Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Нормативно-правовая база инклюзивного образования Нормативно правовые документы по инклюзивному образованию

    • Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН от12.1948 г
    • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования — принята12.1960 г.
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц — принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от12.1971 г.
    • Декларация ООН о правах инвалидов — принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от12.1975 г.
    • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от12.1979 г.
    • Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
    • Всемирная декларация об образовании для всех — принята03.1990 г.
      Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
    • Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями — Саламанка, Испания,06.1994 г.
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод — принят03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
    • Конвенция о правах инвалидов — принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 12. 2006 г.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями) .
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013-2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247)
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Правовое регулирование инклюзивного образования осуществляется на основе нормативно-правовых актов разного уровня. Это международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция РФ, законы РФ, кодексы); правительственные нормативно-правовые постановления, распоряжения; ведомственные (Министерства образования и науки); региональные - на уровне субъектов Российской Федерации (как правительственные, так и ведомственные); муниципальные; локальные акты образовательной организации.

Законодательный процесс по обеспечению инклюзивного образования в России во многом предопределен международными нормативно-правовыми актами (декларацией, конвенциями, резолю- зиями) и инициирован изменяющейся социальной позицией общества по отношению к людям с особыми возможностями жизнедеятельности.

А это значит, что вопросы предоставления образовательных услуг таким детям и подросткам регулируются документами разного уровня - международными, федеральными, ведомственными и региональными.

Международные источники предусматривают детализацию зафиксированных прав и свобод в системе комплексного обеспечения гарантированной защиты человека и отражают видоизменения ситуации общественного понимания проблемы. Следует добавить, что для государств-участников международные документы носят рекомендательный характер.

Так, впервые было признано, что «каждый человек имеет право на образование», и зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека (1948). В ней были провозглашены как социальные, экономические и культурные, так политические и гражданские права. В ее первой статье содержится историческое положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

В Декларации прав ребенка (1959) представлены основные принципы соблюдения таких прав. Так, в принципе 5 закреплено положение о том, что «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятая в 1960 г., впервые указала на необходимость единых подходов к организации процесса обучения всех детей, что устраняло любые формы дискриминации в области образования и поощряло всеобщее равенство возможностей, и отношения ко всем. Следовательно, в ней были определены общедоступность и равные условия в отношении качества обучения. В последующем Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) закрепил право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, включая среднее профессионально-техническое образование.

В 1970-х гг. в ряде документов были уточнены позиции общества в отношении интеграции в социум людей с умственной отсталостью, обозначены права инвалидов (Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц», 1971; «О правах инвалидов», 1975). Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, достойно завершившей Всемирный год инвалидов (1982), подчеркивалось, что их образование по возможности должно проходить в рамках общей школьной системы, а разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе и самыми тяжелыми ее формами. Впервые было обращено внимание на гибкость, индивидуализированность, доступность и всеобъемлемость системы образования, а также на необходимость создания особых условий в общей системе образования (в отношении подготовки кадров, мониторинга ситуаций, формирования специальных служб сопровождения). В этой Программе рассматривались ситуации, при которых дети в силу разных причин не могли учиться в общей системе образования. В таких случах предусматривалась организация специальных учебных заведений, где качество обучения было бы равнозначным и взаимосвязанным с общей системой образования.

Требование создания в обычных школах специфических условий для детей с ООП, в частности, в системе инклюзивного образования, нашло свое отражение в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Испания, 1994). В декларации указано, что обычные школы с инклюзивной ориентацией - наиболее эффективное средство противодействия дискриминационным воззрениям, основа для формирования благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и гарантированного образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и, в конечном счете, повышают эффективность и рентабельность всей системы образования.

В международных документах последнего десятилетия уточняются определения, важные для организации процесса инклюзивного обучения. Так, в конвенции «О правах инвалидов» (2006) дополнено содержание понятия «обучение инвалидов», согласно которому основное внимание должно уделяться разумному приспособлению неизбежных и целенаправленных модификаций и корректив образовательных программ в целях обеспечения инвалидам наравне с другими членами общества реализации всех прав и основных свобод человека. Обучение инвалидов по необходимости должно подразумевать использование азбуки Брайля, дактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, аудиосредств, переводчиков, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию. Именно с позиций построения коммуникации для всех участников образовательного процесса и доступности всех сфер общественной жизни современный мир строит систему инклюзивного образования, при создании условий с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого. При этом надо подчеркнуть, что впервые на международном уровне в законодательной сфере признается обязательность обеспечения и поощрения реализации всех прав и основных свобод инвалидов.

