Исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Порядок окончания исполнительного производства

Статья 47. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Исполнительное производство регламентируется статьями ФЗ РФ. В нем предусмотрены нормы и стандарты его проведения, сроки реализации и давности, по истечению которой происходит окончание взыскательных действий. Также основания для прекращения или возобновления. Все это определяет четкий алгоритм действий каждой участвующей в процессе взыскания стороны при различных обстоятельствах.

Подробнее о постановлении о возбуждении исполнительного производства читайте

Срок давности исполнительного производства судебных приставов

В отношении исполнительного производства срок давности составляет три года. При этом то время, пока ответчик избегал выполнения обязательств, в данный срок не входит. Оно возобновляется после установления места, где находится он или его имущество (о том, как оформить иск об обращении взыскания на имущество должника читайте ) . То есть, как такового срока давности окончания исполнительного производства нет. Существует срок вручения исполнительного листа. По факту его получения отвечающей стороной, исчисление оканчивается. Время совершения исполнительных действий по общему правилу допускается в течение трех лет с даты принятия судом соответствующего решения. Контроль над этим вопросом возложен на судебных приставов, являющихся исполнителями.

Место и время совершения исполнительных действий

Меры по принудительному выполнению решения суда, место, а также допустимое время их проведения регламентируются 35-ой статьей Федерального Законодательства. Согласно ей применение взыскательных мер производится судебными приставами в будние дни, в период с 6 утра до 10 вечера. Исключения составляют критичные ситуации. Таковыми могут быть те, которые угрожают целостности жизни или здоровья людей, связанные с необходимостью принудительного выдворения из страны гражданина, или лица, не имеющего гражданства. А также если взыскиваемое имущество подлежит быстрой порче.

Само судебное решение может быть признано немедленным к исполнению. Тогда время действий по нему может выходить за рамки предусмотренного законодательством. Исключения составляют случаи взыскания по алиментам. При этом, для проведения действий по взысканию, за пределами установленных временных периодов, судебный пристав обязан иметь письменное разрешение на это со стороны уполномоченного лица – старшего пристава. Согласно все той же статье ФЗ РФ, взыскивающая и отвечающая стороны, имеют право предлагать судебному приставу аналогичное время, которое является удобным для совершения исполнительных действий.

Места исполнения судебного решения регламентированы тридцать третьей статьей Федерального Законодательства РФ. Ею регламентированы следующие положения.

  1. Если отвечающая по решению суда сторона выступает как физическое лицо, то совершение исполнительных мер происходит по месту его прописки, пребывания или нахождения взыскиваемых ценностей.
  2. Когда юридическое лицо является должником, местом проведения исполнительных действий становится юридический адрес самой организации, а также ее филиалов, или место расположения взыскиваемых материальных ценностей, принадлежащих ей.

Прекращение исполнительного производства ст 46 ч 1 п 4 - причина окончания

Сорок шестая статья Федерального Законодательства регламентирует порядок принимаемых мер в случае возвращения исполнительного листа взыскателю по принятому судебному решению. Также в ней оговорены случаи, при которых может быть прекращено взыскание до окончания срока давности или выполнения обязательств. К ним относится и тот случай, когда должник не имеет материальных ценностей, на которые могло бы быть обращено взыскание. Об этом говорится в части первой, четвертом пункте вышеуказанной статьи. Данную норму зачастую используют многие ответчики, переписывая свои вещи на родственников и друзей, или скрывая факт его наличия от судебных приставов до окончания давности. Приостановление взыскательных действий также возможно по ходатайству взыскивающей стороны или при условии, что не стала оставлять себе материальные ценности должника.

Окончание исполнительного производства в связи с исполнением

Прекращение мер по взысканию долговых обязательств может быть связано с его фактическим исполнением, предусмотренным административным правонарушением. Об этом сказано в ст. 47 ФЗ РФ. Также она предусматривает следующие случаи, при которых производство прекращается и считается завершенным.

