Субъектом хозяйственного права не является. Предприятие как основной субъект хозяйственного права. К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы

Субъекты хозяйственного права – носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство хозяйственной деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Правовое положение субъектов хозяйственного права предопределяется не только организационно-правовой формой, но и в значительной мере зависит от характера их деятельности. Особым правовым статусом обладают, в частности, банки, биржи; имеет свою специфику предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

Правовые формы субъекта: Право собственности; Право хозяйственного ведения; Право оперативного управления; Право внутрихозяйственного ведения; Аренда.

Классификация субъектов хозяйственного права:

▪ По форме собственности: государственные; муниципальные; частные

▪ По происхождению капитала: национальные; иностранные; совместные

▪ По размеру капитала: крупные; средние; малые

▪ По образованию юридического лица: индивидуальные предприниматели; фермерские хозяйства; юридические лица

▪ По хозяйственной компетенции: государство; регионы; предприятия; внутрихозяйственные подразделения

Чтобы субъект хозяйственного права стал субъектом хозяйственных правоотношений необходимо:

· Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и/или обязанностей

· Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности

· Наличие юридического факта – событие или действие, влекущее за собой образование прав.

Пути возникновения прав и обязанностей:

▪ Из договоров и сделок, предусмотренных законом и не противоречащих ему

▪ Из нормативных актов органов управления и местного самоуправления

▪ Из судебного решения

▪ В результате приобретения имущества на законном основании

▪ В результате создания научной и/или научно – технической продукции

▪ Вследствие причинения вреда

▪ Вследствие неосновательного обогащения

Правовой режим хозяйственного (предпринимательского) права как особая целостная система регулятивного воздействия направлен на обеспечение сочетания интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и интересов общества и государства. Соответственно хозяйственное (предпринимательское) право дает возможность рассматривать любые вопросы как с точки зрения и частноправового, так и публично-правового регулирования.

Это, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, обеспечить в определенной области соблюдение такого общего принципа права как его единство, т. е. непротиворечивости и целостности. Данный принцип предопределяет положения ст. ст.15, 74-76 Конституции РФ.

С другой стороны, указанная особенность позволяет решить ряд задач, стоящих перед предпринимательским (хозяйственным) правом на современном этапе. В частности, это следующие задачи.

1. Существование хозяйственного права предопределено объективными предпосылками. В любой экономике, вне зависимости от того плановая она или рыночная определенной модели, есть элементы государственного регулирования экономики (хотя бы в части обеспечения сбора налогов). Соответственно частноправовое регулирование всегда подвержено публично-правовому воздействию. Тем самым без закрепления в праве целей и задач, принципов, пределов осуществления и инструментов этого воздействия не обойтись. Однако, при этом необходимо обеспечить разумное сочетание частных и публичных интересов, чтобы исключить подавление одного другим.

Недостаточное внимание к этому вопросу привело к тому, что на сегодняшний день существует достаточно серьезная несогласованность между нормами частного и публичного права. Эта одна из основных причин несовершенства действующего законодательства.

Смотрите также

Договор о перевозке
Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспри...

Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав...

Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности
Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства ‑ одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при...

ПЛАН

1. Понятие, признаки и виды субъектов.

2. Права и обязанности субъектов.

3. Граждане как субъекты хозяйствования.

4. Хозяйственные организации как субъекты хозяйствования.

5. Понятие, виды и правовое положение предприятий.

6. Создание, функционирование и прекращение деятельности предприятий.

1. Субъекты хозяйственного права – это участники хозяйственных отношений, созданные в установленном законом порядке. непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность или управляющие такой деятельностью, имеющие необходимое для осуществления такой деятельности имущество и обладающие хозяйственной правосубъектностью.

Признаки субъектов:

1. Наличие определенной организационно-правовой формы, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Предприниматели имеют право на выбор форм деятельности в соответствии с законодательством Украины или зарубежной практикой (частное предприятие, хозяйственное общество).

2. Имущественная обособленность. Субъект хозяйственного права имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Это имущество может быть закреплено субъектами хозяйственного права на определенных основаниях:

· право собственности (частные предприятия);

· право полного хозяйственного ведения (государственные и коммунальные предприятия);

· право оперативного управления (учреждения и казенные предприятия);

· право пользования.

3. Наличие хозяйственной правосубъектности – признанной государством за определенным субъектом хозяйствовования быть субъектом права.Включает элементы:

· правоспособность – способность иметь права и обязанности;

· дееспособность – способность осуществлять (приобретать) права и обязанности;

· деликтоспособность – способность отвечать за свои поступки и деятельность.

4. Создание и организация деятельности субъекта хозяйствования в установленном законом порядке (регистрация, постановка на налоговый учет, получение лицензии) – легитимность.

Классификация субъектов хозяйствования осуществляется по различным критериям:

I. В зависимости от формы собственности, на которой субъекты функционируют:

1) государственные – государственные предприятия;

2) коммунальные – коммунальные предприятия, органы местного самоуправления;

3) коллективные – хозяйственные общества, производственные кооперативы;

4) частные – частные предприятия;

5) смешанные – совместные предприятия.

II. По субъектному составу:

1) индивидуальные – физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды)-предприниматели;

2) коллективные – юридические лица (предприятия, органы власти и управления)

III. В зависимости от характера осуществляемой деятельности:

1) субъекты хозяйственного права, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность (предприятия);

2) субъекты, осуществляющие руководство хозяйственной деятельностью (министерства).

IV. В зависимости от содержания деятельности и функций субъектов:

1) предприятия и их структурные подразделения;

2) объединения предприятий (концерны);

3) финансовые и посреднические институты (банки, инвестиционные фонды и компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи и др.);

4) граждане-предприниматели;

5) органы государственной исполнительной власти в экономике.

V. По целям деятельности:

1) субъекты предпринимательской деятельности;

2) субъекты непредпринимательской (некоммерческой) деятельности.

VI. В зависимости от способа создания и формирования уставного фонда:

1) унитарные – создается одним предпринимателем, который выделяет для этого имущество, формирует уставной фонд, не разделенный на части (паи), утверждает устав, распределяет доходы (государственные, коммунальные предприятия, некоторые частные);

2) корпоративные – создаются двумя или более учредителями по их общему решению (договору), действуют на основе объединения имущества и (или) деятельности, совместного управления делами на основе корпоративных прав (хозяйственные общества, частные предприятия двух и более лиц).

