Воскрешение лазаря. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе

По Хигиру

Библейское имя Лазарь означает: Божья помощь. В Библии Лазарь - брат Марка и Марфы из селения Вифания, которого согласно легенде Иисус воскресил из мертвых.

Характер доброжелательный. Лазари чаще всего трудолюбивы. Похожи на мать, очень спокойны. В основном исполнительны и усердны. Учатся неплохо, некоторые предметы, например физика, им не удаются, но благодаря усердию хорошо заканчивают школу и продолжают свою учебу дальше, хотя некоторые из них потом работают не по специальности.

«Летние» - очень ранимы и больше держатся в тени. Не любят хвастовства, обязательны - особенно это касается «июльских» Лазарей. Внутренняя интеллигентность мешает им добиться своей цели в жизни: они пасуют перед грубостью и хамством. Много работают и хорошо уживаются с коллективом. Любят играть в шахматы.

По профессии Лазари инженеры, врачи, портные, педагоги, парикмахеры, электрики, адвокаты, программисты.

«Зимние» - упрямы, настойчивы, трудноваты для семейной жизни. Талантливые специалисты. Их талант раскрывается после тридцати лет. В творчестве Лазари часто достигают высокого профессионального уровня. Женятся поздно, но становятся хорошими мужьями и отцами, хотя жены им попадаются со сложным и требовательным характером. Некоторые Лазари женятся на женщине с ребенком.

Надежную подругу жизни они находят среди тех, кто носит имя Анастасия, Вера, Доля, Кира, Мария, Людмила, Муза, Наталья, Нелли, Олеся, Элла. Семейная жизнь с Аллой, Варварой, Роксаной, Софьей или Татьяной скорее всего не заладится.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: Русская форма библейского имени Елизар, "Бог помог"

Энергетика имени и характер: По своей энергетике имя Лазарь очень выразительно, оно предполагает глубину чувств, внутреннюю прочность и уравновешенную мягкость. Одна беда – пожалуй, оно слишком уж серьезно. Наверное, именно по этой причине Лазарь с детства растет весьма самолюбивым и легкоранимым человеком. Он незлобив, даже, скорее, добродушен, умеет сострадать окружающим, но вот эта серьезность заставляет его чересчур болезненно относиться ко всякого рода недоразумениям и превратностям жизни. Еще более это усиливается вследствие редкости и заметности имени. Иногда Лазарь настолько чувствителен к обидам, что хоть и не желает ни мести, ни какой бы то ни было сатисфакции, он все равно мучительно переживает конфликт.

Вообще, по своим качествам, да и по вызываемым ассоциациям, имя очень созвучно общему духу христианской религии – не зря ведь именно Лазарь является одним из наиболее заметных героев Евангелия, не считая, конечно, Христа и его ближайших сподвижников. Впрочем, это вовсе не означает, что современному Лазарю будет обязательно присуща религиозность, к религии он может быть полностью равнодушен, однако этакое христолюбие все же так или иначе найдет отражение в его характере.

Иногда, правда, самолюбие Лазаря развивается до такой степени, что даже начинает проявляться в упрямстве и некоторой горячности в спорах. Кроме того, слишком серьезно относясь к жизни вообще и к себе в частности, Лазарь может находить успокоение в оптимистических мечтах. С одной стороны, это хорошо, но с другой – эти надежды на светлое будущее часто только подчеркивают негативные моменты "темного" настоящего, отчего сегодняшний день в глазах Лазаря может показаться еще более никудышным, чем он есть на самом деле. В некоторых случаях это его недовольство жизнью и терпеливое ожидание прекрасных перемен приобретает характер надрыва. Что и говорить, с таким характером Лазарю придется ой как нелегко, и дело здесь не столько в предполагаемой интеллигентности Лазаря, сколько в его мрачноватом взгляде на настоящие условия жизни.

Наиболее благоприятно судьба Лазаря может сложиться в том случае, если он научится любить жизнь такой, какая она есть, а заодно начнет совмещать свою мягкость с добрым чувством юмора. В противном случае в общении с ним люди могут испытывать странное гнетущее чувство, что создаст ему множество лишних сложностей.

