О введении в действие закона ссср "об индивидуальной трудовой деятельности". Что дает принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности"

Многие граждане смогли реализовать бизнес-амбиции за счет законов, принятых во время перестройки. Переломным моментом в истории России стало принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности", давшего возможность свободно торговать. В данной статье речь пойдет о нем.

Значение термина

Под индивидуальной деятельностью понимается работа гражданина, направленная на увеличение занятости людей, заработок денег и обеспечение населения качественными товарами.

Этот термин первый раз был использован в 80-х годах ХХ века. Со временем он потерял свое настоящее значение.

Сегодня под этим термином юристами понимается предпринимательская работа граждан, осуществляемая без обращения за помощью к дополнительным сотрудникам.

Исторические факты

До 1917 года кооперативы принадлежали только монопольному сектору, а их нахождение в частном капитале было запрещено. В результате экономика страны ухудшилась. В 20-х годах был введен НЭП, в результате чего гражданам было дано право создавать потребительские кооперативы. Благодаря этому стабилизировалась экономика.

Во времена коллективизации появились контролируемые государством колхозы. По сути, они являлись промысловыми кооперациями. В середине 50-х годов понятие «кооперация» исчезло, а хозяйства стали частью государственной системы.

В советский период, во время перестройки происходили различные события, которые перекроили экономику страны. Дата принятия закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (19 ноября 1986 года) по праву считается одним из ярких событий в этот период – люди получили возможность занятия дополнительной работой в свободные часы.

Важная особенность этого закона – разрешение свободно работать. Также у людей появилась возможность создания производственных кооперативов, где не использовался наемный труд.

Как бы это ни звучало странно, но принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" не помешало советской власти влиять на кооперативы. Большинство государственных деятелей воспринимали в штыки законность частного сектора экономики.

В конце 1988 года был принят закон "О правилах налогообложения участников кооператива". Также в год принятия закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" было введено понятие «сверхдоход» – доход более двух средних месячных зарплат (эта сумма изымалась у гражданина).

Немного позже приняли постановление «О кооперациях» (в результате его принятия права лиц, занимающихся предпринимательством, уменьшились). При этом стала считаться по праву историческим событием дата принятия законодательного акта, регулирующего индивидуальный труд.

Особенности законодательного акта

Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" разрешило занятие индивидуальным предпринимательством в области бытового обслуживания и кустарной работы.

Благодаря этому закону начало развиваться малое предпринимательство. Фактически благодаря этому законодательному акту предпринимательская деятельность в СССР стала законной.

В 1991 году постановление утратило силу. Так как приняли закон «О предпринимательской деятельности».

Обязанности индивидуальных предпринимателей

Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.

Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.

Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.

Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организацийюридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.

Вышел бизнес из тумана

26 лет закону об индивидуальной трудовой деятельности

19 ноября 1986 года гражданам Советского Союза разрешают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью - после почти трех десятилетий фактического запрета на негосударственную экономическую деятельность. Этот шаг способствовал появлению в стране Советов легального бизнеса - благо теневой, несмотря на все риски, существовал в СССР всегда.

Год 1986 - шестьдесят девятый от Великой Октябрьской социалистической революции, второй от начала “ускорения”, перестройки и от старта антиалкогольной кампании. Это год шока от Чернобыльской аварии, запуска на орбиту станции “Мир”, волнений в Казахстане - и, наконец, год, в который советским гражданам разрешили легально заниматься “индивидуальной трудовой деятельностью”.

Закон, позволивший советскому человеку работать “от себя” и “на себя” приняли под конец года - 19 ноября. Как декларировалось - для “более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда”.

Фактически власть признавала: плановая экономика не способна сама обеспечить потребности советских граждан в “товарах повседневного спроса”. Некоторую долю потребностей граждан обеспечивает именно “теневой” сектор - он хоть как-то помогает людям справиться с тотальным дефицитом, - но частная инициатива в СССР по-прежнему наказуема по всей строгости УК.

Разрешают ИТД со всей возможной осторожностью - “частнопредпринимательская деятельность” по-прежнему, если верить букве закона, остается уголовным преступлением. “Индивидуалу” нельзя ни иметь в собственности промышленное оборудование, ни нанимать людей - привлекать к труду можно лишь домочадцев. Зарабатывать слишком много по отношению к вложенным трудозатратам тоже не дают - “нетрудовые доходы” пока остаются вне закона. Налог с такой деятельности при этом достигает 65 процентов.

