Сроки наложения административного взыскания рф. Правила наложения административных наказаний. Наложение административных взысканий

Своевременность наложения административных взысканий является характеризующей чертой организационно-властной деятельности исполнительных органов государства и судов, отражающей их актуальность, оперативность и единство действий, которые построены на строгом соблюдении критериев законности. При этом сроки наложения, исчисление сроков наложения административных взысканий должны быть осуществлены в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и других законодательных актов.

Сроки наложения административных взысканий могут исчисляться сутками (административный арест), годами, месяцами и календарными днями (лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождает охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития -- этап ответственности.

Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения правонарушения утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. Как видно из вышесказанного, закон предусматривает временные пределы, в период которых можно налагать административное взыскание, истечение этих сроков, их просрочка приводят к невозможности наложения на правонарушителя административного взыскания. Так, в соответствии со статьей 69 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан: "Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраныокружающей природной среды -- по истечении шести месяцев со дня его совершения.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области налогообложения по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершения административного правонарушения в области налогообложения по истечении трех лет со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяется на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года".

Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. Течение срока наложения административного взыскания прерывается, если до истечения сроков лицо совершило новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Однако указанные выше сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе таможенного законодательства Республики Казахстан.

По мнению ведущих ученых-административистов (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов и другие), для полной достоверности при исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилами «РОКИ», где:

К -- конечный момент срока;

И -- имеющиеся изъятия из срока.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Отсюда надо полагать, что при рассмотрении дела о правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом и если сроки давности прошлого правонарушения были истечены, то данное положение не может быть признано в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. В то же время наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Не менее важно и то, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе при отсутствии спора одновременно при решении вопроса о наложении взыскания решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых иными уполномоченными органами (должностными) лицами, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о возмещении имущественного ущерба должно быть исполнено виновным в 15-дневный срок со дня вручения ему постановления о возмещении имущественного ущерба.

При несвоевременном исполнении постановления, просрочки установленного срока вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством.

административное взыскание ответственность правонарушение

  • Административное право в правовой системе Российской Федерации
  • Управление. Государственное управление, исполнительная власть
    • Общее понятие управления
    • Государственное управление
      • Государственное управление - страница 2
    • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 2
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 3
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 2
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 3
    • Метод административного права
      • Метод административного права - страница 2
    • Место административного права в правовой системе Российской Федерации
      • Место административного права в правовой системе Российской Федерации - страница 2
    • Понятие и система субъектов административного права
  • Административные нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
      • Понятие и особенности административно-правовых норм - страница 2
    • Виды административно-правовых норм
    • Реализация административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административно-правовые отношения
    • Основные черты административно-правовых отношений
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 2
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 3
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 4
    • Юридические факты в административном праве
    • Виды административно-правовых отношений
      • Виды административно-правовых отношений - страница 2
  • Субъекты административного права Российской Федерации
  • Физические лица
    • Физические лица
    • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 2
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 3
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - страница 2
    • Административно-правовые гарантии прав граждан
    • Обращения граждан
      • Обращения граждан - страница 3
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
      • Виды органов исполнительной власти - страница 2
    • Принципы построения системы органов исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Иные федеральные органы исполнительной власти
      • Иные федеральные органы исполнительной власти - страница 2
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Органы общей компетенции исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Виды государственной службы
    • Принципы государственной службы
    • Система правовых актов о государственной службе
    • Понятие и виды государственных служащих
      • Понятие и виды государственных служащих - страница 2
    • Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
      • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы - страница 2
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • Организационное обеспечение государственной службы
  • Предприятия, организации и учреждения
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
      • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений - страница 2
    • Создание и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы
  • Административно-правовые формы
    • Понятие административно-правовых форм
    • Виды административно-правовых форм
    • Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
    • Виды правовых актов управления
      • Виды правовых актов управления - страница 2
    • Действие правовых актов управления
      • Действие правовых актов управления - страница 2
      • Действие правовых актов управления - страница 3
    • Административно-правовой договор
  • Административно-правовые методы
    • Понятие административно-правовых методов
      • Понятие административно-правовых методов - страница 2
    • Виды административно-правовых методов
      • Виды административно-правовых методов - страница 2
    • Административное принуждение: сущность, виды
      • Административное принуждение: сущность, виды - страница 2
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
      • Административное правонарушение - страница 2
      • Административное правонарушение - страница 3
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных взысканий
      • Понятие и виды административных взысканий - страница 2
    • Наложение административного взыскания
    • Административная ответственность организаций
    • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность
  • Административно-процессуальное право
  • Административно-процессуальная деятельность
    • Административный процесс: сущность, виды
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 2
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 3
    • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
      • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура - страница 2
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Законодательство Российской Федерации о производстве
    • Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Участники производства
      • Участники производства - страница 2
    • Доказательства
    • Меры, обеспечивающие производство
      • Меры, обеспечивающие производство - страница 2
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение дела
    • Обжалование, опротестование постановления по делу
    • Исполнительное производство
      • Исполнительное производство - страница 2
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
  • Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
      • Органы судебной власти и законность в управлении - страница 2
    • Общий надзор органов прокуратуры

