В чем выражаются особенности процедуры арбитражного разбирательства коммерческих споров. Правовой режим космического пространства. правовой статус космонавтов и космических объектов Международно-правовой обычай - это

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях*.

* В последнее время используется также понятие аэрокосмического объекта, так называемой "гибридной системы", проходящей через иностранное воздушное пространство при приземлении, при смене орбиты, а также обеспечивающей транспортное сообщение пунктов на Земле и в космосе.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство*, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

* Запуск "Радиоастрона" - уникального телескопа на высоту 360 тыс. км осуществляют 18 стран; государство регистрации - Россия.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.



Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых устанйвленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

Подробности Юридические дисциплины 15 Май 2016 Просмотров: 8430

1. Система международного права - это:

А - целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям;
B - международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений;
C - совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами;

2. Объектом международно-правого регулирования являются:

А - правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;
B - публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;
C - отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи.

3. Субъекты в международном праве - это:

А - индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
B - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования, индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
C - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования.

4. Виды норм международного права:

А - нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;
B - Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы;
C - административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

5. Основные принципы международного права:

А - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств;
B - принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;
C - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6. Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права, - это:

А - Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г.;
B - Статут Международного суда ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990 г.;
C - Статут Международного суда ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990г., Венская декларация и Программа действий 1993 г.

7. Принцип территориальной целостности государств - это:

А - отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;
B - запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;
C - признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент или в будущем.

8. Принцип нерушимости государственных границ:

А - признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;
B - государственные границы, определенные государствами исторически однажды, не подлежат какому-либо изменению;
C - государство самостоятельно определяет свои границы, правила их пересечения и пограничный режим.

9. Принцип неприменения силы или угрозы силой:

А - все государства - члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
B - государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом;
C - прежде чем прибегнуть к оружию, государства должны обращаться, насколько это позволяют обстоятельства, к мирным средствам решения международных столкновений.

10. Международно-правовой обычай - это:

А - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;
B - норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер;
C - неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках.

11. Классификация международных договоров:

А - индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные;
B - "джентльменское соглашение", письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные;
C - "джентльменское соглашение", тайные, всеобщие, межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные.

12. Стадии заключения международных договоров:

А - договорная инициатива, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора;
B - выражение согласия на обязательность договора, оговорка, составление и принятие текста договора, регистрация и опубликование договора;
C - договорная инициатива, направление оферты, получение акцепта, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора, назначение депозитария, регистрация и опубликование договоров, оговорки.

13. Стороны в международном межгосударственном договоре:

А - физические и юридические лица, их законные представители, специализированные органы ООН, главы государств и правительств, министерств и ведомств, международные должностные лица;
B - участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организации, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация;
C - транснациональные корпорации, участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организация, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация, международные должностные лица.

14. Понятие оговорки к международным договорам:

А - это ошибка в тексте международного договора в результате неаутентичности перевода на язык государства-участника;
B - это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации;
C - это явно выраженное несогласие государствами или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.

15. Виды признания в международном праве:

А - признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;
B - признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;
C - признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

16. Классификация современных международных организаций:

А - наднациональные, межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные, общей компетенции, специальной компетенции, открытые, закрытые;
B - межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные;
C - политические, экономические, социальные, военные, наднациональные, межгосударственные, неправительственные.

17. Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН:

А - Совет безопасности;
B - Экономический суд;
C - Всемирный почтовый союз;

18. Дипломатические представительства - это:

А - посольство, миссия посланника, миссия поверенного;
B - посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях;
C - посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях.

19. Классы дипломатических представителей:

А - посол, посланник, поверенный;
B - генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул;
C - посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул.

20. Консульские представительства - это:

А - генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства;
B - посольство, миссия посланника, миссия поверенного;
C - консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства.

21. Внутригосударственные Органы внешних сношений - это:

А - высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;
B - высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел;
C - правительственные, неправительственные.

22. Зарубежные органы внешних сношений - это:

А - дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах;
B - правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации;
C - дипломатические представительства, консульские учреждения.