Секреты общения: Лазарь очень не любит легкомысленность, хотя втайне может завидовать легкомысленным людям. Иногда, устав от своей серьезности, он начинает неосознанно тянуться к человеку, который живет под девизом "Бог не выдаст, свинья не съест!". В целом общение с ним не представляет особых трудностей – он практически всегда готов прийти на помощь или хотя бы посочувствовать.

След имени в истории:

Лазарь Четверодневный

Согласно библейским преданиям, Лазарь Четверодневный был воскрешен Иисусом Христом из мертвых через четыре дня после погребения. Как только Иисус узнал о смерти Лазаря, брата Марфы и Марии, гостеприимно принимавших его в своем доме, он поспешил в Иудею, несмотря на грозящую ему там опасность, и, подойдя к дому Лазаря, увидел Марфу, вышедшую ему навстречу.

– Знаю, что ты попросишь у Бога, то даст тебе Бог, – сказала женщина, не смея попросить у Христа чуда напрямую.

В ответ Христос приказал отвалить камень от пещеры, где лежит покойник, и Марфа напомнила ему, что тело разлагается и смердит. "Лазарь! Иди вон!" – приказал ему Иисус, и тот действительно вышел из склепа, вняв призыву, после чего прожил еще сорок лет в строгом воздержании и даже был поставлен первым епископом города Китиона на Кипре.

Лазарь Убогий

Еще один Лазарь – герой многих фольклорных текстов – в свое время был особенно популярен в народе, поскольку являлся своеобразным олицетворением нищеты и всех надежд и чаяний бедняков на лучшую жизнь.

По преданию, Лазарь Убогий был нищим, который в струпьях валялся у ворот богача, питаясь крошками, падающими с его стола. После смерти, однако, он был отнесен ангелами в рай, в отличие от жадного богача, который попал в преисподнюю и, мучаясь, взмолился к Аврааму, чтобы тот послал к нему Лазаря облегчить его страдания.

– Чадо! – рассудительно отвечал ему Авраам в ответ на все его стенания. – Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.

1. Личность: мужчины, прочно стоящие на земле

2. Цвет: фиолетовый

3. Основные черты: восприимчивость - активность - интеллект

4.Тотемное растение: осина

5. Тотемное животное: чайка

6. Знак: близнецы

7. Тип. Очень нервны и меланхоличны, подобно чайке, позволяют уносить себя ветром. Их тотемное растение - осина, тоже чувствительно к малейшему дуновению ветерка.

8. Психика. Знают, откуда дует ветер, и умело используют это знание. Родителям следует следить, чтобы такие мальчики активно участвовали в жизни, а не плелись пассивно в хвосте событий. Легко поддаются влиянию. Не объективны, не уверены в себе, хотя иногда и занимают агрессивную позицию.

9. Воля. Скорее слабая, проявляющаяся время от времени весьма своеобразно: могут, например, неожиданно сменить работу, даже очень хорошую.

10. Возбудимость. Всю жизнь их преследует излишняя нервозность, что добавляет им некоторые черты женского характера.

11. Скорость реакции. Стараются уравновесить чрезмерную возбудимость, частенько безосновательно говорят: «Нет», что является лишь способом самоутверждения.

12. Поле деятельности. Хорошо делают только то, что любят. Их интересы быстро меняются, поэтому они могут несколько раз переходить из одного учебного заведения в другое. Выбирают профессии, связанные с поездками.

13. Интуиция. Слишком живое воображение и интуиция лишь усиливает их нервозность и беспокойство.

14. Интеллект. Гибкий. Хорошо приспосабливаются к обстоятельствам. У них синтетический склад ума. Охватывают ситуацию одним взглядом, однако не должны пренебрегать мелочами, так как из-за этого могут создать себе проблемы.

15. Возбудимость. Слишком возбудимы, хотят привлечь к себе внимание родителей и преподавателей. Этим людям свойственны сентиментальные порывы, но потом они замыкаются в себе, как улитка в своем домике.

16. Нравственность. При выработке четких и ясных моральных принципов испытывают затруднения. Часто колеблются, принимая решения, способны на компромиссы со своей совестью.

17. Здоровье. Прекрасное - когда они заняты делом, когда же скучают, то чувствуют угнетенность и усталость. Должны вести размеренный образ жизни, избегать употребления алкоголя, щадить нервную систему и глаза.

18. Сексуальность. Их психика неустойчива, и эта неустойчивость проявляется в первую очередь в сексуальной сфере.

