Моральные нормы поведения человека. Морально-этические нормы. Этические нормы и их значение

Проще что-то сделать сразу хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

(Лонгфелло (1807-1882), американский поэт)

В настоящее время уделяется пристальное внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика охватывает широкий круг вопросов, ее необходимо учитывать в отношениях внутри одной организации и между организациями. Без соблюдения деловой этики и культуры поведения большинство людей в коллективе чувствуют себя дискомфортно, незащищенно.

Важнейшей стороной профессионального поведения является деловой этикет, который приписывает нормы поведения на работе, на улице, в гостях, в транспорте и т.п. Речевой этикет, искусство ведения телефонных разговоров, правила переписки и внешний вид служат признаками вашей воспитанности, респектабельности и уверенности в себе.

Помните, что в деловых отношениях мелочей не бывает.

Общие сведения об этической культуре. Как известно, человек в течение жизни вступает в деловые отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений является мораль, в которой выражены наши представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое - осуждается? На эти вопросы отвечает этика.

Этика - это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» («этос») - обычай, нрав. Термин «этика» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) для обозначения учения о нравственности, причем этика считалась «практической философией», которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?»

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали. Но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг». «Добро» и «зло» - показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Этика рассматривает «добро» как объективное моральное значение поступка. Оно объединяет совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал, образец для подражания. «Добро» может выступать как добродетель, т.е. являться моральным качеством личности. «Добру» противостоит «зло», между этими категориями с основания мира идет борьба. Часто мораль отождествляют с добром, с положительным поведением, а зло рассматривают как аморальность и безнравственность. Добро и зло - противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет не может существовать без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они, тем не менее, неравнозначны.

Действовать в соответствии с моралью - значит выбирать между добром и злом. Человек стремится построить свою жизнь таким образом, чтобы уменьшить зло и умножить добро. Другие важнейшие категории морали - долг и ответственность - не могут быть правильно поняты и, тем более, не могут стать важными принципами в поведении человека, если он не осознал сложность и трудность борьбы за добро.

Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило появилось в VI-V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение, В наши дни это правило также остается актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нравственности.

В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, во всем как хотите чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (гл. 7, ст. 12).

Нравственная жизнь человека и общества разделяется на два уровня: с одной стороны, то, что есть: сущее, нравы, фактическое повседневное поведение; с другой стороны, то, что должно быть: должное, идеальный образец поведения. Нередко в деловых отношениях мы сталкиваемся с противоречиями между сущим и должным. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, как говорят, должным образом, с другой - желает удовлетворить свои потребности, реализация которых часто связана с нарушением нравственных норм. Эта борьба между идеальным и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который острее всего проявляется в этике деловых отношений, в деловом общении. Поскольку этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, под этикой делового общения понимается совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности.

Нормы и правила поведения, действующие в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.

Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное поведение людей. Оно опирается на общечеловеческие моральные принципы и нормы - уважение человеческого достоинства, честь, благородство, совесть, чувство долга и другие.

Совесть - это моральное осознание человеком своих действий, благодаря чему контролируют свои поступки и дают оценку своим действиям. Совесть самым тесным образом связана с долгом.

Долг - это осознание добросовестного исполнения своих обязанностей (гражданских и служебных). Например, при нарушении долга, благодаря совести человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой.

Для морального облика человека огромное значение имеет честь, которая выражается в признании моральных заслуг человека, в репутации. Честь офицера, честь бизнесмена, рыцарская честь - именно она требует от человека поддерживать репутацию социальной или профессиональной группы, к которой он принадлежит. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, быть правдивым, справедливым, признавать свои ошибки, быть требовательным к себе.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной незаменимости. Неотъемлемой частью культуры делового общения является благородство. Благородный человек верен своему слову, если даже оно дано врагу. Он не позволит грубость по отношению к малоприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствии. Благородство не требует огласки и благодарности за помощь и сочувствие.

На Востоке и в Западной Европе с древних времен большое значение придавали необходимости учитывать этические нормы и ценности в деловом общении. Особенно подчеркивалось их влияние на эффективность ведения дел.

Профессиональными моральными нормами были и остаются вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброжелательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Например, мы желаем доброй ночи, доброго утра, успехов, здоровья и т.п. Широко известны слова испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547- 1616) о том, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливый человек - это предупредительный человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подержит дверь.

