основным фактором, определяющим проблемы архивов, стала административная реформа. Для архивного дела федерального уровня ее важнейшими последствиями стали:

1) необходимость срочной обработки архивов упраздненных без правопреемства федеральных органов исполнительной власти и определение их дальнейшей судьбы в условиях острейшего дефицита площадей во всех комплектующихся федеральных архивах;

2) уточнение системы архивных учреждений федерального уровня;

3) поиск путей разрешения проблемы, связанной с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации;

4) обеспечение нормативного закрепления ответственности вновь образованных федеральных органов исполнительной власти за качественную постановку в них делопроизводственных и архивных служб в типовых положениях о них и в регламентах их работы;

5) постепенный, в рамках эксперимента, перевод архивных учреждений на новые принципы бюджетирования, ориентированные на результат.

Сразу отмечу, что эти пять задач, поставленные административной реформой перед Росархивом, в своей подавляющей части решены. Проблемными остаются вопросы, связанные с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации, и отчасти - уточнение системы федеральных архивных учреждений.

Второй фактор, определявший состояние архивного дела, и не только на федеральном уровне, - это (используя старое понятие, "внедрение" норм закона РФ "Об архивном деле в Российской Федерации и архивах") прежде всего разработка предусмотренных в нем подзаконных актов. Всего в 2005-2008 гг. Росархив должен подготовить 13 таких подзаконных актов. Пять из них, в том числе проект постановления Правительства "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ", проект "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных, муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН" представлены в Министерство культуры и массовых коммуникаций.

Третий фактор, оказывающий в истекшем году очень серьезное воздействие на состояние архивного дела на федеральном уровне, - это трудно, противоречиво, но все же складывающаяся система наших взаимоотношений с Министерством культуры и массовых коммуникаций, с входящими в его ведение службой и агентствами, прежде всего с Агентством по культуре и кинематографии.

Если говорить о связке Росархив-министерство, или министерство-Росархив, то ее можно охарактеризовать следующим образом. В 2005 г. я не знаю ни одного случая, чтобы министерство проигнорировало постановку того или иного вопроса со стороны Росархива. На коллегии министерства пять раз Росархив выступал с докладами по актуальным проблемам современного архивного строительства в нашей стране, причем все наши предложения по его совершенствованию были приняты. Понятно и вполне приемлемо стремление министерства привлекать к выработке той или иной позиции, тех или иных решений специалистов Росархива и других агентств, например в форме специальных комиссий или совещаний. Однако вызывает досаду замедленный, а подчас и безрезультативный процесс реализации таких решений, находящихся в пределах полномочий исключительно министерства и Правительства РФ.

Достаточно сказать, что представленный Росархивом в министерство в декабре 2004 г. проект Указа Президента РФ, содержащий чисто техническую норму отмены Указа Президента об утверждении "Положения об Архивном фонде РФ", не подписан до сих пор. С другой стороны, Росархив в 2005 г. оказался отстраненным от профессионального вмешательства в решение ряда вопросов, целиком затрагивающих его компетенцию. Нам удалось буквально случайно вмешаться между первым и вторым чтениями в Госдуме в разработку Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", на который министерство дало положительное заключение, но который содержал ряд норм, неприемлемых для архивного дела.

В другом случае мы оказались перед фактом принятия Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", возложившего на государственные архивы абсолютно невыполнимые требования хранения сотен миллионов дел, возникающих при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимость.

Хорошее взаимопонимание, взаимодействие с высокой степенью эффективности сложилось у нас с Росохранкультурой. Оно в 2005 г. велось по четырем направлениям: проверка условий хранения документов в ведомствах и организациях, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ; рассмотрение вопросов, связанных с перемещенными на территорию РФ после Великой Отечественной войны архивными фондами иностранного происхождения; возвращение зарубежной архивной "Россики"; координация действий по расследованию последствий обнаруженных фактов краж архивных документов.

Иначе как противоречивыми не могу назвать наши взаимоотношения с Агентством по культуре и кинематографии. С одной стороны, подведомственные обоим агентствам организации - музеи, архивы и библиотеки - уже давно и тесно сотрудничают, например, в рамках выставочных проектов. С самим Агентством мы нашли быстрый и заинтересованный контакт при доработке и согласовании проекта Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда, распространив их на библиотеки и музеи. Меня до глубины души взволновала немедленная позитивная реакция главы Агентства М.Е. Швыдкого на просьбу помочь музейными и библиотечными работниками в беспрецедентной в истории архивного дела работе по перемещению фондов РГИА. С другой стороны, трудно объяснить ничем не оправданное более чем годичное торможение достигнутых договоренностей о комплектовании РГАКФД документальными фильмами современного производства.