В действие новый закон вступает к Первомаю 1987 года; при этом уже в феврале того же года издается закон, разрешающий кооперативную производственную деятельность. А уже в конце мая 1987 года новый закон о кооперации в СССР гарантирует:

“Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, производственная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности”.

Занималась заря перестроечной “бизнес-революции”. Правда, формально бизнес этот продолжал оставаться “социалистическим” - все члены кооператива считались его владельцами, наемных работников, “отчужденных от средств производства”, там быть не могло. По закону, конечно.

БИЗНЕС В ПОДПОЛЬЕ

Дефицит на определенные товары в СССР существовал всегда. Но если начало шестидесятых в стране можно назвать временем определенного товарного изобилия, то в следующее десятилетие нехватка необходимых продуктов и товаров становится константой отечественной жизни.

Примета времени - переполненные “колбасные электрички”, на которых за продуктами и “товарами народного потребления” стекались в Москву жители окрестных облцентров: в столице хоть и очереди, но все-таки полки магазинов не пустуют. В самой же провинции мяса, а кое-где даже масла в свободной государственной продаже уже нет - все по талонам.

Спасает черный рынок. В СССР шестидесятых-восьмидесятых годов он охватывал практически все сферы потребления: то, что нельзя купить на прилавках магазина, можно “достать” - либо за деньги, либо по “взаимозачету”.

“Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет - у меня есть! Ты попробовал - речи лишился! Вкус специфиський! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди”. (Аркадий Райкин, “Дефицит”.)

Для завмагов в государственной торговле куда выгодней было списать часть товара по причине, говоря фигурально, “усушки и утруски”, после чего этот товар уходил с “черного хода”. Стоит ли говорить, что товара от этой практики на и без того пустых полках государственных магазинов, мягко говоря, не прибывало...

Появившуюся у советского человека после Международного фестиваля молодежи и студентов потребность одеваться “как на Западе” обеспечивает армия фарцовщиков. Фарцовка - поначалу удел одиночных “романтиков своего дела”, правдами и неправдами выменивающих у интуристов “фирму” или пластинки, - вскоре сделалась настоящей системой, в которой крутились весьма крупные по тем временам деньги.

Параллельно этой системе в стране складывается система подпольных производств: где-то организованных “с нуля”, а где-то - на существующих фабриках и заводах. Заведовали этим “цеховики” - зачастую сами руководители госпредприятий, решившие использовать не предусмотренные планом возможности своих производств.

В теневой экономике крутятся миллионы - и, соответственно, есть и свои миллионеры. Впрочем, им в Советском Союзе гораздо проще заработать деньги, чем их потратить.

“...В маленькой задней комнате, привычной с детства, сидел Фима в дешевом костюмчике фабрики Володарского, в скороходовских туфлях, с часами “Победа”, и координировал движение маховика.

Он не изменил своих привычек ни в чем. Мало ел, практически не пил, тихо и вежливо разговаривал, и только для передвижения, абсолютно необходимого в деле, купил старый подержанный “Москвич”.

Милиционер на углу пытался отдавать ему честь. Через неделю льстивого милиционера перевели в Москву. Милиционерам вообще не полагалось знать о существовании Фимы Бляйшица”. (Михаил Веллер, “Легенда о родоначальнике советской фарцовки Фиме Бляйшице”, “Легенды Невского проспекта”.)

Дело в том, что оттепель, казалось бы, вдохнувшая в советское общество глоток свежего воздуха, крайне жестко “закрутила гайки” в экономике. Начало шестидесятых ознаменовалось резким ростом “расстрельных” дел за подобные преступления. Началом этого процесса можно считать печально известное дело валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева, превращенное Хрущевым в показательный процесс.

Специально ради этого дела за нарушение правил валютных операций была введена смертная казнь - при этом в отношении фигурантов дела была применена обратная сила закона.

Примерно с этого же периода расстрел вводится и за “хищения социалистической собственности в особо крупном размере” - что позволяло подвести “под вышку” любого крупного цеховика или спекулянта. К семидесятым годам, впрочем, волна репрессий поутихла - “серый” бизнес нашел общий язык с представителями власти; но со смертью Брежнева репрессии против “теневых бизнесменов” продолжились. Показательным, к примеру, стало “дело Елисеевского гастронома” - в 1984 году его директор Юрий Соколов за “хищения в особо крупных размерах” был расстрелян; на процессе вскрылись как невиданных объемов “серая” система взяток, взаимозачетов и поставок неучтенного товара, так и то, что успешно руководить крупным торговым предприятием, не нарушая при этом советских законов, попросту невозможно.

