Налоговые последствия у экспедитора зависят от вида услуг и порядка компенсации затрат заказчиком. Отчет экспедитора инструкция Отчет экспедитора для налоговой

Практически каждая организация, осуществляющая торговую и иную деятельность, оказывает услуги по доставке товара до покупателя. Процедура доставки на практике реализуется экспедитором, на которого ложится ответственность за сохранность ценностей в момент перемещения и передачу товара адресату. Для того чтобы контроль материально-ответственного лица осуществлялся максимально эффективно разработана отчетная форма МХ- 21 “Отчет экспедитора”.

Что собой представляет МХ- 21 “Отчет экспедитора”

Документ имеет унифицированный Госкомстатом бланк с кодом ОКУД 0335022. Отчет предназначается для организации учета товарно-материальных ценностей, принадлежащих предприятию, которые передаются получателю посредством процедуры экспедиции.

Несмотря на то, что бланк включен в альбом первичных учетных документов и является унифицированной формой, компаниям и предпринимателям разрешено вносить свои изменения в документ.

Важно! Главным требованием является наличие в сформированном и утвержденном самостоятельно бланке всех обязательных реквизитов, предоставляющих конечному пользователю информации максимум полезных сведений.

Пошаговая инструкция по заполнению формы МХ-21

Бланк отчета является односторонним и представляет собой документ, состоящий из шапки и табличной части.

В шапке документа необходимо отразить следующую информацию о компании:

  1. Наименование организации;
  2. Наименование структурного подразделения;
  3. Код ОКПО в соответствие с классификатором;
  4. Код ОКДП;
  5. Номер и дата составления отчета экспедитора;
  6. Отчетный период, подлежащий раскрытию в документе;
  7. ФИО экспедитора, ответственного за доставку товара до конечного пользователя.

Табличная часть отчета экспедитора должна включать в себя следующие сведения о перевозимом товаре:

  1. Номер по порядку;
  2. Номер и дата товарного документа, выступающего в качестве основания для перемещения ценностей;
  3. Название товарно-материальных ценностей, подлежащих передаче покупателю или иному лицу;
  4. Единица измерения – в отличие от других первичных учетных форм, отчет экспедитору не требует отражения в документе кода единицы измерения в соответствие с классификатором ОКЕИ.
  5. Количество полученных для перевозки ценностей;
  6. Количество отгруженных объектов ТМЦ;
  7. Количество возвращенных ценностей;
  8. Отклонения – с этой целью в документе предназначены две графы, для обнаруженных излишков и недостач;
  9. Потери в соответствии с установленными нормами естественной убыли в количественном и суммовом выражении;
  10. Окончательный результат, раскрывающий информацию об излишках или недостачах товара в количественном и суммовом выражении.

Важно! Заполненный документ должен быть заверен не только подписью экспедитора, выступающего в качестве материально-ответственного лица, но и лиц (сотрудников бухгалтерии), ответственных за принятие отчета у экспедитора и его проверку.

Документ по форме МХ-21 «Отчет экспедитора» составляется непосредственно экспедитором, который осуществляет доставку товаров. Отчитаться ему следует перед бухгалтерской службой работодателя за доставленные товарно-материальные ценности отдельно по каждому рейсу.

Важно! Количество экземпляров определяется потребностями каждой конкретной организации и количеством заинтересованных пользователей.

Типичные ошибки при заполнении формы МХ-21

Рассмотрим наиболее распространенные нарушения и способы их правомерной корректировки в таблице.

п/п Распространенные нарушения при составлении документа МХ-21
Ошибка Способ корректировки
1 Заполнение формы документа МХ-21 экспедитором было произведено с допущением ошибки в числовом значении одной из ячеек табличной части документа. Нарушение выявлено виновным лицом. Вследствие того, что унифицированный бланк «Отчет экспедитора» по своему функциональному значению не относится к категории банковских и кассовых документов, исправления в него могут внесены по общим правилам корректировки первичных учетных документов. С этой целью уполномоченным лицом должен быть аккуратно зачеркнут неверный числовой показатель в ячейке. После этого, рядом с ошибочной записью необходимо указать верные данные и заверить произведенное исправление фразой «исправленному верить» и подписью ответственного лица.
2 В отчете экспедитора отсутствует подпись материально-ответственного лица В связи с тем, что в качестве МОЛ выступает экспедитор, его подпись непременно должна присутствовать на документе. Отсутствие этих обязательных сведений говорит о том, что отчет МХ-21 составлен с нарушением требований заполнения первичных учетных документов.
3 В МХ-21 не указан отчетный период составления Требования, установленные для заполнения формы МХ-21, предусматривают необходимость формирования этого документа отдельно для каждого рейса. Вследствие того, чтобы количество ценностей и их ассортимент могут быть различными, отражение периода перевозки является необходимой к раскрытию информацией.

