Государственный суверенитет. Конституционное право. Университетский курс

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова суверенитет

суверенитет в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

(ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) (от франц. souverainete) суверенитет

экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

суверенитет

суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.

Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. - Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

суверенитет

А, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

суверенитет

м. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть) независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Большой юридический словарь

суверенитет

(фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.:

    С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.;

    С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

    С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Суверенитет

государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete ≈ верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «С.» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

С. реализуется прежде всего в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного С. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан ≈ всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.). Только государственная власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. С. государственной власти внутри государства тесно связан с её независимостью вовне. С. государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права. Внешняя политика СССР исходит из суверенного равенства всех государств, независимо от их социально-политического строя, экономического развития, размеров территории, количества населения и прочих условий. Этот принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общепризнанных принципов современного международного права.

Википедия

Суверенитет

Суверените́т - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Суверенитет (партия)

Наименование нескольких политических партий в Чехии:

  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПОЛИТИКА 21
  • Суверенитет - Партия здравого смысла
  • СУВЕРЕНИТЕТ - Блок Яны Бобошиковой
  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПАРТИЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Примеры употребления слова суверенитет в литературе.

Но, во-первых, вандемьерское движение выставляло своим лозунгом не реставрацию Бурбонов, а якобы борьбу против нарушения декретом Конвента самого принципа народного суверенитета , принципа свободного голосования и избрания народных представителей, а во-вторых, если солдаты были вполне надежными республиканцами и их только сбивал или мог сбить с толку ловкий лозунг вандемьерского восстания, то с генералами дело обстояло значительно хуже.

Человечество приближается к концу тысячелетия, и кризисы-близнецы авторитаризма и социалистического централизованного планирования оставили на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий только одного участника: либеральную демократию, учение о личной свободе и суверенитете народа.

За это Россия получала право восстановить свой суверенитет на все территории, которыми она обладала на Дальнем Востоке до навязанного ей в 1905 году договора с Японией: южную часть острова Сахалин и Курильские острова, военную базу Порт-Артур в Китае и объявление Дайрена открытым портом при соблюдении преимущественных интересов СССР, а также мажоритарное участие в авуарах двух главных железных дорог Маньчжурии.

Гавана нормализовала межгосударственные отношения с большинством латиноамериканских стран, поддержала мирный процесс в Центральной Америке, вывела свои войска из Африки, где они помогали отстаивать суверенитет ангольскому и эфиопскому народам.

В связи с югославским вопросом, а главное, в связи с антимарксистской деятельностью руководства Коммунистической партии Югославии, писали мы в своем письме, мы были и являемся особо чувствительными, ибо их враждебная Советскому Союзу, народно-демократическим странам и всему движению пролетариата деятельность особо яростной была против нашей партии и суверенитета нашей Родины.

Чечня в той геополитической территориальной конфигурации не обеспечивалась тесными связями ни по морю, ни непосредственно общими границами с государствами исламского мира, местные чеченские геополитики под руководством западных коллег разработали план, согласно которому для поддержания суверенитета Чечни предусматривалось абсолютно необходимым выйти к побережью Каспия.

Во Франции генерал фон Браун всячески препятствовал браунам из СС посягать на его суверенитет единоначальника, а брауны из СС прокрадывались под видом тайной полевой полиции - армейского органа.

Но вот психоанализ, который в своей технической части, казалось бы, поместил сексуальные признания вне суверенитета семьи, обнаруживает в самой сердцевине этой сексуальности в качестве принципа ее образования и шифра ее интеллигибельности закон супружества, запутанные игры женитьб и родственных связей, равно как и инцест.

Мексика-но-кубинские отношения являются, пожалуй, прообразом тех отношений, к которым стремятся кубинцы вообще в Латинской Америке, - это отношения дружбы, солидарности, прочных экономических связей, и если понадобится, то взаимной выручки в отстаивании независимости и суверенитета .

В отношениях они то и дело вторгаются в личное пространство окружающих, без всякого смущения заходят на чужую территорию, нарушая право каждого на независимость и суверенитет .

На первом этапе этой операции предполагалось отрезать Польшу от моря утверждением германского суверенитета над Данцигом и распространением германского господства на Балтике до важного литовского порта Мемель Польское правительство оказало сильное сопротивление этому нажиму, и некоторое время Гитлер присматривался и ожидал времени года, благоприятного для открытия кампании.

Когда рухнул Советский Союз, и его бывшие республики одна за другой объявили о своей государственном суверенитете , в Молдове сразу же открыто заговорили о воссоединении с Румынией, хотя ни Бухарест, ни Кишинев не были готовы к такому шагу.

Эти конфликты не могли не скомпрометировать самым сильным образом так называемый суверенитет правительства Виши.

Завершив изложение этих принципиальных положений, я перехожу к своему основному выступлению, при этом я буду представлять доказательства в таком порядке: сначала я дам характеристику режима, установленного на аннексированных территориях, на которых был уничтожен национальный суверенитет .

Такое нераздельное единство запасов и добычи противоречит разделяемой всем миром правовой основе природопользования и национального суверенитета - признанию государственной собственности на еще не добытые полезные ископаемые в недрах.

  • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Понятие конституционного права как учебной дисциплины
    • Функции конституционного права как учебной дисциплины
    • Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами
  • Конституционное право в системе национальных отраслей права
    • Понятие конституционного права
    • Конституционно-правовые отношения
    • Субъекты конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права
    • Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций
    • Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей
    • Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые нормы
    • Источники конституционного права
    • Методы конституционно-правового регулирования
    • Система конституционного права как национальной отрасли права
    • Конституционно-правовое принуждение
  • Современная наука конституционного права
    • Понятие науки конституционного права
    • Юридический позитивизм в науке конституционного права
    • Нормативистская теория права Г. Кельзена и ее методологическое значение для науки конституционного права
    • Социологическое направление в науке конституционного права
    • Политическое направление в науке конституционного права
    • Психологическое направление в науке конституционного права
    • Марксистское направление в науке конституционного права
    • Интегративная юриспруденция и наука конституционного права
    • Теологические направления в науке конституционного права
  • Конституции современных государств
    • Понятие и классификация конституций
    • Юридические свойства конституций современных государств
    • Объекты конституционного регулирования
    • Конституционное развитие Российской Федерации
    • Конституция Российской Федерации 1993 г.
    • Действие Конституции и проблемы реализации конституционных норм
    • Конституционный контроль и надзор
  • Конституционные основы формы государства
    • Понятие формы государства
    • Способы конституционного определения формы государства
    • Конституционное регулирование формы правления современных государств
    • Нетипичные формы государственного правления
    • Россия как президентско-парламентская республика
    • Институт пожизненного президентства как совокупность квалифицирующих признаков формы государственного правления
    • Политико-территориальная организация государства
    • Конституционные основы регионалистского государства
    • Конституционно-правовые основы политического режима
  • Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина
    • Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)
    • Конституционно-правовой статус человека
    • Особенности конституционно-правового статуса личности
    • Конституционно-правовой статус гражданина
    • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Гарантии конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
  • Гражданство
    • Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
    • Способы приобретения гражданства
    • Выход из гражданства, смена гражданства
    • Двойное гражданство и лица без гражданства
  • Суверенитет в конституционном праве
    • Суверенитет как государственно-правовая категория: становление и развитие
    • Государственный суверенитет
    • Народный суверенитет
    • Механизм реализации народного суверенитета
    • Национальный суверенитет
  • Конституционно-правовые основы гражданского общества
    • Понятие и сущность гражданского общества
    • Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества
    • Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
    • Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений
    • Конституционно-правовое регулирование политических отношений
    • Проблемы формирования гражданского общества в России
  • Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
    • Конституционно-правовой статус политических партий
    • Правовое положение общественных объединений
    • Конституционно-правовое положение религиозных объединений
    • Конституционно-правовой статус средств массовой информации
  • Конституционные формы народовластия
  • Конституционные основы государственной власти
    • Понятие и сущность государства как конституционного института
    • Принцип разделения властей в современном государстве
    • Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти
  • Избирательное право и избирательные системы современного государства
    • Понятие и принципы избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Избирательные системы
    • Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
  • Конституционно-правовой статус главы государства
    • Место и роль главы государства в системе разделения властей
    • Полномочия главы государства
    • Политическая и правовая ответственность главы государства
  • Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти
    • Понятие и структура парламентов
    • Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов
    • Полномочия парламента
    • Законодательный процесс и иные парламентские процедуры
    • Правовой статус члена парламента
  • Конституционно-правовой статус правительства
    • Место правительства в системе органов государственной власти
    • Порядок формирования и структура правительства
    • Компетенция правительства и его функции
    • Конституционно-правовая ответственность правительства
  • Конституционные основы судебной власти
    • Судебная система в современном государстве
    • Функции судебной власти
    • Конституционное правосудие
  • Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти
    • Понятие и сущность прокурорско-надзорной власти
  • Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации
    • Статус субъектов федерации
    • Органы государственной власти субъектов федерации
  • Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления
    • Понятие местного управления и самоуправления
    • Модели местного управления и самоуправления
    • Система и компетенция органов местного управления и самоуправления
    • Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами государственной власти
  • Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской Империи, Советского Союза
    • Основы конституционного права Польши
    • Основы конституционного права Финляндии
    • Основы конституционного права Украины
    • Основы конституционного права Белоруссии
    • Основы конституционного права государств Закавказья
    • Основы конституционного права Казахстана
    • Основы конституционного права государств Средней Азии
    • Основы конституционного права Молдовы
    • Основы конституционного права государств Балтии

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет является важнейшей характеристикой государства. Его доктрина, по сравнению с доктринами народного и национального суверенитетов, является исторически первой, введенной в научный оборот, и до сих пор остается одной из самых дискуссионных в теоретико-юридической и государственно-правовой науке. Обобщив имеющиеся точки зрения, государственный суверенитет целесообразно определить как неотъемлемый признак государства, в силу которого государство в лице органов государственной власти выражает единую властную волю, является верховным внутри страны и независимым на международной арене.

Неотъемлемость суверенитета проявляется в том, что с утратой данного признака государство перестает существовать. Именно суверенитет отличает государство от других элементов политической системы и общества в целом. Иными словами, нет суверенитета - нет государства, а суждения о «несуверенном» государстве следует воспринимать только как теоретические конструкции.

