Технология по профилированию безработных граждан в камчатском крае. Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости
Г. А. Заводовский, С. И. Матвеева
Управление Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan
@
onego
.
ru
Внедрение процедуры профилирования безработных граждан в Карелии началось c декабря 2003 года, когда республиканской службой занятости населения был разработан и утвержден «Временный порядок работы специалистов центра занятости населения по организации и проведению профилирования безработных граждан», определены четыре «пилотных» центра занятости населения (Петрозаводский, Кондопожский и Сортавальский городские, а также Пряжинский районный), которые с 2004 года начали его практическую реализацию.С учетом положительного опыта работы, а также автоматизации процедуры профилирования безработных граждан в программном комплексе «Катарсис» с IV квартала 2004 года технология профилирования была внедрена в остальных центрах занятости населения республики.
В течение 2005 года профилированием в республике были охвачены 32265 человек, что составило 99,2% от числа всех граждан, признанных безработными в этом периоде.
Главной причиной достаточно оперативного внедрения технологии профилирования в практику работы республиканской службы занятости стало нарастание сложностей в трудоустройстве значительной части безработных, обусловленное, с одной стороны, ростом требований к качеству рабочей силы на рынке труда, а с другой – неспособностью службы занятости быстро и качественно исследовать основной объект своей деятельности – безработных граждан.
В этой связи необходимо напомнить, что важнейшими принципами организации работы в центрах занятости населения по содействию в трудоустройстве являются индивидуальный подход к безработным гражданам и минимизация времени их трудоустройства.
В то же время в арсенале центров имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и профессиональная ориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; организация общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная адаптация; содействие самозанятости.
Технологическим базовым звеном, объединяющим в единое целое вышеуказанные принципы организации и направления работы центров, стала процедура профилирования безработных граждан. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» термин «профилирование» определен как«распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда».
В практической плоскости процедура профилирования представляет технологию идентификации положения безработного гражданина на рынке труда (путем анкетирования) и выбора наиболее подходящей для него программы дальнейшей работы центра по его социальной, профессиональной и трудовой реабилитации.
Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом индивидуальных характеристик, отражающих их потенциал и мотивацию трудоустройства. В интегрированном виде профильные группы выглядят следующим образом:
группа «А» – наиболее активные в поиске работы граждане, имеющие высокий уровень профессиональной востребованности и мотивации к труду;
группа «БП» – граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, но ограниченную профессиональную востребованность;
группа «БМ» – граждане, имеющие высокую профессиональную востребованность, но слабую мотивацию к труду;
группа «В» – очень пассивные безработные, невостребованные на рынке труда.
Профилирование, проведенное в 2005 году в Республике Карелия, показало, что подавляющая часть безработных принадлежит к группе «БП» и «В» (79,5%) и нуждается со стороны службы занятости населения в реализации дополнительных мер по их адаптации к требованиям рынка труда. Распределение безработных граждан по профильным группам в 2005 году представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение безработных граждан по профильным группам
В разрезе районов распределение безработных граждан по профильным группам за 2005 год представлено в таблице 1.
Представленное распределение безработных граждан отчетливо показывает наличие существенных территориальных отличий профильного состава безработных граждан. Особенно это заметно по доли безработных граждан, имеющих профильную группу «В». В относительно благополучных регионах республики (города Петрозаводск, Костомукша, Сортавала) эта доля не превышала четверти безработных граждан. Увеличение доли безработных группы «В» в два и более раза наблюдалось в районах, где безработица приняла долговременный, застойный характер, что, безусловно, сказалось на росте доли пассивных безработных граждан (Калевальский, Лоухский, Беломорский, Муезерский районы), или в районах, где имеются рабочие места на ведущих градообразующих предприятиях, недоступные в силу различных причин для значительной части безработных граждан (Суоярвский, Сегежский, Кондопожский районы).
Таблица 1
ГУ ЦЗН | Признано безработными |
||||||||||
Всего, чел. | из них присвоена профильная группа |
||||||||||
всего | в т.ч. по группам |
||||||||||
чел. | %* | А | БП | БМ | В |
||||||
чел. | %** | чел. | %** | чел. | %** | чел. | %** |
||||
Беломорского р-на | 2637 | 2633 | 99,8 | 48 | 1,8 | 1000 | 38,0 | 405 | 15,4 | 1180 | 44,8 |
Калевальского национального р-на | 1255 | 1200 | 95,6 | 16 | 1,3 | 410 | 34,2 | 154 | 12,8 | 620 | 51,7 |
Кемского р-на | 1387 | 1367 | 98,6 | 42 | 3,1 | 766 | 56,0 | 275 | 20,1 | 284 | 20,8 |
Кондопожского р-на | 2696 | 2696 | 100,0 | 129 | 4,8 | 1008 | 37,4 | 314 | 11,6 | 1245 | 46,2 |
г. Костомукша | 810 | 782 | 96,5 | 36 | 4,6 | 417 | 53,3 | 163 | 20,8 | 166 | 21,2 |
Лахденпохского р-на | 425 | 411 | 96,7 | 9 | 2,2 | 173 | 42,1 | 97 | 23,6 | 132 | 32,1 |
Лоухского р-на | 1657 | 1595 | 96,3 | 18 | 1,1 | 655 | 41,1 | 205 | 12,9 | 717 | 45,0 |
Медвежьегорского р-на | 2233 | 2224 | 99,6 | 39 | 1,8 | 1280 | 57,6 | 322 | 14,5 | 583 | 26,2 |
Муезерского р-на | 947 | 946 | 99,9 | 4 | 0,4 | 193 | 20,4 | 244 | 25,8 | 505 | 53,4 |
Олонецкого р-на | 1361 | 1359 | 99,9 | 45 | 3,3 | 687 | 50,6 | 139 | 10,2 | 488 | 35,9 |
г. Петрозаводск | 5726 | 5726 | 100,0 | 123 | 2,1 | 2528 | 44,1 | 1729 | 30,2 | 1346 | 23,5 |
Питкярантского р-на | 1692 | 1692 | 100,0 | 30 | 1,8 | 744 | 44,0 | 303 | 17,9 | 615 | 36,3 |
Прионежского р-на | 1306 | 1306 | 100,0 | 101 | 7,7 | 667 | 51,1 | 173 | 13,2 | 365 | 27,9 |
Пряжинского р-на | 887 | 887 | 100,0 | 11 | 1,2 | 376 | 42,4 | 127 | 14,3 | 373 | 42,1 |
Пудожского р-на | 3423 | 3400 | 99,3 | 26 | 0,8 | 1728 | 50,8 | 521 | 15,3 | 1125 | 33,1 |
Сегежского р-на | 2494 | 2480 | 99,4 | 31 | 1,3 | 608 | 24,5 | 404 | 16,3 | 1437 | 57,9 |
г. Сортавала | 1047 | 1047 | 100,0 | 12 | 1,1 | 537 | 51,3 | 253 | 24,2 | 245 | 23,4 |
Суоярвского р-на | 532 | 514 | 96,6 | 7 | 1,4 | 149 | 29,0 | 34 | 6,6 | 324 | 63,0 |
Республики Карелия | 32515 | 32265 | 99,2 | 727 | 2,3 | 13926 | 43,1 | 5862 | 18,2 | 11750 | 36,4 |
* Доля признанных безработными, имеющими профильную группу, от общего количества признанных безработными в отчетном периоде в районе.
