Порядок рассмотрения административных дел мировыми судьями. Рассмотрение дела об административных правонарушениях. Исполнение постановлений о лишении специального права

Рассмотрение дела является центральной стадией по делам об административных правонарушениях. Ее сущность состоит в том, что наделенные юрисдикционными полномочиями органы и должностные лица рассматривают материалы об административном правонарушении и принимают решение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяют меру наказания.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Но из этого правила есть исключения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматриваются по месту жительства нарушителя. Дела о нарушениях, совершенных водителями транспортных средств, влекущих лишение права управления, могут рассматриваться по месту регистрации транспортного средства.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения компетентным должностным лицом протокола и других материалов. В некоторых случаях предусмотрены более короткие сроки. Так, материалы о нарушении избирательного законодательства рассматриваются в пятидневный срок. В такой же срок, но с момента применения временного запрета деятельности, рассматриваются дела о правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Дела об административных правонарушениях, влекущих назначение административного ареста либо административного выдворения, рассматриваются в день получения протокола и других материалов, а в отношении лиц, подвергнутых административному задержанию - не позднее 48 часов с момента их задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В случае получения ходатайства от участников производства по делу либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств совершенного правонарушения срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, должностным лицом, но не более чем на один месяц.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо

1) является родственником лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, их представителей по закону либо по договору;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При наличии данных обстоятельств названные лица обязаны заявить самоотвод. Заявление об этом подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

При наличии указанных обстоятельств лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, их представители, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

О назначении времени и места рассмотрения дела;

Вызове участников производства по делу;

Истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

Назначении экспертизы;

Отложении рассмотрения дела;

Передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица).

На основе ознакомления с поступившими материалами судья, должностное лицо проверяют, относится ли дело к их компетенции, правильно ли составлен протокол, истребованы ли необходимые материалы. При обнаружении неполноты представленных материалов или процессуальных нарушений (например, отсутствие подписи нарушителя в протоколе) дело возвращается тому должностному лицу, которое их составило. Недостатки должны быть устранены в трехдневный срок со дня поступления от судьи, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении. Доработанные материалы возвращаются в течение суток со дня устранения недостатков.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствии это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Рассмотрение дела в присутствии нарушителя создает дополнительную гарантию правильного и объективного разрешения этого дела и одновременно служит цели непосредственного воспитательного воздействия на нарушителя и общей профилактике правонарушений.

В ряде случаев присутствие правонарушителя при рассмотрении дела обязательно. Это требование относится к лицам, совершившим правонарушения, влекущие административный арест либо административное выдворение. Кроме того, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Для обеспечения его присутствия может быть применена такая мера принуждения, как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

При необходимости орган, рассматривающий дело, может вызывать свидетелей, законных представителей правонарушителя и потерпевшего. При рассмотрении дела могут присутствовать защитник правонарушителя и представитель потерпевшего. Их полномочия удостоверяются ордером юридической консультации либо доверенностью.

В целом процедура рассмотрения административных правонарушений более проста, чем процесс разрешения уголовных дел. Кодекс РФ об административных правонарушениях подробно регламентирует эту процедуру. Она начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, и всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется специальный протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП РФ).

Рассмотрение дела – это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе. На основании всей совокупности доказательств необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело, не связаны данным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Рассмотрение дела завершается вынесением постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Чаще всего выносятся постановления о назначении административного наказания. При определении меры наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Если лицо совершило несколько нарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, то наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение.

При малозначительности совершенного проступка должностное лицо, рассматривающее дело, вправе освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае выносится постановление о прекращении дела. Основанием для вынесения такого постановления являются также передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если будет установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечёт за собой определенные юридические последствия. Поэтому в соответствии со ст. 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и в нем необходимо указать следующее: должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, их адрес; дату и место рассмотрения дела; сведения о лице, привлеченном к ответственности; обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела; статью нормативного акта (КоАП РФ или закона субъекта РФ), предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если у лица, в отношении которого рассматривается дело, были изъяты те или иные предметы либо документы, в постановлении должен решаться вопрос об их дальнейшей судьбе, при условии, что не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов данного органа, присутствующих на заседании. Постановление подписывается судьей, председательствующим на заседании коллегиального органа, должностным лицом, рассмотревшим дело.

