Защита прав субъектов хозяйственной деятельности. Судебная защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов Порядок обращения в арбитражные суды для защиты нарушенных прав

Способы и формы разрешения хозяйственных споров раскрыты в ст.12 ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:

¦ Признания права;

¦ Восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

¦ Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

¦ Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

¦ Самозащиты права;

¦ Присуждения к исполнению обязанностей в натуре;

¦ Возмещения убытков;

¦ Взыскания неустойки;

¦ Компенсации морального вреда;

¦ Прекращения или изменения правоотношения;

¦ Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

¦ Иными способами, предусмотренными законом.

Судебная защита гражданских прав осуществляется, согласно ст.11 ГК РФ, следующим способом;

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд;

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

2. Арбитражный порядок защиты имущественных прав

Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Состав Высшего Арбитражного суда показан на рисунке 1.

Рис. 1. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя Высше6го Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Несмотря на расширение круга приглашенных лиц, по нашему мнению, Пленум стал менее демократичен, так как из его состава исключили председателей арбитражных судов республик, ранее входивших в его состав по должности, и отдельных председателей судов и судей.

Пленум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации:

¦ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

¦ решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

¦ решает вопросы об обращении в Конституционный суд Российское Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

¦ избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

¦ утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда;

¦ утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

¦ утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

¦ утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда Российской Федерации;

¦ утверждает регламент арбитражных судов;

¦ решает иные вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По решению Пленума в состав президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является рабочим органом. Основная его обязанность состоит в рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации, а также в рассмотрении отдельных вопросов судебной практики и информировании арбитражных судов о результатах таких рассмотрений.

Судебные коллегии в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаются Пленумом Суда и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом Арбитражных судов

Судебные коллегии возглавляют заместители Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Совершенствование системы арбитражных судов привело к созданию промежуточного звена между арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Таким звеном стали федеральные арбитражные суды округов, структура которых показана на рис. 2

Созданием окружных судов преследовалось несколько целей. Во-первых, освободить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от большой массы арбитражных дел, которые рассматривались им в в первой и кассационной, а также надзорной инстанции. Во-вторых, выделить кассационную инстанцию в самостоятельную инстанцию, независимую от арбитражных судов субъектов Российской Федерации, государственных органов и иных лиц субъектов Российской Федерации. В-третьих, кассационная инстанция, разрешая дела в кассационном порядке, может устранять нарушения, допущенные судом первой инстанции и апелляционной инстанции при принятии решения, и будет способствовать принятию законного решения, устранению судебных ошибок.

Об эффективности создания трехзвенной системы арбитражных судов судить в настоящее время невозможно ввиду отсутствия практики их работы

Всего образовано десять федеральных окружных судов, перечень которых определен в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный арбитражный суд округа:

¦ проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

¦ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

¦ применению в рассматриваемом им деле;

¦ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего;

¦ изучает и обобщает судебную практику;

¦ анализирует судебную статистику;

¦ подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.




Рис. 2 Структура федерального арбитражного суда округа

Основную массу экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Структура этих арбитражных судов различна в зависимости от численного состава арбитражного суда, примерная структура арбитражного суда средней величины показана на рис. 3.




Рис. 3. Структура арбитражного суд субъекта Российской Федерации

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации арбитражные дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей.

3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов

Основы деятельности нотариата

Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.

При коллизии российских законодательных актов и международных договоров по требованиям к совершению нотариальных действий применяются правила международных договоров.

Нотариальные действия совершают:

¦ Государственные нотариусы;

¦ Частные нотариусы;

¦ Уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;

¦ Уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территории других государств.

Нотариальная деятельность:

¦ Не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;

¦ Лицензируется в установленном порядке;

¦ Контролируется государством в лице соответствующих органов.

Правовой статус нотариуса

Нотариус вправе:

¦ Совершать нотариальные действия в интересах лиц, обратившихся к нему, если законодательством не предусмотрено иное место совершения этого нотариального действия;

¦ Составлять проекты сделок и других документов;

¦ Изготовлять копии документов и выписки из них;

¦ Давать необходимые разъяснения;

¦ Истребовать от клиентов необходимые сведения.

