В процессе процедуры наблюдения. Основные юридические последствия введения процедуры наблюдения. Какие мероприятия проводятся в ходе данного этапа

Самым первым этапом в ходе рассмотрения судом дел о несостоятельности является наблюдение. Эта стадия вводится в случае положительного рассмотрения поданного заявления о признании компании-должника неплатежеспособной (п. 1 стат. 62 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). Какой срок наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законодательными нормами РФ? Как производится окончание наблюдения, и какие решения могут быть приняты по итогам? Обо всех правовых особенностях - далее.

Что такое процедура наблюдения

Четкий регламент признания банкротства определен в соответствующем федеральном Законе РФ № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Именно в этом нормативно-правовом документе утвержден последовательный механизм введения обязательных этапов банкротства юрлиц. Одной из значимых и первой стадий признано наблюдение, по итогам которого выносится решение об официальном запуске дела о несостоятельности или же об отказе в его возбуждении. Во втором случае предполагается, что финансовые трудности организации носят временный характер и имеются возможности для реабилитации платежеспособности.

Введение наблюдения предполагает, что юрлицо соответствует критериям несостоятельности, то есть имеет неисполненные обязательства со сроком задолженности свыше 3 мес. (п. 2 стат. 3 Закона). Подача в суд заявления может быть выполнена самим юрлицом или же по инициативе его кредиторов, включая банки, налоговые органы, социальные фонды и других заинтересованных лиц. Однако провоцирование неплатежеспособности, а точнее намеренное создание признаков фиктивного банкротства, строго карается и преследуется уголовным законодательством РФ.

Максимальный период рассмотрения поданного заявления равен 1 мес. По итогам проверки обоснованности документа, то есть изучения признаков несостоятельности и реального финансового положения предприятия, суд или отказывает в инициировании дела или же выносит решение о запуске процесса банкротства и вводит первый его этап - наблюдение. Для чего проводится это мероприятие?

Основные цели стадии наблюдения:

    Сохранение активов фирмы-должника - обеспечивает максимальную сохранность имущества и ресурсов юрлица при их наличии на момент введения наблюдения.

    Анализ сложившегося финсостояния, расчет общих долгов и отдельных, определение возможностей для последующего ведения бизнеса.

    Разработка и составление реестра кредиторских требований - в ходе этих действий выявляется общий долг фирмы, определяется характер задолженности и обоснованность.

    Созыв и проведение первого кредиторского собрания.

Последствия введения наблюдения - наступают со дня вынесения судебного определения:

    Предъявление кредиторских требований возможно только при соблюдении установленного Законом порядка.

    Дела по взысканию долгов с фирмы-должника приостанавливаются, равно как и исполнение имущественных взысканий - на практике это подразумевает снятие ареста с активов, а также других наложенных ограничений по распоряжению собственностью компании, кроме тех исполнительных документов, которые были выданы до начала стадии наблюдения.

    Запрещается выделение доли в уставном капитале по причине выхода участников, выдача дивидендов, иное распределение прибыли.

    Запрещается проведение зачетов требований для исполнения нетто-обязательств, если такая сделка выполняется с нарушением установленной очередности.

    Запрещается изъятие владельцем УП собственного имущества.

    Прекращается начисление различных штрафных и финансовых санкций на сумму неисполненных долгов.

Обратите внимание! Судебные органы в лице управляющего публично информируют всех заинтересованных лиц о введении в действии этапа наблюдения путем размещения сообщений в ЕФРСБ и других государственных специальных изданиях. В соответствии со стат. 28 Закона такая информация является открытой и общедоступной.

Срок процедуры наблюдения

Как ясно из норм закона, задачи и цели наблюдения имеют важное значение для фирмы- должника и его кредиторов. Именно на этой стадии принимается решение о дальнейшей судьбе бизнеса, и точно определяется размер и характер долгов. А на какой срок вводится процедура наблюдения? Для ответа обратимся к п. 3 стат. 62 Закона , где сказано, что эта стадия должна быть завершена с учетом норм стат. 51, в которой регулируется общий срок банкротства. Следовательно, максимальный период наблюдения не может превышать 7 мес. от момента принятия судом заявления.