Верховенство государства состоит в том, что государственная воля и воплощающая ее верховная государственная власть распространяются на всю территорию государства, на все его население, не зависимо от гражданства, на все организации, учреждения, на других субъектов права и участников правоотношений. В лице органов публичной власти государство управляет обществом. Государственная власть вправе и обязана воспрепятствовать любым проявлениям иной власти в пределах государственных границ и обладает специфическими средствами воздействия, которых нет ни у какой другой власти. К ним относятся законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие, государственный надзор и контроль, армия, полицейские силы и другие вооруженные формирования. Создание подобных формирований иными субъектами преследуется по закону. Часть 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации прямо запрещает создание вооруженных формирований на негосударственной основе. Статья 208 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает за создание не предусмотренного федеральным законом вооруженного формирования, равно как и за руководство им или его финансирование, лишение свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет; существует уголовная ответственность и за участие в нем.

В отличие от государства власть органов общественных объединений распространяется только на тех граждан, которые являются членами этих объединений. Органы общественных организаций и движений не могут нарушать или игнорировать существующие в государстве законы и, тем более, не могут их отменять.

Верховенство государства тесно связано с учредительным характером государственной власти. Государство вправе устанавливать на своей территории основы конституционного строя, основы взаимоотношений с гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства и их статус, территориально-политическое устройство, систему, правосубъектность и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, органов общественных объединений и т.д.

Ни одно из негосударственных объединений людей такими полномочиями не обладает. Подобные действия с их стороны будут квалифицированы как нарушение ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации, запрещающей кому бы то ни было присваивать власть в России. За отступление от этого запрета ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Независимость государства означает его свободу от неправомерного внешнего влияния со стороны других государств и международных организаций при осуществлении собственной политики. Однако подлинной независимостью обладает лишь то государство, в котором функционирует по-настоящему верховная власть, способная признать ничтожным веление любого иного авторитета и отразить любое вмешательство в дела государства извне. В то же время истинное верховенство государства, способное обеспечить конституционный порядок, защитить права, свободы и законные интересы индивида, противодействовать шовинизму, национал-экстремизму, сепаратизму, возможно только в по- настоящему независимом государстве.

В современной литературе принято говорить о внутренней и внешней независимости. Первую следует интерпретировать как свободу от иностранного вмешательства в осуществление внутриполитического курса, а вторую как независимость в области внешней политики.

Единство государства в выражении властной воли или, иными словами, единство государственной власти, следует понимать как реализацию обусловленной суверенитетом многонационального народа России воли государства, осуществляемую на основе единых конституционных принципов через единую систему органов на всей территории государства. Принцип единства системы органов государственной власти закреплен ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации.

Единство государственной власти как один из обязательных элементов («характерных особенностей») государственного суверенитета, В. А. Дорогин ввел в отечественный научный оборот в 1948 году. Конституционный принцип разделения властей не только не исключает, но, напротив, укрепляет единство государственной власти, будучи его неотъемлемым фактором. С другой стороны, единство государственной власти гарантирует четкую организацию воплощения принципа «разделения властей», исключая подмену одних функций и органов другими, обеспечивая их взаимный контроль и взаимную обусловленность.

Различные государственные органы должны не противостоять друг другу, а согласованно взаимодействовать для достижения целей и задач государства. Иначе государственный механизм как система будет разрушен, что приведет к кризису, ослаблению и даже падению государственной власти. Возникающее при этом двоевластие подорвет верховенство государственной воли, что, в свою очередь, способно повлечь утрату ее независимости и исчезновение государственного суверенитета. Противостояние различных функциональных ветвей органов государственной власти делает государство бессильным обеспечить на своей территории конституционный порядок, права и свободы граждан и их общностей. Достаточно вспомнить ситуацию «двоевластия» в России летом 1917 г. или конфронтацию Президента и Правительства нашей страны со Съездом народных депутатов и Верховным Советом в 1993 г., чтобы понять всю опасность подобного состояния.

Будучи элементом содержания государства, суверенитет, в свою очередь, может рассматриваться как особая юридическая форма, о чем С. А. Голунский и М. С. Строгович заявили в 1940 г. Поэтому большинство отечественных ученых считает суверенитет качественной величиной, не допускающей ограничения или деления.

Количественным выражением государственного суверенитета выступает компетенция государства. Это права, обязанности и полномочия, осуществляемые от его лица по конкретным направлениям деятельности (сферам ведения) соответствующими государственными органами или их должностными лицами.

В литературе имеются и другие определения понятия компетенции, но данное определение представляется наиболее полным. Исключение из компетенции сфер ведения не позволило бы сформировать точного представления о месте соответствующего органа или должностного лица в государственно-властной иерархии и об объеме предоставленных ему юридических возможностей. Например, и Федеральное Собрание России, и Законодательное собрание.

Омской области вправе принимать законы, но без учета сфер ведения может показаться, что их законотворческая компетенция идентична. Однако это не так, и в отличие от Федерального Собрания Законодательное собрание Омской области не может законодательствовать в области уголовного, гражданского, процессуального и некоторых других отраслей права.

Полномочия в отличие от прав являются мерой возможного поведения, реализуемой путем применения юридических норм. Она осуществляется от имени государства государственным органом или его должностным лицом и от ее осуществления уполномоченный субъект не вправе отказаться. Например, Государственная Дума Федерального Собрания России от имени государства принимает федеральные законы, о чем прямо указано в частях 1-3 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Никакой другой орган, кроме Думы, не вправе применять эти нормы, это ее прерогатива. В то же время Государственная Дума не вправе отказаться от принятия законов как от вида нормотворческой деятельности и части своей компетенции.

