Правоотношения. Правовые отношения Фактическое содержание

Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, например, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

В праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

В праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;

В правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, которое с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

Пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;

Активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


Обратим внимание еще на одну деталь, связанную с содержанием правоотношения. В так называемом простом правоотношении разграничиваются управомоченная (обладающая субъективными правами) и обязанная стороны, например, при договоре купли-продажи одна сторона (покупатель) вправе выбрать вещь, ее оплатить, а другая (продавец) обязана передать ее покупателю. Сложные правоотношения более частое явление. Здесь стороны одновременно являются обладателями и субъективных юридических прав, и субъективных юридических обязанностей. Например, уже рассмотренное выше образовательное правоотношение предполагает совокупность прав и обязанностей, с одной стороны, у ректора, и с другой - у студента.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности направлены на удовлетворение законных интересов субъектов права. Однако это не только средство реализации интересов, но и определенные побудительные механизмы для совершения положительных действий и поступков в практической жизни.

Билет № 5

1. Понятие и элементы формы государства, их характеристика.

2. Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение.

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения (повторим) – это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая – право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая – право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные – между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права?

1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск (ст. 66, 67 КЗоТ РСФСР), определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право – это возможное поведение, т.е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других – данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.);

в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т.д.).

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

Совершение конкретных действий (активное поведение);

Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не «живет», когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы – обязанность администрации, получение такой платы – право рабочего.


| |

Правовое содержание.

Второй, более глубокий слой правовой материи, следующий сразу же за догмой права и из нее происходящей, - это содержание объективного права (точнее, если не опасаться упрека в тавтологии, - право­вое содержание права, но права позитивного, права в объ­ективном значении этого слова, - нормативно-ценностного регулятора, выраженного в законах, других нормативных документах).

А что это такое - правовое содержание?

Дело в том, что элементы правовой материи, из кото­рых складывается догма права (юридические нормы, субъ­ективные права, обязанности, юридическая ответственность, правовые гарантии и др.), - это не простое скопище упо­мянутых "частиц", не хаотическое их множество. Право по­тому и право, что эти частицы определенным образом выстраиваются, складываются в своеобразную систему. Как справедливо отметил Г.В.Мальцев, "система прав и обя­занностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем". При этом, характеризуя содержание права с точки зрения системы субъективных прав и обязанностей, других юридически значимых элементов, нужно различать две плос­кости проблемы.

Во-первых, когда она решается в принципе, "по идее", с точки зрения потенций и предназначения, заложенных в праве. И значит, решается в целом, на абстрактном уровне, независимо от природы и характера объективного права того и иного общества.

При таком подходе главным моментом, характеризующим систему прав и обязанностей и, следовательно, ту грань права, которая названа "правовым содержанием", является нечто иное, как субъективные права - права отдельных субъектов.

Ведь существующее в данном обществе право обрета­ет свой смысл и содержание в правах. Именно в них, в субъективных правах, раскрываются исконно заложенные в объективном праве ("по идее", по определению, в потен­ции) его суть и предназначение, когда лица поступают - действуют (или не действуют) "по праву".

Да и в действительности, на деле, для людей, для об­щества важны не сами по себе законы, другие юридические документы, содержащиеся в них юридические нормы, а то (вот наряду с другими решающее обстоятельство), что юри­дически реального "дают" эти нормы. Важно, предоставля­ют ли они права, какие это права, каков их объем, порядок осуществления, и все другое, что касается прав, юридиче­ских возможностей данных субъектов. А в этой связи и все то, что касается обязанностей, мер ответственности, защи­ты и т. д. Стало быть, надо видеть в сути и предназначении права самое глубинное, исконное: право потому и "право", что оно (закрепленное в законах и выраженное в юридиче­ских нормах) "говорит о правах".

Значит, субъективные права, то есть правомочия, юри­дические возможности, которыми обладают конкретные субъекты, - это своего рода активный, узловой центр со­держания права (именно как права!). К нему, этому активному узловому центру стягиваются все нити правового регулирования, все частицы правовой материи, из которых в совокупности складывается правовое содержание. И здесь - обратим внимание на данный пункт - эти самые "частицы правовой материи" предстают в виде средств юридического регулирования и правовых механизмов.