23. Делимитация - это:

А - нанесение линии государственной границы на карту;
B - запрет на размещение военных объектов на территории государства;
C - обозначение на местности линии государственной границы;

24. Виды территорий в международном праве:

А - государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;
B - поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;
C - открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.

25. Виды государственной территории:

А - открытое море, находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними;
B - сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра и воздушное пространство над ними без каких-либо ограничений по глубине и высоте, которые государство считает принадлежащими ему;
C - находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними высотой до 100-110 км.

26. Классификация морских пространств в международном праве:

А - внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море;
B - искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы;
C - океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря.

27. Понятие территориального моря:

А - это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага - за архипелажными водами);
B - это моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства;
C - это моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага.

28. Понятие открытого моря:

А - это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;
B - это все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;
C - это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами.

29. Понятие морской исключительной экономической зоны:

А - это район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
B - это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых;
C - это территория открытого моря, где расположены промышленные и другие добывающие объекты экономического характера.

30. Понятие континентального шельфа:

А - это дно мирового океана и недра подводных районов, отнесенные к определенному континенту глубиной более 200 морских миль от линии наибольшего отлива;
B - это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
C - это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых.

31. Международные реки - это реки:

А - протекающие по территории двух и более государств;
B - протекающие по границе двух или нескольких государств;
C - как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств.

32. Виды ответственности в международном праве:

А - политическая ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дипломатическая ответственность;
B - политическая ответственность, материальная ответственность;
C - политическая ответственность, материальная ответственность, дипломатическая ответственность, консульская ответственность.

33. Формы политической ответственности:

А - репатриация, рецепция, реституция;
B - реституция, репарация, рецепция;
C - сатисфакция, репрессалия, реторсия.

34. Классификация международных споров:

А - по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;
B - по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;
C - по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира.

35. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:




36. Классификация международной безопасности:

А - межгосударственная, Западная, Восточная, Североамериканская, Южноамериканская, Африканская, Океании;
B - космическая, ядерная, химическая, биологическая, радиационная, национальная;
C - всеобщая безопасность, региональная безопасность.

37. Мирные средства разрешения международных споров:

А - согласительные комиссии, мирные конференции, двусторонняя дипломатия, многосторонняя дипломатия, челночная дипломатия;
B - переговоры, консультации сторон, обследование, примирение (согласительная процедура), добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство;
C - встречи "без галстука", демонстрация силы государства путем передислокации собственных вооруженных сил к границе, превентивная дипломатия, санкции по решению Совета Безопасности ООН.

38. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:

А - общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии;
B - специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов;
C - специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт.

39. Комбатанты - это:

А - лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, а также партизаны, военные разведчики и добровольцы;
B - лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях;
C - военные шпионы, наемники, интендантский и медицинский персонал.

40. К видам преступлений против человечности относятся:

А - международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников;
B - агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны;
C - геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид.

41. Под геноцидом в международном праве понимается:

А - бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления одной расовой группы;
B - действия, направленные на уничтожение расовой группы;
C - действия, направленные на уничтожение экологических систем и объектов.

42. "Экстрадиция" - это:

А - выдача преступника другому государству;
B - согласие на исполнение дипломатом его обязанностей;
C - доступ в открытые морские порты;

43. Категории населения государства:

А - граждане, иностранцы, лица без гражданства;
B - мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;
C - совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные.

44. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН:

А - экономические споры международного государства;
B - споры между государством и гражданином;
C - политические споры между государствами;

45. Отраслевые принципы международного экономического права:

А - принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона;
B - принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;
C - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств.

46. Отраслевые принципы международного воздушного права:

А - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
B - равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
C - принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

47. Правовой статус воздушного судна:

А - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту управления им гражданами того или иного государства;
B - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту использования воздушного пространства того или иного государства;
C - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту его регистрации в том или ином государстве.

48. Правовое положение экипажа воздушного судна:

А - определяется законодательством государства - эксплуатанта (владельца) воздушного судна;
B - определяется законодательством государства регистрации воздушного судна;
C - вообще никак нормативно не определено.

49. Ответственность в международном воздушном праве:

А - ответственность государств, ответственность авиаперевозчика; ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам;
B - ответственность пассажиров, ответственность диспетчерских служб, ответственность международных организаций, ответственность туристских организаций;
C - ответственность грузоперевозчиков, ответственность страховых компаний, ответственность служб аэропортов.

