Проповедь евангелия в современном обществе. Проповедь Евангелия в современном мiре

Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, постепенно церковь смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения Благой вести до более широких масс населения.

В качестве первого опровержения таких заявлений я хочу сказать, что нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!» Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «…Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их?

Если бы Христос ввел более яркие и приятные элементы в Свое служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Петр, побеги за ними и скажи им, что завтра наше служение будет в другом стиле, более приятным, с очень короткой проповедью! Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Петр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!» Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил, открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония» (Матф. 23:27-78). Здесь нет ни малейшей попытки понравиться этим влиятельным людям.

Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «Евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом», — пишет апостол Павел (2 Кор. 5:20). Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призывали их к покаянию. Следующим за покаянием был призыв к освящению.

Христос и апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путем. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2 Кор 6:16-17)., Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия.

После того, как апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви.

И, наконец, развлечение не приводит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе и кто обрел мир на нашем концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому наше захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни первого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу! Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей.

Откройте, пожалуйста, Библию, мы будем сегодня читать Слово Божье из восьмой главы Евангелия от Иоанна… восьмая глава Евангелия от Иоанна. Я, можно сказать, старался за последние несколько лет не проповедовать слишком много из Евангелия от Иоанна, ведь я так много времени работал над комментариями на Евангелие от Иоанна. Первый том, от Иоанна с 1 по 11 главы, был закончен год назад. А второй том, от Иоанна с 12 по 21, до конца евангелия, только что завершен, пару недель назад. Вообще-то, у меня на столе гранки, я их перечитываю и делаю последние исправления.

Поразительная, поразительная книга. Непрестанно возвеличивает Господа Иисуса Христа. И, конечно, поэтому она особенно ценная для меня. А сегодня я хочу украдкой заглянуть в текст Евангелия от Иоанна, по крайней мере, сначала, и это восьмая глава, и, в частности, я хочу обратить ваше внимание на стихи с 43 по 45. Здесь записана истина, которую я хочу сделать основой нашего сегодняшнего размышления.

Ричард Циммерман - Еще несколько слов о благословении или пробуждении

Благословение, или пробуждение, как его называют, - это то, к чему мы стремимся. И это дано через Крест, через жертву Иисуса Христа. Это основа всей нашей духовной жизни. Пробуждение это не массовая евангелизация, хотя она важна, это не собрание пробуждения, когда люди собрались молиться о пробуждении. Это не просто какое-то духовное движение, как, например, движение святости или движение за более глубокую жизнь.

Когда мы говорим о настоящем Божьем благословении, - это сверхъестественное излияние Духа Божия необыкновенной силы на Церковь. Благословение - это та работа, которую только Бог может сделать в нас. Мы сами не сможем е¨ сделать. Почему же это так часто отсутствует? Я думаю, основная причина заключается в том, что в этом нет достаточной нужды. Мы часто говорим о неотступности в молитве - именно неотступность определяет нашу нужду. Я помню, перед тем, как нас судили, было Слово Божье к церкви, и Господь говорил, что если народ не будет нуждаться в пастырях, то Он может их забрать. Сестры помнят, наверное, как мы были удивлены: как же так, вся церковь уважает пастырей, любит, к нам стоят огромные очереди.

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил.1:27)

Религиозный мир всегда отличался разнообразием, а в наше время это стало особенно заметно. Почти каждый человек считает своим долгом принадлежать к какой-либо религии и, чаще всего, он избирает либо ту веру, которую исповедует его близкое окружение, либо ту, которая считается общепринятым государственным мировоззрением.

Евангельская вера, пожалуй, единственная на свете, которая не передается по наследству и не совпадает с верой большинства.

Христос сказал: «…узок путь и узкие врата, ведущие в жизнь, и немного находят их». Задумайтесь над словами Спасителя! Если вы полагаете, что большинство право, и желаете «верить как все», то вы заблуждаетесь. В небеса идет гораздо меньше людей, чем вы думаете. Евангельскую веру нужно принять вопреки мнению большинства и за нее нужно подвизаться.

Ап. Павел некогда был ярым приверженцем веры отцов, неумеренным ревнителем религиозных преданий. Он не знал меры в своей ревности. Много в его вере было правильным: признание единобожия, авторитета закона, необходимости усилий для исполнения его требований.

Однако к его вере никак нельзя было применить название «евангельская», ибо он яростно отвергал евангелие и всеми силами боролся против него.Он хулил Христа и предавал смерти исповедующих Его.

И поныне мы встречаем много вер, в которых есть немало хорошего, как в названии, так и в учении, однако для них евангелие не является основной ценностью. Более того, некоторые из вероисповеданий отчаянно борются с ним.

Призыв апостола ставит перед нами три вопроса:

1)в чем суть евангельской веры?

2) почему за нее следует подвизаться?

3)как подвизаться за веру евангельскую?

I . В чем суть евангельской веры?

Вера евангельская – это принятие всем сердцем подвига Иисуса Христа и Его учения. Павел не назвал евангельскую веру петровской, по имени верховного апостола Петра, которому Господь дал ключи от царства Божьего, не назвал ее православной, потому она правильно славит Бога, или протестантской, потому что она протестует против церковных злоупотреблений. Он называет ее евангельской .

Тут применима поговорка: «как назовешь корабль, так он и поплывет».

Назвали католики свою церковь «вселенской» и «поплыли» в сторону подчинения себе всего мира. А уж в средствах не стеснялись: проводили крестовые походы, учреждали инквизицию, сжигали на кострах проповедников евангелия. Все это запятнало авторитет католической церкви.

Назвали православные себя «правильно славящими» и «поплыли» в сторону литургического поклонения: храмы, священство, монашество, иконы, свечи, мощи, молитвы святым.Если бы апостолы Христовы сейчас вернулись на землю, они не узнали бы кристально чистого и ясного учения истинного христианства под толстым слоем традиций и ритуалов.

Назвали себя мусульмане «покорными» и главным их делом стало соблюдение пяти добродетелей: признание единобожия и особой роли пророка Мухаммеда, молитва, пост, милостыня, хадж в Мекку.

Назвали протестанты себя лютеранами и пришлось им принять лютеровское понимание крещения, таинств, образа жизни. Лютер сказал много правильных слов о вере. Никто до него и после не учил так правильно о благодати, но он же сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет». Он же призывал преследовать евреев.И что в этом случае остается делать его последователям, как не подражать своему наставнику?

Вот какое огромное влияние оказывает название вероучения на судьбу его последователей! Ведь название к чему-то обязывает и его нужно оправдывать.

Павел наименовал исповедуемую им веру евангельской, чтобы превознести евангелие превыше всего, чтобы оно никогда не затмевалось ничем и никем. Слово «евангелие» означает «радостная весть». Первоначально оно применялось ко всем радостным новостям: от рождения сына императора или победыв сражении до подвоза дефицитных продуктов на рынок. Однако позже это слово стало относиться к тому, что совершил для нас Христос.