Сродни вежливости нравственная норма - корректность, которая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, особенно, в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обусловливается тактом и чувством меры. Быть тактичным - значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.

Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, входит в понятие профессиональной этики. К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Это относится к работающим в сфере услуг, на транспорте, в здравоохранении, в области управления, воспитания и им подобных, так как объектами деятельности этих профессиональных групп являются люди.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности и имеет свои специфические требования в области морали. Например, профессиональная этика воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Своеобразие медицинской этики ориентировано на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Однако любая специфика профессиональной этики невозможна без учета общечеловеческих ценностей и этических норм. Рассмотрим профессиональную этику на примере.

Независимо от социального положения и возраста мы все являемся покупателями. Чего хочет покупатель от продавцов? Во-первых, приобретения качественного, модного, удобного товара по приемлемой цене. Во-вторых, компетентности, внимательного и вежливого отношения к себе при выборе покупки. Следовательно, задача продавца состоит в удовлетворении запросов и желаний потребителя. Поэтому важнейшими требованиями профессиональной этики работника торговли по отношению к покупателю являются внимательность, вежливость, доброжелательность.

Деловое отношение продавца и покупателя начинается с приветствия, которое обязательно должно сопровождаться улыбкой. За приветствиями следуют слова: «Пожалуйста, что вас интересует?» или «Я вас слушаю». Если продавец уже обслуживает клиента, он должен извиниться и попросить подождать, а не говорить: «Вы что, не видите, что я занята». Освободившись, продавец выясняет, какой товар интересует клиента и по какой цене, после чего сообщает характеристики имеющихся товаров. Продавец-профессионал должен учитывать пол, возраст покупателя и стремиться определить его психологические особенности (агрессивность, уравновешенность, решительность- нерешительность, доверчивость-недоверчивость). Установлено, что в магазине различается поведение молодых и пожилых людей, мужчин и женщин. Например, мужчины посещают магазин целенаправленно, они знают, что им нужно купить, и при наличии товара покупают его. Они в большей степени, чем женщины, подвержены влиянию продавца и часто ожидают от него совета, ориентируются на его мнение. Женщины в своем выборе полагаются на себя; они долго рассматривают изделие, и поэтому не рекомендуется их торопить.

Профессионализм продавца усиливается его этической воспитанностью, которая проявляется в речи, мимике, жестах; грубость, вульгарность и раздражительность недопустимы. Продавец обязан быть сдержанным в различных ситуациях, например, когда покупатель долго рассматривает товар, расспрашивает и интересуется подробностями, хотя покупать данный товар не собирается. Он должен быть сдержан даже с невоспитанным и агрессивным покупателем, поскольку ответ грубостью на грубость не дает положительного эффекта. Наоборот, атмосфера становится напряженной, назревает конфликт, который нередко влечет вмешательство администрации. Окончанием общения продавцов с нами, покупателями, является прием оплаты за выбранный товар и его упаковка, после чего продавец должен поблагодарить за покупку.

В свою очередь нам, покупателям, не следует забывать о вежливости, о сдержанности своих негативных эмоций и плохого настроения.

Итак, если сферой вашей деятельности являются люди, то, несмотря на специфику профессии, всегда нужно обращать внимание на правила и нормы поведения, на обязанности по отношению к клиенту, к коллегам; уметь владеть собой, быть терпеливым, внимательно выслушивать посетителя, а также иметь надлежащий внешний вид и владеть культурой речи.

Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.

Особенности

Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими. Важно помнить, что все наши действия характеризуют нас как личность.

Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.


Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.

К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.

Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.


Основные принципы:

  • возможность жертвовать чем-то ради другого;
  • устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
  • самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
  • справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
  • равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.

Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.

Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.



Важные составляющие

Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).

Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.

Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.


Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.

В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.

Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.



Моральные нормы взаимоотношений

Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.

Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.

В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.



Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.

Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.


Правила этики

Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

  • Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
  • Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
  • Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.



  • Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности . Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
  • Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.


Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.


Примеры поведения

Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.

Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.

  • Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
  • Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
  • По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.

Государственных служащих

Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, развиваются экономические отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой – претерпевают трансформацию общественные отношения, что влечет за собой изменение содержания социальных норм как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей.