19. Активность. Больше говорят, чем делают. Охотнее рассказывают о своих планах, чем приводят их в исполнение.

20. Общительность. Капризны - сегодня открыты общению, а завтра замыкаются в себе.

21. Заключение. Это люди с огромными возможностями, они могут достичь большого успеха при условии ясной линии поведения, осознания цели своих действий.

31) имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. "В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" . Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Италиянском слове Лаццарони , иначе - нищие .

б) (Иоан.11:1 ,2,5 и др. ) брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена ев. с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и). Иисус же любил Лазаря и сестер его , говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви, Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лазарь" в других словарях:

    Я, муж.Отч.: Лазаревич, Лазаревна; разг. Лазарич.Производные: Лазарька (Лазарка); Лазуря; Зуря; Лазута; Заря.Происхождение: (Др. евр. имя ’El‘azar бог помог.)Именины: 8 марта, 21 марта, шестая суббота Великого поста, 10 апр., 6 мая, 17 мая, 28… … Словарь личных имен

    - (греч. Λ’αζαρος, от евр. е1 âzâr, «бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в… … Энциклопедия мифологии

    Евангельская притча о богатом и Лазаре послужила сюжетом для великорусских и малорусских духовных стихов. В духовном стихе богатый и Лазарь являются братьями. В некоторых вариантах и богатый, и бедный носят имя Лазаря. Стих поется на заунывный… … Биографический словарь

    Бог помог; Лазарька, Лазуря, Зуря, Лазута, Заря Словарь русских синонимов. лазарь сущ., кол во синонимов: 3 имя (1104) нищий … Словарь синонимов

    - (греч. , от евр. el azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л. житель… … Энциклопедия культурологии

    - (Лазар Хребелянович) (ок. 1329 89) сербский князь с 1371. В кон. 70 х гг. объединил все северные и центральные сербские земли. В 1386 нанес поражение турецким войскам у Плочника. Погиб в битве на Косовом Поле …

    Согласно Евангелию от Иоанна, брат Марфы и Марии из Вифании, один из любимых учеников Иисуса Христа, воскрешенный им через четыре дня после погребения. Память 17 октября … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. ф ма от евр. Элеазар, Бог помог): 1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19 31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к ром жил богач, и хотел только одного утолить голод объедками с его стола. После смерти Л … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЛАЗАРЬ, я, муж.: 1) наобум лазаря (прост. неод.) то же, что наобум. Наобум лазаря поступать; 2) лазаря петь (прост. неод.) плакаться, жаловаться, стараясь разжалобить кого н. Хватит лазаря петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗАРЬ - см. Среднеспелый, пригоден для переработки на крахмал, чипсы. Растение средней высоты, промежуточного типа, прямостоячее. Лист среднего размера, промежуточного силуэта, темно зеленый. Листочек среднего размера, со средней шириной. Волнистость… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Книги

  • Лазарь, или Путешествие смертника (аудиокнига MP3) , Андрей Дашков. Повесть "Лазарь, или Путешествие смертника" - тот редкий случай, когда отвечающая всем канонам жанра жесткая и динамичная фантастика поднимается до уровня экзистенциальной притчи о…
ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?
В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги, его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом, после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев, Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.
В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании, это около трех километров.
«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса». Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»
Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?
Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).
Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками(Синаксарь).
«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего»

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?
Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» . В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».
Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?
Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.
В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря в Ларнаке. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?
«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?
«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?
Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.
Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» . Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» , имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» . И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер».
Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:
1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;
2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;
3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий».

Знаете ли вы, где находится та могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?


Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?
Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?
Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ; «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»
Сретенская Духовная Семинария

Кем же был Лазарь, которого Христос называл другом? Как сложилась его судьба после воскрешения и зачем Иисус сделал это, как следует встречать этот день, что делать и чего делать не стоит - давайте вспомним или узнаем все это, если не знали раньше.

ИСТОРИЯ ЛАЗАРЯ

Жизнь и история праведника Лазаря примечательна во многих смыслах. В частности, именно с его именем связано единственное упоминание о том, что Христос плакал. Но как-то в тени остается дальнейшая судьба воскрешенного и понимание, почему ему дано было принять смерть дважды.

