Здоровье - принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека. Роль интернета в жизни современных людей


Размещено на http://www.сайт//

Размещено на http://www.сайт//

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Сервисология»

«Смысл жизни современного человека»

Работу выполнил

Студ. Гр. СВ 1 курс

Данильченко Дарья

Научный руководитель

Шаронова В. П.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о смысле жизни -- одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, прилагаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия дадут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.

Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека -- самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.

Цель курсовой работы - изучить особенности понимания смысла жизни современного человека.

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

Потребности -- переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.

Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.

Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека -- основа для его интересов. Интерес -- это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.

Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Рисунок 1. Пирамида потребностей по Маслоу.

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.

Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.

Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.

Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.

ГЛАВА 2. ПОТРЕБНОСТЬ В СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека:

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека -- это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.

Основа идеальных потребностей человека -- стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самореализация человека -- осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление -- один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смыла жизни напрямую зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

Большинство первичных биологических потребностей формируется ещё в эмбриональном состоянии, в раннем детстве формируются основы инстинкта самосохранения, основы материально-духовных (игрушки, мультфильмы) и коммуникативных потребностей. Что касается самореализации, самореализации и экологии человечества, то время формирования этих уровней потребностей сильно варьирует в зависимости от ряда факторов, которые в комплексе мы можем назвать воспитанием.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

Рисунок 2. Фазы формирования смысла жизни

Предварительная фаза

На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, которые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что было бы, если бы ты меня не родила?», «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

Фаза идентификации

Фаза идентификации наступает у школьников младших классов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действительно, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в группы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команда КВН и т.п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценностей других групп. Отсюда - вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т.п.). Эти виды идентификации - первый признак появления потребности в смысле жизни, выражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности. Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на рыбалку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяготеть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортивных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид.времяпровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных организаций тоже находятся на том же уровне сознания смысла жизни.

Фазу космической потребности в смысле жизни

На так называемой космической стадии человек пытается сформулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоззренческими утверждениями о природе мира и человеке вроде «мир является…», «самое важное для людей…», «людьми управляет…». Человек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятельную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

Фаза зрелой концепции смысла жизни

Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым для ребенка, и для взрослого, и для старика. Изменения личности должны происходить, поскольку существование личности является процессом и ее стабильное состояние невозможно. Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоятельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из самостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавляется шанс осуществления собственной адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Рисунок 3. Концепции смысла жизни

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

ГЛАВА 3. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ

духовный смысл жизнь потребность

Потребность в осмысленности своего существования и деятельности - наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций - они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся…"». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих человеческих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самореализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек не должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самореализацией». Этот термин относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самореализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самореализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

адекватное восприятие реальности;

принятие мира таким, каков он есть;

спонтанность и естественность поведения;

центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

склонность к уединению;

автономию, т.е. относительную независимость от физического и социального окружения;

свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

чувство единства и родства всех людей;

скромность и уважение к окружающим;

избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

чувство юмора;

креативность, т.е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Сам термин "самореализация" впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самореализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что "человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть". Маслоу ориентирует самореализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области: Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей". Это люди с высоким уровнем самореализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других.

Данное открытие означает, что для многих людей единственным определением жизни, наполненной смыслом, которое они могут себе представить, является следующее: «не иметь чего-то важного и стремиться обрести это». Но мы знаем, что самореализующиеся люди, даже если уже удовлетворены все их базовые потребности, находят жизнь наполненной даже более глубоким смыслом, поскольку они могут жить, так сказать, в царстве Бытия.

Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.

Самореализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

Как и А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Ассаджиоли и др. считали самореализацию своего жизненного предназначения центральным аспектом развития личности. Однако если Маслоу ориентирует в своей концепции самореализацию в первую очередь на максимальные достижения, то они считали такую ориентацию потенциально дисгармонирующей личность и делали упор на достижении гармоничной жизни человека, его развития. Гонка за большими достижениями достаточно часто делает процесс самореализации односторонним, обедняет образ жизни, может приводить к хроническим стрессам, нервным срывам, инфарктам.

ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ М. ВЕБЕРА

Смысл жизни и самореализация - не всегда одно и то же. Сам А.Маслоу считал, что «самореализаторов» сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920).

По мнению Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

Традиционный тип социального действия

Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза). У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т.п.

Аффективный тип социального действия

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартами. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

Ценностно-ориентационный тип социального действия

При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству. Офицер может служить своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо - то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется, прежде всего проанализировать ту идею или тот принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских т.п.).

Целерациональный тип социального действия

При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются и те люди, которых А. Маслоу называет «самореализаторами». Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д. Отсюда, казалось бы, напрашивается вывод о том, что ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так.

Во-первых, действительно, ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Во-вторых, ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.

Таким образом, ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения.

Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость. В процессе (и в результате) отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Таблица 1. Различия между потребностями и ценностями.

В силу множества предметов и процессов, имеющих значение для человека, а также многообразия человеческих потребностей и ориентаций возникает большое количество различных ценностей, которые по определенным основаниям можно привести в систему. Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям:

2) По широте их содержания: индивидуальные, групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.) и общечеловеческие ценности.

3) По сферам общественной жизни: материально-экономические (природные ресурсы, орудия труда), социально-политические (общественные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество) и духовные ценности (знания, нормы, идеалы, вера и т.п.).

4) По значимости для человека и человечества: высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования.

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером, они являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. К высшим ценностям относятся общечеловеческие - мир, человечество; социальные - справедливость, свобода, права человека; ценности общения - дружба, любовь, доверие; культурные - мировоззренческие, этнические; деятельностные - творчество, истина; ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети; личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта и др.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.

5) В зависимости от типа цивилизации - в этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской. Восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде. Базовыми ценностями являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на культ личности, на адаптирование среды к интересам индивида. Поэтому ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и др.

В евразийской цивилизации сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для русского народа характерны патриотизм, взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, и даже, женственность. Не приемлемо - насилие, подавление свободы, чужеземного владычества, особой ценностью является социальная свобода.

Однако ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека как родового существа. В то же время существующие ценности выполняют важные функции в обществе в целом и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Другими словами, ценности социализируют индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, Современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни современного человека -- самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель -- превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, строителя мира.

Любой человек, встроенный в современное общество, -- это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе -- участник создания новой Вселенной (ведь всего лишь за несколько сотен лет мы преобразовали планету Земля -- значит, за миллионы лет преобразуем и Вселенную). И неважно, где и кем мы работаем -- двигаем экономику вперед в частной фирме или учим детей в школе -- наш труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно -- на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего -- это уже немаловажно.

Благодаря нам -- современным людям -- мир и развивается. А без развития его ждала бы катастрофа. Люди, которые живут прошлым, а не будущим, чувствуют, что их жизнь теряет смысл; что то прошлое, на которое они молятся, заканчивается. Отсюда всплески отчаяния -- религиозный фанатизм, терроризм и т.п. Век традиционных обществ закончился. Тем не менее, следует помнить, что фанатики хотят разрушить наш смысл жизни, нацеленный на развитие и процветание, и мы должны эффективно противостоять этому.

Смысл жизни современного человека дает ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненную позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами (либо процветающими предпринимателями). В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование -- и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: развитие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения. Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кузнецов А.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

Смысл жизни (http://smysl.hpsy.ru)

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Герштейн М.Л. Смысл жизни (Письмо детям). (http://hpsy.ru/ public/x3142.htm)

Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.:Прогресс, 2000.

Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

Подобные документы

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Обзор философского, этического, религиозного и социологического аспектов проблемы смысла жизни человека. Изучение уровней высших ценностей. Анализ особенностей самореализации личности. Экзистенциальные моменты, которыми можно описать бессмысленность.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Смысл жизни - содержательно-ценностная ориентация человека в его самоопределении, самоутверждении и самореализации; стратегическая жизненная перспектива в его понимании подлинного существования и бытия; смыслообразующие доминанты: труд, любовь, счастье.

    доклад , добавлен 29.05.2012

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

    реферат , добавлен 09.02.2013

    Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Положение человека в мире, его "всеобщность", "универсальность". Мнение Карла Маркса о потребностях человека.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Характеристика смысла жизни и предназначения человека с точки зрения философской антропологии. Взаимосвязь личности и общества. Проблема мужского и женского начала в понимании антропологии. Человек и биосфера. Различные философские течения о смысле жизни.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.

Каждый из нас хоть раз в жизни произносил сакраментальную фразу: «С понедельника начинаю новую жизнь для современного человека!» Но лишь единицы упорно следовали установке, большинство, же возвращалось пусть к опостылевшему, зато простому и понятному укладу жизни.

1 56945

Фотогалерея: Новая жизнь для современного человека

И так хотелось что-то поменять... Насколько важны для нас жизненные перемены? Как на них реагировать? Когда осуществлять и с чего начинать новую жизнь для современного человека? На пороге весны — самого обновляющего времени года — мы собрали специалистов по жизненным переменам за нашим традиционным круглым столом.

Булат Окуджава говорил, что все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Какова наша потребность в переменах, для чего они нужны нам? Перемены — это катализаторы полноценной жизни человека. Поэтому самодостаточный, уверенный в себе человек всегда стремится к обновлению. Но не все перемены желанны. Не случайно китайское проклятие гласит: «Дай тебе жить в эпоху перемен». Хотя сильные духом люди даже в тяжелых ситуациях смогут найти для себя нечто полезное и положительное.

Главное — помнить , что в саморазвитии, как в дайвинге: сколько воздуха есть, на такую глубину и погружаешься. Это значит: для того чтобы пускаться в новые плавания, важно понимать, достаточно ли у тебя ресурсов пережить изменения жизни с наименьшими потерями.

Перемены необходимы и объективны. Они связаны с тем, что человек — это часть космического пространства, которое на него влияет. Мы рождаемся для перемен, они направлены на паше самосовершенствование. А вот как эти перемены осуществить в своей жизни — зависит уже от самого человека. Слышит ли он то, что надо изменить свой образ жизни и начать новую жизнь для современного человека, мышление, подход к событиям, или же упрямо движется по протоптанной дорожке. От этого зависит его судьба и дальнейшее развитие. Каждый период нашего формирования и изменений подготавливает следующий этап жизни. Если па данном отрезке времени мы действуем правильно, тогда и в будущем у нас будет возможность наиболее полно реализовать себя.

У человека есть две основные потребности — в стабильности и в изменениях. Наше прошлое и настоящее, а также новая жизнь для современного человека стабилизирует нашу личность и делает нас такими, какими мы есть. Если это изменится, мы столкнемся с неизвестностью, нарушится удобная знакомая стабильность, к новому придется привыкать и как-то приспосабливаться. Поэтому внутри нас все время живет противоречие: и хочется новенького, и страшно.


В жизни любого человека
хоть раз возникала ситуация «рутина засосала», когда даже благополучие перестает приносить радость. Отчего так происходит?

Чаще всего так случается из-за того, что люди упускают из виду цель и смысл своей жизни. В противовес этому как пример можно представить творческих людей. В чем секрет их долголетия? В том, что они всегда ставили перед собой новые цели и задачи, шли к мечте, которая никогда не позволяла им расслабляться и терять интерес к жизни. Поэтому желательно всем даже в повседневной работе находить что-то новое и строить новую жизнь для современного человека.