Вместе с тем административное законодательство предусматривает возможность оформления постановления о назначении административного наказания и иным способом. Так, письменное постановление не выносится в случаях, когда штраф налагается и взимается на месте нарушения (выдается квитанция установленного образца, а по делам о нарушениях в сфере дорожного движения – постановление-квитанция).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия его вручается под расписку лицу, в отношении которого постановление вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней. Одновременно с объявлением постановления разъясняется порядок его обжалования.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Законодательством предусмотрена обязанность органов, должностных лиц, рассматривающих дело, вносить в соответствующие организации и должностным лицам предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ указанные организации и должностные лица в месячный срок с момента поступления предложения должны дать ответ о принятых мерах. Невыполнение этой обязанности должностными лицами предприятий и учреждений влечет административную ответственность по ст. 19.16 КоАП РФ.

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела вместо постановления выносится определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административное наказание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если данное дело не относится к компетенции рассмотревших его субъектов административной юрисдикции.

Позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они посвящены самостоятельной стадии производства по делу об административном правонарушении - рассмотрению дела;

2) дела об административных правонарушениях рассматривают судья, орган, должностное лицо, перечисленные в ст. 23.1-23.65 (см. коммент. к ним);

3) последовательность совершения процессуальных действий, предусмотренная в ст. 29.7 , не случайна. Судья, орган, должностное лицо не вправе эту последовательность нарушить (иначе говоря, такое процессуальное действие, как рассмотрение заявленных отводов и ходатайств, не может предшествовать объявлению того, кто рассматривает дело об административном правонарушении);

4) не все процессуальные действия, перечисленные в ст. 29.7 , могут иметь место в каждом случае: так, если отводы не заявлены, то, конечно, отпадает надобность в их рассмотрении.

2. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется (устно, но заносится в протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 29.8):

а) кто рассматривает дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество судьи, полное наименование коллегиального органа, рассматривающего дело, фамилия, имя, отчество члена этого органа и занимаемая должность, звание и т.д.);

б) какое дело подлежит рассмотрению (т.е. название и номер, если он есть, дела об административном правонарушении);

в) кто привлекается к административной ответственности (т.е. фамилия, имя, отчество, а также домашний адрес, гражданство физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или фирменное наименование, наименование, местонахождение юридического лица, должность лица, которое привлекается к административной ответственности);

г) на основании какого закона (т.е. необходимо указать нормы КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается (путем устного опроса, проверки удостоверений личности, иных документов, например, ордера юридической консультации, выданного адвокату) факт явки физического лица либо законного представителя юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении данного дела (см. о них коммент. к ст. 25.1-25.11). Факт явки можно не устанавливать в случаях выявления и фиксации административного правонарушения в области дорожного движения с помощью СТС (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1 , 28.6). Данное положение введено в ст. 29.7 с 01.07.08 (с момента вступления в силу изменений, внесенных в ст. 29.7 Законом N 210 от 24.07.07);

3) проверяются полномочия законных представителей физического лица (например, посредством ознакомления с паспортом родителя, в котором есть штамп о том, что данное физическое лицо - его сын), юридического лица (путем ознакомления со служебным удостоверением директора ООО, ЗАО и т.д.), защитника, представителя (например, путем исследования паспорта и доверенности, которым представитель наделен полномочиями);

4) выясняется (путем устного опроса), извещены ли участники производства по делу в установленном порядке (т.е. например, вручены ли им определения о времени и месте рассмотрения дела, см. коммент. к ст. 29.4), выясняются причины неявки участников производства (например, болезнь свидетеля, командировка потерпевшего) и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц (если это не помешает полному и всестороннему, объективному разрешению дела) либо о его отложении;

5) разъясняется лицам, участвующим в рассмотрении дела (а не только участникам производства по делу об административном правонарушении), их права и обязанности (устно, однако это отражается в протоколе, см. коммент. к ст. 29.8);

6) рассматриваются заявленные отводы (см. коммент. к ст. 25.13 и 29.3) и ходатайства (см. коммент. к ст. 24.4);

