Международные договоры как источники международного частного права. Виды международных договоров в международном частном праве. Международное частное право. Шпаргалки Международные договоры в сфере международного частного права

Типовой контракт – это разработанный в соответствии с установленными правилами документ, содержащий примерные образцы формулировок условий определенного вида договора. Однако типовой контракт не имеет юридической силы. Он выполняет вспомогательную роль – оказание предпринимателям помощи при подготовке текста контракта: позволяет воспользоваться уже готовыми формулировками, включить в текст контракта все необходимые условия сделки. В этих целях могут быть использованы рекомендуемые в специальных изданиях формы типовых контрактов купли-продажи во внешнеторговом обороте.

Типовой контракт содержит ряд унифицированных условий, принятых в практике международной торговли. Обычно в типовом контракте заполняются статьи, содержащие условия о предмете контракта, цене товара, его качестве, упаковке и маркировке, сроках поставки, транспортные условия, условия платежа и пр. Наиболее часто встречающаяся на практике форма типового контракта состоит из двух частей – согласуемой и унифицированной.

Типовые формы контрактов обязательны для сторон только по их соглашению.

Партнеры, заключающие контракт, обычно договариваются лишь о предмете, цене, количестве, качестве товара и сроках его поставки. Остальные условия известны – установлены в типовом контракте. Они разрабатываются объединениями промышленников и предпринимателей, ассоциациями, федерациями, союзами, торговыми палатами, биржевыми комитетами, как правило, для определенных видов товаров (зерно, хлопок, цветные металлы др.) Для членов этих объединений они обязательны и в зависимости от мощи данной группы более или менее распространены в международной торговле (например, типовые контракты Лондонской ассоциации хлеботорговцев и др.). Типовые контракты, унифицированные условия продажи и покупки значительно упрощают заключение сделок. Нередко тексты подготавливаются в форме трафаретных формуляров, изготовленных типографским способом. На их оборотной стороне фиксируются индивидуальные условия сделки: количество, цена, срок и поставки, а также качество товара и условия платежа. Все остальные условия принимаются в готовом виде. Могут также заключаться контракты, в которых стороны ссылаются на типовые условия, хотя бы и не напечатанные на обороте такого документа (например, на типовом контракте, разработанном той или иной ассоциацией, биржей). В практике международной торговли применяется более трех десятков разработанных под руководством Европейской экономической комиссии ООН общих условий и типовых контрактов для различных видов торговых сделок (для экспорта поставок машинного оборудования, для купли-продажи потребительских товаров длительного пользования и др.)

40. Понятие и виды источников мчп

Под источником права понимают форму, в которой выражена правовая норма.

Источниками международного частного права являются акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы международного частного права.

В юридической науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма. Источники МЧП имеют определенную специфику. В области МЧП очень большое значение придается тем правовым нормам и правилам, которые предусмотрены в различных международных договорах и соглашениях.

Основных видов источников в МЧП четыре:

1) международные договоры;

2) внутреннее законодательство;

3) судебная и арбитражная практика;

4) обычаи.

Удельный вес видов источников МЧП в разных государствах неодинаков. Кроме того, в одной и той же стране в зависимости от того, о каких правоотношениях идет речь, применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.

1) Международные договоры - соглашения, заключенные между государствами. деление договоров на многосторонние и двусторонние, универсальные и региональные, самоисполняемые и несамоисполняемые.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Страны СНГ - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

2) Внутреннее законодательство - это один из основных источников МЧП в России.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров. Особое значение для МЧП имеют положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, о примате правил международного договора в случае их расхождения с правилами внутреннего законодательства

Давая характеристику внутреннего законодательства как источника МЧП, необходимо обратить внимание на то, что в России не принимался специальный закон по вопросам МЧП, а имеется ряд законодательных актов, содержащих нормы в этой области. Число таких норм в последние годы растет.

3) Судебные прецеденты и судебная практика - в современной российской правовой доктрине неоднократно возникали предложения о признании судебных решений источником права. Однако в действующем законодательстве нормативный характер признается лишь в отношении выносимых Конституционным Судом постановлений в процессе толкования права, и такие постановления, затрагивающие область МЧП, уже принимались.

Хотя судебная практика не является источником права в России , ее значение для толкования норм в процессе их применения в области МЧП, особенно государственными арбитражными судами, несомненно. Поскольку значительное число споров в области МЧП рассматривается в России не в государственных судах, а в третейских судах (в так называемых международных коммерческих арбитражных судах), представление об арбитражной практике этих судов дают издаваемые ими комментарии и сборники решений.

4) Обычай - сложившееся на практике правило поведения, за которым признается юридическая сила. Российское законодательство в области МЧП исходит из той общей посылки, что право, подлежащее применению, определяется не только на основании международных договоров и федеральных законов, но и обычаев, признаваемых в РФ. Из этой исходной позиции признания обычая как источника МЧП исходят и действующие в России законы. Еще в Законе РФ о международном коммерческом арбитраже 1993 г. было предусмотрено, что «во всех случаях третейский суд принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке» (п. 3 ст. 28).

В ГК РФ обычаи (в Кодексе применен термин «обычаи делового оборота») фактически признаны вспомогательным источником права. Под обычаем делового оборота признается, согласно ст. 5 ГК РФ, «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе»

5) доктрины МЧП - мнение ученых, не рассматривается в качестве источника МЧП.Однако при применении в России норм иностранного права будет учитываться как практика их применения, так и доктрина в соответствующем государстве.

П. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепил, что «общепризнанные принципы и нормы и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы». Ст. 7 ГК закрепила аналогичную норму. Таким образом, государство вправе инкорпорировать международную норму в свою правовую систему, и тогда международная норма становится обязательной для субъектов НП. Таким образом, в Конституции РФ 1993 г. был впервые апробирован отсылочный механизм НП к МП.

