Договор на медосмотр водителей. Договор на медицинский предрейсовый осмотр водителей: образец. Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец

Обновлено: 06.04.2018 08:15


ДОГОВОР № __________

о предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотрах
водителей автотранспортных средств

г. Москва « » ____________ 20___ г.

………………………………………далее именуемое «Заказчик», в лице Генерального директора ………………, действующего на основании Устава и ………………................., далее именуемое «Исполнитель», в лице Генерального директора ……………………………………., действующего на основании Устава, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности осуществлять в течение срока действия настоящего договора предрейсовые (предрейсовые, послерейсовые) медицинские осмотры водителей автотранспортных средств Заказчика.

1.2. Исполнитель выполняет работы, перечисленные в п.1.1. настоящего договора, на основании лицензии Департамента здравоохранения города Москвы № ЛО-77-01-010755 от 13 августа 2015 г. на осуществление медицинской деятельности.

2. Обязанности и права сторон

2.1. Заказчик обязан :

2.1.1. Обеспечить пропуск на свою территорию медперсонал Исполнителя по его заявке и в согласованное время для выполнения должностных обязанностей.

2.1.2. Обеспечить медперсонал Исполнителя отдельным помещением (медицинским кабинетом), отвечающим требованиям органов Роспотребнадзора и укомплектованным медицинским оборудованием и материалами в соответствии с требованиями Департамента здравоохранения города …………. для проведения предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медосмотров водителей автотранспортных средств. Комплектование медицинского кабинета Заказчика медицинским оборудованием, расходными материалами по договоренности сторон может осуществляться силами Исполнителя за счет средств Заказчика.

2.1.3. Предоставить согласованные при подготовке настоящего Договора с Исполнителем и заверенные должностным лицом Заказчика списки водителей, подлежащих ежедневному предрейсовому (предрейсовому, послерейсовому) медосмотру, а также закрепленных за ними автотранспортных средств.

2.1.4. Своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями настоящего Договора оплачивать услуги Исполнителя.

2.2. Исполнитель обязан :

2.2.1. Оказывать услуги своевременно и с надлежащим качеством.

2.2.2. При оказании услуг по предрейсовым (предрейсовым, послерейсовым) медицинским осмотрам водителей автотранспортных средств руководствоваться «Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н.

2.2.3. Не допускать водителей к управлению автотранспортным средством в следующих случаях:

а) при выявлении симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания, влекущих временную нетрудоспособность водителя;

б) повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

в) нахождение под воздействием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние водителя.

2.2.4. По результатам прохождения предрейсового медициского осмотра при вынесении заключения о допуске к рейсу на путевых листах ставить штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров соответственно, которые ведутся по установленной форме.

2.2.5. Предоставлять Заказчику ежемесячно итоги предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медосмотров водителей с анализом причин отстранения от работы водителей.

2.3. Заказчик имеет право :

2.3.1. Проверять самостоятельно ход и качество услуг, выполняемых по Договору Исполнителем (п.п. 2.2.1.-2.2.5), не вмешиваясь в его деятельность.

2.3.2. В случае некачественного и/или несвоевременного предоставления согласованных по Договору услуг выставлять материальные и иные претензии Исполнителю.

2.4. Исполнитель имеет право :

2.4.1. Требовать от Заказчика полного и качественного выполнения его обязанностей в соответствии с п.п. 2.1.1.-2.1.4. настоящего Договора.

3. Порядок сдачи-приемки оказанных услуг

3.1. По факту оказания услуг Исполнитель ежемесячно, не позднее 3 числа текущего месяца, представляет Заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах, с датой не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Акт сдачи-приемки оказанных услуг оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3.2. В течение двух рабочих дней после получения акта сдачи-приемки оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экз. Исполнителю, либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю письменный мотивированный отказ от его подписания.

3.3. В случае наличия недостатков Заказчик и Исполнитель составляют и подписывают Акт выявленных недостатков с указанием сроков их устранения Исполнителем.

3.4. Услуги, оказанные Исполнителем в течение месяца, считаются выполненными с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, представленного Исполнителем за отчетный месяц.

4. Цена и порядок расчетов

4.1. Стоимость услуг по Договору определяется сторонами на основе согласованного перечня услуг и списка водителей, закрепленного за транспортными средствами Заказчика (приложение № 1 к Договору) и составляет …….., (без НДС …или включая НДС) за месяц.

