Закон «О розничных рынках» могут отменить. Закон о рынках не нравится никому (кроме его инициаторов) N 271 фз о розничных рынках

Никто не станет спорить, что организация торговли на наших рынках еще далека от цивилизованной, и с этим надо что-то делать. Но вот что? Федеральный закон №271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ", ряд положений которого вступит в силу с 1 января 2012 года, призван усовершенствовать сложившуюся систему, в частности, за счет перевода торговли в капитальные сооружения. Однако заместитель генерального директора Союза оптовых продовольственных рынков России, Президент Союза рынков РТ, кандидат экономических наук Наиль СУЛЕЙМАНОВ уверен: кроме проблем с реализацией продукции местных сельхозпроизводителей, снижения налоговых поступлений, роста безработицы, угрозы продовольственной безопасности мы от нового закона ничего не получим. Наиль Сулейманов согласился прокомментировать свою позицию в беседе с нашим корреспондентом.

- Наиль Наруллинович, что плохого в новых требованиях Закона? Все рынки должны перейти в капитальные помещения, торговля примет цивилизованный вид.

Должен отметить, что строительство крытых рынков в небольших городах, районных центрах - нерентабельно. И просто не под силу управляющим компаниям рынков - очень дорого. В малых городах и райцентрах товарооборот рынков небольшой. Инвестору невыгодно строить капитальное здание, проекты стоимостью в десятки миллионов рублей. Местные бюджеты не в состоянии взять на себя эти затраты. Для строительства капитальных помещений нужны не только значительные средства, но и оформление массы документов на строительство, согласование проекта... Для сельских рынков это катастрофа. Небольшие рынки работают, в основном, раз в неделю, и средств для таких мероприятий у них нет. Значит, на селе рынков не останется? Тогда каким образом, согласно закону ФЗ №271, должна будет организовываться торговля?

Между тем рынки - это не атавизм, это реальная и вполне насущная потребность современной жизни. Понимание сущности экономики в нынешних условиях требует не закрытия, а развития и стимулирования форматов подобной "встречной" торговли. Розничный рынок - это место, где тот же сельхозпроизводитель может продать собственную продукцию и здесь же совершить покупки промтоваров, одежды, обуви, в конце концов, запчастей к трактору. Это своего рода агропарк, где возможно совершать все торговые операции, удовлетворить все потребности сельхозпроизводителя.

- А как, по вашим прогнозам, требования закона скажутся на самочувствии рядового продавца-сельхозпроизводителя?

Расчеты экономистов подтверждают тот факт, что издержки продавца-сельхозпроизводителя сегодня и так велики: обязательное оформление санитарных книжек, разрешение от служб санэпиднадзора на торговлю и многое другое. Эти издержки фермерами еще как-то покрываются. Но дополнительные расходы, которые неминуемо возникают при смене форматов торговли, повлекут за собой повышение розничной цены тех же экологически чистых продуктов. Это приведет к тому, что цена на зарубежные генномодифицированные продукты аналогичного торгового сегмента будет существенно ниже. О каком здоровье нации может тогда идти речь?

Кроме того, на крытых рынках непременно возникает ненужный посредник между продавцом и покупателем, что ведет к росту цен. Сельхозпроизводитель справедливо опасается, что места в крытых рынках будут ему не по карману. Масса людей, занятых в мелкорозничной торговле, потеряют свои рабочие места, а малый бизнес разорится и как массовое явление в России может исчезнуть.

Это неверное представление. В то время как весь цивилизованный мир жестко ограничивает сетевую торговлю, на российском рынке складывается тенденция к развитию сетевой экспансии и искусственного поглощения открытого рыночного формата торговли. В результате объективно существующего потребительского спроса населения на качественные и относительно дешевые продукты и товары, реализуемые на рынках, которые вдруг стали у нас неправильными, открытый формат торговли вынужден будет приобретать не самые лучшие формы.

Это явление наблюдается сегодня в виде ярмарок: сезонных, сенных, выходного дня. При этом они не обеспечивают гарантированного качества продукции и имеют ограниченный режим работы. Ярмарки не могут заменить рынки. Производителя сельхозпродукции нельзя лишать возможности сбывать продукцию в любое удобное для него время - это право дано ему Конституцией. С принятием закона крестьянину некуда будет идти. В системе сетевой торговли его никто не ждет. Поставщиками сетевых компаний являются крупные животноводческие комплексы, которые используют технологии ускоренного выращивания свиней и птицы. Полученное мясо и произведенная из него продукция значительно уступает по качеству продукции местных хозяйственников.