** Доля безработных, имеющих конкретную профильную группу, от общего количества признанных безработными, имеющими профильную группу в отчетном периоде в районе.
Неоднородность районных рынков труда подчеркивает состояние республиканского банка вакансий. В течение 2005 года в органы государственной службы занятости населения работодателями было заявлено 36943 вакантных рабочих места, из них 11057 единиц (29,9%) – в рамках реализации активных программ занятости. В ряде районов с высоким уровнем безработицы (Беломорском, Калевальском, Муезерском, Пудожском) доля таких временных вакансий превышала 50%. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской службы занятости населения в 2005 году, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской
службы занятости населения в 2005 году
Трудовые ресурсы на регистрируемом рынке труда с учетом принципиальных особенностей профильных групп можно представить в виде двух обобщенных групп.
Первая имеет профессиональный потенциал и не требует дополнительных затрат на оказание содействия в трудоустройстве (профильные группы «А» + «БМ»). В основном (около 70%) это городские жители. На регистрируемом рынке труда доля безработных граждан, представляющих профессиональный кадровый ресурс, в среднем по республике составила в 2005 году 20,5% (г. Костомукша – 25,4%, г. Петрозаводск – 32,3%, г. Сортавала – 25,3%).
В число наиболее активных и востребованных на рынке труда граждан (группа «А») было отнесено 727 человек, или 2,3% от числа признанных безработными (в разрезе районов – от 0,4 до 7,7%). Немногочисленность этой группы закономерна, поскольку вероятность трудоустройства конкурентоспособных граждан в первые десять дней с момента обращения в службу занятости населения (до присвоения статуса безработного) достаточна высока. Так, в 2005 году было признано безработными от числа обратившихся в службу занятости (без учета несовершеннолетних граждан, участников программы «Трудовая адаптация») в городах: Петрозаводск – 65,2%, Сортавала – 58,6%, Костомукша – 70,7%, в Лахденпохском районе – 63,1%. Эти показатели косвенно подтверждают, что 30-40% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В районах с высоким уровнем безработицы доля граждан, признанных безработными, значительно выше: в Калевальском национальном районе – 92,9%, в Беломорском районе – 93%, в Пудожском районе – 88,9%. Можно предположить, что в указанных районах только 7-12% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В этой связи логично было бы увидеть более многочисленную группу «А» среди безработных данных районов, но результаты профилирования этого не обнаруживают. Таким образом, можно сделать вывод, что или активные граждане, востребованные на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы и ограниченным числом вакансий, ищут работу самостоятельно, не обращаясь в центр занятости населения за содействием, или работающие граждане более осторожно относятся к смене места работы и не выходят на открытый рынок труда.
К числу безработных граждан, имеющих профессиональный потенциал, но ослабленную мотивацию к труду (группа «БМ»), было отнесено 5862 человека, или 18,2% (в разрезе районов – от 6,6 до 30,2%). Необходимо отметить, что доля граждан, имеющих профессиональные навыки, но не спешащих возобновить трудовую деятельность, значительно выше среднереспубликанского значения в регионах с благополучной ситуацией на рынке труда. Например, в городе Петрозаводске (36% от всех заявленных в республике вакансий) доля безработных группы «БМ» достигла 30,2%, в приграничных районах с налаженным приграничным бизнесом она составила в г. Сортавала – 24,2%, в г. Костомукша – 20,8%, в Лахденпохском районе – 23,6%.
Вторая обобщенная группа – безработные, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального потенциала и требующие значительных затрат со стороны органов занятости (профильные группы «БП» + «В»). Из них желающие найти работу (группа «БП») составили самую многочисленную группу – 43,1% (13926 человек), в том числе в возрасте 16-29 лет 51,9% (7230 человек). Имеющие низкую мотивацию к труду (группа «В») – 36,4% (11750 человек), из них в возрасте 16-29 лет – 37,0% (4348 человек). В итоге во всех центрах безработные граждане с низким профессиональным потенциалом составили абсолютное большинство от числа зарегистрированных безработных. Задача службы занятости – посредством активной политки максимально приблизить потенциал трудоустройства таких клиентов к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно.
Распределение безработных граждан, объединенных наличием или отсутствием профессионального потенциала, в разрезе районов представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение безработных граждан по обобщенным группам
в 2005 году
Из представленных данных отчетливо видно, что доля безработных граждан, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, хотя и выше в районах с благоприятной обстановкой, чем в районах со сложной ситуацией на рынке труда, но разница эта незначительна. Основными клиентами службы занятости населения во всех районах являются безработные граждане, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального уровня.
Результаты исследований показывают, что профилирование является для центров и всей службы занятости населения не только технологией «сортировки» безработных граждан с целью организации дальнейшей работы с ними, но и процедурой, лежащей в основе формирования информационной базы для анализа реального положения дел на рынке труда и, соответственно, в основе разработки и реализации оптимальных мер, направленных на стабилизацию ситуации с безработицей. При этом необходимо отметить, что отнесение безработных граждан к той или иной социально-психологической группе, безусловно, имеет некоторую погрешность, величина которой определяется субъективными факторами (опыт специалистов, поведение клиентов и т. д.). Как показывает практика, эта погрешность снижается по мере накопления опыта работы центрами занятости населения и совершенствования методического сопровождения программы со стороны Управления.
Степень воздействия любой технологии на тот или иной процесс характеризуется теми изменениями, которые она оказывает на итоговый результат. В нашей ситуации, когда технология профилирования работала в течение одного года, очень сложно в полной мере оценить степень воздействия процесса профилирования на улучшение качественных показателей работы службы занятости населения. Однако если взять за критерий оценки изменения за период 2004-2005 гг. ряда показателей, характеризующих качество посреднических услуг, то получается следующая динамика:
средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2005 году составляла 4,08 мес., что на 0,16 мес. меньше, чем за соответствующий период 2004 года (4,24 мес.);
в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 1 до 4 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в районах республики с более благоприятной обстановкой на рынке труда:
в г. Петрозаводске – на 0,5%;
в г. Костомукша – на 5,8%;
в Кемском районе – на 3,7%;
в Лахденпохском районе – на 1,5%;
в Олонецком районе – на 0,9%;
в Питкярантском районе – на 5,8%;
в Прионежском районе – на 4,8%;
в Пряжинском районе – на 6,3%;
в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 4 до 8 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в среднем по республике на 5,8% .
