Закон о рынках не нравится никому (кроме его инициаторов). Закон «О розничных рынках» могут отменить Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке

конференция-онлайн
Из Таганрога от Администрация ООО «ИНТРАС»

Уважаемые коллеги!

Мы, администрация управляющей одним из розничных универсальных рынков города Таганрога («Привокзальный») компании - ООО «ИНТРАС», как, вероятно, и масса других аналогичных компаний по всей стране, крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся на сегодняшний день в нашей сфере деятельности.

Основным «камнем преткновения», ставящим под угрозу дальнейшее функционирова- ние, да и непосредственно существование различных рынков, как жизненно необходимых элементов инфраструктуры любых населенных пунктов (от мегаполисов до небольших городов, райцентров и др.) является Федеральный закон №271-ФЗ от 31.12.2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Необходимость принятия данного нормативно-правового акта была обусловлена необходимостью правового урегулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков, а также с организацией торговой деятельности на данных рынках (розничных, универсальных, специализированных, сельскохозяйственных, сельскохозяйственных коопера- тивных), т.е., деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как говорится, хотели, как лучше (хотя вопрос: а хотели ли, и чего вообще?), а получилось, …


Когда вчитываешься в некоторые положения данного закона, невольно задаешься вопросом: а какими, вообще, соображениями руководствовались его авторы в процессе разработки, а также те, кто в последствие его принимал?

Особенно поражает 24-я статья (в которую, кстати, уже вносились изменения) данного нормативно-правового акта, часть 3 которой гласит, что «с 1 января 2013 года для организа- ции деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается».

Содержание и смысл данной части статьи 24 Федерального закона №271-ФЗ надо оценить. Оценка однозначна: данная правовая норма направлена (и это совершенно очевидно) на скорейшее уничтожение подавляющего большинства рынков по всей стране. Некоторая отсрочка предоставлена лишь сельскохозяйственным и сельскохозяйственным кооперативным рынкам - до 2015 года. Однако на вопрос: «А много ли в нашей стране подобных рынков?» любое обладающее познаниями в данной сфере деятельности лицо, ответит однозначно - «НЕТ»! Хотя действительно, хочется знать, сколько их на самом деле, и в каких именно регионах и городах?

Статья 24 Федерального закона №271-ФЗ уже неоднократно называлась в СМИ (как в различных печатных изданиях, так и во всемирной информационной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ) «антиконституционной» и «антинародной», а сам Федеральный закон №271-ФЗ получил еще более резкую и негативную оценку.

Чего, собственно говоря, хотел добиться законодатель, принимая такую правовую норму, можно предположить: замену подавляющей части рынков (которые, в силу многих обстоятельств, просто не в состоянии будут осуществить строительство капитальных торговых сооружений) определенным количеством торговых сетей (гипер- и супермаркетов), неуклонно разрастающихся в последние годы в нашей стране.

Однако, при создании и развитии инфраструктуры населенных пунктов (в первую очередь, городов) необходимо учитывать менталитет живущего на данной территории народа, т.е., его мироощущение, мировосприятие, отношение к жизни вообще, систему его ценностей.

Поскольку такие понятие, как «супермаркет» и «гипермаркет», пришли к нам, естественно, из-за рубежа, и пришли относительно недавно, большинству населения нашей страны (особенно, людям более старших поколений, росших и воспитывавшихся на совершенно отличной от современной системе ценностей) они чужды, непонятны, да и вообще, можно сказать, вряд ли приемлемы. Многие пожилые и старые люди вообще не представляют, как можно покупать определенные продукты в магазине, не имея ни возможности попробовать их, ни поторговаться, как они всегда это делают на рынке. А, учитывая уровень доходов большей части населения нашей страны, рынок (где всегда, для любого социального слоя, есть выбор товара, как по качеству, так и по цене) - это жизненно важная артерия любого населенного пункта, а города, особенно. Данные обстоятельства, на наш взгляд, обязательно должны были быть учтены законодателем, однако, на деле мы видим обратное (недаром статья 24 названа «антинародной»).

