Обжалование предписаний трудовой инспекции. Судебное обжалование предписаний инспекции труда. Порядок подачи жалобы

Трудовая комиссия по результатам проверки составляет акт, в котором фиксируются все итоги мероприятия. Акт не является распорядительным документом. Им является предписание, которым порождаются правовые обязательства работодателя устранить выявленные нарушения трудового законодательства. Право на его оформление трудовой инспекцией отображено в ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим порядок и срок обжалования предписаний трудовой инспекции, а также ответственность работодателя за ее неисполнение.

Что обозначается в предписании

Предписание – это распорядительный документ, который обозначает выводы и волю должностного лица государственного органа, в частности, трудовой комиссии.

Документ содержит следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • полное наименование контролирующего органа;
  • основание для проведения проверки (номер и дату приказа);
  • должность и ФИО уполномоченного лица, непосредственно проводившего проверку;
  • способы проверки;
  • перечень всех выявленных нарушений;
  • законодательное основание выдвигаемой претензии;
  • срок, отведенный проверяемой организацией для устранения выявленных нарушений.

Предписание подписывают как участники инспекции, так и уполномоченный представитель организации. Также к нему прикладываются:

  • акт, подтверждающий факт проведения проверки;
  • объяснительные записки лиц, которые несут ответственность за нарушение.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй забирает инспекция.

Исполнение предписания трудовой инспекции является обязательным. В противном случае, на работодателя может быть наложен штраф. Он, в свою очередь, имеет право обжаловать предписание в административном или судебном порядке.

Контроль исполнения предписания

Инспектор обязан проконтролировать выполнение предписания в срок. Работодатель же должен уведомить контролирующий орган в письменном виде о факте его исполнения. Для этого в его адрес отправляется ответ на предписание трудовой инспекции.

В документе по пунктам описывается факт исполнения предписания. При необходимости, предоставляются подтверждающие документы.

Ответ оформляется в двух экземплярах. Один остается в инспекции труда, на втором же инспектор должен поставить отметку о принятии (он хранится у работодателя).

Ответственность за неисполнение предписания

Любопытная информация

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства. Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то, что нарушитель: раскаялся; добровольно прекратил противоправное действие; оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения; добровольно сообщил о совершенном правонарушении; предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред; совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет). Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Неисполнение предписания трудовой инспекции влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ) в размере:

  • 300-500 рублей для граждан (штраф может быть наложен, например, лично на главного бухгалтера);
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц (или запрет занимать определенные должности на протяжении трех лет);
  • 10000-20000 рублей для юридических лиц.

Оплата штрафа не означает, что работодатель может не исполнять предписание.

При этом инспектор не имеет права назначать штраф по истечении двух месяцев после даты нарушения, за исключением случаев нарушения правил занятости иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает право инспектора не назначать штраф, если нарушения являются малозначимыми.

Некоторые правонарушения в области трудовых отношений могут грозить должностному лицу уголовным наказанием. К ним относятся, например, невыплата заработной платы, отказ от приема на работу или незаконное увольнение беременной женщины. Но наличие замечаний в предписании не является основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку для этого необходимо заявление от пострадавшего лица.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 ТК РФ решение государственной трудовой инспекции может быть обжаловано руководителю инспектора и главному инспектору труда РФ, а также в судебном порядке.

Согласно ст. 357 ТК РФ предписание может быть обжаловано работодателем в суде в течение десяти дней со дня его получения. Исходя из этого, юристы в области трудового права часто советуют сразу подавать заявление в суд, а не обжаловать его в инспекции труда.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, не подлежат рассмотрению арбитражным судом. Их необходимо направлять в суд общей юрисдикции, так как они предусматривают трудовые отношения между работником и работодателем.

Кроме того, рассмотрение жалобы на предписание у вышестоящих должностных лиц трудовой инспекции не приостанавливает ее действие. Такое право имеет только суд.

Обычно основанием для подачи заявления служит незаконность предписаний. Также подлежит опротестованию предписание, которое мешает дальнейшей работе предприятия.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде, согласно ст. 383 ТК РФ, определяется Гражданским Процессуальным Кодексом.

Результатом обжалования может быть отмена предписания, отклонение ходатайства о его отмены, возврат дела на новое рассмотрение.

Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже

Трудовой инспектор не вправе выдать предписание по ИТС. Но даже если он это сделает, такое предписание можно будет обжаловать в административном или судебном порядке. В первом случае у работодателя есть 15 дней с момента получения документа (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), во втором - 10 дней (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Так как сроки на обжалование коротки, их легко пропустить. Можно попытаться восстановить эти сроки, но работодателю придется привести уважительные причины пропуска. Если таковых не окажется, суд откажет в удовлетворении заявления. В итоге компания утратит возможность обжаловать предписание. 10 дней - такой срок отводится на обжалование предписания в суд. Значит ли это, что предписание придется исполнить? Ведь теперь за бездействие установлены значительные штрафы: для компании - от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а для директора - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Чем грозит неисполнение предписания трудовой инспекции?

Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд.

Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ.



Но есть ст.

Что будет если работодатель не выполнит предписание трудовой инспекции в срок?

По результатам рассмотрения собранных материалов дела может быть:

  • вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
  • прекращено производство по делу;
  • документы переданы в органы предварительного следствия или прокуратуры, если усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;
  • вынесено определение о передаче документации собранной в суд – для назначения меры наказания.

Вынести решение об отстранении должностного лица от занимаемой должности вправе только суд. Рассмотрим два варианта действий руководителя, когда работодатель не возражает в том, что нарушал нормы трудового законодательства и второй случай, когда он не согласен с выводами проверяющего лица.

1. Если руководитель признает свою вину в допустимых нарушениях, в течение месяца после вступления постановления в силу, руководствуясь нормами ст. 32.

Ответ на предписание трудовой инспекции – образец

КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания государственного инспектора труда, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Уплата административного штрафа в качестве меры наказания не означает, что должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут в дальнейшем не исполнять предписание. Требования охраны труда, производственной санитарии и гигиены и трудового законодательства должны исполняться всеми работодателями без исключений. Какие варианты решения трудоохранных задач указанны в нашей статье Аутсорсинг охраны труда в Санкт-Петербурге… А сколько это стоит в ООО «Росзащита», Вы можете узнать из прейскуранта цен на услуги по охране труда: ПРЕЙСКУРАНТ ЦЕН НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА…

Работодатель не исполняет предписание инспекции по труду

Инфо

Прочие основания, позволяющие обжаловать выданный протокол или предписание Обжаловать выписанные проверяющим документы по результатам проведенных мероприятий контроля действий предприятия в рамках трудового законодательства можно не только, если руководство не соглашается с выводами и вынесенными инспектором решениями, но и в том случае, когда документы не соответствуют установленным правилам их заполнения. Так, ст. 28. 2 КоАП Рф определены обязательные сведения, какие должны указываться при составлении протокола об административном правонарушении.

Законному представителю работодателя должны быть разъяснены его права и обязанности. Кроме того, он имеет право дать объяснения по выявленным нарушениям, которые должны быть приложены к протоколу.

Как обжаловать предписание, выданное трудовой инспекцией

Михайловский Юрий Иосифович (21.11.2013 в 12:37:09) Добрый день! Вслучае нарушения Ваших прав Вы можете обратиться с Заявлениями в Прокуратуру, в Суд (госпошлиной не облагается). Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Предписание инспекции труда

Порядок исполнения вынесенных инспектором решений В ходе проведенных мероприятий надзора, все выявленные недостатки и нарушения отражаются документально в акте, предписании, возможно и протоколе. Документы вручаются первому руководителю или его представителю под личную роспись с указанием числа, месяца и года получения, либо отсылаются письмом, с уведомлением о дате его получения. Ст. 357 ТК РФ гласит об обязательном исполнении предписаний, выписанных органами госнадзора, в частности территориальной трудовой инспекцией. В выданном предписании указывают конкретные сроки для устранения выявленных нарушений трудового законодательства, отраженных в акте. По каждому пункту к указанному сроку предприятие должно дать информацию о принятых мерах по устранению этих недочетов письменно, приложив документы, подтверждающие исправление нарушений.

Обжалуем решение инспектора по труду

Деятельность любого предприятия, неважно какой правовой формы собственности контролируется планомерно не чаще одного раза в течение трех лет органами государственного надзора, в качестве которых в Российской Федерации выступает централизованный орган власти – Федеральная инспекция труда. Территориальные инспекции, контролирующие выполнение работодателями основополагающих норм труда, руководствуются основными нормами Конституции России, федеральных и прочих правовых, законодательных актов. В полномочия контролирующего органа, входит надзор, как соблюдаются нормы ТК РФ, и других актов в сфере труда, кроме того, реагирование на обращения граждан с жалобами, когда они считают, что их права и гарантированные законом интересы действиями или бездействием со стороны руководства и должностных лиц в процессе трудовых отношений нарушены.
КоАП РФ, только суд имеет право рассмотреть материалы, полученные в результате проведенных мероприятий и привлечь виновных лиц к ответственности. Варианты обжалования решение инспектора Сделанные трудовым инспектором выводы о нарушении работодателем или другими должностными лицами законных интересов и гарантий, предусмотренных нормами ТК РФ или другими правовыми актами можно обжаловать:

  • обратившись с письменным заявлением на имя руководителя территориального органа надзора, проводившего мероприятия контроля;
  • написав жалобу Главному государственному инспектору по труду;
  • непосредственно подготовив иск о признании неправомерности действий проверяющего инспектора в суд.