Лазарь был жителем Вифании, местечка рядом с Иерусалимом. Его и двух его сестер, Марию и Марфу, Христос часто посещал. Незадолго до Пасхи Лазарь заболел; Христос в это время был далеко. Сестры Лазаря отправили Иисусу печальную весть: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Христос ответил загадочно: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией».

Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости

Но в Вифанию Христос пришел лишь тогда, когда Лазарь уже преставился. Первой его встретила безутешная Марфа. Она обратилась к нему со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». Спаситель ответил ей странно: «Воскреснет брат твой». А когда перед ним предстала Мария и другие скорбящие родственники Лазаря, Иисус прослезился и спросил, где Лазарь погребен. Вместе со всеми подошел он к пещере, в которой покоилось тело Лазаря, и велел убрать камень от входа. Марфа заметила, что брат ее умер уже четыре дня назад и обратила внимание на запах телесного тления. Однако Христос совершил молитву и по окончанию ее громко произнес: «Лазарь, иди вон!»

Трудно представить, что испытали люди, собравшиеся у места захоронения, поскольку они, как писал святитель Амфилохий Иконийский, «своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак».

Многие, увидев это чудо, уверовали в Христа. Многие, но не все. Христос предчувствовал и это. Устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре он изрекает: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят... Так и было: фарисеи, видевшие своими глазами это чудо, из страха перед силой Христа именно с этого дня стали замышлять, как бы убить его.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ

Таким образом, воскресив Лазаря, Христос показал силу Бога и доказал возможность Спасения и Воскрешения.

События, которые последовали за этим, были трагическими. На следующий день Иисус вошел в Иерусалим, тот город, что принял его как Царя, но затем подверг истязаниям и мученической смерти. Но после чудесного возвращения Лазаря к жизни пройдет неделя, и случится главное чудо мира - воскресение Христа.

А потом пройдет еще немного времени, и праведник Лазарь покинет Иудею, спасаясь от гонений. Он найдет пристанище на Кипре в 33 году нашей эры, и вскоре станет там епископом Китиона (Ларнака).

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

До последнего своего дня Лазарь был верен вере Христа и проповедовал ее. Он умер спустя тридцать лет после первой своей смерти и удивительного воскресения, и завершил свой жизненный путь на том же Кипре. Лазарю было 63 года.

Обретение мощей Лазаря состоялось в 890 году. На мраморной раке было написано «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Спустя восемь лет император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. К началу X века над его могилой в Ларнаке возвели Церковь Святого Лазаря. А менее полувека назад, в 1972 году, во время раскопок в церкви была обнаружена мраморная рака с останками человека. Их идентифицировали как мощи святого Лазаря: очевидно, при Льве Мудром останки святого были перевезены не полностью.

Сегодня первой могилой Лазаря - тем местом, где произошло его Воскресение - владеют мусульмане, которые также относятся к этому месту как к святыне. Неподалеку от этого места расположены две церкви - католическая и православная. Вифания, где жил когда-то Лазарь и его сестры, также сменила название - одно время она называлась Лазарионом, а позже стала Эль-Азарией.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД

Имя святого Лазаря очень много значит для верующих и с великим почтением поминается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября, в честь перенесения мощей. В православии он поминается как епископ Китийский, а католическая церковь вспоминает его 17 декабря, считая первым епископом Марселя. Лазареву субботу называют иногда «малой Пасхой».

В мировой культуре история Лазаря не раз осмысливалась художниками и скульпторами. Воскрешение праведного Лазаря - одно из самых ранних изображений, который вообще появились в христианском изобразительном искусстве. Этот сюжет присутствует даже в росписях катакомб и рельефов саркофагов! Поскольку история Воскрешения Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, этот мотив вообще часто использовали в местах захоронений.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Лазарева суббота - большое событие, и со временем возникла масса традиций, связанных с отмечанием этого дня.

Вечером в Лазареву субботу принято освящать веточки вербы. Примета говорит, что если в Лазареву субботу на вербе распустилось много почек, то год будет урожайным.

В старину на Лазареву субботу пели песни, особенно отличалась этим молодежь, которая в благодарность получала съедобные подарки. Сегодня эта традиция сохраняется лишь в небольшом количестве деревень.
На Западе традиции отмечать Лазареву субботу также сохранились: в Болгарии, например, «лазарские» песни поют девочки, а греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - печенье из пряного сладкого теста.