VII. В зависимости от количества работающих:

1) малые – среднесписочная численность за год до 50 человек, а объем валового дохода зависит от реализации продукции, но не превышает суммы, эквивалентной 500 тыс. евро;

2) большие – среднесписочная численность за год более 1000 человек, а объем валового дохода зависит от реализации продукции, но превышает сумму, эквивалентную 5 млн. евро;

3) средние .

2. Права – мера возможного поведения, обязанности – мера должного поведения).

Права и обязанности субъектов хозяйственного права определены законодательством Украины. Права субъектов классифицируются в зависимости от их содержания:

1) учредительские права – отражены в учредительных документах (учредительный договор, устав, положение), дают право собственнику на:

· использование имущества для осуществления хозяйственной и другой, не запрещенной законом деятельности;

· свободный выбор вида деятельности и организационно-правовой формы и их изменение.

По общему правилу учредительские права принадлежат собственнику (собственникам).

2) управленческие права – отражены в уставных актах, основаны на принципе соединения прав собственника на хозяйственное использование своего имущества с самоуправлением трудового коллектива. Включают право:

· самостоятельно определять структуру предприятия (количество и состав его структурных подразделений, включая обособленные подразделения: филиалы, представительства и др.);

· принимать и изменять учредительные документы;

· утверждать положения о структурных подразделениях;

· формировать органы управления, назначать должностных лиц и контролировать их деятельность и др.

4) имущественные права – делятся на общие (присущи всем) и специальные.

Общие – это право:

· иметь на основании определенного вещного права имущество, приобретать его на законных основаниях;

· вести хозяйственную деятельность;

· быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, защищать свои имущественные права и интересы от имени предприятия.

Специальные права имеют субъекты, осуществляющие определенные виды деятельности (например, права в сфере выпуска и оборота ценных бумаг (акции, облигации, векселя).

Аналогично группам прав выделяют группы обязанностей (исходя из конституционного принципа о единстве прав и обязанностей):

1) обязанности при учреждении предприятий:

· утверждать (переутверждать) учредительные документы;

· регистрироваться как субъекты хозяйственной деятельности;

· получить лицензию на определенные виды деятельности;

3) обязанности в процессе хозяйствования:

· выполнять хозяйственные обязательства по договорам и гос. заказам;

· вести бухгалтерский учет своей работы;

· своевременно подавать налоговым органам декларацию о доходах, платить налоги (обязательные платежи);

· подавать органам гос. статистики предусмотренную законом отчетность;

· не допускать недобросовестную конкуренцию;

· охранять окружающую среду, рационально использовать природные ресурсы и др.

3. Правовое регулирование хозяйственной деятельности физических лиц как субъектов хозяйствования осуществляется гл. 13 Хозяйственного кодекса Украины, Законом «О собственности» и др.

Граждане как субъекты хозяйствования – это физические лица (граждане Украины, иностранцы, апатриды), не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, непосредственно осуществляющие такую деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, предоставление услуг).

Согласно Закона Украины «О собственности» за физическими лицами было признано право частной собственности на имущество не только потребительского, но и производственного назначения, которое может составить материальную основу хозяйственной деятельности.

Граждане как субъекты хозяйствования не имеют права осуществлять:

1) виды деятельности, составляющие монополию государства (изготовление и реализация военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, денег и др.);

2) виды деятельности, осуществление которых предусматривается в определенных организационных формах (банковская деятельность – банки и др.);

3) виды деятельности, осуществление которых требует получения специальных разрешений (лицензий) в соответствии с ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1.06.2000 г.

Также установлены ограничения для определенных категорий физических лиц в отношении возможности осуществления ими предпринимательской деятельности. Не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью:

– военнослужащие;

– госслужащие;

– народные депутаты Украины;

– другие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

– лица, имеющие непогашенную судимость за корыстные преступления, т.д.

Хозяйственный кодекс Украины предусмотрел, что гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность в формах:

1) непосредственно как предприниматель или через частное предприятие, которое им создается;

2) с привлечением или без привлечения наемного труда;

3) самостоятельно или совместно с другими лицами.

Возможность реализовать право на занятие предпринимательской деятельностью возникает у лица с момента наступления полной дееспособности (по гражданскому праву – 18 лет). 16-летнее физическое лицо может быть учредителем и членом кооператива. По ГК Украины 16-летний гражданин может быть зарегистрирован как предприниматель и приобрести полную гражданскую дееспособность при наличии двух условий:

1) желание заниматься предпринимательской деятельностью;

2) согласие родителей (опекунов, органа опеки и попечительства).

Физическое лицо для реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью должно зарегистрироваться в установленном порядке. Действующее законодательство предусматривает государственную регистрацию граждан-предпринимателей как с созданием юридического лица, так и без создания.

Для проведения государственной регистрации государственному регистратору подаются:

– заполненная регистрационная карточка;

– копия справки о включении заявителя в Государственный реестр плательщиков налогов и иных обязательных платежей;

– документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя.

Государственному регистратору запрещается требовать для проведения регистрации дополнительные документы, не предусмотренные Законом «О государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей» 2004 г.

Порядок государственной регистрации физических лиц-предпринимателей включает:

– проверку комплектности подаваемых государственному регистратору документов и полноты сведений, указанных в регистрационной карточке;

– проверку документов на отсутствие оснований для отказа в регистрации;

– внесение сведений о физическом лице-предпринимателе в Единый государственный реестр;

– оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации и выписки из Единого государственного реестра.

Государственная регистрация осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете местного совета или районной государственной администрации по месту жительства физического лица-предпринимателя.

Срок государственной регистрации физического лица-предпринимателя не должен превышать два рабочих дня с даты поступления документов для регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано заявителю не позже следующего дня с даты государственной регистрации.

В свидетельстве о государственной регистрации указывается:

Имя физического лица-предпринимателя;

Идентификационный код;

Место жительства;

Дата проведения государственной регистрации;

Место проведения государственной регистрации;

Данные о государственном регистраторе.

За проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя взыскивается регистрационный сбор в размере два необлагаемых минимума доходов граждан.