Стоит сказать также несколько слов в защиту тех, кто осуществляет на рынках торговую деятельность. Контингент этот весьма широк: и юридические лица-организации, и индивидуальные предприниматели, и сельхозпроизводители-фермеры, и простые граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.

Представителями государственной власти постоянно подчеркивается (мы слышим это практически во всех СМИ), что государство должно делать все возможное для поддержки отечественного производителя, т.е. создавать такие условия хозяйствования, при которых представителям малого и среднего бизнеса (а большинство рынков можно отнести именно к данной категории) будет выгодно осуществлять свою деятельность, чувствуя определенную поддержку со стороны государства.

Однако сам собой напрашивается вопрос: а улучшится ли положение вышеназванных лиц после их перехода (еще вопрос: а захотят ли они этого перехода вообще?) в капитальные строения? Ведь данный переход, безусловно, отразится на стоимости торгового места. Во-первых, в результате реконструкции любого рынка, определенное количество торговых мест ликвидируется (не менее 40% от общего их числа ) вследствие занятия определенной площади торговыми павильонами, для нормальной эксплуатации которых, в свою очередь, также потребуется определенная, прилегающая к ним, площадь. Во-вторых, стоимость услуг по предоставлению вновь образовавшихся торговых мест, естественно, возрастет (что вполне оправдано), поскольку уменьшение доходов управляющей рынком компании повлечет за собой многие нежелательные для нее последствия (сокращение фонда заработной платы, уменьшение объема оборотных средств, определенные трудности с уплатой налогов, бремя которых с 2011 года для многих рынков значительно увеличилось и др.). Кстати, вполне возможно, что часть вновь образовавшихся торговых мест может остаться не занятой в связи с их достаточно высокой стоимостью.

Учитывая данные обстоятельства, многие лица, осуществляющие на территории рынков торговую деятельность, вынуждены будут увеличивать цену на свой товар, иначе же они просто не в состоянии будут оплачивать налоги (неуклонно растущие) в требуемом размере, да при этом, еще и иметь в обороте свободные денежные средства на закупку нового товара и оплату услуг по предоставлению торгового места.

Следует отметить, что при такой «поддержке» государством малого и среднего бизнеса будет наблюдаться весьма устойчивая тенденция к дальнейшему увеличению количества свободных мест.

Таким образом, статья 24 Федерального закона №271-ФЗ ставит под угрозу (и это, отнюдь, не преувеличение) интересы и потребности:

1) управляющих рынками компаний . На примере ООО «ИНТРАС» следует сказать, что для полного завершения работ по реконструкции рынка «Привокзальный», потребуется сумма в десятки миллионов рублей. Учитывая снижение объемов продаж в связи со снижением покупательской способности населения и существенным увеличением налогового бремени, собрать такую сумму без привлечения для этой цели кредитных средств, в настоящее время невозможно.

Однако большинством финансово-кредитных учреждений устанавливаются не только достаточно высокие кредитные ставки (что для большинства субъектов малого и среднего бизнеса является непосильным бременем), но еще и очень жесткие условия залога (практически все ликвидное движимое и недвижимое имущество залогодателя в случае «ненадлежащего» (под эту формулировку банки стараются «подтянуть» все, что только возможно) исполнения им обязательств по кредитному договору, переходит в собственность кредитора-залогодержателя);

2) лиц, осуществляющих на рынках торговую деятельность (в особенности тех, кто, вырастив какую-либо продукцию (плодоовощную, либо животного происхождения) на своем дачном или приусадебном участке, хочет реализовать на рынке ее излишек. Как правило, это малообеспеченные пенсионеры, испытывающие практически постоянную нужду в денежных средствах. Увеличение оплаты за предоставление торгового места для данной категории лиц просто сделает их труд бессмысленным (большая часть денежных средств, вырученных ими от продажи своей продукции, будет уходить на оплату за предоставление торгового места);

3) населения (практически всех, без исключения, социальных слоев).