Среди многих текстов Писания о сути евангелия я бы выделил три, самых ярких.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»(Иоан. 3:16).

Из слов Христа явно, что миру грозит ужасная и вечная погибель. Святой Бог не может не наказать развращенный мир за грехи. Он видит крайнюю порочность человеческих сердец. Эта порочность выражает себя в пренебрежении святым Богом.

Никто не ищет лица Бога и не стремится познавать Его через Святое Писание.

Никто не исполняет тщательно Его заповедей. Никто от всего сердца не благодарит Его за оказанные благодеяния. Практически у всех одна отговорка: «У меня нет времени на Бога!»

Никто не противостоит греховным желаниям плоти и не думает, как угодить Богу.

Недавно умерший польский кинорежиссер Анджей Вайда с иронией заметил: «Не будем огорчаться - мир и так вполне омерзителен».

Если грешный человек был столь невысокого мнения о мире, в котором жил и творил, каково же тогда мнение о нас Святого Бога? Если даже евреи, избранные, чтобы знать учение об истинном Боге, и те отвергли Спасителя, то что же сказать об остальном мире?

На этом темном фоне испорченности людей и их неизбежной гибели из уст Сына Божьего прозвучало радостное евангелие: Бог любит мир и для его спасения послал Своего Сына. И всякий верующий в Него спасется. Это важное обещание! Если бы было сказано, что спасется сильный верующий, или опытный, или святой, мы пришли бы в отчаяние от осознания, что мы не такие. Но слово «всякий» включает в себя как сильного, так и слабого верующего.

В этом удивительная суть Евангелия: грешник может стать праведным и спасенным чрез веру в жертву Христа на Голгофе. Верующий будет спасен от бессмысленного существования, гнева Божьего и вечных мук в озере огненном.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. С 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15).

Это поистине радостное Евангелие: Христос Своими муками, смертью и воскресением расплатился за наши грехи! Если бы люди всерьез приняли эту радостную весть, они перестали бы искать себе посредников в виде святых и девы Марии, не стали бы сотни раз повторять » спаси меня грешного», перестали бы бояться смерти. Для сравнения: если кто-то покрыл бы вашу задолженность перед банком, страшны ли вас были бы коллекторы или повестка в суд?

Если бы священнослужители поверили от сердца в это евангелие, они бы перестали «посредничать» между Богом и совестью человека. Они бы убеждали смущенные души взирать на посредника Христа и обрести в Нем защиту.

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18-21).

Если внимательно присмотреться к этим проникновенным словам, становится ясно, насколько сильно Бог заинтересован в нашем спасении. Он уже аннулировал все наши долги. Дело за малым — нам примириться с Богом.

Если бы люди приняли душой это евангелие, они по-иному относились бы к себе и Богу.

Лютер вспоминал, как его нещадно пороли в детстве и при этом говорили, указывая на изображение Христа: «Он тебя проклянет и накажет еще больше, если не будешь хорошим». После таких «проповедей», взирая на лик Христа, он бледнел и дрожал от страха.Однако когда он понял, что Христос — не судья и не каратель, а Спаситель, он смог полюбить Его и довериться Божьей благодати.

Это евангелие особенно ценно для нас, когда мы терпим поражение в борьбе с грехом и думаем, что у Бога иссякли всякое терпение и милость. Мы проецируем свое отношение к людям на Бога, забывая о евангельском отношении Бога к нам.

Итак, мы должны знать суть евангелия: верующий во Христа освобожден от суда Божьего и вечной гибели. Он связан с Христом узами Его любви и заветом благодати. Ему вменяется праведность Христа, и потому он становится наследником вечной жизни.

II . Зачем нужно подвизаться за веру евангельскую?

Прежде всего, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради славы Христа.

Господь учил: » дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:23). Автором и Даятелем евангелия является Христос. Он оставил небесную славу, обрек себя на жизнь в человеческом теле среди рода неверного и развращенного, чтобы мы могли воспользоваться благодатью евангелия.

Христос вложил много труда, пота, слез, крови и мук в создание евангелия, и если мы не ценим Его труд и не отстаиваем его, мы причиняем боль Его сердцу. Ему приятно, когда мы чтим и превозносим Его подвиг. Кто не чтит подвиг Христа, тот не чтит Бога.

Мы прочли в 15 главе 1Коринфянам о важнейшей роли евангелия в нашей жизни: «…которым и спасаетесь». Разве есть что-либо более важное и радостное для нас, чем спасение души? Христос сказал, что люди, ныне отвергающие спасение, когда-то отчаянно примутся искать его. Они будут громко рыдать и вопиять: «Господи, отвори нам!», однако к своему ужасу услышат: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Самое великое несчастье — оказаться навеки погибшим. С этим не сравнится потеря работы, друзей, семьи. Даже атомная война — легкий испуг в сравнении с реальностью вечной погибели. И потому самое великое счастье — быть спасенным. Однако есть одно условие: «…если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам».

Если мы желаем спасения души, нам следует веровать по апостольскому слову, не добавляя и не убавляя от него ничего.

Апостол Павел призывал анафему на апостолов, людей и Ангелов, если только они искажают евангелие прибавлением к нему дел закона:

»Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал. 1:8-9).

Наконец, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради спасения людей

Мы призваны возвещать евангелие всем людям ради их спасения. Именно это неустанно делал апостол Павел: » Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому в ерующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим.1:16). Павел благовествовал иудеям и язычникам, рабам и свободным, гражданским и военным, заключенным и охранникам, колеблющимся христианам и отступникам.

Он признавался, что готов оказаться отлученным от Христа, только бы они спаслись.

Евангелие драгоценно не только тем, что несет новую информацию о Боге и мире, не только тем, что предлагает возвышенную мораль. Более всего оно дорого тем, что спасает человека от гибели, преображая его сердце.

III . Как подвизаться за веру евангельскую?

Подвизаться за веру евангельскую — значит сохранить ее в том виде, в каком ее оставили Христос и апостолы.

Покойный Николай Архипович Костюченко — служитель нашей церкви- запечатлел на моем сердце слова: «Написано: «спасение от иудеев». Это значит, язычники не имеют права прибавлять что-либо к Писанию».

Да, это так! Мы не имеем права ни добавлять, ни убавлять что-либо к евангельской вере, не имеем права ни изменять, ни улучшать ее.

В этой связи я хотел бы призвать всех дорогих читателей достигать трех значимых целей в своей жизни:

  • Подвизайтесь за простоту евангельской веры!

Когда тюремщик в Филиппах спросил Павла и Силу: «…что мне делать, чтобы спастись?». Павел одним предложением выразил способ спасения: «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31).