Помимо этого, отсутствие сведений в ячейке может стать причиной противоправных действий со стороны недобросовестных лиц.

В каких программах можно сформировать

Вносить сведения о перевозимом грузе и иные данные в документ по форме МХ-21 можно как вручную, так и задействовав компьютерную технику. Ручное заполнение предполагает внесение сведений шариковой или перьевой ручкой синего, черного или фиолетового цветов.

Заполнить документ «отчет экспедитора» можно в следующих программах:

В каких программах можно составить отчет МХ-21
п/п Программа Возможно Невозможно
1 1С:Бухгалтерия +
2 1с:Управление торговлей +
3 Контур

Важно! Использование компьютерных программ позволяет сократить время на заполнение документа.

Рейтинг самых задаваемых вопросов

Вопрос № 1 Может ли организация не применять при осуществлении доставки форму МХ-21?

С 2013 компаниям предоставлена самостоятельность в выборе учетных форм. Организации вправе разработать и утвердить приказом руководителя свой бланк, при условии, что документ будет содержать обязательные реквизиты.

Вопрос № 2 Какой период времени сотрудникам бухгалтерии необходимо хранить сданные экспедиторами отчеты?

Вопрос № 3 Вправе ли компания вносить корректировки в документ?

Да, если все исправления будут оформлены в соответствии с установленными законом требованиями.

От того, будут ли расходы экспедитора возмещены клиентом или стороны согласуют экспедиционное вознаграждение, будет ли экспедитор самостоятельно оказывать услуги или привлечет стороннюю организацию, зависит налогообложение у компании-экспедитора

11.04.2013

П о договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Экспедиционные отношения регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.06 № 554 (далее — Правила экспедиционной деятельности).

Особенность договора транспортной экспедиции в том, что при общем сходстве с посреднической сделкой отношения в рамках такого договора являются самостоятельным видом деятельности, так как в услугах экспедитора налицо отсутствие представительского характера, присущего посредническим отношениям. Обязанности по договору обусловлены исключительно общей целью — организация перевозки груза и его доставки, а не представлением интересов клиента путем заключения сделок в его пользу. На практике суды признают транспортную экспедицию самостоятельным видом услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98 и определение ВАС РФ от 07.05.09 № ВАС-2785/09).

Однако налогообложение сделки транспортной экспедиции происходит именно по «посреднической» схеме. Экспедиционный договор не исключает возможности прописать условия оплаты, аналогичные условиям в договоре возмездного оказания услуг, когда цена услуг включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение, а все издержки осуществляются за счет исполнителя. В этом случае налогообложение у экспедитора будет происходить по классической схеме — без перевыставления расходов заказчику.

Именно поэтому важно четко регламентировать условия в договоре, ведь чем подробнее они прописаны, тем меньше разночтений и споров будет впоследствии.

Расходы по услугам, не согласованным сторонами, но оказанным экспедитором за свой счет, налоговики могут признать необоснованными

Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ услуги, оказываемые экспедитором, делятся на основные и дополнительные. К числу основных услуг отнесены:

— организация перевозки груза транспортом и по маршруту, который избран экспедитором или клиентом;

— заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

— обеспечение отправки и получения груза.

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций:

— получение документов, необходимых для экспорта или импорта;

— выполнение таможенных и иных формальностей;

— проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

— уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;

— хранение груза, его получение в пункте назначения;

— иные операции и услуги.

Перечень дополнительных услуг, указанных в ГК РФ, не является исчерпывающим. Стороны по договору могут включить любые услуги, главное, чтобы они были связаны с перевозкой груза. Это может быть формальная увязка, но в целом услуги должны способствовать процессу достижения конечной цели экспедиционного договора.