ЧТО ПОДАТЬ НА СТОЛ

Существуют и свои правила относительно стола, который можно накрыть в этот день. Никаких больших пиров, конечно же, не закатывается - продолжается Великий пост, на пороге - строгая Страстная седмица, так что в целом это день светлого ожидания скорого чуда Пасхи. Но на стол исстари подавали и гречневые постные блины, испеченные из гречневой муки, но без яиц и без молока, кашу, рыбный постный пирог курник. Дозволена и икра - можно сделать с ней бутерброды из постного хлеба.

Лазарь Четверодневный

Константин Икономос, преподаватель

Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος

рака с мощами св. праведного Лазаря в Ларнаке

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И РАЦИОНАЛИСТЫ: Лазарь вырос в Вифании и был братом Марфы и Марии. Он был другом Иисуса Христа () Ин. 11,5, 36; Мф. 21, 17; Мк. 11, 11) и был воскрешен из мертвых Господом. Воскресение Лазаря с самыми подробными деталями описано в 11 главе Евангелия Иоанном Богословом. Многие рационалисты смотрят на повествование об этом воскрешении просто как на некий «символ духовного восстановления грешника » и ничего более.

Однако эти взгляды противоречат некоторым деталям при описании этого события в Евангелии, которые собственно говоря не оставляют никакого сомнения в авторитетности и несомненности его слов. Так город Вифания (15 стадий от Иерусалима), время (четырехдневный умерший), страх зловония, описание гроба, гробных пелен, эмоциональная реакция Господа, наличие саддукеев (которые не верят в воскресение) , а также и врагов Господа, которые хотели убить самого Господа Иисуса, представляют собой живое доказательство того, что Иоанн Богослов говорит о реальном и потрясающем событии.

ЛАЗАРЬ НА КИПРЕ: Лазарь после своего воскресения, около 30-33 г. по Р. Х. покинул Вифанию и пришел в Ларнаку на о. Кипр. Здесь он встретил апостолов Павла и Варнаву, когда он шел из Саламина в Пафос, и его рукоположили во епископа Церкви, которую он же сам и основал. Тридцать лет было святому Лазарю после его воскрешения Господом в Вифании, сообща об этом свт. Епифаний Кипрский говорит: «В предании мы находим, что тридцати лет был тогда Лазарь, когда его воскресил (Господь) и еще другие тридцать лет он прожил после воскрешения а затем преставился ко Господу».
За тридцать лет своего пребывания святого на епископской кафедре в Китии сообщает и прп. Феодор Студит в своем «Катехизисе». Народное предание гласит о том, что святой Лазарь все тридцать лет, которые он прожил после своего воскрешения, был серьезен и не смеялся, вовсе не потому что не имел благодати Божией, потому что среди тех благ, которые он подавал верующим Всесвятым Духом пребывают «радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22), но потому что его глаза во время четырехдневного пребывания в аду узрели нескончаемое, вечное осуждение грешников. Также говориться, что он улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину которая украла глиняный сосуд и это событие прокомментировал так: «Глина крадет пилон», то есть земляной человек крадет что-то сделанное из земли, не ведая того, что «день Господень, как тать приидет»(I Фес. 5, 2). Западное предание о том, что Лазарь был активным миссионером в Провансе и стал епископом Марселя датируется 12 веком.

КОНЧИНА СВЯТОГО: После своей второй смерти, которая наступила 16 октября, согласно Кавсокаливийскому кодексу, святой Лазарь был погребен в мраморной гробнице, которая согласно Константинопольскому синаксарию имела надпись: Лазарь четверодневный и друг Христа». В Кавсокаливийском кодексе под 16 октября соответственно сообщается, что необходимо особ праздновать столь великого святого, поскольку он был воскрешен Господом (точно также как и вложение перст апостолом Фомы в ребра Христа), поскольку они не являются просто праздниками святых, но господскими праздниками. 16 октября связано также с памятью обретения его честных мощей, которое произошло в царствование императора Льва VI Мудрого, в 890 г. по Р. Х. Это событие празднуется 17 октября. Воскресение же Лазаря празднуется как «Лазарева Суббота». С необыкновенной ревностью и любовью управлял святой Кипрской Церковью плоть до конца своей земной жизни.

Тропарь: Общее воскресение прежде твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе яко победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка - туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.









Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.


В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.




Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

перевод «Православного Апологета»2013 год