Расчет пеней по постановлению правительства 1063. Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки. Информация об изменениях

Как правильно рассчитать стоимость пени по 44-ФЗ? Пеня начисляем еще по правилам постановления 1063. Пеню надо начислять за весь период с расчета ставки ЦБ на момент начисления пени, а именно - 7,5% или же пеню рассчитать за каждый период действия конкретной ставки ЦБ и потом суммировать, получив общую пеню за весь период?

Ответ

При направлении требования об уплате неустойки (в данном случае пеней) пеню надо начислять за весь период с расчета ставки ЦБ на момент начисления пени, а именно в указанном случае - 7,5%. При этом, если на момент уплаты пеней поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет изменена такая ставка, то его оплата и расчет должна соответствовать соответствующей ставке ЦБ.

Как взыскать неустойку с поставщика

Поставщик нарушит условия контракта - требуйте неустойку. Считать, сколько должен контрагент, нужно по правилам, которые утвердило Правительство. Сейчас заказчики используют два варианта правил - старый и новый. Читайте, какой вариант выбрать, как посчитать неустойку и что делать, если поставщик отказывается платить.

Какие виды неустойки предусмотрены в Законе № 44-ФЗ

Исполнители контрактов платят штрафы и пени, если некачественно исполняют обязательства. Ответственность сторон пропишите в контракте. На это указано в статье 34 Закона № 44-ФЗ.

Требуйте заплатить пени, если контрагент не вовремя исполнил обязательства, в том числе гарантийные: поставил товар, оказал услугу или выполнил работу после срока по контракту. За любое нарушение, кроме просрочки, контрагент платит штраф. Например, если поставит испорченный груз, то заплатит штраф, а не пени. Такие разъяснения дали Минфин в письме от 26.01.2016 № 02-01-11/2872 и Минэкономразвития в письме от 28.09.2015 № Д28и-2903.

Если опубликовали извещение о закупке до 9 сентября 2017 года, неустойку рассчитывайте по Правилам из постановления Правительства от 25.11.2013 № 1063. Опубликовали извещение после 9 сентября - используйте для расчета Правила, которые Правительство утвердило постановлением от 30.08.2017 № 1042. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 1042.

Когда рассчитываете пени по Правилам № 1042, используйте формулу:

Ключевую ставку считайте на день уплаты пеней. Расчет приведен в пункте 10 Правил № 1042. Когда считаете дни просрочки, не учитывайте дату, когда наступила просрочка, и день, когда контрагент исполнил обязательства. Пени начисляйте за каждый календарный день просрочки, выходные и праздничные дни учитывайте. Такие разъяснения дали Минфин в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 и Верховный суд в определении от 31.01.2017 по делу № А45-26419/2015.

Количество дней просрочки считайте так же, как описано выше.

Внимание: с 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке, об этом сказано в постановлении Правительства от 08.12.2015 № 1340. Узнать ключевую ставку можно на сайте Банка России.

Размер ставки рефинансирования для расчета пеней определите по формуле:

Коэффициент К рассчитайте так:

Коэффициент К выражен в процентах, поэтому при расчете умножайте на 100, а не на 100 процентов. К такому выводу пришел Минфин в письме от 08.04.2016 № 02-02-15/20343. Позицию подтвердил Верховный суд в определении от 31.01.2017 по делу № А45-26419/2015.

Размер ставки рефинансирования, которую нужно применять для расчета неустойки, зависит от коэффициента К:

  • 0,01 ключевой ставки, если К равен 0-50 процентам;
  • 0,02 ключевой ставки, если К равен 50-100 процентам;
  • 0,03 ключевой ставки, если К равен или превышает 100 процентов.

Например, ключевая ставка - 8,5 процента, коэффициент К - 101 процент. Размер ставки рефинансирования составит 0,255 процента: (8,5% × 0,03). Порядок расчета пеней описан в пунктах 7 и 8 Правил № 1063.

Как взыскать штраф по Правилам № 1042

Сумма штрафа по Правилам № 1042 фиксированная и определяется в процентах от цены контракта: чем больше цена контракта, тем меньше процент.