Четвертый фактор воздействия на состояние архивного дела в 2005 г. был связан с разработкой ФЦП "Культура России" на 2006-2010 гг. Мы с тревогой наблюдали за затянувшимся согласованием ее концепции, а затем и наполнением ее реальными мероприятиями и показателями их финансирования. Разработка программы в части, касающейся архивов, заставила нас в очередной раз задуматься над приоритетами развития архивного дела в современных условиях и выработать совершенно новые показатели оценки эффективности реализации этих приоритетов. Жаль только, что новые установленные правила достижения программных показателей не дают нам той всегда возникающей необходимости маневра, которая существовала при реализации предшествующей ФЦП.

Пятый фактор относится к социальной ситуации в федеральных архивах. Несмотря на инициативы Росархива, Министерства культуры и массовых коммуникаций, письма в Правительство РФ трудовых коллективов, нам не удалось кардинально изменить уровень социальной защищенности архивных работников и снизить социальную напряженность. Прямым следствием этого стали усиление текучести кадров, ослабление отдельных направлений работы, снижение исполнительской дисциплины. Здесь важно подчеркнуть, что подобного рода явления особо проявились в сфере оказания государственных услуг, связанных, прежде всего с исполнением социально-правовых запросов граждан.

Практически во всех федеральных архивах проводилась модернизация систем жизнеобеспечения, осуществлялись работы по технической укрепленности архивохранилищ, решались вопросы технического переоснащения лабораторий. Однако доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях хранения, продолжает оставаться недопустимо низкой - всего 17%.

Тем не менее, в 2005 г. нам удалось принять в федеральные архивы более 210 тыс. единиц хранения за счет изощренных комбинаций с переоборудованием офисных помещений, подвалов. Благодаря этому в Россию возвращен комплекс документов эмигрантского общества "Родина", часть архива Высоцкого, запущен механизм передачи фондов Музея русской культуры в г. Сан-Франциско. Однако отчетный год останется последним по такому объему приема документов в федеральные архивы. "Проблема ноль", т.е. отсутствие свободных площадей архивохранилищ для приема документов вечного хранения, стала для нас второй, зловещей по своей реальности проблемой текущего момента.

Третьей по своей значимости остающейся нерешенной проблемой, если продолжать тему комплектования, остается судьба документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и других организаций федерального подчинения. Наши предложения, представленные в Министерство культуры и массовых коммуникаций по ее разрешению через поправки в Закон "Об архивном деле в Российской Федерации и архивах", пока не получили дальнейшего движения.

Традиционно интенсивной и результативной оставалась в 2005 г. наша работа по оказанию государственных услуг и организации использования документов Архивного фонда РФ. Федеральные архивы исполнили ряд очень важных в политическом и экономическом отношениях запросов федеральных органов исполнительной власти, связанных с имущественными правами, и прежде всего за рубежом. Три архива - ГА РФ, РГИА и РГАКФД - провели огромную и на сегодняшний день фактически безвозмездную внеплановую работу в рамках престижнейшего проекта - электронного издания энциклопедии, посвященного 100-летию Государственной Думы. Если все сложится благополучно, это будет первая в России столь масштабная документальная публикация в электронном формате.

3. Архив в современной культуре

В архивах, как и в библиотеках, существуют правила работы, с которым знакомят вновь прибывшего читателя и просят поставить свою подпись, свидетельствующую, что он с ними ознакомился; во-вторых, в читальном зале все время находится дежурный сотрудник, который должен сделать замечание, а то и внушение читателю, если заметит плохое обращение с рукописью. Наконец, у входа в архив стоит милиционер, который готов помешать злоупотреблениям. Есть меры административного наказания, имеющие отношение только к взаимоотношениям читателя с данным архивом, и каждый архивист подтвердит, что почти не бывает случаев необходимости сообщить нечто по месту работы читателя. Вообще все мы хорошо знаем, что от самых разных случаев нарушений, злоупотреблений и прямых преступлений никогда не служила гарантией справка с места работы. Чем дальше занятия человека в архиве от его рабочего плана, чем в большей степени они - результат его личной инициативы, его стремления заняться архивными разысканиями в свое личное время - не важно, осуществление ли это его профессиональных интересов во внепроизводственной сфере или реализация интересов любительских, далеких от основной профессии, - тем более странным выглядит неизменный на протяжении ряда десятилетий порядок его записи в архив.