Государственный регистратор не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации физического лица-предпринимателя передать органам статистики, налоговой службы, пенсионного фонда, фондов социального страхования сведения о проведении регистрации с указанием номера и даты внесения записи в Единый государственный реестр.

Предприниматель открывает в учреждениях банка расчетный и другие счета на свое имя.

В случае, если индивидуальный предприниматель собирается заниматься теми видами деятельности, для осуществления которых необходимо получить лицензию, следует подать в специально уполномоченный орган определенные документы (Закон Украины «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности). Орган в течение 10 дней принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче.

Граждане – субъекты хозяйствования должны соблюдать экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие требования.

4. Хозяйственные организации – это созданные в установленном законом порядке коллективы физических и (или) юридических лиц, имеющих обособленное имущество для осуществления хозяйственной деятельности или руководства ею.

Для того, чтобы участвовать в хозяйственной деятельности, хозяйственная организация должна обладать хозяйственной правосубъектностью, которая в основном состоит из компетенции. Компетенция хозяйственной организации – это совокупность прав и обязанностей, закрепленных за ней действующим законодательством. В состав компетенции входит:

1) круг вопросов, решаемых хозяйственной организацией;

2) обязанности, возлагаемые законом на хозяйственную организацию;

3) формы ответственности за нарушение обязанностей;

4) способы защиты нарушенных прав.

Классифицируют хозяйственные организации по характеру деятельности, по форме собственности (см.1 вопр.), в зависимости от порядка создания, состава учредителей-участников, делимости или неделимости имущества (уставного фонда) на части. По последнему критерию хозяйственные организации делятся на 2 группы:

1. хозяйственные организации корпоративного типа – создаются одним или больше учредителями, которые входят в состав организации; их имущество или уставной фонд разделяется на части; состав и внутренние отношения формируются на праве членства (например, хоз.общества, производственные кооперативы, совместные предприятия);

2. хозяйственные организации унитарного типа – имеют одного учредителя и собственника имущества, который находится вне организации, закрепленное имущество не делится на части (паи), состав и внутренние отношения формируются на основе трудового найма, единоначальности и соподчиненности (например, государственные, частные предприятия. министерства и др.)

5. Предприятие – это основное звено народного хозяйства, которое имеет права юридического лица и выполняет производственную, научно-исследовательскую и торговую деятельность с целью получения прибыли (признаки см. 1 вопрос).

Виды предприятий в Украине:

1) государственное предприятие – это предприятие унитарного типа, действующее на базе выделенной части государственной собственности, без разделения его на части. Создается в распорядительном порядке компетентным органом. Собственником имущества является государство и административно-территориальные образования, а предприятие получает это имущество на праве полного хозяйственного ведения. Выделяют следующие виды государственных предприятий:

- государственные предприятия , основанные на государственной или республиканской (АРК) собственности;

- казенные предприятия (имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления) – унитарное предприятие, действующее на базе выделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без разделения его на части. Создается путем преобразования из государственного предприятия по решению КМУ. Осуществляет деятельность, относящуюся к монополии государства, и оно же является основным потребителем (гос. заказы);

2) арендное предприятие – это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коллективного или другого предприятияс целью аренды и эксплуатациицелостного имущественного комплекса для осуществления хозяйственной деятельности. Функционирует на базе смешанной собственности (государственной (коммунальной) – напр., основные фонды принадлежат государству, а предприятие владеет и пользуется на основании договора аренды – и коллективной (ценные бумаги и денежные средства);

3)частное предприятие – это форма предприятия, основанного на собственности физического лица и (или) юридических лиц. При этом собственник и предприниматель выступают в одном лице;

4) совместное предприятие – это организационная форма предприятия, основанного на базе объединения имущества различных форм собственности. Обычно имеют форму хоз. обществ, т.е. являются субъектами права коллективной собственности. Делятся на обычные (национальные) и совместные предприятия с иностранными инвестициями (не менее 10% иностранных инвестиций в уставном фонде);

5) иностранное предприятие – это форма предприятия с местонахождением в Украине, созданного согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц и государства.

6. Создание предприятий происходит на основе общих и специальных условий. Общие распространяются на все предприятия, специальные – на отдельные виды предприятий.

Создание предприятия в юридическом понимании – это утверждение и получение предусмотренных законом документов:

1) решение собственника (собственников) или уполномоченного органа о создании предприятия;

3) свидетельство о государственной регистрации;

4) документы на землепользование (землевладение). Выдаются по решению местного совета.

Способами создания предприятия являются:

1) принудительное разделение другого предприятия;

2) реорганизация действующего предприятия, т.е. выделение из состава действующего предприятия его структурных подразделений;

3) создание субъекта хозяйственного права без создания юридического лица – обособленные подразделения, филиалы, дочерние предприятия.

При создании предприятия обязательной является процедура государственной регистрации.

Для проведения государственной регистрации предприятия (юридического лица) государственному регистратору подаются :

Заполненная регистрационная карта на проведение государственной регистрации;

Копия решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица (в случаях, предусмотренных законом);

Два экземпляра учредительных документов;

Документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации;

Справка о резервировании наименования (если оно имело место);

а также, в случаях, предусмотренных законом :

Копия решения органов Антимонопольного комитета Украины или КМУ о даче разрешения на согласованные действия или на концентрацию субъектов хозяйствования;

Документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов определенного размера в уставный фонд;

Отчет о проведении подписки на акции;

Копия Государственного акта на право частной собственности учредителя на землю или на право постоянного пользования ею, либо копия договора аренды;

Документ о подтверждении регистрации иностранного лица в стране его местонахождения.

Государственный регистратор может оставить поданные для проведения регистрации документы без рассмотрения или отказать в проведении государственной регистрации только в случаях, предусмотреных законом.

Государственный регистратор вносит в регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица идентификационный код заявителя, а в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины – запись о проведении государственной регистрации юридического лица.

Дата внесения в реестр записи о проведении государственной регистрации юридического лица есть датой государственной регистрации.

Срок регистрации не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации оформляется и выдается учредителю или уполномоченному им органу не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации. Вместо со Свидетельством выдается один экземпляр учредительных документов с отметкой о проведении государственной регистрации.