Как правило, процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок, обозначенный как дата следующего заседания. Соответствующее сообщение доводится до сведения персонала компании-должника, ее руководства, собственников УП. Срок, отведенный для информирования, составляет 10 дн. от момента вынесения судебного определения (п. 3 стат. 68 Закона). Какие данные подлежат отражению в сообщении? В публикации указываются следующие сведения:

    Точное название фирмы-должника или предпринимателя, а также его адресные данные.

    Точное название территориального судебного органа, который вынес определение с указанием его даты и № дела о несостоятельности.

    Полные ФИО выбранного управляющего (временного) и его почтовые данные для отправки корреспонденции.

    Определенную арбитражем дату заседания по делу о неплатежеспособности.

Окончание стадии наблюдения

Мы выяснили, что срок процедуры наблюдения составляет 7 мес. максимально. А что происходит по завершении подобных предварительных мероприятий? Как заканчивается этот этап? Подробные действия суда описаны в стат. 75 Закона , где сказано, что судебное решение принимается только после проведения первого кредиторского собрания. Вариантов развития событий два - или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51 , то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

    Вынести решение о переходе к санации, то есть финоздоровлению - при этом обязательно должны быть ходатайства учредителей фирмы-должника, или же собственников активов УП, или госорганов, или третьих лиц. Кроме того, исполнение обязательств должны быть обеспечены по графику погашения долгов, а начало расчетов состоится не позже месяца с введения санации.

    Вынести решение о переходе к внешнему определению - такая мера принимается, если есть возможности по реабилитации должника и восстановлению его платежеспособности.

    Вынести решение об окончательном признании несостоятельности - такие крайние меры принимаются, если возможностей для оздоровления должника нет.

К кому не может применяться наблюдение

Подобная стадия обязательно проводится при рассмотрении дел о неплатежеспособности. Но есть и исключения. Так, введение наблюдения недопустимо по отношению к должникам, которые уже находятся в процессе ликвидации; отсутствуют по различным основаниям; ведут хоздеятельность незаконно (без оформления официального статуса); не являются юрлицами или ИП. Регламент банкротства физлиц регулируется отдельным параграфом Законом. Пока выполняется наблюдение должник продолжает функционировать, но с рядом ограничений и под контролем управляющего (временного). Права и обязанности этого должностного лица приведены в стат. 65-67 Закона .

Вывод - в этой статье мы разобрались, на какой период может вводиться судебными инстанциями стадия наблюдения в отношении фирмы-должника и к каким последствиям приводит. Максимальный срок составляет 7 мес. Отсчет ведется от момента передачи в суд заявления для инициирования дела о неплатежеспособности. Точный регламент проведения этапа наблюдения и других обязательных стадий описан в

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

(см. текст в предыдущей редакции)

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ;

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Наблюдение есть одна из обязательных процедур при банкротстве компании или индивидуального предпринимателя.

Эта процедура — одна из важнейших в деле банкротства. Осуществляется она непосредственно после разбирательства в арбитражном суде по заявлению о признании должника несостоятельным.

В результате рассмотрения вышеназванного заявления арбитраж вправе вынести решение об обоснованности заявления и начале наблюдательных процедур. Этим же решением назначается наблюдатель или временный управляющий, который будет осуществлять организационные функции ведения наблюдательного процесса наряду с руководством компании — должника.

Таким образом, можно говорить о наблюдении как о самой первой из возможных процедур банкротства .

Наблюдателем осуществляется ряд мероприятий, имеющих значение для проведения последующей работы по суда и удовлетворения всех требований:

  • изучает финансовые возможности должника,
  • готовит необходимые документы и уведомления, включая реестр кредиторов,
  • организует собрание кредиторов (первое).