Р
езультаты работы с безработными гражданами в 2005 году в разрезе профильных групп представлены на рисунках 4 – 7.
Рис. 4. Результаты работы Рис. 5. Результаты работы
с безработными группы «А» с безработными группы «БМ»
Рис. 6. Результаты работы Рис. 7. Результаты работы
с безработными группы «БП» с безработными группы «В»
Как видно из приведенных данных, по всем группам, за исключением группы «В», удалось оказать содействие в занятости (трудоустройство и профессиональная подготовка и переобучение) свыше 55% безработных граждан, что само по себе является неплохим результатом.
В заключение следует отметить, что кроме совершенствования качества посреднических услуг внедрение технологии профилирования в Республике Карелия создало основу аналитической базы для разработки районных и республиканской программ содействия занятости населения на 2007-2010 годы. Апробирован инструмент, позволяющий в достаточно ранние сроки выявить наиболее уязвимые категории безработных, на работу с которыми преимущественно и должна быть нацелена активная политика на рынке труда.
Одним из новых направлений в работе Центра занятости населения г. Чебоксары является профилирование безработных граждан. Технология работы по профилированию заключается в распределении безработных граждан по четырем социально-психологическим группам. Критериями отнесения к тому или иному профилю является конкурентоспособность безработного на рынке труда и уровень мотивации к поиску работы и занятости. Технология профилирования определяет положение безработного на рынке труда и необходима для подбора центром занятости оптимальных мер по содействию занятости и социально-профессиональной адаптации на рынке труда. Целью профилирования является предупреждение длительной безработицы.
Профилирование проводится с июля 2004 года. Первый этап заключался в распределенииграждан, признанных безработными, по четырем профилям. По состоянию на 01.07.2005 по профильным группам распределены 4325 безработных, это 92,4% от всех состоящих на учете зарегистрированных граждан. Всего за I полугодие в центр занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 10862 гражданина, процедуру распределения по профильным группам прошли 8156 обратившихся граждан. В их составе: 1) 6,6% граждан группы А (Активные ), они конкурентоспособны и отличаются высокой мотивацией к трудоустройству, хотят и могут самостоятельно найти работу; 2) 54,1% граждан с профильной группой Б (Ищущие ),которые активно ищут работу, но не имеют определенных навыков, отвечающих рынку труда и требованиям работодателей, поэтому менее конкурентоспособны граждан группы А; 3) 7,4% безработных группы В (Пассивные ) отличаются слабым или низким уровнем мотивации к трудовой деятельности и недостаточностью профессиональных знаний, умений и навыков; 4) 31,9% граждан относятся к группе Г (Манипуляторы ), они отвечают требованиям рынка труда, но не заинтересованы в поисках работы.
Следующий этап реализуется с 2005 года и заключается в отработке механизмов оказания практической помощи безработным в соответствии с принадлежностью к определенной профильной группе. С января 2005 года в практике работы центра занятости населения проведение групповых консультаций с безработными гражданами профилей А, Б и В, Г. За шесть месяцев т.г. проведено 6 консультаций с 81 безработным гражданином. Программа занятий включает знакомство с ситуацией на рынке труда, способами поиска вариантов трудоустройства, технологией трудоустройства (составление резюме, поиск работы по телефону, собеседование с работодателем), включая навыки самопрезентации.
Анализ трудоустройства показывает, что 44,4% обратившихся, имеющих на момент проведения профилирования группу А, находят работу. Среди трудоустроенных центром занятости за шесть месяцев 2005 года 50,2% граждан имеют на момент трудоустройствапрофильную группу Б; 27,7% - группу Г; 16,7% - группу В.
СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ (ПОРЯДКА) РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Утратил силу на основании Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 19.05.2016 N 21-мпр , вступившего в силу через десять календарных дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В соответствии с , Положением о службе занятости населения Иркутской области , утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 января 2012 года N 12-пп , руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области ,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Технологию (порядок) работы специалистов по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Временно замещающая должность
руководителя службы занятости
населения Иркутской области
Р.А. Распутина
Технология (порядок) работы специалистов по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан
УТВЕРЖДЕНО
приказом службы занятости населения
Иркутской области
1. Общие положения
1. Настоящая Технология определяет порядок организации и проведения специальных мероприятий по профилированию граждан, признанных в установленном порядке безработными в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" , (далее - безработные граждане).
2. Профилирование безработных граждан - распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда (далее - профилирование).
3. Профилирование проводят специалисты областных государственных казенных учреждений Центров занятости населения городов и районов Иркутской области, подведомственных министерству труда и занятости Иркутской области, (далее - центр занятости) на территории соответствующих муниципальных образований.
{п. 3 раздела 1 Технологии в редакции }
2. Критерии профилирования и профильные группы
4. Длительность безработицы отдельного гражданина в большей степени зависит от его мотивации к трудоустройству, а также от потенциала трудоустройства, которым он обладает. Профилирование безработных граждан проводится по критериям: мотивация и потенциал трудоустройства.
Потенциал трудоустройства отражает профессиональную мобильность человека и определяется методом анализа профессиональной деятельности и уровня образования человека.
Степень мотивации к трудовой деятельности отражает психологическое состояние человека, его желание найти подходящую работу.
5. Исходя из степени мотивации к труду и потенциала трудоустройства, безработных граждан относят к одной из профильных групп.
5.1. Группа "Г" - "Готовые приступить к работе"
Эту группу составляют безработные граждане, имеющие высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства. Эта группа безработных граждан трудоустраивается в короткий (до 3-х месяцев) срок.
5.2. Группа "Ум" - "Условно готовые приступить к работе с высокой мотивацией к трудоустройству"
Эту группу составляют безработные граждане, обладающие высокой мотивацией к трудоустройству и низким или средним потенциалом трудоустройства. Граждане этой профильной группы активно стремятся к трудовой деятельности, но испытывают определенные затруднения: недостаток квалификации, отсутствие стажа работы и др.