Государственный регистратор не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации обязан передать соответствующим государственным органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения о проведении государственной регистрации юридического лица. Основанием для взятия юридического лица на учет в этих органах является сообщение госрегистратора.

В соответствии с законодательством Украины предприятие становится юридическим лицом, приобретает права и обязанности со дня его государственной регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может быть добровольным и принудительным.

Юридическими основаниями добровольного прекращения деятельности предприятия являются:

– инициатива собственника;

– замена профиля деятельности;

– затоваривание;

– окончание срока, на который предприятие создано;

– достижение цели, поставленной учредителями, и др.

Принудительное прекращение деятельности осуществляется на основании решения суда (хозяйственного суда) при:

– признании банкротом;

– определении недействительности учредительных документов;

– систематическом нарушении законодательства и др.

Прекращение деятельности предприятия осуществляется путем ликвадации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования).

ТЕМА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

ПЛАН

1. Общие положения о хозяйственных обществах.

2. Акционерное общество.

3. Общество с ограниченной ответственностью.

4. Общество с дополнительной ответственностью.

5. Полное общество.

6. Коммандитное общество.

1. Деятельность хозяйственных обществ регулируется Законом Украины «О хозяйственных обществах» 1991 г., Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, ЗУ «Об акционерных обществах» (вступил в действие с 30.04.09 г.)

Хозяйственными обществами называются предприятия, учреждения, организации, созданные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

1) акционерные общества (АО);

2) общества с ограниченной ответственностью (ООО);

3) общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

4) полное общество (ПО);

5) коммандитное общество (КО).

Основные черты хозяйственных обществ:

1) добровольные союзы, максимальное число участников не ограничено;

2) договорные объединения, создающиеся на основе заключения учредительного договора, или уставные объединения – на основе устава;

3) обеспечение их деятельности осуществляется на принципах объединения имущественных средств и нематериальных активов (услуг, прав интеллектуальной собственности, знаний и др.) – «особых элементов».

Классификация хозяйственных обществ:

1. В зависимости от влияния особых элементов на деятельность общества:

а) объединение лиц (персональные общества) – полные и коммандитные;

б) объединение капиталов – АО, ООО, ОДО.

2. В зависимости от оснований возникновения:

а) договорные – в основе создания – договор, который создает права между лицами (учредителями, участниками), а также между участниками и объединением – полные, коммандитные;

б) уставные – правовые основы организационной формы общества, взаимоотношения между участниками, функции и правомочность органов управления отражаются в уставе.

Все виды хозяйственных обществ являются юридическими лицами. Они могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей закону.

Общество приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Общества, занимающиеся банковской деятельностью, регистрируются НБУ в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Учредителями и участниками общества могут быть:

· отечественные предприятия, учреждения, организации;

· иностранные предприятия, учреждения, организации;

· международные организации;

· граждане Украины;

· иностранцы;

· лица без гражданства.

В соответствии со ст. 10 ЗУ «О хозяйственных обществах» участники общества имеют право:

1) принимать участие в управлении делами общества;

2) принимать участие в распределении прибыли и получать ее часть (дивиденды);

3) выйти из общества;

4) получать информацию о деятельности общества.

Участники общества обязаны:

1) выполнять требования, установленные документами общества, решения общих собраний и других органов управления обществом;

2) выполнять свои обязанности пред обществом;

3) вносить вклады (оплачивать акции) в соответствии с учредительными документами;

4) не разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Способы прекращения деятельности хозяйственных обществ:

· реорганизация (слияние, разделение, выделение, присоединение, преобразование права и обязанности переходят к правопреемникам);

· ликвидация. Общество ликвидируется в случаях:

1) после окончания срока, на который было создано, или после достижения цели, поставленной при его создании;

2) по решению высшего органа общества;

3) на основании решения суда или хозяйственного суда (при нарушении законодательства или признании банкротом).

3. Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости, корпоративные права по которым удостоверяются акциями. Акционерные общества по типу делятся на:

1) публичные – может осуществлять публичное и частное размещение акций;

2) частное – может осуществлять только частное размещение акций; количественный состав не может превышать 100 акционеров.

Акция – ценная бумага без установленного срока оборота, которая отражает долевое участие в уставном фонде АО, подтверждает членство в обществе, дает право на получение части прибыли в виде дивидендов. Правовой режим акций регулирует Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Классификация видов акций:

1. В зависимости от ограничений прав отчуждения (трансферт):

· именные – собственниками, как правило, являются физические лица, которые свободно распоряжаются акциями (продают, передают и др.);

· акции на предъявителя .

2. В зависимости от характера и объема прав, содержащихся в акциях:

· привилегированные – собственники акций имеют привилегии при распределении дивидендов, имущества (при ликвидации предприятия). Собственникам этих акций выплачивается гарантированный доход в виде фиксированного % от номинала акций, однако они не принимают участия в управлении обществом;

· простые – предоставляют собственнику право на участие в управлении, распределение чистой прибыли пропорционально вложенному капиталу.

Органы управления АО:

· общее собрание акционеров – высший орган управления;

· совет акционерного общества (наблюдательный совет) – осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа;

· правление – исполнительный орган;

· председатель правления – избираемый или назначаемый (в зависимости от устава);

· ревизионная комиссия – осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.

Дивиденд (от лат.: то, что распределяется) – вид дохода, который выплачивается участникам АО по итогам хозяйственной деятельности за год после оплаты всех налогов в соответствии с решением общего собрания.

Виды дивидендов:

1) фиксированный – определенный % от номинальной стоимости акций (указывается в акциях);

2) долевой – определенный % к массе чистой прибыли;

3) партнерский – определяется уставом (распределяется после всех выплат);

4) комбинированный .

3. ООО – это общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность по обязательствам в пределах вкладов в имущество общества. Это уставное общество.

В уставе ООО определено:

· вид общества, наименование, предмет и цели его деятельности, состав учредителей и участников;

· размер и порядок создания уставного фонда;

· порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

· состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов;

· порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок ликвидации или реорганизации общества;

· размер частей каждого из участников;

· размер, способы, порядок внесения участниками взносов;

· порядок выбытия из членов общества.