Экспедитор оказывает только те услуги, которые прописаны в договоре (п. 1 ст. 4 Закона № 87-ФЗ). Так как законом не предусмотрена обязанность клиента компенсировать расходы, понесенные экспедитором и не оговоренные сторонами, для предупреждения споров как с клиентом, так и с проверяющими следует четко прописать услуги экспедитора.

Правовые нормы экспедиционного договора не запрещают прописать в договоре оплату услуг, включающую и вознаграждение, и компенсацию расходов, одной суммой

Особенно важен этот нюанс при оказании услуг по международной перевозке, где правомерность применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов подтверждается представлением в налоговый орган документов, предусмотренных НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 08.04.09 № КА-А40/2273-09).

Если экспедитор в целях исполнения своих обязанностей по договору привлекает стороннюю транспортную компанию, налоговые последствия аналогичны посреднической сделке

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. То есть порядок расчетов по договору транспортной экспедиции стороны вправе определить по своему усмотрению.

В случае если участники сделки придут к соглашению, что в целях оказания услуг экспедитор привлекает стороннюю транспортную компанию, то налогообложение осуществляется по аналогии с посредническими договорами.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы не учитываются поступления в виде имущества, переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Данную норму правомерно применять по отношению к договору транспортной экспедиции, о чем свидетельствует также арбитражная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 28.11.06 по делу № А55-5707/06-31).

Таким образом, расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента, в виде сумм, уплачиваемых за перевозку, а также за дополнительные услуги — погрузочно-разгрузочные работы, таможенные процедуры, хранение, не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и перенаправляются клиенту.

Экспедитор вправе перевыставить счет-фактуру аналогично посредникам или же составить сводный счет-фактуру на все приобретенные для клиента услуги и работы

Еще недавно не было официальных разъяснений о порядке выставления счетов-фактур, ведь по существу ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв.постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, не предусмотрен какой-либо особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.

На данный момент финансовое ведомство разъяснило порядок выставления счетов-фактур (письма Минфина России от 10.01.13 № 03-07-09/01, от 29.12.12 № 03-07-15/161 и от 01.11.12 № 03-07-09/148). Теперь экспедитор может выбрать способ перевыставления счетов-фактур по услугам третьих лиц.

Первый способ предусматривает перевыставление счетов-фактур исполнителей так же, как это делают агенты и комиссионеры.

Перечень дополнительных услуг, оказываемых экспедитором, не является исчерпывающим, стороны могут включить в договор любые услуги, главное, чтобы они были связаны с перевозкой груза

То есть в этом счете-фактуре экспедитор указывает в качестве продавца не себя, а реального продавца или исполнителя (подп. «а» и «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). Счета-фактуры перевыставляются по каждому исполнителю и поставщику (письма Минфина России от 21.09.12 № 03-07-09/132 и ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/16555@).

Второй — это выставление сводного счета-фактуры на все приобретенные услуги, в котором:

— в качестве продавца экспедитор указывает себя;

— все услуги, приобретенные у третьих лиц, выделяются в отдельные позиции. Данные берутся из счетов-фактур исполнителей;

порядковый номер и дата составления счета-фактуры указываются в соответствии с индивидуальной хронологией экспедитора.

Сводный счет-фактура регистрируется в журнале учета счетов-фактур, а в книге продаж не регистрируется, так как принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров (работ, услуг), экспедитор так же, как и посредник, не вправе (ст. 156 НК РФ).

К экземпляру сводного счета-фактуры, который передается клиенту, экспедитор должен приложить копии счетов-фактур, полученных от организаций, оказывающих ему услуги, а также копии соответствующих первичных документов.

Счета-фактуры, полученные от перевозчиков и иных контрагентов, экспедитор регистрирует только в части «Полученные счета-фактуры» журнала учета счетов-фактур, при этом в книге покупок не регистрирует.

Налоговики обязаны пользоваться разъяснениями финансистов. Так, указанноеписьмо Минфина России от 29.12.12 № 03-07-15/161 размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами» (письмо ФНС России от 18.02.13 № ЕД-4-3/2650@).