Цена контракта, руб. Процент от цены контракта
до 3 млн включительно 10
от 3 млн до 50 млн включительно 5
от 50 млн до 100 млн включительно 1
от 100 млн до 500 млн включительно 0,5
от 500 млн до 1 млрд включительно 0,4
от 1 млрд до 2 млрд включительно 0,3
от 2 млрд до 5 млрд включительно 0,25
от 5 млрд до 10 млрд включительно 0,2
выше 10 млрд 0,1

К примеру, заключили контракт на 27 млн руб. Тогда размер штрафа составит 1350 тыс. руб. Если контрактом предусмотрели этапы, то рассчитывайте штрафы в процентах от цены отдельных этапов. Об этом сказано в пунктах 2 и 3 Правил № 1042.

Внимание: штрафуйте контрагента за каждый факт нарушения, но общая сумма штрафов и пеней не должна превышать цену контракта. Такой вывод следует из пунктов 3 и 11 Правил № 1042.

Если закупаете товары, работы или услуги у СМП или СОНО, штрафы будут меньше (п. 4 Правил № 1042).

Например, при цене контракта в 1 млн руб. штраф составит 30 000 руб. Если бы заключили контракт с такой же ценой при закупке на общих основаниях, то контрагент заплатил бы штраф в 100 000 руб.

Контрагент заплатит штраф, если должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделает этого. Размер штрафа - 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик. Если подрядчик должен выполнить определенные виды и объемы работ самостоятельно, но привлечет субподрядчика, также оштрафуйте его на 5 процентов от стоимости таких работ. Подрядчик обязан сам выполнить часть работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства. Конкретные виды и объемы работ контрагент определяет согласно постановлению Правительства от 15.05.2017 № 570. Размеры штрафа описаны в пунктах 7 и 8 Правил № 1042.

Отдельно штрафуйте за нарушение обязательств, которые не имеют стоимости. Например, поставщик привез товар без сертификата или не предоставил акт выполненных работ. Чтобы штрафовать за такие нарушения, необходимо прописать в контракте нестоимостные обязательства. Такой вывод следует из пункта 6 Правил № 1042. Штрафы за нарушение нестоимостных обязательств считайте не в процентах, а в конкретных суммах.

Как быть, если участник закупки победил в торгах на право заключить контракт? В этом случае размер штрафа зависит от НМЦК:

Если на аукционе участники снизят цену контракта до 0,5 процента НМЦК, оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт, то есть на повышение цены максимум до 100 млн руб. При других закупках такая процедура не предусмотрена. Выводы следуют из части 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ и пункта 5 Правил № 1042.

Подсчитаем коэффициент К: К = (8/30)*100% = 26,7% следовательно, для расчета ставки К = 0,01. Ставка = 0,01 * 0,11 * 8 = 0,0088 Отсюда Пени = (400 000 – 0) * 0,0088 = 3520 рублей Если контрактом предусмотрено исполнение поставщиком обязательств отдельными этапами, то используемые в формуле значения цены, объема реализованных обязательств, а также сроки исполнения, определяются по показателям, прописанным для отдельного этапа. Такое правило следует напрямую не зафиксировано в 44-ФЗ, но оно вытекает из письма Министерства финансов РФ за номером 02-02-04/60726 от 27.11. 2014 г. Никаких противоречий с ГК РФ в этом случае нет. Пени могут быть наложены на любую из сторон договора. Избежать этого поможет добросовестное исполнение своих обязательств. Все спорные ситуации должны разрешаться в судебном порядке.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

Андрей Г. писал(а): ок, тыкаю, пример:Размер неустойки по Договору установлен в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Цена Договора составляет 57 000 (пятьдесят семь тысяч) рублей 00 копеек.Ставка рефинансирования Центрального банка РФ на 31.01.2014 г. 8,25%.Количество дней неисполнения условий Договора за период с 01.01.2014г. по 31.01.2014г. включительно составляет — 31 (тридцать один) день.Сумма неустойки за один день просрочки составляет 57 000,00 * 8,25/300% = 15 (пятнадцать) рублей 68 копеек.Сумма неустойки за 31 день неисполнения условий Договора составляет: 15,68 * 31 дн. = 486 (четыреста восемьдесят шесть) рублей 08 копеек.Пойдет? Возьмете больше 1/300 будет больше сумма неустойки. Вроде доступно расписал.
Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня). 2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами. 3.