Подобная позиция государственной власти является, мягко говоря, каким-то цинизмом по отношению к своим гражданам (большинство из которых, кстати, являются добросовестными налогоплательщиками и зарегистрированными избирателями).

Для составления более полной картины сложившейся ситуации, мы провели небольшой социальный опрос различных категорий лиц на территории рынка «Привокзальный» (как осуществляющих на нем торговую деятельность, так и посетителей). Вот его результаты.

Вопрос: Ваше мнение по поводу требований о необходимости перехода торгующих лиц в капитальные строения, установленных статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ?

Ответ группы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на промтоварных рядах:

И «да» и «нет». С одной стороны, мы живем в 21-м веке, а значит, должны придерживаться современных, цивилизованных методов хозяйствования. Осуществление торговой деятельности в том виде, в котором оно имеет место в настоящее время, цивилизованным вряд ли назовешь. Однако, вопрос: а сможем ли мы позволить себе данную цивилизованность? И ответ: вряд ли «да»! Конечно, приятно торговать в комфортабельном, благоустроенном павильоне, где имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления (что, учитывая климатический пояс, в котором находится город Таганрог, весьма немаловажно), и должным образом оборудованные примерочные, и санузлы, и прочие блага цивилизации. Но, как известно, за все в жизни нужно платить. А платить придется значительно больше того, что платится нами в настоящее время. Если к этому еще прибавить сумму ежегодно уплачиваемых налогов, то реализуемый нами товар для потенциального потребителя будет просто «золотым», а это, естественно, скажется на объеме продаж и сумме получаемой прибыли. Что ожидает нас дальше, говорить не будем - сами понимаете. Поэтому, как говорится, «и хочется, и колется».

Вообще, проанализировав статью 24 Федерального закона №271-ФЗ, мы хотим задать представителям государственной власти вопрос: а станет ли государству легче после того, как большинство рынков по всей стране будет ликвидировано? Ведь после этого большинство лиц, осуществлявших ранее на рынках торговую деятельность, неминуемо пополнит ряды безработных граждан, которых в нашей стране, с учетом дефицита рабочих мест, и, так называемых, «ходовых специальностей», более чем достаточно. Получается, что после закрытия рынка большинству из нас одна дорога - на улицу. А как же наши семьи, дети, внуки? Государство об этом подумало? Сомневаемся! А ведь на пособие по безработице (которое, естественно, также не может выплачиваться дольше сроков, установленных законом) вряд ли проживешь.

Может быть, вместо того, чтобы окончательно «добить» рынки таким законом (и без того на субъектов малого и среднего бизнеса за последние годы возложена масса непосильных требований, за неисполнение которых установлены крайне жесткие наказания), лучше было бы государству продумать систему каких-либо субсидий, кредитов, предоставляемых на более-менее льготных условиях управляющим рынками компаниям для осуществления той же самой реконструкции или строительства?

Считаем также, что срок реконструкции, установленный статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ, при существующем материальном положении большинства управляющих рынками компаний, явно не реален (хотя в свое время и был увеличен законодателем). Обращаемся к представителям государственной власти с просьбой о его обязательном увеличении.

Ответ группы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на овощных рядах:

Торговля плодоовощной продукцией - весьма специфическое дело. Весь товар, как правило, скоропортящийся, особенно тропические фрукты, ягоды, зелень. Для реализации данного товара (особенно, в зимний период, да, и в летнюю жару, тоже) требуются соответствующие условия. Понятно, что данным требованиям лучше всего будет отвечать торговое место в павильоне, построенном в соответствии со всеми установленными требованиями (санитарными, техническими и пр.).