Государственная компетенция осуществляется в экономической, социальной, культурной, оборонной, внешнеполитической, государственно-правовой и других сферах. Ее объем и порядок реализации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России. В необходимых случаях применяются акты Конституционного Суда Российской Федерации.

Ядром компетенции служат суверенные права государства, под которыми принято понимать минимальный объем компетенции, без которого суверенное государство не может существовать.

Суверенные права, осуществленные в реальной действительности, получили название суверенных признаков государства.

В разные периоды государственно-правовой истории существовали различные взгляды на состав суверенных прав и соответственно суверенных признаков государства.

В настоящее время явно недостаточно ограничивать перечень суверенных признаков государства только верховной властью, территорией и населением, хотя важность каждого из них сомнению не подлежит.

Верховная учредительная власть проявляется в определении наименования государства, в закреплении основ конституционного строя; в установлении характера взаимоотношений между государством, с одной стороны, и человеком, гражданином и обществом в целом, с другой, а также их взаимной ответственности; в выборе формы правления, формы государственного единства, в распределении полномочий между центральной властью и властью составных частей государства; вправе вступать в государственные и межгосударственные союзы и сообщества.

Территория государства является пространственным пределом осуществления государственной власти. Территориальное верховенство государства означает, что верховная государственная власть действует на всей территории государства, распространяясь на всех находящихся на ней субъектов права и участников правоотношений, а сама территория не может быть изменена без согласия государства, выраженного в установленном законом порядке.

Согласно ст. 67 Конституции российская территория включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Система собственных высших органов государственной власти олицетворяет государственную власть. В Российской Федерации ее составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный Прокурор. Эти органы выступают от имени Российского государства в конкретных правоотношениях, представляют и защищают его интересы во внутренней и внешней политике.

О суверенитете государства свидетельствует наличие самостоятельно принимаемых государством Конституции и основанной на ней системы законодательства. Конституция является законом высшей юридической силы, нормы которого имеют не только опосредованное, но и прямое действие. Конституция должна быть реальной и применяться на всей территории государства. Федеральные конституционные законы и федеральные законы должны соответствовать Конституции Российской Федерации, имеют общеобязательный характер и высшую после Конституции юридическую силу. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяется международный договор. Однако такой силой могут обладать не любые договоры, а лишь те из них, которые признаны высшими законодательными органами Российской Федерации в установленном порядке. К сожалению, подобной оговорки статья 15 Конституции не содержит.

Суверенное государство имеет государственную собственность и собственный бюджет. В общегосударственной собственности могут находиться предприятия промышленности, строительства, иные объекты общегосударственного назначения; имущество, приобретенное за счет средств государства; учебные заведения высшего профессионального образования; особо ценные объекты культурного наследия. Сюда же относятся земельные участки и другие объекты, обеспечивающие деятельность государственных органов и Вооруженных Сил, а также имущество самих государственных органов и иное имущество, гарантирующее материальную основу суверенитета того или иного государства.

Государственный бюджет представляет собой форму аккумулирования и расходования денежных средств для осуществления функций государства и обеспечения деятельности органов государственной власти. Принятие бюджета оформляется законом о государственном бюджете, устанавливающем бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные назначения по бюджетным ресурсам и ассигнованиям. В Российской Федерации подобный закон имеет силу и форму федерального закона. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством Российской Федерации.

Неотъемлемым суверенным признаком является наличие единой кредитно-денежной системы, самостоятельная эмиссия собственной денежной единицы и ценных бумаг. В Российской Федерации денежной единицей является рубль. Введение и эмиссия других денег в России не допускается. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации.

Суверенное государство имеет собственное гражданство и самостоятельно решает вопросы его

приобретения и утраты. Граждане представляют наиболее активную в политико-правовом аспекте и полностатусную часть населения государства, связанную с ним взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Граждане составляют основу избирательного корпуса, несут обязанность по защите Отечества, пользуются большим объемом прав и их гарантий по сравнению с негражданами, защитой со стороны государства за его пределами.

Суверенное государство имеет собственные Вооруженные Силы, на которые возложена защита государственных интересов, суверенитета, территориальной целостности государства. Верховным главнокомандующим всеми Вооруженными Силами является глава государства. В России это Президент Российской Федерации.

Суверенному государству присуща полная международно-правовая правосубъектность, т.е. включение в систему мирового сообщества, возможность быть полноправным участником международных отношений, установление дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, вступление в межгосударственные союзы и международные организации.

Признаками суверенного государства является государственный язык и государственные символы.

Государственный язык (другое название - официальный язык) используется в официальном делопроизводстве, законотворчестве, судопроизводстве, обучении в государственных учебных заведениях, а также в других сферах. В полиэтнических государствах может быть один или несколько официальных языков. Например, в России таковым является русский язык, а в Финляндии - финский и шведский языки. Наименования официальных языков закрепляются в конституциях. Советское законодательство использовало понятие «язык межнационального общения».

Республики Российской Федерации вправе иметь собственные государственные языки, функционирующие на их территориях наряду с русским языком. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждому индивиду право на всестороннее развитие и сохранение родного языка, на пользование им.

Конституционно-правовое закрепление основ государственной языковой политики осуществляется ст. 68 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

Государственными символами суверенного государства традиционно считаются государственный флаг, государственный герб, государственный гимн и столица государства.