1. Истечение срока давности исполнительного листа.
2. Солидарное погашение задолженности одним, а также несколькими лицами.
3. Банкротство отвечающей стороны или ликвидация юридического лица, если речь идет о предприятии.

В данных ситуациях судебный пристав составляет акт об исполнении принудительного взыскания и отмечает, в соответствии с какой частью 47 статьи производство считается выполненным. После чего копия этого документа направляется взыскивающей и отвечающей стороне, в органы производящие розыск должника и его имущества, если таковые имеются.

Заявление об окончании исполнительного производства образец 2018

Взыскивающая сторона вправе подать заявление судебному приставу об окончании взыскательного производства до истечения его давности. В нем указывается следующая информация:

  • судебный пристав, на чье имя заявление пишется;
  • фамилия, имя и отчество взыскателя, подающего заявление (читайте: ) ;
  • фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого необходимо прекратить производство;
  • номер и дата принятия решения о взыскании, кем оно было принято;
  • основание для окончания производства;
  • просьба его остановить;
  • инициалы заявителя, дата и подпись.

Основаниями для подачи такого рода заявления могут послужить ситуации, предусмотренные Федеральным Законодательством в статьях 47 и 46.

Скачать образец об окончании исполнительного производства можно

Возобновление исполнительного производства после его окончания - основания

Если наступило окончание взыскательных действий за истечением давности, это не означает, что истец не может его возобновить. Четких сроков, в которые это может быть сделано, законодательством не указано. Основание для возбуждения производства по взысканию задолженности может стать приобретенное имущество должника, которое пригодно для взыскания в качестве уплаты долга. Для того, чтобы восстановить этот процесс, требуется написать соответствующее заявление в Управление Федеральной службы судебных приставов. Оно должно быть рассмотрено в течение десяти дней. Если этого по каким-то причинам пристав не возобновил своих действий, то можно подать жалобу на невыполнение в вышестоящие органы. Само заявление стоит перенаправить в суд. По факту возобновления процесса срок давности исчисляется заново. Контроль за ним остается за приставом.

Обжалование постановления об окончании исполнительного производства образец 2018

Гражданин может обжаловать решение об окончании исполнительных действий до окончания их давности. Для этого законодательством отведен срок в 10 дней. Обжалование может быть совершено при помощи обращения к старшему приставу, в прокуратуру или суд. Также возможна подача соответствующего заявления в региональную службу судебных приставов. Это гарантирует взятие решения по данному вопросу на контроль. Взыскатель же в сжатый срок получит письменное уведомление о принятых мерах для взыскания приставом-исполнителем долга. В зависимости от инстанции, в которую направлено заявление, срок его рассмотрения может различаться. Так для УФССП и суда он составит 10 дней, для прокуратуры – 30. Наиболее эффективным способом является единовременная подача жалобы во все указанные службы. На законодательном уровне это не запрещено.

Обжалование должно содержать в себе следующую информацию:

  • детальное и структурированное описание произошедшего;
  • перечень действий, совершенных приставом-исполнителем;
  • указание правонарушений, которые были совершены;
  • список требований заявителя на основании вышеизложенного.

Таким образом, существует множество различных вариантов, помимо окончания производственной давности, для прекращения взыскательных мер. Однако даже, если дело было закрыто, то оно может быть возобновлено соответствующими должностными лицами при наличии материальных ценностей, пригодных в качестве уплаты, у должника.

Окончание исполнительного производства - это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполн ение исполнительного документа, или случаи, когда исполнительные действия не производятся.

Закон об исполнительном производстве предусматривает различные формы окончания исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы:

1. Окончание исполнительного производства, связанное с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47); фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47); направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое (п. 5 ч. 1 ст. 47); направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47). На практике вопрос о том, что понимается под фактическим исполнением исполнительного документа, не имеет однозначного решения. Например, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 декабря 2001 г. N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" отмечается, что окончание исполнительного производства, основанное на сделанном одной из сторон заявлении о зачете, при наличии встречных исполнительных листов не противоречит закону. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ основывает свой вывод на том, что зачет встречного однородного требования, так же как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, т.е. в этой части влечет такие же последствия, как и исполнение.

Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.

2. Окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий по причинам возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47); возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ (п. 4 ч. 1 ст. 47); ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 6 ч. 1 ст. 47); признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 7 ч. 1 ст. 47); истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве) независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47).

Общим для вышеотмеченных форм окончания исполнительного производства является то, что юридически окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.

Основания окончания исполнительного производства, перечисленные в первой группе, объединяет то, что исполнительное производство обычно в этих случаях завершается с положительным результатом. Либо происходит реальное исполнение исполнительного документа - это значит, что защищаются, удовлетворяются, восстанавливаются права и интересы взыскателя, а цель исполнительного производства достигнута. Либо исполнительное производство заканчивается в отдельно взятом подразделении службы судебных приставов по причине направления исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направления исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие, с презумпцией того, что исполнение исполнительного документа будет производиться в других организациях, подразделениях, т.е. цель исполнительного производства хотя и не столь очевидно, но тоже можно считать достигнутой.

Вторую группу оснований характеризует общий признак - окончание исполнительного производства происходит без производства исполнительных действий.

Исполнительные действия не производятся и исполнительное производство заканчивается, если исполнительный документ возвращается без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя. Это основание целиком основывается на диспозитивном характере исполнительного производства, согласно которому у основных участников исполнительного производства имеется возможность выбора вариантов поведения. Например, инициатива возбуждения исполнительного производства, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может исходить от суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя, которые имеют право предъявить исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Следуя принципу диспозитивности, указанные субъекты в любое время могут требовать возвращения исполнительного документа без исполнения. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию либо орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного

производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, самостоятельно или в порядке, установленном ч.

6 ст. 33 указанного Закона.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 47 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ОСПАРИВАНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФССП РОССИИ В 2008 Г.

(приложение к письму Федеральной службы (Извлечение)

4. Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, связанных с окончанием исполнительного производства.

В 2008 г. судами Российской Федерации рассмотрено 3143 заявления данной категории, из них удовлетворено 293 заявления.

Анализ причин, побудивших заинтересованных лиц обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных в результате окончания исполнительного производства, показал, что их значительную долю по-прежнему составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Так, Центральный районный суд г. Калининграда признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, содержащего требование о восстановлении на работе гражданина Р., установив следующее.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 73 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", действовавшего на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления, при исполнении судебного решения о восстановлении на работе исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического доступа указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении. Аналогичные положения закреплены в ст. 106 новой редакции Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Во исполнение требований исполнительного документа работодатель-должник издал приказ, согласно которому взыскатель был восстановлен на работе в прежней должности, однако второе условие фактического исполнения решения суда о восстановлении на работе - допуск работника к выполнению его обязанностей - работодателем соблюдено не было. Судебный пристав-исполнитель, не убедившись в фактическом допуске Р. к работе, вынес постановление об окончании исполнительного производства, что послужило основанием для его отмены в судебном порядке.

Решением Октябрьского районного суда Самарской области от 12.02.2008 удовлетворено заявление Б. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по следующим основаниям. В подразделении службы судебных приставов находилось два исполнительных производства: первое - об изменении формулировки записи увольнения в трудовой книжке Б. на запись "уволен по собственному желанию" с одновременным взысканием с должника в пользу Б. среднего заработка за время вынужденного прогула; второе - об обязании должника изготовить за свой счет и выдать Б. дубликат трудовой книжки.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании указанных исполнительных производств в связи с фактическим исполнением исполнительных документов.

Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что в оригинал трудовой книжки Б. внесены записи, не соответствующие требованиям п. 1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"; изготовленный дубликат трудовой книжки содержит неточности и исправления, что также не допускается правилами, установленными указанной Инструкцией.