Важно! Наблюдение в деле о несостоятельности обязательно в отличие от других процедур, например, финансового оздоровления, которое может быть введено по просьбе должника, его представителя или третьего лица, и мирового соглашения, которое заключается в любой момент разбирательства дела о банкротстве.

Цели и по отношению к кому может применяться

Целями рассматриваемой процедуры являются:

  • анализ финансового положения должника в целях определения возможности восстановления платежеспособности последнего или выявления признаков фиктивного банкротства;
  • сохранение его имущества;
  • составление перечня кредиторов и проведение их собрания.

Выше мы уже процитировали федеральный закон, обозначив, что такая процедура обязательна для банкротства. Однако, следует отметить, что есть и исключения. Так как федеральное законодательство предусматривает некоторые особенности процедуры признания должника несостоятельным в отношении некоторых организаций и лиц. Так, рассматриваемая процедура не проводится в отношении :

  • отсутствующего должника;
  • ликвидирующихся организаций;
  • финансовой организации, если заявление о банкротстве было подано ее временной администрацией;
  • страховой организации;
  • кредитной организации;
  • ипотечного агента.

Кроме того, наблюдательный процесс не осуществляется для признания банкротом гражданина не индивидуального предпринимателя.

Выбор управляющего

Мероприятия процедуры наблюдения осуществляются временным управляющим или наблюдателем . Данное лицо должно быть назначено судом в процессе рассмотрения заявления о банкротстве и указано в этом решении. Он может быть отстранен или освобожден по установленным основаниям также решением арбитражного суда.

Существует несколько вариантов выдвижения кандидатуры наблюдателя .

  1. Она может быть указана непосредственно в заявлении о признании банкротом.
  2. Кандидат может быть выбран собранием кредиторов. Протокол собрания направляется в суд и в саморегулируемую организацию (СРО), членом которой является кандидат.
  3. Наблюдатель, вернее предварительно кандидатура может быть назначена СРО, которую выбрали кредиторы на своем собрании. СРО направляет решение о назначении кандидата в суд.

Важно! Единственным условием невозможности назначить какую-либо кандидатуру является отсутствие доступа к государственной тайне предприятия должника.

Кто должен быть оповещен о начале стадии наблюдения

О принятии судом решения о введении такой процедуры как наблюдение заинтересованные лица должны быть надлежащее уведомлены об этом.

  1. Во-первых, сам должник в лице руководителя обязан направить соответствующие письма своим работникам, учредителям компании , а если должником является унитарное предприятие, то и собственнику его имущества. Такие уведомления направляются в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего решения.
  2. Во-вторых, в течение того же срока уведомление о введение процедуры наблюдения должно быть официально опубликовано в Едином реестре сведений о банкротстве . Такое опубликование необходимо в целях выявления всех лиц, имеющих требования к должнику.

Вопросом размещения необходимой информации в Реестре должен заняться наблюдатель. При этом оплата опубликования осуществляется за счет должника.

Уведомление о размещении информации обязательно включает такие сведения:

  • ФИО должника либо наименование компании;
  • его юридический адрес;
  • полное наименование арбитража, вынесшего решение, дату принятия и номер;
  • ФИО наблюдателя и контактные данные для связи;
  • дату рассмотрения дела в суде.

Какие мероприятия проводятся в ходе данного этапа

Рассмотрим основные меры осуществляемые наблюдателем.

Отстранение руководителя должника и назначение исполняющего обязанности.

Отстранение осуществляется по решению суда в целях сохранения активов компании в случае недоверия или совершения им действий противоречащих целям процедуры банкротства. Инициатором временного освобождения руководителя является наблюдатель. Он вносит соответствующее ходатайство в суд.

Анализ материального положения должника.

Проводится для выяснения достаточности активов у компании для удовлетворения всех предъявленных требований.