Международный договор и международный обычай как формы объективирования вовне согласованной воли государств не наделяют непосредственно физических и юридических лиц государств-участников правами и обязанностями, а распространяют свое действие только на суверенные государства.

Международные нормы могут содержаться в международных договорах, международных обычаях, обязательных решениях международных организаций, решениях международных судов.

Российская Федерация участвует в международных договорах различного уровня.

В современных условиях основная тяжесть по разработке международных договоров в сфере МЧП лежит на международных организациях, которые планомерно занимаются кодификацией норм МЧП в виде подготовки проектов универсальных международных договоров.

1. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи, о морской перевозке грузов, типовой закон о МКА и пр.

2. Гаагская конференция по МЧП действует с 1893 г. с участием Российской империи. С 2000 г. РФ возобновила свое участие в ее работе. Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954, о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г.

3. Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) в Риме. Конвенция о лизинге, факторинге и др.

4. ВОИС, ИМО, ИКАО.

Международный договор представляет собой соглашение двух или нескольких государств, устанавливающее права и обязанности этих государств в определенной сфере общественных отношений и являющееся результатом согласования воль государств-участников.

В настоящий момент объем договоров по вопросам МЧП достаточно велик, и процесс унификации набирает все большие обороты. Сферами, степень урегулированности которых посредством международных договоров, достаточно велика, являются торговые отношения, внешнеэкономические сделки, защита промышленной и интеллектуальной собственности, вексельное, чековое право.

Что касается международных договоров в сфере МЧП, их можно классифицировать, в частности, на универсальные и региональные (старейшим из таких является Кодекс Бустаманте, принятый в 1928 г. и ратифицированный 15 странами Центральной и Южной Америки, состоит из 437 статей, детально разработанный международный договор по вопросам МЧП). Договоры в рамках ЕС.

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи по гражданским делам.

3 Решения международных организаций

Данный источник имеет значение для МЧП в том случае, если международная организация в силу своей компетенции имеет право принимать юридически обязательные для государств-членов нормативного акта. В этом случае в ее решениях могут содержаться нормы, регулирующие отношения субъектов, участвующих в международных связях частного характера.

Так, СБ ООН может вводить экономические санкции против государств, где предписывается, что «санкции следует осуществлять несмотря на существование каких бы то ни было прав и обязанностей, созданных любым частноправовым контрактом». Следовательно, заключенные с фирмами из этого государства предпринимательские контракты не должны исполняться, если международной организацией введены экономические санкции. Такие санкции вводились СБ ООН против Ирака, Югославии, Афганистана. В результате применения санкций против Ирака потери российского бюджета составили около 3 млрд рублей, потери же российских предпринимателей не подлежат определению.

Обязательные международно-правовые акты могут принимать также МВФ, МБРР, ВТО, ИКАО. Это базируется на уставных нормах. Подписывая устав международной организации, государства берут на себя обязательства выполнять в будущем ее решения.

4 Международно-правовой обычай

Еще одной формой выражения норм права служит обычай. Обычай представляет собой единообразное устойчивое правило поведения, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. Обычай может быть как национально-правовым, так и международно-правовым. В национальном праве источником является, так называемый, санкционированный обычай, то есть сложившееся в практике правило, за которым государство признает обязательную силу.

Обычаи, будучи правилами, выработанными участниками международных отношений практическим путем, в результате однообразного и повторяющегося поведения, как правило, не фиксируются в официальной письменной форме.

В правовой системе России обычаю уделено определенное место. Т.Н. Нешатаева считает, что в Конституции РФ обычай закреплен в следующем определении: «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Что касается международного обычая, он представляет собой сложившееся в практике устойчивое правило, за которым государства признают юридическую силу. 2 элемента: практика и признание. Международный обычай является источником МПП и действует опосредованно, как и международный договор после его включения в правовую систему страны. К числу таких особых обычных норм-принципов относятся: принцип взаимного сотрудничества государств по вопросам МЧП, верховенство права, строгое соблюдение обязательств и др. Такие принципы имеют функцию восполнения пробелов в законе, действуют как дополнительные, субсидиарные источники. Но при этом, если писаная норма будет противоречить общепризнанному принципу, он отменяет ее или заменяет.

Обычай наиболее древний и самый гибкий источник международного частного права. Он может сформироваться гораздо быстрее, чем писаная норма права. Существуют области МЧП, где обычай занимает особое место: международная торговля, международное торговое мореплавание, сделки, совершаемые через Интернет и др.

Отличие обычая от обыкновения (международные торговые обычаи) не имеют юридической силы.

Развитие права международных организаций породило появление большого числа международных актов, не обладающих обязательной юридической силой, но, тем не менее, оказывающих воздействие на частноправовые трансграничные отношения. Резолюции международных организаций часто оказываются достаточно действенным механизмом регулирования частноправового оборота. В доктрине такие резолюции получили название «мягкое право». Не будучи источником МП в строгом смысле, эти нормы включаются в правоприменительную практику.

Признаками таких норм «мягкого права» являются: названия этих актов формулируются в предельно общих понятиях: программа, протокол, хартия; в текстах также присутствуют формулировки, указывающие на необязательность рекомендуемых правил поведения («может» вместо «должен», «насколько это возможно», «по мере необходимости»), имеется много ссылок на моральные постулаты и нравственные ценности: мораль, добрую волю, справедливость и пр.

В некоторых случаях норма-рекомендация может превратиться со временем в норму международного права. Другой путь норм «мягкого права» - государства, основываясь на таких нормах, изменяют свое законодательство. Так под воздействием рекомендаций Совета Европы в гражданско-процессуальное законодательство многих стран были внесены изменения, в том числе касающиеся структуры судебной системы.

Таким образом, нормы «мягкого права», во-первых, выступают как стадия правотворческого процесса, во-вторых, могут опосредованно регулировать международные отношения, оставаясь при этом рекомендательными. Они позволяют праву быть более гибким, приспосабливают его к регулированию разнообразных отношений.

