История пожарных автомобилей россии. Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

АЛ

— это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы . У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

АПК

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на . Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

АР

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км . В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

ДУ

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

ГДЗС

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

АСА

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

В зависимости от назначения и оснащения бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

АШ

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

В преддверии Дня пожарной охраны Москвы столичным главком МЧС был организован пресс-тур, который предоставил журналистам уникальную возможность не только познакомиться с современной техникой, но и увидеть ее технические возможности.

Отправляемся в ПСЦ.

За последние 20 лет благодаря целевым программам Правительства Москвы и МЧС России в гарнизоне пожарной охраны города Москвы на 100% обновился парк пожарно-спасательной техники.

Автомобиль быстрого реагирования с системой пожаротушения «Кобра» (АБР КОБРА)

Расчет комплекса "Гюрза"

Куряков Игорь Викторович - Начальник Управления оперативного реагирования ГУ МЧС России по г.Москве

Мобильный комплекс «ГЮРЗА» для тушения пожаров на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов.

«ГЮРЗА» состоит из базового шасси, пожарной надстройки и водяной многофункциональной установки для резки конструкций и подачи тонкораспыленной струи воды. Комплекс предназначен для работы в трех режимах: резки, пожаротушения водой и пожаротушения водой с добавкой пенообразователя.

Кстати Silant - на базе шасси ГАЗ-66

Котэ - "А ты кто?")))

Пожарно-спасательный мотоцикл

АЦ-3,2-40/4 CAFS(43253)007-МС на базовом шасси КамАЗ-43253, модель 007-МС, с дополнительно оборудованной двухканальной пневматической пеногенерирующей установкой (ППУ) Conti CAFS 15 AT и Sky CAFS предназначена для образования пеновоздушной смеси, доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента.

"Как махну рукой - подавайте пену!"

Апчххииии

Пенаааа...выходииии)))

Огооо... как повалило то)))

Установка пожаротушения с гидроабразивной резкой «Кобра»

Метод пожаротушения с гидроабразивной резкой (международный патент 1997 года) заключается в смешивании воды и абразива, выбрасываемого через специальное выходное отверстие под давлением 300 атм. Капли воды при контакте с горячими пожарными газами превращаются в пар. Это позволяет снизить температуру внутри закрытого помещения при минимальных затратах воды. Охлаждение пожарных газов начинается с самого начала применения установки «Кобра», что дает руководителю тушения пожара больше времени для планирования спасательной операции. После охлаждения горючих газов и снижения температуры, производится интенсивная вентиляция помещения и удаление задымления, позволяющие безопасно войти сотрудникам газодымозащитной службы без угрозы воздействия температуры и открытого пламени и произвести «дотушивание» очага возгорания.

Металлическую дверь прошли.

Прошли и дерево.

"Как нет отверстия, да вон их сколько"

В дереве проход.

Кто не успел, еще раз показываем (потом объектив оттирал))))

Точно есть сквозное)))

Комбинированная установка гидроабразивной резки и пожаротушения «Гюрза» успешно прошла очередное испытание.

Принцип действия установки «Гюрза» заключается в подаче под высоким давлением смеси воды и абразива, что позволяет мгновенно вскрывать все известные строительные и конструкционные материалы, а затем осуществлять тушение тонкораспыленной водой или водой с добавлением пенообразователя через полученное отверстие.

Такой дистанционный метод тушения не только упрощает доступ к очагу возгорания в закрытых и труднодоступных пространствах, но и обеспечивает пожарным максимальную безопасность работы, так как используется метод бесконтактного тушения.

Прокололи стальную пластину (приличной толщины)

А теперь попробуем бетон.

И бетон прошли!

Автоцистерна тоннельного тушения. Предназначена для работы в тоннелях, для этого автомобиль имеет свою систему снабжения воздухом - как расчета, так и двигателя автомобиля. Так же передняя часть авто может охлаждаться путем подачи воды с верхних лафетов.

"Ну а там если чего, то берем кусачки по больше"

"Какие по больше? Да вот типа таких"

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .

Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Полная статья здесь: История пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности

В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:
  • Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .

Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .

К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах . К ПА целевого применения принято относить:

  • Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  • Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  • Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  • Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  • Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  • Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  • Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости

категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т

При посещении международных салонов и выставок пожарной техники и оборудования приходишь к выводу, что в России, как нигде в мире, уделяется внимание средствам подачи огнетушащих веществ. И заботимся мы об этом, что называется, не от хорошей жизни. Если за рубежом пожарная техника работает в цивилизованных условиях, у нас эксплуатировать ее часто приходится на совершенно неприспособленных площадках, на пересеченной местности, на большом удалении от водоисточников.

Именно это обстоятельство заставляет разработчиков идти «впереди планеты всей». Современная техника позволяет сегодня подавать тушащее вещество на большие расстояния и высоты. В условиях России именно эти ее качества позволяют успешно решать задачи по тушению пожаров. Примером здесь вполне могут служить конструкторы ВНИИПО МЧС России. За последние годы ими созданы образцы техники, по ключевым показателям превосходящие зарубежные аналоги. К таковым относятся высокоэнергетическая малогабаритная модульная «Установка-ВЭМ», установка для получения и подачи газонаполненной пены «УГНП», высокопроизводительные лафетные стволы ЛС(Д)-(В)330Уш, насосно-рукавные комплексы «Поток» и «Шквал».

Названные стволы, в частности, способны формировать струю и подавать воду на расстояние до 140 м с расходом до 330 л/сек. А «Поток» и «Шквал» предназначены для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры. С помощью этой техники можно забирать воду из источников, совершенно не приспособленных для пожарных машин, и подавать ее по проложенной рукавной магистрали на расстояние до 1760 м. Все эти качества особенно востребованы при тушении крупных пожаров, в том числе лесных.

Характерно, что ученые и специалисты института оперативно реагируют на требования жизни. Так, грозное лето 2010 года заставило подумать о том, как при тушении лесных пожаров эффективнее использовать смачиватели и водные гели, которые раньше применялись на сельхозугодиях в засушливых районах. Сегодня проведенные исследования уже позволяют давать рекомендации по тактике их применения, в итоге экономится вода и каждый ее кубометр используется при тушении с наибольшим результатом.

Но, как выясняется, в этом вопросе зарубежные коллеги нас все-таки обогнали. Оказывается, в Австралии разработана рецептура пенообразователей и смачивателей, которые могут применяться при совсем скудном водообеспечении. Рецептура держится в секрете. Так что отечественным ученым есть над чем работать.

Продолжаются и поиски новых, более эффективных способов тушения резервуаров с нефтью. Надо сказать, что это одна из самых актуальных проблем в пожаротушении, хотя и существует целый ряд технологий и способов тушения. Взять хотя бы широко известный и вроде бы весьма эффективный способ подслойного тушения резервуаров. К его преимуществам относятся и постоянная готовность системы пожаротушения к действию, и гарантированная сохранность арматуры и трубопровода с пенообразователем, и безопасность личного состава. Однако практика выявила и недостатки этого способа. Он, в частности, не может быть применен в резервуарах с понтоном или плавающей крышей или при большой вязкости горящей жидкости, потому широкого распространения способ так и не получил.

Между тем специалистами института разработан перспективный импульсный способ тушения резервуаров с помощью мобильной установки и с использованием «биологически мягкого» углеводородного пенообразователя отечественного производства. Этот способ неоднократно подтверждал свою эффективность на полигонных испытаниях.

ЗАО «Источник плюс» в г. Бийске специализируется на выпуске универсальных модулей порошкового пожаротушения «Тунгус» и созданной на их основе пожарной технике. Одно из основных достоинств оборудования - автономность действия, возможность применять его на объектах, удаленных от пожарных подразделений. Модули порошкового пожаротушения можно устанавливать стационарно на любом объекте, забрасывать в очаг пожара, переносить и перевозить. Они запускаются в работу электрическим сигналом небольшой мощности, имеют простую конструкцию, сохраняют работоспособность в течение 10 лет без технического обслуживания и могут быть использованы многократно.