Государственный гимн (в переводе с греческого - «торжественная песнь») - музыкально-поэтическое

произведение, прославляющее государство, его историю и героев.

Государственный герб - официальная эмблема государства, его отличительный знак, изображаемый на флагах, вымпелах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах.

Государственный флаг - это официальный отличительный знак государства, представляющий собой одноцветное или многоцветное полотнище с государственным гербом или иной эмблемой, либо без таковых. Флаг может отражать общественно-политический строй и форму соответствующего государства.

В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации описание и порядок официального использования государственного флага, государственного герба и государственного гимна определяются, соответственно, Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Столица - главный город государства - выделяется, как правило, в самостоятельную административно-политическую единицу с особым режимом управления и статусом. Большинство государств, включая Российскую Федерацию, указывают местонахождение столицы прямо в конституциях. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции Российской Федерации, столицей нашего государства является город Москва. Ее статус устанавливается федеральным законом.

В настоящее время эту роль играет Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». Он принят до Конституции 1993 года и по юридической силе приравнен к федеральному закону. Его нормы определяют столицу Российской Федерации как место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Любая насильственная попытка других субъектов международного права ограничить реализацию какого-либо суверенного права государства должна рассматриваться как ущемление государственного суверенитета. Однако отказ от осуществления отдельных суверенных прав или ограничение сферы их реализации на добровольной основе могут иметь место. Это возможно при заключении международных договоров, вступлении в международные организации, и особенно в союзы, содружества, конфедерации государств и иные подобные объединения, когда государства-члены в общих интересах поручают исполнение ряда полномочий органам этих объединений.

Думается, в подобной ситуации принципиально возможно любое ограничение суверенных прав, кроме прав на собственную территорию и учредительную верховную власть. Однако у государства должны быть право на односторонний отказ от договора, от членства в международной организации, а также право на сецессию, т.е. на выход из конфедерации, союза или содружества государств.

Большую роль играет конкретно-историческая обстановка и позиция мирового сообщества. Например, после оккупации Польши гитлеровцами в сентябре 1939 года польское правительство бежало сначала в Румынию, а затем в Лондон. Несмотря на то, что Польша фактически лишилась не только территории, но и верховной власти, мировое сообщество и, прежде всего, страны антигитлеровской коалиции, юридически не признали исчезновения Польского суверенного государства. Они продолжали оказывать польскому народу содействие в борьбе с захватчиками вплоть до освобождения Польши Советской Армией и фактического восстановления ее суверенного статуса.

Представляет интерес проблема суверенитета в условиях федеративного государства. Для Российской Федерации официальную значимость приобрела концепция исключительного суверенитета, согласно которой суверенным должно признаваться только союзное государство в лице федеральной власти. Среди ее сторонников на рубеже XIX-XX вв. были Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Уиллоуби. В Российской империи это Н. М. Коркунов и Н. М. Палиенко, а в наши дни - А. Н. Домрин, Д. А. Ковачев, В. И. Лафитский и другие авторы. Официальный статус данной концепции закрепило Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР». Согласно ему, Российская Конституция не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации.

По вопросу о государственном суверенитете есть и иные точки зрения. Например, следуя за Ж. Боденом, многие зарубежные исследователи считают носителем суверенитета не государство, а государственную власть. Достаточно широко (М. А. Аржанов, А. И. Лепешкин, В. С. Шевцов, Л. М. Спиридонов и др.) данная позиция представлена и в отечественной научной литературе. Однако государственная власть не может считаться суверенной сама по себе, ибо ее возникновение связано с появлением государства как особого субъекта управления. Поэтому ее суверенность вторична и возможна лишь постольку, поскольку суверенна соответствующая территориальная организация публичной власти. Не случайно в юридической науке суверенитет традиционно считают таким же признаком государства, что и государственную власть. Разница лишь в том, что первый отличает государство от других элементов политической системы, а вторая - от механизма догосударственной организации управления обществом.

За рубежом достаточно распространено суждение об одновременном обладании государством несколькими суверенитетами. Наличие у него как внешнего, так и внутреннего суверенитетов, ссылаясь на Г.В.Ф. Гегеля, отмечали ряд французских исследователей начала XX века. В том же русле рассуждают С. Н. Бабурин, А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев и другие отечественные иследователи, говоря о «территориальном», «экономическом», природоресурсном и тому подобных «суверенитетах». Подобный спорный подход получил международную признание, примером чего является Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами».

С таким подходом нельзя согласиться, если рассматривать суверенитет как качественный признак. В отличие от количественных, качественные признаки определены не только предметно, но и индивидуально. Каждый из них присутствует у «своего» объекта лишь в единственном числе, в силу чего, например, у млекопитающих при нормальном развитии не бывает особей с несколькими одновременно существующими системами органов зрения, слуха, обоняния, пищеварения и т.д. Аналогичным образом не бывает государств, одновременно обладающих несколькими территориями, несколькими одноуровневыми системами публичной власти или несколькими суверенитетами.

Фактически содержанием территориального суверенитета выступает принцип территориального верховенства. Это распространение государственной власти на всю территорию государства; целостность, неприкосновенность и невозможность изменения государственной территории без согласия в установленном порядке самого государства. То, что называют экономическим суверенитетом, в действительности лишь экономическая сфера реализации государственного суверенитета и суверенной государственной власти, а природоресурсный суверенитет (он же «неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами») не что иное, как экологическая сфера реализации государственного суверенитета.