4.2. Оплата оказанных услуг по настоящему договору на расчетный счет Исполнителя осуществляется в течение 3 (трех) банковских дней в размере 100 % предоплаты не позднее 5-го числа текущего месяца.

5. Ответственность сторон

5.1. В случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Заказчиком своих обязательств, последний обязуется уплатить Исполнителю неустойку в размере 0,5 % стоимости услуг за каждый день неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств.

5.2. Иные меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем Договоре, применяются в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, стороны будут стремиться разрешать главным образом путем переговоров.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий Договор заключен между сторонами на срок с «____» ____________ 20__ г. до «_____» ______________ 20__ г. Если ни одна из сторон не менее чем за 1 (один) месяц до истечения указанного срока не заявит письменно о желании его расторжения или изменения условий, Договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

8. Заключительные положения

8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.

8.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, на русском языке, по одному экземпляру для каждой стороны.
Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу.

9. Адреса и реквизиты сторон

Заказчик: Исполнитель
………………… ………………

(полные банковские реквизиты) (полные банковские реквизиты)

Генеральный директор Генеральный директор

Приложение № 1

к Договору № _____________ от «____» _________ 20__ г.
о предрейсовых (предрейсовых, прослерейсовых) медицинских
осмотрах водителей автотранспортных средств

1. Перечень оказываемых услуг: предрейсовый (предрейсовый, послерейсовый) медицинский осмотр водителей автотранспортных средств .

2. Список водителей и закрепленных за ними автотранспортных средств:

№№
п/п Ф И О водителей Год
рождения Стаж работы Закрепленный автомобиль
(марка, модель) Гос. номер

_________________________________________

(подпись, ФИО должностного лица)

Вопрос Ответ
Квалифицированный механик.
Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 .
Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке.
С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Проверка на наличие неполадок в:
— тормозной системе;
— рулевом управлении;
— двигателе;
— приборах освещения (фары, поворотники);
— тахографе;
звуковых сигналах;
— сцеплении;
— колесах и шинах;
— стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.
2 раза в день.
Отметка в путевом листе.
В специальном помещении.
В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке.
Всем компаниям-перевозчикам.
Да, в размере:
— для физических лиц – 3000 руб.;
— для должностных лиц – 5000 руб.;
— для юридических лиц – 30 000 руб.

Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ .

В ней говорится о том, что предприятия обязаны:

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Рекомендованный материал поможет узнать, кто может проводить осмотр автотранспорта, перечень процедур, а также, как оформить системную проверку ТС в аутсорсинг. Кроме того, здесь можно скачать типовой договор на проведение технического осмотра автомобиля и образец журнала предрейсового ТО.

Всегда ли Вы проходите предрейсовый ТО?

Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком

Проверку автотранспорта должен проводить квалифицированный механик . С 25.12.2017 вступит в силу Приказ Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 , который регламентирует новый порядок проведения предрейсового техосмотра транспортных средств (ПТОТС). Документ содержит полный перечень процедур, которые должен провести специалист.

Если организация не имеет в штате таких специалистов, она может заключить договор на оказание этой услуги со сторонней фирмой .


Скачать образец договора на оказание услуг по предрейсовому ТО

Преимущества проверок автомобилей в аутсорсинг:

  • не нужно принимать в штат дополнительных работников;
  • в случае ДТП из-за неисправностей машины ответственность за некачественную проверку будет нести компания, оказавшая услугу, а не предприятие, которому принадлежит транспорт.

Если организация планирует осуществлять ПТОТС своими силами, она должна назначить ответственного работника приказом.


В новом порядке установлены требования к квалификации работника, которая должна соответствовать одному из абзацев п.14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 №287 :

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Согласно п.14.1 Приказа от 28.09.2015 №287 помимо наличия соответствующей квалификации специалист должен знать:

  • нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
  • нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
  • технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Если на предприятии нет механиков, отвечающих этим требованиям, необходимо отправить работников на обучение в центры переподготовки.

Важно! Перед выбором образовательного учреждения нужно убедиться, что по окончании обучения оно выдает дипломы государственного образца.

Предрейсовый технический осмотр машины механиком включает в себя проверку на наличие неполадок в:

  • тормозной системе;
  • рулевом управлении;
  • двигателе;
  • приборах освещения (фары, поворотники);
  • тахографе;
  • звуковых сигналах;
  • сцеплении;
  • колесах и шинах;
  • стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.

Также проверяется состояние ремней безопасности, наличие аптечки.