Заметим, что недавно налоговики были против составления сводного счета-фактуры по всем приобретенным экспедитором услугам. В письме ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/16555@ было указано, что экспедитор, приобретающий в интересах клиента работы (услуги) третьих лиц от своего имени, должен руководствоваться теми же правилами, что комиссионеры и агенты, для которых возможность выставления обобщенных счетов-фактур не предусмотрена.

Когда по договору оплата за экспедиционные услуги включает вознаграждение и расходы, доходом экспедитора признается именно сумма, указанная в договоре

Если договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за свой счет. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора.

Налоговики разъяснили, что экспедитор перевыставляет счета-фактуры клиенту по аналогии с посредниками или путем составления сводного счета-фактуры

Все затраты, понесенные в связи с исполнением договора, при условии их соответствия статье 252 НК РФ признаются расходами, учитываемыми в целях налогообложения компании-экспедитора. Указанной позиции придерживаются также Минфин России (письма от 14.06.11 № 03-07-08/185 и от 16.02.09 № 03-03-06/1/65) и УФНС России по г. Москве (письмо от 18.12.09 № 16-15/133974).

В пункте 9 статьи 270 НК РФ указано, что если при формировании налоговой базы все затраты, связанные с исполнением обязательств по договору, включаются в состав расходов, то поступления в виде имущества от заказчика учитываются при налогообложении в полном размере. Следовательно, доходом экспедитора является договорная стоимость услуг, оказанных клиенту в рамках договора. Выручка признается исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции согласно статье 249 НК РФ.

Если экспедитор заключил экспедиционный договор с другой компанией-экспедитором на организацию перевозки, в этом случае, по мнению автора, схема учета расходов для целей налогообложения будет аналогична вышеизложенной. Только в этом случае экспедитор выступает уже как заказчик. Для него уплата экспедиторского вознаграждения другому экспедитору и понесенные расходы будут расходами в целях налогообложения, а полученное вознаграждение от клиента — его облагаемым доходом.

Если перевозка осуществляется экспедитором лично, то транспортные расходы формируют налогооблагаемую базу экспедитора. Возможен другой вид договорных отношений, при котором экспедитор выступает перевозчиком груза, а для выполнения другой части привлекает третьих лиц, например для погрузочно-разгрузочных работ, хранения груза. Такой договор будет смешанным, его составление и исполнение регулируются не только положениями главы 41 «Транспортная экспедиция», но и положениями главы 40 «Перевозка» ГК РФ (ст. 784 ГК РФ).

Цена услуг определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Вознаграждение, полученное от заказчика-грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, учитывается в его доходах для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором оно получено (п. 1и п. 2 ст. 249 НК РФ).

Налоговики утверждают, что при включении экспедитором в расходы услуг выручка от оказания услуг по договору транспортной экспедиции признается в составе доходов организации в том объеме, в котором она получена от клиента

Однако если стороны прописали отдельно оплату вознаграждения за организацию и оплату услуг по перевозке, то, по мнению автора, целесообразно вести раздельный учет тех доходов (расходов), которые получены (понесены) при самостоятельном исполнении договора и при исполнении договора с привлечением других организаций, и в зависимости от классификации доходов и расходов применять для целей налогообложения прибыли одну из вышеприведенных учетных схем. То есть если в договоре с клиентом предусмотрена оплата, включающая расходы экспедитора, то экспедиционное вознаграждение, компенсацию расходов второму экспедитору первый учитывает в своих расходах. В этом варианте экспедитор представляет заказчику акт выполненных работ от своего имени, свой счет-фактуру и транспортные документы.

Если клиент возмещает расходы отдельно, то экспедитор перевыставляет на клиента расходы по второму экспедиционному договору. Разумеется, в такой ситуации необходимо четко разграничить в договоре те основные и дополнительные услуги, которые экспедитор-перевозчик будет выполнять самостоятельно, и те, к выполнению которых планируется привлечь сторонние организации.

Порядок начисления НДС и выставления счетов-фактур не отличается от обычной реализации услуг. Если экспедитор от своего имени и за свой счет заключает договоры на оказание услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, и ими не предусмотрено возмещение расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента, то налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции в соответствии с пунктом 1статьи 156 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.10 № 17795/09).