Нотариус не вправе:

¦ Заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной и научно-преподавательской;

¦ Оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

¦ Совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Нотариус обязан:

¦ Содействовать клиентам в совершении сделок, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована ими во вред;

¦ Отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;

¦ Хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

¦ В необходимых случаях представлять в налоговые органы определенные справки

Кроме того, частный нотариус обязан заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Лицензирование нотариальной деятельности

Нотариальной деятельностью вправе заниматься:

Гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности;

Госнотариусы, имеющие высшее юридическое образование и назначенные на должность до 13.03.93 г., получают лицензию бесплатно и без сдачи квалификационного экзамена;

Госнотариус, желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, не позднее чем через две недели со дня получения лицензии.

Процедура получения лицензии:

¦ Претендент на получение лицензии, имеющий высшее юридическое образование, проходит стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса;

¦ Квалификационная комиссия при органе юстиции принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку, и при положительном его результате направляет заявление претендента с пакетом документов (решение квалификационной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки, документ об оплате соответствующего сбора в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда) в орган юстиции, который в течение 1 месяца после сдачи экзаменапринимает решение:

выдать лицензию:

¦ лицо, получившее лицензию, может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса в госконтору, а также заняться частной практикой;

¦ лицо, получившее лицензию, но в течение 3-х лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии (лицензия может быть аннулирована по решению суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью);

отказать в выдаче лицензии:

¦ отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции;

оставить заявление без рассмотрения:

¦ заявление остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, необходимых для принятия решения.

Правила совершения отдельных нотариальных действий

Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации:

¦ удостоверяется при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.

Передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам:

¦ Нотариус передает заявление адресату лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением;

¦ Может передать с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств.

Расходы, связанные с использованием технических средств, оплачивает лицо, подавшее заявление.

Лицо, подавшее заявление, получает свидетельство о передаче заявления.

Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг:

¦ Нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору;

¦ Кредитор извещается о поступлении денег или ценных бумаг и в любое время по своему желанию может получить их.

Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника.

Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:

¦ по нотариально удостоверенным сделкам;

¦ по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений;

¦ за товары, купленные в кредит;

¦ задолженности, вытекающей из перевозок грузов, и сумм, причитающихся по диспаше, не оспоренной в течение установленного срока;

¦ по основаниям, вытекающим из трудовых отношений;

¦ задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским правом;

¦ по требованиям органов внутренних дел;

¦ по требованиям органов Минздрава РФ и другим.

Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков:

¦ нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный:

по истечении 10 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории РФ;

по истечении 20 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории СНГ;

по истечении 70 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории другого государства.

В случае неоплаты чека нотариус удостоверяет неоплату чека путем надписи на чеке и по просьбе чекодержателя совершает исполнительную надпись.

Помимо укрепления законности и договорной дисциплины, содействия внедрению рыночных механизмов и принципов в хо­зяйственной деятельности, направленных на повышение эффек­тивности и прибыльности, важной задачей юридических служб должна быть признана защита прав и законных интересов хозяй­ствующих субъектов.

В условиях рыночных преобразований возможности зашиты прав и законных интересов предпринимательских организаций значи­тельно расширились. Получили законодательное закрепление и приобрели важное значение способы защиты интересов хозяйству­ющих субъектов от неправомерных действий со стороны различ­ных органов исполнительной власти: органов управления, нало­говых, таможенных служб, различных контролирующих структур.