Правовое содержание, следовательно, имеет свою пра­вовую логику. Оно отличается таким построением и такой целеустремленностью, при которых все компоненты, состав­ляющие юридическую систему общества (от правовых по­ложений, принципов и норм Конституции до процессуальных институтов), строятся как бы применительно к правам, как бы подстраиваются под них. И с этой точки зрения все дру­гие компоненты права, также в высшей степени важные - юридические обязанности, запреты, правовая ответственность, процессуальные формы деятельности и т. д., - имеют в известной мере подчиненный характер, ориентированный на права субъектов.

А теперь, во-вторых, - о том, что относится ко второй плоскости проблемы правового содержания.

Изложенные ранее соображения - это соображения так сказать, идеального порядка, характеризующие право "по идее" по его исконной сути и предназначению, по тому началу, которое, по словам П.И.Новгородцева, лишь "по­степенно осуществляется в истории".

В реальной же действительности система прав и обя­занностей, других правовых элементов строится по-разно­му, в зависимости от особенностей данного общества - экономических, политических, духовных, от особенностей его политического режима. По-разному в этой связи рас­крывается определяющая роль во всей правовой материи субъективных прав.

И самое горестное заключается в том, что при большом разнообразии возможных здесь вариантов основным типом построения правовых средств и механизмов за многие тыся­челетия истории человечества фактически является такой, который характерен для обществ, где доминируют антидемократические, зачастую авторитарные, тоталитарные ре­жимы власти и где в соответствии с этим право имеет сугубо силовой характер (право сильного, кулачное право, право власти). И в данном случае, общие черты и потенции, "по идее" заложенные в правовом содержании, не раскрывают­ся вовсе или реализуются однобоко, предстают в уродливом виде. Реальные и значимые субъективные права вводятся здесь по большей части как права-привилегии, для большин­ства населения в ограниченных пределах, или даже как пра­ва-декларации; и в целом юридическая регламентация прав имеет декларативный, необеспеченный характер. Напротив, те правовые элементы, которые в силу правовой логики яв­ляются в исконно правовом отношении вторичными, зависи­мыми (обязанности, запреты, юридическая ответственность), выступают здесь на первый план, приобретают на деле до­минирующее значение и в соответствии с этим придают все­му позитивному праву обязывающе-запретительный облик. В общем, перед нами - еще неразвитые или ущербные юри­дические системы. Системы с несформировавшейся или с нарушенной логикой содержания. Такого рода юридические системы вообще нередко выступают в виде "имитационных", или таких, где в основном существует "видимость права".

В полной мере правовая логика, присущая содержанию прав, начинает раскрываться лишь в демократических обществах, особенно в развитых демократических странах на современной стадии развития либеральных цивилизаций. Именно здесь субъективные права фактически занимают в юридических системах центральное место; в соответствии с ними строятся правовые средства и юриди­ческие механизмы, свое (весьма существенное и все же - зависимое) положение в этих юридических средствах и ме­ханизмах занимают юридические обязанности, запреты, правовая ответственность.

В порядке некоторого утешения (которым довольство­вались демократически настроенные юристы в условиях со­ветского общества) допустимо утверждать, что и при анти­демократическом общественном строе юридическое регули­рование во имя провозглашенного права так или иначе все равно концентрируется вокруг субъективных прав (пусть и прав-привилегий, урезанных прав, прав-деклараций). В нем все равно есть сектора и участки, где во имя привилегиро­ванных, господствующих групп, кланов, слоев общества или во имя внешнего престижа или государственных фальсифи­каций действует известный набор юридических средств и механизмов, сконцентрированных вокруг субъективных прав. И стало быть, в таких юридических системах есть какие-то "зацепки" для последующего, при наступлении необходимых условий, правового развития. То есть и здесь право, благода­ря внутренней логике присущего ему содержания, независи­мо от особенностей данного общества, его строя и режима, имеет известный, пусть и незначительный, ограниченный - позитивный, демократический потенциал.

Что ж, какое-то утешение (для людей, соприкоснув­шихся с ужасами беспощадной тиранической власти) здесь есть, хотя оно все же во многом обманчиво, иллюзорно. Глав­ное же другое; то, что указанные представления во многом сориентировали юристов в советском обществе на прора­ботку вопросов, связанных с той гранью права, которая мо­жет быть названа "правовым содержанием". И об этом, надо полагать, следует рассказать особо.

6. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА А. Специфика правосознанияПрирода правового сознания многоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологи, психологи, философы и правоведы.Историков правовое сознание интересует как развивающийся феномен.

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА I. Конституция современного буржуазного правового государства всегда является смешанной конституцией.1. Если посвященную правовому государству часть [конституции] с ее обоими главными принципами - основные

c. Правовое состояние 1. Значимость лица Всеобщее единство, в которое возвращается живое непосредственное единство индивидуальности и субстанции, есть лишенная духа общественность, которая перестала быть лишенной самосознания субстанцией индивидов и в которой

Глава 2. Правовое сознание и философия права Для любого философского учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и

1. Человек как правовое существо Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).В

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и

1. Правовое государство: история идей и современность Правовое государство - как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека - является одним из существенных достижений

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство" Подобные взгляды в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления

Глава № 5. Правовое сознание и его специфика § 1. Общественное сознание и его исторические формы Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм:

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание Это та сфера сознания, где человек имеет дело с жизненными смыслами и соответствующим образом на них реагирует в форме стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.Форма стоического сознания характерна для

3. Правосознание и его культура, правовое послушание Правосознание - это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории,

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура 22.1. Неупорядоченная свобода как опора неустойчивой политической монополииПровозгласив Россию «правовым государством»12, которое гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина» и в котором «все

Понятие и признаки

В процессе общественной жизни люди постоянно вступают в различного рода общественные отношения – связи, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности (направленной на определенный результат или имеющей определенные цели). Важнейшими из них являются экономические, составляющие базис общества, и определяющие иные общественные отношения: политические, трудовые, семейные и другие.

В силу своих специфических свойств право является особым регулятором общественных отношений: оно придает им определенную правовую форму, обеспечивает их реализацию. Право наделяет участников общественных отношений взаимными правами и обязанностями (определяя их как субъектов правовых отношений) и предусматривает юридическую ответственность за нарушение их прав и законных интересов.

Таким образом, правоотношение – это возникающее на основе норм права отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантированные государством.

Будучи разновидностью общественных отношений, правоотношению свойственны признаки, общие для всех общественных отношений – оно предполагает не менее двух участников общественной жизни, взаимодействующих между собой, и имеет направленность на достижение определенного результата, удовлетворяющего потребностям участников общественных отношений.

Но, как особый вид общественных отношений, правоотношение обладает своими, присущими ему признаками:

1. Правоотношение возникает на основе норм права, без них нет и правоотношений, через правоотношения норма права реализуется, следовательно, правоотношение – есть средство реализации норм права.

2. Участники правоотношений (субъекты) наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

Субъективное право каждого участника обеспечивается юридической обязанностью другого. И те, и другие, возникают на основе норм права, определяют круг и объем субъективных прав и обязанностей.

Правоотношение – всегда двухсторонняя связь, это означает, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Например, по договору займа управомоченной стороной является займодавец, обязанной – заемщик. Однако чаще всего правоотношения имеют более сложную структуру, когда каждая из сторон является и управомоченной и обязанной. Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю купленную вещь и вправе требовать уплаты за нее, а покупатель обязан выплатить требуемую сумму и вправе получить купленную вещь.

Необходимо сделать оговорку, что для возникновения правоотношений не обязательна воля всех его субъектов. В некоторых случаях для их возникновения достаточно воли одной из сторон (например, возбуждение уголовного дела об убийстве производится независимо от мнения родственников потерпевшего или обвиняемого).

3. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер.

Право регулирует общественные отношения путем воздействия на сознание и волю людей, направляя их поведение в соответствие с интересами общества. Следовательно, нормы права в состоянии регулировать только те общественные отношения, которые зависят от воли и сознания людей. Поэтому правовые отношения всегда являются волевыми. В большинстве случаев они возникают, изменяются или прекращаются в результате волевых действий их участников. Волевой характер правоотношения заключается в том, что в них проявляется, воля государства и воля участников правоотношения.

4. Возможность применения государственного принуждения к участникам правоотношений в целях реального обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

Подавляющее большинство правоотношений реализуется в добровольных и сознательных действиях их участников. Если в государственном принуждении есть необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон.