Следовательно, ввиду допущенных должником нарушений при исполнении требований исполнительных документов оснований для окончания исполнительных производств фактическим исполнением у судебного пристава-исполнителя не имелось.

Аналогичное решение о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства вынесено судом в Республике Хакасия. Как установлено судом, судебный пристав-исполнитель окончил исполнительное производство в отношении ЖСК "Ч-С" об обязании последнего предоставить трехкомнатную квартиру С.

При этом судебный пристав-исполнитель принял решение об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества. Однако в соответствии с протоколами общего собрания членов ЖСК "Ч-С" о безвозмездной передаче квартир до настоящего времени данные квартиры не распределены, соответственно, имущество у ЖСК "Ч-С" имеется.

Признавая незаконным постановление об окончании исполнительного производства, суд указал, что судебным приставом-исполнителем не было представлено доказательств принятия мер по

Доводы судебного пристава-исполнителя о представлении регистрирующими органами сведений об отсутствии имущества, зарегистрированного на должника, судом оставлены без внимания.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПИСЬМО

О ЗАПРЕТЕ ОКОНЧАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ О ВЗЫСКАНИИ АЛИМЕНТОВ, ПО КОТОРЫМ ИМЕЕТСЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

В целях обеспечения прав детей, а также для повышения эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментных платежей Федеральной службой судебных приставов разработан порядок окончания исполнительных производств указанной категории, по которым имеется задолженность (письмо от 15.10.2008 N 12/01-13603-АП).

Однако на практике продолжают иметь место случаи окончания судебными приставами-исполнителями исполнительных производств о взыскании алиментов в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) при наличии у должников значительных сумм задолженности по алиментным обязательствам.

Например, при рассмотрении обращения Вострицовой И.В. о ненадлежащем исполнении должностными лицами Управления ФССП России по Челябинской области решения суда установлено, что на основании исполнительного листа о взыскании с Луполова Г.М. алиментов в пользу Вострецовой И.В. судебными приставами-исполнителями Еманжилинского городского отдела судебных приставов Управления ФССП России по Челябинской области 01.11.2008 возбуждено исполнительное производство.

Судебным приставом-исполнителем в рамках указанного исполнительного производства принимались меры принудительного исполнения: проверялось имущественное положение должника, направлялись запросы в регистрирующие органы, должник предупреждался об уголовной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 157 УК РФ, за злостное уклонение от уплаты алиментов.

По состоянию на 30.11.2008 задолженность по алиментам согласно произведенному судебным приставом-исполнителем расчету составила 157447,60 руб.

При наличии информации о месте работы должника судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника в размере 70% от заработной платы до погашения задолженности по алиментам и постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.

Вместе с тем исполнительное производство, при наличии задолженности по алиментам, окончено судебным приставом-исполнителем необоснованно и преждевременно.

В связи с изложенным руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо довести до работников структурных подразделений территориальных органов ФССП России положения законодательства, исключающие возможность окончания исполнительных производств до взыскания задолженности в полном объеме.

При выявлении нарушений, в том числе по отдельным исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, будет рассматриваться вопрос о проведении служебных проверок не только в отношении судебных приставов-исполнителей и старших судебных приставов, но и в отношении главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, не обеспечивших надлежащую организацию работы территориального органа ФССП России.

Какие основания для завершения производства установлены в законе?

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа.

Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает.

Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные разъяснения по этой теме, в том числе по вопросу окончания производства, содержатся в п. п. 34-38 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50.

  • судебным приставом-исполнителем;
  • судом.

В результате решение суда может быть фактически исполнено, а производство окончено, или же действия перестают осуществлять по тем или иным причинам, и производство прекращается.