Статья 24 конвенции «О правах инвалидов» - «Образование» - требует государственных гарантий для людей с ООП и инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного общества, в доступности для них наравне с другими инклюзивного, качественного и бесплатного начального и среднего образования в местах их проживания с соблюдением эффективных мер индивидуальной поддержки. Уточняется, что никакого исключения по причине инвалидности быть не должно. Инклюзивное образование возможно на всех ступенях обучения и на протяжении всей жизни человека. Таким образом, инклюзивное образование становится основным направлением в обеспечении прав на образование для людей с инвалидностью, а значит, законодательно закреплены его главные составляющие - соответствующее финансирование, механизмы создания необходимых условий и адаптация образовательной среды.

Следовательно, приоритет инклюзивного образования для лиц с ООП и инвалидов очевиден как для мировой, так и для отечественной практики. Уже в Федеральном документе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей или, находящихся в трудной жизненной ситуации». А в государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. указано, что к 2015 г. доля общеобразовательных организаций, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций должна достигнуть 51%.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом документов и в первую очередь Конституцией РФ, где закреплено право каждого человека на образование (ст. 43), и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Этот закон отражает базовые нормы международного и современного российского законодательства (см. гл. 1 ст. 2). В его второй статье разъяснены значимые для современного образования понятия - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (гл. 1, ст. 2).

Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равной доступности образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Этот закон формирует основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3). Среди них важнейшими для инклюзивного образования являются: право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в данной сфере, обеспечение условий для развития способностей обучающихся, вариативность форм получения образования и свобода их выбора.

Для получения образования людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности требуется создание в образовательной организации особых условий, включающих использование специальных средств: учебных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, услуг ассистента (помощника), оказывающего обучаемым необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, физическая доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено реальное получение учащимися образования.

Закон устанавливает, что подлинная реализация прав любого человека, и в том числе людей с ограниченными возможностями, на получение качественного образования в учебных структурах, исключающая какую-либо дискриминацию, зависит от четкого и последовательного соблюдения определенных условий, предусматривающих: оказание ранней коррекционно-развивающей помощи на основе специальных педагогических подходов и при использовании наиболее подходящих для обучающихся методов и способов общения; максимальную коррекцию выявленных нарушений, а также социальное развитие и социальную адаптацию этих людей.

В Законе указаны основные права обучающихся и меры их поддержки и стимулирования: им предоставляются академические права на обучение с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе на:

  • социально-педагогическую и психологическую помощь: бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня;
  • возможность обучения по программам различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • выбор различных форм осуществления образования - семейного, смешанного, с применением дистанционных, электронных и информационных ресурсов.

Особое внимание уделено сетевой форме реализации учебных программ (ст. 15), что актуально для инклюзивного образования, при котором использование ресурсов нескольких организаций часто становится залогом обеспечения качественного образования.

Закон подчеркивает, что для обучения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности должны разрабатываться адаптированные образовательные программы (АОП) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Выделяя термин «качество образования», Закон разъясняет, что оно представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности учебного заведения и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются с учетом достижения планируемых результатов.

Крайне важно, что в Законе определены роль родителей в реализации образования детей, их права и обязанности. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на определение характера обучения и воспитания детей и на защиту их прав и законных интересов.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с учетом рекомендаций ПМПК могут выбирать формы образования и организации, осуществляющие такую деятельность, присутствовать при обследовании детей данной комиссией, получать информацию о всех планируемых видах обследований детей (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на их проведение или участие в них, иметь информацию о результатах проведенных обследований, обсуждении результатов обследования и рекомендациях, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ст. 44).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК (ст. 55). Повторное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану или перевод на обучение по АОП возможны в случае академической задолженности, не ликвидированной в установленные сроки с момента ее образования и в соответствии с рекомендациями ПМПК (ст. 58). В законе также указан порядок выдачи документа об образовании. Лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности (при различных формах умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АОП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 60).