Этот период простоя
— передышка, которая, как и перемены, тоже необходима. Она готовит нас к новому повороту судьбы. Мы же в эти периоды предпочитаем предаваться апатии, становимся тяжелыми на подъем, нам либо ничего не хочется, либо не можем понять, чего именно хочется. А ведь в это время важно не сидеть на диване, а держать нос по ветру и хоть что-то делать. Например, сходить куда-то, съездить, отправиться в командировку, на курсы повышения квалификации. Можно встретить любимого именно там, куда сейчас так неохота ехать, либо найдется новая перспективная работа именно в том месте, куда тебе совершенно не хочется идти.

От чего зависит «открытость» переменам или, наоборот, нежелание что-либо менять?

Часто определенные страхи связаны с болезнями. Например, при заболеваниях почек люди бывают тревожными, при неполадках с печенью испытывают страх перед жизнью, боятся смерти. Перемен же в новой жизни для современного человека зачастую опасаются легочные больные. Получается, что укрепив здоровье, можно автоматически избавиться от страха. Когда ко мне на прием приходят пациенты с такими проблемами, я непременно это учитываю — после лечения страхи уходят. Отношение к переменам во многом зависит от темперамента. Флегматики и меланхолики часто болезненно воспринимают их. Чтобы этого не произошло, важно учесть темперамент с ранних лет и правильно воспитывать ребенка. А вот холерики — настоящие фаталисты, которые не просто стремятся к переменам, а сами их провоцируют. Сангвиники также любят меняться, отличаются неусидчивостью, разносторонними интересами.


Мне не слишком нравится
идея делить людей на типы. Современная психология имеет в арсенале столько различных методик по типологии личности, что можно запутаться, к какому типу ты относишься. Мне по душе изучать социальную среду, личность и окружение человека. Можно, конечно, предположить, что сангвиники и холерики лучше адаптируются к переменам, но в то же время классический флегматик Бернард Шоу был заядлым путешественником и творческой личностью. Мне кажется, что все дело в воспитании. Ю. Козелецкий в своей работе «Человек многомерный» писал об особом даре, личностном качестве, которое он назвал трансгрессивностью, что означает умение личности выйти за пределы собственного Я.


Можно обратиться
к классификации стилей жизни, разработанной психологами. Есть люди, которые ставят перед собой конкретные цели и достигают их, а есть те, кто просто живет сегодняшним днем, не стремясь к глобальным изменениям, достижению чего-то великого. Кроме того, к одной и той же цели один идет напролом, сметая преграды на пути, а другой аккуратно обходит препятствия и острые углы. Важно и то, насколько человек осознает и хочет контролировать все происходящее. В самые железные планы могут вторгнуться непредвиденные обстоятельства. Тогда тот, кто всегда действует лишь в соответствии со своим планом, подвергается гораздо большему стрессу, чем тот; кто обладает определенной долей авантюризма, не стремится контролировать все и вся. Хотя в человеке все подвижно, поэтому каждый может развить в себе разные стороны и начать новую жизнь для современного человека.

Я бы поделила людей на тех, кто ищет в жизни страсть, и тех, кто избегает стрессовых ситуаций и стремится к стабильности. Если она присутствует в жизни, тогда все более понятно и правильно, но и нет пиков, остроты ощущений. Последнее как раз чаще испытывают рисковые люди. Как правило, это связано с опытом травматизации — чувствуешь себя более живым, когда преодолеваешь сложную жизненную ситуацию. Кто-то для этого занимается экстремальными видами спорта, кто-то беззаветно влюбляется, словом, делает что-то, что нарушает естественное течение жизни. Так они прикасаются к высоким вибрациям, к чему-то, что бодрит и как бы встряхивает. Некоторые мои клиенты говорят: я жил и думал, что засохну от скуки. И вдруг с этим человеком случается что-то, о чем он даже не мечтал, и это переворачивает его жизнь. Может, даже травмирует. Но факт в том, что ему перестает быть скучно. Новая жизнь для современного человека - новый этап к будущему.