Особенностью ООО является наличие уставного капитала (фонда), размер которого должен составлять не менее суммы, эквивалентной 100 мин. заработным платам. До регистрации каждый из участников обязан внести не менее 50% указанного в учредительных документах вклада, а оставшуюся часть – не позднее 1 года после регистрации. После полного внесения вклада выдается свидетельство общества.

Высшим органом ООО является собрание участников. Оно состоит из участников общества или назначенных ими представителей (постоянных или на определенный срок). Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют участники (представители), владеющие в совокупности более 60% голосов (кол-во голосов – в зависимости от вклада). Собранием избирается председатель и рассматриваются все вопросы, связанные с деятельностью общества.

Исполнительный орган может быть коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором) или единоличным (директор). В дирекцию могут входить и лица, не являющиеся участниками общества. Дирекция (директор) подотчетны общему собранию и решает все вопросы, кроме тех, что являются компетенцией собрания.

Проверка деятельности дирекции (директора) осуществляется ревизионной комиссией.

4. Общество с дополнительной ответственностью – это уставное общество, уставный фонд которого разделен на доли размера, установленного учредительными документами. Участники общества отвечают по его долгам своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников размере, кратном взносу каждого.

Аналогично ООО, общество с дополнительной ответственностью имеет уставной капитал (фонд), разделенный на части, аналогичную систему управления, порядок создания, ликвидации и др.

Отличие от ООО: для ОДО законодатель устанавливает повышенную ответственность участников, которая занимает промежуточное положение между ПО и ООО (то есть при погашении долга общества перед кредиторами и по общим обязательствам участники отвечают своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности – своим имуществом в кратном размере (двух, трех…), одинаковом для всех, но с учетом вклада в уставной фонд).

5. Полное общество – это общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Понятие «полное» является условным, т.к. полной является только ответственность участников во внешних связях с кредиторами, а не полное объединение своего имущества и всей деятельности.

Ведение дел осуществляется по общему согласию всех участников или всеми участниками или несколькими из них. В последнем случае они действуют по поручению и от имени общества и обязаны остальным членам предоставлять полную информацию о деятельности.

Полномочия участника на ведение дел прекращаются полностью или частично в случаях:

· прекращения деятельности общества;

· отказа участника от поручения;

· по требованию хотя бы одного из остальных участников.

Учредительным документом ПО является учредительный договор. Он включает:

1) общие для ПО условия;

2) размер части каждого из участников;

3) порядок внесения вкладов;

4) форму участия в делах общества.

Специфика ответственности участников общества:

· неограниченная по масштабам;

· солидарная по характеру.

Так, если при ликвидации полного общества выяснится, что наличного имущества не хватает для оплаты всех долгов, участники в недостающей части несут солидарную ответственность всем своим имуществом, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание. Причем участник отвечает по долгам общества независимо от того, возникли ли они до или после его вступления в общество.

Иногда один участник может полностью оплатить долги общества, а затем обратиться с регрессным требованием к остальным участникам, которые несут перед ним ответственность пропорционально своей части в имуществе общества.

6. Коммандитное общество (на доверии) – хозяйственное общество, которое включает наряду с одним или несколькими участниками, которые несут полную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного или несколько участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имущество общества (вкладчиков).

Принципиальным отличием является то, что в коммандитном объединении принимают участие две категории учредителей (участников):

· лица, которые полностью отвечают по обязательствам общества в форме солидарной ответственности;

· лица – вкладчики, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов в имущество общества.

Лица первой группы – организаторы дела; осуществляют управление делами общества. Их правовое положение полностью совпадает с участниками полного общества.

Учредительный (-ский) договор подписывается всеми полными участниками и содержит:

· общие условия для хозяйственных обществ;

· размер части каждого участника с полной ответственностью;

· порядок внесения ими вкладов;

· форму участия в делах общества;

· совокупный размер частей вкладчиков;

· порядок внесения ими вкладов.

Основные обязанности вкладчиков:

1) вносить вклады и дополнительные взносы в размере, способами и в порядке, предусмотренном учредительными договорами;

2) не препятствовать деятельности полных участников по управлению делами общества.

Коммандитное общество может быть реорганизовано или ликвидировано. Дополнительным основанием ликвидации является выбытие всех полных участников. При выбытии всех вкладчиков может быть преобразовано в полное общество.

Субъекты хозяйственных отношений современной российской экономики многообразны. Это объясняется прежде всего высоким уровнем развития рыночных отношений и реализацией принципа экономической свободы. Однако доминирующее положение в этом ряду всё-таки занимают предприятия, как основной хозяйствующий субъект, носитель различных прав и обязанностей. Они занимают главенствующую позицию в консолидации и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица принято классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.

Основным субъектом хозяйственных отношений выступают коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная цель которых состоит в социальной, образовательной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение гражданских договоров и совершение других подобных действий. Сумской Д. А. Статус юридических лиц: пособие для вузов, ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 470 с.

Вступление некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более обширном смысле.

В рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Основными характеристиками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

* количество учредителей данной организации;

* органы управления;

* способ распределения прибыли и убытков;

* имущество, составляющее материальную основу хозяйственной деятельности организации;

* собственник капитала и имущественного комплекса;

* границы имущественной ответственности.

Действующие в экономике субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) многочисленны с позиции масштабности, вида деятельности и организационно-правового устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они делятся на упорядоченные типы, группы, для которых выработаны определенные нормы хозяйственного регулирования, регламентирующие их деятельность. Отечественное законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества). Гражданское право. Учеб. Том 1. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 720с.

* право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;

* право отстаивать свои имущественные потребности;

* полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных гражданским законодательством;

* наличие или отсутствие регистрационного свидетельства и лицензии на право осуществления тех или иных видов деятельности;

* наличие учредительных документов.

Предприниматели и предприятия приобретают соответствующий статус после прохождения процедуры регистрации.

Для прохождения процедуры регистрации юридическому лицу следует иметь:

1. Учредительные документы. Организация в зависимости от организационно-правовой формы может функционировать на основании:

учредительного договора и устава;

только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. Пособие., М.: Дашков и К, 2009. - 384 с.

В учредительных документах юридического лица должны определяться следующие моменты:

наименование юридического лица;

его местонахождение;

органы управления юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

2. Местонахождение юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его уставных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённый ущерб.

4. Предмет и цели деятельности.

5. Имущество.

6. Органы управления. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих учредителей.