Закон определяет ответственность педагогических работников за качество образования. Педагоги обязаны применять формы, методы обучения и воспитания, педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования с учетом особенностей психофизического развития обучаемых и состояния их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для обучения детей таких категорий, и взаимодействовать с медицинскими организациями (ст. 48).

Статья 42 суммирует особенности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучаемым, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации. Здесь впервые представлены направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

  • 1) психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь им;
  • 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • 4) помощь в профориентации, в получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическую помощь в ППМС-центрах оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и другие необходимые специалисты.

В законе детально перечислены организационные основы получения образования такими обучающимися (ст. 79).

Каждая образовательная организация в рамках инклюзивного обучения, помимо использования в своей деятельности нормативноправовых актов, установленных федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ, сама создает повседневные нормативные акты и руководствуется ими. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации могут действовать на основании собственного Устава, утвержденного законодательством РФ. В нем должна быть закреплена инклюзивная направленность деятельности данной организации.

Согласно статьи 28 - «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» данного Закона, образовательная организация также обладает правовой автономией, которая признает ее самостоятельность в реализации образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами РФ. В принятых актах указывается порядок реализации интегрированного или инклюзивного обучения в конкретном учебном заведении.

Приведем отдельные локальные нормативные акты, характерные для образовательных организаций:

  • порядок приема в образовательную организацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью;
  • порядок оформления начала, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися (и их родителями), а также права и обязанности родителей (законных представителей) детей с ООП - договор между образовательной организацией и родителем (законным представителем) ребенка с ограниченными возможностями;
  • правила внутреннего распорядка жизнедеятельности обучающихся и правила трудового распорядка;
  • правила, регламентирующие образовательную деятельность, в том числе относящуюся к инклюзивному или интегрированному обучению, - режим занятий, формы, порядок и периодичность текущего и итогового контроля успеваемости и другие правила;
  • утвержденные адаптированные образовательные программы для учащихся с ООП;
  • список учебников, в том числе для учащихся с ООП;
  • состав материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в том числе обеспечения специальной образовательной среды;
  • штатное расписание с включением персонала, реализующего все аспекты инклюзивного образования;
  • должностные инструкции для всех сотрудников, имеющих отношение к инклюзивному образованию;
  • порядок отчисления и восстановления обучающихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

и некоторые другие.

Главное назначение локальных актов - конкретизация, либо дополнение правовых основ деятельности организации, соответствующих ее особенностям и возможностям. Такие акты разрабатываются и выпускаются в различных формах - в виде приказа, постановления, распоряжения, положения, инструкции, правила и др.

Хотя каждая образовательная организация обладает самостоятельностью в разработке и принятии подобных нормативных актов, тем не менее при составлении их содержания учитываются мнения советов обучающихся и родителей, в которые обязательно входят в должном соотношении родители детей с ООП, а также представители коллектива работников данной организации.

Международная научно-практическая конференция

«Инклюзивное образование: методология, практика, технология»

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

руководитель юридической группы

РООИ «Перспектива»

Международное законодательство

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию.

Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.

Развитие инклюзивного образования в других странах

Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%.

Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам.

Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики.

Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен.

Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.


Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования .

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании»

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

· Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении;

· «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы»

· «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию».

Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства.

Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который:

· закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня;

· дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»;

· исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов;

· устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни;

· устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации;

· предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками;

· предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам

Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий.

Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ.

Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей.

Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии».

Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ».

Кайгородова Елена Геннадьена,

учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 168 г. Екатеринбурга

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя следующие международные и внутригосударственные документы:

Международные, являющиеся правовой основой:

    Декларация прав ребенка(ООН, 1959);

    Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);

    Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994);

    Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Российское законодательство:

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В данных документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким- либо признакам (особенности половой, расовой, религиозной, культурно-этнической или языковой принадлежности, особенности состояния здоровья, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного

переселенца и т.п.).

Согласно Саламанкской декларации «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» .