5. Правоотношение – это средство конкретизации норм права. В правоотношении права и обязанности всегда конкретны, привязаны к конкретной ситуации, принадлежат конкретным, названным по имени, субъектам.

Степень конкретизации может быть различна. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример – конституционные права и свободы. Рассматривая последние применительно к отдельному гражданину, мы переводим нормативные предписания в плоскость правоотношений. Каждый гражданин сам определяет в какой мере он будет использовать имеющиеся у него в соответствии с конституцией возможности.

Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь – объект собственности.

Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливается объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними.

Для возникновения правоотношений необходимо наличие соответствующих условий. В теории права подобные условия именуются предпосылками возникновения правоотношений и включают в себя два вида: общие и юридические. Общие предпосылки возникновения правоотношений характерны для любого вида общественных отношений и совпадают с их признаками (стр.1 , 4-й абзац).

Юридические предпосылки возникновения правоотношений свойственны только правовым отношениям. К ним относятся:

норма права – это форма закрепления правоотношения, на его основе возникают, изменяются и реализуются правовые отношения.

правосубъектность – это способность быть субъектом правоотношения, которая выражается в предъявлении определенных требований к участнику правоотношения.

юридический факт – представляет собой жизненную ситуацию (обстоятельство), с наступлением которой норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Только при наличии всей совокупности указанных предпосылок может возникнуть правоотношение.


Юридические факты


Юридический факт – это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридическим он называется потому, что, во-первых, влечет за собой правовые последствия, и, во-вторых, вместе с нормами права определяет конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Лишь при наличии юридического факта у сторон появляются определенные права и обязанности.

Сложно получить полное и четкое представление о юридических фактах, если представлять их как единое целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент изучения предмета, существа свойственных ему закономерностей. Классификация юридических фактов – один из хорошо разработанных в теории аспектов темы правоотношения. В самых ранних работах по проблемам юридических фактов мы видим попытку их обобщить, систематизировать, ввести в определенные рамки. Выработанные классификации юридических фактов – достижение правовой мысли своего времени, оказавшие заметное влияние на развитие юридической теории. Не случайно эта классификация в основных своих моментах сохранилась и в настоящее время.

Юридически факты классифицируют по различным основаниям:

1. В зависимости от воли субъектов правоотношения юридические факты подразделяются на события и действия.

События – это юридические факты, которые не зависят от воли субъекта правоотношения (например, смерть наследодателя); может быть порожден волей других лиц, не являющихся участниками конкретного правоотношения (например, в гражданском споре по поводу раздела наследства по завещанию умершего родственника событием будет вступление в силу завещания, которое является волей умершего, но не связано с волей родственников) .

События в свою очередь делятся на относительные и абсолютные.

Относительные события – это юридические факты, наступление которых связано с воле людей, не являющихся участниками правоотношения (см. приведенный выше пример) .

Абсолютные события – это юридические факты, наступление которых вообще не связано с волей людей (например, таким событием будет являться стихийное бедствие, из-за которого обязанная сторона не смогла выполнить условия договора).

Действия – это юридические факты, которые непосредственно зависят от воли субъекта правоотношения (например, заключение брака).

2. В зависимости от правомерности действий субъектов правоотношения юридические факты-действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические проступки.

Юридические акты – это действия, совершаемые с целью порождения юридических последствий, вступления в юридические правоотношения. Юридическими актами является абсолютное большинство правомерных действий. К их числу относятся, например, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки и иски, заявления граждан в органы государственной власти и управления, вызывающие правовые последствия.

Юридические проступки – это действия, совершаемые без цели порождения юридических последствий, но в результате которых такие последствия возникают в силу указания закона. Например, сотрудник милиции при исполнении служебных обязанностей (например, задерживая преступника) получил увечье, приведшее к инвалидности, что порождает целый ряд юридических последствий: выплату пособия, увольнения со службы, назначение пенсии и т.д. Очевидно, что сотрудник не имел целью установления названных правовых отношений, они возникли в соответствии с законом, гарантирующим материальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на преступления и проступки. Преступления носят уголовно-правовой характер. Проступки же бывают дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.