В таких условиях происходит реформирование государственной службы Российской Федерации, становление института государственной службы, требующее выработки новых социальных норм, которые соответствовали бы императивам настоящего времени. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, в регулировании которой важное место занимают социальные нормы.

Во-первых, социальные нормы являются основой для анализа социальных процессов как в объектах социального управления, так и в его субъектах, среди которых одно из важнейших мест занимает государственная служба.

Во-вторых, социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности государственного аппарата. В последние годы оказывается недостаточное влияние этих норм на систему государственной службы, что способствует развитию в ней нарушений в виде коррупции, бюрократизма, забвения интересов гражданина, государства и общества и др.

В-третьих, ощущается необходимость изучения механизмов, влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов государственного управления для использования их в процессе реформирования государственной службы, выработки новых правовых норм как важнейшего направления социального нормирования.

Необходимо также учитывать, что в большинстве стран, проводивших наиболее успешные этические реформы государственной службы, кодексы поведения изначально рассматривались как элемент системы управления административной этикой. Поэтому разработке этических стандартов всегда соответствовали такие мероприятия как, например, создание органа-координатора, наделенного необходимыми функциями по реализации стандартов поведения.

Проект Кодекса профессиональной этики и правил делового поведения госслужащих РФ, разработанный в рамках комиссии при Общественной палате, содержит следующие этические нормы функционирования госслужащих.



Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддержание своей квалификации на высоком уровне, знание и правильное применение в сфере своих полномочий действующего законодательства, нормативно-правовых актов, норм морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Не менее значимыми для государственной службы являются такие качества служащих как патриотизм, гражданственность, мужество при противодействии антикоррупционному или противоправному поведению; лояльность, порядочность в служебных и личных отношениях, честность, ответственность, корректность, терпимость к иным правомерным и нравственным позициям, скромность, умение вести конструктивный диалог и находить целесообразные, рациональные решения, неподкупность, осмотрительность в выборе ближайшего окружения, умеренность в материальных потребностях и бескорыстие.

Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободу, равенство перед законом и судом, понимание того, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего являются: служение всему обществу, каждому ее члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом в лице многонационального народа для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых является высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.



Государственный служащий не имеет морального права допукать возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом. Исключаются на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам. Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности.

Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Нравственной и служебной обязанностями государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих.

Недопустимо с позиции профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов при выполнении государственным служащим должностных обязанностей. Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих выступает создание условий, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающихся от условий жизни большинства населения страны.

При наличии конфликтной ситуации между интересами госслужбы и интересами отдельных индивидов, социальных групп и структур госслужащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях.

Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания.

Нравственные требования к государственному служащему выходят за пределы его служебной деятельности. Государственный служащий как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы должен воздержаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего. Каждый государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной власти.

Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально-психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием.

В основу Кодекса должен быть положен дух «общественного служения». И этот дух уже сам по себе будет служить формой контроля над поведением государственных служащих. Например, принятие присяги о верности принципам этого Кодекса перед поступлением на государственную службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если и не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.

Следует учитывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Критерием «бюропатологии» государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностью аппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащих органов государственной власти можно классифицировать на две группы: служащие государственного аппарата демократической ориентации и административной ориентации. Так к группе демократически ориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% служащих. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерств и ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества над государственным аппаратом составила 11, 5%, а среди работников органов власти субъектов Федерации – 15,5 %. Это свидетельствует о том, что доминирующим типом управленческой культуры и значимости по шкале ценностей являются интересы государства, ведомств и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свобод населения

Представители «административной ориентации» склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости к деятельности средств массовой информации к «чужим» жизненным идеалам и мнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решении традиционных внутриаппаратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т.д.

Указанные ценностные ориентации государственных служащих являются наследием административно-командной системы администрирования, а также воспроизводятся повседневной практикой административного управления. «Бюропатология» может быть одним из факторов отчуждения власти от общества и обострения социальной напряженности.

Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России послужит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил в системе обще­ственных отношений.