Конституция РФ, ст. 13 ГК, Налоговый кодекс РФ, Таможен­ный кодекс РФ, новый АПК РФ и другие законы закрепляют широкие возможности организаций для признания в судебном порядке недействительными нормативных, а также ненорматив­ных актов государственных органов и органов местного самоуп­равления в случаях несоответствия таких актов закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых за­коном интересов организаций. В силу ст. 197-201 АПК РФ субъекты вправе требовать в судебном порядке признания незаконными так­же действий (бездействия) государственных органов, органов ме­стного самоуправления и должностных лиц, которые незаконно возлагают на заявителей какие-либо обязанности, создают другие препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соблюдение прав хозяйствующих субъектов далеко еще не стало нормой деятельности различных органов исполнительной власти. Да и юридические службы предпринимательских и иных органи­заций пока не накопили достаточного опыта судебной защиты от незаконных действий властных структур. Поэтому юристы и пред­приниматели должны овладевать способами защиты от незакон­ного вмешательства в их деятельность и других нарушений своих прав и законных интересов со стороны государственных органов.


В гражданском законодательстве ведущие способы зашиты прав и интересов лиц перечислены в ст. 12 ГК. Этот перечень - не исчерпывающий, часть способов защиты закреплена в других ста­тьях ГК РФ и других нормативных актах.

Согласно ст. 12 ГК способы защиты прав устанавливаются за­коном. Однако способы защиты выбираются хозяйствующими субъектами по своему усмотрению. Кроме того, ряд статей ГК РФ предусматривает возможность в определенных пределах осуществ­лять договорное регулирование мер защиты. Поэтому корпоратив­ному юристу необходимо знать не только сами способы защиты, но и возможности их трансформирования как правовых средств применительно к конкретным обстоятельствам, а также особен­ности применения каждого из них.


Особое место среди способов защиты занимает возмещение убытков, причиняемых нарушениями со стороны других лиц. Воз­мещение убытков служит общим и универсальным видом ответ­ственности, и эта мера подлежит применению, если законом или договором не предусмотрено ограничение на взыскание убытков.

Возмещение убытков в наибольшей степени согласуется с эко­номическими методами регулирования, поскольку обеспечивает потерпевшему относительно полную компенсацию его потерь и неполученных доходов и формирует такое имущественное поло­жение потерпевшей стороны, как если бы обязательство было ис­полнено. Кроме того, оно причиняет неисправному должнику иму­щественные потери в размере, эквивалентном потерям, причи­ненным им кредитору нарушением обязательства. Не случайно оте­чественная экономическая теория нередко рассматривает возме­щение убытков как экономический, а не правовой инструмент регулирования.

Возмещение убытков оказывает более высокий воздействую­щий эффект, чем применение неустойки и иных мер ответствен­ности. Проводившиеся на практике эксперименты показывают, что взыскание убытков с неисправных должников позволяет в 3- 5 раз сократить число нарушений обязательств по отношению к данному кредитору. Наличие подобных важных свойств резко по­вышает в рыночных условиях роль взыскания убытков для возме­щения потерь от различных нарушений и укрепления договорной дисциплины.

По указанным причинам налаживание возмещения убытков может рассматриваться как важнейшее после обеспечения закон­ности и организации договорной работы направление деятельно­сти корпоративных юристов.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12--16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.

В правовой науке существуют различные основания их классификации.

Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав -- это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий. По своей природе пресекательными являются действия по:

  • · признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • · неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

  • · признанию права;
  • · признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
  • · присуждению к исполнению обязанности в натуре;
  • · возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты относят действия по:

  • · взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • · обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
  • · конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

  • · Конституционный Суд РФ;
  • · арбитражные суды;
  • · суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

  • · защиту гражданских прав в административном порядке;
  • · нотариальную защиту;
  • · третейское разбирательство;
  • · досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров;

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в


Введение

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в включает в себя нормы нескольких отраслей права. Поэтому является комплексным правовым институт o м. При решении вопросов, связанных с защитой нарушенных прав в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, используются нормы гражданского, административного, налогового, уголовного, гражданского и арбитражного процесса. Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации не исключено применение норм земельного, бюджетного и финансового права.