Нужно отметить, что досудебного урегулирования возникшей спорной ситуации законодательно не предусмотрено.

Если работодатель не выполнил предписание трудовой инспекции

Право инспектора ограничиться лишь выписанным предписанием о том, чтобы руководство проверяемой организации устранило выявленные нарушения в четко указанный срок. К этому времени проверяемое учреждение должно представить в письменном виде ответ в территориальную инспекцию о проведенных мероприятиях с приложенными документами (приказами, локальными правовыми актами), способствующими устранению всех нарушений.


По окончании всех мероприятий надзора, трудовым инспектором составляется в двух экземплярах акт, по утвержденной форме, один из которых с копиями приложений под роспись вручается первому руководителю проверяемого предприятия или его заместителю. Акт может быть выслан заказным письмом с уведомлением о его получении, используя услуги почтовой связи.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Предписание трудовой инспекции

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований в сфере труда инспектор труда одновременно с актом проверки выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (абзац шестой ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), а также принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 86 Регламента N 354н).

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку. А в случае неявки руководителя (его полномочному представителю) или отказа дать расписку предписание направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, хранящемуся в деле (п. 87 Регламента N 354н).

Внимание

Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Поэтому если работодателю известно, что работник обратился в суд, то ему следует незамедлительно уведомить об этом инспектора, проводящего проверку и представить соответствующие документы (копии искового заявления и определения о принятии его к производству либо копию решения суда).

В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных актов, требования которых нарушены. Срок устранения нарушений устанавливается инспектором отдельно по каждому пункту предписания и определяется исходя из характера нарушения, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 87 Регламента N 354н).

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то до окончания этого срока работодателю следует в письменной форме обратиться к инспектору, вынесшему предписание, с просьбой о его продлении. О решении инспектора труда продлить (или не продлить) срок выполнения предписания работодатель также должен быть проинформирован в письменной форме (п. 88 Регламента N 354н).


В предписании также указывается требование к определенному сроку сообщить в государственную инспекцию труда о выполнении выданного предписания. Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя отчитываться об исполнении предписания. Однако отсутствие у инспектора труда соответствующих сведений является основанием для проведения трудовой инспекцией дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания (п. 1 ч. 2 , ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 354н). Поэтому во избежание возникновения оснований для очередной проверки работодателю следует составить отчет в свободной форме и предоставить его в государственную инспекцию труда по адресу, указанному в предписании, лично либо посредством почтовой связи. К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Когда работодатель направляет отчет о выполнении предписания посредством почтовой связи, то необходимо учитывать, что он должен быть получен трудовым инспектором до окончания указанного в нем срока его исполнения.

В случае установления факта невыполнения предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение, в том числе по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением выданного предписания, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания (

У нас имелась задолженность по заработной плате перед работником, государственная инспекция труда вынесла предписание о выплате данной задолженности до 30.09.2018. Затем работник обратился в суд. В настоящее время судом вынесено решение, которое мы намерены обжаловать. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе предписания ГИТ: подлежит ли оно исполнению или в связи с наличием судебного спора и состоявшегося судебного решения фактически утратила силу? Есть ли судебная практика по данному вопросу (желательно по г. Москве и Верховному суду)?

Ответ

Гость, знакомьтесь - !

Предписание подлежит исполнению. При его обжаловании в суд необходимо подать заявление о приостановлении действия предписания.

Если на день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда то предписание гарантированно удастся обжаловать (). Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13. Подробнее об этом см. в обосновании.

Материалы по теме:

Обоснование данной позиции см. в материалах "Системы Юрист":

«Если компания не согласна с выданным предписанием или назначенным штрафом, то лучше попытаться их оспорить. В случае успеха это будет означать, что никаких нарушений она не допускала. Основанием для отмены могут быть процессуальные ошибки, допущенные инспектором при проверке. Так компания сможет сэкономить деньги и сохранить репутацию.