Однако, как говорят, «по одежке и протягивай ножки». Предприниматели, так сказать, «твердо стоящие на ногах», то есть, имеющие в обороте большое количество денежных средств, могущие позволить себе большой ассортимент товара, и, как следствие, получающие большую, по сравнению с другими, прибыль, возможно, могут позволить себе переход в капитальное сооружение. Что же касается более мелких предпринимателей (не говоря уже о частниках, занимающихся садоводством и огородничеством на своих дачных и приусадебных участках), то вопрос об их переходе в капитальные строения был и остается открытым.

Кроме того, цены на большинство видов плодоовощной продукции не высоки, и ждать от их реализации большой прибыли, позволяющей оплачивать торговые места в павильоне, не приходится. Ну, и налоги, налоги, и еще раз налоги! Одним словом, нашим законодателям есть о чем подумать.

Мы же считаем, что сроки реконструкции и застройки рынков, установленные статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ обязательно должны быть увеличены законодателем, причем вновь установленные сроки должны быть абсолютно реальными (не менее 4-5 лет), а не взятыми, что называется, «с потолка».

Вопрос о дополнительном субсидировании или льготном кредитовании государством управляющих рынками компаний также является весьма острым, и должен быть в ближайшее время обязательно рассмотрен и решен законодателем.

Ответ группы лиц, занимающихся садоводством и огородничеством на своих приусадебных и дачных участках, осуществляющих торговую деятельность на овощных рядах (в том числе и сезонно):

Да, действительно, есть о чем подумать, как законодателям, так и нам, простым гражданам. Уж сколько лет мы торгуем на рынке тем, что честно выращиваем на своей земле своими руками, и до настоящего времени не испытывали никаких проблем с реализацией своего товара. У многих из нас данная деятельность носит исключительно сезонный характер (например, рассада, летние фрукты, овощи и др.).

И что, теперь мы вынуждены будем оплачивать в несколько раз больше за предоставление торговых мест в павильоне? Да нам (а сезонникам, так и вообще) это вовсе не нужно, а нужно нам другое - иметь возможность хоть что-то заработать. С таким же увеличением оплаты это вряд ли будет возможно. Многие из нас - пенсионеры (большинство - не работающие, да еще с мизерной пенсией), и другого способа заработать себе на сколько-нибудь достойную жизнь, у нас нет. Поэтому, нашему возмущению нет предела: как такой закон вообще мог быть принят людьми, хоть немного болеющими душой о своем народе?!

Мы твердо убеждены, что, с учетом климатических особенностей юга России и сезонным характером осуществления торговли некоторыми видами плодоовощной продукции, на территории любого из южных рынков просто необходимо сохранять определенное количество мест, расположенных не в павильонах, а под навесами, на открытом воздухе. Данные места как раз и должны предоставляться, в первую очередь, лицам, занимающимся садоводством и огородничеством на своих приусадебных и дачных участках, то есть, нам, а также сельхозпроизводителям - фермерам и арендаторам, т.е., именно тем категориям торгующих, деятельность которых носит, в основном, сезонный характер.

Уважаемые законодатели, представители государственной власти, услышьте голос простого народа, благодаря которому, Вы, кстати сказать, и занимаете свое теперешнее положение!

Ответы посетителей рынка:

Работник крупного предприятия: Увеличение размера арендной платы (после перехода торгующих лиц в капитальные сооружения) неминуемо повлечет за собой увеличение цены на реализуемый товар, что незамедлительно скажется на покупательской способности большинства населения. Лично на состоянии моего семейного бюджета данное увеличение, может быть, и не особенно отразится (хотя, как знать, на сколько цены увеличатся), но для малообеспеченных категорий населения это будет весьма серьезной, а может быть, и вовсе неразрешимой проблемой, могущей поставить их на черту бедности.

Индивидуальный предприниматель: Лично мне все равно, где будет осуществляться торговая деятельность: в павильонах или на открытых торговых рядах. Как-то не особенно задумываюсь по этому поводу. Главное, чтобы организация беспроблемно и бесперебойно работала и приносила государству прибыль в виде налогов. А курицу, которая несет золотые яйца, как известно, не режут (как бы она при этом не выглядела). Думаю, наши законодатели должны это понимать.