Человек, посвящающий свободное время, скажем, занятиям историей родного края, должен прийти в свое КБ и сказать заведующему: "Подпишите мне, пожалуйста, отношение в областной архив". И, вполне возможно, услышит вопрос: "А чего тебе там делать?" - "Да вот то-то и то-то". Но какое отношение имеет какая-либо администрация к желанию человека проводить, скажем, свой отпуск не на теплом море, а в читальном зале архива?

Не случайно упомянуто об отпуске. Сейчас ситуация такова, что люди, находящиеся на нормированном рабочем дне, практически лишены возможности заниматься в архивах - почти все архивохранилища, от центральных до городских, два или три дня в неделю закрываются в 17-18 часов и не работают в субботу и воскресенье. Таким образом, только те исследователи, у которых тема архивных занятий включена в план работы их учреждения, могут приходить в архив в любое удобное для них время. Между тем в архив не заскочишь на часок - и для серьезной работы люди ждут своего отпуска

Существуют стереотипные возражения: "Если всех пускать в архив, от рукописей ничего не останется!" Но угроза эта - мнимая. Прежде всего потому, что все - не пойдут. Архив ни в коем случае даже не приблизится к библиотеке по числу читателей. Не менее важно другое. Много лет проработав в архивах и как сотрудник и как читатель, свидетельствую: множество архивных дел ("единиц хранения") никто никогда не брал в руки или брали за все время существования архива один-два читателя. Для кого же мы их храним? Вот о чем надо задуматься архивистам, и этот вопрос никак не должен заслоняться вопросами о сохранности, температуре и влажности в хранении и даже о вычислительной технике. "Но как же так - человек придет в архив без отношения, прямо с улицы?.." Но сколько того, что казалось неотменяемым, отменилось на наших глазах!

Каким же образом возникла сегодняшняя ситуация в архивах? Каковы были ее пружины? Попробую описать ее изнутри, засвидетельствовав то, что происходило в служебных комнатах архивохранилищ.

Первые предвестия будущего кризиса появились уже в конце 60-х годов и связаны были, как ни странно это покажется, среди прочего и с явлениями биологического характера. Покидало свои рабочие столы состарившееся поколение - то, чье служебное рвение воспитывалось в трудных общественных условиях. Но зато было у этого поколения одно по крайней мере преимущество: оно застало время, когда в отделах рукописей, архивах, музеях работала - "в штате!" - научная интеллигенция высокого разбора. И вспомогательная, на потребности науки главным образом ориентированная роль архивохранилищ была тогда очевидной именно в силу того, что среди этих архивистов - и руководителей и рядовых служащих - были люди большой, как сказали бы сейчас, а тогда говорили без лишних эпитетов - просто науки. Прошли годы, и изменились, решительным образом изменились штаты тех учреждений, о которых ведется здесь речь. Все больше нарастает сегодня этот самодовлеющий пафос сохранения документа - кроме прочего, на наш взгляд, по ложной аналогии с сохранением памятников архитектур ы. Но сохраненное здание - вот оно, у всех на виду. Разрушающееся - служит плохим примером, а реставрированное (если реставрировано с пониманием дела) - сразу начинает воздействовать и на эстетическое чувство и на нравственное: "Заботимся о своем достоянии, помним о прошлом" и т. д.

А сохраненная рукопись?

Во-первых, надо как минимум, чтобы стало известно о ее существовании в таком-то архивохранилище. Нужна печатная информация: экспресс-информация о ее поступлении туда-то, печатные, то есть тиражированные, описи (а не машинописные, в двух экземплярах существующие, а в некоторых хранилищах, как видим, обе под замком) фондов обработанных. Во-вторых, надо, чтобы она была доступна тому, кому нужна.

В-третьих же, если рукопись нужна многим, ее нужно публиковать. Эти три условия никогда не выполняются сейчас в полном наборе. А без этого гордиться сохранностью рукописи - бессмысленно. Недоступная изучению, печатному воспроизведению рукопись из культуры выпадает - пора отдать себе в этом отчет. Сегодня уже нельзя подходить к архивам только под знаком вечности.