Существуют различные формы окончания исполнительного производства, условно их можно разделить на две группы. В первую относят завершение процедуры в связи со следующими действиями:

  • были выполнены требования кредитора;
  • за счет одного или ряда ответчиков были выполнены требования о солидарном взыскании долга, которые ранее объединили в общее производство;
  • документы направили из одного подразделения судебных приставов в другое;
  • бумаги направили на место работы ответчика, где из его дохода будут удерживать некоторые суммы для погашения долга (алиментов, долговых вычетов).
  • документ возвращается взыскателю по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона № 229-ФЗ ;
  • ликвидация юридического лица организации-должника и направление исполнительного документа ликвидатору;
  • возвращение листа по требованию суда, иного органа или должностного лица, выдавших данный документ;
  • признание банкротом организации-должника и направление листа конкурсному управляющему;
  • истечение срока давности исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, независимо от фактического исполнения этого акта.

Общим для указанных форм является итоговое вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. Именно таким образом юридически оформляется окончание производства.

Перечисленные в первой группе основания объединяет тот факт, что обычно в этих случаях процедура завершается с положительным исходом для истца. В этом случае:

  • происходит реальное исполнение решения суда, результатом является защита и восстановление прав и интересов взыскателя. Соответственно, цель достигнута;
  • производство заканчивается в конкретном подразделении службы приставов и, хотя это не столь очевидно, но цель тоже можно считать достигнутой по причине:
    • направления документа на предприятие для периодического или единовременного удержания взысканий из дохода должника;
    • направления листа из одного подразделения в другое, чтобы другие сотрудники ФССП предъявили документ для исполнения в организации подведомственной им территории.

Обратите внимание!

Производство также считается оконченным, если лист отзывают по требованию суда, иного выдавшего данный документ органа либо самого взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель оформляет постановление.

Еще одним основанием, по которому окончание производства происходит без выполнения исполнительных действий, является возвращение листа по следующим причинам:

  • взыскатель пишет заявление об отзыве;
  • невозможно выполнить условия, содержащиеся в этом документе и обязывающие ответчика по делу совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий;
  • невозможно установить местонахождение ответчика, его имущества либо получить сведения о наличии у него денежных средств и иных ценностей на счетах, вкладах или на хранении в банках, кредитных организациях. Исключением здесь является случай, когда указанным законом предусмотрен розыск должника и/или принадлежащего ему имущества. Также в числе исключений ситуация, при которой у должника отсутствует имущество, ценные вещи, на которые могло быть обращено взыскание, а все предпринятые судебным исполнителем допустимые законом меры по розыску собственности не принесли никаких результатов;
  • взыскатель отказался принимать вещи должника, которые не были реализованы;
  • взыскатель своими действиями сам препятствует работе приставов;
  • смерти взыскателя или должника, объявление их умершими или безвестно отсутствующими, если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В предусмотренных законом случаях судебный пристав составляет акт о наличии тех или иных обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю

Данный акт утверждают у старшего судебного пристава. Он получает юридическую силу завершенного производства.

Чем отличается окончание от прекращения исполнительного производства?

Процедура прекращается в следующих случаях:

  • суд выпустил акт о прекращении исполнения выданного листа;
  • суд утвердил мировое соглашение между должником и взыскателем;
  • кредитор отказался от своих требований;
  • судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменили;
  • документ, на основании которого было начато производство, отменили или признали недействительным;
  • по иным основаниям, установленным законом.

Постановление об окончании исполнительного производства

Последствия решения о прекращении производства указаны в ст. 44 Закона № 229-ФЗ. Ими могут быть следующие обстоятельства:

  • процедура завершается без выполнения исполнительных действий;
  • после вступления в законную силу определения суда судебный пристав отменяет все назначенные ранее меры по выполнению требований взыскателя;
  • лист остается в материалах прекращенного производства и не может быть повторно предъявлен к выполнению.

Обратите внимание!

Судебный пристав выносит постановление об окончании процедуры и о возвращении исполнительного документа взыскателю или в суд.

Процедура состоит из следующих шагов. Пристав выносит постановление с указанием на исполнение полностью или частично требований, содержащихся в листе, либо на их неисполнение.