Экспедитор признается налоговым агентом в отношении суммы вознаграждения, выплачиваемого иностранному перевозчику, осуществляющему деятельность не через постоянное представительство

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пунктом 3 статьи 169 НК РФ экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж. Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня их оказания.

Таким образом, в данном случае отражение выручки и оформление счетов-фактур происходят в общем порядке, как и при реализации по договору возмездного оказания услуг.

Что касается НДС по приобретенным услугам, то «входной» НДС по расходам, связанным с исполнением экспедиционного договора, экспедитор может предъявить к налоговому вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ.

Составление отчета экспедитора позволит избежать лишних вопросов по поводу формирования суммы затрат на транспортировку и экспедирование

Аналогично документации при посреднических отношениях стороны могут предусмотреть в экспедиционном договоре обязательное предоставление отчета экспедитора. Правилами экспедиционной деятельности не предусмотрено оформление данного документа.

При этом во избежание разногласий с налоговиками экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в письме УФНС России по г. Москве от 05.04.05 № 20-12/22797. Из этого письма следует, что расходы на вознаграждение экспедитора при соответствии требованиям, указанным в статье 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, отчетом агента.

Что касается судебной практики. В суде рассматривалось дело, где налоговики указали на неправомерное включение в расходы сумм, не подтвержденных отчетом экспедитора (постановление ФАС Московского округа от 11.08.09 № КА-А40/7718-09). Хотя суд и встал на сторону налогоплательщика, обосновывая, что компания представила доказательства обоснованности и подтвержденности расходов, все же спор с налоговиками решался уже в судебном порядке.

Правильно составленный отчет экспедитора, предусмотренный в договоре, убережет компанию от претензий налоговых органов

В деле, которое рассматривал ВАС РФ в 2012 году (постановление от 14.02.12 № 12093/11), суд упоминал об отчете агента. Однако отчет агента упоминался не как обязательный документ, который необходим для подтверждения вышеуказанных расходов, а как документ, содержащий определенную информацию, необходимую для положительного решения в пользу налогоплательщика.

Унифицированной формы данного документа нет, поэтому при заключении договора транспортной экспедиции следует утвердить форму отчета и его содержание. В отчете экспедитору было бы целесообразно отразить следующую информацию:

— суммы, полученные экспедитором от заказчика-грузоотправителя или грузополучателя для исполнения договора транспортной экспедиции;

— суммы, перечисленные экспедитором перевозчику и другим третьим лицам для исполнения договора;

— реквизиты документов, подтверждающих перевозку и оказание прочих дополнительных услуг по договору (разгрузка, хранение и т. п.);

— сумму вознаграждения экспедитора.

Компания не смогла подтвердить обоснованность расходов на экспедиционные услуги, а также приобретение услуг для операций, признаваемых объектами обложения НДС, так как предоставила в суд акты оказания услуг, которые не раскрывали факт оказания услуги

К отчету экспедитору желательно приложить все первичные документы, подтверждающие расходы, и копии договоров на перевозку груза, заключенных с третьими лицами (см. врезку ниже).

По мнению Минфина России, затраты на перевозку можно учесть в расходах только при наличии товарно-транспортной накладной и транспортной накладной

В ситуации, когда экспедитор является перевозчиком, к договору транспортной экспедиции применяются еще и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Согласно пункту 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем.

ДОКУМЕНТЫ

Первичные документы, которые безопаснее оформить при осуществлении экспедиционной деятельности

В соответствии со статьей 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции составляется в письменной форме. Иные документы, которые составляются в рамках такой сделки, также оформляются в письменной форме. Приказом Минтранса России от 11.02.08 № 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

Согласно пункту 5 указанного Порядка к экспедиторским документам относятся:

— поручение экспедитора, которое определяет перечень и условия оказания клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

складская расписка. Она подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение

Раннее транспортные расходы подтверждались товарно-транспортной накладной, составленной по форме № 1-Т (утв. постановлениями Госкомстата России от 28.11.97 № 78 и Правительства РФ от 15.04.11 № 272). С 25 июля 2011 года введена новая форма транспортной накладной, которая в настоящее время является подтверждением расходов на транспортировку при перевозках грузов автотранспортом. Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т также не отменена.

Официальная позиция по применению транспортной накладной изложена в письмах Минфина России от 27.02.12 № 03-03-06/1/105 и от 08.11.11 № 03-03-06/1/722, где разъясняется, что транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т. Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов. Ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Иными словами, товарно-транспортная накладная служит для учета расходов на доставку грузов.