Необходимо трезво отдать себе отчет и в том, что сегодня интенсивность освоения источников разительно не соответствует гигантскому наличному фонду рукописных материалов, которые были сохранены, нередко в тяжелейших условиях (а также и созданы - с огромным риском для жизни и свободы, как писавшиеся в довоенные и послевоенные годы некоторые дневники и мемуары), самоотверженными усилиями многих наших соотечественников, наделенных высоким историческим сознанием. Настает время решительно ускорить освоение этих законсервированных, в духовной жизни современного общества не участвующих, в точном смысле хранящихся под спудом источников света.

Заключение.

Роль архивных документов в деятельности государства трудно переоценить. Само их сохранение является символом государственности, не говоря уже об их чисто информационной значимости для подпитки или обоснования тех или иных государственно-значимых инициатив.

История архивного дела России насчитывает уже не одно столетие. И за такой длительный период развития архивному делу пришлось пережить как взлеты, так и падения. Несомненно, очень тяжелыми, сводящими почти на нет всё достигнутое ранее, были периоды массового уничтожения документов "за ненадобностью", в результате чего бесследно исчезали многие ценные исторические памятники. Ученые-историки и архивисты, обеспокоенные тем, что погибают документы большого научного значения, "били тревогу", убеждали общественность в том, что без прошлого нет будущего. И, по прошествии какого-то времени, государство начинало кампанию по спасению еще уцелевших уникальных документов. Это и отражает положение архивов в нашей культуре.

Список литературы

1. Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. Архивоведение: Учебное пособие / О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионова, Пенза, 2005., 115 с.

2. Ульянина Е.А., Якименко А.С. Архивоведение: конспект лекций / Е.А. Ульянина, А.С. Якименко, М., 2007. 148с.

3. Тельчаров А.Д. Архивоведение. Конспект лекций / А.Д. Тельчаров, М., 2004., 160 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные направления деятельности электронных архивов. Характеристика главных особенностей экспертизы ценности электронных документов. Нормативное и методическое обеспечение архивного хранения документов, проблемы обеспечения сохранности и подлинности.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Характеристика состава документов Архивного фонда России. Экспертиза ценности документов. Передача права собственности другим лицам на архивные фонды. Понятие о классификации документов Архивного фонда РФ. Депозитарное хранение документов в архиве.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    История развития российской теории экспертизы ценности. Порядок и организация проведения экспертизы ценности документов. Особенности архивного хранения документов. Методика и критерии оценки ценности документов. Технология отбора документов на хранение.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Административный аспект развития отечественного архивного дела в 90-е годы, сущность и направления архивных реформ. Состав архивных учреждений субъектов Российской Федерации, их особенности и задачи функционирования. Проблемы рассекречивания документов.

    доклад , добавлен 28.11.2010

    Общие понятия об архивах и Архивном фонде. Состав и структура Архивного фонда РФ. Классификация, порядок комплектования, хранения, учёта и использования документов архива. Понятие архива электронных документов и проблемы обеспечения их сохранности.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2008

    История становления и условия развития архивного дела в Киевской Руси. Архивы в Российской империи. Развитие архивного дела в годы советской власти, в довоенный и военный периоды. Государственный архив Российской Федерации и основные цели его работы.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Организация документов и дел в современном понимании. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации. Документационное обеспечение управления организации. Унификация разновидностей документов.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2015

    Понятие, задачи и функции архивной работы. Организационные требования к ней. Направления автоматизации архивов. Современные проблемы и перспективы нормативно-правового регулирования архивного дела как предмета совместного ведения РФ и её субъектов.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2016