5.3. Группа "У" - "Условно готовые приступить к работе"
Эту группу составляют безработные граждане со средней, или низкой мотивацией к трудоустройству и средним, или низким потенциалом трудоустройства. Безработные граждане этой профильной группы испытывают значительные затруднения при трудоустройстве. Зачастую у них низкая квалификация, отсутствует стажа работы по специальности (профессии), неадекватная самооценка. Они не обладают навыком самопрезентации и сталкиваются со сложностями в процессе поиска работы.
5.4. Группа "Уп" - "Условно готовые приступить к работе с высоким профессиональным потенциалом"
Эту группу составляют безработные граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства, и низкую, или среднюю мотивацию к трудоустройству. Безработные граждане этой профильной группы имеют востребованную профессию, опыт работы по специальности (профессии), но при этом у них нет желания работать.
5.5. Группа "Н" - "Не готовые приступить к работе"
Эту профильную группу составляют безработные граждане с низкой мотивацией к трудоустройству и низким потенциалом трудоустройства, не готовые приступить к работе. Зачастую безработные граждане, составляющие эту группу, ранее не работали, или имеют длительный перерыв в работе.
6. Для каждой профильной группы подобран свой перечень государственных услуг, способствующих трудоустройству безработного гражданина в короткий срок.
4. Организация и проведение профилирования безработных граждан
7. Основанием для проведения профилирования является приказ центра занятости о признании гражданина в установленном порядке безработным.
Приказ центра занятости о признании гражданина в установленном порядке безработным является внутренним документом центра занятости населения, входящим в личное дело безработного гражданина.
8. Профилирование безработных граждан проводит специалист центра занятости, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (далее - специалист центра занятости) в день, назначенный для первой перерегистрации, после принятия решения о признании гражданина безработным.
9. Для определения профильной группы безработного гражданина специалист центра занятости предлагает безработному гражданину пройти анкетирование для определения его потенциала трудоустройства (Приложение N 1) и мотивации к трудоустройству (Приложение N 2) с использованием программно-технического комплекса или в простой письменной форме путем заполнения бланков анкет.
10. Специалист центра занятости осуществляет ввод данных, полученных при анкетировании безработного гражданина в программно-технический комплекс. Определение профильной группы безработного гражданина происходит автоматически (Приложение N 3).
11. Специалист центра занятости выводит заполненные бланки анкет и результаты их обработки на печатное устройство, знакомит безработного гражданина с присвоенной профильной группой, предлагает безработному гражданину получить государственные услуги в соответствии с присвоенной профильной группой (Приложение N 4).
12. Безработный гражданин выбирает, какие государственные услуги и в какой последовательности ему необходимы и сообщает специалисту центра занятости.
13. Специалист центра занятости выдает безработному гражданину предложение о предоставлении выбранных им государственных услуг под подпись или оформляет письменный отказ безработного гражданина от государственных услуг.
14. Специалист центра занятости подшивает в личное дело подписанные безработным гражданином анкеты, результаты их обработки, предложение о предоставлении выбранных государственных услуг или отказ безработного гражданина от государственных услуг.
Приложение N 1. АНКЕТА N 1
Приложение N 1
по организации и проведению специальных мероприятий
по профилированию безработных граждан
Лист 1
Варианты ответов | |||
а) женский | |||
Образование | а) не имеющие среднего | ||
а) менее 20 лет | |||
Место жительства | а) город | ||
Общий стаж работы | а) стажа не имею | ||
а) стажа не имею | |||
а) да | |||
а) да | |||
а) нет перерыва | |||
Насколько востребована Ваша профессия на рынке труда? | а) совсем не востребована | ||
а) отсутствие опыта работы | |||
Дата |
КЛЮЧ К АНКЕТЕ N 1
Определение потенциала трудоустройства безработного гражданина
а) женский | |||
Образование | а) не имеющие среднего | 0 |
|
а) менее 20 лет | 2 |
||
Место жительства | а) город | ||
Общий стаж работы | а) стажа не имею | 0 |
|
Стаж работы на последнем месте работы | а) стажа не имею | 0 |
|
Повышали ли Вы свою квалификацию в течение 2-х последних лет? | а) да | ||
Видите ли Вы перспективу своего трудоустройства в течение месяца? | а) да | ||
Какова длительность перерыва в работе? | а) нет перерыва | 5 |
|
Насколько востребована профессия на рынке труда? | а) совсем не востребована | ||
Факторы индивидуальной востребованности | а) отсутствие опыта работы | 5 |
Результаты:
0 - 24 балла - низкий потенциал трудоустройства "Пн"
25 - 35 баллов - средний потенциал трудоустройства "Пс"
36 - 42 баллов - высокий потенциал трудоустройства "Пв"
{приложение 1 к Технологии в редакции приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 30.09.2013 N 52-мпр }
Приложение N 2. АНКЕТА N 2 Определение мотивации безработного гражданина к трудоустройству
Приложение N 2
к Технологии (порядку) работы специалистов
по организации и проведению специальных мероприятий
по профилированию безработных граждан
Лист 1
фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________
Профессия ________________________________________________ВОЗРАСТ_______________________________
Варианты ответов | |||
Ваша цель обращения в центр занятости населения? | а) найти работу | ||
а) да | |||
Имеете ли вы четкое представление о своей будущей работе? /профессия, должность, зарплата, характер работы и т.д./ | а) да | ||
Что для Вас означает понятие "Работа"? (можно выбрать несколько значимых для Вас вариантов) | а) работа - источник дохода | ||
При появлении подходящего предложения, готовы ли Вы выйти на работу в течение 2-х дней? | а) да | ||
а) да | |||
а) до 25% времени | |||
а) да | |||
а) да | |||
а) да | |||
Дополнительные сведения | а) увольнение по сокращению штата | ||
Дата |
КЛЮЧ К АНКЕТЕ N 2
Цель обращения в центр занятости населения | а), б), в) | 2 |
|
Были ли у Вас попытки самостоятельного поиска работы до обращения в Центр занятости населения? | а) да | ||
Имеете ли вы четкое представление о своей будущей работе? | а) да | ||
Что для Вас означает понятие "Работа"? | q использует 4 и более вариантов | 4 |
|
При появлении подходящего предложения готовы ли Вы выйти на работу в течение 2-х дней? | а) да | ||
Согласны ли Вы, что при отсутствии вариантов подходящей для Вас работы лучше иногда принять не слишком привлекательное предложение? | а) да | ||
Работа в вашей жизни должна занимать (в % к активной, деятельной ее части): | а) до 25% времени | 0 |