Проблема правовой ответственности государства, его органов является в настоящее время одной из актуальных. На законодательном уровне отсутствует o тветственн o сть не т o льк o высших д o лжн o стных лиц г o сударства, н o и мелких чин o вник o в исп o лнительных o рган o в. Между тем так o г o р o да o тветственн o сть д o лжна существ o вать в люб o м дем o кратическ o м г o сударстве, не г o в o ря o г o сударстве, к o т o р o е o бъявляет себя прав o вым.

Хoтел o сь бы o тметить, чт o , реализуя свое прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в, х o зяйствующий субъект м o жет в o сп o льз o ваться немн o гими из устан o вленных зак o н o дательств o м сп o с o б o в защиты гражданских прав, o пределенных ст. 12 Гражданск o г o к o декса РФ - признать недействительным акт г o сударственного o ргана, а также п o треб o вать в o змещения убытк o в, взыскание к o т o рых не всегда реальн o на практике. Как известн o , так o е прав o на в o змещение г o сударств o м вреда, причиненн o г o незак o нными действиями (или бездействием) o рган o в г o сударственн o й власти или их д o лжн o стными лицами, закреплен o за каждым в К o нституции РФ (ст. 53). O днак o нес o вершенств o действующег o зак o н o дательства и судебн o й практики ведет к т o му, чт o эт o к o нституци o ннoе правo практически не м o жет быть реализ o ван o . Несм o тря на п o зитивные изменения в р o ссийск o м зак o н o дательстве o структуре и видах нал o г o в, в o пр o с o защите прав нал o г o плательщика, к o т o рый в к o нечн o м итоге несет нал o г o в o е бремя в 1-й части Нал o г o в o г o к o декса РФ, регулируется т o льк o лишь закреплением права на o бжал o вание акт o в нал o г o вых o рган o в. Глава 19 НК РФ «Пoряд o к o бжал o вания акт o в нал o г o вых o рганoв и действий или бездействия их д o лжн o стных лиц» с o держит всег o 3 ст., представляющие с o б o й o тсыл o чные н o рмы, в к o т o рых oпределен o , чт o н o рмативные прав o вые акты нал o г o вых o рган o в м o гут быть oбжал o ваны в п o рядке, предусм o тренн o м федеральным зак o н o дательств o м. Таким o браз o м, м o жн o сделать выв o д, чт o прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в детальн o не регламентир o ван o .

Правами и o бязанн o стям нал o г o плательщик o в и плательщик o в сб o р o в п o священа гл.3 НК РФ, а если конкретн o o братиться к правам нал o г o плательщик o в, o ни закреплены ст.21 НК РФ. В данной раб o т e важн o уяснить друг o е. Зак o н o дательств o РФ не т o льк o закрепляет с oo тветствующие права, н o и гарантирует их. Так права нал o г o плательщик o в o беспечиваются с oo тветствующими o бязанн o стями д o лжн o стных лиц нал o г o вых o рганoв. Кр o ме т o г o , в с oo тветствии с o ст. 22 НК РФ нал o гoплательщикам (плательщикам сб o р o в) гарантируется административная и судебная защита их прав и зак o нных интерес o в.

Актуальность темы обусловлена тем, что складывающаяся в последние годы устойчивая судебная практика и предполагаемые новации в законодательстве позволяет нам сделать вывод, что борьба с недобросовестными налогоплательщиками будет постоянно усиливаться и все сомнительные схемы налоговой оптимизации, предлагаемые большинством не очень компетентных налоговых консультантов, постепенно уйдут. Целью работы является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Глава 1 Общая характеристика способов защиты прав налогоплательщика

1.1. Понятие способов защиты прав налогоплательщика

Нарушение прав налогоплательщиков – физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит целый ряд правовых и организационных средств защиты прав налогоплательщиков.

Применения административной и судебной форм защиты прав налогоплательщиков выявила ряд проблем, разрешение которых требует дальнейшего научного исследования всего механизма защиты прав налогоплательщиков и, в частности, такой его категории, как «способ защиты права».