При оформлении окончания процедуры по исполнительным листам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении пристав подробно указывает, с какого должника и в каком размере было выполнено солидарное взыскание.

В том же постановлении он отменяет ранее инициированный розыск должника, его возможного имущества, розыск ребенка, также другие установленные для должника ограничения, например:

  • ограничения на выезд из страны;
  • наложенные аресты на собственность;
  • ограничения прав должника на его имущество.

При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение все полномочия по отмене розыска и по изменению ограничений переходят к другому судебному приставу.

Если после завершения основной процедуры было возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, то установленные для должника ранее ограничения сохраняются судебным приставом в тех размерах, которые необходимы для выполнения вновь открытого дела.

Не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об окончании, его копии направляются:

  • должнику и взыскателю;
  • в суд, иной орган или должностному лицу, выдавшим лист;
  • в орган, проводивший розыск ребенка, должника, его имущества;
  • в банк, другую кредитную компанию или орган, которые исполняли требования по установлению ограничений в отношении операций, вкладов должника, его денежных средств, другого имущества.

Параллельно с вынесением постановления судебный пристав должен возбудить исполнительное производство по неисполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с гражданина расходов, предусмотренных на совершение различных действий, исполнительского сбора и штрафа.

Обратите внимание!

По окончании производства о взыскании с ответчика периодических платежей судебный пристав вправе самостоятельно инициировать необходимые действия.

В течение срока, когда возможно предъявление документа к исполнению, постановление пристава об окончании процедуры может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя или по его личной инициативе, для повторного выполнения необходимых действий и назначения мер принудительного исполнения.


Возобновление исполнительного производства после его окончания

В процессе проведения мероприятий по принудительному выполнению решения суда у должностных лиц ФССП, приставов, могут возникать различные основания для прекращения производства и возврата исполнительного листа взыскателю. Если решение суда при этом осталось полностью или частично неисполненным, впоследствии кредитор, возможно, захочет снова предъявить требования к должнику. В этом случае приставу придется рассматривать вопрос о возобновлении дела.

Окончание производства оформляется в виде специального постановления, в котором обязательно указывается основание для такого процессуального решения. Среди причин для прекращения можно выделить следующие:

  • смерть должника или ликвидация юридического лица;
  • исполнение ответчиком судебного решения в полном объеме;
  • невозможность исполнения ввиду отсутствия у ответчика имущества, достаточного для полного погашения задолженности.

При этом любое из приведенных в постановлении оснований должно быть надлежащим образом подтверждено материалами дела. Например, невозможность исполнения ввиду отсутствия имущества подтверждается актами о невозможности взыскания, материалами безуспешного розыска имущества и т.д.

Даже доказанный факт невозможности взыскания по листу не означает, что взыскатель должен смириться с потерянными средствами и забыть о существовании долга

После получения постановления об окончании процедуры кредитор может выбрать один из двух вариантов действий:

  • подать жалобу на незаконные действия пристава, иного должностного лица ФССП;
  • повторно направить свои требования в службу приставов для принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Предпринятые взыскателем действия при благоприятном стечении обстоятельств позволят возобновить работу приставов и добиться принудительного исполнения назначенных судом решений в пользу истца.

Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?

При получении жалобы от взыскателя на прекращение процедуры старшее должностное лицо ФССП инициирует проверку обоснованности и законности вынесения постановления об окончании дела. Рассматриваться оно будет исходя из материалов процессуальных действий, которые судебный исполнитель выполнял в рамках своих полномочий. При рассмотрении жалобы исследованию подлежат следующие обстоятельства:

  • выполнил ли пристав все положенные процессуальные полномочия, предоставленные ему законодательством в данном деле;
  • проводился ли розыск должника, его места работы и возможных имущественных активов;
  • был ли наложен арест на имущество и счета должника, направлялся ли исполнительный лист по месту работы ответчика;
  • надлежащим ли образом были оформлены акты о невозможности провести взыскание.