|
Можете ли Вы позволить себе вообще не работать (например, находиться на содержании мужа/жены и пр.)? | а) да | ||
Были бы Вы заинтересованы в услугах Службы занятости без получения пособия и социальной поддержки? | а) да | ||
Готовы ли Вы пройти переобучение или повышение квалификации, если это поможет Вам в трудоустройстве? | а) да | ||
Дополнительные сведения: | а) увольнение по сокращению штатов | 5 |
Результаты:
0 - 10 баллов - низкий уровень мотивации (Мн)
11 - 20 баллов - средний уровень мотивации (Мс)
21 - 30 баллов - высокий уровень мотивации (Мв)
Приложение N 3. Определение профильной группы безработного гражданина
Приложение N 3
к Технологии (порядку) работы специалистов
по организации и проведению специальных мероприятий
по профилированию безработных граждан
Уровень мотивации | Уровень профессионального потенциала | Трудовые показания |
|
Граппа "Г" | Высокий | Высокий Наличие деловых качеств; | Без ограничения Возможность поиска работы по имеющимся специальностям; Отсутствие ограничений по здоровью; Социальный и бытовой статус (условия проживания, внешний вид и т.д.) |
Группа "Ум" | Высокий Занимается самостоятельным поиском работы; Реально оценивает перспективу трудоустройства; Наличие четко сформулированного запроса. | Средний или низкий Опыт работы небольшой или отсутствует; Профессиональные навыки отсутствуют или низкие; Невостребованная профессия. | Без ограничений Возможны ограничения по трудовой деятельности. |
Группа "У" | Средний или низкий Запрос не сформулирован; Неадекватная самооценка; Не активно работают с вакансиями; | Средний или низкий Невостребованная профессия; Небольшой опыт работы. | Без ограничений |
Группа "Уп" | Средний или низкий Отсутствие четких целей в поиске работы; Запрос не сформулирован; Неадекватная самооценка; Незнание ситуации на рынке труда; Не активно работают с вакансиями. | Высокий Наличие опыта работы и квалификации; Наличие деловых качеств; Знание рынка труда и требований работодателей. | Без ограничений Возможны ограничения по трудовой деятельности; Ограничения в социально-бытовом положении. |
Группа "Н" | Низкий Запрос не сформулирован; Неадекватная самооценка; Незнание ситуации на рынке труда; Наличие девиантного или агрессивного поведения. | Низкий Отсутствие опыта работы, профессиональных навыков. | Низкий Ограничения по возрасту. |
Приложение N 4. "Рекомендованный перечень государственных услуг и характеристика профильной группы "Г" "Готовые приступить к работе"
Приложение N 4
к Технологии (порядку) работы специалистов
по организации и проведению специальных мероприятий
по профилированию безработных граждан
Лист 1
Параметры профильной группы:
Категории безработных: граждане, имеющие профессию, востребованную на рынке труда; не имеющие длительных перерывов в работе; не имеющие увольнений за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; в статусе безработного раньше не были, или трудоустройство состоялось в первые три месяца.
Активная поисковая позиция: стремятся получить новую информацию, готовы использовать различные источники для сбора информации о свободных вакансиях, заинтересованы в рассмотрении большого количества вариантов работы. |
|
Недостаточно реалистичны представления о рынке труда (есть небольшие иллюзии). |
|
Адекватная самооценка. Готовность работать, высокий уровень оптимизма в перспективах трудоустройства, уверенность в себе, восприятие трудностей как преодолимых, стремление к самостоятельному профессиональному самоопределению и трудоустройству. Стремление к партнерским отношениям. |
|
|
"Рекомендованный перечень государственных услуг и характеристика профильной группы "Ум" "Условно готовые приступить к работе, с высокой мотивацией трудоустройства"
Параметры профильной группы:
Уровень мотивации: высокий "Мв"
Трудовые показания: без ограничений или возможны по возрасту и трудовой деятельности.
Срок действия профильной группы: 3 месяца.
Категории безработных: бывшие военнослужащие, переселенцы, выпускники профессиональных учебных заведений; граждане, имеющие невостребованную профессию, а также низкий уровень квалификации.
Внешние критерии наблюдаемого поведения | Активно работают с вакансиями. Запра шивают помощь в профессиональном самоопределении и реализации профессиональных планов. Готовы к смене профессии, повышению квалификации. |
Возможные ограничения в трудоустройстве | Отсутствуют навыки преодоления барьеров к трудоустройству (возраст, опыт работы, ограничения в труде и т.п.). Нуждаются в помощи и профессиональном самоопределении или повышении квалификации. |
Характеристика личности и психоэмоционального состояния | Активная позиция, готовность к трудовой деятельности, но проявляется неуверенность в возможности преодолеть возникающие препятствия. Неустойчивая самооценка. Наблюдается ситуативная тревожность. |
Предлагаемые государственные услуги | Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы. |
"Рекомендованный перечень государственных услуг и характеристика профильной группы "Уп" "Условно готовые приступить к работе, с высоким профессиональным потенциалом"
Показатели группы:
Потенциал трудоустройства: высокий "Пв"
Трудовые показания: без ограничений
Срок действия профильной группы: 3 месяца
Категории безработных: уволенные из вооруженных сил; граждане с завышенными требованиями к условиям работы и заработной плате; имеющие значительную финансовую поддержку со стороны членов семьи или другой гарантированный доход; женщины старше 45 лет с высшим или средним профессиональным образованием; уволенные в связи с сокращением численности или штата; имеющие высокое выходное пособие.
Внешние критерии наблюдаемого поведения | Не стремятся получить больше вакансий. Пассивный поиск работы (только по направлениям службы занятости) |
Возможные ограничения в трудоустройстве | Не видят перспектив трудоустройства, чувство обиды "что не оценили", поиск виновных, манипуляции, возрастные ограничения. |
Характеристика личности и психоэмоционального состояния | Готовность к трудовой деятельности только по специальности или отсутствует, трудоустройство планируют на отдаленное будущее. Готовность к трудовой деятельности с заработной платой не ниже, чем на последнем месте работы. |
Предлагаемые государственные услуги | Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы. |
"Рекомендованный перечень государственных услуг и характеристика профильной группы "У" "Условно готовые приступить к работе"
Показатели группы:
Уровень мотивации: средний "Мс" или низкий "Мн"
Потенциал трудоустройства: средний "Пс" или низкий "Пн"
Трудовые показания: без ограничений
Срок действия профильной группы: 4 месяца
Категории безработных: имеющие среднюю или низкую мотивацию к трудоустройству и средний или низкий потенциал трудоустройства. Как правило, имеющие невостребованную профессию и низкую квалификацию.