Редко проверка трудовой инспекции может обойтись для работодателя без последствий. В большинстве случаев инспекторы выявляют те или иные нарушения и выдают предписания об их устранении (). Зачастую выявленные нарушения кажутся незначительными. Однако не стоит относиться к предписанию формально, так как об устранении всех нарушений важно сообщить в инспекцию. Сделать это следует в письменной форме, представив отчет. К нему нужно приложить документы, подтверждающие, что нарушения действительно устранены. Такими документами могут быть копии локальных актов с внесенными исправлениями, платежные ведомости по выплате зарплаты, приказ об объявлении замечания или выговора лицу, допустившему нарушения. Если компания проигнорирует предписание инспектора, ей грозит целый ряд негативных последствий - от штрафов до визита сотрудника прокуратуры. Также инспектор может подать иск в суд о понуждении работодателя исполнить предписание. Но совсем не обязательно, что его требования удовлетворят, так как судебная практика по этому вопросу неоднозначна. При выявлении нарушений помимо выдачи предписания инспектор оштрафует виновных по одной из следующих статей: ст. 5.27, КоАП РФ. Проверяющий оштрафует не только компанию-работодателя, но и ее руководителя, так как назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо (). При этом компания не вправе уплачивать штраф за своего директора, он должен сделать это сам. В противном случае штраф не будет считаться уплаченным.

Инспектор выдал компании предписание об устранении нарушений

Государственный инспектор труда вправе выдать предписание только при выявлении очевидного нарушения

В предписании указываются все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства. Инспектор пропишет отдельно по каждому нарушению, какие действия необходимо предпринять для их устранения. Само по себе предписание не несет для работодателя негативных последствий. Но если компания не исполнит его в установленный срок, то в отношении нее будут применены уже конкретные санкции.

Предписание важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней. Чтобы избежать негативных последствий, предписание нужно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Отчет, в частности, можно направить по электронной почте, факсу, или курьерской доставкой. Такие варианты имеет смысл заранее согласовать с инспектором. Однако лучше лично подъехать в инспекцию. Если у проверяющего возникнут вопросы, на них можно будет оперативно ответить и разъяснить непонятные моменты. Перед поездкой стоит созвониться с инспектором и согласовать время посещения. Работа у инспекторов разъездная, поэтому при незапланированном визите нужного инспектора может не быть на месте.

С собой нужно взять выданный экземпляр предписания и попросить инспектора проставить отметку об исполнении или продлении срока исполнения отдельных пунктов. Если вы забудете взять с собой экземпляр предписания, попросите инспектора поставить на копии отчета отметку о получении (с обязательным указанием даты). В случае возникновения спора, это поможет подтвердить, что вы отчитались по предписанию.

Обращаем внимание, что не стоит затягивать с исполнением предписания до последнего дня. Возможно, что инспектор укажет на какие-то недостатки, но времени на их устранение в таком случае не останется. Поэтому лучше подъехать в инспекцию заранее.

В отчете важно четко сформулировать ответ на каждый пункт предписания, расписать, какая конкретно работа была проведена для устранения нарушений. Основная задача - убедить инспектора в том, что его требования действительно выполнены. Поэтому важно приложить к предписанию документы, подтверждающие его исполнение.

Если вовремя исполнить отдельные пункты предписания невозможно, придется заявить ходатайство о продлении срока исполнения. Причины неисполнения должны быть действительно уважительными, так как в обратном случае в продлении срока исполнения предписания будет отказано. Решение по заявленному ходатайству принимается вышестоящим инспектором в письменном виде. Продление срока является правом, а не обязанностью инспектора.

30 дней - такой срок обычно устанавливает инспектор для устранения выявленных нарушений.

Инспектор вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнить предписание. На практике бывают ситуации, когда работодатели не исполняют предписания инспекторов, полагая, что никаких санкций, кроме штрафа, не последует. На самом деле, это заблуждение, так как помимо штрафа, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, работодателю грозит целый ряд негативных последствий. В первую очередь за неисполнение предписания суд вправе дисквалифицировать директора. А с января 2015 года увеличатся и размеры штрафов (новая норма - ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ). Также инспектор может проинформировать о неисполнении прокуратуру, которая примет к нарушителям более серьезные меры в соответствии с «О прокуратуре Российской Федерации». Также инспекция проведет в организации дополнительную проверку по контролю исполнения выданного предписания ().

Отметим, что подобные негативные последствия наступят не только при неисполнении предписания в полном объеме. Частичное неисполнение или исполнение в нарушение установленного срока является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также не исключено, что инспектор обратится в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание. Некоторые суды удовлетворяют подобные иски. Например, Самарский областной суд в определении от 06.12.2012 № 33-11227/2012 разъяснил, что обращение в суд с иском о понуждении исполнить предписание является реализацией инспекцией права требовать от работодателя устранения, выявленных в ходе проверки нарушений. В другом деле Тамбовский областной суд в апелляционном определении от 05.06.2013 № 33-1569/2013 разъяснил, что право инспектора обратиться в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание согласуется с ст. 22 ТК РФ. Согласно этой норме работодатель обязан своевременно исполнять предписания государственных инспекторов труда. Отметим, что при неисполнении судебного решения работодателю придется иметь дело уже с судебными приставами.