Павел предложил уверовавшему начальнику тюрьмы веру в Христа, а не обряды и или религиозные методики. Все просто и ясно!

Я представляю себе, что ответили бы ему представители некоторых ветвей христианства.

Одни сказали бы ему: «Откажись от свинины, чти субботу, изучай Писание по книгам Елены Уайт, а всех, кто празднует воскресенье, считай запечатленными антихристом. Обязательно давай в церковь десятину».

Другие бы посоветовали: «Крестись и стремись к обоженью посредством добрых дел, пребывания на службах, Причастия, соблюдения постов, паломничеств к святым местам, призывания матери Божьей и святых, чтения отцов и послушания священнослужителям. Да, и не забудь купить четки, чтобы по сорок раз повторять Иисусову молитву».

Нашлись бы и такие советчики: «Проси о крещении Духом и получи иные языки. Без этого не спасешься».

Христианская церковь смогла определить канон Писания и дать его людям, смогла претерпеть на протяжении своей истории множественные страдания за веру, смогла прославлять Бога через песнопения, молитвы, живопись и даже изобрести книгопечатание для победного шествия Благой Вести по миру. Но невыразимо печально сознавать, что она слишком часто терпела неудачу в самом важном деле: сохранении веры евангельской!

Христиан всегда преследовало навязчивое искушение что-нибудь добавить к евангельской вере и в концеконцов исказить ее. Сначала добавили крещение младенцев, потом поклонение Деве Марии и святым, потом литургию, исповеди, монашество, иконы, потом индульгенции, предания, постановления соборов и синодов. Все эти добавления вводились «ради пользы» — чтобы придать вере наглядность, чтобы воздействовать на чувства или защитить принятые ранее догматы.

И получилось, что с течением времени церковь вместо данного ей апостолами евангельского образца приняла другие образцы. Так сбылось опасение апостола Павла:»Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2 Кор.11:3).

Мы не имеем права уклоняться от простоты вероучения, от простоты отношений между собой, как членов одной семьи, от простоты богослужения, простоты доверия Христу в различных испытаниях.

  • Подвизайтесь за чистоту евангельской веры!

Здесь имеется в виду ее нравственная чистота. Если вера не влечет нас к такой чистоте, то это не евангельская вера. Если вера не преодолевает нашу природную расхлябанность - это не евангельская вера.

Стандартом евангельской нравственности должен стать пример Христа:« Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6).

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).

Верующий во Христа часто спрашивает себя: «как бы поступил Христос на моем месте?» и стремится подражать Ему в словах и делах. Если бы московский монах Исидор был наполнен стремлением следовать примеру Христа, неужели он осмелился бы в далеком 1430 году изобрести и внедрить технологию производства русской водки? Сколько душ сгубил он своим «ноу-хау»…

  • Подвизайтесь за силу евангельской веры!

Верующие живут в мире, который им вовсе не рад. Он смеется над ними и гонит их, сатана чинит им козни, плоть осаждает их души. Быть христианином очень трудно. Однако не невозможно — евангельская вера помогает справиться со всеми искушениями. Она соединяет верующих с источником силы - Господом Иисусом Христом, который дает своим искупленным победу: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан.5:4).

Бороться за силу евангельской веры нелегко. Чтобы победить, необходимо проникнуться учением Библии о важности веры.

Великий Сперджен сказал: «Важно не чувство. Важна вера. И когда я чувствую, что душа моя холодна, как айсберг, тверда, как скала, и грешна как сам сатана, то даже и тогда вера (во Христа) не перестаёт меня оправдывать. Вера преодолевает как скорбные чувства, так и радостные, ибо только тогда, когда она остаётся одна, заглушая их, она достигает славы своего могущества».

  • Также следует просить Господа укрепить в нас евангельской вере!

Апостолы об этом просили Господа. Согласно Римлянам 12:3, Бог уделяет веру человеческому сердцу.

И, наконец, очень важно упражнятьсяв вере! То есть, славить Бога за трудности, как это сделал Иов. В один день он потерял и все богатства, и десятерых детей. Но на беды он ответил прославлением Бога: «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно!»

Однажды на молодежной конференции в Самаре было зачитано письмо из 1651 года. Оно принадлежало жене известного английского проповедника Кристофера Лова. У этой молодой женщины через несколько месяцев должен был родиться ребенок. Ее муж за проповедь евангелия был схвачен и приговорен к смерти. За день до казни она написала ему:

“Перед тем, как я напишу следующее слово, я прошу тебя, Христофор, не думай, что тебе пишет жена. Думай о том, что тебе пишет друг. Я надеюсь, что ты свободно отдал свою жену и своих детей Богу, Который сказал в Иеремии 49:11: «оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня». Твой Создатель будет мне Мужем и твоим детям Отцом. Пусть Господь сохранит тебя даже от единой печальной мысли по поводу твоей семьи. Я желаю свободно отдать тебя в руки нашего Отца и смотреть на твою смерть за Христа не только как на венец твоей славы, но и как честь для меня в том, что мой муж нужен Христу.

Я не позволю себе говорить с тобой или даже допустить мысли в своем сердце о неизреченной утрате. Вместо этого, я полностью направляю свой взор, чтобы созерцать твое неописуемое приобретение. Ты оставляешь своих детей, братьев и сестер, чтобы пойти к Господу Иисусу, твоему старшему Брату. Ты оставляешь друзей на земле, чтобы присоединиться к наслаждению святых и ангелов, и духов праведников, совершенных в славе. Ты оставляешь землю, чтобы наследовать Небо. Ты обмениваешь темницу на дворец.

Когда ты будешь одеваться завтра утром, думай о том, что я одеваюсь в свое свадебное платье, чтобы навечно быть обвенчанной с моим Искупителем. И когда вестник смерти придет за тобой, пусть он не выглядит для тебя страшным, но смотри на него, как на глашатая доброй вести о жизни вечной. Когда ты поднимешься на эшафот, думай, как ты и говорил мне, что ты поднимаешься на огненную колесницу, которая унесет тебя в Отцовский дом.

Когда ты положишь свою драгоценную голову, чтобы принять удар, помни, что ты говорил мне: «Хотя голова моя будет отделена от тела, но в тот же момент моя душа будет соединена с моим главой - Господом Иисусом. Хотя это может показаться чем-то горьким, что я оставляю эту земную жизнь раньше, чем я хотел бы, давай признаем, что это воля и повеление нашего Небесного Отца. Пройдет совсем немного времени, когда мы снова будем вместе наслаждаться друг другом в небесах». Христофор, давай утешать друг друга этими словами.

Не волнуйся, мое дорогое сердце, всего лишь небольшой удар и ты будешь там, где уставшие находят покой и где зло прекратит причинять нам боль. Помни, что ты будешь вкушать обед с лучшими травами, и что ты будешь иметь более сладкий ужин со Христом в этот вечер.