Однако не только международные организации могут участвовать в создании будущей международной нормы. Участники международного торгового оборота, хозяйствующие субъекты, заключая внешнеэкономические сделки, также создают определенные правила поведения – торговые обыкновения, которые определяют детали этих сделок. Особенно часто с торговыми обыкновениями приходится сталкиваться в области морских перевозок. Такие обыкновения служат регулятором взаимоотношений сторон в том случае, если они признали необходимым для себя применение того или иного торгового обыкновения.

Наиболее известными обыкновениями являются обычаи делового оборота.

ГК РФ закрепляет в российской правовой системе следующие понятия: «обычай делового оборота» (ст. 5), «национальный обычай» (ст. 19), «местный обычай» (ст. 221).

ГК признает за обычаями делового оборота качество юридического источника, определяя их как сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК). Статья 1186 ГК РФ в качестве основания определения применимого права ссылается на обычаи, признаваемые в РФ. Очевидно, что речь идет как о национально-правовом, так и о международном обычаях. Основное правило заключается в том, что источником МЧП будет тот обычай, который направлен на решение коллизионной проблемы.

В международной литературе обычаем делового оборота признается обыкновение, которое, в отличие от международно-правового обычая, регулирует внешнеторговый оборот, если участники последнего договорились о таком регулировании. Обычаи делового оборота достаточно активно кодифицируются и прогрессивно развиваются различными международными организациями в виде мягких рекомендательных норм. В сфере международной торговли часто применяются базисные условия поставки, кодифицированные МТП в «правила ИНКОТЕРМС». УНИДРУА кодифицировала правила международных коммерческих контрактов (принципы УНИДРУА), также применяются принципы Европейского контрактного права и др. Массив таких норм значительно превышает массив договорных и обычных норм МЧП. Высказываются мнения о необходимости замены «застывших, консервативных форм международных договоров и обычаев» (Шебанова Н.А. по Нешатаевой Т.Н.) на более адекватные формы – рекомендательные кодификации, получившие названия «lex mercatoria», «субправо».

Но при этом следует помнить, что все эти формы существования правил поведения не обладают юридической обязательностью.

6 Национальное законодательство: федеральные законы и иные нормативные акты РФ как источники МЧП

Основным источником МЧП является национальный нормативно-правовой акт.

Среди источников российского права высшей юридической силой обладает Конституция РФ как основной закон государства. Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы любой отрасли национального права, в том числе и МЧП. Законы и подзаконные акты РФ не должны противоречить Конституции РФ.

Конституцией РФ в ст. 71 закреплено единое для всей страны правовое регулирование частноправовых отношений с иностранным элементом, так как гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и федеральное коллизионное право отнесено к ведению Федерации.

Предметами ведения РФ являются ее внешняя политика, международные отношения, международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Такие вопросы, как координация внешнеэкономических связей, трудовое, семейное законодательство – отнесены к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Однако законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам (п. 2 ст. 76).

Крайне важными для МЧП являются нормы Конституции РФ, касающиеся общепризнанного комплекса прав человека. Исходными являются положения о неотчуждаемости и принадлежности прав и свобод человека от рождения (ст. 17); о равенстве прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, происхождения, имущественного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обязательств; о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); о защите и покровительстве РФ своим гражданам за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства – уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Таким образом, иностранцам на территории РФ предоставляется национальный режим.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Данное положение Конституции РФ имеет существенное значение для определения места международного договора в правовой системе РФ.

В РФ нет специального кодификационного акта по МЧП. Во многих государствах (Польша, Венгрия, Австрия, Турция, Швейцария и др.) есть специальные Законы о международном частном праве. В РФ разработанная система коллизионных норм до последнего времени содержалась в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Согласно Постановлению Верховного Совета от 14 июля 1992 г. Основы применялись в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам, принятым после 12 июля 1990 г., т.е. после принятия Декларации о государственном суверенитете России. В результате принятия первой и второй частей ГК РФ большинство разделов утратили свою силу.

Для России и других государств СНГ характерно включение норм МЧП в различные кодексы. Так и произошло.

В соответствии с ФЗ РФ «О введении в действие части третьей ГК РФ» от 14.11.2001 г. действующая часть Основ гражданского законодательства на территории РФ не применяется.

В настоящее время основной массив коллизионных норм МЧП сосредоточен в ч. 3 ГК в разделе 6, который называется МЧП и включает в себя 3 главы.

Концептуальную основу раздела 6 ГК РФ составил преобладающий в отечественной доктрине взгляд на МЧП как на область отношений гражданско-правового характера в широком смысле слова, возникающих в условиях международной жизни и потому осложненных иностранным элементом.

Анализ раздела 6 ГК РФ свидетельствует об очевидном совершенствовании коллизионного права РФ. Основным достижением является значительное расширение рамок коллизионного регулирования, рост количества и качества коллизионных норм.

Новое в российском коллизионном праве и тенденции его развития.

Включение раздела «МЧП» в часть 3 ГК РФ не следует рассматривать как то, что МЧП может рассматриваться как подотрасль или институт гражданского права. Раздел 6 не представляет собой все нормы МЧП. При подготовке раздела 6 были приняты во внимание достижения последних кодификаций МЧП в других странах, нормы международных договоров, ключевые тенденции развития МЧП. Наиболее важными из них являются: расширение числа «гибких» коллизионных норм, распространение автономии воли сторон в сфере семейного, наследственного, деликтного права, а не только договоров, проблема публичного порядка и др.

Современный подход заключается во все большем отказе от территориальной привязки какого-либо конкретного одного элемента правоотношения и использования в различных странах и международных конвенциях привязки к праву страны, с которым правоотношение наиболее тесно связано, что дает возможность максимально учитывать все обстоятельства дела.