Ежедневный предрейсовый технический осмотр


Ежедневный предрейсовый техосмотр транспортных средств проводится дважды в день : до выезда машины и после возвращения с рейса.

Справка! Подтверждением прохождения ПТОТС является отметка в путевом листе, она также проставляется два раза: в начале и в конце смены. Без проверки и соответствующей отметки машина не может быть выпущена на дорогу.

Если водитель ТС поменялся, оформляется еще один путевой лист, на котором также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает в себя: дату и время ТО, подпись и Ф. И. О. контроллера.

Техосмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оснащено:

  1. ямой для ТО;
  2. прибором проверки схождения;
  3. шинным манометром;
  4. прибором, определяющим рулевой люфт;
  5. прибором проверки и настройки фар;
  6. мобильной лампой;
  7. газоанализатором;
  8. слесарным инструментом.

Кроме этого помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для контроллеров.

При проверке транспортного средства механик заполняет журнал учета прохождения предрейсовых ТО . Это обязательный документ для всех организаций. Унифицированной формы документа нет. Журнал должен включать следующие графы:

  1. информация об автотранспорте (модель, марка, номер регистрации);
  2. ФИО водителя машины;
  3. дата и время проверки;
  4. отметка о прохождении проверки;
  5. подписи водителя и проверяющего.

Справка! Организация может дополнить журнал и другими сведениями, при необходимости.

Образец журнала предрейсового ТО выглядит следующим образом:


Скачать журнал предрейсового ТО

ПТОТС должны проводить все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ ).

1. Можно ли оформить с медработником (не медучреждением), имеющим соответствующий сертификат, договор ГПХ на оказание услуг по предрейсовому осмотру наших штатных водителей-экспедиторов? Если "да", то из каких норм это следует?2. Какая существует альтернатива договору с медучреждением: брать в штат медработника? Какие условия должны быть выполнены при этом?Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

С мед.работниками на практике заключаются договоры возмездного оказания услуг.

При этом мы не рекомендуем этого делать , так как гражданско-правовые договоры заключаются на выполнение разовых работ, для которых нецелесообразно принимать сотрудника по трудовому договору. Это, например, ремонт офиса, компьютеризация отдела, перевод иностранной документации и т. п. Такие договоры регулируются гражданским законодательством. Их нельзя использовать для оформления штатных сотрудников, которые будут выполнять определенную трудовую функцию.

При этом следует отдельно обратить внимание на то, что с 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. Этим же законом КоАП РФ дополнен положением об ответственности за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Так, в случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а в случае повторного нарушения - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Кроме того, для заключения такого договора мед. работник должен получить статус ИП. При этом на занятие медицинской деятельностью индивидуально врач должен иметь лицензию (). Указанную лицензию врач может получить, лишь имея статус индивидуального предпринимателя (п. 2-4 Положения, утвержденного ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Как проконтролировать режим труда и отдыха водителей пассажирских и большегрузных машин

Общие требования к учету рабочего времени каждого сотрудника установлены статьи 91 Трудового кодекса РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обязан обеспечить дополнительный контроль с помощью специальных технических средств - тахографов ( Технического регламента, утвержденного , ). Требования к тахографам, правила их использования определены . Перечень машин, которые должны быть оснащены средствами контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, приведен в . Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден .

Оснащать автомобиль указанными средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является работодатель собственником или использует арендованное авто. Это следует из статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Порядка, утвержденного .

Все автомобили должны быть оснащены тахографами нового типа со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Предельные сроки оснащения новыми приборами зависят от типа авто:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, - до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, - до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, - до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы придется заменить на новые до 1 января 2018 года.

Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс» . На установленных приборах должна стоять пломба. Об этом говорится в пунктах , Порядка, утвержденного .

За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к ().

Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

Данные разъяснения содержатся в статьи 1, статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб ( Порядка, утвержденного ).

Назначение послерейсовых медосмотров

Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Такой порядок установлен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые - только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры ().

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов ().

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. .

Организация предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , Положения, утвержденного ). В случае если работодатель организует предрейсовые и послерейсовые медосмотры в собственном медпункте, то ему также необходимо ( Порядка, утвержденного ).

Вопрос из практики: Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.

Медицинская деятельность является лицензируемой (). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию ( к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении в собственном медпункте как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров необходимо получить лицензию на данный вид деятельности ( Порядка, утвержденного ).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из Положения, утвержденного . Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС , ).

Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в к Положению, утвержденному , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Вопрос из практики: Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
  • шпатели медицинские 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Такие требования приведены в приложения 2 к .

Требования к персоналу медпункта

Каким требованиям должен соответствовать сотрудник, осуществляющий предрейсовый и послерейсовый осмотры

Медицинский сотрудник организации, который осуществляет медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат ( приложения 2 к ). Кроме того, он должен пройти обучение по специальной программе подготовки. такой подготовки приведена в приложении 8, утвержденном .

Вопрос из практики: Вправе ли сотрудник организации, например бухгалтер, имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

Нет, не вправе.

Организации всех форм собственности и предприниматели, которые имеют автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных и медосмотров водителей ( , Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо , либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ().

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в .

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников при проведении медосмотра самостоятельно.

Вопрос из практики: Как организовать предрейсовые медосмотры водителя автобуса при длительных междугородних перевозках (маршрутах большой протяженности). В момент отправления в рейс сотрудник находится в другом городе

Если водитель автобуса начинает рабочий день вне места расположения организации, то она обязана обеспечить проведение предварительных медосмотров через иные организации. Например, через автовокзалы, автостанции, оборудованные медпунктами. При этом, чтобы такая организация могла проводить предрейсовые медосмотры, она на этот вид деятельности ( Положения, утвержденного ).

Порядок проведения предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр сотрудника в собственном медпункте

Предрейсовые медосмотры в медпункте организации проводят в следующем порядке.

Как правило, руководитель издает о назначении ответственного сотрудника за проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. сотрудников проводите перед началом рабочей смены. А - после окончания рабочей смены. Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Водители должны приходить на предрейсовый и послерейсовый медосмотр с путевым листом, оформленным на транспортное средство. По итогам осмотра сотрудник медпункта поставит на нем (п. , Порядка, утвержденного ).

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводят в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с для определения в ней наличия психоактивных веществ.

В случае регистрации у сотрудника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование, но не более двух раз с интервалом не менее 20 минут.

Такой порядок предусмотрен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

Об этом говорится в абзацах и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

При решении вопроса о допуске к работе медицинский сотрудник должен учитывать:

  • принадлежность сотрудника к одной из групп риска;
  • возраст;
  • стаж работы в профессии (должности);
  • условия работы;
  • характер производственных факторов.

К группе риска относятся сотрудники:

  • склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами;
  • длительно и часто болеющие;
  • страдающие хроническими заболеваниями;
  • старше 55 лет.

Такие разъяснения содержатся в раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Вопрос из практики: В каких случаях сотрудника нужно отстранить от работы по результатам предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

По результатам медосмотра сотрудника нужно отстранить от работы, если у него выявились отклонения в состоянии здоровья, в частности:

  • симптомы острого или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 °C, общая слабость, головная и зубная боль);
  • изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки употребления лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность;
  • жалобы сотрудника на плохое самочувствие, общую слабость.

Данные разъяснения содержатся в приложения 2 и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для : замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления ( , ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация - на сумму 100 000 руб. ().

Вопрос из практики: Можно ли работодателя привлечь к ответственности за то, что сотрудник-водитель осуществляет езду без водительских прав. Сотрудник был лишен прав в нерабочее время, управляя собственным автомобилем

Нет, нельзя, если о лишении водительских прав работодатель официально не извещен.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя периодически контролировать у сотрудников-водителей наличие специального права на управление транспортным средством. Наличие этого права работодатель проверяет единожды - при трудоустройстве ().

Если сотрудник нарушил правила дорожного движения и по решению суда был лишен водительских прав, а работодатель не был извещен об этом (например, заявлением самого сотрудника либо копией постановления суда о наложении наказания в виде лишения прав), привлекать работодателя к административной ответственности за допуск к управлению без прав нельзя в связи с отсутствием его вины (ст. , КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (). является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

Вопрос из практики: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям механика, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного .

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают . Это предусмотрено .

При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

(п. , утвержденный ).

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

  • Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
    Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.). Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника. Журнал предрейсового осмотра Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

    Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец

    Важно

    Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр Также прочитайте о Предрейсовом медицинском осмотре водителей более подробно. Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п.


    3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Например:
    • водители автомобилей, троллейбусов, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 7 п. 1 ст. 20 и ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
    • машинисты электропоездов, кочегары паровозов в депо (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г.