Отказываться от добротного местного продукта в угоду зарубежным, менее качественным аналогам? Зачем? Это удар по нашей продовольственной безопасности! Как патриот и хозяйственник не могу согласиться с подобной перспективой, и мою позицию разделяют все здравомыслящие граждане. Посмотрите, какими темпами развивается аграрная отрасль Татарстана! Но ведь все, что производится, надо еще продать! Союз рынков РТ поддерживает и будет поддерживать местных сельхозпроизводителей, и у нас одна просьба - не мешайте!

- К чему, на ваш взгляд, приведет введение в действие норм ФЗ №271?

К тому, что мы вновь вернемся в 90-е годы, когда бизнес работал только в полулегальных схемах, не платил налоги, а растущий дефицит бюджетов приводил к сворачиванию социально значимых программ. В этих условиях страна не решит задачи по преодолению демографической проблемы, не сумеет обеспечить полноценную социальную поддержку пенсионерам, многодетным семьям, социально незащищенным категориям граждан. Роль малого предпринимательства, создающего рабочие места и обеспечивающего уверенность в завтрашнем дне, в структуре среднего класса общеизвестна, а роль последнего - в экономической и социальной стабильности любого государства. Сколько рабочих рук высвободится в результате закрытия колхозных (розничных) рынков - десятки тысяч! Хорошо это или плохо?

Если бы экономика страны интенсивно развивалась, в промышленности создавались новые рабочие места, сельское хозяйство требовало бы новые рабочие руки, а уровень зарплат в реальном секторе экономики был бы выше доходов государственных служащих, тогда - другое дело. К сожалению, наблюдается иная картина.

Куда с рынков идти? Только на площадь. В масштабах страны число безработных может увеличиться не на один миллион граждан. Об этом важно помнить не только накануне выборов в Государственную Думу 2011 года и Президента России 2012 года. Закон в той форме, в которой он существует сегодня, способен дестабилизировать общество. И нельзя вести разговор только о моратории. Нужно менять сам Закон.

- Давайте поэтапно рассмотрим претензии к положениям Закона и к каким последствиям может привести их введение.

Начнем с участников процесса торговли. Теперь с каждым продавцом, независимо от его статуса, рынку нужно заключать договор, для чего продавец должен написать заявление, представить определенные документы, после чего его включат в реестр и выдадут карточку продавца. Но основные поставщики продукции - фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, местные мелкие сельхозпроизводители - имеют ограниченное время для реализации выращенного урожая, особенно в летний период. И если процедура доступа к прилавку настолько усложнена, многие на рынок просто не придут.

Добавится работы и рынкам. Чтобы организовать ведение реестра и процедуру выдачи карточек, мы должны вести базу данных. Значит, потребуются дополнительные затраты, которые частично будут вынуждены перенести на плечи продавцов, а они, в свою очередь, - на покупателей. В итоге цены на продукцию повысятся.

Если брать Россию в целом, то у организаторов рыночной торговли прежде был выход в организации поставок продуктов от сельхозпроизводителей: работали собственные торгово-закупочные предприятия, представители системы потребкооперации, покупали продукцию у населения и реализовывали по цене ниже рыночной. Наценку делали минимальную, рентабельность была невысока, но мы восполняли ее за счет иных видов деятельности. Сейчас управляющей рынком компании эта деятельность запрещена. Закупать продукцию у селян станут самостоятельные предприятия, которые будут у нас же арендовать помещения. Издержки у них будут больше, чем у рынка, значит, и это тоже приведет к повышению цены для конечных потребителей.

А дополнения, внесенные в Административный кодекс? Согласно ему, и штрафные санкции за правонарушения ужесточаются: штрафы составят от 800 тыс. рублей до 1200 тыс. рублей. Многие рынки просто не имеют такой, даже годовой, выручки. К чему это приведет? К банкротству, переделу собственности. Это ударит и по крупным рынкам. Ведь деньги мы должны вкладывать в реконструкцию, развитие. А если их будут "съедать" такие штрафы, то за счет чего же развиваться?

Думаю, нужно было не загонять рынки в рамки чрезмерно строгого регулирования, а создать условия для нормальной организации торговли. Теперь же пострадают не только производители, но и потребители продукции.

- Предполагается, что принимаемые законы должны опосредованно создавать условия для увеличения доходной базы страны, региона за счет активизации работы налогоплательщика.