Вслед за Г. Еллинеком зарубежные исследователи нередко рассматривают суверенитет в качестве альтернативного признака государства. По их мнению, на государственной территории может существовать только один суверенитет. Суверенные субъекты международного права, ставшие членами федерации или присоединенные к империи, продолжая именовать себя государствами и сохраняя определенный объем компетенции, в то же время полностью теряют суверенитет.

Если в отношении субъектов федерации подобный подход допустим, то применительно к отдельно существующим государствам с ним согласиться нельзя. На практике «несуверенные государства» всегда зависимы, хотя наименования их государственно-правовых признаков могут быть аналогичны соответствующим суверенным признакам государства: - «столица», «парламент», «правительство», «гражданство», «бюджет», «конституция», «законы» и т.д. У «несуверенных» государств нет своей денежной единицы (исключение составляло Великое княжество Финляндское в составе Российской Империи и Фарерские острова в Дании), своих вооруженных сил, собственной международной правосубъектности (исключением была Туркестанская АССР в составе СССР), а институт гражданства имеет, как правило, формальный характер.

В зарубежной науке достаточно распространено сведение государственного суверенитета только к независимости (полной независимости) государства или государственной власти. Такое представление подкрепляется, в частности, определением суверенитета в арбитражном решении об островах Пальмас (Нидерланды - США) 1928 года. Там сказано: «Суверенитет в отношении государства означает независимость». Более ста лет назад подобный подход объяснил французский исследователь Депанье (Despagnet). По его мнению, суверенитет в международном праве предполагает, с одной стороны, личность государства, требующую уважения со стороны других государств, и, сверх того, способность этого государства непосредственно вступать в юридические отношения с другими себе подобными.

При создании новых государств первоначальная задача состояла в определении их территории как пространственного предела внутренней власти и ограждение последней от вмешательства других государств и их союзов. В то же время государство и государственная власть не могут не зависеть от существующих на территории государства политических сил и созданных ими политических партий, общественных организаций и движений. Воля народа, его суверенитет есть главный фактор, от которого государственная власть должна находиться в прямой зависимости. В части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации 1993 года прямо заявлено, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Применительно к явлениям внутреннего порядка следует говорить о верховенстве государства и его власти. Г.В.Ф. Гегель и Г. Еллинек подчеркивали, что на ранних этапах формирования государственности церковь была властью, стоявшей над государством. Осознание необходимости верховенства государства внутри страны появилось позже и обусловило второй этап формирования содержания государственного суверенитета.

Однако и к одному только верховенству государства (государственной власти), к его способности повелевать государственный суверенитет тоже сводить нельзя. Некоторые авторы, например, М. Китинг, предлагают ограничить не только власть, но и легитимность государства его собственной территорией. Однако ограничиваться только верховенством нельзя, ибо каждое государство должно не допускать каких-либо ограничений и ущемлений собственных суверенных прав извне.

Наряду с доктриной исключительного суверенитета, ставшей официальной в Российской Федерации, за рубежом существуют и другие концепции обладания суверенитетом в условиях федеративного государства. Одна из них - так называемая «сепаративная теория», признающая суверенитет только за субъектами федерации. Гарантией их суверенного статуса должно являться право на свободную сецессию, или на свободный выход из федерации. За рубежом эту точку зрения впервые высказали М. Зейдель и американский политический деятель Дж. Кэлхаун (Calhoun). В России она не встретила поддержки, если не считать позиций отдельных юристов и политиков, пытавшихся по заданию М. С. Горбачева разработать договор о конфедеративном реформировании СССР.

Швейцарская доктрина федерализма признает суверенными государствами не только федерацию в целом, но и ее субъекты. По мнению Т. Флейнера, у кантонов есть все признаки суверенных государств - территория, население, собственное законодательства, судебная система, своя кантональная исполнительная власть. Их государственные органы легитимны в соответствии с конституцией кантона. Поэтому ст. 3 Конституции Швейцарии нормативно закрепляет суверенитет кантонов. Аналогичную формулировку о том, что штаты свободны и суверенны «во всем, что относится к их внутренним делам» содержит конституция Мексики. В бывшей ЧССР пункт 5 статьи 1 Конституционного закона № 143 от 27 октября 1968 г. «О Чехословацкой Федерации» провозглашал взаимное уважение суверенитета республик наряду с суверенитетом федерации. Данный принцип нашел поддержку у Т. Маунца и других германских государствоведов.

Теория ограниченного суверенитета федеративного государства и государств - его членов была выдвинута американскими юристами А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном и Дж. Джеем в 1787 году. Впоследствии ее поддержали Дж. Кан, М. Ориу а также ряд российских ученых. С их точки зрения предоставление всей суверенной власти только федеральному уровню или только уровню субъектов создает условия для нарушения демократии и установления диктатуры.

Однако данный подход выглядит логически последовательным лишь при сведении суверенитета к сумме полномочий, то есть при его количественной интерпретации. Если рассматривать суверенитет с качественных позиций, как юридическую форму, любое ограничение приведет к исчезновению этого явления. Не случайно еще Ж. Бодэн считал какое-либо ограничение или деление суверенитета невозможным.