В принятом 8 декабря 1995 г. новом Семейном Кодексе РФ (вступил в действие с 1 марта 1996 г.) нормы МЧП содержатся в разделе 7 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».

Еще одним шагом в развитии российского коллизионного права стало принятие нового Кодекса торгового мореплавания, вступившего в силу с 1 мая 1999 г. Кодекс имеет целую главу 26 «Применимое право», включающую в себя развернутую систему норм, регулирующих отношения, связанные с торговым мореплаванием.

В 2003 году вступили в силу два новых кодекса: ГПК и АПК, содержащие разделы о международном гражданском процессе.

Рассмотренные новые источники свидетельствуют о серьезном обновлении российского коллизионного права, пополнении его новыми нормами, новыми институтами, унификации подходов к решению различных проблем МЧП.

Наряду с этими основными источниками, существует целое множество законов и подзаконных актов, в той или иной степени затрагивающих предмет регулирования МЧП. (Патентный закон, Закон «О лизинге» и др.). Однако, данные нормативно-правовые источники носят, как правило, комплексный характер и относятся к различным отраслям права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Международные договоры в МЧП.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Международный договор - ϶ᴛᴏ регулируемое международным правом соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права .

Классификация:

1)по кругу участников:

а) двусторонние;

б) многосторонние

2)по возможности присоединœения других участников:

а) закрытые;

б) открытые.

3)по объекту:

а) договоры по политическим вопросам

б) договоры по правовым вопросам т.п.

Стадии заключения международных договоров:

1)выдвижение договорной инициативы,

2)подготовка текста͵

3)принятие текста͵

4)установление аутентичности текстов на разных языках,

5)подписание,

6) выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Международный договор играет большую роль в создании норм МЧП. Указание на международные договоры не является спецификой МЧП, нормы международных договоров могут применяться и для урегулирования внутренних гражданских отношений.

Международный договор не является источником внутреннего права, в т.ч. МЧП как одной из отраслей внутреннего права. В трансграничных частноправовых отношениях действие международного договора опосредовано национально-правовыми актами. В результате международный договор действует как национально-правовой акт, что снимает проблему двойственности источников МЧП.

М/н д-ром признается согл-е, закл-е м/гос-ми. М/н д-ры класс-ся по разл.осн-ям в завис.:

1) от S-в – многостор.
Размещено на реф.рф
и двустор.; универс. и регион-е; самоисполняемые и несамоисп-мые;

2) сферы МЧП: д-ры о прав.помощи, о правах чела, по?? права соб-ти, о м/н расчетах, консульские конв-и и пр.

В завис.от кол-ва гос-в, уч-щих в подписании данного д-ра, они подразд-ся на многостор.
Размещено на реф.рф
и двусторонние.

Одним из ярких примеров многостор.д-ра является Вашингтонская конв-я об урег-ии инвест-х споров м/гос-ми и лицами др.гос-в 1965 ᴦ., уч-ми кот. явл. 152 гос-ва. +Венская конв-я ООН о д-рах м/н к-п товаров 1980 ᴦ. (уч-ют 65 гос-в, в т.ч. Россия и др.
Размещено на реф.рф
гос-ва СНГ) Многостор.конвенции бывают универс. и регион-ми.

Среди двустор.
Размещено на реф.рф
д-ров наиб-й интерес предст. для Р. такие комплексные д-ры, как д-ры о прав.помощи. В них содержатся полож-я не т. о сотр-ве органов юстиции, в т.ч. и об исп-ии суд.поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соотв-щим отн-ям в обл.гр.
Размещено на реф.рф
и сем. права, и полож-я о подсудности, о признании и исп-ии суд.реш-й.

Универс.д-ры закл-ся гос-ми, принадл-ми к разл.регионам земного шара, разл-м полит.системам. Регион-е - ϶ᴛᴏ те согл-я, кот. д-ют в рамках одного региона, или регион-й интегр-й группировки гос-в.

Самоисп-е д-ры - ϶ᴛᴏ д-ры, кот.уже содержат в себе нормы-санкции и не треб. доп. принятия норм на внутригос. уровне. Несамоисп-е требуют доп. рег-ния на внутригос.уровне.

С т.зр.
Размещено на реф.рф
сод-ния (предмета рег-ния) м.выделить след.группы м/н д-ров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в кот. содержатся полож-я, относ-ся к сфере МЧП:

- д-ры о правах чел-ка, о прав.статусе гр-н;

- д-ры о прав.помощи;

- д-ры о поощрении и защите ИИ;

- д-ры в обл.м/н торговли и экон.сотр-ва;

- д-ры по?? права соб-ти;

- д-ры в обл.транспорта͵ перевозки грузов и пассажиров;

- д-ры о м/н расчетах;

- согл-я об избежании двойного налогообл-я;

- д-ры в обл.интеллект.соб-ти;

- д-оры в обл.сем. и наследств. права;

- д-оры о соц. обеспечении;

- консульские конв-и;

- д-ры в сфере м/н гр.процесса;

- д-ры по?? МКА.

Международные договоры в МЧП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные договоры в МЧП." 2017, 2018.

Международные договоры представляют собой соглашения между государствами и другими субъектами международного права, разрабатываемые на основе согласования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования определенных разновидностей общественных отношений.

Международный договор. Международный договор Российской Федерации был включен в российскую правовую систему Конституцией 1993 г. Позднее аналогичное положение было закреплено в Законе Российской Федерации 1995г. «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры могут быть приняты в виде конвенций, пактов, соглашений и т.п. (например, Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ 1968-1988 гг.).

Международные договоры, как правило, классифицируются по двум критериям:

По количеству участвующих в них государств;

«территориальному принципу» оценки участников.

В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. С точки зрения МЧП особый интерес представляют договоры о правовой помощи. К 1 сентября 2003 г. Россия стала участницей более 30 договоров о правовой помощи. Их ценность для изучения МЧП обусловлена закреплением в таких договорах коллизионно-правовых норм по различным институтам гражданского и семейного права.