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» .

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования отводится

ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:

    приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

    индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов как возможностей ребенка, так и общей логики развития;

    профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.

Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеописанные процессы обеспечивают гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Обращаясь к терминологии Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» невозможно не отметить появление нового понятия - «адаптированная образовательная программа», данная программа разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способствует обеспечению коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц .

Кроме того, в законе об образовании выделены особенности реализации адаптированных образовательных программ. Так, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В данных организациях создаются специальные условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Исходя из логики ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ, адаптированные основные общеобразовательные прораммы являются предметом государственной аккредитации, также особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены разделом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Следует обратить внимание на усиление неоднородности состава обучающихся по уровню развития в целом, что непременно связано с необходимостью общеобразовательной школы одновременно осуществлять реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2015-2015 учебном году новые стандарты будут введены в 5х классах общеобразовательной школы.

Данное обстоятельство в комплексе с отсутствием утвержденных специальных федеральных государственных образовательных стандартов в настоящее время существенно затрудняют адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего

наблюдается возникновение дополнительных, зачастую непреодолимых трудностей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, что не позволяет в достаточной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся .

Для преодоления данных трудностей необходимо решение приоритетных задач.

Логически вытекает, что первоочередной задачей является необходимость обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе путем принятия специального федерального государственного образовательного стандарта разных уровней общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, следует обратить внимание на то, что в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел «Программа коррекционной работы» , в котором имеется идея о создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования .

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, которое включает в себя удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Очевидным является то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более индивидуализированном обучении, нежели дети со стандартными образовательными потребностями.

Необходимостью является также создание единой образовательной и аксиологической среды лицам с особыми образовательными потребностями в процессе получения образования в рамках общеобразовательной школы.

Не является секретом и необходимость учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении специалистов различного профиля.

В настоящее время самыми распространенными являются следующие формы организованного взаимодействия специалистов:

    психолого-педагогические консилиумы;

    службы психолого - педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Применительно к инклюзивному образованию, именно службы психолого-педагогического сопровождения обеспечивают индивидуальный подход и интеграцию детей в отношения с классным коллективом, что способствует их полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Следует отметить необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход, в частности наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и другое.

Кроме того, важна роль руководства образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, поскольку именно его обязанностью является обеспечение адаптации всех участников образовательного процесса к новым социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений должны появиться новые специалисты - координаторы по инклюзии и тьюторы.

Важна роль эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, максимально раздвинув образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Следующей задачей, требующей экстренного решения, является обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение - это не только поддержка семьи, но и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы).

Думается, необходимо предположить основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

    комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

    приоритет интересов сопровождаемого;

    непрерывность сопровождения.

Приоритетной является разработка и адаптация научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости – специальные учебники и рабочие тетради, учебные контенты, учебные пособия для самого ученика), а также контрольно-измерительных материалов на этапах текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решение материально-технических и организационно-методические вопросов, но и вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей с разными возможностями, но одинаковыми правами.

Современным педагогам необходимо четкое осознание того, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Кроме того, важно качественное управление со стороны администрации образовательной организации процессом развития инклюзивного образования.

Специализированое психолого-педагогическое сопровождение также является залогом удачного включения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

Список литературы:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: [дата обращения: 17.02.2015].

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]; сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html [дата обращения: 25.01.2015].

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html [дата обращения: 18.02.2015].

6. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» (Save the children ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-83914.html?page=2 [дата обращения: 05.03.2015].

7. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция [Текст] / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 2012. – № 4. - С. 19.

8. Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1. - № 3-4.-С. 37-48.

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Сейчас инклюзивному образованию уделяют довольно много внимания, особенно в СМИ. В эфир выходят ролики социальной рекламы с лозунгом: «Включайтесь в движение за инклюзивное образование!», но мало кто понимает и мало кто интересуется, о чем идет речь. Да, реклама дает некое представление о том, что это школы, где дети-инвалиды и просто дети учатся вместе. Но ведь на самом деле это очень узкое представление.

Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного об- разования схема, опубликованная на сайте http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru/ (рисунок).