К сожалению, последствия ФЗ №271 ведут к уменьшению налогооблагаемой базы. Признаться, даже цифры называть не рискну, но это сотни миллионов рублей только по нашей республике. Даже самый несложный экономический подсчет позволяет утверждать, что с 1 января 2012 года прямые потери бюджетов всех уровней лишь по подоходному налогу составят многие миллионы рублей. Будут недоимки по ЕНВД, Пенсионный фонд и фонды страхования недополучат сотни миллионов рублей. Это только предварительные расчеты. А еще учтите косвенные потери…

И, подчеркиваю, вырастет напряжение на рынке труда, ведь никто не в состоянии за столь короткий период разработать и представить программу по трудоустройству граждан, которые потеряют рабочие места вследствие введения положений ФЗ №271.

Союз рынков Республики Татарстан выражает консолидированное мнение, что переходные положения о сроках перевода рынков в капитальные строения необходимо отменить, разрешив управляющим компаниям использовать на рынках временные сооружения (киоски, павильоны), при условии подведения к ним инженерных коммуникаций, отвечающих санитарным и эстетическим требованиям. Это шанс не столько на выживание, сколько на развитие российского производителя и возрождение сельского хозяйства.

- Сегодня все, кто так или иначе причастен к этой сфере, считают, что Федеральный закон "О розничных рынках" был принят в спешке.

На этапе обсуждения закона его проект был разослан по регионам. Мы, как и все наши российские коллеги, подготовили свои предложения. Но они не были учтены, возможно, по причине слишком скорого принятия закона - всего за две недели. Предложения были направлены в Общественную палату России, но никаких результатов нет. Надо было прислушаться к мнению профессионалов. Ведь понятно, что закон этот в полной мере работать не будет. И понимание этого есть не только у участников рынка, но и у региональных административных органов. Мы сегодня с Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ готовим свои предложения в этой части. Мы готовы выступить с обращением к Госсовету Татарстана рассмотреть проблемный вопрос на пленарном заседании и принять решение о направлении законодательной инициативы в Государственную Думу СФ РФ об исключении норм права, установленных в ч. 3 и 4 ст. 24 Федерального закона № 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ". Только совместные с администрацией Президента РТ и парламентом республики усилия будут иметь определенный результат.

Минпромторг предлагает отменить часть требований к работе розничных рынков, считая их избыточными. В результате может быть отменено условие для управляющих компаний обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства и обязанность согласовывать расположение торговых мест с надзорными органами.

В Минпромторге предлагают вообще отменить закон «О розничных рынках…», включив требования к ним в закон «О торговле». Сами торговцы объясняют, что одно из основных препятствий в открытии рынков - требование отдавать не меньше половины мест фермерам-производителям, число которых пока невелико.

Минпромторг намерен ослабить требования к управляющим компаниям розничных рынков и разрабатывает соответствующие поправки в законодательство, рассказали «Известиям» в ведомстве. Министерство предлагает признать утратившим силу Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках …», «так как указанный документ нуждается в существенной коррекции». Он устанавливает порядок организации, обустройства, оборудования и содержания розничных рынков, порядок предоставления мест и т.д.

Действующим законодательством о рынках установлены избыточные требования к ним: максимум обязанностей управляющих компаний при минимуме прав. Например, в торговых центрах управляющая компания не несет ответственности за своих арендаторов. На рынках управляющие компании обязаны обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, - рассказали в пресс-службе Минпромторга. - Это при том, что управляющая компания не обладает контрольными функциями, а торгующие на рынке - независимые предприниматели.

В ведомстве также назвали «необъяснимым» запрет для управляющих компаний закупать оптом товары с целью продажи на этом же рынке.

Еще один барьер - план размещения торговых мест на рынках. Он должен быть согласован с множеством органов - пожарными, санитарами. В то же время, если хозяин рынка захочет поставить бабушку со своим укропом с маленьким столиком, управляющую компанию за это могут крупно оштрафовать, - отметили в пресс-службе.

В Минпромторге считают проблемой и закрепление в законе максимального срока, на который могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственных рынках, - не более трех месяцев.

Это не позволяет мелким торговцам планировать свою предпринимательскую деятельность на длительный срок, устанавливать долговременные деловые связи с производителями, - заметили в Минпромторге.

С отменой профильного закона «О розничных рынках…» требования к ним чиновники предлагают прописать в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (закон «О торговле»). Сейчас его положения не применяются «к отношениям, связанным с организацией и осуществлением… деятельности по продаже товаров на розничных рынках», следует из ст. 4 закона «О торговле». Какие именно требования могут быть предъявлены к рынкам в результате изменений, в Минпромторге не уточнили.