§4.Этические кодексы и программы поведения

Государственных служащих

Этические нормы занимают особое положение в системе обще­ственных правил и отношений. С одной стороны, они не предусмат­ривают такой жесткой системы социального контроля для законодательно утвержденных норм, как, напри­мер, судебная система. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, жестко регламентируя его действия, мысли, чув­ства. «Двигателем» системы внутреннего самоконтроля явля­ются такие мотивы, как самоутверждение, самоидентификация, социальное одобрение и т.п.

В современном обществе рас­тет роль неформальных кодексов, основанных на моральных прин­ципах и правилах. Основными причинами являются:

1. подрыв одной из фундаментальных основ демократии, выражающийся в падении уровня доверия населения к государству и государственным инсти­тутам;

2. усложнение социальной жизни, возрастание интенсивнос­ти изменений, в результате - невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;

3. постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитив­ного социального управления к более сложному (от внешнего - к внутреннему, от физического - к морально­-психологическому).

Кодексы (от лат. codex - книга, свод законов) - перечень фор­мальных правил в обществе.

В основе этических кодексов лежат конкретные нормы и принципы поведения. Этический кодекс выполняет три основные функции:

¾ репутационную (имиджевую);

¾ управленческую (организационную);

¾ развития профессиональной культуры.

Репутационная (имиджевая) функция кодекса заключается в формировании доверия к системе госслужбы со стороны внешних групп (граждан, организаций, общественных объединений). Наличие у государственной службы этического кодекса становится общемировым стандартом государственного управления.

Управленческая (организационная) функция кодекса состоит в регламентации поведения служащих в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности чиновников осуществляется путем:

2) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами (защита прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства);

3) определение процедур и порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) указания на неприемлемые формы поведения, создающие конфликт интересов.

Значение этического кодекса для развития профессиональной культуры служащих заключается в следующем:

¾ формирует определенный образ службы в органах публичной власти, отличающей ее от любой другой, например, службы в сфере бизнеса;

¾ выражается в чувстве общности (солидарности) всех работников, исполняющих службу;

¾ усиливает вовлеченность служащих в дела службы и преданность ей;

¾ усиливает систему социальной стабильности в организациях, где осуществляется служба.

¾ является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения служащих.

Следует также подчеркнуть особую ценность этического кодекса как документа, в котором сосредоточены основные формы существования профессиональных ценностей в системе гражданской службы:

¾ идеалы - выработанные политическим руководством государства представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах функционирования государственной службы;

¾ воплощение этих идеалов в деятельности государственной службы и поведении государственных служащих;

¾ внутренние мотивационные структуры личности служащего, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности профессиональных ценностных идеалов.

Для осуществления обозначенных функций в мировой практике сформировалось два варианта этического кодекса:

2. развернутый.

Декларативный вариант этического кодекса стал использоваться с начала XX в. для предъявления этических принципов сотрудникам аппаратов организаций, различных по масштабам и профилю деятельности. По своей сути декларативный вариант –это в основном идеологическая часть кодекса без четкой регламентации поведения сотрудников. Предполагается, что в конкретной ситуации сотрудники смогут сориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических принципов. Однако во многих случаях трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка, исходя из общих принципов. Поэтому, для того чтобы кодекс действительно работал, руководство организации прибегает к постоянной трансляции этих принципов через корпоративные ритуалы (ношение фирменной одежды, регулярное обсуждение этических проблем и др.). Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития внутрикорпоративной культуры. Чаще всего для решения конкретных управленческих задач кроме кодекса необходима разработка дополнительного пакета организационно-распорядительных документов.

Развернутый вариант этического кодекса получает распространение с 80-х гг. 20 в. в западных странах с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В этом кодексе фиксировались конкретные правила поведения в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. В большинстве организаций такие кодексы разрабатываются не для коллектива, а прежде всего для высшего и среднего управленческого персонала и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Следует отметить, что четкой методологии при разработке этического кодекса пока нет. Анализ содержания различных этических кодексов приводит к выводу о том, что основные принципы этических кодексов схожи между собой. Содержание этического кодекса организации определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

Вступительную (преамбулу), иногда ее называют идеологической частью (миссия, цели, ценности);

Нормативную (перечень принципов и стандартов служебного поведения).

При этом идеологическая часть может и не включаться в содержание этического кодекса.