Вновь созданное юридическое лицо становится носителем определённых прав и обязанностей в рамках хозяйственных отношений. Ответственность за нарушение норм, регулирующих данные отношения, определяется действующим законодательством.

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Право собственности как основа хозяйствования

Правовое регулирование расчётов

Список источников

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Субъекты хозяйственных отношений современной российской экономики многообразны. Это объясняется прежде всего высоким уровнем развития рыночных отношений и реализацией принципа экономической свободы. Однако доминирующее положение в этом ряду всё-таки занимают предприятия, как основной хозяйствующий субъект, носитель различных прав и обязанностей. Они занимают главенствующую позицию в консолидации и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица принято классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.

Основным субъектом хозяйственных отношений выступают коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная цель которых состоит в социальной, образовательной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение гражданских договоров и совершение других подобных действий.

Вступление некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более обширном смысле.

В рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Основными характеристиками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

количество учредителей данной организации;

органы управления;

способ распределения прибыли и убытков;

имущество, составляющее материальную основу хозяйственной деятельности организации;

собственник капитала и имущественного комплекса;

границы имущественной ответственности.

Действующие в экономике субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) многочисленны с позиции масштабности, вида деятельности и организационно-правового устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они делятся на упорядоченные типы, группы, для которых выработаны определенные нормы хозяйственного регулирования, регламентирующие их деятельность. Отечественное законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества).

право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;

право отстаивать свои имущественные потребности;

полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных гражданским законодательством;

наличие или отсутствие регистрационного свидетельства и лицензии на право осуществления тех или иных видов деятельности;

наличие учредительных документов.

Предприниматели и предприятия приобретают соответствующий статус после прохождения процедуры регистрации.

Для прохождения процедуры регистрации юридическому лицу следует иметь:

Учредительные документы. Организация в зависимости от организационно-правовой формы может функционировать на основании:

учредительного договора и устава;

только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах юридического лица должны определяться следующие моменты:

наименование юридического лица;

его местонахождение;

органы управления юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Местонахождение юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его уставных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённый ущерб.

Предмет и цели деятельности.

5. Имущество.

6. Органы управления. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих учредителей.

Вновь созданное юридическое лицо становится носителем определённых прав и обязанностей в рамках хозяйственных отношений. Ответственность за нарушение норм, регулирующих данные отношения, определяется действующим законодательством.

2. Право собственности как основа хозяйствования

Право собственности является основным институтом гражданского права любой общественно-экономической формации. Этот институт представляет собой совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ тем или иным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

Термин "собственность" нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий "имущество" или "вещи", говоря, например, о "передаче собственности" или о "приобретении собственности". В иных случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией - правом собственности и т. д. В результате этой путаницы складываются ложные представления и стереотипы относительно собственности, в частности распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности.

Тем не менее в экономическом и правовом понимании собственности имеются существенные отличия.

Собственность - это, конечно, не вещи и не имущество. Это - определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности,

во-первых, состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Оно состоит в том, что это имущество овладевается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не мешать ему в этом;

во-вторых, включает также отношение лица к приобретённому имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Экономическое содержание отношений собственности состоит,

во-первых, в том, что лицо присваивает некие имущественные блага (имущество, вещи), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Роль приобретения заключается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. При этом присвоение какого-то имущества (вещи) одним лицом неизбежно влечет отчуждение этого имущества от всех других лиц, иначе присвоение теряет всякий смысл;

во-вторых, присвоение имущества связано с осуществлением над ним хозяйственного (экономического) господства, т. е. с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное имущество, по своему усмотрению решать, каким образом это имущество использовать.

Право собственности как совокупность юридических норм, установленных государством, прежде всего закрепляет фактическую присвоенность, принадлежность материальных ценностей определенному лицу, группе лиц или всему обществу.

К таким нормам относятся, например, конституционные положения о видах собственности, признаваемых и охраняемых государством, а также административно-правовые и гражданско-правовые нормы, в которых прописаны способы приобретения и основания прекращения прав на имущество. В нормах права предусматривается возможность хозяйственного господства над имуществом путем владения, пользования и распоряжения им, т. е. установлены правомочия собственника, а также пределы реализации этих правомочий. Кроме того, эти нормы обеспечивают охрану прав и интересов собственника и защиту от всяких посягательств и нарушений со стороны любых лиц. Правовые способы защиты прав собственника предусмотрены нормами гражданского, административного, уголовного законодательства.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права? право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

предприятие юридическое лицо собственность

Расчетно-денежные отношения - важнейший элемент рыночной экономики, что предопределяет необходимость особенно чёткого законодательного регулирования данной сферы.

Способ расчетов (модус исполнения денежного обязательства) может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований.

Для расчетных отношений характерны следующие признаки:

а) связь с обслуживаемыми гражданско-правовыми обязательствами;

б) осуществление платежей в наличном или безналичном порядке;

в) участие наряду с кредитором и должником третьего субъекта, обладающего специальной правоспособностью, т. е. банка или иного кредитного учреждения.

Основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ГК, в развитие которых в соответствии с Законом о ЦБР Банком России приняты банковские правила, устанавливающие правила проведения расчетов в РФ. Порядок и форма проведения расчетов детально регламентируется Положением о безналичных расчетах; расчеты с использованием банковских карт регулируются Положением ЦБР от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Особенности осуществления расчетов с участием физических лиц установлены Положением ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». С введением в действие ч. 2 ГК Положение о чеках 1992 г. было отменено. Нормы ГК о чеке (ст. 877-885) недостаточны для проведения расчетов и в этой области имеются существенные пробелы, которые требуют урегулирования. Наряду с названными нормативными актами в банковской практике широко применяются обычаи делового оборота.

Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О ЦБ Российской Федерации (Банке России)"). Использование наличной иностранной валюты на территории РФ для расчетов ограничено валютным законодательством (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле").

Под безналичными расчетами обычно понимают процедуру исполнения денежных обязательств через профессиональных финансовых посредников, которыми чаще всего являются банки, другие небанковские кредитные организации, организации связи и т.п. (далее - банки).