Отсутствие первичных документов экспедитора рискованно с налоговой точки зрения . Отсутствие или неверное их оформление может послужить основанием для отказа при налоговой проверке в признании понесенных расходов на основании статьи 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.11 № 16-15/093505@).

По мнению Минфина России, нарушение в оформлении, а также отсутствие указанных документов может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки по НДС в отношении международных перевозок (письмо Минфина России от 02.08.11 № 03-07-15/72).

Если экспедитор при перевозке не оформил транспортную накладную и ТТН, то налоговые органы могут отказать в применении налогового вычета из-за того, что реальность перевозки не подтверждена

Вместе с тем, по мнению судов, транспортные расходы можно учесть и без транспортной накладной, если есть иные документы, подтверждающие произведенные затраты (постановления ФАС Московского от 06.02.09 № КА-А40/167-09 и Центрального от 14.10.10 № А09-11083/2009 округов). В рассматриваемом случае ими могут быть перечисленные выше экспедиторские документы.

Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафурьяновой Г.Р.,

при секретаре Хаматнуровой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тазиева Я. Ф. к Тазиеву А. Ф. о взыскании в порядке регресса с заемщика суммы оплаченного за него долга,

Установил:

Тазиев Я.Ф. обратился в суд с иском к Тазиеву А.Ф. о взыскании в порядке регресса с заемщика суммы оплаченного за него долга.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО Сбербанк России и Тазиевым А.Ф. заключен кредитный договор № на сумму 156 000 руб., по которому он является поручителем. По решению Балтачевского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ с его пенсии удержано 67935 руб. и оплачен исполнительный сбор в размере 10677,09 руб. На его требования ответчик сумму оплаченного за него долга не возвращает.

Просит взыскать с Тазиева А.Ф. в пользу Тазиева Я.Ф. сумму оплаченного за него долга в размере 67935 руб., сумму, оплаченную за исполнительный сбор в размере 10677,09 руб.

В судебном заседании истец Тазиев Я.Ф. уточнил исковые требования, указав, что со дня возбуждения исполнительного производства до ДД.ММ.ГГГГ года ответчик выплатил ему часть долга, неоплаченным остался долг в размере 36 366 руб., в том числе исполнительный сбор, который просит взыскать с ответчика, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб.

Ответчик Тазиев А.Ф. исковые требования с учетом уточнений не признал, пояснил, что он выплачивал истцу ежемесячно по 4 300 руб., ему осталось выплатить еще 5 месяцев в общей сумме 11 500 руб.

Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тазиева Я.Ф. по следующим основаниям.

Актом медицинского освидетельствования Лукьянова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено состояние алкогольного опьянения последнего;

Протоколом об административном задержании, согласно которого Лукьянов С.А. задержан ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 00 мин. связи с совершением административных правонарушений.

Представленные доказательства не вызывают сомнений в их достоверности, они получены в соответствии с законом, последовательны, логичны, согласуются между собой.

Выслушав объяснение Лукьянова С.А., признавшего свою вину в совершении данного правонарушения, оценив совокупность исследованных доказательств, прихожу к выводу о доказанности его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, так как он совершил неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, а также общественную опасность содеянного.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность Лукьянова С.А., являются признание вины, раскаяние в содеянном.

Обстоятельством, отягчающим ответственность Лукьянова С.А., является совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

На основании изложенного с учетом личности правонарушителя, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельств, отягчающих ответственность, прихожу к выводу о назначении наказания в виде административного ареста, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить целей административного наказания.

На основании изложенного, судья

Постановил:

Лукьянова Сергея Алексеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного ареста на срок 1 (одни) сутки.

Срок наказания исчислять с 13 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Д.В. Кострюков

При доставке, осуществляемой грузополучателям через транспортную экспедицию компании-производителя, экспедитор по каждому рейсу составляет отчет формы МХ-21. При оказании услуги в рамках договора транспортной экспедиции исполнитель предоставляет клиенту отчет экспедитора о фактически понесенных расходах. Рассмотрим основные аспекты работы с этими документами – в какой форме составляются, назначение и особенности заполнения.