Однако не все суды разделяют приведенную точку зрения. Поэтому, в случае подобного спора работодатель может обратить внимание суда, что законом предусмотрена административная ответственность за невыполнение предписания инспектора труда (). Из этого следует, что законодатель установил механизм полномочий инспектора труда, определяющий порядок понуждения работодателя к исполнению предписания. Также закон не предусматривает возможности принудительного исполнения предписания в судебном порядке путем подачи искового заявления. Такой вывод содержится в апелляционных определениях Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 № 33-4054/13, Тамбовского областного суда от 23.10.2013 № 33-3379/2013.

Работодатель может аргументировать свою позицию и тем, что трудовая инспекция не уполномочена обращаться в суд с исками в целях защиты прав граждан (апелляционные определения ВС Республики Мордовия от 06.02.2013 № 33-259/13, Пермского краевого суда от 01.08.2012 № 33-6472).

Таким образом, в связи с неоднозначностью судебной практики, результат дела будет зависеть от приведенных работодателем аргументов и позиции судьи по этому вопросу.

Вместе с иском в суд важно подать ходатайство о приостановке срока исполнения предписания. Если компания не согласна с выданным предписанием и намерена его оспаривать, то сначала важно определиться со способом. Существует два основных варианта (). Первый - жалоба руководителю инспектора по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок). Второй - сразу обратиться в суд. Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно. Впоследствии решение главного государственного инспектора труда России можно будет обжаловать в суд.

Затем следует проверить, не пропущены ли сроки на обжалование. Отметим, что закон не устанавливает специальных сроков на обжалование предписания в административном порядке. Однако на практике применяется ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ (далее - ), согласно которой компания вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ст. 357 ТК РФ. Однако некоторые работодатели считают, что срок составляет 3 месяца. Они ссылаются на ст. 256 ГПК РФ, в которой говорится об обжаловании в суд решений органов государственной власти. В данном случае эта норма не применяется, так как ст. 357 ТК РФ установлены специальные сроки для обжалования предписаний государственных инспекторов труда. Данный вывод закреплен в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2006 года.*

60 дней - такой срок после вступления постановления в законную силу отводится на уплату штрафа.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Если по каким-либо причинам в последний день срока заявление об обжаловании предписания не удалось передать в канцелярию суда или инспекции, можно направить его по почте. Срок не будет считаться пропущенным, если жалоба подана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока ().

На практике у работодателей возникает вопрос,

в какой суд подавать заявление. Как следует из смысла ст.ст. , ГПК РФ и постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2, заявление об оспаривании предписания подается в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа.*

Вместе с заявлением важно подать ходатайство о приостановлении срока исполнения предписания. Факт подачи в суд заявления об оспаривании предписания не приостанавливает срока его исполнения, так как это не предусмотрено законом. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу вправе только суд ().

Инспектор привлек компанию и директора к административной ответственности

В постановлении, в отличие от предписания, указываются только те нарушения, за которые виновного привлекли к ответственности. Вынести постановление инспектор вправе только в течение 2 месяцев со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении этот срок исчисляется с момента обнаружения нарушения инспектором. Постановление означает, что фирме и директору придется уплатить штраф.

Компания не вправе уплачивать штраф за директора, который привлечен к ответственности. После вступления постановления в законную силу на уплату штрафа отводится 60 дней (). Если компания или должностное лицо не в состоянии уплатить штраф в установленные сроки, можно заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты (). Отсрочка предоставляется максимум на 1 месяц. Уплата штрафа может быть рассрочена на срок до 3 месяцев. При рассрочке инспектор укажет в определении конкретные дни и размеры выплат. Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой, необходимо представить в инспекцию документы, подтверждающие реальную невозможность уплаты штрафа в установленные сроки. Для должностных лиц это может быть справка о наличии на иждивении, например, неработающего супруга, несовершеннолетних детей или иных лиц, низкий уровень дохода. Для юридических - отсутствие денежных средств на всех расчетных счетах или арест счетов.

Реквизиты для уплаты штрафа указываются в постановлении. Штраф со ссылкой на номер и дату постановления должен быть уплачен от лицом, которому назначено административное наказание (). В обратном случае штраф не будет считаться уплаченным. На практике компании часто уплачивают штрафы за своих директоров, что приводит к проблемам. В итоге директору все равно приходится идти в банк и уплачивать штраф за себя.