7) выносится определение об отложении дела об административном правонарушении в случае:

поступления заявления о самоотводе (например, судьи), если отвод судьи, органа, должностного лица препятствует дальнейшему рассмотрению дела (например, если остальные судьи в отпуске);

отвода специалиста, эксперта, переводчика (см. коммент. к ст. 25.8-25.10), если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (например, нужно назначить нового эксперта);

необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела (если он отсутствует даже по уважительной причине), истребования дополнительных материалов по делу (например, в случаях, предусмотренных в ст. 28.8 , 29.4);

8) выносится определение о приводе лица (например, свидетеля, в случаях, предусмотренных в ст. 27.15), если его участие признано судьей, органом, должностным лицом обязательным (см. коммент. к ст. 27.15 , 29.4);

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (например, от должностного лица к судье), см.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 29.7 КоАП РФ

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению и о каком правонарушении, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Затем устанавливается явка физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, устанавливается личность каждого из явившихся, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц, если это допускается КоАП РФ, или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

2. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика.

Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается или является обязательным при рассмотрении дела, выносится определение о приводе указанных лиц.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано административное дело, не могут его рассматривать в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и некоторые другие рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются и анализируются все обстоятельства правонарушения: оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства Закон устанавливает процессуальные требования к порядку рассмотрения административного дела: объявляется, кто рассматривает дело (должность, Ф.И.О. либо название органа), какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается явка участников производства по делу, им разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и т.д. (ст. 29.7 КоАП).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с кодексом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.).

Принятие и оформление решения (постановления) по делу. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Таким образом, постановление выносится, если разбирательство по делу закончено. В постановлении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: имел ли место состав правонарушения, дается его юридическая квалификация по статье кодекса или закона субъекта РФ, указывается наказание либо основания прекращения производства по делу и др.

Принятие определения означает, что дело может быть рассмотрено в другое время, другим субъектом или по нему необходимо провести дополнительное расследование.

Доведение принятого решения до сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического (юридического) лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Предыдущая

Главной стадией производства по делу об административном правонарушении является рассмотрение дела. Именно на этой стадии должна быть дана компетентная и объективная юридическая оценка совершенного деяния, принято решение по существу дела.

Данная стадия включает три этапа:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • собственно рассмотрение дела;
  • принятие постановления по делу (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

В гл. 29 КоАП РФ определены соответствующие процессуальные действия.

Правила подготовки дела к рассмотрению являются общими для всех субъектов административной юрисдикции.

При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо должны выяснить:

  • относится ли к их компетенции данное дело;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должны уделить особое внимание вопросу о том, относится ли к их компетенции рассмотрение конкретного дела. Речь идет о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях (см. ст. 1.3 и гл. 23 КоАП РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 рассмотрены вопросы разграничения компетенции судов общей юрисдикции в рамках системы этих судов, исходя из содержания ст. 23.1 КоАП РФ (п. 3 постановления). Согласно нормам этой статьи мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к подсудности районных судов и гарнизонных военных судов. Судьи федеральных районных судов рассматривают дела в случаях, перечисленных в ст. 23.1 КоАП РФ:

  • если по делу проведено административное расследование;
  • если по делу в качестве санкции предусмотрено административное выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации;
  • если рассматривается дело об административном приостановлении деятельности юридического или либо индивидуального предпринимателя;
  • если возможно наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной или региональной (субъекта РФ) государственной гражданской службы или муниципальной службы.

Кроме того, законодатель отнес к подсудности районных судов дела по ст. 5.38, 19.3, 20.1–20.3, 20.18, 20.29 Особенной части КоАП РФ, устанавливающим административную ответственность в том числе за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, мелкое хулиганство, за распитие пива и напитков, изготовленных на основе алкоголя, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

КоАП РФ предусматривает также разделение юрисдикционных функций судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Следует отметить, что одним из основных критериев распределения компетенции указанных судов является содержание дела, поскольку к ведению арбитражных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ст. 23.1 (ч. 3) перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции арбитражных судей.

Кроме того, в ст. 30.1 КоАП РФ указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такая недостаточно четкая редакция нормы ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обусловила необходимость ее толкования.