Форум института госзакупок (москва)

Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Правила дополнены пунктом 4.1 4.1. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ. 5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.

рублей; б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

При этом порядок расчета и выплаты такой неустойки должен быть прописан в контракте. Сторона может быть освобождена от выплаты пени, если докажет, что нарушение ей обязательств произошло под действием обстоятельств непреодолимой силы или по вине второй стороны. Обжалование назначенной неустойки производится в судебном порядке.


Расчет пени для заказчика В соответствие с частью 5 статьи 34 в случае просрочки оплаты поставленных по государственному контракту товаров или услуг на заказчика накладывается обязательство по выплате пени в сумме, равной 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной суммы. Отсчет дней просрочки ведется от суток, следующих за крайней датой исполнения обязательств. Рассмотрим пример. Итоговая стоимость контракта составляет 600 000 рублей.


Крайняя дата оплаты поставленных товаров – 11 мая. Заказчик перечислил деньги на счет поставщика только 22 мая.

Калькулятор расчета пени по постановлению правительства рф № 1063

Поэтому внимательным образом изучайте проект контракта и не попадайтесь на крючок, на который попадаются многие поставщики, которые ради победы в конкурсе указывают минимальные сроки для того, чтобы набрать наибольшее число баллов, забывая о штрафных санкциях при срыве сроков исполнения контракта. И так, давайте разберемся, что же такое неустойка? Неустойка (штраф, пеня) - в соответствии с п. Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-ФЗ и 44-ФЗ П = (Ц - В) × С, В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; 7.
Размер ставки определяется по формуле: C ЦБ - размер ставки рефинансирования. Город не указан Согласно ст.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Важно

Размер ставки определяется по формуле: , где: — размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП — количество дней просрочки. 8. Коэффициент К определяется по формуле: , где: ДП — количество дней просрочки; ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). При К, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.


При К, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

Каким образом рассчитать пени по государственному контракту, когда предусмотренные им обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

По условиям контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в течение 15 дней. В контракте есть условие о том, что в течение данного срока товар может поставляться частями. Поставка в срок не осуществлена и была произведена частями (6 поставок) с существенным нарушением сроков контракта на 40 дней (с просрочкой 14, 18, 20 дней и т.д.). Периоды поставки контрактом не предусмотрены. Оплата осуществлялась единовременно, по итогам поставки подписана единая накладная. Если расчет проводить в 6 этапов, то сумма по всем этапам будет существенно больше, чем сумма при расчете в один этап по полной просрочке. Как произвести расчет пени по контракту на поставку товара?

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (ч. 6, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее - Закон N 44-ФЗ).

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) х С,

где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.

Минфин России в письме от 27.11.2014 N 02-02-04/60726 высказал позицию, согласно которой, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, то используемые в утвержденной Правилами формуле показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа. При этом полученный в порядке, определенном пунктами 6-8 Правил, итоговый показатель "П" является итоговой суммой пени, подлежащей взысканию (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-02-04/59756).

Подобный подход не вытекает из положений Закона N 44-ФЗ и Правил, однако согласуется с положениями ГК РФ. Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ).

Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

В связи с этим отметим, что определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Под "этапами исполнения контракта", на наш взгляд, может пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством. При этом, как указано в п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

Таким образом, если контрактом не предусмотрено поэтапное его исполнение (применительно к рассматриваемой ситуации - периоды поставки), и тем более когда из условий контракта (как в приведенной ситуации) очевидно следует, что предусмотренный контрактом срок поставки относится ко всем товарам, поставка которых является предметом контракта, нет никаких оснований для квалификации условий контракта как предполагающих поэтапное его исполнение. Само по себе то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполняются частями, в разное время в пределах срока, предусмотренного для исполнения соответствующего обязательства (например, частями поставляется предусмотренное контрактом количество товара), не свидетельствует об исполнении контракта по этапам (смотрите, например, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889). Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара.

Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки. Несмотря на то что согласно п. 6 Правил расчет пени осуществляется исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), формула определения цены предполагает возможность уменьшения цены при расчете пени не на сумму исполненных обязательств, а на стоимость фактически исполненного в установленный срок. Это не позволяет учитывать специфику таких ситуаций, когда, например, отдельные партии товара поставлены с разными периодами просрочки. Иными словами, формальное применение Правил в подобных случаях не позволяет рассчитать суммы пеней отдельно по каждому из допущенных периодов просрочки и неизбежно приводит к завышению суммы пеней, причитающихся с контрагента.