Дорогой, я пишу это письмо не для того, чтобы тебя учить, потому что это утешение, эту перспективу на происходящее я получила от Господа, когда ты учил меня. Я больше не буду писать или беспокоить тебя в этой жизни; вместо этого я вверяю тебя в руки Божии, с Которым ты и я будем навеки вместе. Прощай, мой дорогой. Я больше никогда не увижу твоего лица до тех пор, пока мы вместе не будем видеть лицо нашего Господа Иисуса в тот великий день”.

Какая сила веры жила в этих супругах и трудно сказать, кто кого превзошел в вере - жена мужа или муж жену. Одно ясно их евангельская вера победила мир, победила плоть и дьявола.

Смотрите, как великолепно эта отважная женщина знала Писание, которым укрепляла себя и мужа. Из Писания она знала о вечной жизни, из Писания знала о Божьей поддержке вдов и сирот. Из Писания она знала, что даже мученическая смерть свершается по воле Бога. Молитва этой женщины в час жестоких испытаний и ее готовность их претерпеть должны стать для нас ободряющим примером.

Да благословит нас Бог подвизаться за веру евангельскую!

Шаги

Часть 1

Подготовка
    • Избегайте евангелизации возле церквей или других религиозных мест. В 8 утра на станции метро с вами вряд ли кто-то захочет общаться. Все зависит от вас. Возможно, хорошей идеей будет пойти в пятницу вечером в панк-клуб и евангелизировать там, если вам подходит такой формат; в противном случае, это может привести к конфликту и ссорам.
    • Убедитесь, что вы не нарушаете правил той собственности, на территории которой находитесь, и следуете всем нормам поведения. Если вас попросят уйти, будьте вежливы и уйдите.
    • Любимые стихи и истории
    • Важные стихи
    • История вашей веры
    • История знакомства с церковью
  1. Подготовьте ряд наводящих вопросов. С помощью наводящих вопросов можно перейти от простой беседы к разговору о вере; полезно будет составить список, чтобы в нужный момент вам не пришлось вспоминать эти вопросы. Вот несколько примеров:

    • Верите ли вы в жизнь после смерти?
    • Как вы думаете, что произойдет, когда вы умрете?
    • Если бы вы умерли в эту секунду, пошли бы вы на небо? Почему?
    • Можете ли вы сказать, что вы счастливый человек?
    • Приходило ли к вам ощущение пустоты и недостатка?
    • Вы молитесь?
  2. Подготовьте себя. Вы можете провести время в молитве, чтобы подготовить себя к проповеди Евангелия. Некоторым людям очень трудно говорить о своей вере и хождении в церковь; нужна смелость, чтобы говорить о вашей вере с теми, кто может отреагировать негативно.

    • Соберите евангелизационную группу. Не подходите к людям всей группой, но разделяйтесь, и общайтесь с людьми наедине. Всегда хорошо иметь поддержку других, обмениваясь с ними своим опытом и успехами.

    Часть 2

    Разговор
    1. Не начинайте разговор со свидетельства. Спросите у человека, что происходит у него в жизни. Не ожидайте, что люди сразу начнут вам доверять. Может пройти некоторое время, прежде чем человек откроется.

      • Ассоциация Билли Грэма утверждает, что 90% новообращенных остаются в церкви, если находят там друга. Поэтому если вы учитесь в школе или университете, вы можете провести эксперимент: в течение трех дней общайтесь с одним человеком и станьте ему хорошим другом. Затем расскажите о своей вере. Результат может удивить вас: этот человек может начать делиться самым сокровенным и задавать вам много вопросов.
    2. Задайте наводящий вопрос. Задайте вопрос, который наводит человека на размышление о вечных вопросах бытия и побуждает к тому, чтобы он поделился своей точкой зрения. Например: «Как вы думаете, что произойдет, когда вы умрете?» или «Верите ли вы в жизнь после смерти?». С помощью этих вопросов вы сможете направить разговор в нужное русло.

      • Одним из наиболее эффективных инструментов евангелизации является опрос. Вы можете задать человеку четыре вопроса о его личных взглядах, и после того, как получите ответ, поделитесь своим мнением на этот счет.
      • Не давите на людей, если они закрыты к вам; лучше проявляйте настойчивость с теми, кто открыт. Если вы внимательно слушаете человека, он откроется вам еще больше.
      • Очень важно относиться к этому, как к разговору двух людей. В целом, если вы хотите избежать длительных теологических дискуссий, сфокусируйтесь на важности веры и спасения.
    3. Поговорите о десяти заповедях. Большинство людей наверняка слышали о заповедях, к тому же, разговор о “правилах” может быть хорошим переходом к духовным темам. Даже неверующие люди согласны с тем, что убийство, обман и воровство являются плохими вещами, поэтому, затронув эту тему, вы сможете найти с человеком общий язык.

    4. Ознакомьте людей с пошаговым списком действий. Некоторые евангелисты знакомят потенциальных новообращенных с простой системой, в которой пошагово изложено, как стать христианином; обычно людям проще выполнить эти шаги, чтобы быть уверенными в том, что они приобрели веру. Этот список может выглядеть следующим образом:

      • А. Признайте, что вы грешник.
      • Б. Поверьте, что Иисус Христос является Сыном Божьим, умершим за ваши грехи.
      • В. Верьте в Христа.

    Часть 3

    Дальнейшие действия
    1. Подарите Библию и подходящую литературу тем людям, которые заинтересовались. Вам нужно заранее подготовить несколько Библий, чтобы вы могли подарить их людям, с которыми удался разговор.

      • Если ваша церковь распространяет буклеты или специальные листовки, раздавайте их всем без исключения.
    • Помните, что новообращенный не станет духовно зрелым после вашего разговора. Дайте ему время на рост.
    • Не проповедуйте ложное Евангелие. Проповедуйте истинное Евангелие, Благую весть. Люди, которые говорят, что после покаяния жизнь становиться совершенной и исчезнут все проблемы, никогда не читали Новый Завет.
    • Если человек не хочет вас слушать и вести беседу, поговорите с кем-то другим.
    • Не проповедуйте Ад, Огонь и Геенну. Кроме того, не проповедуйте послание процветания. Проповедуйте лучше основы Евангелия и благой вести. Начните с простого рассказа об Иисусе.
    • Проповедуйте с правильными мотивами. Если вашими мотивами является получение прибыли, будь то социальная или материальная прибыль, вы ничем не отличаетесь от бизнесменов. Бог всегда хочет достигать неверующих, но вы можете помешать ему своим лицемерием.
    • Проповедуйте истинное Евангелие нелицеприятно. Не используйте чужое мнение и небиблейские доктрины, чтобы объяснить Евангелие неверующим, или представителям других религий/деноминаций.