Вступительная (идеологизированная) часть раскрывает цели и задачи создания и принятия этического кодекса. Поскольку эти документы определяют правила, которым должны следовать работники организации, то в преамбулу включают этические ценности, принципы и стандарты, которые являются непременной целью деятельности организации. Ценности характеризуют идеал, к которому стремится организация: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей услуг.

В нормативной части этического кодекса разрабатываются этические принципы и стандарты (нормы) поведения сотрудников.

Под принципами понимается основополагающая идея, исходное (руководящее) начало, зафиксированное в установленном порядке.

Эти принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении взаимодействия с потребителями услуг; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связи с населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации.

Затем разрабатываются нормы (стандарты, правила) поведения, опирающиеся на принятые ценности и принципы.

Под нормами понимаются общие правила поведения, исходящие от организации или государства и охраняемые ими, которые предоставляют участникам общественного отношения юридические права и налагают на них юридические обязанности, в том смысле, что их исполнение обязательно для всех сотрудников аппарата управления, в числе для руководителей.

При этом наиболее типичными вопросами, разработанными в этических кодексах, являлись ответственность и мера наказания сотрудников за следующие нарушения:

1. предложение взятки и согласие ее принять;

2. совет дать или принять взятку;

3. принятие дорогих подарков;

4. принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;

5. неуступчивость в конфликте интересов;

6. личное поведение, нанесшее вред гражданам, организациям, государству;

7. ведение противозаконной политической деятельности;

8. прямое или косвенное использование внутренней информации;

9. неэтичное поведение.

Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются. По результатам исследований выявлено, что содержание большинства этических кодексов можно представить тремя основными положениями:

1. служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2. в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия;

3. служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к гражданам (клиентам).

Рассмотрим сложившийся на практике общий порядок разработки и утверждения этического кодекса в организации. Этот порядок включает три самостоятельных этапа.

Первый этап (проектирование). Разработка проекта кодекса с основным акцентом на цели и ценности руководства и директивных документов, а также существующую в организации этическую проблематику. Для этого проводится работа в двух направлениях:

¾ анализируются кодексы других организаций и особенности их применения;

¾ определяются базовые ценности и цели организации и наиболее актуальные сферы применения кодекса в организации.

Второй этап (обсуждение). Обсуждение проекта кодекса в коллективе и сбор предложений по доработке текста кодекса и системы его исполнения. Поскольку кодекс является новым документом для организации, то на втором этапе работа ведется по следующим трем направлениям:

· разъяснение сотрудникам смысла, значения и сфер применения кодекса;

· привлечение рядовых сотрудников к процессу создания кодекса;

· создание позитивного общественного мнения в отношении кодекса среди персонала;

· подготовка сотрудников как ресурса по внедрению кодекса в практику деятельности организации.

На этом этапе важно предусмотреть все возможные процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников организации. Только при условии принятия каждым сотрудником этического кодекса он будет реально исполняться.

Третий этап (утверждение). Этот этап включает в себя следующую работу:

4. анализ всех поступивших предложений, внесение изменений в содержание кодекса;

5. выработка механизмов исполнения и внедрения документа;

6. утверждение кодекса в соответствии со сложившейся практикой принятия организационно-распорядительной документации.

Разработка кодекса не ограничивается только написанием и утверждением текста документа. Важно помнить, что заставить сотрудников исполнять этический кодекс при всем желании руководства нельзя или, по крайней мере, эффективность этических стандартов в директивном порядке будет низкой. Сейчас многие организации уже прошли путь создания собственного этического кодекса и столкнулись с проблемой исполнения. Для того чтобы этические нормы стали индивидуальными жизненными правилами сотрудников, они должны глубоко войти в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Если этический кодекс организации определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками, то система исполнения этих правил должна:

1. поддерживать и поощрять такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

2. предупреждать отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

3. помогать своевременно выявлять факты конфликтов интересов и этических нарушений;

4. помогать предотвращать и урегулировать конфликты интересов и нарушения профессиональной этики.

Рассмотрим непосредственно процесс построения системы исполнения этического кодекса в организации.