Приведем пример.

Цена контракта, заключенного 15 февраля 2015 года, составляет 800 000 рублей. Срок поставки - 16 февраля 2015 г. Товар на сумму 300 000 рублей поставлен 20 февраля 2015 г., оставшаяся часть товара поставлена 2 марта 2015 г.

Первым днем просрочки обязательства будет 17 февраля, последним - 2 марта, следовательно, просрочка поставщиком обязательств составит 14 дней (ДП = 14). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

В соответствии с Правилами в этом случае размер пени должен рассчитываться следующим образом:

Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.09.2012 составляет 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб.

Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней. Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81).

Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России (от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726).

Поэтому, на наш взгляд, учитывая положения гражданского законодательства, в частности ст. 521 ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

Так как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно.

Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 4/15 х 100% = 27%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,01 х 0,0825 х 4 = 0,0033;
Пеня за просрочку поставки первой части товара составит 2460 руб. (П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0033).
Пеня за просрочку поставки оставшейся части товара рассчитывается следующим образом:
Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 14 /15 х 100% = 93,3%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231;
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 300 000) х 0,0231 = 11 550 руб.
Общая сумма пени за просрочку товара составит 14 010 руб.

Последний вариант расчета пени, взыскиваемой с поставщика, на наш взгляд, более соответствует требованиям законодательства. В заключение еще раз отметим, что формально верным является первый из приведенных вариантов. Применение второго из приведенных подходов - опять же формально - не является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Однако нельзя исключить, что использование заказчиком подобного механизма расчета пени может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (в виде, например, привлечения их к дисциплинарной ответственности по результатам мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

1063 Постановление Правительства о расчете пени и штрафов дополняет разделы 44 Федерального закона, описывающие ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных (государственных) контрактов. Эти договоры заключаются казенными учреждениями (организациями) по конкурсу для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Если предприниматель нарушает контракт, то штрафы начисляются по 44-ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь, муниципальному (государственному) предприятию устанавливается штрафные санкции в случаях задержки платежей по договору. Каков их размер, определяется согласно актуальным нормативным актам, как для одной, так и другой стороны.

Административная ответственность для чиновника

В связке «Поставщик-Заказчик по госконтракту» предприниматель считается неравноправной стороной. При заключении соглашения на оказание услуг, передаче товара последнее лицо желает получить прибыль. Недобросовестный заказчик манипулирует бизнесменом, так как не боится наказания.

Подписание муниципального контракта

Не редко констатируются случаи, когда представители государственных учреждений задерживают оплату платежей, предусмотренных по согласованному графику. Чтобы избежать таких ситуаций, размер штрафа устанавливается контрактом в виде административной ответственности. Это - действенная мера в совокупности с другими санкциями.

С середины 2017 года по КоАП предусматривается мера ответственности индивидуально для руководителя. Штраф на должностное лицо устанавливается в размере от 30 до 50 тысячи рублей. Начальник опасается применения этой меры законодательства, так как повторное деяние грозит по новым правилам дисквалификацией, то есть потерей статуса и рабочего места.

Штрафные санкции

Важно! Следует четко разграничивать разницу между пеней и штрафом. Пеня назначается за просрочку договорных обязательств. Штраф полагается за ненадлежащее исполнение условий соглашения или неисполнение пунктов контракта.

Размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком контракта зависит от многих факторов:

  • количества дней просрочки;
  • формы собственности предпринимателя (субъектов малого бизнеса штрафуют на меньшие суммы);
  • цены контракта;
  • ставки рефинансирования, установленной Центробанком в данный момент времени.

Важно! Основное правило законодателей гласит, что общая сумма неустойки - пеней и штрафов - не может превышать стоимости контракта. Кроме того, любое отклонение от ранее оговоренных пунктов карается штрафом в фиксированной сумме.

Чаще всего ведомства четко соблюдают платежную дисциплину. Тогда выполнение контракта становится прерогативой Подрядчика. Он обязан исполнить все условия договора поэтапно. При этом каждый факт нарушения устанавливается документально, так как все операции отражаются на балансовых счетах предприятия и оформляются актами приема-передачи.