    Управленческая деятельность. Документы как источники информации. Экспертиза ценности документов. Функции и права экспертной комиссии. Критерии экспертизы ценности и методики проведения. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Нормативная регламентация деятельности архивного отдела, его организационные и функциональные взаимосвязи. Выявление источников комплектования архивного отдела, оценка эффективности его работы в сфере хранения, учета и использования архивных документов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРÀЗОВÀНИЯ И НÀУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ГОСУДÀРСТВЕННОЕ ОБРÀЗОВÀТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНÀЛЬНОГО ОБРÀЗОВÀНИЯ «ВОЛГОГРÀДСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФÀКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНÀЛИСТИКИ КÀФЕДРÀ ДОКУМЕНТНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Е.В. Булюлина ÀКТУÀЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ÀРХИВОВЕДЕНИЯ Учебное пособие Волгоград 2008 ББК 79.3я73 Б90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного университета Рецензенты: канд. филол. наук, доц. каф. документной лингвистики и документоведения ВолГУ С.П. Кушнерук; канд. ист. наук, ведущий специалист Комитета по управлению архивами Àдминистрации Волгоградской области Е.К. Розина Булюлина, Е. В. Б90 Àктуальные проблемы архивоведения [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Булюлина; ВолГУ, Фак. фило- логии и журналистики, Каф. документной лингвисти- ки и документоведения. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 92 с. ISBN 978-5-9669-0425-8 В настоящем учебном пособии дается представление о современном состоянии архивной отрасли и актуальных проблемах, поставленных временем перед отраслевой наукой. Структура пособия соответствует основным направлениям архивоведения. Предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих архивоведение, а также для занятий по повышению квалификации специалистов архивных учреждений. ББК 79.3я73 ISBN 978-5-9669-0425-8 © Е. В. Булюлина, 2008 © Оформление. Издательство Волгоградского государственного университета, 2008 СОДЕРЖÀНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................... 5 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ И КОМПЛЕКТОВÀНИЯ ГОСУДÀРСТВЕННЫХ ÀРХИВОВ................................ 6 1.1. Теоретико-методические основы экспертизы ценности документов и комплектования ими государственных архивов............................................ 9 1.2. Система нормативно-методических пособий, применяемых при экспертизе ценности документов и комплектовании ими государственных архивов......... 15 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРÀННОСТИ ДОКУМЕНТОВ................................ 18 2.1. Противопожарная безопасность.......................... 18 2.2. Защита от воды................................................ 20 2.3. Реставрация..................................................... 21 2.4. Воспроизведение документов............................... 23 3. ÀКТУÀЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОНДИРОВÀНИЯ И ГОСУДÀРСТВЕННОГО УЧЕТÀ ДОКУМЕНТОВ ÀРХИВНОГО ФОНДÀ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ... 27 3.1. Фондирование................................................... 27 3.2. Государственный учет документов Àрхивного фонда Российской Федерации.................... 32 4. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РÀЗВИТИЯ НÀУЧНО-СПРÀВОЧНОГО ÀППÀРÀТÀ К ДОКУМЕНТÀМ ГОСУДÀРСТВЕННЫХ ÀРХИВОВ... 36 5. ОРГÀНИЗÀЦИЯ ИСПОЛЬЗОВÀНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XX–XXI ВЕКОВ................... 46 5.1. Проблемы доступа к архивным документам.......... 46 –3– 5.2. Проблемы использования документов XX–XXI веков....................................... 52 6. ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИКÀЦИИ ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКÀ ............................ 59 7. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НÀУЧНОЙ РÀБОТЫ В ОБЛÀСТИ ÀРХИВОВЕДЕНИЯ............................... 66 7.1. История архивоведческой мысли......................... 66 7.2. Развитие отечественного архивоведения в советский период................................................... 73 7.3. Современные тенденции и проблемы архивоведения........................................ 79 СПИСОК СОКРÀЩЕНИЙ............................................... 82 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРÀТУРЫ.................. 85 ВВЕДЕНИЕ Общество и государство не жизнеспособны, если лишены исторической памяти. Àрхивы России содер- жат самый крупный и информационно емкий докумен- тальный массив страны, который отражает историчес- кий опыт, политические, экономические, правовые осно- вы развития российского общества и государства, дос- тижения отечественной науки и культуры. Особую значимость архивы и хранящаяся в них документальная информация приобретают в перио- ды, когда происходят масштабные преобразования. В современной России, вставшей на путь формирова- ния гражданского общества и последовательного ре- формирования всех сторон ее жизни, архивное дело и архивоведение также претерпели глобальные из- менения, еще не до конца осмысленные современни- ками. Эти изменения потребовали серьезного науч- ного анализа состояния архивной системы России, оп- ределения возможных направлений ее дальнейшего развития. Достигнув в предшествующие годы достаточно вы- сокого уровня, теория и методика архивоведения не ре- шили всех своих проблем. Например, необходимо иссле- дование целого ряда вопросов отбора документов, про- блемы репрезентативности ÀФ РФ, стратегии его фор- мирования. Требуется дальнейшее развитие вопросов описания архивных документов и фондов, правовых ас- пектов их использования и др. Цель настоящего учебного пособия – дать представ- ление о современном состоянии архивной отрасли и ак- туальных проблемах, поставленных временем перед от- раслевой наукой. Структура пособия соответствует ос- новным направлениям архивоведения. –5– 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ И КОМПЛЕКТОВÀНИЯ ГОСУДÀРСТВЕННЫХ ÀРХИВОВ Обеспечение общества полноценной источниковой базой, отражающей все аспекты его развития в каждый конкретный исторический период времени, является ос- новной задачей архивов России. В период глобальных изменений в жизни нашей страны особенно важно при- нять на хранение современные документы, отражающие этот процесс. Вопросы экспертизы ценности докумен- тов и комплектования архивов приобретают в силу это- го особую актуальность. Современные экспертиза ценности документов и комплектование архивов ведут начало с 1920-х го- дов. Первыми декретами по архивному делу было сформулировано принципиальное положение экспер- тизы ценности документов, которому архивисты сле- дуют и в настоящее время: хранить только то, что имеет значение для «изучения каждой жизни в ее проявлениях» (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении положения об архивном управле- нии РСФСР» // СУ РСФСР. 