Налоговый кодекс РФ заложил основу становления нового налогового законодательства и принципы защиты прав налогоплательщика, неизвестных прежнему законодательству. Вместе с тем более четкое регулирование налоговых отношений не привело к снижению налоговых споров. Наоборот, по мнению некоторых практикующих юристов, принятие НК РФ предопределило появление новых налоговых категорий судебно-арбитражных дел, непосредственно связанных с применением его нормативных положений, а также привело к увеличению предъявляемых исков, что обусловлено расширением прав налогоплательщиков и гарантий их защиты» . 1

В небольших учебных пособиях также отмечается, что в сфере налогообложения в Российской Федерации в последнее десятилетие несомненным демократическим достижением стало правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Названное предписание самым непосредственным образом относится и к защите прав и законных интересов налогоплательщиков – физических лиц. Как отмечается в одном из решений Верховного суда США, «…право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено» .

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В свою очередь все способы защиты прав налогоплательщиков в зависимости от характера спорных правоотношений и конкретной цели защиты можно классифицировать на:

Оспаривание нормативных актов и ненормативных актов, действий (направлены на изменение, прекращение возникших правоотношений);

Понуждение (направлены на возникновение правоотношений) и признание (направлены на признание наличия или отсутствия спорных правоотношений) .

Кроме того, к установительным способам защиты прав налогоплательщиков следует отнести:

Зачет налоговым органом сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 45, 78 НК РФ);

Возврат налоговым органом излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 78 НК РФ);

Зачет налоговым органом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 79 и 45 НК РФ);

Возврат налоговым органом или судом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 79 НК РФ) .

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).

Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков – физических лиц:

Судебный способ защиты;

Административный способ защиты;

Каждая из названных форм защиты прав налогоплательщиков имеет свои преимущества и недостатки.

1.2. Защита налогоплательщика в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд.

Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика. 2

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах, ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США действуют соответственные службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ 3 попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение или вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

Простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

Быстрое рассмотрение жалобы;

Отсутствие необходимости уплаты пошлины;

Обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

1.3. Защита налогоплательщика в судебном порядке

Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:

Конституции;

Федеральным законам;

Нормативным правовым актам Президента РФ;

Нормативным правовым актам Правительства РФ.

Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с эти подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.

При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:

  • в суд общей юрисдикции;
  • в арбитражный суд;
  • в Конституционный Суд.

В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.

Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей — арбитражный суд;
  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — суд общей юрисдикции.

Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено ст. 137, 138 НК РФ. Такое обжалование юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в арбитражный суд. 4

Кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения подобных исков. Он содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел ведется в соответствии с положениями арбитражного процессуального законодательства.

Во многих арбитражных судах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» 5 учреждены коллегии по рассмотрению споров сфере налогообложения. Но во-первых:

  • это касается только арбитражных судов,
  • во-вторых, такие коллегии рассматривают налоговые дела лишь в качестве судов первой инстанции,
  • в-третьих, не исключена взаимозаменяемость судей, относящихся к разным коллегиям одного арбитражного суда.

6 Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации поддержал налоговые органы Орловской области

Дата публикации: 29.07.2011

27 июля 2011 года в Высшем арбитражном суде РФ состоялось судебное заседание по рассмотрению заявления ИФНС России по Советскому району г. Орла о пересмотре в порядке надзора Решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. по делу № А48-6568/2009 и Постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г. по тому же делу.
Налогоплательщик 26.09.08г. предъявил в филиал МКБ «Евразия-Центр» (ЗАО) в г. Орле платежные поручения на перечисление со своего расчетного счета в данном банке налогов в общей сумме 1 776 750 рублей, которые были списаны в этот же день, но в бюджет не поступили, в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка.
17.06.2009г. Общество обратилось в инспекцию с заявлением о проведении зачета излишне уплаченных по спорным платежным поручениям налогов в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам.
Инспекция оставила заявление Общества о зачете платежей без исполнения и предложила ему отозвать из филиала банка неисполненные поручения, в связи с тем, что денежные средства в бюджет не поступили, т.к. Центральным банком РФ внесено предписание МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле об ограничениях и запретах на осуществление отдельных операций по поручению банка и платежные поручения оформлялись в картотеку.
На отказ Инспекции ООО «Компания Акрол-Химтрейд» подана жалоба в Управление ФНС России по Орловской области.