Как реагировать
на неожиданные изменения в новой жизни для современного человека?

Есть изменения, которые мы выбираем, и есть те, которые выбирают нас, есть разные способы реагирования на них. Первый предполагает фокусировку на возникшей проблеме, когда мы меняем причину того, что произошло. Например, при потере работы, чтобы решить эту проблему, нужно найти новую. Это помогает отбросить самокопание и негативные эмоции. Следующий способ реагирования — отвлечение от проблемы. Чтобы уменьшить негативные эмоции, нужно на что-то переключиться. После этого либо проблема сама решится, либо ее будет проще решить. Есть еще одна очень эффективная методика — построение нового замысла, перезагрузка. Это когда человек смотрит на свою жизнь новыми глазами, строит позитивные интерпретации, находит в минусах плюсы.


Какие этапы жизни
человека наиболее критичны?

Физическое тело человека развивается по семилетним циклам Сатурна. Они говорят о развитии человека и о сто определенных этапах (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63 года и так далее). Кризисные моменты в новой жизни для современного человека происходят именно в эти годы, причем острее и ярче их переживают мужчины. Самый сложный период — возраст Христа, 33 года, который считается самой материалистической точкой жизни. До этого возраста человек живет еще за счет окружения, родни, близких, приобретения навыков. Но уже с 33 лет нужно учиться отдавать миру то, что было наработано, и жить за счет этого. Есть еще два кризиса — так называемые лунные узлы. Это 18,5, 37 лет и 54 года. Они рассчитаны очень точно. В эти критические моменты важно не принимать эпохальных решений, не делать операции, не заключать сделок. Такие ритмы жизни нормальны, логичны.

Кроме того , у нас есть еще и свои индивидуальные ритмы жизни. Например, некоторые фиксируют, что важные события происходят каждые 3,5 или 10 лет.

Кризисы тесно связаны с моментами, когда нужно принять ответственность за свою жизнь. Например, на начальных курсах университета студенты сомневаются в правильности своего выбора; после рождения первенца нужно освоить роль матери; пересечение 40-летнего рубежа, когда происходит тотальное переосмысление жизни. Все эти этапы — нормальные, они случаются у большинства людей и не являются признаками нездоровья. Отдельно хочется сказать об одном из самых тяжелых моментов для наших людей — выходе на пенсию. Насколько безболезненно человек может пережить глобальную перемену, сильно зависит от соцкультуры. В нашей, к сожалению, нет никакого института, который бы обеспечил пенсионерам не только достойное существование, но и возможность чувствовать себя нужными и передавать свой жизненный опыт и мудрость.


У нас из-за низкого уровня
жизни пенсионеры оказываются никому не нужными — словно ими попользовались, затем за ненадобностью выбросили. Поэтому люди пенсионного возраста и держатся за свои места, не давая дорогу молодым — если они уступят, туг же потеряют доход, и их забудут. У нас ситуация такова: если вы хотите меняться — вперед, но стоит учитывать, что с возрастом это делать все сложнее — в 40 тебя уже и на хорошую работу не возьмут. В Европе начать жизнь после 40 гораздо легче, чем у нас, и на пенсию там уходят с удовольствием, воспринимая ее как заслуженный отдых. Я много контактирую с европейцами и отмечаю, что в нужное время они с удовольствием передают эстафету молодым, а сами посвящают время себе, дому, путешествиям. При этом у них масса клиентов, студентов, они получают признание — то, что нужно человеку преклонных лет.

Новая жизнь для современного человека рассчитана для того чтобы выбрать более подходящий путь для собственного совершенствования.

Роль интернета в жизни современного человека сложно переоценить. Интернетом в наше время пользуется более 30% населения Земли, а это немного немало около 1,500,000,000 человек. Еще в 1992 году им пользовалось всего 100 человек. Планировалось использовать интернет только в рабочих целях. А сейчас? Каждый школьник, запустив браузер, может найти нужную ему информацию за считанные минуты. О том, как люди проводят свое время в интернете я уже писал, сейчас не об этом.