    Предупреждения

    • Не ввязывайтесь в ненужные споры с представителями других религий, которых устраивает их вера. Это приводит только к конфликтам. Избегайте этого.

Проповедь Евангелия Христова в современном мире

Доклад иеромонаха Дамаскина (Кристенсена), насельника монастыря преподобного Германа Аляскинского (США)

Нужно ли проповедовать Евангелие Христово в наше время? И какой должна быть православная проповедь сегодня? Эти вопросы волнуют многих верующих. Для России, подвергающейся на протяжении последних двух десятилетий усиленным атакам инославных миссионеров, эти вопросы особенно актуальны. Остро стоят они и в Америке – стране, население которой хотя и придерживается традиционных христианских ценностей в большей степени, нежели в Западной Европе, но исповедует в основном протестантизм. Не случайно 21 октября 2006 года Калифорнийским братством православных клириков в Благовещенской церкви г. Сакраменто (Калифорния, США, юрисдикция Греческой Архиепископии в Америке) была организована конференция на тему «Проповедь Евангелия в современном мире», на которой с докладом выступил насельник монастыря преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США; юрисдикция Сербской Православной Церкви) иеромонах Дамаскин (Кристенсен) .

ЗАЧЕМ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

Вопрос о том, какой должна быть проповедь Евангелия Христова в современном мире, сегодня волнует не только тех, кто призван произносить проповеди с амвона, но и каждого верующего. Все мы призваны проповедовать Евангелие, свидетельствуя о нем, конечно же, прежде всего своей жизнью. Но мы должны и говорить о Евангелии, рассказывая о нем тем, кто еще далек от религии.

В Евангелии сосредоточена суть христианской веры. Это добрая весть о том, что Христос спас человечество от вечного рабства греху, что Он победил главное зло мира – смерть – телесно, душевно и духовно через Свои воплощение, смерть и воскресение.

Известно, что евангельской проповедью давно и успешно занимаются протестанты. Ими разработаны особые проповеднические программы. Организуются своего рода крестовые походы. Их проповедники выступают на стадионах перед многотысячной аудиторией. У них есть мега-церкви, телевизионные каналы, христианские книжные лавки. На них работает христианская музыкальная индустрия. Они располагают значительными финансовыми средствами. Почему бы не оставить протестантам дело проповеди Евангелия неверующим? Пусть православные занимаются только социальным служением.

Ответ на этот вопрос прост: протестантской проповеди Евангелия недостаточно. Ведь протестанты и католики проповедуют не полное, совершенное и неискаженное Евангелие Христово. Только Православная Церковь существует до сего дня в непрерывной, никогда не пресекавшейся цепочке святой апостольской традиции. Это Церковь, которую, по словам Христа, «врата адовы не одолеют» (Мф 16: 18). Непосредственно перед распятием Христос сказал своим ученикам, что Святой Дух придет и приведет их к полноте истины (см.: Ин 14: 26). Это обетование полностью исполнилось после воскресения Христова. Оно не отменилось и после того, как преставились апостолы. Христос сохраняет это обетование в течение двух тысячелетий. Обетование остается доныне и пребудет до Второго пришествия. На протяжении всей истории Церкви еретические императоры, священники, епископы и даже патриархи стремились нарушить чистоту православной веры, но под водительством Духа Святого Церковь сохранила истину, а еретики были посрамлены.

Неправославные христианские Церкви часть истины первоначальной христианской веры сохранили. И не важно, что они сохраняют лишь какую-то часть истины, будь это Священное Писание, догмат о Святой Троице или догмат о Христовом воплощении. Они приняли это от первоначальной апостольской Церкви – Православной Церкви, признают они это или нет. Но все же Церкви эти владеют только частью истины, а остальное в их учении искажено. Искажено потому, что они отделены от той Церкви, что основал Христос. Только Православная Церковь является хранительницей неискаженного Евангелия и незамутненного образа Христа.

Вот потому православные христиане призваны проповедовать Евангелие Христово. Они могут дать то, что вне церковной ограды никто дать не может. Поскольку христианская вера – истинная вера, а православная вера – истинная форма этой истинной веры, православные христиане одни могут дать полноту истины ищущему человечеству наших дней. Да, каждый православный должен заботиться о службах, составляющих для православного христианина центральную часть его жизни как служения Телу Христову. Необходимо также нести социальное служение. Православный христианин прежде всего должен пребывать в братолюбии с другими членами Тела Христова. Но в то же время каждый православный призван делиться своей верой и предлагать ее тем, кто еще не принял великий дар быть частью истинной Христовой Церкви. Это величайшая ответственность, и отрадно, что православные Америки теперь понимают это. Конечно, много уже сделано и многое делается. Так, за последние 25 лет наблюдается мощный рост православной миссии в Америке. Но многое еще только предстоит сделать.

Как-то, еще в начале 1960-х годов, один из основателей братства святого Германа отец Серафим (Роуз) – он тогда еще был мирянином, звался Евгением и работал в православной книжной лавке братства в Сан-Франциско – спросил святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского: «Евангелие проповедано почти всем людям на земле. Значит ли это, что близок конец света, как сказано в Писании?». «Нет, – ответил святитель, – Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках по всему миру согласно православной традиции. Только тогда наступит конец».

Это весьма глубокая мысль. Святитель Иоанн, имевший дар пророческий, заповедал не отдавать проповедь Евангелия на откуп протестантам и католикам. Эта задача, безусловно, православных христиан. Недостаточно, например, того, что, согласно последним статистическим данным, каждый день три тысячи китайцев становятся христианами. Их обращают протестанты и католики. Да, это неплохо. Но они не становятся православными! И только от нас, православных, зависит, будет ли проповедано им Евангелие согласно православной традиции.

Отец Серафим однажды записал: «Когда архиепископ Иоанн впервые прибыл в Париж из Шанхая (в начале 1950-х гг.), то вместо соблюдения простых формальных любезностей, обычных при встрече с новой паствой в церкви, он преподал ей духовное наставление, сказав: “Значение русского беженства состоит в проповеди Евангелия всему миру, и это значит не только проповедовать просто Евангелие, некое "христианство", но Православие”».

То, что святитель Иоанн сказал про русскую эмиграцию, относится ко всем диаспорам православных стран: болгарам, грузинам, грекам, ливанцам, палестинцам, румынам, сербам, сирийцам и другим.

Один из величайших подвижников нашего времени – старец Паисий Святогорец. Незадолго до кончины старца в 1994 году один из его духовных сыновей спросил: «Старче, сейчас так много людей – миллиарды, тех, кто не знает Христа. И так мало тех, кто знает его. Что же будет?».

Отец Паисий отвечал: «Произойдут события, которые сотрясут нации. Это будет не Второе пришествие, но это будет Божественное вмешательство. Люди станут искать тех, кто скажет им о Христе. Они возьмут тебя за руку и скажут: “Приди, сядь и скажи нам о Христе”».