Структура этой системы состоит из следующих элементов:

¾ продвижение этических норм (стандартов) поведения в деятельности каждого сотрудника;

¾ обучение сотрудников основам профессиональной этики и мерам по противодействии коррупции;

¾ сбор и анализ информации об этических проблемах в организации, информирование руководства;

¾ реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

Возможные мотивы соблюдения сотрудниками норм:

¾ страх наказания либо осуждения членами социальной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется;

¾ профессиональная и корпоративная групповая принадлежность;

¾ внутренний нравственный закон.

Рассмотрим практику внедрения этических норм не административным, а рекомендательным порядком. Партнерский подход к внедрению этических норм предполагает добровольность и индивидуальную мотивацию сотрудника к их исполнению; основан на понимании необходимости существования этических норм в организации и возможности их согласования с личными этическими принципами и интересами. Поэтому ресурсом организации становится добровольная инициатива, этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Основные принципы этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

¾ максимальная прозрачность всего процесса разработки и утверждения этического кодекса;

¾ добровольный характер принятия этических принципов и норм сотрудниками организации;

¾ равенство всех сотрудников в исполнении этических норм.

Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения и контролировать моральное «здоровье» организации.

Безусловно, этический кодекс должен, с одной стороны, ограничивать личную свободу и предотвращать неэтичное поведение, с другой стороны – задавать ценностные ориентиры, предъявлять стандарты профессиональной и корпоративной этики. Поэтому кодекс должен сочетать рекомендуемое и запрещаемое.

Этическая система должна быть построена на основе комплексного подхода и включать следующие основные элементы: руководство (этической системой); стратегия этического развития; базовые стандарты профессиональной и корпоративной этики; система внутреннего контроля соблюдения этических норм; управленческая информация и оценка результатов; система мотивации, поощрений и наказаний.

В любой этической программе базовыми элементами являются: этический кодекс; этические тренинги и обучение; структуры (подразделения, комиссии) по этике; этический аудит. В реальной практике этической программой может стать любой организационный проект, направленный на совершенствование системы исполнения этических норм.

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции - это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma - правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения - это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой - как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.



По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействиия влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального
выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Профессиональная этика и культура поведения юриста

План лекционного занятия

1. Профессиональная этика юриста. Профессиональные моральные нормы.

2. Служебный этикет, профессиональный такт, манеры поведения.

3. Культура речи и внешнего облика юриста.

Основные понятия

Профессиональная этика, вежливость, профессиональный такт, скромность, честность, требовательность.

Контент лекции

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые профессиональные функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с нравственным взаимоотношениями, существуют «нравственные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать все ради здоровья больного, хранить врачебную тайну.

Педагогическая этика –обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого – требование бескорыстного служения истине, терпимость к другим мнениям.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству. Заботиться о подчиненных, беречь честь офицера.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения людей, составляющий специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а также их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Следовательно, юристы должны обладать повышенным чувством долга, развитым чувством ответственности за свои поступки, действия и решения. Юристы должны соблюдать закон и сами являются образцом законности. Особенностью проф.деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия, но все что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста как в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи РФ определенно распространяет требования этики судьи на его непрофессиональную деятельность.

Например, судья не вправе, ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус, сотрудники ОВД, юстиции судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса. (

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Такой является профессия «юрист».

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Рассмотрим основные нормы официальных и неофициальных отношений юристов.

К общепринятым нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

Вежливость – это внешнее проявление внутренней культуры, а именно уважительного отношения к человеку.

Вежливость включает в себя: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях юриста (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников между собой); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту – при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Выработать устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важнейших задач нравственного воспитания юриста. Верно утверждение, что, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания.

Достоинство, наряду с совестью и честью, является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью и перед обществом. Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Скромность – моральное качество, проявляющееся в том, что юрист не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются обман, ложь, воровство, склочничество, лицемерие.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность – нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательност ь – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

О культуре человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи – составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык – это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу.

Культура языка – это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Чтобы избавиться от ненужных слов – контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, обращение к подчиненным или с коллегами в непринужденной беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь должна соответствовать следующим требованиям:

· быть грамматически и литературно грамотной;

· быть точной, ясной, краткой и понятной;

· быть выразительной, эмоциональной, образной;

· в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых вам понятно;

· мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Культура речи обязывает юриста придерживаться некоторых обязательных норма и правил, среди которых являются:

2. Логичность (в речи все положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли);

3. Доказательность (доводы должны быть достоверными и обоснованными);

4. Убедительность (цель беседы заключается не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании).