Но это про “особо крупные размеры”. Шестидесятые годы принесли еще одно новшество - в СССР была фактически (за редким исключением) ликвидирована всякая негосударственная производственная деятельность - тогда как в тридцатые-пятидесятые годы немалая часть повседневной продукции приходилась как раз на кустарей, небольшие артели и кооперативы (см. “А”-справку). Теперь под Уголовным кодексом за частнопредпринимательскую деятельность ходят даже одиночки, строчащие одежду на кухнях. Что там, даже рок-музыканты, распространяющие билеты на собственные концерты, подпадали под эту статью.

Но, тем не менее, серая экономика в стране Советов “сдуваться” не собиралась - надо же было хоть кому-то обувать, одевать и кормить народ. Поэтому легализация сперва индивидуальной, а затем и коллективной негосударственной деятельности была еще и попыткой вывести громадные массы денег из “тени”.

ОПЕРАЦИЯ “КООПЕРАЦИЯ”

Стоит ли говорить, что советский народ на разрешение кооперативов отреагировал активно. Уже летом 1987 года в столице было с полтысячи таких объединений, и цифра эта, понятно, продолжила расти теми же темпами.

Проще всего поставить переносную шашлычную точку - этим промышляют, как правило “южные гости”. Другой путь - пойти в “шмоточники”, организовать “на коленке” маленькое швейное производство, освоить в “мелкопромышленных” масштабах варение джинсов и занять место на столичном Рижском рынке - именно он в конце восьмидесятых годов стал настоящим символом кооперативного движения. Он же, Рижский рынок, стал родиной и другого явления, определившего ход развития раннего русского капитализма - рэкета.

Допускаются кооперативы и в сфере обслуживания. Может быть, читатель помнит фильм Леонида Гайдая, название которого мы вынесли в начало этой главки. Был там весьма гротескный, как сейчас кажется, образ - роскошный кооперативный туалет с картинами, статуями и швейцаром. Режиссер не так уж преувеличивал, как может показаться. В Ростове-на-Дону кооперативный туалет с гордым именем “Прогресс” стал... арт-площадкой. В 1988 году местные авангардисты устроили здесь выставку “Провинциальный авангард” - с прицелом превратить уборную в центр искусств. Впрочем, выставка была тут же закрыта, а грандиозным планам художников и кооператоров так и не удалось сбыться. Но место с тех пор считается одной из достопримечательностей Ростова; такая известность вызвана еще и тем, что артистический сортир расположился на месте некогда знаменитого богемного заведения “Кафе поэтов”, куда захаживал в том числе и Велимир Хлебников.

В Москве, меж тем, появилась еще одна примета новой жизни - на Кропоткинской, 36, открылся первый в стране негосударственный ресторан, быстро ставший достопримечательностью столицы. Его основатель Андрей Федоров, кстати, в то время находился... в розыске по экономической статье. Но ветер уже стал дуть в другую сторону, и ресторатора оставили в покое.

Вскоре без кооперативов советскую жизнь уже сложно было представить.

“На фоне снижающихся темпов развития народного хозяйства впечатляют темпы роста кооперативного сектора экономики страны: в 1987 году 13,9 тыс. кооперативов выполнили работ и услуг на сумму 350 млн руб., в 1988 году 77,5 тыс. кооперативов дали продукции на 6,1 млрд руб., в 1989 году этот объем составил около 41 млрд руб. Причем все это без каких-либо субсидий от государства”, - обращался в 1990 году, подводя итоги трех первых лет кооперативного движения, академик Вячеслав Тихонов к Михаилу Горбачеву.

В 1991 году власть признает очевидное - законодательным актом в стране легализуется полноценное частное предпринимательство. И, как говорится, понесла-а-ась. Впрочем, это уже другая история.

“А”-СПРАВКА

Негосударственнная инициатива в СССР. Не только НЭП

Разрешая сначала индивидуальную трудовую деятельность, а затем и кооперативы, Горбачев, в сущности, не желал изобретать ничего нового - совмещать негосударственную экономическую деятельность с плановой экономикой пробовали в СССР и раньше. И речь здесь даже не о нэпе, хотя именно двадцатые стали эпохой первого расцвета кооперативов и частной инициативы в СССР, временем “советского социалистического капитализма”. После сворачивания нэпа мелкая частная и кооперативная инициатива в СССР продолжали существовать довольно долго: со времен первых пятилеток по пятидесятые годы в СССР негосударственный сектор в экономике страны оставался довольно велик. Речь здесь идет как о “кустарях-одиночках”, так и о довольно крупных производственных кооперативах и артелях.