Пенсионер: Конечно, хочется, чтобы цены на товары (особенно первой необходимости) росли не так быстро, как это происходит у нас. И вообще, наше поколение привыкло ходить за товаром на рынок. Ведь в посещении рынка, помимо собственно покупки товара, присутствуют еще и определенные социальные факторы, как то, возможность встретиться и пообщаться со своими знакомыми, друзьями, а это для нас, пенсионеров, особенно для неработающих, очень важно и, можно сказать, жизненно необходимо. Поэтому мы все хотим, чтобы рынки в нашей стране обязательно были сохранены и успешно работали.

Итак, мнения различных социальных слоев, как мы видим, довольно схожи: рынкам - быть! Веками они существовали, успешно функционировали, обеспечивали потребности населения в различного рода товарах. Однако, проводимая в настоящее время государством в отношении рынков политика, для последних просто губительна!

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что поддержка малого и среднего бизнеса, о которой в последние годы так много говорится и пишется в российских СМИ, лишь декларируется, но практически не осуществляется.

Поэтому, прошу Вас, уважаемые коллеги, принять обязательное участие в обсуждении данной проблемы, заняв при этом наиболее активную гражданскую позицию.

Только сообща мы сможем добиться желаемого результата!

Администрация ООО «ИНТРАС»

От 30 декабря 2006 г.
Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
Опубликовано 10 января 2007 г.

Выдержки из ФЗ №271,
имеющие отношение к ОАО "Даниловский рынок"

ОАО Даниловский рынок - специализированный розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

ОАО Мосрегионторг - управляющая рынком компания.

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).

Продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.

Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

На рынке:

1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

На рынке размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.

На рынке в доступном месте установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

Размещение и порядок предоставления торговых мест

1. Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

3. При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должны предоставляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

4. Сведения, предоставляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтверждены документально.

5. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

6. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

7. Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.

9. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.

Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке

1. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном рынке осуществляется в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества.

3. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания также должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

4. Торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев.

5. В упрощенном порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются торговые места на сельскохозяйственном рынке.

6. Торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), а также юридических лиц. Коллективное обращение подается от имени не более чем десяти лиц, и в нем указываются сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о каждом включенном в коллективное обращение лице.

Статья 21. Требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. При осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

1) соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;

2) соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

2. При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы также должны:

1) своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

2) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

3) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

4) иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

5) иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

3. В случае, если продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке осуществляется с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других), продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Закон разработан в целях обеспечения защиты прав потребителей, поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, а также упорядочения торговой деятельности на розничных рынках.

Под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. При этом под специализированными рынками понимаются розничные рынки, на которых 80% и более торговых мест предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Розничный рынок может быть организован только юридическим лицом, которому принадлежат объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (управляющая компания). Разрешение на организацию рынка выдается органом местного самоуправления муниципального образования. Определен порядок выдачи разрешений на организацию розничных рынков, основания отказа в выдаче разрешения и его аннулирования, порядок ведения реестра рынков.

Установлены требования к обустройству, оборудованию и содержанию розничных рынков, регламентирован порядок предоставления торговых мест. Предусмотрены меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей. На сельскохозяйственных рынках им должно быть отведено не менее 50% торговых мест от общего количества. Также должны быть предусмотрены торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

Законом регулируются права и обязанности управляющей компании и продавцов. Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места. Управляющая компания обязана осуществлять контроль за соблюдением продавцами допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений о допустимой доле иностранных работников, используемых на рынках, которые вступают в силу с 15 января 2007 года.