Роль интернета в жизни современных людей

Число пользователей интернета растет высокими темпами. К 2018 году интернет будет почти в каждой семье. Телевидение уйдет в прошлое. Через интернет будут оплачивать коммунальные услуги, заказывать еду на дом, хотя, в принципе, это уже возможно и сейчас. А главное, в будущем многие будут выполнять свою работу, не выходя из дома, экономя этим свое время, которое можно будет провести с близкими людьми. Это времена уже не за горами.

Позволю себе цитату от президента Conde Nast Россия Карины Добротворской: «Еще год назад журналисты печатных медиа говорили об интернете, как cкрытой угрозе, и все конференции по поводу нашествия новых социальных медиа носили какой-то траурный характер. Теперь тон в корне изменился. Говорят не об угрозе, а о новых возможностях. Обсуждают не смерть, а развитие. Раньше "бумажные солдатики" (подразумеваются печатные СМИ и т.д.) пытались отвертеться от онлайновых проектов как от дополнительной нагрузки. Теперь боятся, что им эту нагрузку не дадут. Ведь это автоматически будет означать, что их не возьмут в будущее».

Уже сейчас в интернете основались многие центральные каналы. В ближайшие годы они приостановят трансляцию по кабельному TV и ограничатся вещанием в сети.

В интернете существует множество медиа ресурсов, на которых можно посмотреть любимые фильмы и сериалы в высоком качестве (HD). Такие ресурсы заменили нам VHS кассеты и DVD диски, причем бесплатно. Единственное, что вам нужно платить ежемесячную абонентскую плату за интернет. Цены на тарифы довольно приемлемы, и думаю каждый может позволить себе оплачивать интернет.

Интернет играет огромную роль в жизни современных людей, без него уже и нельзя представить жизни на Земле.

Когда появился интернет?

Официальная дата рождения интернета не указана ни в одном документе. В каждой стране он появился в разное время. В США интернет зародился в далеком 1969 году. Цель интернета заключалась в том, чтобы обеспечить надежный канал передачи информации в случае ядерной войны.

В России же в 1998 году зародилась традиция отмечать день рождения интернета в сентябре, когда одна из ИТ-компаний организовала «перепись населения Рунета», по подсчетом которой доступом к интернету имели не более миллиона человек.

В наши дни, согласно последним статистическим данным, в России интернетом пользуется свыше 50 миллионов человек. При этом ежемесячный рост аудитории составляет более 20%. Более 72% пользователей используют доступ к интернету каждый день.

К 2015 году в России планируется значительно повысить уровень проникновения интернета, особенно в отдаленных регионах. Сейчас, Россия занимает 2-3 место в мире по проникновению интернета.


Оставь комментарий, нажми «Мне нравится » («Like ») и «Сохранить », а я напишу для тебя еще что-нибудь интересное:)

В настоящее время на человека сваливается огромное количество проблем, вопросов. То, как себя ведет человек при их решении, объясняет психология. Каждый житель планеты индивидуален, а потому просто нереально предусмотреть все возможные варианты. Это говорит о том, что сегодня очень сложно находиться в современном обществе без начальных психологических знаний. Ведь каждый из нас находится в непосредственном контакте с окружающими, поведение и настроение которых крайне неустойчиво.

Крайне важна роль психологии во времена свежих технологий и прогресса. Cовременная психология помогает человеку решить жизненно важные проблемы. Сегодня для многих людей психология стала жизненно важной потребностью. Она помогает человеку самореализоваться, развиваться как личности, помогать другим людям. Хороший современный психолог с помощью психологических тренингов, анализов, различных методов не позволяет человеку стоять на месте.