Как учит нас Большая советская энциклопедия, промысловая кооперация “в годы войны помогала снабжению армии и тыла необходимыми предметами одежды и личного обихода: выпуск продукции увеличился с 534 млн рублей в 1942 до 953 млн рублей в 1945. В годы послевоенных пятилеток значительно возросли основные фонды К. п.: на 1 января 1956 основные производственные фонды К. п. составляли 6850 млн рублей, непроизводственные основные фонды - 1279,1 млн рублей; в системе К. п. насчитывалось свыше 54,7 тыс. предприятий, на которых было занято 1,8 млн человек”.

Негосударственные объединения и обеспечивали страну как товарами народного потребления (здесь “удельный вес” негосударственного сектора в экономике был особенно велик - около 30%), так и сырьем и полезными ископаемыми. Сохранялась - хотя клеймилась буржуазным пережитком - частная медицинская практика. Даром что заработок врача-частника строго контролировался, а цены на производимую кооперативами и артелями продукцию не могли серьезно отличаться от государственных.

К середине пятидесятых годов количество негосударственных производственных объединений переваливает за сотню тысяч (разные источники называют разные цифры). Впрочем, надо помнить, что формально к негосударственному сектору относились и колхозы, связанные с государством системой контрактации. Производственные артели также жестко зависели от органов планирования, хотя перед войной им предоставили относительную свободу.

Удар по артельно-кооперативному движению и кустарям был нанесен, как ни странно, с началом оттепели: в 1956 году Никита Хрущев требует преобразовать артели и кооперативы в государственные предприятия; паевая собственность кооператоров безвозмездно отчуждалась. Частная экономическая деятельность в СССР оказалась практически вне закона - а параллельно с этим в начале шестидесятых было серьезно ужесточено уголовное законодательство в части экономических преступлений.

Деятельность бизнесменов малого и среднего уровня невозможна без правовой поддержки. Государственные власти пытаются регулировать действия через законодательство, начиная еще со времен Советского Союза.

Самим предпринимателям обязательно нужно владеть информацией о законах в области малого и среднего бизнеса, чтобы избежать неприятных ситуаций и подводных камней при ведении своих дел.

Без правовой поддержки деятельность ИП невозможна

Одной из главных проблем индивидуального предпринимательства является отсутствие единого закона, регулирующего деятельность бизнесменов «от А до Я». Попытки объединить юридическую практику в единое целое были предприняты еще в СССР.

В то время господствовала плановая экономика, постулаты которой препятствовали предпринимательской активности. Но в последние годы перед развалом Союза возникла тенденция к изменению ситуации.

«Первыми ласточками» закона об индивидуальном предпринимательстве стали следующие документы:

  • Закон СССР 6050-XI, изданный в 1986 году 19 ноября и носивший название «Об индивидуальной трудовой деятельности. Его положениями разрешалось ведение бизнеса без найма рабочих.
  • Закон СССР 8998-XI, изданный в 1988 году 26 мая под названием «О кооперации в СССР». Акт был разработан для регулирования деятельности кооперативов.
  • Закон СССР 2079-1, вышедший в 1991 году 2 апреля под названием «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

Последний документ наиболее полно определял порядок взаимодействия индивидуальных предпринимателей со структурами государственной власти, между собой, с другими организациями. Но кроме достоинств он имел и некоторые недочеты.

В частности Закон СССР 2079-1 входил в противоречие с законом СССР 1529-1 «О предприятиях в СССР». В соответствии с первым документом руководитель предприятия рассматривался как самостоятельное структурное образование по отношению к самому предприятию.

Следуя логике закона, выходило, что в результате действий руководителя возникают обязанности и права именно у него и что он несет своим имуществом.

В соответствии с законом о предприятиях, директор рассматривался в качестве должностного лица, в результате деятельности которого возникали обязанности и права предприятия. Таким образом, возникали сложности в определении юридического статуса лиц, занимающих на предприятиях.

Следующей попыткой создать юридическую основу для деятельности бизнесменов стал закон РСФСР от 25 декабря 1990 года под названием «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный закон был более последовательным. В нем четко давались понятия предприятия и индивидуального предпринимателя, определялся порядок их отношений и взаимоотношений с государственными структурами, устанавливались гарантии для предпринимателей.

С введением в действие Гражданского Кодекса РФ Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года утратил силу, вследствие чего законодательство в области индивидуального предпринимательства снова приобрело расплывчатые очертания.