Разработчики фирмы находятся в постоянном поиске. Ими, например, создана мобильная система залпового тушения, состоящая из девяти модулей, установленных на автомобиле. А совместно со специалистами «Роснефти» разработан комбинированный метод газоводяного порошкового пожаротушения нефтяных скважин. На автомобиль АГВТ-150 устанавливаются четыре модуля порошкового пожаротушения. Газоводяная струя, перемешанная с порошком ИСТО-1, способна усмирить горение даже крупного нефтяного фонтана.

Продукция ЗАО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР» в Петрозаводске - роботизированные установки пожаротушения на базе лафетных стволов - защищает многие объекты нефтяной и газовой промышленности, машинные залы АЭС, ТЭЦ и ГЭС, самолетные ангары и спорткомплексы.

Следует отметить, что Россия - первая страна в мире, где законодательно и нормативно обоснованы роботизированные установки пожаротушения. Они введены в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Оснащенные ИК-сканерами для автоматического обнаружения возгорания и ТВ-камерами для видеоконтроля, такие установки представляют собой роботизированные пожарные комплексы. Они отличаются быстродействием, эффективностью, экономичностью. Это оборудование является российским ноу-хау и не имеет аналогов за рубежом.

С производителями оборудования, дистанционно подающего в очаг пожара воду, спорят фирмы, использующие в качестве огнетушащего вещества пену. Разумеется, спор этот весьма условный. У воды и у пены разные сферы применения. При тушении пожаров в жилье традиционно используется вода. В то же время горение нефтепродуктов можно ликвидировать только пеной. Пенная струя, будучи во многом эффективней водяной, вместе с тем менее дальнобойна. Отечественные разработчики придумали не имеющий аналогов за рубежом комбинированный способ подачи воды и пены в очаг горения. В результате дальнобойность пенной струи увеличивается в 8–10 раз, значительно возрастает и скорость тушения.

Бесспорный лидер в производстве установок комбинированного тушения пожаров (УКТП) - ЗАО «НПО «Сопот». Широко известная потребителю установка «Пурга» применяется при тушении резервуаров с нефтепродуктами и других объектов. На Международном салоне «Комплексная безопасность-2012» фирма представила новую автоматическую концепцию противопожарной защиты вертолетных площадок. Исследования и эксперименты, проведенные специалистами фирмы, выявили, что при тушении пожара авиационной техники решающее значение имеет скорость подачи огнетушащего вещества. Всего лишь за минуту огонь уничтожает самолет, за 30 секунд - вертолет. Водой такой пожар не тушится, и даже пена малоэффективна. Наиболее оптимальный вариант - подача комбинированной струи из УКТП «Пурга».

Аварийно-спасательные автомобили являются необходимым инструментом для ликвидации различного рода аварий, чрезвычайных происшествий и несчастных случаев. В зависимости от ситуации на решение проблемы может быть выслано несколько специализированных видов. Аварийно-спасательная техника и оборудование имеет множество вариаций, что позволяет выбирать оптимальные варианты для конкретных случаев. Основной целью такого транспорта является максимальная эффективность и устойчивость к внешним воздействиям. Так, к примеру, аварийно-спасательные автомобили должны быть достаточно надежными, чтобы выдержать езду даже по бездорожью, а также не поддаваться воздействиям экстремально высоких или низких температур. В некоторых случаях такие технические средства модернизируются и подгоняются под конкретные условия использования, за счет чего эксплуатация аварийно-спасательной техники становится более эффективной.

Виды аварийно-спасательной техники

В данной статье под техникой понимаются не только средства передвижения, но и необходимый инструментарий и оборудование, без которого затруднительно или невозможно проведение спасательных работ. Вспомогательные технические средства проведения аварийно-спасательных работ подразумевают под собой:

  • осветительное оборудование;
  • инструменты для проведения спасательных работ:
  • специальную одежду.