Итак, штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств рассчитывается в фиксированном размере. Зависимость стоимости государственного контракта от размера штрафных санкций здесь очевидна:

  • при стоимости контракта меньше 3 миллионов рублей - 10 процентов от цены контракта;
  • от 3 до 5 млн. руб.- 5 процентов от цены контракта;
  • от 50 до 100 млн. руб. - 1 процент;
  • свыше 100 млн. руб. до 500 млн. руб. - 0,5 процентов;
  • от 500 млн. до 1 млрд. рублей - 0,4 процентов;
  • от 1 млрд. до 2 млрд. рублей- 0,3 процентов;
  • от 2 млрд. до 5 млрд. рублей - 0,25 процента;
  • от 5 млрд. до 10 млрд. рублей - 0,2 процента;
  • свыше 10 млрд. рублей - 0,1 процента*.

Постановление по штрафам по 44 фз предполагает возложение на Поставщика финансовой ответственности в виде фиксированных сумм за проступки, которые нельзя выразить в стоимостных характеристиках. Федеральный закон устанавливает следующую схему, чтобы начислить неустойку:

  • меньше 3 миллионов рублей −1000 рублей
  • от 3 до 5 млн. руб. −5000 рублей
  • от 50 до 100 млн. руб. −10 000 рублей
  • свыше 100 млн. руб. −100 000 рублей*.

Последние изменения законодательства в сфере госзакупок были направлены на то, чтобы сделать систему назначения штрафов максимально понятной для предпринимателя. В связи с этим рассчитать пени или другие неустойки не составит труда даже предпринимателю без юридического образования. При этом законодатели настаивают на соблюдении принципа справедливости и разумности. Так, для некоммерческих организаций, для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных учреждений применяются льготные ставки:

  • меньше 3 миллионов рублей −3 процента от цены контракта
  • от 3 до 10 млн. руб. −2 процентов от цены контракта
  • от 10 до 20 млн. руб.- 1 процент от цены контракта*.

При строительных работах

Постановление 1063 о штрафах по 44 фз отдельно описывает такие виды услуг по ведомственным соглашениям как строительство, реконструкция, капитальный ремонт. В этих случаях Подрядчик гарантирует организацию и проведение работ без задержек и без привлечения третьих лиц. Если данные договоренности не соблюдаются, то Заказчик имеет право оштрафовать исполнителя ровно на 5 процентов от стоимости ремонта (строительства).

Как назначаются пени?

Любой поставщик знает о методике расчета пеней. В любом договоре четко прописывается, что эти санкции зависят от ставки рефинансирования Центробанка. Начисления происходят при учете уже исполненных обязательств (итоговая сумма уменьшается). Верные расчеты получаются по правилам:

  • День, прописанный в контракте, как время неисполнения обязательств не учитывается.
  • Дальнейший порядок исчисления производится вне обстоятельств, был ли выходной или будний календарный день.
  • Ставка рефинансирования определяется на день проведения мероприятий по расчетам. Она изменяется каждый квартал и сверяется на сайте Центробанка. Так, весной 2018 года она равнялась 7,5 процентов.
  • Коэффициент ставки рассчитывается по формуле 1/100. Например, 7,75 процентов приравнивается к 0,075

Расчет пени по 44-ФЗ за просрочку исполнения обязательств.

Калькулятор расчетов выглядит следующим образом:

  • Пени= коэффициент ставки*1/300*неисполненная сумма по контракту* дни просрочки по обязательствам

Пример, как рассчитывается пени:

Общая стоимость контракта, заключенного между Поставщиком и Заказчиком, составляет 400 тысяч рублей. В договоре указано, что за услуги, выполненные в полном объеме, будет произведена полная оплата в срок до 25 августа 2018 года. Остаточная стоимость контракта - 100 тысяч (300 тысяч рублей переведены на счет Поставщика).