Сколько времени занимает процедура регистрации индивидуального предпринимателя, какие системы налогообложения для него существуют? На эти и не менее важные вопросы ответы вы найдете в видеосюжете:

Закон о государственной регистрации

ИП могут рассчитывать на государственную поддержку

В настоящее время правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности регламентируются совокупностью нормативных актов, одним из которых является федеральный закон № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Данный документ устанавливает порядок государственной регистрации предпринимателей, требования к органам, занимающимся регистрацией, принципы ведения и суть реестров, порядок обжалования решений уполномоченного органа.

Для того чтобы инициировать процедуру регистрации, будущий индивидуальный предприниматель подает в уполномоченный орган, к которому прилагает комплект документов, подтверждающих его личные данные, адрес проживания, факт оплаты и др. Копии документов, подаваемых для рассмотрения заявления, должны быть нотариально заверены.

В течение трех рабочих дней заявление физлица должно быть рассмотрено и по нему вынесено разрешение о регистрации либо решение об отказе. Сведения об ИП (виды деятельности, наличие лицензий, ФИО и адрес проживания предпринимателя, категория бизнеса, код по ОКВЭД) вносятся в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей.

Туда же вносится информация о произошедших изменениях и о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП.
Ответственность за неправомерные действия в отношении процедуры государственной регистрации несут как предприниматель, так и регистрирующий орган.

В отношении предпринимателя применяется наказание, установленное законами РФ в случае непредоставления им требуемых документов или фиксации грубых нарушений в ходе своей деятельности.

Орган, проводящий рассматриваемую процедуру, ответственен за неправомерный отказ в госрегистрации, непредоставлении сведений из своих реестров, а также другие нарушения порядка осуществления процедуры.

Закон о развитии малого и среднего бизнеса

Данные об ИП вносятся в единый реестр

Следующим документом, нормирующим понятия субъектов бизнеса, порядок их государственной поддержки, взаимодействия между собой и с государственными структурами является федеральный закон № 203-ФЗ от 24 июля 2007 года.

В соответствии со статьей 4.1 данные об индивидуальных предпринимателях должны вноситься в единый реестр, содержащий сведения о:

  • ФИО бизнесмена;
  • его ;
  • адресе проживания;
  • дате внесения информации в реестр;
  • категории;
  • указании на то, что ИП зарегистрирован вновь;
  • коде по ОКВЭД;
  • сведениях о лицензиях;
  • сведениях о производимой продукции и др.

Данная информация вносится в реестр на основании Единого государственного реестра ИП уполномоченным на это органом.

Участники малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку федеральных и местных властей, а также корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Процедуры поддержки должны быть доступны и прозрачны.

Поддержка оказывается предпринимателям на основании их обращения и предоставления требуемых документов. Для того чтобы рассчитывать на помощь со стороны, индивидуальный предприниматель должен соответствовать ряду условий.

При обращении предприниматели могут получить консультационную, информационную, финансовую и имущественную поддержку. В число организаций, осуществляющих поддержку ИП, входят:

  • ремесленные палаты;
  • инвестиционные фонды;
  • микрофинансовые компании;
  • технологические парки;
  • лизинговые организации;
  • центры стандартизации и сертификации;
  • маркетинговые организации;
  • центры осуществления консультаций и многие другие.

В обязанности корпорации развития малого и среднего бизнеса входит составления плана оказания поддержки ИП на один год, три года и долгосрочный период. По итогам выполнения ежегодного плана представители корпорации отчитываются перед Президентом, Государственной Думой, Правительством и Советом Федерации.

Вид налогообложения зависит от вида деятельности ИП

Первоочередной задачей при планировании деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо выбрать вид налогообложения. Он будет зависеть от видов занятий ИП.

В случае, если не ожидается крупного оборота средств, подойдет упрощенная система налогообложения. Ее плюсами является:

  1. малая процентная ставка;
  2. освобождение от ;
  3. освобождение от .

Большинство индивидуальных предпринимателей выбирает именно эту систему налогообложения. Далее необходимо спланировать рост дохода прибыли, хотя бы на первое время. В этих целях нужно предусмотреть проведение аудитов, составление плана маркетинговых исследований и решений, оптимизацию бизнес-процессов.

Чтобы уверенно чувствовать себя в роли индивидуального предпринимателя, необходимо четко знать правовые основы своей деятельности. Современное законодательство изобилует противоречиями в отношении регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, но придется научиться разбираться в этих нюансах, чтобы успешно развивать свое дело.