Уже сейчас люди духовно алчут. Как дать им то, в чем они нуждаются?

ИЗУЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Что же должно делать для того, чтобы православная проповедь Евангелия современному миру была успешной? Во-первых, должно изучать Евангелие Христа. Во-вторых, должно жить по Евангелию. И в-третьих, необходимо иметь представление о современном мире, чтобы знать, чему придется противостоять.

Что же значит – изучать Евангелие Христа? Это значит – изучать Евангелие в православном толковании. Мало знать Богодухновенное Святое Писание, необходимо представлять, как Церковь под водительством Святого Духа объясняет его. Необходимо изучать творения святых отцов, оставивших нам обширные толкования Библии, особенно на книгу Бытия и Новый Завет. Почти все эти толкования сейчас доступны каждому. Они не слишком трудны для понимания.

Нет такого вопроса в нынешние смутительные времена, на который не будет найден ответ при внимательном, благоговейном и почтительном чтении творений святых отцов, хотя некоторые из них, например труды святителя Иоанна Златоуста, были написаны 16 столетий назад. Святые отцы дают нам правильное понимание Священного Писания и раскрывают сущность православной веры. Необходимо стать прилежными учениками святых отцов, отложив собственную «мудрость», полученную от современного секулярного мира. Только тогда обретется учение, хранимое в Церкви, познается разум Церковный, который и есть ум Христов, а Христос – Глава Церкви.

Конечно, нужно знакомиться и с книгами современных православных авторов, так как они, пропуская через себя учение святых отцов, стараются применить его к современным проблемам. Но чтобы приобрести правильный святоотеческий кругозор и различать, какие из современных авторов отражают в большей полноте святоотеческое учение, без обращения напрямую к писаниям святых отцов не обойтись.

Жития святых и праведных подвижников первых веков христианства так же, как и жизнеописания праведников нашего времени, – такое же необходимое чтение, как и духовные советы святых и подвижников. Жития дают нам рабочую схему нашей собственной христианской жизни, они вдохновляют и вместе поучают нас к жизни во Христе, в общении с Ним и на пути к бесконечному союзу с Ним.

Святитель Иоанн Златоуст как-то сказал: «Тот христианин, который не читает святоотеческих книг, не может спасти свою душу». Комментируя это высказывание, отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны постоянно питать себя словом Божиим – Священным Писанием и другой христианской литературой, тогда, как сказал преподобный Серафим Саровский, мы станем буквально “плавать в законе Господнем”. Знание о том, как угодить Богу и как спасти свою душу, станет неотъемлемым стержнем нашей жизни.

Процесс православного образования начинается с детства, с простейших библейских историй и житий святых, по которым названы родители, и он не закончится по эту сторону могилы. Если кто-то, обучаясь земной профессии, посвящает ее изучению всю свою энергию и усиленно практикуется, насколько же старательнее православные христиане должны учиться и готовиться к вечной жизни, Царствию Небесному, которое будет нашим после короткого борения в этой жизни».

ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

Непременное условие успешной проповеди Евангелия в современном мире – жизнь по Евангелию.

Отец Серафим (Роуз) писал: «Существует ложное мнение, которое, к сожалению, весьма распространено сегодня, что православный верующий может ограничиться посещением храма и формальной “православной” работой – молиться в определенное время да творить крестное знамение, а во всем другом оставаться таким же, как и все, жить так же, как и все вокруг него, следовать современной культуре, не видя в этом греха.

Каждый, кто поймет, как глубоко Православие, с какой отдачей нужно жить настоящему православному христианину и какие тоталитарные вызовы современный мир бросает нам, легко поймет и то, насколько это мнение неверно. Православный христианин должен быть православным постоянно, каждый день, в любой ситуации – или он не православный вообще. Наше Православие проявляется не только в наших строго православных взглядах, но во всем, что мы говорим или делаем. Большинство из нас очень беспечно относится к христианской, религиозной ответственности, которую мы несем за кажущуюся секулярной часть нашей жизни. Человек с истинно православным мировоззрением живет жизнью во всех ее проявлениях как православный».

Когда мы входим глубже в православную христианскую жизнь с ежедневной молитвой, ежедневным чтением духовных книг, регулярным посещением богослужений, регулярной исповедью и причащением святых Христовых таин, мы чувствуем, как меняется вся наша жизнь. Когда мы прибегаем ко Христу каждый день и говорим с Ним с любовью и стремлением к Нему, мы обнаруживаем, что наше общение с Ним углубляется и Он начинает жить в нас более полно. Когда мы ежедневно возобновляем наше соединение с Иисусом Христом таким образом, для нас становится естественным следовать Его заповедям на протяжении дня во всех аспектах нашей жизни. И Его заповеди, даже самые трудные, такие как любовь к тем, кто ополчается на нас (см.: Мф 5: 44), не покажутся обременительными.

Через благодатную жизнь в Церкви мы постепенно превратимся в подобие Божие, то есть подобие Христа. Наше единство с Богом всегда более полно, если мы идем путем стяжания и восприятия Его благодати, Его нетварной энергии.

В православной Церкви спасение включает прощение грехов и оправдание перед Богом (см.: Еф 1: 7; Рим 5: 16, 18), но оно есть нечто большее. Это значит жить во Христе-Богочеловеке и иметь Бога, Живущего в нас, соучаствовать в жизни Самого Бога, стать причастниками Божественного естества (2 Пет 1: 4) в настоящей жизни и в вечности. На языке православного святоотеческого богословия «быть спасенным» однозначно обозначает «быть обоженным». По словам румынского православного писателя о. Димитру Станилоае, «обожение – это переход человека от тварных вещей к нетварным, на уровень Божественных энергий… Человек воспринимает более и более Божественных энергий, и без этого нескончаемого восприятия он никогда не сможет воспринять Сам их источник, который есть Божественная Сущность, и не станет Богом по существу, или другим Христом. В той мере, в какой человек усиливает свою способность стать субъектом постоянного обогащения Божественными энергиями, эти энергии, происходящие из Божественной Сущности, являются ему в большей мере».

В равной мере можно сказать, что быть православным – значит придерживаться правильных взглядов, правильного учения, правильного богопочитания и правильно толковать Писание, но все же это нечто большее. Быть православным – значит быть в Церкви. Нужно не только знать это. Это должно стать основой бытия. По благодати Божией мы, грешные и недостойные, становимся частью Тела Христова; мы члены Его Тела и единственной истинной Церкви. Так мы верим в Церковь.

Чтобы передать эту веру в Церковь тем, кто находится вне Церкви, необходимо иметь опыт жизни в Церкви. Другими словами, необходимо пережить, что значить постепенно, шаг за шагом становиться преображенным, жить во Христе и иметь Его живущим в нас, жить Его жизнью, быть обоженным.