50. Объекты и субъекты международного космического права:

А - объекты - правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты - субъекты международного публичного права;
B - объекты - правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты - международные и внутригосударственные научно-исследовательские организации, видные ученые, обсерватории;
C - объекты - внеземные цивилизации, установление контакта с иными мирами, планеты солнечной системы, Луна и другие космические тела, космические летательные аппараты и их компоненты, исследования и полученные знания о Вселенной; субъект - все человечество и цивилизованные формы существования внеземного разума.

51. Отраслевые принципы международного космического права:

А - принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;
B - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства, принцип равенства народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип равного права всех государств на исследование и использование космоса, принцип сотрудничества государств, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, принцип добросовестного выполнения международных обязательств в области космических программ;
C - равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса, обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.

52. Правовой статус космических объектов:

А - космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;
B - космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;
C - космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

53. Принципы международного экологического права:

А - национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
B - недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
C - недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.
А - степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности;
В- величина государственной территории;
С - принцип справедливого географического распределения.
D - статус нейтрального государства.

55. Какой из органов ООН вправе принять решение о применении вооруженной силы ООН:

A- Генеральная Ассамблея;60. Исключительная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на континентальном шельфе в отношении: A - торгового судоходства;
B - рыболовства;
C - добычи неживых ресурсов.

61. Филиация – это:

A - способ утраты гражданства;
B - способ изменения гражданства;
C - способ приобретения гражданства.

62. Натурализация – это:

A - приобретение гражданства по рождению;
B - восстановление гражданства;
C - приобретение гражданства по ходатайству самого индивида.

63. Апатридами являются:

A - лица, имеющие двойное гражданство;
B - лица, не имеющие гражданства;
C- лица, имеющие гражданство нескольких государств.

Под космическим объектом понимается искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в т.ч. и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающийся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967г.

Особое место в этом перечне государство регистрации космического объекта, т.к. оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в реестр, который ведется с 1961 г.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и др. орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их. Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности, о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.



Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом – членом космического экипажа – считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находятся под юрисдикцией государства регистрации.

На все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствие лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и др. установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 Объектами отрасли международного космического права являются?

Варианты ответа:

1) космическое пространство, небесное тела, их ресурсы;

2) отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе;

3) установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, определение круга субъектов космической деятельности;

4) космонавты, космические корабли, вопросы контроля и ответственности.

Тест 2 Космос является?

Варианты ответа:

1) демилитаризованной зоной;

2) нейтральной зоной;

3) частично демилитаризованной зоной;

4) нейтрализованной зоной.

Тест 3 Космическими объектами являются?

Варианты ответа:

1) искусственные спутники, космические станции, корабли, ракеты, оборудование, установки;

2) космические корабли, станции, Луна и другие небесные тела;

3) Луна и другие небесные тела.

Тест 4 Запускающим государством (организацией) считается?

Варианты ответа:

1) государство, которое осуществляет или организует запуск;

2) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск;

3) все выше перечисленные варианты.

Тест 5 Под чьей юрисдикцией находится космонавт?

Варианты ответа:

1) государства своего гражданства;

2) государства регистрации корабля;

Литература:

Верещетин В.С. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986;

Курс международного права. Отрасли международного права. Т. 5. М., 1992;

Международное космическое право. Отв. Ред. Пирадов А.С. М., 1985;

Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву). М., 1990;

Словарь международного космического права. М., 1992;

Постышев В.М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам. М., 1988;

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967;

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979;

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974;

Конвенция о Международной организации гражданской авиации 1944;

Договор по открытому небу 1992.

Наличие экипажа в космическом пространстве немыслимо без космического корабля. Поэтому вопрос юрисдикции и контроля над экипажем и космическим объектом рассматривается без отрыва одного от другого. Понятие юрисдикции не отличается определенностью и четкостью. Ни в Международных соглашениях, ни в национальных нормативных актах нельзя найти однозначных определений, раскрывающих весь его смысл. Положение о юрисдикции в международном космическом праве зафиксировано в статье VIII Договора по космосу. Эта статья имеет основополагающее значение для определения правового положения космонавтов, именно она дает ориентир при решении вопроса о том, по чьим и каким законам человек живет и работает в космическом пространстве и на небесных телах. Находясь вдали от Земли, космонавт не теряет правовой связи с Землей, его действия также определяются и оцениваются правовыми нормами.