Внешние критерии наблюдаемого поведения | Не активно работают с вакансиями. Запрашивают помощь в профессиональном самоопределении и реализации жизненных планов. Проявляют неудовлетворенность услугами службы занятости. Не всегда четко знают, какую работу ищут. Наблюдается ситуативная тревожность. |
Возможные ограничения в трудоустройстве | Отсутствие профессиональных целей. Отсутствие навыков преодоления барьеров к трудоустройству (возраст, низкая квалификация и т.п.) |
Характеристика личности и психоэмоционального состояния | Готовность к трудовой деятельности только по специальности, с заработной платой не ниже, чем на последнем месте работы. |
Предлагаемые государственные услуги | Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы. |
"Рекомендованный перечень государственных услуг и характеристика профильной группы "Н" "Не готовые приступить к работе"
Показатели группы:
Уровень мотивации: низкий "Мн"
Потенциал трудоустройства: низкий "Пн"
Трудовые показания: ограничения по возрасту, трудовые ограничения
Срок действия профильной группы: 3 месяца.
Категории безработных: граждане, имеющие значительную финансовую поддержку со стороны членов семьи или другой гарантированный доход, личное подсобное хозяйство, надомный труд, инвалиды; граждане с низким уровнем образования и квалификации; освобожденные из мест лишения свободы; граждане предпенсионного возраста, матери малолетних детей, манипуляторы, имеющие вторичную выгоду (субсидии, алименты и т.п.), алкоголики и наркоманы.
Внешние критерии наблюдаемого поведения | Отказ от подходящих вакансий. Неадекватное отношение к особенностям рынка труда. Отказ от плана самостоятельного поиска работы. Поиск вакансий ведут бессистемно, механически, нерационально и неэффективно. Критичное отношение к предлагаемым вакансиям. |
Возможные трудовые ограничения | Стремление получить вторичные выгоды от службы занятости (досрочная пенсия, страховой стаж, льготы по оплате коммунальных услуг и т.п.). |
Характеристика личности и психоэмоционального состояния | Неадекватная или неустойчивая самооценка. |
Предлагаемые государственные услуги | Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. |
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИРОВАНИЯ
НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
Распределение безработных по профильным группам
Технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы , определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого безработного гражданина.
В первую группу попадают граждане, трудоустройство или занятость которых возможны в короткие сроки - прежде всего имеющие высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства, владеющие навыками и техникой поиска работы, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок (1-2 месяца - малая продолжительность безработицы). К первой группе можно отнести граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, желающих пройти профессиональное обучение; граждан, не имеющих специальности, профессии, ранее работавших, имевших заработок по последнему месту работу и виду работы в пределах среднего по области по данному виду деятельности , обладающих высокой мотивацией к трудоустройству.
В эту группу могли бы попасть граждане и с низкой мотивацией, но с высоким потенциалом к трудоустройству. Однако Закон о занятости не позволяет снимать с учета граждан, отказывающихся от вариантов подходящей работы – не желающих работать, предусматривая лишь приостановку выплаты пособия им. Таким образом, они надолго задерживаются на учете в службе занятости как безработные.
Во вторую – лица с высокой или со средней мотивацией к трудоустройству и средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, или недостаток квалификации и стажа, либо имеющие субъективные и объективные препятствия к трудоустройству (слабое состояние здоровья, наличие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, отдаленность проживания), трудоустройство или занятость которых потребует некоторого времени (средняя продолжительность безработицы до 6 месяцев). Ко II группе можно отнести выпускников профессиональных учреждений, некоторую часть граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите (женщин воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, инвалидов III группы и граждан, имеющих ограничения в трудовой деятельности и др.) и других граждан, имеющих достаточно высокую мотивацию к трудоустройству и реальные запросы в части заработной платы и условий труда.
В третью группу (III )– лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые немедленно приступить к работе (как правило - длительные безработные).
В III группу могут попасть граждане, не имеющие профессии (специальности) или с низким образованием и низкой квалификацией, при условии отсутствия на рынке труда спроса на неквалифицированный труд; граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства и высокое пособие по безработице, уверенные в своем трудоустройстве по окончании периода безработицы, заинтересованные по различным причинам временно не работать; инвалиды, алкоголики, освобожденные из мест лишения свободы – те граждане, в которых не заинтересованы работодатели. Сюда же могут попасть граждане предпенсионного возраста, как с хорошим заработком, так и с низким, заинтересованные в получении досрочной пенсии, либо настроенные на пассивное ожидание пенсионного возраста; граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности или инвалиды II-III группы, матери малолетних детей и другие граждане заинтересованные в получении дополнительной материальной поддержки и иных выгодах для себя (пособие, льготы по оплате квартплаты и коммунальных услуг , стаж, выплату алиментов).
Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству
С целью определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета ». Анкета заполняется в присутствии специалиста службы занятости в начальный период работы с клиентом (на стадии регистрации клиента в целях поиска подходящей работы) в течение 5-10 минут.
Мотивация к трудоустройству – это те или иные причины, побуждающие человека работать или искать работу. Это удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру или самореализоваться, определенный социальный статус и др. Что же указывает на желание гражданина, обратившегося в службу занятости, работать? Основными критериями, определяющими его стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым видам применения своих возможностей и силы (профобучение, повышение квалификации). При этом важным является реальная оценка гражданами своих возможностей в вопросах трудоустройства на рынке труда.
Вопросы, предлагаемые в анкете, позволяют в значительной мере определиться в настроениях клиентов к трудоустройству и занятости. Однако, следует учитывать, что ответы на вопросы анкеты, могут быть не вполне правдивы в силу человеческой психики (желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле) и не могут быть равнозначны в полной мере для всех клиентов, отличающихся друг от друга уровнем образования, квалификацией, наличием опыта работы, полом, другими социально-демографическими данными.
Все ответы на поставленные вопросы оцениваются от 0 до 2 баллов, при этом высшая оценка дается ответам, характеризующим высокий уровень мотивации к трудоустройству. Ответ на четвертый вопрос оценивается максимально, если его содержание указывает на активный самостоятельный поиск работы клиентом; не оценивается ни одним баллом, если клиент ничего не делает, чтобы найти работу; по содержанию ответа возможна оценка и в один балл.
Ответы на восьмой вопрос не оцениваются, а служат дополнительной информацией о клиенте при определении перечня необходимых мероприятий в работе с клиентом с целью его трудоустройства в возможно короткий период времени. Анкета с оценками ответов на вопросы прилагается (оценка указана в скобке в конце ответа).
После заполнения клиентом, анкета рассматривается специалистом службы занятости, ведется подсчет набранных баллов. В зависимости от их числа и определяется степень мотивации к трудоустройству. При наборе клиентом суммы баллов от 0 до 6 его уровень мотивации оценивается как низкий, при наборе от 7 до 12 баллов – как средний, от 13 до 18 баллов – как высокий.