В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, перечисленные в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (в том числе, если по делу проведено административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший правонарушение по статье, названной в данном абзаце, утратил свой статус).

Большое значение имеет и указание Пленума Верховного Суда РФ на то, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение дела не отнесено к его компетенции, то он на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должен вынести определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Если же дело относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол, поскольку согласно ст. 202 АПК РФ при направлении протокола и прилагаемых к нему материалов в арбитражный суд необходимо еще представить по установленной форме заявление о привлечении лица к административной ответственности. Более подробные рекомендации по данной проблеме даны в ряде обзоров судебной практики Верховного Суда РФ .

В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (п. 6) разъяснил порядок возвращения материалов дела, если его рассмотрение не относится к подведомственности арбитражного суда, со ссылками на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Вопросы территориальной подведомственности дел разрешаются с учетом норм ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой по общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Данное ходатайство должно быть обязательно рассмотрено (ст. 24.4 КоАП), а в случае его отклонения об этом должно быть вынесено мотивированное определение. Ходатайство, как правило, заявляется в письменной форме и рассматривается либо при подготовке дела рассмотрению, либо в процессе его рассмотрения. В ходе рассмотрения дела в суде допускается заявление ходатайств в устной форме. В Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 № 2-0-0 подчеркнуто, что ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу. По вопросу о рассмотрении таких ходатайств судьям дано подробное разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № 5 (п. 3).

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело о правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также об отдельных правонарушениях, совершенных в отношении них, рассматриваются по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.5 дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП РФ, или об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта РФ, если факт правонарушения зафиксирован специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.

При подготовке дела к рассмотрению о месте и времени рассмотрения дела должны быть извещены лицо, привлекаемое к ответственности, либо его законный представитель, потерпевший, другие участники производства по делу.

Особое значение имеет извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, поскольку в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Вместе с тем в ч. 3 ст. 25.1 сделана специальная оговорка по поводу рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, обязательные работы или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В этих случаях дело может быть рассмотрено только в присутствии соответствующего лица.

Статья 25.15 КоАП РФ устанавливает правила извещения участников производства о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению принимается ряд юридически значимых решений в форме определений и постановлений.

Определения выносятся по следующим вопросам:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины участников производства по делу, указанных в ст. 27.15 КоАП РФ, а их отсутствие препятствует выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, то одновременно выносится определение о приводе этих лиц;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случаях:
    • а) составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;
    • б) неправильного составления и оформления соответствующих материалов;
    • в) неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, когда:
    • а) рассмотрение дела не относится к компетенции субъекта, к которому поступили данные материалы;
    • б) вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
  • объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По общему правилу, дело рассматривается в течение 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным его рассматривать, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Срок рассмотрения дела судьей ныне значительно больше – два месяца (см. Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ). В случаях поступления ходатайств от участников производства, а также при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение об этом выносится в виде определения.

Предусмотрен и сокращенный срок рассмотрения дела о нарушениях законодательства о выборах и референдумах (не более пяти дней), о правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности соответствующего объекта (не позднее семи суток с момента фактического приостановления деятельности). Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

В КоАП РФ, в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, подробно не расписаны процессуальные действия о порядке рассмотрения дела .

В двух частях ст. 29.7 действия субъекта административной юрисдикции подразделяются на организационно-информационные действия и рассмотрение дела по существу.

Вначале объявляется, кто рассматривает дело, кто привлекается к ответственности, устанавливается факт явки такого лица либо его законного представителя; проверяются полномочия защитника и представителя, устанавливается, извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела; разъясняются права и обязанности таких лиц; рассматриваются заявления, ходатайства и отводы.

При обнаружении соответствующих фактов судья или другой орган административной юрисдикции вправе вынести следующие определения :

  • о необходимости явки лица, привлекаемого к ответственности (законного представителя юридического лица);
  • о приводе соответствующих лиц, если в этом есть необходимость, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 и 27.15 КоАП РФ;
  • об отложении рассмотрения дела в случаях поступления заявления об отводе лиц, рассматривающих дело, других участников процесса; необходимости явки лица, участвующего в деле;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к содержанию определения содержатся в ст. 29.12.