Показательно, что из всех христианских конфессий только православная вера понимает под благодатью нетварную Божественную энергию, в которой Сам Бог полностью присутствует. В Православной Церкви благодать известна как Сам Бог. В неправославных конфессиях, с другой стороны, благодать соединяющая признается тварным феноменом. В римско-католическом богословии толкуется, что благодать не может существовать отдельно от души и это есть лишь «свойство» души .

Когда Православная Церковь учит, что мы исполняемся благодати, это значит, что мы стяжали благодать Святого Духа. Это буквально значит быть наполненным Самим Богом. Только в Православной Церкви мы знаем и исповедуем, что для христианина возможно стать обоженным, то есть стать богом по благодати. Не Богом по природе и превечному бытию, чем обладает только Христос, но богом по благодати и всыновлению. Это то, о чем говорит святой апостол Иоанн в своем Евангелии: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1: 12).

Знаменательно, что только Православная Церковь содержит это учение о благодати и обожении. И знаменательно не только в том смысле, что Православная Церковь имеет правильные взгляды на эти предметы. Более всего важно принять во внимание, почему одна Православная Церковь имеет правильное суждение. Конечно, можно сказать: это потому, что Православная Церковь есть единственная истинная Церковь, которую Христос охранил от ошибок и ересей на протяжении двух тысячелетий. Но не только поэтому. Не потому ли Православная Церковь одна имеет правильное понимание благодати и обожения, что она одна предоставляет возможность во всей полноте соучаствовать в Божественной жизни, предоставляет возможность союза с Богом, обожения? Конечно, вне Церкви возможно иметь опыт Божественной благодати. Так, некоторые святые отцы, например Максим Исповедник, учат, что ничто не может пребывать без Божией благодати. Но полное соучастие в энергиях Бога, насколько это доступно человеческой природе, возможно только в Православной Церкви.

Евангелие Христово – это благая весть о том, что главное зло мира – смерть, как телесная, так и духовная, – побеждено Иисусовым воскресением. Через Свое воплощение, Свою смерть на кресте и Свое воскресение Христос принес жизнь в этот мир. Он предоставил человеку возможность жить вечной жизнью с Ним в Его Царстве – не только душевно, но также и телесно после его воскресения. Любая христианская конфессия, придерживающаяся основного христианского учения, верит в это. Но только в Православной Церкви мы находим полное понимания и опыт этого спасения, которое Христос принес в этот мир, эту жизнь, принесенную Им в мир (см.: Ин 11: 25), эту воду живую, обетованную Им Своим последователям (см.: Ин 7: 38). Эта жизнь, которую дает Христос, есть жизнь самого Бога: это Сам Бог. И поэтому святые и праведные Православной Церкви буквально наполнены Богом, обожены Им. И при всеобщем воскресении не только души людей будут обожены, но и их тела. Святые отцы выразили эту идею словами, которые могут показаться неожиданными для христиан вне Православной Церкви. «Бог стал человеком, – сказали они, – чтобы человек стал Богом».

Это утверждение помогает нам в полной мере понять, почему же мы, православные христиане, ответственны за проповедь Евангелия Христова окружающим нас. Наше учение истинно; мы знаем, что значит быть в Церкви и верить в Церковь; нам доступны все возможности, данные Христом человечеству для спасения – спасения, в максималистском смысле являющегося преображением, даже обожением, когда мы становимся способными войти в вечное Царствие Небесное.

Конечно, для проповеди Евангелия не требуется полного обожения – то есть полного и совершенного исполнения Божественными энергиями. Каждый из нас, кто был крещен и миропомазан в Православной Церкви, уже был обожен в некоторой степени, поскольку мы восприняли нетварные энергии Божии, дарованные нашей душе в крещении. И каждый из нас, кто принимал святое причастие, пережил определенный опыт обожения. Святой Симеон Новый Богослов, который имел опыт обожения в полном и прямом смысле этого слова, утверждает, что все, кто принимает святые таины «с искренностью сердца, оживотворены и обожены», то есть обожены в широком смысле. На протяжении всей своей жизни мы должны стремится к более полному обожению, к более полному участию в Божественной жизни. И на этом пути мы сможем стяжать более и более благодати и передать ее другим, проповедуя Евангелие Христово.

ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Проповедовать Евангелие в современном мире нельзя без знания современного мира, без знания и понимания того, чем живет современное общество. Конечно, Америка, в сравнении с государствами Западной Европы, в большей степени сохранила приверженность к христианству. Но не секрет, что верующих становится все меньше и меньше. Последние опросы свидетельствуют о том, что каждый год в Америке становится на два миллиона христиан меньше. В то же самое время на два миллиона людей больше говорят: «Я не религиозный, я духовный». Другими словами, они отвергают Церковь, предпочитая духовность своего собственного изобретения – персонализированную духовность.

Отец Серафим (Роуз) определил болезнь современного мира как «нигилизм» – отказ от веры в абсолютную Истину, основанной на вере в Бога. Как писал отец Серафим, философия нынешнего времени может быть сведена к следующей фразе: «Бог мертв, человек стал богом, и потому все возможно».

Мы должны опасаться воздействия этой нигилистической философии на жизнь вокруг нас и на нас самих. В то же время множество людей не служат Богу искренне, они живут так, словно Его не существует. И мы сами, попадая под влияние духа времени, к сожалению, тоже иногда ведем себя так, как будто Бога нет.

Если нет Бога, перед Которым мы ответственны и Кто дает смысл и цель нашим жизням, наша жизнь превращается в существование для «мое» – мои желания, мои удовольствия, мои достижения, мое «качество жизни». И потому нет абсолютного или объективного смысла жизни; есть только относительный или субъективный смысл: что это значит для меня , как это мне подходит. Эта идея весьма распространена в современном обществе, ею пропитано абсолютно все.

Отец Серафим (Роуз) говорил, что нынешнее поколение может быть названо «поколением “мне ”». Многие из нас принадлежат к этому поколению. Но что за поколения пришли после «поколения “мне ”»? Их назвали «поколение Икс» и «поколение Игрек». Эти поколения тоже выросли в обществе, характеризующемся растущей утратой веры в абсолютную Истину и одновременной погруженностью в самоудовлетворение. В то же время в значительно большей мере, чем «поколение “мне”», они ощущают беспокойство, которое приносит с собой их пустая жизненная философия. По мере того как общество удаляется от Бога, все больше появляется изощренных способов отвлечься от боли, возникающей от отдаления от Бога, и больше средств для утоления ее. «Поколение Игрек» имеет больший доступ к зрелищам, чем любое из предыдущих. А своей приверженностью к антидепрессантам оно стяжало славу самого пропитанного лекарствами поколения в человеческой истории.