Определение степени мотивации клиента к трудоустройству по анкете является первичным профилированием клиента. Дальнейшее общение с клиентом либо подтверждает сделанную оценку мотивации клиента, либо вносит определенные коррективы, исходя из наблюдений за поведением клиента в процессе работы с ним.
Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями , просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, подтверждают самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.
Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, отказываются от самостоятельного поиска работы, поздно идут на встречу к работодателю и т. д.
После двух-четырех встреч с клиентом, работники центра занятости уже могут сделать окончательный вывод о его желании скорейшего трудоустройства или другого рода занятости, т. е. о степени мотивации к трудоустройству.
Оценка потенциала трудоустройства
Под потенциалом трудоустройства гражданина понимается его возможность трудоустроиться по месту жительства. Чем должен обладать тот или иной человек, чтобы получить работу? Какие социально-демографические характеристики и другие факторы влияют на успех трудоустройства гражданина?
Естественно, прежде всего, необходимо иметь профессию (специальность) востребованную на рынке труда. Большое значение в трудоустройстве имеет опыт работы по имеющейся специальности, владение смежными профессиями, дополнительными навыками и умениями, что увеличивает потенциал трудоустройства гражданина. Однако, во всех сферах деятельности человека имеется достаточно рабочих мест, не требующих специального обучения и подготовки специалистов, которые являются подходящими для граждан, не имеющих профессии или специальности. При отсутствии у этих граждан различных субъективных факторов, снижающих потенциал трудоустройства, и при наличии на местном рынке труда достаточного количества вакансий неквалифицированного труда, их потенциал трудоустройства может быть также достаточно высок.
Влияние состояния местного рынка труда на величину потенциала трудоустройства играет первостепенную роль. Отсутствие рабочих мест по специальности, которой обладает тот или иной гражданин, может резко снизить потенциал его трудоустройства.
На уровень потенциала трудоустройства существенно влияет такой фактор как возраст. Общеизвестно, что работодатели трудно и неохотно берут на работу выпускников всех видов учебных заведений и граждан предпенсионного возраста. Потенциал трудоустройства снижается при наличии у граждан ограничений к труду по состоянию здоровья, при наличии на иждивении малолетних детей и детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лиц, нуждающихся в уходе, при наличии вредных привычек, при увольнении за прогулы и другие виновные действия, длительно неработающих граждан.
Все эти данные, как правило, вносятся в карточку персонального учета гражданина при регистрации его в целях поиска подходящей работы.
Практически определение потенциала трудоустройства сводится к сопоставлению имеющейся профессии (специальности) гражданина с предложениями свободных рабочих мест на рынке труда, т. е. с базой данных вакансий центра занятости. Для отдельных категорий граждан делается корректировка в определении потенциала с учетом его медицинских показаний к труду, возраста, семейного положения и других факторов. Обычно небольшого опыта работы специалистов по трудоустройству достаточно, чтобы судить - какие профессии востребованы, а какие востребованы мало или вообще не востребованы.
Работа с гражданами различных профильных групп
После определения профильной группы безработного гражданина для каждого намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для осуществления трудоустройства или иной занятости гражданина. Для этого для каждого безработного заводится «блиц-флажок» (см. рис.), который размещается либо на первой странице КПУ, либо на текущей ее странице, т. е. таким образом, чтобы он всегда находился в поле зрения специалиста центра, работающего с гражданином. Здесь же отмечается дата оказания той или иной услуги. Такой прием позволяет экономить рабочее время специалиста (не нужно каждый раз просматривать страницы КПУ, чтобы продолжить эффективную работу с клиентом).
Помощь службы занятости гражданам I группы заключается, прежде всего, в предоставлении имеющихся вакансий, профинформационных и профконсультационных услуг, в направлении их на профессиональное обучение, оказании помощи в организации собственного дела, в участии их в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.
Для лиц, отнесенных ко II группе, необходимы меры, с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», трудоустройство на квотируемые рабочие места, участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, программах активной политики занятости, оказание профинформационных и профконсультационных услуг, направление на профессиональное обучение).
Для граждан, отнесенных к III группе, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства важны, в первую очередь, психологическая поддержка, психокоррекционная работа, а также вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», участие в ярмарках вакансий, направление на общественные работы , или как альтернатива – направление на досрочную пенсию, при наличии подходящей работы максимально частое приглашение в центр занятости.
От сотрудников центра требуется квалифицированная помощь в формировании мотивов выбора формы занятости и в воздействии на уровень притязаний клиентов.
Следует отметить, что со временем мотивация к труду и возможности безработных граждан могут меняться.
Анкета
клиента Центра занятости населения
V ».
прежде всего ?
Помощь в трудоустройстве
Приобретение навыков для успешного поиска работы
Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни
Переобучение или повышение квалификации
Материальную поддержку (пособие)
Я быстро найду работу
Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит
У меня мало шансов найти работу
Я не смогу найти подходящую работу
3. Что на Ваш взгляд, прежде всего
Моя активная позиция в поиске работы
Реальный подход к возможностям своего трудоустройства
Повышение квалификации
Получение другой профессии
Помощь в организации собственного дела
Варианты работы, предложенные службой занятости
Мне уже ничего не поможет
Да, но только по специальности
Да, если подойдут условия труда
Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)
Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой
У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности
Да, во многие
Да, обращался в некоторые из них
Нет, потому что там берут процент от заработка
Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени
?
Отсутствие жилья
Наличие маленьких детей
Наличие несовершеннолетних детей
Низкая квалификация по имеющейся профессии
Отсутствие профессии (специальности)
Отсутствие опыта работы
Возраст
Состояние здоровья
Моя нерешительность, стеснительность
Неумение общаться с людьми
Неумение искать работу
Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день
Да, веду самостоятельный поиск время от времени
Занимался раньше
Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия
Нет, так как надеюсь на помощь центра занятости
Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации
Нет, так как нет желания
Помощь в трудоустройстве
Материальная поддержка (пособие)
Анкета
клиента Центра занятости населения
Укажите Вашу фамилию, имя, отчество:
___________________________________________________________________________
Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который считаете нужным и отметьте его значком « V ».
1. Какую помощь Вы хотите получить в Центре занятости прежде всего ?
Помощь в трудоустройстве (2)
Помощь в организации собственного дела (2)
Приобретение навыков для успешного поиска работы(1)
Переобучение или повышение квалификации(1)
Материальную поддержку – пособие (0)
2. Как Вы оцениваете перспективы своего трудоустройства?
Я быстро найду работу (2)
Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит (1)
У меня мало шансов найти работу (0)
Я не смогу найти подходящую работу (0)
3. Что на Ваш взгляд, прежде всего , поможет Вам скорее решить проблему занятости?