После выяснения изложенных выше обстоятельств, если они

не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела, начинается рассмотрение дела по существу :

  • оглашается протокол об административном правонарушении и иные имеющиеся в деле документы (например, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, материалы фото- и видеосъемки и др.);
  • заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности;
  • заслушиваются показания других лиц, участвующих в деле (свидетель, эксперт и др.);
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение;
  • совершаются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ, например, выносится представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ решение по существу дела принимается в форме постановления: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

В ст. 29.10 КоАП РФ закреплены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

В качестве общего требования, в ч. 1 ст. 29.10 определены обязательные реквизиты постановления. Далее указывается на необходимость мотивации принимающего решения, а также указания о порядке обжалования принятого постановления.

В последующих частях ст. 29.10 содержатся важные разъяснения, касающиеся особенностей содержания постановлений по результатам рассмотрения отдельных категорий дел. Так, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ, то в постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Кроме того, в постановлении должно быть отражено решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении этих вещей не применена (или не может быть применена) конфискация. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации для уничтожения.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья, должностное лицо уполномоченного органа (см. ст. 3.12 КоАП РФ) должны решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения постановления. Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 подробно разъяснил правила назначения административного приостановления деятельности, подчеркнув необходимость учитывать характер деятельности и характер совершенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, возникновения эпидемий, эпизоотий и других опасных факторов. Указано также, как должен поступать судья при определении сроков административного приостановления деятельности и каково должно быть содержание постановления (п. 23.1).

В связи с введением такой меры обеспечения производства по делу, как залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ), в постановлении по делу подлежит разрешению вопрос о возмещении залогодателю залога за арестованное судно или об обращении этого залога в доход государства.

При вынесении постановления в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение, если назначает административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Надо также отметить, что постановление, в случае упрощенного производства, предусмотренного ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, оформляется в виде электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Это общее правило продолжает действовать, однако ныне в ст. 29.11 КоАП РФ внесены существенные дополнения. Они позволяют в исключительных случаях, по решению судьи, должностного лица (в статье объединены термином "лицо") и органа, рассматривающих дело, отложить составление мотивированного постановления на срок не более чем три дня со дня окончания рассмотрения дела. При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе или высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения. По делам о правонарушениях, связанных с нарушением порядка обращения с оружием (ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ), в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении наказания направляется в соответствующую организацию. Копия постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Ныне КоАП РФ (ст. 29.12.1) разрешает вопрос об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения дела. Такие исправления могут быть сделаны по инициативе лиц, указанных в ст. 25.1–25.5.1, 25.11, и прокурора или по инициативе судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление (а также определение) по делу. Однако изменение содержания постановления, определения, решения по делу не допускается. Внесение соответствующих исправлений оформляется определением.

В целях предупреждения административных правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела, уполномочены вносить представление об устранении причин и условий , способствовавших их совершению (ст. 29.13 КоАП РФ). Представление вносится в соответствующие организации или должностным лицам, которые обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему такое представление.

Особенности рассмотрения ряда дел об административных правонарушениях связаны с тем, что наряду с нормами КоАП РФ действуют нормы АПК РФ .

АПК РФ относит рассмотрение дел об административных правонарушениях к административному судопроизводству, установив, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Применительно к рассмотрению дел об административных нарушениях следует предположить, что под иным федеральным законом понимается КоАП РФ. В АПК РФ получили определенное отражение нормы КоАП РФ.

Следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах осуществляется по правилам гл. 25 АПК РФ и отличается рядом особенностей. В этом Кодексе используется иная терминология (вместо постановления по делу принимается решение); установлены иные правила обжалования принятого по делу решения.

В отличие от КоАП РФ принятие дела к рассмотрению обусловлено представлением двух процессуальных документов: заявление должностного лица о привлечении к административной ответственности и протокол об административном правонарушении (ст. 203–204 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела (сроки, извещения, установление события административного правонарушения и факта его совершения конкретным лицом, правильность составления протокола, другие доказательства) определен ст. 205 АПК РФ. Отметим, что в данной статье специально указывается на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

По результатам рассмотрения дела суд (дело рассматривает судья единолично) принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

  • См. ответы на вопросы № 10,11 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 №2-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".