Люди оказались в вакууме, который стал следствием отказа от христианской веры. Вот почему так бурно расцвели в последние десятилетия разные виды ложной духовности. Сегодня в США колдовство – самое быстро набирающее популярность верование. Этому, конечно, способствуют и фильмы, и телевизионные шоу, и книги, и игры, убеждающие молодых людей, что колдовство – «классно» и «забавно». Члены языческих и викканских групп говорят, что после выхода в свет очередной книги, фильма или телевизионного шоу на эту тему на них обрушивается шквал телефонных звонков от молодых людей.

Это знамение времени. Что уж говорить о других, таких как распространение восточных религий, веры в НЛО, псевдохристианских общин, подобных «Благословению Торонто».

Пропаганда этой псевдодуховности не что иное, как организованная попытка уничтожить христианство. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Не проходит и года без того, чтобы в таких крупных изданиях, как «Тайм», «Ньюсуик» или «ЮС ньюс энд уорлд рипорт», не появилось громкой публикации, в которой под видом «объективного» исследования христианства не предпринималась попытка подорвать веру во Христа. Не только реальность библейского сказания о сотворении мира и всемирном потопе отвергнута, но отрицается и историчность пророка Моисея, оспаривается историчность Евангелий, а жизнь Христа и Его апостолов интерпретирована с точки зрения еретического гностического учения, отвергнутого Церковью много веков назад. Цель этих публикаций – и многого того, что преподносится современными СМИ, – выхолостить христианство. Пригладить его, чтобы оно больше соответствовало нигилистическому, секулярному, себя превозносящему духу времени. Христианство интерпретируют так, чтобы представить его лишенным истины, отвергнуть веру во Христа как Единородного Сына Божия. Христа представляют неким гуру, который будто бы проповедовал, что каждый человек – бог, но не бог по благодати в православном понимании, но бог по природе в «новом веке» в гностическом понимании. В обществе самопоклонения абсолютная истина заменена «я», и это не что иное, как фальшивая форма самообожествления и самоудовлетворения. Именно этим Люцифер искушал Адама и Еву: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт 3: 5).

Православным, живущим в современном мире, необходимо учитывать, как захлестывает шквал пропаганды людей, заставляя забывать о Боге, отказываться от Христа Истины, заставляя жить для себя самих, жить только для этого мира, жить для сегодня.

НЕСЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕВАНГЕЛИЯ

Какой же должна быть православная проповедь Евангелия в современной мире?

Она, конечно же, не должна быть навязчивой, как у протестантов, нередко прибегающих к давлению для обращения в христианство. Этот протестантский подход – следствие отвергающего свободную волю кальвинистского учения, хотя почти все протестантские Церкви отказались от прямого следования этому учению. Православный подход к проповеди иной – уважать свободную волю человека, как уважает ее Бог. Главное – просто нести свидетельство об истине и сделать ее доступной для других. Каждый человек должен сам для себя без внешнего понуждения сделать выбор – прийти или нет к Православию.

Как же нести свидетельство о Православии? Незадолго до своей кончины отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны, как говорит апостол, быть готовыми дать ответ о своем уповании вопрошающим. Сейчас нет никого, кто бы не был спрошен о своей вере. Наша вера должна быть глубокой, сознательной и серьезной, чтобы мы сами знали, почему мы православные. И это уже будет ответом для тех, кто не имеет веры.

В наше время поиска мы должны наблюдать за ищущими. Мы должны быть готовыми обрести их в самых неожиданных местах. Мы должны стать евангельскими, а это не значит вставлять где попало в разговор евангельские стихи или спрашивать каждого: “Ты спасен?” Это значит жить по Евангелию, несмотря на все наши слабости и падения. Жить по православной вере. Многие, увидев, что мы стараемся вести жизнь, отличную от той, которой живет языческое или полуязыческое общество, окружающее нас, только благодаря этому заинтересуются верой».

Вспоминается несколько случаев из жизни. Однажды несколько православных паломников, посетивших наш монастырь и теперь направлявшихся домой, зашли перекусить в ресторан в Вильямсе в Калифорнии. Перед едой они перекрестились и помолились вслух. Сидевшие за соседним столом спросили их, к какой вере они принадлежат. Позже между ними завязалась дружба, а со временем и те, кто спрашивал о вере, стали православными.

Даже делая такие простые вещи, как крестное знамение и молитва вслух, можно изменить жизнь тех, кто находится в поиске настоящего христианства.

Вот еще случай. Около пяти лет назад в Санта Розе в Калифорнии в магазин игрушек зашла молодая мать со своим двухлетним сыном. Она обратила внимание на женщину старше себя, строго одетую, пришедшую в магазин с сыном-подростком. В их поведении было что-то не совсем привычное. Они были тихи, спокойны, но больше всего молодую мать поразило то, как они относятся друг к другу: мальчик с почтением и уважением говорил с матерью, а она была добра к нему и выказывала любовь. Молодая мать подумала: «Как бы мне хотелось, чтобы у нас с сыном, когда он подрастет, сложились бы такие же отношения». Она подошла к женщине и спросила ее: «Вы ходите в церковь?». Оказалось, что женщина – мать подростка – была женой священника и ее церковь находилась в Санта Розе. Она рассказала молодой матери о церкви, о том, что при храме есть православный книжный магазин. Молодая женщина зашла в этот книжный магазин, побеседовала с человеком, работавшим там. Потом стала посещать церковь, ходила вместе с мужем и сыном на службы. Постепенно вся семья стала православной.

Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35). Да, мы обладаем полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе мы невольно исказим ее. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры.

Отец Серафим, подчеркивая это, говорил: «Стремясь быть исполненным евангельского учения и стараясь жить по нему, мы должны иметь любовь и сострадание к немощным людям нашего времени. Вероятно, никогда люди не были так несчастны, как люди нашего времени, несмотря на все внешние удобства и приспособления, которые дает нам наше общество. Люди страдают и умирают с жаждой Бога – и мы можем помочь дать им Бога. Любовь многих охладевает в наше время – но мы не должны охладевать. Христос дает нам Свою благодать и согревает наши сердца, и потому мы не можем быть холодными. Если мы охладели и безразличны, если наш ответ нуждающимся в христианском ответе, тем, кто беден, только: “Почему я? Пусть кто-то другой делает это” (а я слышал, как православные так говорили!), – значит мы – соль, которая теряет свою силу, и лучше выбросить ее вон (см.: Мф 5: 13)».

Пусть эти слова согреют сердца каждого православного, чтобы дальше нести свидетельство Евангелия с любовью – любовью, которая рождена в нас Иисусом Христом, и благодатью, которую Он даровал нам в Своей Церкви.



Иеромонах Дамаскин (Кристенсен)

Orthodox Word, No. 250, 2006
Перевод с англ. Василия Томачинского


05 / 09 / 2007