Моя активная позиция в поиске работы(2)
Реальный подход к возможностям своего трудоустройства(1)
Повышение квалификации(1)
Получение другой профессии(1)
Помощь в организации собственного дела(1)
Варианты работы, предлагаемые службой занятости(1)
Мне уже ничего не поможет(0)
Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни(1)
Другое _________________________________________________________________
4. Что Вы предпринимаете (делаете), чтобы найти работу?
1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________
5. Готовы ли Вы в случае отсутствия подходящей для Вас вакансии работать с зарплатой ниже вашего прежнего заработка?
Да, но только по специальности(1)
Да, если подойдут условия труда(1)
Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)(2)
Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой(2)
6. Готовы ли Вы поменять характер работы, вид деятельности, сменить профессию в целях трудоустройства?
У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности(1)
Не знаю(1)
7. Обращались ли Вы в другие службы по трудоустройству?
Да, во многие(2)
Да, обращался в некоторые из них (1)
Нет, потому что не знаю об их существовании
Нет, потому что там берут процент от заработка(1)
Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени(0)
8. Что мешает Вашему трудоустройству ?
Отсутствие жилья,
Наличие маленьких детей,
Наличие несовершеннолетних детей,
Низкая квалификация по имеющейся профессии,
Отсутствие профессии (специальности),
Отсутствие опыта работы,
Возраст,
Состояние здоровья,
Моя нерешительность, стеснительность,
Неумение общаться с людьми,
Неумение искать работу,
Другое____________________________________________________________
9. Занимались ли Вы самостоятельным поиском работы?
Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день(2)
Да, веду самостоятельный поиск время от времени(1)
Занимался раньше(0)
Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия(0),
Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации(0)
Нет, так как нет желания(0)
10. Какая из двух вариантов помощи, оказываемой службой занятости, для Вас наиболее значима и важна?
Помощь в трудоустройстве(2)
Материальная поддержка –пособие (0)
1.12. Профилирование безработных граждан.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан осуществляется в соответствии с технологией по профилированию безработных граждан в краевых государственных казенных учреждениях центрах занятости населения Камчатского края (далее – технология), утвержденной приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 № 39.
1.12.1. Проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, оптимизация мер по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе.
Целью профилирования является оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве. Профилирование проводится как для вновь обратившихся граждан, так и для стоящих на учете (не реже одного раза в три месяца).
Региональная технология предусматривает распределение безработных граждан по 5 профильным группам.Распределение безработных граждан по профильным группам в 2016 году представлено в таблице.
человек
Распределение по профильным группам | Численность безработных граждан, охваченных профилированием в 2016 году |
||
за отчетный период | на конец отчетного периода | состоят на учете на конец отчетного периода с измененной группой профилирования |
|
Всего профилированы | 6854 | 3105 | 351 |
Готовы приступить к работе | 73 | 25 | 12 |
| 508 | 199 | 63 |
| 5989 | 2742 | 223 |
| 48 | 24 | 9 |
| 236 | 115 | 44 |
Для повышения эффективности содействия службы занятости в трудоустройстве безработных граждан при их распределении на профильные группы применяются следующие меры.
Работа специалистов службы занятости населения проводится в несколько этапов. На первом этапе определяется профильная группа в зависимости от мотивации и потенциала граждан. Далее формируется план необходимых мероприятий, в зависимости от того, в какую группу был включен гражданин и в соответствии с этим используются различные формы работы. В ходе проведения мероприятий с гражданином проводится мониторинг профильной группы и корректировка плана мероприятий. Такие этапы позволяют более качественно оказывать государственные услуги содействия в поиске подходящей работы и минимизировать сроки безработицы.
После проведения мероприятий по профилированию безработных граждан в отчетном периоде трудоустроено 3104 человека, что составляет 45,2% от общего количества признанных безработными.
Анализ показателей проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в 2016 году по сравнению с прошлым годом показал увеличение численности граждан, принявших участие в профилировании, на 7,7%. В динамике распределения безработных граждан по профильным группам отмечено увеличение на 62,0% численности граждан, отнесенных к группе «Готовы приступить к работе», на 10,7% – к группе «Условно готовы приступить к работе со средней мотивацией, на 8,3% – к группе «Условно не готовы приступить к работе». При этом отмечено снижение численности граждан по следующим профильным группам: «Условно готовы приступить к работе с высокой мотивацией» (на 14,0%), «Условно готовы приступить к работе с высоким потенциалом» (на 51,5%).
1.12.1. Доля зарегистрированных безработных граждан, охваченных мероприятиями по профилированию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан.
В 2016 году в органах государственной службы занятости населения Камчатского края 6871 гражданин зарегистрирован в качестве безработного, из них 6854 человека или 99,8% были профилированы.
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете на конец отчетного периода, составила 3109 человек, из них 3105 человек или 99,9% – профилированы.
Сравнительные показатели проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в 2015, 2016 годах представлены в таблице.
Отчетный период | Доля безработных граждан, охваченных профилированием, из числа признанных безработными, % | Из гр. 2: доля безработных граждан, получивших после профилирования государственные услуги, % |
|||||
за отчетный период | на конец отчетного периода | нашли работу (доходное занятие) | направлено на профобуче-ние | профессиональная ориентация | психологическая поддержка | социальная адаптация |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2015 г. | 99,0 | 99,9 | 40,0 | 8,5 | 61,4 | 9,8 | 9,9 |
2016 г. | 99,7 | 99,8 | 45,2 | 9,2 | 69,3 | 10 | 10 |
1.12.3. Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.
Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявлять причины их безработицы и планировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения. Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости.
В 2016 году повысился уровень трудоустройства граждан всех профильных групп. Увеличение доли трудоустроенных из числа профилированных граждан в разрезе профильных групп показано в таблице.
Профильная группа | Доля трудоустроенных из числа безработных граждан, % | Увеличение (снижение) |
|
2015 год | 2016 год |
||
Готовы приступить к работе | 46,6 | 58,9 | +12,3 |
Условно готовы приступить к работе с высокой мотивацией | 40,1 | 44,3 | +4,2 |
Условно готовы приступить к работе со средней мотивацией | 40,7 | 45,3 | +4,6 |
Условно готовы приступить к работе с высоким потенциалом | 42,4 | 68,7 | +26,3 |
Условно не готовы приступить к работе | 18,3 | 36,8 | +18,5 |
Всего профилировано | 39,9 | 45,3 | +5,4 |
1.12.4. Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.
В целях совершенствования деятельности по профилированию безработных граждан, предлагаем разработать сборник лучших практик проведения мероприятий по профилированию безработных граждан органами службы занятости субъектов Российской Федерации.