Анализ содержания Статьи VIII Договора по космосу позволяет сделать несколько выводов относительно содержания юрисдикции в международном космическом праве. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Договор по космосу недвусмысленно связывает осуществление юрисдикции с актом регистрации космического корабля. Регистрация пилотируемого объекта имеет первостепенное значение по сравнению с другими возможными основаниями юрисдикции (например, гражданством членов экипажа, правом собственности на объект, местом запуска космического корабля и др.). В этом особенность юрисдикции в космическом праве, так как в международном праве юрисдикция традиционно связывается с принципами территориальности или гражданства.

Как известно, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, ввела принципы обязательной регистрации объектов, которые запускаются на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, и установила перечень информации об объекте, подлежащей сообщению Генеральному секретарю ООН. По этой же Конвенции термин «государство регистрации» означает запускающее государство, в регистр которого занесен космических объект (ст. 1). В свою очередь под запускающим государством понимается государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, а также государство с территории которого производится запуск космического объекта. Так как в Конвенции о регистрации отмечается, что ее положения при соблюдении определенных
условий, распространяются и на деятельность международных организаций, то и они могут выступать в качестве запускающего государства. Таким образом, запускающих государств может быть несколько, а государство регистрации должно быть одно, и случаи множественной регистрации не должны иметь места. Говоря о праве регистрации космических объектов международными организациями следует отметить, что международные организации
могут проводить собственную регистрацию любых космических объектов, принадлежащих и запускаемых этой организацией, для чего ей необходимо учредить и вести собственный регистр. Международная организация может передать функции регистрации одному из государств-членов по договоренности и с согласия других государств-членов.



Вопрос о соотношении государственной регистрации космического объекта и юрисдикции над ним решается достаточно легко при национальных полетах. Государство регистрации космического объекта осуществляет и юрисдикцию над его экипажем. В случаях международных полетов дело обстоит сложнее. В данном случае действует положение о том, что юрисдикцию осуществляет государство регистрации. Однако, при международных полетах государства имеют возможность договориться о том, кто из них будет осуществлять юрисдикцию. Такая возможность не исключается по Договору 1967 года и прямо предусматривается в Статье II Конвенции о регистрации, говорящей о соглашения, которые заключены или могут быть заключены между запускающими государствами по вопросу о юрисдикции и контроле над космическим объектом и любым его экипажем. Таким образом, при международных полетах функции регистрации и юрисдикции не обязательно должны принадлежать одному и тому же государству.

В свою очередь возникает вопрос: а может ли международная организация осуществлять юрисдикцию над принадлежащими ей пилотируемыми космическими объектами? В литературе по международному космическому праву высказываются по этому поводу различные мнения. Одни утверждают, что международная организация не может осуществлять юрисдикцию, поэтому задача государств-членов состоит в том, чтобы договориться, кто из них возьмет на себя выполнение этих функций. Другие, с одной стороны, выражают сомнение по поводу осуществления юрисдикции международной организацией, а с другой – все больше склоняется к тому, что международная организация как субъект права может быть наделена и этими полномочиями. Верещетин В.С. присоединился к мнению тех юристов, которые считают, что международная организация не может обладать правом осуществления юрисдикции. Международная организация – это особый субъект права. Даже на Земле она не может устанавливать правопорядок, предписывать законы и обеспечивать их исполнение в том смысле и значении, как это делает государство. Тем более, международная организация не может «сохранять» право юрисдикции в отношении запущенного космического объекта, ведь сохранять можно лишь то, что имеешь. Те акты, правила, рекомендации и решения, которые принимает международная организация в процессе деятельности, касаются внутренней жизни организации, функционирования ее органов и т.п. Они никак не совпадают с законодательной деятельностью государства, установлением им правопорядка и обеспечением исполнения законов.