Деятельность существующих розничных рынков должна быть приведена в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 60 дней со дня его вступления в силу. Предусмотренные законом требования к оборудованию и застройке рынков будут применяться с 1 января 2010 года. При этом с 2010 года управляющие компании вправе использовать для организации рынков только капитальные здания, строения, сооружения. В отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков указанные требования будут применяться с 1 января 2012 года.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Для сельскохозяйственных рынков требования распространяются с 1 января 2015 года. В целях приведения розничных рынков в соответствие с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2012 №390 внесены корректировки в План организации розничных рынков на территории Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 16.04.2007 №99. Таким образом в настоящее время Планом предусмотрено 37 розничных рынков, из них 30 рынков являются действующими, 7 находятся в стадии строительства и реконструкции. На действующих рынках организовано всего 8453 торговых места, в том числе 2667 мест – на 16-ти универсальных рынках, 5156 мест – на 12-ти сельскохозяйственных, 630 мест – на 2-х специализированных по продаже непродовольственных товаров.

По результатам проведенных проверок на ряде рынков были отмечены нарушения законодательства со стороны управляющих компаний, прежде всего такие как:

Отсутствие схем размещения торговых мест, утвержденных в установленном порядке;

Предоставление торговых мест вне капитальных зданий, строений, сооружений на срок, превышающий срок, установленный Федеральным законом;

В реестр продавцов своевременно не внесены полные и достоверные сведения о ИП, осуществляющем реализацию продукции животноводства; в карточках продавцов осуществляющих деятельность по реализации мяса и мясопродуктов не внесены сведения о правовых основаниях привлечения их к деятельности по продаже товаров.

По всем нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении по различным составам статьи 14.34 КоАП РФ и вынесены постановления о наложении штрафа на должностных лиц управляющих рынками компаний.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в рамках документарных проверок проведены экспертизы схем размещения торговых мест сельскохозяйственных рынков: ООО «Сфера» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Бастион» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Ореол» (г.Рязань, ул.Московское шоссе, 49, стр.1, 2).

В настоящее время по представлениям Управления Роспотребнадзора по Рязанской области большинство вышеперечисленных нарушений устранены. С учетом требований Федерального закона управляющими рынками компаниями разработаны, откорректированы и утверждены новые схемы размещения торговых мест. Проводится работа по приведению организации торговли в соответствие схемам.

Принимая во внимание приближающийся период увеличения объемов реализации плодоовощной продукции управляющими компаниями сельскохозяйственных рынков необходимо акцентировать внимание на строгое соблюдение требований Федерального закона о предоставлении на рынках не менее 50% торговых мест для продажи товаров товаропроизводителями.

Контроль за выполнением Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области продолжается.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на следующие виды деятельности:

1) деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;

2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда;

2) розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные;

3) универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

4) специализированный рынок - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

5) сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации;

6) сельскохозяйственный кооперативный рынок - сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации;

7) управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией;

9) лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством);

10) продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица;

11) карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

12) паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации;

13) товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства;

14) реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

15) реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

Глава 2. Организация рынка

Статья 4. Порядок организации рынка

1. Рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

2. Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.

3. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Разрешение на право организации рынка

1. Разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления). В этом заявлении должны быть указаны:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

3) тип рынка, который предполагается организовать.

2. К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются:

1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

3. Орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах.

Статья 6. Принятие решения о предоставлении разрешения

1. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления этого заявления. В случаях, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения этого заявления не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления. В течение указанного срока орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом.

2. Решение о предоставлении разрешения принимается на основании плана, указанного в статье 4 настоящего Федерального закона. О принятом решении орган местного самоуправления обязан уведомить заявителя в письменной форме в срок не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения.

3. Нарушение органом местного самоуправления сроков, порядка рассмотрения заявления о предоставлении разрешения, предоставления этого разрешения и необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, отказ в предоставлении этого разрешения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Отказ в предоставлении разрешения

1. Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;

2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона;

3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.