Отчет экспедитора МХ-21

Доставка ТМЦ в адрес заказчика подразумевает ответственность экспедитора за сохранность их в момент перемещения и предоставление отчетности за доставку груза. Такое требование не только правомерно и не противоречит действующему законодательству, но и косвенно подтверждено Госкомстатом, разработавшим и утвердившим Постановлением № 66 от 09.08.1999 г. отчетную форму МХ-21 «Отчет экспедитора».

В то же время, несмотря на наличие стандартизированной формы документа, с 2013 года субъектам предпринимательства не запрещено пользоваться образцом «Отчета экспедитора» в самостоятельно разработанной форме.

Важно! При самостоятельной разработке формы отчета экспедитора, она должна быть утверждена внутренним распорядительным актом, а в формируемом локальном стандарте необходимо предусмотреть:

    все обязательные реквизиты, предусмотренные для документов аналогичного характера;

    максимум информационной составляющей, которая позволит конечному пользователю осуществлять полноценный и достоверный учет ТМЦ на основании указанных сведений.

Данная форма отчетности применяется для формирования эффективного и достоверного учета ТМЦ, доставка которых получателю была осуществлена через экспедицию, организованную производителем. Отчет составляется в необходимом в каждом конкретном случае количестве экземпляров, по факту и на основании результатов доставки ТМЦ грузополучателю.

Отчетом формы МХ-21 экспедитор отчитывается за доставку груза (в данном случае – ТМЦ) получателю перед бухгалтерией своего предприятия. По каждой доставке (рейсу транспортного средства) предусмотрено предоставление отдельного отчета.

Форма МХ-21 относится к категории первичных учетных документов, и чтобы исполнитель мог в соответствии с требованиями правильно сформировать «Отчет экспедитора», образец заполнения документа необходимо утвердить в локальном акте.

Формирование отчета формы МХ-21 проводит непосредственно экспедитор, осуществивший доставку. Документ заверяется подписью материально ответственного лица (в качестве которого выступает экспедитор) и лицом, ответственным за его принятие, проверку и последующую обработку (как правило – бухгалтером по учету ТМЦ).

В заполненном виде «Отчет экспедитора» должен содержать:

    в идентифицирующей части (шапке) документа сведения о наименовании организации и структурного подразделения, информацию по кодам ОКПО и ОКДП, номер и дату формирования документа, указание на отчетный период, данные о материально-ответственном лице – экспедиторе, отвечающем за доставку груза конечному пользователю;

    в информативной (табличной) части документа указывается:

    • его порядковый номер,

      сведения о документе, являющемся основанием для перемещения ТМЦ (его номер и дата),

      перечень ТМЦ, подлежащих передаче получателю (таковым может являться покупатель или иное лицо, обозначенное в условиях договора),

      единица измерения (указывается для каждой позиции, указывается в свободной форме. В отличие от других стандартизированных первичных форм, МХ-21 не требует указания кода единицы измерения, обусловленного классификатором ОКЕИ),

      количество полученных и отгруженных, а также возвращенных ТМЦ;

      учетные отклонения (указываются обнаруженные во время приема-передачи излишки или недостачи ТМЦ),

      потери во время транспортировки в суммовом и количественном выражения (указываются в соответствии с нормами естественной убыли),

      итоговые сведения.

Отчет экспедитора по договору транспортной экспедиции: образец и особенности заполнения

Если во время выполнения рейса экспедитор понес не предусмотренные договором транспортной экспедиции, но понесенные в интересах клиента расходы, заказчик услуг, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" обязан возместить исполнителю понесенные затраты. В таких случаях наряду с общим пакетом документов, предоставляемых по факту выполнения конкретного объема работ, исполнитель представляет заказчику дополнительно «Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах», образец которого можно увидеть ниже. С данным видом отчета экспедитор обязан предоставить финансовые документы, подтверждающие расходы, понесенные для выполнения обязательств по договору, на всю сумму, указанную в отчете.

Перечень обязательных документов, предоставляемых по договору оказания экспедиторских услуг, установлен в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.06 г. Отчет экспедитора о его расходах в данный перечень документов не входит, однако, в зависимости от характера оказываемых исполнителем транспортно-экспедиционных услуг, в числе условий договора стороны могут предусмотреть обязанность его предоставления в качестве дополнительного отчетного документа.