Людям, у которых еще сохранились сомнения по поводу того, что в его жизни важную роль играет психология, следует задуматься, чтобы случилось, если бы отсутствовала социальная психология, не существовало техники делового диалога. Если бы так было, то человек бы не понимал значение слов «общество», «общественность», многих других. Поэтому современная психология дает жизненно необходимые знания.

Благодаря таким знаниям любой человек легко сможет адаптироваться к новым условиям, которые до этого были для него непонятной тайной. Он сможет приспособиться правильно к ним и психика его при этом не пострадает. Сложно сегодня переоценить роль этих знаний в жизни современного человека. Поэтому невозможна без психологии сегодня жизнь современного общества. Важно, чтобы каждый вовремя это понял и принял соответствующие меры.

Нет в мире на сегодняшний день другой такой науки, которая могла бы изучать человека, как психология. Самое важное в жизни любого человека – успех, радость, счастье, душевный покой. Развивается это все только психологическим путем. Человек, не знающий этого, не начнет изучать самого себя. Ведь современная психология, это не только изучение окружающих, но и самого себя. Изучив себя, вы легко сможете изучать окружающих.

Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в помощи, и как не странно, именно в психологической помощи. Ведь только она помогает человеку создавать счастливый, успешный, материальный мир, меняя привычки и образ мышления. Смело изучайте психологию, обращайтесь за помощью к профессионалам.

Этот клип ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА, Ника Вуйчича, позволит Вам взглянуть на МИР по-другому!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческая работа

по дисциплине «Антропологические основы деятельности врача»

на тему: «Смысл и цель жизни современного человека как факторы, определяющие его отношение к собственному здоровью»

Выполнил: студент гр ОЛД 107 Илитюк Антон Юрьевич

Смысл жизни человека.

Почти каждый из нас сталкивался с таким выражением «смысл жизни». И на секунду задумывался, а в чем смысл его жизни? Но что означает это выражение?

Смысл жизни -- это философская и духовная проблема, определяющая конечную цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни может также рассматриваться, как субъективная оценка жизни, как понимания человеком содержания и направленности его жизни.

И отвечая на вопрос « В чем смысл жизни?», подразумевается найти ответы на вопросы:

1. В чём состоят жизненные ценности?

2. Что является целью жизни?

3. Зачем (для чего) жить?

Ответы на эти вопросы и определяют дальнейшее развития жизни человека. В зависимости от цели жизни, человек выбирает свой путь развития. И ставит для себя приоритеты.

«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации…»

Альфред Адлер «Наука жить»

Продолжая сравнение Адлера, можно заметить, что слюнные железы, отвечающие за выработку слюны, не могут вырабатывать кровь. Так и человек, выбрав для себя определенную цель, не может достигать сразу все. Поэтому он расставляет приоритеты - самые важные для него вещи.

И одним из приоритетов является здоровье.

Смысл и цель жизни, факторы определяющие его отношение к собственному здоровью.

Отношение к здоровью - это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и душевное благополучие.

Отношение к здоровью индивида характеризуется четырьмя группами показателей:

1. самооценка здоровья

2. ценность здоровья

3. удовлетворенность состоянием здоровья

4. деятельность по сохранению здоровья.

И на все эти показатели накладывает отпечаток смысл жизни человека. Разберем каждый пункт по отдельности.

Самооценка здоровья у каждого своя. Люди заинтересованные чем - то, могут не замечать каких либо мелких неприятностей со здоровьем, будь то это головная боль или слабость. Люди же занимающие же делом, которое им не нравится, будут оценивать свое здоровье так, чтобы не заниматься этим здоровьем. Например, ученик, который не хочет идти в школу, вдруг резко заметит, слабую головную боль, а першение в горле, почувствует как простуду. Таким образом, самооценка здоровья будет зависит от цели и смысла жизни, и того на сколько сильно человек хочет добиться цели.