Со стороны Поставщика услуги выполнены. Заказчик нарушил сроки оплаты, погасив задолженность только 1 сентября. У Поставщика есть возможность получить неустойку за несоблюдение контракта:

  • Актуальная ставка рефинансирования 7,25
  • Коэффициент 0,0725
  • Сумма, на которую начисляются пени 100 000
  • Количество дней просрочки 26, 27, 28, 29, 30, 31 августа и 1 сентября; 7 дней
  • Формула 0,0725/300*7*100 000
  • К выплате 169 рублей 20 копеек

О вступлении в силу Постановления № 1042

09 сентября 2017 года вступило в силу новое Постановление Правительства № 1042. Это другие правила назначения штрафных санкций и правил, которые облегчили порядок применения 1063 нормативного акта.

Однако расчет пеней и штрафов по 1063 продолжается. Согласно действующей системе заключения госконтрактов по 44 фз Поставщиком (Исполнителем) договора считается тот предприниматель, который в какой-то временной промежуток принял приглашение на участие в конкурсных процедурах и выиграл его. Если соглашение заключено уже давно и действует по настоящий момент, то действует старый регламент.

Важно! Если закупка размещена на аукцион после 09 сентября 2017 года, а в пунктах соглашения упомянуты старые правила назначения штрафных санкций, то конкурсная документация составлена неверно и противоречит нормам законодательства. За нарушение последует штраф до 3 тысяч рублей.*

Расчет по начислению пени по документам бухгалтерии.

В любой государственной организации процедура объявления конкурса по заключению договора на оказание услуг или поставку товаров начинается с приказа по 44 фз. Победитель закупок имеет преимущественные права по сравнению с другими предпринимателями, поскольку его бизнес получает стабильные доходы в течение продолжительного срока.

Таким образом, размеры пеней и штрафов, которые включаются в контракт, не должны пугать добросовестных Поставщиков. Главное для них - следить за сроками и соблюдать все условия госконтракта. Удача сопутствует смелым!

*Цены актуальны на август 2018 г.

Одним из обязательных условий, содержащихся в государственных (муниципальных) контрактах, является условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу заказчика неустойки. Однако в некоторых случаях расчет неустойки может вызвать определенные затруднения. В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть вопрос, связанный с расчетом пеней за исполнение контракта с разными периодами просрочки.

Нормативное обоснование

Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно общим положениям гл. 23 ГК РФ неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила), предусмотрена норма, аналогичная приведенному выше п. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при этом указано, что размер пеней определяется по формуле: П = (Ц — В) x С, где Ц — цена контракта; В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С — размер ставки.
В практической деятельности довольно часто возникают ситуации, при которых исполнение обязательства происходит поэтапно (как в пределах срока контракта, так и за его пределами). В этой связи расчет пеней может вызвать определенные вопросы: с одной стороны, существует судебная практика, сложившаяся в результате применения норм ГК РФ, а с другой стороны, есть положения Закона N 44-ФЗ и действующие на положениях данного Закона Правила.

Расчет по ГК РФ

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726.
Такая точка зрения подтверждается и судебной практикой. Рассмотрим следующее решение <1>.
———————————
<1> Постановление Девятнадцатого ААС от 05.06.2015 по делу N А36-4926/2014.

Из материалов дела усматривается, что между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" — "Липецкэнерго" и ООО "Торговый дом "Хорда" был заключен договор поставки от 14.03.2014 N 4648006974, согласно которому ответчик принял на себя обязательства поставить покупателю, а покупатель — принять и оплатить на условиях договоров товар, указанный в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договоров.
В соответствии с графиком поставки по договору от 14.03.2014 ответчик должен был поставить товар в течение 45 календарных дней с даты заключения договора, то есть товар должен был быть поставлен в срок до 27.04.2014.
Фактически поставка товара произведена ответчиком в следующие сроки: 14.03.2014 поставлен товар на сумму 119770 руб. 00 коп., 06.06.2014 — на сумму 101523 руб. 41 коп., 21.07.2014 — на сумму 283996 руб. 50 коп., 13.10.2014 — на сумму 2360 руб. 00 коп.
В связи с просрочкой поставки товара по договору за период с 28.04.2014 по 10.09.2014 истец начислил пени в сумме 103437 руб. 73 коп. из расчета 0,15% за каждый день просрочки от цены договора.
Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Анализ приведенной правовой позиции позволяет сделать вывод о том, что начисление неустойки на сумму исполненных надлежаще обязательств ведет к неосновательному обогащению.
Поскольку действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГК РФ), начисление неустойки на общую сумму договора без учета исполнения части обязательства противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за тот товар, который был поставлен досрочно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что методика расчета неустойки, приведенная истцом, противоречит нормам действующего законодательства (ст. 330 ГК РФ) и условиям договоров.