В зарубежном государствоведении существует теория делимого суверенитета. Исследователь австралийского и канадского федерализма К. Уильтшайер (Whiltshire) называет федерализм политической системой с уникальным балансом власти через «рассредоточение суверенитета по составляющим ее частям». В его основе - опять-таки разделение полномочий между федеральным уровнем власти и властью субъектов федерации, т.е. все та же попытка количественной интерпретации суверенитета.

Американские авторы В. Лайонс, Дж. Шеб, Л. Ричардсон полагают, что «поделенный суверенитет» усложняет процесс управления, ибо любое основанное на нем федеративное устройство приведет к неизбежной напряженности в отношениях между федеральной властью и властями штатов. Однако, основываясь на таком подходе, правительства штатов и федеральное правительство не имеют права упразднить или изменить структуру друг друга. По мнению Г. Оттосена именно такой подход составляет существо федерализма.

На обладание штатами суверенными правами и даже суверенитетом указывает и Верховный Суд Соединенных Штатов Америки. Например, в решении 1981 года по делу Hondel v. Virginia Surface Mining and Reclamation Association и в решении 1985 года по делу Garcia v. San Antonio Metropolitan Transit Authority, было сказано о «суверенных правах штатов» как о бесспорных атрибутах их суверенитета.

Согласно так называемой дуалистической теории или теории «общего суверенитета» государственный суверенитет един и неделим. Принадлежащий федерации в целом, он реализуется ею только вместе с субъектами, а единая суверенная власть объединяет волю как центра, так и регионов через разграничение компетенции между органами государственной власти федерального и субъектного уровней.

Такой подход находится на стыке позиций П. Лабанда и французского исследователя Л. Дюги. По мнению первого, каждый член федерации есть государственное образование, обладающее собственным кругом полномочий, которые в совокупности с полномочиями органов федерального уровня лежат в основе компетенции государства в целом. Второй следовал в теоретическом русле так называемой «солидаристской» теории государства («теории участия») своего соотечественника Лефюра (Lefur). Французские авторы признавали государственный суверенитет лишь за федерацией в целом, но в отличие от Г. Елинека и других сторонников доктрины «исключительного» суверенитета, отрицали право федеральных органов власти на монопольное формирование воли государства.

Однако еще раньше, в 1873 году, германский исследователь, А. Генель пришел к выводу, что федерация и штаты обладают суверенитетом лишь в единстве друг с другом, в результате их органического взаимодействия. Дальнейшее развитие дуалистического подхода содержится в работах авторитетного современного исследователя федерализма из США Даниэля Элайзера (Элазара).

Из всех подходов к вопросу о суверенитете в федеративном государстве данная теория представляется наиболее убедительной. Она переводит остроту политических дискуссий о его носителях в практическую плоскость распределения компетенции между органами государственной власти федерации и ее субъектов. До революции сторонником этой доктрины был А. С. Ященко, в середине XX века - почти забытый ныне В. А. Дорогин, а в настоящее время - Н. А. Богданова. На практике она воплотилась в Конституции СССР 1977 года, которая исключила упоминание об ограниченном суверенитете союзных республик, породив в научной литературе суждение о гармоничном соединении в СССР суверенитета федерации в целом и суверенитетов его субъектов.

Слово «суверенитет» вошло в наш лексикон в последней трети прошлого века. Еще наши деды и прадеды, сражаясь за свободу Родины, не знали, что, по сути, отстаивают суверенитет своей страны. Мы же знакомимся с этим термином еще в школе и постоянно встречаем его в СМИ. Так что же означает данное понятие?

Под суверенитетом подразумевают независимость объекта или целого государства от внешних факторов или обстоятельств. С точки зрения политологов это понятие является определяющим при оценке правовых отношений между странами.

История возникновения понятия «суверенитет»

Ответить на вопрос о том, что такое суверенитет, невозможно, не коснувшись исторической подоплеки. Этот термин является заимствованным из французского языка. Первоначально он обозначал доминирование государственной власти и того лица или лиц, которыми оно представлено. Суверенной, или неприкасаемой, считалась территория, находящаяся во власти монарха, или суверена. Но в настоящее время это понятие значительно трансформировалось.

Впервые данное определение стало активно использоваться в политических кругах Франции более пятисот лет назад. В те времена французская буржуазия активно продвигала идею о суверенитете государства, препятствуя тем самым распространению абсолютизма и феодализма. Именно она должна была привлечь народные массы к классовой борьбе, но получила не столь значимую отдачу от простого народа, как рассчитывали представители буржуа. Поэтому Великая французская революция потерпела не менее великое фиаско.

Это явление в зависимости от государства может коренным образом отличаться в своем содержании. Важно знать, что здесь главными факторами являются тезисы правящей верхушки и общественный строй страны. Именно они диктуют интерпретацию основополагающих понятий, таких как суверенитет, свобода и права гражданина. Если мы говорим о социалистических странах, то там под суверенитетом принято подразумевать власть народа. Хотя на поверку это оказывается очень далеко от истины.

Что такое суверенитет сегодня?

На сегодняшний день общепринятым понятием является государственный суверенитет. Он дает право органам власти создавать законодательные нормы поведения граждан, следить за их исполнением и не зависеть в данном вопросе от мнения извне. Кроме того, государство обладает возможностью проводить независимую экономическую и внешнюю политику. Безусловно, существуют рычаги международного давления, которые чаще всего выражаются в виде санкций. Но ни одна страна не имеет права на силовое военизированное вторжение на суверенную территорию.