5. Ясность (говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне);

6. Понятность (следует употреблять термины и слова, которые понятны собеседнику);

Таким образом, речь юриста, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры и интеллигентности человека.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения.

Имидж делового человека

Внешний вид производит на окружающих определенное впечатление. Если вы выглядите привлекательно, подтянуто, если вы в хорошей форме, то добьетесь всеобщего уважения прежде всего тем, что производите впечатление человека, уверенного в себе.

Неудачная манера одеваться, плохая физическая форма, неопрятный вид – все это может привести к неуверенности в своих силах, а некоторых случаях к депрессивному состоянию.

Удачный имидж подчеркнет максимум того, что есть в вас положительного и придаст вам больше уверенности в себе, в своих силах возможностях.

Важнейшим средством позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение хорошо выступить, написать деловое письмо, провести переговоры по телефону). В порядке значимости далее следуют опрятность и хорошие манеры. По тому, как человек одет, обут, причесан, можно судить о его интеллектуальных, деловых и профессиональных качествах.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – деловой костюм. Осуществляя подбор костюма, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы: «правило трех цветов»; сопоставимость цветов в цветовой гамме (неуместно ярко-красный, ярко-зеленый); совместимость фактуры материала (шерсть, шелк, летние брюки, тяжелый зимний пиджак или жакет); сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля) качеству делового костюма.

Главное правило во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь аккуратны вы будете и в делах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профессиональная этика для юриста?

2. Основные принципы, лежащие в основе профессиональной этики юристов.

3. Что такое этикет и культура поведения юриста?

4. Каковы особенности поведения юристов в служебной и внеслужебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте современное состояние общества. Какие существуют обязанности в нем?

2. Изучите Кодекс чести юриста (список нормативно-правовых актов прилагается).

3. Что такое правовые законы и законы нравственные. Чем они отличаются? С какими нравственными законами вы согласны, а какие бы улучшили и почему.

4. Посмотрите внимательно на окружающих вас людей и отметьте кого-либо, чье поведение, на ваш взгляд противоречит принятым в обществе нравственным нормам?

5. Как бы вы объяснили этому человеку, что такое общество и почему в нем есть установленные правила.

План семинарского занятия

Проблемные вопросы

1. Какими нравственными требованиями руководствуются юристы в профессиональной деятельности?

2. «Ответственность», «справедливость», «долг» - категории прошлого столетия?

3. Почему выражение «Встречают по одежке…» важно для формирования профессиональной культуры юриста?

1. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.

2. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Норма, 2008. – 448 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

4. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под.ред. проф. Ю.В. Наумкина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 551 с.

5. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин // Современное право. – 2003. – № 2. – С. 3-36.

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.





Что это такое?

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.





Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом - во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

  • мимика;
  • движения;
  • разговорная речь.

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное - понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности - физическую.





Виды

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения - создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно - подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.





  • важно помнить о чувстве собственного достоинства;
  • не забывать о скромности;
  • всегда с уважением относиться к людям и даже мысленно не ограничивать какие-либо их права.





Мотивы общения при этом являются определяющим фактором, их тоже можно разделить на несколько типов.

  • Положительные: в этом случае человек старается сделать собеседника счастливее, уважить его, проявить любовь, понимание, создать интерес.
  • Нейтральные: здесь присутствует лишь информационная передача одного лица другому, например, во время работы или другой деятельности.
  • Отрицательные: возмущение, гнев и прочие подобные чувства - все это допустимо, если приходится сталкиваться с несправедливостью. Однако важно держать себя в руках, чтобы такие мотивы не превратились в противозаконные действия.

Даже последний пункт относится к этичности, как и остальные, ведь все перечисленное основано на побуждениях высокой морали. Совсем другое дело, когда человек руководствуется низменными побуждениями, желая совершить обман, месть или специально лишить кого-то хорошего настроения. Подобное поведение противоположно этике, хотя и может иметь некоторые исключения.









Разумеется, общие этические принципы касаются каждого человека, кем бы он ни был, однако так называемый деловой мир успел создать и собственные правила общения, которые также необходимо соблюдать, находясь в соответствующей среде. На самом деле отличаются они только наличием постоянной формальности. Звучат эти нормы весьма доступно.