3. В зависимости от цели правомерного действия юридические факты подразделяются на:

юридические акты – когда субъекты вступают в правоотношение с целью достижения конкретного результата (на пример, подача жалобы на действия должностного лица преследует цель привлечения его к ответственности);

юридические поступки – субъекты преследуют конкретные цели, однако правовые последствия наступают независимо от их воли (например, расторжение брака влечет обязанность уплаты алиментов).

4. В зависимости от наступления юридических последствий:

правоустанавливающие (например, прием на работу),

правоизменяющие (например, повышение в должности),

правопрекращающие (например, увольнение с работы).

Один и тот же факт может быть одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим. Нужно лишь учитывать, что речь в этом случае идет о разных правоотношениях, то есть о правоотношениях с разными объектами, субъектами и содержанием. Так, развод может быть фактом, прекращающем правоотношения между мужем и женой, изменяющим правоотношения по поводу найма жилья, образующим новые правоотношения между отцом и ребенком.

В большинстве случаев для возникновения правоотношения требуется целый ряд юридических фактов. Такая совокупность юридических фактов, необходимая для возникновения, изменения или прекращения правоотношения, называется фактическим составом. Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо: 1) наличие российского гражданства; 2) достижение определенного возраста; 3) наличие соответствующего состояния здоровья; 4) отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность перечисленных обстоятельств является фактическим составом, порождающим для гражданина правовые отношения, связанные с прохождением им действительной военной службы.



Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только лишь в один вуз при условии успешной сдачи экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право обладает рядом признаков:

· субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъектному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность). Субъективное право предполагает что его носитель всегда имеет право выбора: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

· осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

· субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного, например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность) и третий вид обязанности – обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение (юридическая ответственность).

Вышеперечисленные обязанности есть ничто иное, как формы юридической ответственности.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности:

· первый признак юридической ответственности заключен в самом определении – это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, поскольку обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

· обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

· у обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

· обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица ил общества (государства в целом);

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Рассмотрим содержание правоотношений на следующем примере: предположим, что некоторое лицо нанимает подрядчика для оказания услуг перевозки груза.

Можно ли реализовать желаемое вне сферы правового регулирования? Можно, но такая сделка будет считаться недействительной.

Определим фактический состав, необходимый для возникновения правоотношения: для законности сделки необходимо, чтобы: наниматель, и подрядчик были праводееспособны; норма права допускала возможность взятия подряда данным лицом (или организацией); наниматель уплатил подрядчику денежную сумму, установленную договором, а сам договор был бы соответствующим образом оформлен. Отношение подряда не может возникнуть даже при отсутствии одного из перечисленных условий, а именно: если наниматель несовершеннолетний или страдает душевной болезнью; если нет нормы, регулирующей данное отношение, или когда рассчитанная на эти отношения норма не распространяет свое действие на нанимателя; если наниматель не уплатил оговоренную сумму подрядчику или договор подряда не оформлен надлежащим образом (нотариально не удостоверен).

Субъектами правоотношения в приведенном примере являются наниматель и подрядчик.

Объектом данного правоотношения выступают действия его участников по перевозке груза. Юридическое значение в данном конкретном случае имеют действия сторон, предусмотренные их юридическими правами и обязанностями. В результате этих действий и осуществляется оказание услуги.

Тип данной правовой связи является относительным, поскольку в нем конкретизированы стороны правоотношения - и управомоченная и обязанная.

Субъективным правом в отношении перевозки груза является предоставленная подрядчику нормой права возможность взять подряд на оказание данной услуги.

Юридическая обязанность – это необходимость выполнить условия договора – осуществить перевозку груза, за что наниматель уплатил подрядчику обусловленную денежную сумму в установленном законом порядке.


3. Субъекты права


Субъекты права – это участники правоотношений, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Участниками могут быть физические лица и организации. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. В правовом государстве их подавляющее большинство. Другие лица, по каким-либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой государства и различных благотворительных общественных организаций. Кроме того, способность быть субъектом права обусловлена требованиями экономического базиса, социальными условиями жизни общества, закрепляется в нормах права

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правосубъектностью.

Правосубъектность есть признаваемая государством способность быть субъектом права, правоотношений и включает в себя элементы: правоспособность и дееспособность (а для организаций – и компетенция).