Классификация международных договоров на универсальные и региональные основывается на критерии присоединения к ним государств в зависимости от их территориального расположения. Универсальные конвенции охватывают широкий круг государств, не ограниченных рамками определенного региона. К числу таких универсальных договоров можно отнести уже упомянутую Бернскую конвенцию 1886 г., Парижскую конвенцию 1883 г. об охране промышленной собственности.

К региональным относятся договоры, объединившие в круг участников государства конкретного региона, например государства - члены СНГ или государства - члены Европейского союза. Кроме Минской конвенции 1993 г., в рамках СНГ были приняты: Бишкекское соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г., Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. и др. Ярким примером региональном конвенции в рамках Европейского союза является Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (впоследствии по значимости переросшая границы регионального соглашения).

12. Международный обычай как источник МЧП: понятие, механизм применения.

Обычай в теории права определяется как часто встречающееся, длительно повторяющееся неписаное правило, имеющее обязательный характер за счет молчаливого признания государством его юридической силы. Он может быть как национально-правовым (например, обычай, применяемый в торговом порту определенного государства при регулировании разгрузки международных грузов), так и международно-правовым (например, правила ИНКОТЕРМС, разработанные международной неправительственной организацией и применяемые на территории различных государств). Обычаи распространены в сфере международной торговли, при проведении расчетных операций, осуществлении международных коммерческих сделок, выполнении международных морских перевозок. Обычаи -- это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы.

термин «обычай» в российском законодательстве употребляется в следующих словосочетаниях:

Обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ);

Национальный обычай (ст. 19 ГК РФ);

Местный обычай (ст. 221 ГК РФ);

Обычай торгового мореплавания (ст. 414 КТМ РФ).

Указанные виды правовых обычаев могут регулировать как гражданские отношения, не осложненные иностранным элементом, так и отношения, составляющие предмет МЧП (за исключением обычаев торгового мореплавания, указанных в ст. 414 КТМ РФ, е которой закреплены правила выбора применимого права к регулированию отношений, осложненных иностранным элементом). Национальный правовой обычай будет источником МЧП лишь в случае, если он будет представлять правило, регулирующее частноправовые трансграничные отношения.

Международный обычай является источником МЧП Российской Федерации в том случае, если он признается Российской Федерацией.

Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран; что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государства в случае, если они им в какой-либо форме признаны.
Кроме международно-правовых обычаев имеются торговые обычаи, которые широко применяются странами в международной торговле и в области торгового мореплавания. То, что в нашей стране обычаи признаются в качестве источника международного частного права, проявилось, в частности, в следующем: постоянный арбитражный орган - МКАС (ранее именовавшийся Внешнеторговой арбитражной комиссией - ВТАК) при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 года предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев (п. 3 ст. 28).
Принятые в международной торговой практике обычаи применяются арбитражным судом в тех случаях, когда это обусловлено в договоре, из которого возник спор, и тогда, когда к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению, а также если применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре. Кроме того, в арбитражной практике допускается применение торговых обычаев и в случаях, когда в нормах права, подлежащего применению к спорному вопросу, не содержится необходимых указаний, а обращение к торговому обычаю вытекает из характера условия, относящегося к спору, например условия, обозначенного одним из распространенных в международной торговле терминов "франко", "фоб", "сиф" и т.п. Вследствие расхождения в содержании торговых обычаев, применяемых в отдельных странах, в практике МКАС принимается во внимание (при установлении содержания обычая) опыт внешнеторговых отношений между соответствующими странами и практика применения сторонами обычно принятых в торговых отношениях условий, связанных с обычаем, необходимость в обращении к которому возникла при разбирательстве спора.
От обычаев следует отличать обыкновения, складывающиеся в практике торговых сделок и определяющие детали этих сделок. С торговыми обыкновениями приходится сталкиваться в области морских перевозок. Они складываются, например, в портах. Обыкновения могут регулировать взаимоотношения сторон только в тех случаях, когда стороны в той или иной форме признали необходимым применение обыкновений какого-либо морского порта.
МКАС в соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже 1993 года (п. 3 ст. 28) и своим Регламентом (§ 13) учитывает торговые обычаи, применимые к конкретной сделке. При этом он применяет не только ИНКОТЕРМС, о которых говорилось выше и которые подлежат использованию при наличии ссылки на них в контракте, но и вообще обычаи, широко известные в международной торговле, о которых стороны знали или должны были знать, включая в контракт этот торговый термин.
Таким образом, в России в качестве источников международного частного права признаются, во-первых, международные договоры и международные обычаи и, во-вторых, внутреннее законодательство и применяемые в РФ торговые обычаи. Ни судебная и арбитражная практика, ни доктрина не рассматриваются у нас в качестве источника международного частного права.



13. Обычаи международного коммерческого оборота: понятие, особенности применения.

В международных коммерческих контрактах широко применяются международные обычаи. В МЧП выделяют особую категорию правовых обычаев - обычаи делового оборота.

Обычай делового оборота - это "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

Среди обычаев делового оборота выделяется международный торговый обычай. Термин "международный торговый обычай" является обобщающим и охватывает все применяемые в международной торговле правила неюридического характера - собственно обычаи, обыкновения, заведенный порядок1. В доктрине отмечается, что определение классического международного торгового обычая закреплено в п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1980 г.: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли"2.

Международный торговый обычай - это единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли. Правило поведения можно квалифицировать как международный торговый обычай:

Это устойчивая, регулярная, освоенная, единообразная практика международной торговли;

Признание в качестве правовой нормы, т.е. санкционирован юридически обязательный характер.

Разрешение спора из международных коммерческих контрактов на основе торговых обычаев предусмотрено во многих национально-правовых и международно-правовых актах: "Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке" (п. 3 ст. 28 Закона РФ о МКА). При разрешении дела "арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями" (п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (1961)).