  • Абсолютной истины нет даже в морали, и она — высший людской судья.
  • Хочешь изменить мир - начни с себя. Хваля окружающих, в свою сторону находи претензии. Прощая проступки других, себя всегда наказывай.
  • Только от самого человека зависит то, как к нему будут относиться.





  • разработать специальные этические нормативы;
  • создать личные комиссии по этике;
  • правильно обучить работников и привить им уважение к этическим нормам и друг к другу.

Благодаря подобным решениям создается некий терапевтический эффект для всего коллектива, помогающий создать или улучшить нравственную атмосферу, повысить лояльность и не забывать о морали. Репутация фирмы также будет повышаться.





Основные правила

Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

  • Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.
  • Имена - очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.
  • Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.





  • Видя значительное возрастное отличие, младший должен представиться старшему в первую очередь.
  • По возможности следует подняться, когда происходит знакомство.
  • Когда знакомство уже произошло, продолжает взаимодействие тот, кто выше по званию или положению в обществе или старший по возрасту человек. Иной расклад возможен при возникновении неловкого молчания.
  • Если пришлось сесть с незнакомыми людьми за один стол, необходимо перед началом трапезы совершить знакомство с сидящими рядом.
  • При пожимании руки взгляд должен быть направлен в глаза человека напротив.
  • Ладонь для рукопожатия вытягивается в вертикальном положении ребром вниз. Данный жест показывает, что собеседники равны.
  • Жесты - такая же важная составляющая общения, как и слова, поэтому необходимо следить за ними.
  • Пожимать руку в перчатке не стоит, ее лучше снять даже на улице. Однако женщинам делать это необязательно.
  • После встречи и приветствия обычно узнают о том, как дела у собеседника, или как он поживает.
  • Содержание разговора не должно затрагивать темы, обсуждение которых доставят одной из сторон дискомфорт.









  • Мнения, ценности и вкусы - вещи личного характера, их следует либо не обсуждать вообще, либо делать это с осторожностью, чтобы не ранить ничьи чувства.
  • При желании показать свою личность с лучшей стороны, нельзя хвалить себя, иначе получится добиться противоположного результата, так как хвастовство не поощряется.
  • Тон разговора всегда должен оставаться максимально вежливым. Собеседник, скорее всего, не виноват, в проблемах личных взаимоотношений другого человека, и угрюмый вид его только оттолкнет и расстроит.
  • Если место действий - это компания из трех и более человек, то не следует шептаться с кем-то.
  • После окончания разговора важно грамотно и культурно попрощаться, чтобы не допустить непростительного нарушения.





Не только взрослые, но и дети должны с сознательного возраста знать перечисленные правила, регулирующие их поведение в будущем. Регламентировать этику и хорошие манеры для своего чада - это значит вырастить его достойным человеком, которого примут в общество. Однако следует не только рассказывать малышам, как следует вести себя с другими людьми. Гораздо важнее показывать это на собственном примере, служащим доказательством правильного поведения.









Мораль и этикет

Данные понятия - это целая наука об учтивости и вежливости. Мораль также можно назвать кодексом нравственности и приличия. Все это влияет на поведение людей, их общение и отношение друг к другу. Существует множество исторических примеров управления обществом, особенно заинтересованном в нравственности.

Устоявшиеся нормы, включенные в понятие об этикете, определяют тип конкретного человека, относя его, например, к добрым или злым, в зависимости от того, каким образом он себя подает на людях.





Бессмысленно отрицание большого влияния моральных устоев на культуру всего мира, начиная с древних времен. С тех самых пор и по сей день неофициальные правила передаются от родителей к детям. Что-то остается неизменным веками, а другое видоизменяется, когда полностью утрачивает свою актуальность. Это значит, что для каждого времени существуют собственные понятия, как и для каждого отдельного народа или даже отдельно взятой семьи.

Дискуссии по поводу правильности или ошибок в личных суждениях люди, разные по складу своего характера и воспитанию, могут вести бесконечно, однако у каждого найдутся свои аргументы в пользу того или иного принципа или напротив возражения.





О том, как правильно вести себя в обществе, смотрите в видеоролике ниже.