В ведомстве подчеркнули, что добиваются облегчения процесса создания новых розничных рынков, работы уже существующих и увеличения количества малых предпринимателей, торгующих на рынках.

Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков полагает, что основная сложность в открытии рынков состоит в требовании предоставлять не меньше половины торговых мест отечественным товаропроизводителям (такая норма установлена законом «О розничных рынках…»).

У нас просто нет такого количества мелких фермеров, которые могут поставить качественный продукт на рынки. Большинство овощей есть не круглый год, а сельхозпроизводители молока и мяса пока малочисленны, - пояснил Вадим Зуйков.

В Минпромторге привели данные Росстата, по которым в период с 2010 по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) России снизилась с 12,4 до 6,6%. При этом количество рынков за последние семь лет сократилось в три раза - с 3497 до 1158.

От 30 декабря 2006 г.
Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
Опубликовано 10 января 2007 г.

Выдержки из ФЗ №271,
имеющие отношение к ОАО "Даниловский рынок"

ОАО Даниловский рынок - специализированный розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

ОАО Мосрегионторг - управляющая рынком компания.

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).

Продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.

Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

На рынке:

1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

На рынке размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.

На рынке в доступном месте установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

Размещение и порядок предоставления торговых мест

1. Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

3. При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должны предоставляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

4. Сведения, предоставляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтверждены документально.

5. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

6. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

7. Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.

9. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.

Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке

1. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном рынке осуществляется в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества.

3. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания также должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

4. Торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев.

5. В упрощенном порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются торговые места на сельскохозяйственном рынке.

6. Торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), а также юридических лиц. Коллективное обращение подается от имени не более чем десяти лиц, и в нем указываются сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о каждом включенном в коллективное обращение лице.

Статья 21. Требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. При осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

1) соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;

2) соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

2. При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы также должны:

1) своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

2) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

3) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

4) иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

5) иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

3. В случае, если продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке осуществляется с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других), продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

Президент Российской Федерации
В. Путин

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Для сельскохозяйственных рынков требования распространяются с 1 января 2015 года. В целях приведения розничных рынков в соответствие с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2012 №390 внесены корректировки в План организации розничных рынков на территории Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 16.04.2007 №99. Таким образом в настоящее время Планом предусмотрено 37 розничных рынков, из них 30 рынков являются действующими, 7 находятся в стадии строительства и реконструкции. На действующих рынках организовано всего 8453 торговых места, в том числе 2667 мест – на 16-ти универсальных рынках, 5156 мест – на 12-ти сельскохозяйственных, 630 мест – на 2-х специализированных по продаже непродовольственных товаров.

По результатам проведенных проверок на ряде рынков были отмечены нарушения законодательства со стороны управляющих компаний, прежде всего такие как:

Отсутствие схем размещения торговых мест, утвержденных в установленном порядке;

Предоставление торговых мест вне капитальных зданий, строений, сооружений на срок, превышающий срок, установленный Федеральным законом;

В реестр продавцов своевременно не внесены полные и достоверные сведения о ИП, осуществляющем реализацию продукции животноводства; в карточках продавцов осуществляющих деятельность по реализации мяса и мясопродуктов не внесены сведения о правовых основаниях привлечения их к деятельности по продаже товаров.

По всем нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении по различным составам статьи 14.34 КоАП РФ и вынесены постановления о наложении штрафа на должностных лиц управляющих рынками компаний.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в рамках документарных проверок проведены экспертизы схем размещения торговых мест сельскохозяйственных рынков: ООО «Сфера» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Бастион» (г.Рязань, ул.Спартаковская, 30); ООО «Ореол» (г.Рязань, ул.Московское шоссе, 49, стр.1, 2).

В настоящее время по представлениям Управления Роспотребнадзора по Рязанской области большинство вышеперечисленных нарушений устранены. С учетом требований Федерального закона управляющими рынками компаниями разработаны, откорректированы и утверждены новые схемы размещения торговых мест. Проводится работа по приведению организации торговли в соответствие схемам.

Принимая во внимание приближающийся период увеличения объемов реализации плодоовощной продукции управляющими компаниями сельскохозяйственных рынков необходимо акцентировать внимание на строгое соблюдение требований Федерального закона о предоставлении на рынках не менее 50% торговых мест для продажи товаров товаропроизводителями.

Контроль за выполнением Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области продолжается.