По российскому законодательству обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат нормам гражданского законодательства (императивным и диспозитивным) или договору (ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК РФ). В отечественной доктрине подчеркивается, что применительно "к отношениям по договору международной купли-продажи следовало бы исходить из приоритета обычая делового оборота над диспозитивной нормой закона". Обычаи делового оборота должны учитываться судом для определения содержания договора при выяснении действительной общей воли его сторон. Обычаи делового оборота представляют собой подразумеваемые условия, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора.

14. Акты международных организаций как источник МЧП: виды, особенность применения.

Статус актов международных межправительственных ор­ганизаций определяется их уставами. В пределах своей компе­тенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея упол­номочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти ре­шения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства - члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера. Несколько примеров: в рамках Международного агентства по атомной энергии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рамках Международной организации труда - текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в независимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI-XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Декларации равнозначны по юридической характеристике ссылкам на международные договоры.

Спорной считается в науке оценка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставам Организации Объединенных Наций". Суждение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возражение, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация принципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей нормативный акт, т. е. источник международного права.

Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Статута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами - членами ООН. В практике деятельности ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и имевшие нормативный характер, принимались трижды - в 1963,1965 и 1971 гг.

Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.

15. Судебная практика национальных и международных судов как источник МЧП.

Во многих зарубежных государствах судебная и арбитражная практика в качестве источника международного частного права играет более важную роль, чем национальное законодательство и международное право (Франция, Великобритания, США). Под судебной и арбитражной практикой, выступающей источником права, понимают решения судов (как правило, высших инстанций), кᴏᴛᴏᴩые имеют правотворческий характер – формулируют новые нормы права. Нужно иметь в виду, что правотворческая роль судов и арбитражей заключается не в создании новых норм права (суды не имеют законотворческих полномочий и не могут «творить» право), а в выявлении действующего (позитивного) права и формулировании его как системы юридически обязательных предписаний. В принципе суд только фиксирует определенное правило поведения, кᴏᴛᴏᴩое в обществе расценивается как имеющее обязательный характер.

Англо-американское право в принципе основано на системе судебных прецедентов, кᴏᴛᴏᴩые в данных странах играют роль основного источника права (в т.ч. и международного частного). Судебный прецедент можно определить следующим образом – ϶ᴛᴏ решение вышестоящего суда, имеющее императивное, решающее значение для нижестоящих судов при разрешении ими аналогичных дел в дальнейшем. Никакое решение суда не становится прецедентом автоматически, оно должно получить статус прецедента в установленном законом порядке. Судебный прецедент как решение, имеющее руководящее значении при решении аналогичных дел в дальнейшем, используется практически во всех государствах, но только в странах общей правовой системы есть целостное прецедентное право.

Сегодня уже сформировалась и действует региональная система прецедентного права – европейское прецедентное право, сложившееся в рамках ЕС и выработанное Европейским судом. Все решения ϶ᴛᴏго суда обязательны для государств – членов ЕС, их национальных судов и административных органов, физических и юридических лиц и автоматически имеют характер прецедента. Ев ро пей с кий суд играет решающую роль в развитии регионального международного частного права в странах ЕС.

В российском законодательстве судебная и арбитражная практика формально не считается источником права. Отечественный законодатель расценивает практику правоприменительных органов в качестве основного средства для толкования, определения и применения правовых норм. Такой подход полностью противоречит сложившейся практике. На самом деле российские суды и арбитражи играют точно такую же роль по выявлению действующего права и его формулированию, как и суды тех государств, в кᴏᴛᴏᴩых судебная практика признана официальным источником права. Значение источника права имеют в первую очередь разъяснения пленумов ВС РФ и ВАС РФ.

Стоит отметить, что особо важное значение практика российских правоприменительных органов имеет для развития и усовершенствования российского международного частного права. Уже говорилось, что одним из самых существенных недостатков отечественного законодательства в сфере международного частного права будет неопределенность его формулировок и фактическая невозможность их непосредственного применения судами без ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разъяснений пленумов.

16. Негосударственные регуляторы МЧП: доктрина, нормы soft law, lex merсatoria, субправо.

Доктрина права - это теории, взгляды и высказывания ученых, при­знанные на официальном государственном или международном уровне (экспертные заключения, комментарии к законодательству, ответы на запросы официальных органов и должностных лиц).

Основной функцией доктрины как источника МЧП является макси­мальное восполнение пробелов на уровне научных разработок.

В настоящее время доктрина МЧП широко используется в целях его унификации и гармонизации. Разработки УНИДРУА, Гаагских конференций по МЧП и Комиссии международного права лежат в основе многих международных соглашений и применяются большинством национальных законодателей для усовершенствования МЧП.

lex merсatoria ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА НЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Наиболее "активная" концепция: lex mercatoria - автономный правовой порядок , формируемый добровольно сторонами, участвующими в международных экономических отношениях, и существующий независимо от национальных правовых систем.

Существуют определенные черты системы lex mercatoria, общие для всех его концепций, которые могут рассматриваться в их рамках либо как имеющиеся, либо как желательные.

1. Система должна быть автономной 4 . Данная система ненациональна, но. В рамках любой правовой системы на нее могут накладываться такие же ограничения, как и на случаи применения иностранного права.

2. Система должна предусматривать правила, достаточные для разрешения спора. Для выполнения своей сущностной функции - разрешения спора, вытекающего из международных сделок, lex mercatoria должно закреплять в своих нормах определенные правила. Такая система призвана выполнять функцию восполнения правового пробела и отвечать на вопросы, не урегулированные в контракте.

3. Lex mercatoria - система права. Коль скоро это так, данная система должна содержать нормы, обязательные для сторон контракта и органа, разрешающего спор. Если такие нормы - только указания или принципы, выбор lex mercatoria для вынесения решения по спору лишает его обязательной силы.