1929. ¹ 16. Ст. 173). В последующий период продолжались поиски ра- циональных приемов и способов оценки и отбора до- кументов на государственное хранение. Нормативно- методические документы 1940-х – 1950-х гг. опреде- ляли основную задачу экспертизы ценности докумен- тов как отбор документов на хранение и уничтоже- ние. Положение о Государственном архивном фонде от 13.08 1958 г. внесло существенные уточнения в –6– организацию и методику экспертизы ценности доку- ментов. На первое место выдвигалась задача отбора документов на хранение. В конце 1950-х гг. была отмечена значительная перегруженность государственных архивов документа- ми, не имеющими научно-исторического значения, в связи с чем было принято решение о необходимости разра- ботки перечней учреждений, документы которых подле- жат первоочередному приему на государственное хра- нение, и учреждений, от которых прием материалов дол- жен быть временно прекращен. Àрхивным учреждени- ям предложено провести экспертизу ценности ранее при- нятых на государственное хранение фондов, а также организовать изучение наиболее актуальных вопросов экспертизы и комплектования. Было выделено два основных вопроса: о научно- исторической ценности документов низовых учрежде- ний и целесообразности их приема в государственные архивы; о составлении перечней документов, подлежа- щих приему на государственное хранение. ЭПК пере- шли к рассмотрению описей на документы постоянного хранения. Учреждениям было предоставлено право са- мостоятельного уничтожения документов с временны- ми сроками хранения. Был уточнен круг учреждений, передающих документы на государственное хранение, установлен долговременный срок хранения документов по личному составу. В соответствии с Законом СССР «Об охране и ис- пользовании памятников истории и культуры» доку- менты ГÀФ СССР были отнесены к числу памятни- ков истории. Положение о ГÀФ СССР от 04.04 1980 г. определило, что документы ГÀФ подлежат постоян- ному хранению. Виды учреждений, организаций и предприятий, документы которых подлежат включе- нию в ГÀФ, и категории таких документов определя- ются Главархивом. –7– В последующие годы было проведено исследование проблемы повторения документной информации; раз- работана теория определения источников комплектова- ния государственных архивов; заложены основы и ап- робированы положения выборочного отбора докумен- тов; совершенствовалась система критериев оценки до- кументов и методов их отбора; проведено исследование документных комплексов отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы; совершенствовалась нормативно-методическая база экспертизы ценности документов и комплектования архивов. В современный период на оценку и отбор докумен- тов оказывают влияние многие объективные и субъек- тивные факторы. Объективные факторы: 1. Изменения в управлении: - появление новых видов организаций; - изменение управленческих связей; - снятие жесткой централизации в управлении; - расширенное понимание отрасли как сферы деятель- ности общества; - изменения в организационно-правовой форме орга- низаций. 2. Новое в экономике: - многообразие форм собственности; - многопрофильность деятельности. 3. Изменения в документировании: - появление новых видов документов; - изменение документопотоков и норм концентрации информации в документах; - разная полнота документирования деятельности организации. 4. Изменения потребности в ретроспективной ин- формации: - снятие излишней идеологизации; –8– - социально-политическая нейтральность в оценке фактов. Субъективный фактор: все процессы еще не за- кончены, имеет место общая тенденция развития. Основной вопрос, решаемый в ходе экспертизы цен- ности документов и комплектования архивов – «цен- но» или «не ценно», то есть подлежит или не подлежит документ приему на постоянное хранение. Данная про- блема является общей для всех стран, где архивоведе- ние находится на достаточно высоком уровне развития, и рассматривается как проблема полноты и достаточ- ности ретроспективной информации для удовлетворе- ния нужд общества и путей достижения этого. Принци- пы, критерии, методы составляют основу теории экспер- тизы ценности документов и комплектования архивов. На данной основе методически и организационно стро- ится вся практическая работа архивных учреждений. 1.1. Теоретико-методические основы экспертизы ценности документов и комплектования ими государственных архивов 1 Экспертиза ценности документов – изучение документов на основании критериев их ценности в це- лях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение. Комплектование государственных архивов – систематическое пополнение архивов документами в со- ответствии с их профилем. 1 Экспертиза ценности управленческих документов и комплек- тование ими государственных архивов (теория и методика) / Федер. арх. агентство; ВНИИДÀД; сост.: М.П. Жукова, Н.À. Пучко, О.В. Уса- нова и др. М., 2006. –9– Современное архивоведение исходит из единства и общности задач экспертизы ценности документов и ком- плектования. Общенаучные принципы, то есть универсальные, принятые во всех научных дисциплинах, приняты и в архивоведении. Применительно к экспертизе ценности документов и комплектованию ими являются принци- пы историзма, всесторонности и комлексности. Впервые основные принципы экспертизы ценности документов: историзм, партийность, всесторонность, комплексность, – были сформулированы К.Г. Митяевым в 1958 г. на ос- нове обобщения опыта работы с документами. Затем они использовались в любой работе по вопросам оценки и отбора документов. Принцип партийности ставился на первое место, при этом он рассматривался как опре- деление классовой природы документа, его значения с точки зрения интересов трудящихся классов. В настоя- щее время архивисты призывают отказаться от прин- ципа партийности в пользу объективности оценки и от- бора документов. Принцип историзма всегда признавался основ- ным. Знание конкретно-исторической обстановки, в которой возникли документы, изучение всех сторон жизни общества, которую они отражают в комплексе с другими документами фондообразователя и других фондов, позволяют обеспечить полноценное комплек- тование ÀФ РФ. Принципы всесторонности и комплексности совпа- дают с общенаучными принципами целостности и сис- темности, то есть пониманием явлений действительнос- ти как единства частей целого в многообразии их про- явлений, связей, рассмотрением объекта как системы вза- имосвязанных и взаимообусловленных элементов. Àр- хивисты понимают эти принципы как методологичес- кое требование рассматривать документ в комплексе дру- –10–