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения физического лица и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность – это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Разновидностями дееспособности являются также сделкоспосбность (т.е. способность (возможность) лично своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

а) возраст:

Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) . Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями) . Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности; - состояние здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных или ограниченно дееспособных лиц осуществляют их опекуны; -

б) родство:

Это касается, прежде всего, брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому; -

в) законопослушность:

Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его дееспособность;

г) религиозные убеждения:

В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

Субъектами права являются индивиды, социальные общности и организации.

Схематически классификация субъектов права показана в таблице 1 .

Граждане – самые многочисленные субъекты права. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, его успех в жизни. К физическим лицам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства (апатриды) и лица с двойным гражданством (бипатриды), находящиеся на территории данного государства.

Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (например, избирательное право, воинская обязанность).

Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин “правовой статус” употребляется для характеристики правового положения лица в целом, а термины “правоспособность” и “дееспособность” употребляются применительно к участию тех или иных лиц в правоотношениях. Правовой статус может быть общим, специальным и индивидуальным. Общий правовой статус гражданина России определен Конституцией Российской Федерации. Специальный правовой статус определяется специальными законами разных отраслей права (правовой статус судьи, студента, военнослужащего и др.). индивидуальный правовой статус – это правовое положение конкретного гражданина. Он сочетает в себе общий правовой статус плюс один ил два специальных статуса, следовательно, гражданин обладает правами и обязанностями, вытекающими из общего статуса и обладает правами и обязанностями, вытекающими из специального статуса.

Социальные общности (народ, нация, население регионов, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.

Организации в свою очередь можно поделить на три вида в зависимости от выполняемых функций – это властно-распорядительны, социально-культурные и имущественно-хозяйственные. При осуществлении имущественно-хозяйственной деятельности организация становится субъектом правоотношений в том случае, если обладает правами юридического лица. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные, неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Юридическим лицом может быть и отдельный гражданин, если зарегистрированное в соответствии с законом предприятие состоит из одного лица, например, фермерское хозяйство. Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли и, соответственно, некоммерческие – не преследуют цели извлечения прибыли. Некоммерческие организации, а также государственные унитарные предприятия, обладают специальной правоспособностью, то есть они могут заниматься только той деятельностью, которая служит достижению целей, ради которых они созданы. Коммерческие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом, некоторыми видами только по лицензии.

Государственные организации как субъекты права создаются для осуществления самых различных целей и задач, поэтому и характер их правового положения различен.

Государственные органы (суд, прокуратура, министерства, ведомства и т.д.) обладают властными функциями, их веления являются обязательными для других субъектов. Государственные организации как юридические лица являются субъектами главным образом имущественных правоотношений (гражданских, финансовых, административно-имущественных). К юридическим лицам относятся государственные хозяйственные организации, находящиеся на хозрасчете (заводы, фабрики, комбинаты, фирмы и др.) и государственные социально-культурные учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету.

Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан, общества охраны прав потребителей, выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношениях.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых имущественных, в отношении права собственности, взаимосвязях.

Для организаций мера участия субъектов в правовых отношениях также определяется их правосубъектностью, которая для них характеризуется компетенцией.

Компетенция – это совокупность прав, обязанностей и полномочий организаций и государства, предоставленных им для осуществления своих функций. В отличие от физических лиц у организации и государства способность обладать и пользоваться правами и обязанностями и способность нести ответственность всегда совпадают.

Компетенция имеет строго определенные рамки, устанавливаемые нормативно-правовыми актами, и зависит от целей функционирования организации и ее места в системе организаций. Так, правом расследования преступлений обладают только те органы, которые созданы для этого (следственные аппараты органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности).

Правосубъектность организаций выражается в действиях их правомочных представителей. Так, если директор предприятия заключил договор, то его действия считаются действиями самого предприятия, и в случае смены этого директора договор сохранит свою юридическую силу.

Таблица 1















4. Объекты правоотношения


Объектом воздействия права как определенной системы норм служат общественные отношения. Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

Вопрос об объектах правоотношений в юридической литературе решается неоднозначно. В ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции – монистическая и плюралистическая. Согласно первой объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, то есть сама жизнь. В соответствии с этой теории условно можно выделить три основных вида объектов: - материальные блага (деньги, вещи, ценности, заработная плата, собственность); - нематериальные блага (здоровье, отпуска, награды, воинские звания, неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, тайна переписки, честь и достоинство) ; поведение или результат поведения (участие в выборах, допрос, обыск). Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже - управомоченного. Например, объектом правоотношения будет являться обязанность подчиниться законным требованиям сотрудника милиции.