Последний пункт зависит от того, какого именно типа автомобили аварийно-спасательных служб. К примеру, очевидно, что для пожарников будут совершенно ни к чему костюмы химзащиты.

Пожарная аварийно-спасательная техника

С учетом огромного разнообразия возможных спасательных работ и сопутствующих данным мероприятиям нужд пожарные и аварийно-спасательные автомобили делятся на три больших группы:

  1. Вспомогательные. К данной категории относится вся аварийно-спасательная техника, которая помогает обеспечивать основную группу. В частности, сюда можно отнести топливозаправщики, грузовые и автобусные средства, авторемонтные мастерские.
  2. Основные. Делятся ещё на две группы: общие – для ликвидации пожаров в населенных пунктах, и целевые – для тушения очагов возгорания в лесах или горах с использование газов, порошков и пены. Также сюда относятся машины первой помощи.
  3. Специальные. Данная техника необходима для выполнения специальных работ во время ликвидации. К примеру, это может быть подъемник, автолестницы, лаборатории.

Данная классификация пожарных и аварийно спасательных автомобилей является общепринятой и действует во всех областях и регионах страны.

Надежные пожарные и аварийно-спасательные автомобили являются неотъемлемым звеном в цепочке обеспечения безопасности предприятий любого рода. Особенно необходимо это на предприятиях с повышенной опасностью: химические заводы, нефтеперерабатывающие предприятия и т.д. Тем не менее, содержать полноценный парк может позволить себе далеко не каждая компания, так как техническое обслуживание пожарных и аварийно-спасательных автомобилей отнимает немало средств и зачастую это нецелесообразно даже для предприятий повышенного класса опасности. Само назначение аварийно-спасательного автомобиля заключается в том, что его используют только в чрезвычайных ситуациях, и потребности в постоянном присутствии на территории фабрики или завода нет. К сожалению, вероятность возникновения пожара существует всегда, и именно от того, насколько быстро прибудет специальный автомобиль, аварийно-спасательный комплекс мер по устранению может быть более или же менее эффективен. От данного фактора зависят не только материальные потери предприятия, но и число пострадавших во время ЧП сотрудников.

Обслуживание аварийно-спасательных автомобилей

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях имеет все основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили в своем парке. Современная техника и отменное качество всех предоставленных транспортных средств гарантировано повысят эффективность проведения аварийно-спасательных работ различной сложности. Любая машина из нашего автопарка справится с пожаром не только на предприятии, но и в лесах, так как характеристики пожарных и аварийно-спасательных автомобилей позволяют проводить даже самые сложные работы. Наши специалисты осуществляют всё необходимое техническое обслуживание и ремонт аварийно-спасательной техники, за счет чего она всегда готова отправиться на экстренный выезд. Мы производим ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники сразу после выявления неполадок. Техническое состояние нашего парка полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации, а значит каждая единица:

  • заправлена огнетушащими веществами;
  • укомплектована техническим вооружением;
  • внешне соответствует всем нормам и правилам оформления.

Техника МЧС на службе безопасности

Насколько бы оперативной не была служба Министерства чрезвычайных ситуаций, из-за поломок или плохих дорог аварийно-спасательные автомобили МЧС могут прибыть спустя значительное время. Однако наш современный транспорт гарантировано доберется до места происшествия в кратчайшие сроки. Чем больше времени ситуация не находится под контролем, тем выше риск получения травм, увечий или возникновения летальных исходов, особенно если это касается опасных производств с большим количеством сотрудников. Именно поэтому значительно практичнее заключать договора со сторонними компаниями, которые возьмут на себя обслуживание аварийно-спасательных автомобилей. Заключая с нами договор, клиенты ЦЭПЧС получают качественные и надежные средства АСР, которые позволят спасателям с большей оперативностью справляться с любыми возникающими задачами. Кроме этого, ремонт аварийно-спасательной техники осуществляется нашим Центром, что снимает лишние расходы с организации заказчика.