Расчет по Закону N 44-ФЗ

Наравне с такой позицией в судебной практике начинает складываться и иная, основанная на нормах Закона N 44-ФЗ. Рассмотрим следующий случай <2>.
———————————
<2> Постановление Четвертого ААС от 02.02.2016 N 04АП-4687/2015 по делу N А78-185/2015.

По результатам открытого аукциона в электронной форме победителем был признан ответчик, с которым 12.05.2014 учреждение (заказчик) заключило государственный контракт на поставку технических средств реабилитации.
Согласно п. 5.1.2 контракта в течение 7 дней со дня заключения государственного контракта (то есть до 19.05.2014) поставщик обязан осуществить предварительную поставку всей партии товара в г. Читу и организовать предварительную приемку всей партии товара в г. Чите.
Актом предварительной поставки товара от 19.05.2014 товар поставлен в количестве 21475 шт. на сумму 1758475 руб. 76 коп.
Актами предварительной поставки товара, подписанными сторонами без замечаний: от 28.05.2014 товар поставлен в количестве 27629 шт. на сумму 2403109 руб. 05 коп., от 06.06.2014 товар поставлен в количестве 16853 шт. на сумму 1197813 руб. 05 коп., от 16.06.2014 товар поставлен в количестве 77 шт.

Как считать пени по 44 фз

на сумму 3082 руб. 13 коп.
Поставщиком принятые по п. 5.1.2 контракта обязательства в срок не исполнены.
Истец начислил неустойку с учетом актов предварительной приемки товара за период с 20.05.2014 по 15.06.2014 на общую сумму 240837 руб. 58 коп. Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
При буквальном толковании п. 6 Правил следует вывод о том, что базой для начисления пеней является цена контракта, уменьшенная только на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в установленный контрактом срок, поскольку именно так в этом пункте определено значение показателя В. При этом, как указано выше, Правилами также предусмотрено увеличение коэффициента К, необходимого для определения размера ставки пеней, пропорционально увеличению периода просрочки в сравнении со сроком исполнения обязательства по контракту (увеличение от 0,01 до 0,03, то есть от 1/100 до 3/100 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что соответственно увеличивает размер пеней до трех раз в расчете на каждый день просрочки).
Возможность при расчете пеней уменьшения цены контракта на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по истечении установленного контрактом срока, а также возможность определения показателя дней просрочки не как общего количества дней просрочки, а как количества дней между датами предоставления очередных частей исполнения обязательства по истечении установленного срока Правилами не предусмотрена и не следует из их смысла и содержания.
В данном случае, поскольку при заключении государственного или муниципального контракта стороны оговаривают срок исполнения предусмотренного им обязательства, разумное ожидание кредитора (заказчика) сводится к получению исполнения в полном объеме в оговоренный сторонами срок. В этой связи при нарушении срока исполнения обязательства должник вправе претендовать на уменьшение цены контракта для целей расчета пеней только на стоимость той части исполнения, которая произведена в установленный срок, так как только эта часть исполнения может быть признана надлежащей.