Жалоба на постановление не облагается государственной пошлиной

После уплаты штрафа важно сделать копии платежных документов. Их лучше привезти в инспекцию лично. При согласовании с инспектором документы можно направить по электронной почте, факсу или курьерской доставкой. После получения документов должностное лицо инспекции проверит факт поступления денежных средств на расчетный счет инспекции. Отметка об уплате штрафа в копии постановления, выданной нарушителю, не проставляется. Подтвердить уплату можно квитанцией, которую лучше хранить вместе с копией постановления.

Неуплата штрафа грозит директору арестом на срок до 15 суток. Неуплата административного штрафа может дорого обойтись работодателю. Инспектор составит протокол по ст. 20.25 КоАП РФ и направит мировому судье для рассмотрения. Суд вправе назначить следующие виды наказания:

  • штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа,
  • административный арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы на срок до 50 часов.

В случае привлечения к ответственности должностного лица наказание из приведенного списка назначается по усмотрению суда. Компаниям во всех случаях придется уплатить штраф, так как административный арест или обязательные работы применяются только к физическим лицам. Отметим, что привлечение к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает от уплаты основного штрафа.

Также инспектор направит материалы дела в службу судебных приставов. Пристав возбудит исполнительное производство и выдаст должнику постановление с требованием об уплате штрафа. Если должник не уплатит его в 5-дневный срок, пристав взыщет штраф в принудительном порядке вместе с исполнительским сбором (). Сбор составляет 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 1 тыс. руб. - с гражданина или индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. - с организации. Вместе с тем пристав вправе оштрафовать фирму и директора по КоАП РФ за невыполнение его требований, а в случае необходимости арестовать счета компании ().

Жалобу на постановление нужно подавать в суд общей юрисдикции. В случае если компания не согласна со штрафом, то, как и предписание, постановление можно обжаловать двумя способами. Первый - в судебном порядке, второй - вышестоящему должностному лицу инспектора или в вышестоящий орган (). Одновременно пользоваться этими способами не имеет смысла, так как прерогатива рассмотрения жалобы будет отдана суду.

Жалобу на постановление нужно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления работодателю или его представителю по доверенности (). Если постановление направлялось по почте, то срок на обжалование исчисляется со дня получения копии постановления. При уклонении от получения постановления, высланного по почте, оно считается вступившим в силу по истечении 10 суток со дня возвращения в адрес инспекции ().

Исчисление срока на обжалование постановления аналогично исчислению срока на обжалование предписания. Согласно КоАП РФ жалоба на постановление, вынесенное в отношении физического лица, подается в районный суд, а вынесенное в отношении юридического лица - в арбитражный. Однако арбитражные суды считают, что споры, вытекающие из трудовых отношений, им не подведомственны, и жалобы возвращают (). Поэтому жалобу нужно подавать в районный суд по месту совершения правонарушения, указанному в протоколе об административном правонарушении ()».

Случаи, когда предписание инспектора гарантированно удастся обжаловать

Ситуация Практика
Работник при обращении в инспекцию с жалобой на нарушение его прав работодателем пропустил сроки давности, установленные ст. 392 ТК РФ (1 месяц при оспаривании увольнения и 3 месяца по остальным вопросам) Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2011 года; апелляционные определения Московского городского суда и
На день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда () Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13
Инспектор вынес предписание, хотя фактически имел место трудовой спор, который должен разрешаться в суде в силу ст. 382 ТК РФ Апелляционные определения ВС Республики Коми от 05.09.2013 № 33-4715АП/2013, Суда Чукотского автономного округа от 07.11.2013 № 33-178/13, 2-301/13;
Инспектор при проведении проверки допустил грубое нарушение, указанное в ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, провел проверку без соответствующего письменного распоряжения или потребовал документы, не относящиеся к предмету проверки Кассационное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2011 № 33-3127/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 12.09.2012 № 33-5220-2012, Тамбовского областного суда от 31.07.2013 № 33-2286
Инспектор выдал предписание, несмотря на то, что фактически работодатель нарушений не совершал Апелляционные определения Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.06.2013, Свердловского областного суда от 27.08.2013 № 33-10391/2013

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Пелешенко Юрий Иванович
Тема: Трудовые споры, Документы кадровой службы
Рубрика: Трудовые споры

В соответствии со ст. 13 Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Женева, 19 июня 1947 г.) право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в судебные или административные органы может быть предусмотрено национальным законодательством.