Ценность здоровья напрямую зависит от смысла жизни. Если смысл жизни человека ставит благо человека выше своего, что он будет ставить свое здоровье, ниже здоровья других. Так, например спасатели, жертвуют своим здоровьем и жизнью, чтобы сохранить здоровье и жизнь других людей.

На удовлетворенность состояния здоровья так же влияет цель и смысл жизни. Так же как и самооценка здоровья, этот показатель субъективен. Он показывает насколько человек, доволен своим здоровьем. Человек может довольствоваться малым здоровьем, если в состояние добиться своей жизненной цели. Примером такого человека, может быть ученый, который получает нобелевскую премию. Он может быть простужен, у него будет мигрень, но его это не остановит, ведь он почти достиг цели своей жизни.

Последним показателем является деятельность по сохранению здоровье. Как же он связан со смыслом и целью жизни? Человек может не следить за здоровьем, если, предположим, его не беспокоит какое то недомогание. То есть самооценка здоровья, по мнению человека, очень высока - он здоров. Он может не следить за здоровьем, если для него оно не ценно. То есть ценность на нуле. Он может не следить за своим здоровьем, если он им удовлетворен. То есть деятельность по состоянию жизни связана со всеми предыдущими показателями, и тем самым со смыслом жизни.

смысл самооценка здоровье психический

Итак, смысл и цель жизни является одним из самых главных факторов, определяющих отношение к здоровью человека. Смысл и цель жизни напрямую связан, с деятельностью человека. А деятельность человека связана со здоровьем. Таким образом, то чего хочет человек от жизни, чего хочет добиться, накладывает отпечаток на его здоровье. И к сожалению, многие люди в поисках смысла или на пути к жизни, забывают про него.

Так, например в романе Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы» главная героиня пожертвовала своим малым здоровьем (она была тяжело больна) уехала из санатория, чтобы в последний раз взглянуть на мир и почувствовать себя живой. Она, не стремилась долго жить, ее цель была пожить, как нормальный, здоровый человек. Так же многие великие ученые, жертвовали ради научных целей. Так Исаак Ньютон совсем не заботился о своем здоровье - вел затворнический тип жизни, бессонные ночи, беззумные эксперименты с химией (тогда алхимией). Но лишь по тому, что он также не стремился долго жить. Смыслом его жизни была наука, а целью - открытие.

И здоровью он не уделял внимание. Изо дня в день каждый человек делает небольшие шаги к своей жизненной цели, не задумываясь, как это отражается на его здоровье. И следует сделать вывод, что здоровью нужно уделять чуть больше внимание, несмотря на цель и смысл жизни. И возможно тогда, за жизнь удастся сделать чуть больше, чем добиться собственной цели.

Список литературы

1. Наука величайшие теории: выпуск 2: Самая притягательная сила природы. Ньютон. Закон всемирного тяготения. 4. Изд. Де Агостини 2015.

2. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    контрольная работа , добавлен 14.09.2009

    Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

    реферат , добавлен 23.01.2009

    Этические взгляды С. Франка на жизнь как самоцель. Значение положения автора "жизнь осмысленна". Неразрывная связь смысла жизни с божественным началом. Реализация абсолютного добра как основной смысл жизни человека. Роль знаний в поиске смысла жизни.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие судьбы и смысла жизни человека. Осознание неизбежности смерти. Понятие судьбы, как промысла, провидения. Элементы уникальной духовной жизни человека. Созерцание и воплощение божественного начала в человеке. Судьба и жизненный путь человека.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Социальная обусловленность по собственному выбору придавать смысл своей жизни. Обучение как единственное оправдание физического существования человека. Понятие и основы интеллектуальной веры. Значение надежды и любви в жизни человека, их разновидности.

    реферат , добавлен 05.11.2012

    История поисков смысла жизни и современное представление о нем. Отношение и интерпретация жизни в философских взглядах и учениях. Изменения в отношении к смерти в истории человека. Естественнонаучное понимание смерти. Три великие проблемы мироздания.