Характерной иллюстрацией соблюдения прав, дарованных суверенитетом, является внешняя политика, проводимая сейчас Российской Федерацией. Она поддерживает главную идею невмешательства во внутренние дела других государств. Но далеко не все страны мирового сообщества разделяют эту точку зрения, оправдывая вторжение своих войск на чужую территорию принципом необходимости, что является недопустимым.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

К признакам суверенного государства относят:

1. территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);

2. независимость государства.

Характеризующие суверенитет два его юридических признака - территориальное верховенство и независимость государства - неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления - государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельностьв этом пространстве любой иной публичной власти.

Таким образом, термин-понятие «территориальное верховенство» государства выражает в общем виде следующие сущностные свойства государства:

· концентрация в его руках всей полноты публичной (общественной) власти и властного принуждения;

· осуществление государством законодательной, административной и судебной юрисдикции;

· установление и поддержание правопорядка внутри государства;

· наличие единства и юридической неограниченности власти государства, осуществляемой органами государства в их совокупности.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права - международным правом.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах:

1. в независимости государства применительно к регулированию его внутренних общественных отношений (внутренняя независимость);



2. в независимости государства в его внешних сношениях (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Внешняя независимость государства, прежде всего в его взаимоотношениях с другими государствами, состоит в том, что оно свободно, независимо от других государств осуществляет внешнеполитическую деятельность в рамках своих международных обязательств по общему международному праву и локальным международным соглашениям.

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

1. дуалистическая;

2. примата международного права;

3. примата внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Суверенитет народа

Суверенитет народа, или народный суверенитет, - это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия - составные элементы народного суверенитета.

Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

21. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя.

Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:
1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;
4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).

22. Политические основы конституционного строя РФ. Идеологическое и политическое многообразие.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества.

Введение

Вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания. Более того, вслед за некоторыми западными юристами и политологами участились утверждения, что суверенитет является понятием абстрактным и может быть неполным. Между тем представляется бесспорным, что значение суверенитета как правового и вместе с тем политического института в международных отношениях, а в ряде стран и их внутренних отношениях, безусловно, не только велико, но и постоянно возрастает.

Суверенитет в наши дни не только означает верховенство государственной власти и ее самостоятельность на территории своей страны и при решении вопросов международных отношений, но и в результате его признания большинством международного сообщества является гарантией целостности и независимости государства.

Тем не менее, в области федеративного строительства в настоящее время сохраняется еще немало нерешенных проблем, большинство которых связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения центральных органов власти и субъектов Федерации. В основе подлинного цивилизованного общества лежит личность во всех ее проявлениях, поскольку человек всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. От его деятельности зависит "качество" общества, и в то же время общество предопределяет "качество" самого человека, так как без человека невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, чтобы конкретизировать важнейшие правовые понятия с учетом новых социально-политических реалий, уточнить роль суверенитета государства в признании либо умалении прав человека. При этом необходимо иметь в виду, что юридические конструкции "советского федерализма" оказались непригодными в новых исторических условиях, что, однако, вовсе не означает полного отрицания научного наследия советской юридической школы и ее виднейших представителей.

Вопросы теории суверенитета были впервые подняты в трудах выдающихся мыслителей Средневековья и Нового времени. К этому периоду относятся работы Ж. Бодена, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Целью работы является изучение влияния государственного суверенитета на права человека и гражданина.

Задачами являются:

1. Анализ действующего законодательства, содержащего основные положения относительно государственного суверенитета.

2. Изучение особенностей правового статуса человека и гражданина в системе государственного суверенитета РФ.

Понятие государственного суверенитета и его юридическое значение

В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Суверенитет (от фр. souverainete - независимость) означает независимость одного субъекта правовых отношений от всех остальных. Различают суверенитет нации, государства и народа. Суверенитет нации (нация в данном случае выступает как социальная категория) возникает на стадии формирования самостоятельного государства и, как правило, не получает конституционного закрепления. Народ - категория политико-правовая и означает совокупность всего населения страны, состоящего преимущественно из граждан данного государства. Суверенитет народа производен от суверенитета нации и означает верховенство политической воли народа над государством, его органами, отдельными гражданами. В современном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражается в правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.

До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула "Полновластие советского народа", являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем важнейшие его жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть как таковая не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.

На базе Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года, "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее местность. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей местности Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории" (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет России формируется по воле одного многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, Ч.3 Конституции РФ). Конституционная черта суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь всякую попытку посягательства на единство и верховенство страны, защищать его целостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного Суда российской Федерации от 31 июля 1995 года. "По проверке конституционности указов Президента № 2137 "О восстановлении конституционной законности и правопорядка на местности Чеченской Республики" и № 2166 "О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта" и постановления правительства РФ №1360 от 9 декабря 1994 года// Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6. непосредственно в защиту государственного суверенитета России, государственного самосохранения чеченского народа, прав и свобод людей России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно правительство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет. Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур страны, т.Е. Сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс возможностей властных органов имеет большущее значение в теории суверенитета: он представляет собой базу реализации государственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется вероятным воплощение государственного суверенитета: право самостоятельного воплощения учредительной власти; право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти; право самостоятельного воплощения всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.); Право территориального верховенства; право установления гражданства и определения правового статуса людей; право воплощения централизованного управления хозяйственной, и социально-культурной деятельностью.

В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

Распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

Только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

Возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.