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

« Обычное » образование

« Обычныи ̆» ребенок

Круглые колышки

для круглых отверстии ̆

Обычные педагоги

Обычные школы

Специальное образование

Особыи ̆ ребенок

Квадратные колышки

для квадратных отверстии ̆

Специальные педагоги

Специальные школы

Интегрированное образование

Адаптация ребенка к требованиям системы

Превращение квадратных колышков в круглые

Система остается неизменнои ̆

Ребенок либо адаптируется к системе , либо становится для нее неприемлемым

Инклюзивное образование

Все дети разные

Все дети могут учиться

Есть разные способности ,

различные этнические группы , разныи ̆ рост , возраст , происхождение , пол

Адаптация системы к потребностям ребенка

Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем ин- теграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, так же как и специаль- ные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (далее – ИОП).

Соответственно, при инклюзивном обучении и воспитании ребенок с ОВЗ овладевает ИОП, учитывающей особенности его развития и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Важно понимание того, что ИОП не предполагает полного овладения основными Федеральными государственными образовательными стандартами и могут быть установлены специальные Федеральные государственные образовательные стандарты

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимо- понимания как между педагогами (специалистами в области коррек- ционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым) .

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

Здесь они (международные и федеральные) они систематизированы и сопровождаются комментариями юриста. Также в ознакомительных целях можно посмотреть и региональные материалы города Москвы.

Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
  2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
  3. Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
  4. Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971
  5. Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975
  6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960
  7. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006
  8. Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
  9. Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992
  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания от 10.06.1994
  11. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993
  • Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
  • Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».

Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество»

В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.

Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р В рамках Концепции формулируется стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:

− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состоя- ния здоровья, социального положения;

− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2010 № N 02-52-3/10-ин
  2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № № 28-51-513/6
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым от 04.02.2010 № Пр-271
  4. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 № №175
  5. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003 № N 27/2881-6
  6. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития Письмо Минобразования РФ от 30.05.2003 № N 27/2887-6
  7. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21.02.2001 № N 1
  8. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № N 29/1524-6
  9. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № N 163-р
  10. О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07
  11. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599
  12. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597
  13. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761
  14. О порядке и условиях признания лица инвалидом Постановление правительства РФ от 20.02.2006 № N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  15. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № № 27/901-6
  16. О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ
  17. О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития от 04.04.2007 № № ВФ-577/06 и N 2608-ВС
  18. Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03.07.1998
  19. Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № № 593
  20. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № № 373. В первом разделе, пункте 2 этого документа говорится о том, что Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому пункту дается разъясне- ние, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образова- тельные стандарты. В пункте 4 того же раздела указывается, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. А в разъяснении говорится, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Таким образом, задается необходимость перехода к созданию индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в случае необходимости, увеличивая сроки их освоения. Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2009 № N 57 (с изменениями от 9 марта 2010 г.)
  21. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
  22. Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № N 03-59-49ин/36-03
  23. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186

В Магаданской области разработали Концепцию инклюзивного образования региона до 2020 года. Документ определяет приоритеты развития образования детей с ограниченным возможностями здоровья на Колыме. Концепцию и ее Комплексный план реализации одобрили в ноябре 2014 года на заседании регионального Совета по образованию при главе территории. Планом реализации Концепции предусмотрены мероприятия по созданию равных условий в получении качественного образования без дискриминации по любым основаниям для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принципов взаимоприятия и сотрудничества.

- КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ на 2014 – 2016 годы»

Основные постулаты, сформулированные в перечисленных документах, определяют необходимость переосмысления мето- дологических и организационно-содержательных основ деятельности по обучению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательным условием развития инклюзивного обучения и воспитания является создание безбарьерной среды , включая физичес- кую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, на- правленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Относительно кадрового ресурса – необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязатель- ной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и спе- циальной педагогике и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования.

Как в этих направлениях работает наш коллектив, что мы можем посоветовать вам в случае, если дети с ОВЗ, проживающие в микрорайонах ваших учреждений решат, что на основании всех вышеперечисленных документов они хотят учиться по месту жительства в закрепленной за их микрорайоном образовательной организации, независимо от ее вида, мы и расскажем вам сегодня.