Наложение административного взыскания

Этому вопросу посвящена отдельная глава КоАП РСФСР. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных взысканий, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении взысканий за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию наложения взысканий.

Взыскание налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях. Такими актами являются КоАП РСФСР (Особенная часть), федеральные законы, нормативно-правовые акты компетентных органов (должностных лиц), субъектов Российской Федерации. Нормы, за нарушение которых установлены административные взыскания, могут содержаться в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.

Закон требует, чтобы взыскания налагались в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Взыскание может быть наложено лишь на лицо, подлежащее административной ответственности и совершившее административное правонарушение. К нему возможно применение взыскания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.

Однако данный вывод является доктринальным. Дело в том, что Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 20 мая 1997 года № 8-11 признал конституционным вынесение таможенными органами постановления о конфискации имущества в виде санкции за таможенное правонарушение при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника. Но именно данный аргумент мало убедителен. По вытекающей из него логике можно оправдать решение в административном порядке и других вопросов, подведомственных суду, поскольку каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи нарушителя.

В КоАП РСФСР даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 34, 35).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетних в правонарушение; совершение правонарушения: а) лицом, ранее совершившим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагавшее взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельствами, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть применено основное либо основное и дополнительно взыскание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

В целях повышения эффективности административных взысканий, законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - двух месяцев со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителей признаков административного правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Эти сроки не распространяются на случаи конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями или месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.

В ст. 39 определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Эффективность деятельности исполнительной власти государственной администрации зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа – установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР, Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные установленные правом сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

С читая сроки, нужно знать:

Р – размер срока;

К – конечный момент срока;

И – имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.



Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течении рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматривает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.



Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата «могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения» . В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет общих норм о сроке давности наложения административных взысканий на коллективных субъектов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

4.3. Наложение взысканий за множественность административных поступков.

Множественность административных проступков – это выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.

Первым признаком множественности проступков является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Второй признак множественности – все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков – совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание

налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сложения взысканий . А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыскание всегда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

Рецидив проступка – это совершение нового нарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо наказывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. Если первое и второе деяние тождественны, рецидив называется специальным. Признак специального рецидива является квалифицирующим признаком десятков составов административных проступков. Ст. 96, 117, 157 3 , 162, 166 1 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привлечения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный рецидив.

Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех лет.

При решении вопроса об ответственности за специальный рецидив очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Иными словами, в течение какого срока гражданин считается привлекавшимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию».

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания срока лишения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдельных проступков закрепляются исключения из общего правила: годичный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания...».

Заключение.

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

3) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);

5) исправительные работы;

6) административный арест;

7) административное выдворение;

8) дисквалификация.

Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения – притом иногда значительные коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административной ответственности поскольку, как говорилось выше, без взыскания нет и самой ответственности) и, во-вторых, административное взыскание определяетвид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основных и дополнительных. Конфискация предметов может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие

административные взыскания, указанные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основ­ное либо основное и дополнительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

Административные взыскания следует делить наабсолютно определенные иотносительно определенные.

По ряду правонарушений предусмотрено применение одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, административный арест. В этом случае меры считаются альтернативными.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (ст. 33 КоАП).

Признаки, характеризующие личность нарушителя

Личность нарушителя характеризуют , прежде всего, признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллег по работе, обучение и т.

Наложение административного взыскания за несколько правонарушений

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ч. 1 ст. 36 КоАП). Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания

Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяца со дня его обнаружения (ч.

1 ст. 38 КоАП). Таким образом, для большинства правонарушений точкой отсчета срока давности привлечения к административной ответственности является день совершения правонарушения. При этом день совершения правонарушения в 2-месячный срок не включается. Срок истекает в 24 часа последних суток второго месяца. При длящемся правонарушении начало течения срока давности определяется по-другому. Точкой отсчета здесь есть момент обнаружения проступка. К ним могут быть отнесены, например, проживание без паспорта и тому подобное. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Последствия наложения административного взыскания

Наложение административного взыскания влечет для нарушителя определенные неблагоприятные юридические последствия. Во-первых, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, признается отягчающим обстоятельством, о чем упоминалось выше. Во-вторых, законодательство об административных правонарушениях довольно часто рассматривает повторность как квалифицирующий обстоятельство. В-третьих, в отдельных случаях повторное совершение однородного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Признание лица не подвергавшимся административному взысканию

Ст. 39 КоАП установила срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Этот срок исчисляется с момента окончания административного взыскания и составляет 1 год. Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию , не нужно издания какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически по истечении указанного срока и в случаях несовершения в течение этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока прерывается. Давность в этих случаях начинается с момента окончания исполнения административного взыскания, назначенного за новое проступок.

В Российской Федерации одной из форм противоправных действий или бездействий являются административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. В данном Кодексе подробно изложен порядок наложения административных взысканий. Также описываются их виды, сроки и другие особенности.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) - это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение - официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф - денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений - 500 рублей.
  3. Конфискация - принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест - содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений - до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ - это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности - это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация - запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований - это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы - это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Основные и дополнительные взыскания


За совершение одного правонарушения может быть назначено основное наказание или основное и дополнительное административное взыскание. В ситуациях, когда гражданину вменяются и главные, и второстепенные санкции, но по каким-либо причинам одна из них не может быть к нему применена, правонарушителю назначают только ту, которая может быть установлена.

Предупреждение, лишение права (кроме изъятия водительского удостоверения), штраф, арест, приостановление деятельности, дисквалификация и обязательные работы могут применяться только как основные административные взыскания. КоАП РФ к дополнительным наказаниям относит конфискацию, лишение права управлять транспортным средством, выдворение за пределы страны, запрет на посещение спортивных мероприятий. В то же время их вправе применять и как основные взыскания.

Наказание за несколько совершенных правонарушений

Законодатель устанавливает порядок наложения административных взысканий в случае, когда лицом совершено несколько преступных деяний.

Так, согласно КоАП РФ, при учинении двух и более правонарушений административного характера наказание назначается за каждое из них. А при совершении одного действия (бездействия), которое содержит составы нескольких правонарушений, ответственность за которые предусматривается двумя или более статьями, наказание назначается в виде самой строгой из санкций.

При этом наложение административного взыскания может быть осуществлено с применением дополнительных административных наказаний, которые предусмотрены каждой из соответствующих санкций.

Общие правила назначения взыскания

Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера. Так, он составляет для граждан не менее 10 000 руб., для должностных лиц - не менее 50 000 руб., а для юрлиц - не менее 100 000 руб. При этом назначенный штраф не может быть меньше половины минимального установленного законом взыскания.

Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.