2. Орган местного самоуправления, принявший решение об отказе в предоставлении разрешения, обязан уведомить заявителя о принятом решении с обоснованием причин такого отказа в сроки, установленные частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Порядок выдачи разрешения

1. Выдача разрешения осуществляется после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении такого разрешения в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона не позднее трех дней со дня принятия указанного решения.

2. В разрешении указываются:

1) наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок;

3) тип рынка;

4) срок действия разрешения;

5) идентификационный номер налогоплательщика;

6) номер разрешения;

7) дата принятия решения о предоставлении разрешения.

3. Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.

4. Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.

Статья 9. Продление, приостановление срока действия разрешения, переоформление и аннулирование разрешения

1. Срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Разрешение может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка. Продление срока действия разрешения, его переоформление осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Действие разрешения приостанавливается в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении судом решения об административном приостановлении деятельности управляющей рынком компании орган местного самоуправления, выдавший разрешение, в течение дня, следующего за днем вступления указанного решения в законную силу, приостанавливает действие такого разрешения на срок административного приостановления деятельности управляющей рынком компании.

3. Действие разрешения возобновляется органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение, со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности управляющей рынком компании, при условии устранения ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности управляющей рынком компании. Срок действия разрешения не продлевается на период приостановления его действия.

4. Управляющая рынком компания обязана уведомить в письменной форме орган местного самоуправления, выдавший разрешение, об устранении ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление деятельности управляющей рынком компании.

5. В случае если в установленный судом срок управляющая рынком компания не устранила нарушение, повлекшее за собой административное приостановление ее деятельности, разрешение может быть аннулировано решением суда на основании рассмотрения заявления органа местного самоуправления, выдавшего данное разрешение.

Статья 10. Реестр рынков

1. Информация о выданных органом местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведения предоставляются в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании полученной информации орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке формирует и ведет реестр рынков, в котором содержатся следующие сведения:

1) номер разрешения;

2) сведения, указанные в разрешении;

3) основание и срок приостановления и возобновления действия разрешения;

4) основание и дата аннулирования разрешения;

5) основание и дата продления срока действия разрешения;

6) основание и дата прекращения действия разрешения;

7) иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведения.

2. Сведения, содержащиеся в реестре рынков, размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте осуществляющего формирование и ведение реестра рынков органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава 3. Обустройство, оборудование и содержание рынка

Статья 11. Требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений

Планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации и к которым относятся:

1) предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка;

2) характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними;

3) характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.

Статья 12. Требования к оборудованию рынка

1. Оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией.

2. На рынке должны быть:

1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

3. При входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании.

4. В случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.

5. В случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

6. По требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей должны быть предоставлены на рынке помещения на постоянной или временной основе.

Статья 13. Требования к содержанию рынка

2. Рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии.

3. На рынке также должны обеспечиваться:

1) своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству;

3) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

4) выполнение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

4. Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Глава 4. Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

Статья 14. Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

1) разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;

3) разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;

4) обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;

5) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

6) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

7) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);

8) осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 настоящего Федерального закона;

9) осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 настоящего Федерального закона;

10) осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

2. Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

Статья 15. Размещение и порядок предоставления торговых мест

1. Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

3. При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должны предоставляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

4. Сведения, предоставляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтверждены документально.

5. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

6. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

7. Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.

9. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.

Статья 16. Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке

1. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном рынке осуществляется в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества.

3. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания также должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

4. Торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев.

5. В упрощенном порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются торговые места на сельскохозяйственном рынке.

6. Торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), а также юридических лиц. Коллективное обращение подается от имени не более чем десяти лиц, и в нем указываются сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о каждом включенном в коллективное обращение лице.

Статья 17. Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке

1. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке осуществляется в соответствии с положениями статей 15 и 16 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный потребительский кооператив, управляющий данным рынком, должен предусматривать для своих членов и предоставлять им торговые места в количестве не менее чем пятьдесят процентов от их общего количества.