Решением Управление ФНС России по Орловской области от 19.11.2009г. №303 жалоба Общества оставлена без удовлетворения
ООО «Компания Акрол-Химтрейд» обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла о признании исполненной платежными поручениями обязанности по уплате налогов, а также обязании налогового органа произвести зачет по налогам в счет предстоящих платежей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Суд кассационной инстанции Постановлением от 05.07.2010г., проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Коллегия судей Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев заявление Инспекции и судебные акты по делу, определила передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело №А48-6568/2009 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г
Президиум Высшего арбитражного суда РФ указал, что вопрос о добросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговой обязанности изучается при выполнении им налоговой обязанности, а также устанавливается наличие налоговой обязанности в спорной сумме.
Применительно к предмету заявленных обществом требований о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налогов, для оценки их правомерности при отсутствии факта зачисления денежных средств на счета соответствующих бюджетов, необходимо установить наличие необходимых условий для признания за обществом факта исполнения
заявленной им налоговой обязанности по уплате соответствующих налогов, что и было сделано судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле отсутствуют доказательства наличия у общества на момент осуществления платежа налоговых обязанностей по уплате спорных сумм налогов, поскольку общество 26.09.2008г. предъявило в банк к исполнению платежные поручения на уплату налогов за 3 квартал 2008 года ранее окончания налогового периода, то есть до формирования налоговой базы и возникновения обязанности по уплате налогов.
Налоговые декларации, содержащиеся в деле, свидетельствуют об отсутствии налоговых обязательств, указанных в спорных платежных поручениях 26.09.2008г. Обществом были отозваны платежные поручения, предъявленные к расчетному счету на уплату по гражданско-правовым обязательствам (на оплату за нефтепродукты, за средства защиты и т.д.) и на всю сумму (1 776 750рублей) отозванных платежных поручений по оплате гражданско-правовых обязательств были оформлены новые платежные
поручения на уплату налогов МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле начиная с 19.09.2008г. уведомлял всех клиентов банка о причинах задержки исполнения платежных документов через обслуживающего данную организацию экономиста, а также путем размещения соответствующей информации на стендах операционного зала в банках.
Данные обстоятельства свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. 27 июля 2011г. Президиум Высшего арбитражного Федерации при изложенных обстоятельствах признал действия налогового органа правомерными и постановил признать недействительным Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г., Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. оставить без изменения.
суда Российской Федерации.

Правовой отдел УФНС России по Орловской области.

Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:

Относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

Возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;

Детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

Возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

Глава 2. Действие налоговых органов по защите прав налогоплательщиков

2.1. Признание недействительным ненормативный акт налогового органа

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Оно адресовано конкретному налогоплательщику и именно него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного орган нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца, его законные права и интересы.

Однако перечень ненормативных актов налоговых органов не исчерпывается решениями, принятыми результатам проверок. Правовые последствия для налогоплательщика могут иметь и иные акты налогового органа, как бы они ни были оформлены протоколы, инкассовые поручения, письма, требования об уплате налогов и т. п. Статус ненормативного акта имеют любые документы, принятые в отношении конкретных участников налоговых отношений и подписанные руководителем налогового органа или его заместителем. Но налогоплательщик, обжалующий такие документы, нередко сталкивается с необходимостью доказывания их квалификации в качестве ненормативных актов.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа.

До вступления в силу части первой НК РФ дела о признании недействительными подзаконных актов рассматривались исключительно судами общей юрисдикции. Так, например, инструкции Госналогслужбы России неоднократно были предметом обжалования в Верховном Суде Российской Федерации.