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных отношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и др.

В Гражданском кодексе Российской Федерации объектом гражданских прав (а это и объекты правоотношений) отведено целые три главы. В ст.128 ГК РФ в качестве объектов названы вещи, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности.

Круг объектов гражданских прав весьма широк, включает в себя множество разновидностей благ и может являться объектом и других отраслей права.


5. Виды правоотношений


Правовое регулирование охватывает различные сферы жизни людей, поэтому существует множество правоотношений, которые различаются по нескольким основаниям: своему содержанию, сложности, времени существования. В данной курсовой работе приведены наиболее часто выделяемые основания классификации правоотношений.

Прежде всего, правоотношения можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д. В основе этого деления лежит специфика областей общественных отношений.

Разнообразие правоотношений можно классифицировать также на определенные виды, группы по следующим основаниям:

В зависимости от того, какая функция права в них реализуется:

Общерегулятивные – возникают непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права ил обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

регулятивные – возникают на основе норм права и юридических фактов (событий и правомерных действий). (например, трудовые права и обязанности по договору);

охранительные – возникают в случае нарушения норм права и предполагают привлечение к юридической ответственности (например, уголовная ответственность за преступление);

В зависимости от формы воздействия на общественные отношения:

материальные – правоотношения, которые возникают и реализуются на основе норм материального права путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве (конституционные, уголовные и др.);

процессуальные – правоотношения, которые возникают и реализуются на основе норм процессуального права, их содержание отражает организационно-процедурный порядок реализации и защиты материальных ценностей;

В зависимости от степени определенности содержащихся в правовых нормах предписаний (степени конкретизации (индивидуализации) субъектов права):

абсолютные – правоотношения, в которых определена только одна управомоченная сторона; субъектом, на которого возлагается обязанность соблюдать эти права, предполагается каждый (правоотношение собственности);

относительные – правоотношения, в которых определены и управомоченная и обязанная стороны (правоотношение купли-продажи).

4. В зависимости от формы реализации (характера) обязанностей:

активные – это правоотношения, предполагающие совершение обязанной стороной конкретных действий, определенных нормой права (налоговое отношение – обязанность уплатить конкретную сумму налога);

пассивные – это правоотношения, предполагающие воздержание обязанной стороны от совершения каких-либо действий (правоотношение собственности).

Заключение


Значение правоотношения трудно переоценить. Именно в нем заключается непосредственная реализация правовых норм. Правоотношение является реальным выражением влияния права на общественные отношения. Кроме того, его рассмотрение позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

История термина «правоотношение» многовековая, но, несмотря на многочисленные исследования юристов и, в силу, может быть,

    Понятие, признаки и виды правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а в ряде случаев и их возобновления. Субъекты, объекты правоотношений и юридические обязанности. Юридические факты и их классификация.

    Проблема понимания нормы права и классификация правоотношений. Непозитивистский, этический и либертарный типы правопонимания. Основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. События в качестве юридического факта и их разновидности.

    Понятие и особенности гражданского правоотношения. Элементы гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Объекты правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Юридические факты в гражданском праве.

    Правоотношение как вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников, его юридическое содержание, виды и критерии классификации. Основные требования, предъявляемые к субъектам и объектам права.

    Правоотношение как одна из важнейших категорий науки теории государства и права. Понятие категории правоотношения, сущность его содержания и виды по отношению к юридическим нормам. Объекты и субъекты правоотношений, признаки юридической обязанности.

    Понятие, признаки, виды и структура правоотношений. Понятие субъективного юридического права и юридической обязанности. Юридический факт как основание возникновения правоотношений. Классификация, абсолютная и относительная дефектность юридических фактов.

    Предпосылки возникновения правоотношений. Структура правоотношений. Виды правоотношений. Понятие правосубъектности. Правосубъектность физического и юридического лица. Государство как субъект правоотношений.

    Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел РФ Кафедра государственно-правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА: Тема: «Правовые отношения.

    Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений. Наиболее характерные черты правовых отношений. Содержание и структура правоотношений. Виды правоотношений и предпосылки их возникновения. Субъекты правоотношений.

    Основные признаки и толкование понятия "правоотношение" в теории права. Элементы структуры и целесообразный способ связи между ними. Теории единого субъекта и множественности объекта (плюралистическая теория). Субъективное право и юридическая обязанность.

    Понятие и свойства гражданских процессуальных отношений, их структура и специфические черты, предпосылки возникновения. Субъекты данных правоотношений - суд и другие участники процесса, их взаимодействие в ходе рассмотрения дела и ответственность.

    Признаки и содержание правовых отношений, предпосылки их возникновения и развития. Характеристика субъектов и объектов правовых отношений. Правоспособность и дееспособность как элементы правосубъектности, их принципы и виды. Понятие юридических фактов.

    Сущность гражданского правоотношения - урегулированного нормами права волевого общественного отношения, выражающегося в конкретной связи между уполномоченным и обязанным субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий.

    Государство как политико-территориальная, суверенная организация управления обществом. Его место в политической системе. Функционирование политической системы. Отношения между людьми и организациями. Субъективное право. Классификация правовых отношений.

    Правоотношения как юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов, их виды и содержание. Юридические факты как основание для возникновения правоотношений.

    Понятие и элементы гражданского правоотношения, его разновидности и критерии классификации. Основания возникновения, изменения и прекращения данной группы правоотношений. Направления осуществления, главные методы и приемы защиты гражданских прав.

    Коллективные и индивидуальные субъекты правоотношений. Понятия физических и юридических лиц. Особенности частичной дееспособности. Субъективное право и субъективные обязанности. Юридические факты, их понятие и разновидности. Признаки правонарушения.

    Понятие правового отношения. Юридическое и фактическое содержание правового отношения. Содержание правоотношений. Субъективное право. Юридическая обязанность. Объекты правоотношений по действующему прав. Субъекты правоотношений.

    Правовые отношения - особый вид общественных отношений. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения и развития, виды и содержание правовых отношений. Структура правовых отношений. Понятие и виды субъектов правоотношений. Объекты правоотношений.

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного лица, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в ВУЗ, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только лишь в один вуз при условии успешной сдачи экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право обладает рядом признаков:

· субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъектному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность). Субъективное право предполагает, что его носитель всегда имеет право выбора: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

· осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

· субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного лица, например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность) и третий вид обязанности – обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение (юридическая ответственность).

Вышеперечисленные обязанности есть нечто иное, как формы юридической ответственности.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности:

· первый признак юридической обязанности заключен в самом определении – это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, поскольку обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

· обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

· у обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

· обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица ил общества (государства в целом);

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

2. Принцип разделения властей и его реализация в РФ

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т.е., например, парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой сдержек и противовесов, которая не только позволяет разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

Реализация принципа разделения властей в РФ

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

    Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

    Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

    Органы прокуратуры РФ (является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

    Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;

    Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

    Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

    другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, федеральные суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Ситуация 1

Гражданин СССР Фельдман в 1987 году уехал с семьей на постоянное место жительство в Израиль. В 2003 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в РФ.

В каком порядке он сможет получить российское гражданство?

Решение

Согласно п.а ч.2 ст.14 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ Борис, вернувшись и проживая на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, так как он родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Ситуация 2

Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила.

Президент вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?

Решение

В данной ситуации было допущено 3 нарушения.

Во-первых, согласно ч.3 ст.111 Конституции Российской Федерации Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (первый раз Государственная Дума рассматривала кандидатуру 10 дней).

Во-вторых, ч.4 ст. 111 Конституции Российской Федерации предусматривает роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (кандидатура была внесена на рассмотрение дважды).

В-третьих, в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч.2 ст. 109 Конституции Российской Федерации. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки (в данном случае дата роспуска Государственной Думы не совпадает с датой выборов новой Думы).

Список используемой литературы

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

    Алексеев С. С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. Лит. 1982.-360 с.

    М. В. Баглай Конституционное право России. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

    Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001 г. - 45 с.

    Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования. Под общей редакцией профессора А.В. Мицкевича.-М.: Издательство НОРМА, 2000 г.-317 с.

    Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 188 с.

    Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004 г. - 399 c.