17.07.2012

Проект
Внесен депутатами
Государственной Думы

Г.В.Куликом,
Н.В.Панковым,
И.Н.Руденским,
А.Н. Хайруллиным,
Н.В.Школкиной,
И.А.Яровой,
И.И. Гильмутдиновым,
Э.Г.Глубоковской.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692; 2009, № 29, ст. 3593; 2011, № 50, ст. 7338) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона.»

3) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, сроки вступления в силу указанных требований устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-кооперативные рынки независимо от места их расположения, являются комплексными торговыми объектами, на которых кроме продажи сельскохозяйственных и продовольственных продуктов может продаваться поголовье молодняка скота и птицы, зерно, комбикорма, минеральные удобрения и ядохимикаты, рассада и саженцы плодовоовощных культур и цветов, сельскохозяйственный инвентарь, строительные материалы и оборудование для строительства жилья и производственных объектов, сельскохозяйственных объектов, хозяйственные и бытовые товары и товары личного пользования, а также мелкооптовая торговля сельскохозяйственной продукции, торговля со специально оборудованных транспортных средств, в ларьках и с прилавков, продажа отдельных видов сельскохозяйственной и другой продукции, указанной в части 4, переводится в капитальные здания и сооружения, в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, где расположены указанные рынки.".

Статья 2

Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2020 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

В.В. Путин




Сроки перевода розничных рынков в капстроения уточнят осенью

11.07.2012 ИТАР-ТАСС

Совет Госдумы накануне перенес на осеннюю сессию 2012 года рассмотрение в первом чтении законопроекта о передаче региональным и местным органам власти права устанавливать сроки перевода розничных рынков в капитальные строения, здания, сооружения. Первоначально документ планировалось рассмотреть на пленарном заседании 11 июля.

Как сообщил ИТАР-ТАСС председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, перенос носит чисто технический характер. "Дело в том, что законопроект был внесен в достаточно сжатые сроки и поэтому нет отзыва правительства, - пояснил депутат. - И мы, соответственно, чисто по техническим причинам перенесли его на осень для того, чтобы дождаться отзыва правительства и отзывов от наших регионов, куда он будет разослан". Глава профильного комитета надеется, что "в сентябре уже будет отзыв правительства" и законопроект может быть рассмотрен на пленарном заседании.

Проект закона входит в пакет законодательных инициатив, внесенных депутатами из фракции "Единая Россия" и призванных нивелировать для АПК последствия присоединения России к Всемирной торговой организации.

Действующая редакция закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривает перевод сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные строения с 1 января 2015 года. Несельскохозяйственные рынки на территории Москвы и Санкт-Петербурга должны быть переведены в капитальные сооружения с 1 июля 2012 года, административных центров субъектов РФ и крупных городов, население которых превышает 500 тыс человек, и других населенных пунктов - с 1 января 2013 года.

Законопроектом органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочием по определению срока начала использования капитальных строений для организации деятельности по продаже товаров /выполнению работ, оказанию услуг/ на розничных рынках. При этом для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков такие сроки должны будут устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых такие рынки расположены. Кроме того, законопроект устанавливает, что до 1 января 2020 года договоры о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, будут заключаться в упрощенной форме. Таким образом, упрощенный порядок предоставления таким гражданам торговых мест, который сейчас существует только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, вводится для любых розничных рынков.

Авторы законопроекта обращают внимание, что в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан. Невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем, по их мнению, позволяет на сегодняшний день обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов. А запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 июля 2012 года повлечет существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей. В результате они не смогут реализовать выращенную продукцию, считают думские законодатели.

Как ранее передавал ИТАР-ТАСС, комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, признавая имеющиеся проблемы перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения и поддержав законопроект, тем не менее, отметил необходимость его доработки. Так, из общих норм, уточняющих порядок оборудования /застройки/ рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с численностью населения более 500 тыс человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов РФ. Однако положений, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков на территориях таких городов, законопроект не содержит.

Профильный комитет также предлагает определить, будет ли переход единовременным для всех розничных рынков, расхоложенных на территории отдельного региона /муниципального района/, или решение о переходе в капитальные строения будет приниматься отдельно по каждому из рынков по мере их готовности. При этом предлагается уточнить, каким органом будет регламентирован /утвержден/ этот порядок.

Действующей редакцией закона определены окончательные даты перевода розничных рынков в капитальные строения. Законопроект исключает конкретные даты. В связи с этим комитет опасается, что после наделения органов местного самоуправления данными полномочиями, сроки могут быть сокращены и, соответственно, положение сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков ухудшится.