Если при рассмотрении жалобы старший пристав выявит нарушения в действиях и решениях сотрудника, постановление об окончании исполнительного производства будет отменено. В этом случае дело возобновят, должностному лицу будут даны соответствующие указания, и дальнейшие процессуальные действия будут проводиться на общих основаниях.

Обратите внимание!

Возможность повторно направить лист в службу приставов непосредственно связана с процессуальным сроком действия данного документа. Законодательство регламентирует, что общий срок предъявления документов к взысканию не может превышать трех лет.

Если на день возвращения исполнительного листа взыскателю указанный срок не прошел, заявитель имеет право повторно направить его в ФССП. В этом случае должностные лица службы обязаны принять заявление истца на общих основаниях и вынести постановление о возбуждении производства. В рамках возобновленного дела сотрудники ведомства должны использовать весь комплекс своих полномочий для принудительного исполнения решения суда.

Должностные лица ФССП могут отказать в повторном принятии документов и возобновлении процедуры только в случае истечения срока для взыскания

Отказ по другим основаниям может быть обжалован взыскателем в судебном порядке.

Окончание исполнительного производства по алиментам

Алиментные обязательства завершаются в случае смерти отца или несовершеннолетнего ребенка. Закон устанавливает два основания для прекращения процесса исполнения взыскания алиментов:

  • достижение совершеннолетия ребенком;
  • усыновление или удочерение другим лицом.

Наши компетентные специалисты окажут помощь при наложении ареста на активы, банковские счета и вклады, оспорят незаконные действия или бездействие должностных лиц ФССП, представят ваши интересы при продаже имущества, оформят все необходимые документы для обжалования.

Самостоятельное прохождение процедуры чревато большими имущественными потерями.

Если вы кредитор, адвокат обжалует постановление о прекращении производства по вашему делу и добьется взыскания максимальной суммы задолженности с заемщика. Также юристы защищают права должников.

Мы гарантируем соблюдение процессуальных сроков на проведение исполнительных действий. Взыскание будет произведено в максимально короткий период, а бездействие приставов - обжаловано в судебном порядке.

С нами вы экономите время и деньги, так как всю работу юрист выполнит на основании доверенности

В итоге вы получите готовые исполнительные документы, при необходимости - грамотные жалобы на судебных приставов, а также процессуальные бумаги, которые требуются для исполнительных действий.

При поддержке опытного юриста производство пройдет с соблюдением ваших прав и в строгом соответствии с законом.

В ст. 47 ч. 1 п.1 об исполнительном производстве приведены причины, по которым исполнительный лист может быть закрыт. В связи с тем, что в 2016 году ФЗ №229 был обновлен, данную статью следует рассмотреть подробнее.

В этом обзоре будет раскрыта статья 47, из которого читатель узнает основания прекращения по исполнительным производствам, а также чем это грозит фигурантам дела.

На портале посетители ресурса могут получить бесплатную консультацию от юридических экспертов и ознакомиться с комментариями по данной теме.

Руководствуясь этой статьёй действующего Федерального закона номер 229, основаниями для прекращения исполнения требований, указанных в исполнительных документах, являются:

  • Требования взыскателя удовлетворены в полном объеме (п. 1 ст. №47).
  • ИЛ фактически исполнен за счет одного или других лиц с задолженностью, указанных в документах, как солидарные плательщики (п.1 пп.2).
  • Возврат ИЛ, согласно ст.№46 ФЗ №229 (п.1 пп.3).
  • Возврат исполнительного производства на основании требований судебного органа или иного лица, который выдал документ на исполнение (п.1 пп.4).

Подпункт 5 пункта №1 статьи №47 более неактуален, т.к. утратил свою законную силу.