Таким образом, должна быть еще достигнута договоренность о том, какое конкретно запускающее государство-член будет осуществлять юрисдикцию. Если в число запускающих государств принадлежащего международной организации объекта, в том числе и пилотируемого, входит какая-либо страна, не являющаяся членом этой организации (например, объект международной организации запускается с территории или установок государства-нечлена), то она также должна участвовать в достижении договоренности в отношении осуществления юрисдикции. В случае согласия это государство может быть наделено правом юрисдикции в отношении такого объекта. К тому же следует отметить, что международной организации может принадлежать и право контроля.

В соответствии со Статьей VIII Договора по космосу государство, в реестр которого занесен космический объект, «сохраняет» юрисдикцию и контроль. Не «осуществляет», не «получает» право на юрисдикцию и контроль, а именно «сохраняет». Это слово, видимо, призвано подчеркнуть, что космонавт, жизнь которого как и любого человека на Земле, связана с правом и регулируется его нормами с момента рождения и до смерти, находясь в космосе, не утрачивает правовых связей с Землей, не перестает быть человеком, обязанным строго соблюдать правовые предписания.

В тексте ст. VIII Договора вместе с термином «юрисдикция» употребляется слово «контроль». Существующие соглашения по космосу не дают определения этого понятия, отсутствует единообразное понимание данного термина и в доктрине. Однако многие авторы исходят из того, что «контроль» означает право на управление объектом и наблюдение за его функционированием, а также на руководство действиями его экипажем в техническом смысле (поддержание связи, контроль и управление полетом, слежение за работой приборов и т.д.). Договор по космосу оставил открытым вопрос об осуществлении юрисдикции во время пребывания экипажа в –воздушном пространстве иностранного государства и над открытым морем, а так же в случае совершения аварийной посадки за пределами территории государства регистрации. В теории существуют разные мнения на этот счет. Одно из них заключается в том, что экипаж во время нахождения в воздушном пространстве иностранного государства или на его территории в случае аварийной посадки должен быть под юрисдикцией этого иностранного государства. Некоторые авторы считают, что государство регистрации должно сохранять юрисдикцию и контроль над объектом и его экипажем на всем протяжении полета, в том числе и во время их пребывания в воздушном пространстве иностранного государства или над открытым морем, с целью выхода на орбиту или возвращения на Землю, а так же нахождения в любой точке Земного шара за пределами территории государства-регистрации в случае аварийной посадки.

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другое его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях1.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство2, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другое орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.


Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

120. пр.режим международных проливов. Архипелажные воды.

Для целей настоящей Конвенции:

а) "государство-архипелаг " означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова;

b) "архипелаг " означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Архипелажные воды отграничены от других частей Мирового океана вокруг государства-архипелага архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага (если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова). В пределы таких исходных линий должны быть включены основные острова и район, в котором соотношение между площадью воды и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Только те состоящие из островов государства, которые соответствуют этим критериям, могут иметь архипелажные воды.

Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь до 3% их общего числа может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага, также их нельзя проводить так, чтобы при этом территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Особый правовой статус архипелажных вод заключается в распространении суверенитета государства-архипелага на их водную толщу, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы при условии признания государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам исключительно в целях международного судоходства, международных полетов.

Пересекающие архипелажные воды морские коридоры (включают все обычные пути в архипелажных водах, используемые для международного судоходства при условии, что нет необходимости дублировать одинаковые удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода) и расположенные над ними воздушные коридоры должны быть приемлемы для непрерывного и быстрого прохода всех иностранных судов через архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета всех иностранных летательных аппаратов над ними с целью быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, архипелажный проход может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Морские и воздушные коридоры определяются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от таких осевых линий при условии, что такие суда и летательные аппараты не будут приближаться к берегам ближе, чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с морским коридором. Для безопасности прохода судов по узким фарватерам в морских коридорах могут быть установлены схемы разделения движения. После надлежащего оповещения схемы разделения и даже морские коридоры можно заменить, однако эта деятельность должна соответствовать общепризнанным международным правилам и утверждаться компетентной международной организацией (в этом качестве выступает Международная морская организация), но ни при каких обстоятельствах не допускается приостановление архипелажного прохода.

В архипелажных водах вне морских коридоров суда всех государств пользуются правом мирного прохода, который может быть временно приостановлен после должного опубликования в определенных районах архипелажных вод без дискриминации иностранных судов, если это существенно важно для охраны безопасности государства-архипелага.