Отчет о расходах должен включать сведения об экспедиторе, реквизиты договора транспортной экспедиции. Основная часть отчета - таблица, включающая следующие графы:

    название оказанной услуги,

    реквизиты подтверждающих расходы документов,

    единица измерения, применимая к расходу, количество (объем),

    цена за единицу,

    общая сумма расхода (с учетом НДС).

Сумма расходов указывается также прописью, отдельно выделяется НДС. Копии подтверждающих расходы документов прилагаются к отчету и перечисляются в отчете в качестве приложений.

Экспедитор ставит свою подпись и печать. Один экземпляр передается заказчику услуг, а второй остается у исполнителя. Отдельной строкой указывается, что отчет принят без возражений, либо с возражениями клиента (в этом случае клиент должен их перечислить). Клиент ставит свою подпись и печать, указывает дату принятия отчета.

Мы пользовались услугами транспортной компании по доставке товара клиенту..Вместе с доставкой мы заказали страхование данного товара при перевозке. Сумма страховки была выделена отдельно в счете на оказание услуг. Транспортная компания выставила акт выполненных работ на экспедиторские услуги и отдельно отчет на страхование груза. Является ли отчет о страховании первичным документом, т.е. закрывающим?

Да, отчет экспедитора о страховании является первичным закрывающим документом. При этом к отчету экспедитор должен приложить копии документов на страхование. не предусмотрено оформление данного документа. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора. К отчету экспедитору желательно приложить все первичные документы, подтверждающие расходы (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455).

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор привлекает сторонние организации для исполнения своих обязательств

если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).

Налогообложение отдельных операций

Налоговые последствия у экспедитора зависят от вида услуг и порядка компенсации затрат заказчиком

Составление отчета экспедитора позволит избежать лишних вопросов по поводу формирования суммы затрат на транспортировку и экспедирование

Аналогично документации при посреднических отношениях стороны могут предусмотреть в экспедиционном договоре обязательное предоставление отчета экспедитора. Правилами экспедиционной деятельности не предусмотрено оформление данного документа.

При этом во избежание разногласий с налоговиками экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в письме УФНС России по г. Москве от 05.04.05 № 20-12/22797 . Из этого письма следует, что расходы на вознаграждение экспедитора при соответствии требованиям, указанным в статье 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, отчетом агента.

Что касается судебной практики. В суде рассматривалось дело, где налоговики указали на неправомерное включение в расходы сумм, не подтвержденных отчетом экспедитора (постановление ФАС Московского округа от 11.08.09 № КА-А40/7718-09). Хотя суд и встал на сторону налогоплательщика, обосновывая, что компания представила доказательства обоснованности и подтвержденности расходов, все же спор с налоговиками решался уже в судебном порядке.

Правильно составленный отчет экспедитора, предусмотренный в договоре, убережет компанию от претензий налоговых органов

В деле, которое рассматривал ВАС РФ в 2012 году (постановление от 14.02.12 № 12093/11), суд упоминал об отчете агента. Однако отчет агента упоминался не как обязательный документ, который необходим для подтверждения вышеуказанных расходов, а как документ, содержащий определенную информацию, необходимую для положительного решения в пользу налогоплательщика.

Унифицированной формы данного документа нет, поэтому при заключении договора транспортной экспедиции следует утвердить форму отчета и его содержание. В отчете экспедитору было бы целесообразно отразить следующую информацию:

- суммы, полученные экспедитором от заказчика-грузоотправителя или грузополучателя для исполнения договора транспортной экспедиции;
- суммы, перечисленные экспедитором перевозчику и другим третьим лицам для исполнения договора;
- реквизиты документов, подтверждающих перевозку и оказание прочих дополнительных услуг по договору (разгрузка, хранение и т. п.);
- сумму вознаграждения экспедитора.

Компания не смогла подтвердить обоснованность расходов на экспедиционные услуги, а также приобретение услуг для операций, признаваемых объектами обложения НДС, так как предоставила в суд акты оказания услуг, которые не раскрывали факт оказания услуги

К отчету экспедитору желательно приложить все первичные документы, подтверждающие расходы, и копии договоров на перевозку груза, заключенных с третьими лицами (см. врезку ниже).