Основными формами безналичных расчетов в валюте РФ и на ее территории ГК и Положение о безналичных расчетах называют расчеты: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Положение о безналичных расчетах определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов по операциям юридических лиц (физические лица используют те же формы с некоторыми особенностями). Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Расчеты платежными поручениями состоят в поручении плательщика банку за счет средств, находящихся на счете плательщика, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 863 ГК).

При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК). Другими словами, инкассо - это поручение клиента банку, в котором у него открыт счет, получить для него платеж или согласие на осуществление платежа от плательщика.

Чеком признается документ, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. По своей правовой природе чек близок к переводному векселю, но между ними имеются определенные различия. Вексель - прежде всего кредитный инструмент, а чек - расчетный. При получении чека кредитор не лишается прав предъявить требование к должнику о платеже по основному обязательству, сама по себе передача чека не рассматривается как погашение платежного обязательства.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению своего клиента-плательщика (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть вексель (ст. 867 ГК). Применение документарного аккредитива наиболее распространено при расчетах по экспортно-импортным контрактам, при выполнении подрядных работ. Документарный аккредитив выполняет также обеспечительную функцию, защищая получателя средств от неплатежа.

За последние годы широкое распространение получили расчеты с помощью банковских карточек. Порядок эмиссии банковских карт на территории России и осуществление операций с использованием банковских карт регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт.

Банковская карта представляет собой один из видов платежных карт, предназначенных для совершения физическими и юридическими лицами операций с денежными средствами находящимися у эмитента карт, и является инструментом безналичных расчетов. От иных платежных карт банковская карта отличается прежде всего субъектом, ее выпустившим: эмитентом банковской карты может быть только кредитная организация.

Расчеты путем зачета встречных требований осуществляются без участия денег, как наличных, так и безналичных. На практике они могут оформляться как с использованием конструкции ст. 410 ГК (зачет взаимных требований), так и путем двустороннего или многостороннего клиринга.

4. Задача

В декабре 2004 г. Производственное объединение «Химпром» заключило с кооперативом «модерн» договор на аренду складов. Срок договором не определён. До 2008 г. Объединение регулярно перечисляло кооперативу арендную плату, а в 2008 платежи прекратило. На претензию кооператива объединение ответило, что с декабря 2007 склады им не используются по назначению и поэтому действие договора следует считать оконченным.

Можно ли согласиться с такой аргументацией? Каков срок действия договор аренды зданий и сооружений, если при заключении он сторонами не определён? Как производится расторжение договора аренды, заключенного на неопределённый срок?

Приведённая аргументация является ошибочной.

В соответствии со ст.650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ).

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.(п.2 ст. 610 ГК РФ).

Таким образом, для расторжения договор а аренды объединение должно было уведомить об этом кооператив за три месяца. Без соблюдения данного условия считать договор прекращённым нельзя. Следовательно обязанность по внесению платежей была не исполнена.

Список источников

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 21 января.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. Ст. 3301.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 года №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. Ст. 410.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №49. Ст. 4552.

.Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (принят ГД РФ 24.11.1995 г.).

.Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8.02.1998 г. №14-ФЗ (принят ГД РФ 14.01.1998 г.).

.Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. - М.: Юрид. лит., - 2003. - с.674.

Научная литература

8.Ефимова Л. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. - 1997. - №2. - с. 49.

9.Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. Пособие., М.: Дашков и К, 2009. - 384 с

.Гражданское право. Учеб. Том 1. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Суханова Е.А. М.: Волтерс Клувер, 2008. - 720с.

.Ильюшихин И. Правовые особенности расчетных операций // Консультант бухгалтера. - 2003. - №11

.Новоселова Л.А. О понятии и правовой природе безналичных расчетов // Законодательство. - 1999. - №1. - с.65

.Сумской Д. А. Статус юридических лиц: пособие для вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 470 с.

.Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. Пособие - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 512 с.

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности области хозяйственного права, но и для практического восприятия предмета ГК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Многие участники хозяйственных отношений, несомненно, выходят за рамки указанных понятий: промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, инвестиционные фонды и др. Кроме того, хозяйственная практика знает не только филиалы и представительства (как это предусмотрено в ГК), но, например, отделение, цеха, отделы и т.п. Данные субъекты де факто участвуют в экономических отношениях. Зажима здесь экономического разнообразия в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо, филиал или представительство) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса.

Вот почему ГК Украины сохранил достигнутую в начале 2003 года разнообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. В том числе ХК не ограничил организационные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Под давлением хозяйственно-правовой необходимости в процессе доработки проекта ГК Украины в ч.1 ст.83 (сначала - ст.65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться "в других формах, установленных законом".

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, в, 13) используют несколько понятий, которые могут относиться к категории субъекта хозяйственного права: "субъект хозяйствования", "субъект хозяйственной деятельности", "участник хозяйственных отношений". Очевидно, что первые два понятия - синонимы. А вот соотношение понятий "субъект хозяйствования" и "участник хозяйственных отношений" следует различать.

В соответствии со ст.2 ГК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования признаются не только субъекты хозяйствования, но и потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. На основании указанной нормы, исходя из специфики участия в хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции стоит выделить 4 группы участников хозяйственных отношений.

Первую группу составляют субъекты хозяйствования, понятие которых раскрыто в ч.1 ст.55 ГК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пример соотношения понятие "участник хозяйственных отношений" и "субъект хозяйствования" можно увидеть в смысле ч.2 ст.23 ГК: отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. В этом случае органы местного самоуправления, вступая в договорные отношения с субъектами хозяйствования, например, при передаче коммунального имущества в аренду, становятся участниками хозяйственных отношений.

В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • · хозяйственные организации - юридические лица, созданные отвечает видно ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • · граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители (ст. 20, ст.39 ГК).

В ст.1 Закона Украины "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. Приводится понятие потребителя - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хозяйственных отношениях ограничивается их попыткой на соблюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Названные органы не являются субъектами хозяйствования по ГК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. Но не всякий орган и не в полном объеме полномочий реализует хозяйственную компетенцию.