Аргументы противников существования "транснационального права" сводятся к следующим двум положениям: 1) lex mercatoria не существует в качестве права как такового; 2) его содержание слишком расплывчато и неопределенно.

В последнее время в науке был высказан еще один взгляд на рассматриваемые явления. Он связан с появлением такой категории как «субправо». Подобная дефиниция была предложена С. В. Бахиным, который рассматривает субправо как результат деятельности международных организаций в сфере унификации. В качестве проявлений субправа автор называет, прежде всего, принципы УНИДРУА и европейские принципы договорного права. Подобное рассмотрение вопроса, несомненно, обогащает видение проблемы. Нам представляется, что явление, именуемое С.В. Бахиным субправом, представляет собой одну из составляющих lex mercatoria , причем самую структурированную его часть. Между тем в оценках данного явления мы не в полной мере согласны с исследователем. Так, автор полагает, что субправовые регуляторы представляют собой предписания именно правового характера: «к категории «право», - пишет он, - субправовые регуляторы могут быть отнесены на тех же основаниях, на каких в нее попадают складывающиеся в предпринимательской сфере обычаи и практика коммерческого оборота» . Мы полагаем все же, что явления, обозначаемые термином «субправо», имеют несколько иные сущностные характеристики. Имеются в виду уже рассмотренные принципиальные различия между правовым обычаем и обыкновением. Правовой обычай, будучи правовой нормой, является правилом поведения, санкционированным государством. Обыкновение же, будучи обычаем неправовым, не обладает подобным признаком. Что касается субправовых регуляторов, то они представляют собой, скорее, с одной стороны, проявление мнения определенной части общества о том, каким образом должно формироваться регулирование общественных отношений, а с другой, - социальный регулятор неправового характера. Следовательно субправо - это «неправо», поэтому его вполне логично включить в состав lex mercatoria.

Обычно под «мягким» правом (soft law ) в международно-правовой литературе понимается нормативная совокупность, состоящая из двух видов норм: 1) нормы договоров, которые неопределенны по своему содержанию и не порождают для государств конкретных прав и обязанностей; 2) нормы, содержащиеся в резолюциях международных органов и организаций, не обладающих юридически обязательной силой. «мягкое» право по нормативному составу представляет собой совокупность, состоящую из двух видов норм: договорных и норм, которые содержатся в актах рекомендательного характера. Качественной характеристикой договорных норм является то, что, несмотря на свой правовой характер, такие нормы не порождают четких прав и обязанностей для государств. Нормы резолюций характеризуются тем, что не имеют юридически обязательной силы. Нормы «мягкого» права содержатся в письменных источниках и являются результатом нормотворческой деятельности государств.

Несмотря на то, что нормы soft law не порождают для государств четких прав и обязанностей, все же нельзя делать критерий обязательности определяющим в понимании «мягкого» права, так как, например, нормы международного договора, пусть даже содержащие нечеткие формулировки, являются международными юридическими обязательствами.

17. Внутригосударственные источники МЧП.

В современном мире существуют два основных подхода к проблеме регулирования международных немежгосударственных невластных отношений на уровне национального законодательства. Для первого из них характерно закрепление норм международного частного права в многочисленных отраслевых законах и подзаконных актах внутреннего права. Специфика второго состоит в принятии государством специальных кодификационных законодательных актов по вопросам МЧП.

Российская Федерация относится к числу государств, в которых не существует единой национальной кодификации норм международного частного права. В законодательстве нашей страны подобные положения находят закрепление в отраслевых, комплексных или специальных нормативные правовых актах различного уровня и происхождения. Ключевое положение среди них занимает Конституция РФ 1993 г.

Применительно к МЧП значение Основного закона РФ состоит прежде всего в том, что, закрепляя основы государственного и общественного строя России, Конституция определяет содержание категории «публичный порядок государства» и устанавливает тем самым общие пределы действия иностранных законов и подзаконных актов на территории нашей страны того, некоторый конституционные нормы призваны непосредственно peгулировать отношения типа МИН. Речь в данном случае идет, например, о ч. 3 ст. 62 Конституции, посвященной определению статуса иностранных граждан, или о ст. 8, 67, 75, 79, регламентирующих правовые основы осуществления инвестиционной и внешнеэкономической деятельное

Во внутреннем праве России существует значительное количество нормативных актов, содержащих коллизионные нормы международного частного права. Важнейшими среди них являются Гражданский Кодекс РФ (части которого соответственно были приняты в 1994, 1996 и 2001 г.)

Значительное количество коллизионных норм содержится также в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.; в разделе VII «Применение семейного законодательства “| семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», а также в Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. в главе ХХI «Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры».

В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ 1994 г. к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом, применяются правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.

К внутренним источникам международного частного права относятся Конституция РФ, законодательство РФ по международному частному праву, правовой обычай.

Конституция РФ является главным источником МЧП, т. к. она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Среди ее норм можно выделить:

Главу 1 «Основы конституционного строя», нормы которой позволяют раскрыть содержание понятия «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации», а также установить общие пределы действия иностранного права на территории России;

Главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», определяющую основы правового статуса не только граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

при несоответствии положений Конституции РФ правилам международного договора РФ будут применяться первые в силу прямого действия Конституции России.

Российское законодательство по МЧП - система федеральных законов, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. В соответствии с п. «п» ст. 71 Конституции РФ, федеральное коллизионное право находится в исключительном ведении Российской Федерации. Именно поэтому законодательство по МЧП состоит только из федеральных законов.

В отличие от ряда стран (Австрии, Венгрии, Польши, ФРГ, Швейцарии), где действуют специальные законы о МЧП, в России отсутствует единый кодифицированный акт, а нормы по МЧП включены в отраслевые кодексы и иные федеральные законы. К ним, в частности, относятся:

Указанные акты действуют на всей территории России в отношении ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

В качестве примеров иных федеральных законов, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, можно назвать федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Патентный закон РФ.