В статье 46 Конституции РФ содержатся общие нормы о праве граждан на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

НА № 7‘2006Федеральный закон от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.06 № 59-ФЗ) устанавливает, что граждане вправе обращаться в государственные органы либо к должностным лицам с жалобами и заявлениями. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч. 6 ст. 8 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Обратите внимание!

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

Компетентный государственный орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы принимает меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных вопросов. Жалоба по общему правилу должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Решения государственных инспекторов труда

Под решением государственных инспекторов труда понимается предписание об устранении нарушений трудового законодательства, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, а также иные решения, выносимые государственным инспектором труда, например письменный ответ на обращение о нарушении трудового законодательства.

НА № 6‘2008Формы документов, используемые в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), утверждены приказом от 10.12.04 № 47. К ним относятся такие документы, как акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – форма № 1-ГИТ, предписание – форма № 2-ГИТ, протокол об административном правонарушении – форма № 3-ГИТ, постановление о назначении административного наказания – форма № 5-ГИТ, решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении – форма № 8-ГИТ и т. д.

Обратите внимание!

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

    предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Частью 2 ст. 357 ТК РФ определено: в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю (или его представителю) предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Обратите внимание!

Предписание госинспектора труда может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем

Работодатель может обжаловать предписание госинспектора труда в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения. Таким обра­зом, данная норма устанавливает специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом, а срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ (три месяца), при рассмотрении дел указанной категории не применяется.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольных функций согласно ст. 358 ТК РФ обязаны: соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 ТК РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них, т. е. данный вопрос отдан на усмотрение лицу, которому направлено решение государственного инспектора труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. Вместе с тем ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ, каковым в настоящее время является руководитель Роструда.

Административное обжалование решения

Список ГИТ с адресами и телефонными номерами
НА № 6‘2008
При административном обжаловании заявления на решения государственных инспекторов труда подаются соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда РФ. Обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

Однако одновременная подача жалобы и вышестоящему должностному лицу, и в суд хотя и не запрещена, но фактически не всегда имеет смысл, поскольку ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются, как правило, руководителю государственного инспектора труда, принявшего обжалуемое решение. В статье 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Например, решение государственного инспектора труда поэтапно может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда и его заместителям, руководителю (заместителю руководителя) государственной инспекции труда в субъекте РФ, главному государственному инспектору труда РФ и его заместителям.

При обжаловании решений в порядке подчиненности можно руководствоваться действующим в настоящее время Перечнем должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах РФ), упол-номоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом Роструда от 10.04.06 № 60.

ТК РФ не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в государственную инспекцию труда, признано необоснованным. Также отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений госинспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы нарушены (ограничены) принятым решением.

В случае если по результатам проверки государственный инспектор труда вынес решение (постановление) о привлечении организации, руководителя либо иного должностного лица организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности, то дальнейшее развитие событий зависит от действий указанных лиц.

Если эти должностные лица согласны с решением госинспектора труда, то они выполняют данное решение, в т. ч. уплачивают назначенный административный штраф в установленный срок по реквизитам, указанным в постановлении. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ).

По истечении 30 дней при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо (государственный инспектор труда), вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 1; наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток).

Если же лицо, получившее постановление по делу об административном правонарушении, принятое государственным инспектором труда в рамках рассмотрения административного дела, не согласно с принятым решением, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, работником (потерпевшим), его законным представителем, защитником.

Оспаривание решений в суде

В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителей, а также главного государственного инспектора труда РФ оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.

Если в суд подается заявление об оспаривании действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, в части, не противоречащей ГПК РФ, применяется Закон РФ от 27.04.93 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такое обжалование производится с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ.

Однако, поскольку предписания, выносимые государственным инспектором труда, не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, жалоба юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.

ООО «Техсервис» (далее также – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда (ГИТ) в Краснодарском крае от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда (в виде 30 тыс. руб. штрафа).

Определением суда от 13.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.06, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неподведомственности спора арбитражному суду не соответствует законодательству, поскольку правонарушение совершено юридическим лицом. Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 25 октября 2005 г. прокуратура Карасунского административного округа г. Краснодара и Управление по делам миграции ГУВД Краснодарского края провели проверку Общества по вопросу соблюдения трудового законодательства.