Ст. 138 НК РФ устанавливает, что нормативные акты налоговых органов обжалуются организациями и предпринимателями в арбитражном суде.

2 . 2. Признание незаконных действий(бездействий) должностного лица налогового органа

Согласно ст. 137 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Данная категория исков позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа — нормативным, ненормативным, имеющим форму решения или иного документа. Типичный пример: налогоплательщик заявляет в налоговую инспекцию о налоге, излишне уплаченном в бюджет, просит вернуть ему соответствующую сумму, но никакого ответа от налогового органа не получает. В этом случае налицо незаконное бездействие должностного лица, в компетенции которого находятся рассмотрение заявления налогоплательщика и принятие по нему решения, и такое бездействие может быть обжаловано в суд.

В решении по делу об оспаривании действий (бездействия) налогового органа указывается на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, и налоговый орган обязан совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Ответчиком по искам о признании незаконными действий (бездействия) является не виновное должностное лицо, а налоговый орган, поскольку его работники, уполномоченные совершать те или иные действия, совершают их от имени налогового органа, а не от своего собственного.

Предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению

Иски данного вида относятся к имущественным, что, как правило, влечет уплату большей по сравнению с указанными выше видами исков государственной пошлины при подаче иска в суд. Но в ситуации когда формальное решение налогового органа по каким-либо причинам отсутствует, но на банковский счет налогоплательщика уже направлено инкассового поручение, предъявление иска о признании поручения не подлежащим исполнению представляется наиболее удобной (а иногда и единственно возможной) формой защиты прав налогоплательщика.

Предотвратить необоснованное списание средств со счета по обжалуемому инкассовому поручению удается далеко не всегда, поскольку банк обязан исполнить инкассовое поручение не позднее следующего операционного дня (п. 6 ст. 46 НК РФ). Заявление об обеспечении исковых требований удовлетворяется судом также не позднее дня, следующего за днем поступления этого заявления в суд. Поэтому чаще всего к тому времени, когда налогоплательщик получает определение об обеспечении иска, его средства уже списаны в бюджет. В этом случае процессуальное законодательство позволяет истцу изменить предмет иска и заявить требования о возврате из бюджета незаконно взысканных сумм.

Предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях, во-первых, когда нет ненормативного акта налогового органа, который повлек излишнюю уплату или взыскание сумм с налогоплательщика и который мог быть предметом обжалования, и, во-вторых, когда необходимо получить исполнительный документ, с помощью которого налогоплательщик мог бы добиться принуди-

тельного исполнения судебного решения о возврате сумм из бюджета.

В законодательстве нет нормативно четкого указания, кто должен быть ответчиком по искам о возврате из бюджета сумм налогов, пеней и штрафов. С одной стороны, ст. 78-79 НК РФ предусматривают, что возврат этих сумм — обязанность налогового органа, с другой — фактический возврат денежных средств самим налоговым органом может вызвать затруднения, поскольку средствами бюджета налоговые органы не распоряжаются — это прерогатива Минфина России и подчиненных ему финансовых органов. Налогоплательщик целесообразно указывает в иске, в качестве ответчиков и территориальный налоговый орган, и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат средств из бюджета соответствующего уровня.

2.3. Возмещение убытков, причиненных действием(бездействием) налоговых органов

Возмещение убытков, причиненных налогоплательщику действиями (бездействием) налоговых органов, — это мера гражданско-правовой ответственности государства за деятельность своих органов, которая предусмотрена ст. 16 ГКРФ. Взыскание убытков происходит в порядке искового производства путем предъявления имущественного иска. Основные проблемы, связанные с предъявлением такого рода требований, рассматриваются в параграфе «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц» главы 20 части первой НК РФ «Налоговые органы».

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщиков - обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, который неоднократно высказывал свою позицию по вопросам налогового законодательства.

Согласно ст. 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и их объединения вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о признании неконституционными закона или отдельных его положений, если:

А) этим законом нарушены их права и свободы;

Б) этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.

Налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном Суде Российской Федерации лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле. 7

Заключение

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом.

В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета, N° 237, 25.12.1993.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ//СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824. Под ред. А.Н. Козырина.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ//СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340. Под ред. А.Н. Козырина.

II . Научная литература

  1. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 201 1 .
  2. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 200 9 .
  3. Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 20 12 .

III .Интернет ресурсы

1.КонсультантПлюс 2011г.

IV. Судебная практика

1 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2010.

2 Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 2005.

3 ФРГ- Федеративная Республика Германии.

4 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru


Данила Белоусов - Налоговое право. Конспект лекций. 2010г.

5 Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации»

7 Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2008.

Хотите получить качественную юридическую консультацию? Если да, то советуем ознакомится с одной из лучших систем в Российской Федерации Консультант Плюс , у них на сайте уже собраны все правовые документы РФ, также вы сможете заказать индивидуальную консультацию вот их сайт http://consultant-moscow.ru/

Потребность в защите прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов – одна из важ­нейших категорий процессуального и материального права, без оп­ределения сущности которой невозможно раскрыть характер и осо­бенности ответственности субъектов предпринимательской деятель­ности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юри­дическую квалификацию.

Наиболее распространенной и убедительной является точка зре­ния, согласно которой право на защиту является одним из элемен­тов самого субъективного права, наряду с правомочием действо­вать по собственному усмотрению и правомочием требовать от дру­гой стороны в правоотношении соответствующего поведения 1 .

В соответствии с другой точкой зрения право на защиту – само­стоятельное субъективное право, которое появляется в момент на­рушения или оспаривания прав и законных интересов 2 .

Защита представляет собой реализацию предусмотренных зако­ном мер, направленных на восстановление или признание нарушен­ных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком пони­мании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.

Право на охрану, таким образом, возникает одновременно с са­мим субъективным правом, вторично по отношению к нему и суще­ствует независимо от нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного из элементов субъективного права следует указывать право на охрану в широком смысле этого слова.

Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Как было указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятель­ности, но и их законные интересы (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, кото­рый удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самосто­ятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная

ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъек­тивного права в результате правонарушения. Например, при унич­тожении объекта аренды по вине арендатора само право собствен­ности арендодателя не может быть защищено, т. к. его уже не су­ществует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемого законом интереса в восстановлении своего имущественного поло­жения посредством предъявления иска о возмещении убытков.

Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хо­зяйствования осуществляется посредством применения соответ­ствующих форм, средств и способов.

Форма зашиты - комплекс внутренне согласованных организа­ционных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов 1 . Существуют две основные формы защиты – юрисдикционная и неюрисдикционная.

Первая (юрисдикционная) представляет собой деятельность ком­петентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специ­альный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъек­тивных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного произ­водства (ст. 117 ХПК) или жалоба (например, жалоба на нотариаль­ные действия или отказ в их совершении (ст. 173 ХПК).

Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применя­ется только в случаях, предусмотренных законом.

Иногда применяется административно-судебный порядок защи­ты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обра­щению с иском в суд предшествует обращение в органы государ­ственного управления.

Неюрисдикиионная форма защиты представляет собой самосто­ятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из спо­собов защиты субъективных прав и законных интересов.

Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащита гражданс­ких прав с позиций теории – это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерно­го воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов» 1 . К таким возможностям следу­ет отнести, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи (п. 2 ст. 453 ГК) и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (п. 3 ст. 669 ГК) и некоторые другие действия.

Способы защиты - предусмотренные законом меры принужде­ния, направленные на восстановление (признание) нарушенных (ос­париваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.

Защита гражданских прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуще­ствляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожно­сти сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащиты права;

7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещения убытков;

9) взыскания неустойки;

10) компенсации морального вреда;

11) прекращения или изменения правоотношения;

12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуп­равления;

13)иными способами, предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим, что прямо выте­кает из п. 13 ст. 11 ГК.