3. Торговое место на сельскохозяйственном кооперативном рынке может быть предоставлено в упрощенном порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следующим лицам:

1) членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком;

2) гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий трех календарных дней.

Статья 18. Порядок ведения реестра продавцов

1. Реестр продавцов формируется и ведется управляющей рынком компанией. В реестр продавцов включаются следующие сведения:

1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для физических лиц.

2. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр продавцов, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра продавцов.

3. Ведение реестра продавцов осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения.

4. Реестр продавцов должен храниться и вестись в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации.

5. В случае изменения сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицо, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, обязано уведомить управляющую рынком компанию о таком изменении в установленном ею порядке. Такое изменение должно быть внесено в реестр продавцов не позднее дня, следующего за днем, когда управляющая рынком компания узнала или должна была узнать о таком изменении.

Статья 19. Порядок ведения реестра договоров о предоставлении торговых мест

1. Реестр договоров о предоставлении торговых мест формируется и ведется управляющей рынком компанией. В реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в этом реестре указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест.

2. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест.

3. Ведение реестра договоров о предоставлении торговых мест осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения.

4. Реестр договоров о предоставлении торговых мест должен храниться и вестись в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации.

5. В случае изменения сведений, предоставленных при заключении договора о предоставлении торгового места, лицо, заключившее такой договор, обязано уведомить управляющую рынком компанию о таком изменении в установленном ею порядке. Такое изменение должно быть внесено в реестр договоров о предоставлении торговых мест не позднее дня, следующего за днем, когда управляющая рынком компания узнала или должна была узнать о таком изменении.

Статья 20. Карточка продавца

1. Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.

2. В карточке продавца должны быть указаны:

1) наименование и тип рынка;

2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;

4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.

3. В карточку продавца также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

4. Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.

5. В случае изменения сведений, содержащихся в карточке продавца, управляющей рынком компанией выдается новая карточка продавца. При этом информация об изменении этих сведений должна предоставляться лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, не позднее дня, следующего за днем изменения этих сведений.

6. Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией.

Глава 5. Осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

Статья 21. Требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. При осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

1) соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;

2) соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

2. При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы также должны:

1) своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

2) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

3) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

4) иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

5) иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

3. В случае, если продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке осуществляется с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других), продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

4. Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места. В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Статья 22. Запреты и ограничения

1. Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется с учетом требований и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать перечень классов и видов товаров (работ, услуг), продажа (выполнение, оказание) которых на рынке запрещается.

2. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16 и 17 настоящего Федерального закона, запрещается.

3. Управляющая рынком компания, за исключением управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком компании, не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке.

4. Осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:

1) приостановления срока действия разрешения в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) аннулирования разрешения в соответствии с частью 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) прекращения юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.

5. При невозможности использования торгового места лицом, заключившим договор о предоставлении торгового места, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, управляющая рынком компания несет перед этим лицом ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

6. Сокращение Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора, заключенного с иностранным работником, или досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключенного с иностранным работником. Досрочное расторжение указанного гражданско-правового договора осуществляется без обращения в суд.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 23. Контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

2. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

3. За нарушение требований, установленных настоящим Федеральным законом, наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Переходные положения

1. Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу.

2. С 1 января 2010 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона. Субъекты Российской Федерации вправе сократить срок, установленный настоящей частью.

3. С 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

4. Требования, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, применяются с 1 января 2012 года.

Статья 25. О внесении изменений в статью 83 Трудового кодекса Российской Федерации

Внести в статью 83 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) часть первую дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.";

2) дополнить частью третьей следующего содержания:

"Трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 12 части первой настоящей статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.".

Статья 26. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением части 7 статьи 15, части 6 статьи 22 и статьи 25 настоящего Федерального закона.

2. Часть 7 статьи 15, часть 6 статьи 22 и статья 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 15 января 2007 года.

Президент Российской Федерации
В. Путин