В ходе проверки установлено следующее. Гражданин Армении Саргсян К. С. принят на работу в покрасочный цех ООО «Техсервис» маляром. При оформлении на данную работу и при осуществлении трудовой деятельности с работником не заключался трудовой договор. По указанному факту прокуратура в отношении Общества возбудила дело о нарушении законодательства о труде и об охране труда и направила материалы проверки в инспекцию труда для рассмотрения по существу. По итогам рассмотрения материалов проверки ГИТ вынесла постановление от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде 30 тыс. руб. штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления ГИТ незаконным. Вывод суда о том, что дело об оспаривании Обществом постановления инспекции труда о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, правомерен.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в т. ч. об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, допущенных организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за нарушение ст. 9 ТК РФ. Согласно ст. 16 ТК РФ отношения между работником и работодателем возникают на основе заключенного между ними трудового договора, который закрепляет юридическую связь субъектов трудового права, регулируемую государством посредством норм трудового права. В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменном виде не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Выступая работодателем, юридическое лицо не выполнило в отношении нанятого им работника функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Таким образом, вывод суда о том, что спор по настоящему делу не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью Общества, является правильным. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь ст. 274, 286–289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: определение от 13.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32–6438 / 2006–14 / 175–15АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.06 № Ф08–2401 / 2006–997А).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Порядок подачи жалобы

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В связи с этим следует обратить внимание: если постановление о привлечении к административной ответственности было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет являться оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении, если письмо направлялось с уведомлением о получении.

Однако в случае если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления о привлечении к административной ответственности и т. д.), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой должно быть подано ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска указанного срока, а также по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Такое ходатайство рассматривается лицом (органом), которому направлена жалоба.

Статья 30.2 КоАП РФ предусматривает порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности. Такая жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В этих случаях рекомендуется приложить к жалобе сопроводительное письмо, в котором указать, что данная жалоба представлена для ее дальнейшей подачи соответственно в суд, вышестоящий орган или вышестоящему лицу. На втором экземпляре сопроводительного письма необходимо получить отметку о вручении указанного письма и приложенной к нему жалобы (с материалами к ней), указать фамилию, имя, отчество и должность лица, принявшего документы, дату получения документов.

Обратите внимание!

При обжаловании постановления об административном правонарушении важно не только соблюсти процедуру обжалования, но и предоставить достаточные доводы, подтверждающие незаконность, неправильность вынесенного постановления

Однако КоАП РФ предусматривает и возможность подачи жалобы минуя должностное лицо, вынесшее постановление, непосредственно сразу в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган. В этом случае также необходимо получить соответствующую отметку о получении жалобы на ее втором экземпляре. Если документы направляются по почте, то необходимо отправлять их заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как правило, жалоба должна содержать следующие сведения:

    наименование суда, органа или должностного лица, который будет рассматривать жалобу; наименование, место нахождения (почтовый адрес) лица, подающего жалобу; реквизиты обжалуемого постановления; доводы, в соответствии с которыми, по мнению лица, подающего жалобу, постановление является незаконным и подлежит отмене или изменению; просьба лица к органу, лицу, рассматривающему жалобу, о результате рассмотрения жалобы.

Например, жалоба может содержать просьбу: «Прошу постановление о привлечении к административной ответственности отменить полностью» или «… в части…».

Жалоба должна быть подписана уполномоченным на это лицом (индивидуальным предпринимателем, руководителем юридического лица или их представителями). К жалобе прилагаются копии необходимых документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, а также копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписывающего жалобу. Кроме того, прикладываются дополнительно копии жалобы для лиц, участвующих в деле. В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрен следующий порядок:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Цитируем документ

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ обсужден возникший в судебной практике вопрос о том, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Порядок вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, кем рассматривалось дело.

1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, – в вышестоящий суд, т. е. в областной или другой соответствующий ему суд (пп. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно п. 3 ст. 30.9 в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ.

Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

2. Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 1.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в п. 3 ст. 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в п. 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в ст. 25.1–25.5, п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если жалоба подавалась для рассмотрения вышестоящему должностному лицу и не была им удовлетворена, то такое решение должностного лица может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. В случае вынесения решения суда при пересмотре жалобы не в пользу лица, ее подавшего, решение суда также может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб, их рассмотрение и разрешение осуществляются в том же порядке и в сроки, как и первоначальный пересмотр жалобы. Копии решений направляются лицам, участвующим в деле, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Обратите внимание!

Обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, руководителями и иными должностными лицами организаций, индивидуальными предпринимателями возложена на государственных инспекторов труда

Вопрос, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, подробно рассмотрен в письме Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если постановление о привлечении к административной ответственности и (или) решение, вынесенное в связи с его пересмотром, вступило в законную силу, то указанные акты могут быть пересмотрены только в случае принесения протеста прокурором. Для того чтобы вступившее в законную силу постановление или решение было пересмотрено, необходимо направить в прокуратуру обоснованное ходатайство о принесении протеста по указанному делу с приложением всех материалов дела, свидетельствующих о незаконности вступивших в силу постановления и (или) решения.

1 -1