    Как оформить с медработником договор гпх на предрейсовый осмотр водителей?

    Внимание

    Порядок проведения процедуры Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей? Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

    • рассмотрение жалоб водителя;
    • визуальный осмотр;
    • измерение давления, пульса, температуры тела;
    • выявление признаков опьянения;
    • определение наличия психоактивных веществ;
    • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

    Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.


    Далее измеряют артериальное давление и пульс.

    Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

    На практике сотрудниками, которые проводят технический осмотр транспортных средств, являются механики, в должностные обязанности которых, в частности, входит техническое обслуживание оборудования и которые должны иметь высшее или среднее профессиональное техническое образование (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке.
    Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

    Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

    Такой порядок предусмотрен в пунктах 10 и 11 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра.


    Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

    • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
    • состояние кожных покровов сотрудника;
    • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
    • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

    Об этом говорится в абзацах 2 и 3 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г.

    Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс». На установленных приборах должна стоять пломба.

    Об этом говорится в пунктах 4, 6, 11 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273. За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к административной ответственности (ч.
    1 ст. 11.23 КоАП РФ). Назначение предрейсовых медосмотров Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов.
    Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н). Назначение послерейсовых медосмотров Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

    Трудовой договор с работником по предрейсовому медицинскому осмотру водителей

    Инфо

    Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей. Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц.


    В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты. Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

    Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

    Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров Важную информацию о Оплате труда по гражданско-правовому договору вы найдете в материале здесь. Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы (ст. 11.32 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст.
    Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция). Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

    • Трудового Кодекса;
    • Федеральных законов;
    • указов;
    • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
    • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
    • постановлениями арбитражных судов.

    Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров» Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей.
    Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров вносят в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых указывают следующую информацию о сотруднике:

    • дата и время проведения медицинского осмотра;
    • фамилия, имя, отчество;
    • дата рождения;
    • результаты исследований;
    • заключение о результатах медицинских осмотров;
    • подпись медицинского работника с расшифровкой;
    • подпись сотрудника.

    Журналы можно вести на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, или в электронном виде с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы.

    Один раз в год составление списка лиц, состоящих на диспансерном учете, а также при первичном выявлении больных с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе. 2.13. Информирование руководителя организации о результатах осмотра.

    3. Права работника Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право: 3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии. 3.2.

    Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав. 3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.

    3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. 3.5.

    можно ли заключить договор с медицинской сестрой, как с физическим лицом, на предрейсовый медицинский осмотр. Если да, то какой сертификат должен быть у медицинской сестры. И где можно найти такой договор.

    Да, организация может заключить договор с медицинским работником или подряда, или оформить его как внешнего совместителя (Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином , Как заключить срочный трудовой договор).

    Сотрудник должен пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения для проведения медосмотров.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.*

    Главбух советует: если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*

    Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.

    Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*

    А за этим последует административный штраф:*

    • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
    • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

    Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.*

    Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

    • руководителя – на 5000 руб.;
    • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

    Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Сергей Разгулин ,

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    Кто проводит медосмотры

    Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель, заключив соответствующий договор с медицинским учреждением (п. 6 Порядка, утвержденного ). При этом медучреждение должно иметь лицензию на медицинскую деятельность* ().

    Также работодатель может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте при условии, что медпункт имеет лицензию на медицинскую деятельность и право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ , п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

    Ситуация: должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

    Да, должна.*

    Медицинская деятельность является лицензируемой (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.*

    Аналогичной точки зрения придерживается Минэкономразвития России в письме от 22 декабря 2008 г. № Д05-5875 .

    Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5320/08-С1 , Северо-Кавказского округа от 8 мая 2007 г. № Ф08-1326/2007-564А , от 3 апреля 2007 г. № Ф08-1329/2007-563А и от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2076/2007-853А).

    Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным. Поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязывало получать лицензию медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также организации, которые оказывали медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод подтверждал пункт 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 .

    Из этого следовало, что организациям, которые проводят медосмотры в собственном медпункте только своих сотрудников, получать лицензии не нужно.

    Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10 , Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009 , Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009 , Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43) , Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

    В коммерческих организациях

    Таким образом, все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, названной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

    Если организация самостоятельно проводит предрейсовый медосмотр, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 .*

    Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

    Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

    Нина Ковязина ,

    заместитель директора департамента

    образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    3. Статья-справка: Медицинский работник – это:*
    – человек, который имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности;
    – индивидуальный предприниматель, непосредственно осуществляющий медицинскую деятельность.