субъект хозяйственное право предприниматель

В общем виде компетенция - это положен законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязанности органов по управлению и осуществления хозяйственной деятельности, то есть все их права и обязанности, принадлежащие к области хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления определяется путем указания на его управленческие функции. В частности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести только те органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют следующие функции:

  • а) вступают в производственно-торговые и другие имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст. ст.8, 13, 23 ГК Украины и ст 167-176 ГК Украины, Закона Украины "О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд" от 22.12.95 г. И т. Не случайно, в соответствии со ст.1 Закона "О защите экономической конкуренции" от 11.01.2001р. органы государственной власти и органы местного самоуправления в части их деятельности по производству, реализации, приобретения товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования;
  • б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины), в том числе при защите экономической конкуренции (ст.18 ГК Украины);
  • в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, общественными предприятиями, учреждениями и организациями (ст 22, 24 ГК Украины);
  • г) легализуют хозяйственную деятельность (ст. ст.58,59 ГК Украины);
  • д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст 47, 48 ГК Украины);
  • е) пользуются другими, предусмотренными в законе, правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления важно учитывать, что полномочия таких органов ограничены принципом "разрешено только то, что определено законом". Данный вывод следует из содержания ч. З ст.8 ГК Украины: "Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины".

К четвертой группе относятся граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствования основаны на общих положениях права собственности, закрепленных в ст. ст.319-320 ГК Украины, согласно которым собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он (владелец) может использовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст.135 ГК Украины, согласно которой владелец имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право осуществлять организационно-учредительные полномочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя / участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника в отношении создания (учреждения) субъекта хозяйствования - юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким предприятием, составляя основу организационно-хозяйственных отношений. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернему или государственном предприятии, в фермерском хозяйстве, или опосредованно - через органы управления хозяйственных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием других лиц. При этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно вспоминает о них. В частности, в ст.75 ГК Украины приводится перечень соглашений государственного коммерческого предприятия, на осуществление которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйственной компетенцией. В ст.20 ГК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст.69 ГК Украины предложено, что владелец (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования прав и обязанности лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, делает их субъектами права.

Кроме того, следует учитывать существование вышеуказанных "нетипичных" субъектов хозяйствования. В буквальном смысле слова их нельзя отнести ни к субъектам хозяйствования, ни к участникам хозяйственных отношений, так как закон каждый раз отождествляет участников хозяйственных отношений с физическим или юридическим лицом. Но такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью, - не имеют статуса юридического лица. Данные субъекты могут иметь собственный баланс, банковские счета (обособленные подразделения - даже идентификационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчетность, но и их статус подлежит специальному нормативно-правовому регулированию.

Как подтверждение таких выводов можно привести положения ст. С Закона "О внешнеэкономической деятельности", которые относят к субъектам внешнеэкономической деятельности:

  • 1. представительства и филиалы иностранных юридических лиц, осу ют на территории Украины хозяйственную деятельность;
  • 2. объединение граждан и / или юридических лиц, которые не являются юридическими лицами по закону Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.

Таким образом, будучи поименованными в законе и наделенными определенными правами и обязанностями, идентификационными данными, заняв место в системе особых форм налогообложения и учета - данные субъекты определенным образом субъективируются, становясь Не столько законодательной, сколько правовой фигурой - суб " объектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их объединения, органы, граждане (участники хозяйственных отношений), а также другие организационно-правовые формы хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ии результаты или реализуют управленческую компетенцию или организационно-учредительные полномочия, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность, то есть совокупность общих юридических возможностей с непосредственной или косвенного участия в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности в различных субъектов хозяйственного права не однородна. Для субъектов хозяйствования, например, она реализуется в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениям ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права нужен неодинаков объем правомочий - разная совокупность юридических прав и обязанностей 1.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйственного права традиционно не называются потребители и граждане - учредители. Здесь проявляется своего рода "слабое звено" хозяйственно-правовой теории: если гражданин, не являющийся предпринимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, теряется своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с другими отраслевыми правоотношениями, в т. ч. гражданскими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что подобные сомнения безосновательны. Сфера хозяйствования лишена твердых границ, она существует во взаимодействии с другими общественными отношениями. Поэтому хозяйственное право, с целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено влиять на поведение лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматриваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, граждан-основателей и других нехозяйствующих субъектов. В тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъектами права.

Но не все такие субъекты имеют полную хозяйственную правосубъектность. В рамках хозяйственного права граждане-потребители, например, наделяются только правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяйствования (ст.20 ГК Украины). Такая защита должна общехозяйственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдение правил бытового обслуживания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т. ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями не является хозяйственными согласно ч. З ст.175 ГК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъекты не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.

Нетипичными коллективными субъектами хозяйствования могут быть названы обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций, действующих на территории Украины, в частности филиалы и представительства, особенно иностранных юридических лиц. Юридическая форма закрепления их статуса находит проявление в том, что структурные подразделения субъектов хозяйствования включаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители - на основании доверенности хозяйственной организации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные банковские счета, печать, собственный баланс, самостоятельную налоговую отчетность, хозяйственные споры по искам таких структурных подразделений рассматриваются по месту их нахождения.

Общие положения по филиалов и представительств приводятся в ст.95 ГК Украины. Филиал - обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство - это также обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена выполнением юридических действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагают на них юридическим лицом.

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по нескольким критериям.

На основании глав 4 "Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)" и 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" (в том числе положения статей 42 и 52) ГК Украины, можно сделать вывод, что по критерию наличия цели получения прибыли можно субъектов хозяйствования разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективные и индивидуальные. Коллективные образования - это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные это граждане - предприниматели (или, как их часто называют, частные предприниматели).

Следует отметить, что ГК Украины применяет понятие гражданина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное обстоятельство некоторыми авторами отмечается как преимущество ГК Украины, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без гражданства даже там, где они разные (например, в отношении прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахождение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ГК в этом вопросе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст.129 ГК Украины говорит, что иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом". Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст.26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не заменять в хозяйственном законодательстве понятие "гражданин" на понятие "физическое лицо". В то же время, существует и противоположная точка зрения, исходящая из того, что в праве на занятие предпринимательством реторсии отношении иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально находятся на территории Украины, в ст.42 Конституции Украины, не предусмотрено. Поэтому нет оснований сужать понятие физического лица к понятию гражданина. Несмотря на теоретическую дискуссионность данному вопросу, нельзя не заметить практическую удобство применения понятия "гражданин - предприниматель" вместо понятия "физическое лицо - предприниматель", использованные в этом курсе.