Дополнительными причинами для прекращения исполнительного производства является банкротство должника как физического лица, так и юридического. Подробнее об этом сказано на странице:

  • О ликвидации организации юридическое лицо направляет документы в специальную комиссию с приложением документов по взысканию. Исключение составляют исполнительные листы, фигурирующие в ч.4 ст.№90 данного закона (п.1 пп.6).
  • Исполнительное производство также закрывается, если должника признали банкротом и об этом направили документы управляющему из арбитража (п.1 пп.7).
  • Данной статьей, согласно федеральным законам, регламентировано направление копии документации в учреждение для удержания платежей периодического значения и установленных в ИЛ (п.1 пп.8).

Кроме того, в Федеральный закон указывает, что после того, как срок давности по исполнению конкретного акта суда истекает, действия по исполнительному производству должны быть окончены, невзирая на фактическое выполнение требований взыскателя (ст.47 п.1 пп.9).

Процедура закрытия ИЛ

Вынесение постановления, согласно действующему Законодательству РФ, еще не является завершением процедуры. Ввиду этого, руководствуясь статьями, указанными в этом обзоре, инспектор ФССП при закрытии исполнительного производства должен:

  • Сделать отметку в документах о полном выполнении указанных требований взыскателем в ИЛ или дать ссылку на законы или области статей, на основании которых он принимает такое решение (ст.47 п.2). Если же документация была возвращена в адрес кредитора, руководствуясь законам в ст.№46, то судопристав устанавливает отметку, которая дает понять основания по возврату, а также время, в рамках которого производилось взыскание, суммы, принятые от должника либо взысканные иным методом и заметку о полном или частичном выполнении требований. Оригинал ИЛ в случаях, указанных в п.1,2,8,9 данной статьи, должно быть оставлено в оконченном виде. Во всех остальных ситуациях сотрудник ФССП оставляет копии.
  • Согласно законов, о том, что ИЛ закрыт, необходимо уполномоченным лицам вынести соответствующее постановление. В нем должны быть указан список требований, уровень оплаты (полное, частичное). Если речь идет о солидарном методе взыскания, то судопристав обязан прописать: ФИО плательщика, размер удержаний и дату (п.3).
  • Постановление, которое свидетельствует о завершении действий по исполнительному листу, должно содержать указание на отмену розыскных мероприятий по должнику и принадлежащему имущества, розыскные меры детей до 18-ти лет, а также иные ограничения, в т.ч. на выезд за пределы России, использование иных прав и других запретов, связанных с данным исполнительным производством и наложенных на лице в ходе его исполнения (п.4).
  • В ситуации, когда по завершении главного производства, на основании ИЛ, возбуждается дополнительное, опираясь на ч.7 этой статьи, то те ограничительные меры, что были возложены на должника в ходе производства, должны быть сохранены в том размере, в котором необходимо для выполнения нового ИЛ (п.5).
  • С постановления судопристав снимает копии на каждого фигуранта по делу. О том, что исполнение по производству окончено, сотрудник ФССП направляет уведомление не позднее следующего дня, идущего после даты вынесения постановления. Рассылка писем осуществляет на адрес взыскивающей стороны и должнику; в органы судебной власти или уполномоченному лицу, который выдал настоящий ИЛ; в банковское учреждение или иную организацию, выполнявшее требование по взысканию задолженности с должника и/или его собственности; в учреждение или иной орган, который занимался розыском лица с задолженностью, а также его собственности, розыскные мероприятия детей до 18-ти лет (п.6 статьи №47).

Заключительным пунктом настоящей статьи является №9, указывающие на течение периода предъявления ИЛ на выполнение постановления об окончании производствв.

Так, его может заблокировать вышестоящее должное лицо (начальник судопристава ФССП), а также лицом, заменяющим начальника как по личной инициативе, так и по заявлению взыскивающей стороны в том случае, когда нужно повторно совершить требований, указанные в исполнительном листе, в т.ч. правомочность принудительного взыскания с должника.

Таким образом, судопристав при завершении действий по ИЛ, обязуется выполнять вышеуказанные требования, регламентирующие процедуру. В своих действиях он должен руководствоваться Законодательством РФ, Федеральными законами и нормативно-правовыми актами.