Международные источники МЧП

1) Международные Договоры.

Наибольший удельный вес их всех международных источников.

Международный договор можно расценивать в качестве источника данной отрасли лишь в том случае, если он содержит правовые нормы, регулирующие отношения между частными лицами . Т.о. международный договор должен распространять свое действие на частноправовую сферу .

Например: Договор о правовой помощи по гражданским уголовным и семейным делам. Если международный договор регулирует публичные отношения, то он не может быть признан источником МЧП.

Значение международных договоров в сфере МЧП заключается в том, что международные договоры являются средством (способом) унификации норм МЧП (достижения единообразия) , т.к. заключающие договор государства в своей правоприменительной практике обязуются исходить из одних и тех же норм , правил, регулирующих определенные области частных отношений.

Классификация международных договоров в области МЧП

В зависимости от числа участников договора:

двусторонние

многосторонние: региональные и универсальные.

Субъектом универсального международного договора может быть любое государство , можно всегда присоединиться . Все универсальные договоры разрабатываются специализированными международными организациями.

Организации :

  • а) Гаагская конференция по МЧП - занимается разработкой текстов в сферах международного гражданского процесса, международного СП и международное наследственное право.
  • б) международный институт по унификации частного права (штаб квартира в Риме) - УНИДРУА - разработка универсальных конвенций по: международному коммерческому арбитражу, международной торговле, международным перевозкам, международному туризму.
  • в) специализированное подразделение ООН - комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРИАЛ)
  • г) международная организация труда (МОТ )
  • д) международная организация гражданской авиации
  • е) всемирная организация интеллектуальной собственности.
  • ж) международная морская организация (ИМО )

Региональные договоры заключаются в рамках определенной региональной общности государств (ЕС, СНГ).

Для сферы МЧП имеет особое значение категории двусторонних договоров :

об установлении двойного налогообложения

о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций)

договоры об оказании правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам

соглашения по вопросам гражданского процесса

консульские конвенции

соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности .

2) Международно-Правовой Обычай

Признается источником МЧП и МПП .

Обычная международно-правовая норма представляет собой единообразное сложившееся в международной практике устойчивое правило, за которым государства признают юридическую силу и которая, в следствие этого имеет юридически обязательный характер для субъектов МЧП .

Международно-правовые обычай - неписаные правила, которые сложились давно, систематически применяются, и отступление от них рассматривается как правонарушение.

Для МЧП характерны правовые обычаи, которые сложились в сфере международной торговли и торгового мореплавания. Существуют такие сферы правового регулирования, где применение правовых обычаев как источников исключается. Обычаи не применяются в сфере вещного права, наследственного права

В РФ обычаи признаются в качестве источников МЧП. Обычаи применяются независимо от их фиксации в каком-либо документе. Учитывается значительная роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических отношений и трудности установления их содержания, а также применяется в силу неписаного характера, специализированные международные организации обобщают и публикуют определенные своды обычаев делового оборота и деловых обыкновений по определенному кругу вопросов . Некоторые такие публикации приобрели популярность и распространение на практике .

Международная торговая палата:

международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов - ИНКОТЕРМС - 1936 года (в ред. 2000 года);

унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1993 года);

унифицированные правила по инкассо (в ред. 1993 года);

унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 года.

В рамках международного морского комитета в 1949 году были подготовлены Йорк-Антвертские права об общей морской аварии, которая действует в ред. 1994 года.

Однако факт создания подобных документов не меняет правовой природы правовых обычаев, сформулированных в них, и не обязывает государства применят в своей деятельности нормы этих кодификаций. Поскольку такого рода своды обычаев представляет собой частную, неофициальную кодификацию обычаев международного делового оборота. Сами по себе эти своды не обладают Существует 2 способа придания таким кодифицированным обычаям юридической силы правовых норм:

1. Как сам документ в целом, так и отдельно сформулированные в нем правила применяются юристдикционными органами государств, если это государство санкционировало обычаи международного оборота и признало за ними юридическую силу. Такое санкционирование осуществляется посредством нормативно правового акта.

Примером санкционирования обычаев международного торгового оборота РФ может служить норма п. 2 ст. 285 КТМ РФ, где предусматривается, что при определении общей аварии, размера общеаварийных убытков и их распределения, применяется привила об общей морской аварии и другие обычаи торгового мореплавания.

В некоторых государствах за ИНКОТЕРМС признается сила нормативно правового акта , в таких случаях он рассматривается как источник национального законодательства. В России ИНКОТЕРМС рассматривается как свод правовых обычаев. Эти унифицированные правила подлежат применению лишь при наличии указания в договоре , что определенное условие или термин понимается в том смысле, как это предусмотрено в соответствующей редакции ИНКОТЕРМС. В таком же порядке применяются принципы международных коммерческих договоров, которые разработаны УНИДРУА и приняты в 95 году. Принципы носят факультативный характер и применяется только в том случае, если на них есть ссылка в договоре.

3) Акты международных организаций, содержащие нормы МЧП

Международные организации выступают чаще всего в качестве субъектов политических отношений, которые регулируются нормами МПП. Но в то же время международные организации могут выступать в качестве субъектов международных неполитических, непубличных правоотношений. В частности, международные организации могут приобретать в собственность определенное имущество , арендовать его , является субъектом наследственного правопреемства и, т.о. совершать акты частно правового характера.

Какие действия в сфере частных отношений могут совершать международная организация? Это вопрос о правоспособности международной организации в частных правоотношениях.

Правоспособность международных организаций в сфере неполитических отношений частного характера определяется нормами, содержащимися в актах самих организаций : регламенты, положения, уставы, правила и т.д.

Эти правовые акты, создаваемые международными организациями, признаются источниками МЧП.

Например: утвержденные в 1975 году ООН «Правила о совершении сделок от имени ООН».