Вывод

Как мы уже выяснили, расчет неустойки с разными периодами просрочки в рамках Закона N 44-ФЗ отличается от порядка расчета неустойки, основанного на положениях ГК РФ. Вместе с этим считаем необходимым отметить следующее.
Закон N 44-ФЗ и Правила не содержат такого определения, как "этап исполнения контракта". ГК РФ также не апеллирует таким термином, раскрывая нам лишь понятие "период поставки товара" (ст. 508 ГК РФ), под которым понимается поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями. Такой порядок поставки должен быть предусмотрен сторонами.
Вместе с этим согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг — периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), в плане-графике должен указываться срок исполнения контракта. Важно понимать, что данные положения регулируют те контракты, которые предусматривают поэтапное исполнение обязательств. Если же контрактом поэтапное его исполнение не предусмотрено, то квалификация положений контракта как предполагающих такое исполнение будет являться неверным и идти вразрез с нормами Закона N 44-ФЗ. Таким образом, исполнение обязательств по контракту частями как в пределах срока, предусмотренного для исполнения обязательств, так и за его пределами не может служить основанием для признания исполнения контракта по этапам. В связи с этим начисление пеней должно происходить со дня, следующего после истечения срока исполнения обязательств.
При этом следует учитывать, что начисление пеней должно происходить с момента просрочки обязательств и рассчитываться из стоимости неисполненных обязательств. Исполнение обязательств в период просрочки не должно учитываться при расчете. Если же исполнение части обязательств было произведено в установленный контрактом срок, то согласно п. 6 Правил расчет пеней должен осуществляться исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных стороной.
Такой порядок, на наш взгляд, полностью соответствует положениям, отраженным в Законе N 44-ФЗ, и является юридически верным. Данный вывод подтверждается и складывающейся судебной практикой.
Но вместе с этим остается законодательно неразрешенным вопрос соотношения расчета неустойки в гражданском обороте и в контрактной системе. С одной стороны, Закон N 44-ФЗ основывается на положениях ГК РФ и, следовательно, должен соблюдать общие принципы, заложенные законодателем в его основание. Но, с другой стороны, контрактная система представляет собой самостоятельный институт права и вправе разрешать отдельные ситуации по своему усмотрению.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

9 сентября вступили в силу изменения в правилах начисления штрафов и пеней за нарушения условий госконтрактов. Рассмотрим, что же нового привнесли в контрактную систему.

Общие положения

Изменения вводит Постановление Правительства № 1042 от 30.08.2017.

Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет ст. 34 закона № 44-ФЗ, а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.

Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт "в" пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.

Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.

Изменения в расчете пеней

Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло. Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.

Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

С 19 июня 2017 года она составляет 9% годовых. Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%.

А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился. Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов

Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта.

Работа с онлайн калькулятором пени по 44-ФЗ

Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

При старых порядках нарушитель всегда платил бы 0,5% за любой контракт, стоимость которого выше 100 млн. руб. Новые правила расширяют диапазон цен контрактов и процентов взысканий от них. Теперь поставщики будут платить штрафы исходя из информации, которая указана в таблице.

Также добавлен порядок определения неустойки для случаев:

  1. Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО (ч.1 ст.30).
  2. Если участник закупки стал победителем, предложив самую высокую цену за право заключить контракт.
  3. Если нарушены обязательства, не имеющие стоимостного выражения.
  4. Если исполнитель не привлек субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, хотя это был оговорено в контракте.

Неустойка за некачественное исполнение работ по строительству составляет 5% от стоимости этих обязательств.

Претерпели изменения и порядок начисления штрафов для заказчиков-нарушителей. Теперь это фиксированные суммы от 1 000 до 100 000 руб. в зависимости от цены контракта за каждый факт нарушения. Старый документ устанавливал в этом случае только проценты.

В этой статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся оплаты штрафных санкций по государственным сделкам.

Как проверить рассчитанную неустойку

Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

  1. Есть санкции, убытки не оплачивают.
  2. Возмещают убытки и оплачивают санкции.
  3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или санкции.

№ 44-ФЗ под рассматриваемым понятием понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков либо неисполнении обязательств по государственной сделке. Данное условие и порядок оплаты также включают в текст государственного контракта.

Важно знать, что пени начисляют только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты пеней (ч. 10 Правил, утв. ПП № 1042 от 30.08.2017).

Размер этой санкции для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

Штрафы обе стороны платят за полное или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

При обнаружении нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств покупателем.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.

В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные о пени и штрафах (п. 10 ч. 2 ст. 103).

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 16 статьи 34 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Особенности расчета неустойки по ФЗ № 44

(часть 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см.

Рассчитываем пени и штрафы по закону № 44-фз

ИнфоВ контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. 27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
28.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231; Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб. Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней.

Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81). Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где:Ц - цена контракта;В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;С - размер ставки.

Как рассчитать штрафы и пени по 44-фз

ВажноПредметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 16.1 введена
См. текст в будущей редакции. 18.

Компания

Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара. Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки.
Несмотря на то что согласно п.

Статья 34. контракт

ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

ВниманиеТак как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно. Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4).
Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 23.

Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки

Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.