Архивное дело в Российской Федерации

1. Место архивоведения в системе других наук

2. Архивное дело сегодня

3. Современное законодательство в области архивного дела

4. Автоматизация архивного дела

Заключение

2. Архивное дело сегодня

Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:

В пределах АФ РФ в целом;

В пределах архива;

В пределах архивного фонда.

Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

Откуда же берутся архивы?

Одни возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы. Другие складывались в течение столетий. Третьи были созданы в связи с появлением новых систем документации и носителей информации.

К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах.

С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов.

К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами - 78.

Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности:

Архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;

Архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;

Архивные фонды и архивные документы негосударственнойчасти Архивного фонда РФ.

2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации:

Архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;

Кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.

3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения:

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;

Архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:

1. Государственный архив РФ;

2. Российский государственный архив древних актов;

3. Российский государственный архив экономики;

4. Российский государственный исторический архив;

5. Российский государственный военно-исторический архив;

6. Российский государственный военный архив;

7. Российский государственный архив военно-морского флота;

8. Российский государственный архив научно-технической документации;

9. Российский государственный архив социально-политической истории;

10.Российский государственный архив новейшей истории;

11.Российский государственный архив литературы и искусства;

12.Российский государственный архив Дальнего Востока;

13.Российский государственный архив кинофотодокументов;

14.Российский государственный архив фонодокументов.