Следует отметить, что помимо оплаты задолженности потребуются средства на возмещение расходов временного управляющего и предоставление ему вознаграждения.

В рамках проведения анализа оцениваются документы бухучета и финотчетности. Здесь применяется информация, предоставленная независимым аудитором. Кроме того оценке подлежат документы об объектах собственности должника и результаты инвентаризации его имущества.

Анализ материального состояния компании имеет своей целью определение возможности покрытия всех долгов , обоснование восстановления платежеспособности и необходимости начала иных процедур банкротства.

Составление Реестра требований

Требования кредиторов, поступившие в суд, подлежат включению в реестр в следующем порядке:

  • кредиторы направляют требования в течение 30 дней с момента уведомления в суд, должнику и наблюдателю с обоснованиями;
  • должник вправе направить в суд возражения в течение 15 дней с момента окончания срока принятия требований от кредиторов.
  • арбитраж оценивает обоснованность поступивших требований и возражений в течение 30 дней с момента окончания срока для возражений;
  • требования, которые суд сочтет обоснованными, подлежат включению в реестр.

Важно! Оплата обязательных платежей может быть осуществлена, если они включены в реестр требований и учредитель должника, собственник имущества унитарного предприятия или третье лицо хотят воспользоваться своим правом на это. Для реализации такого правомочия указанные лица подают ходатайство в арбитраж, где указывают свои данные и срок удовлетворения названных платежей.

Первое собрание кредиторов

Это окончательное мероприятие, возложенное на временного управляющего.

Собрание проводится не всегда. Так, возможна ситуация когда требования, включенные в реестр, предъявлены только в отношении оплаты труда и выходных пособий. В таком случае судом вводится процедуры финансового оздоровления.

Назначается временным управляющим в срок не менее чем за 10 дней до окончания наблюдения.

Управляющий должен уведомить всех заинтересованных ли ц (кредиторов, должника, учредителя, иных лиц) о дате и месте такого собрания.

Если уведомить всех не представляется возможным по причине их многочисленности (более 500 человек) или установить с ними связь не удалось достаточно опубликовать информацию о таком соб рании в официальном источнике (Едином реестре).

Собрание кредиторов вправе принять одно из решений для рекомендации суду введения процедур:

  • финансового оздоровления (с указанием сроков такового);
  • внешнего управления (также с указанием срока);
  • конкурсного производства.
  • организация комитета кредиторов;
  • предъявление повышенных требований к кандидатурам управляющих, назначаемых в процессе банкротства;
  • заключение мирового соглашения.

На этом все мероприятия процедуры наблюдения завершены и остается принятие решения судом о дальнейшем развитии дела.

Окончание наблюдения

По общему правилу суд принимает позицию, предложенную собранием кредиторов. Но иногда случается, что арбитраж вправе отложить принятие собранием решения на срок в рамках общего срока процедуры наблюдения.

Важно! На процедуру наблюдения в целом отводится не более 7 месяцев с момента принятия судом соответствующего решения.

В случае если продлить сроки у суда нет возможности, он принимает решение о финансовом оздоровлении , на основании ходатайства учредителя, собственника унитарного предприятия или третьего лица с подтверждением графика погашения требований кредиторов.

Также суд может принять решение о внешнем управлении, если имеется достаточно оснований надеяться на восстановление платежеспособности банкрота. В противном случае признается несостоятельность компании и вводится конкурсное производство.

Наблюдение завершено окончательно. Процедура банкротства продолжается.

О введении наблюдения в процессе банкротства рассказано ниже.

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом - лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П).

Вместе с тем, наблюдение влечет за собой и определенные риски, к примеру, создает условия руководству должника снизить стоимость бизнеса, даже под «приглядом» временного управляющего. Кроме того, введение наблюдения замедляет конкурсный процесс, что негативно сказывается на деятельности кредиторов. В связи с этим многие специалисты считают процедуру наблюдения неэффективной и выступают за полный отказ от нее на законодательном уровне.

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (