Техническое задание на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ — Российская газета Проект охранной зоны объекта культурного наследия

Ключевые слова

ЗОНЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТ / ГРАНИЦЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Широков К. М.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Широков К. М.

  • Москва: Градостроительный регламент и развитие

    2015 / Нащокина Мария Владимировна
  • О том, что фактически должно лежать в основе установления границ объектов культурного наследия в виде достопримечательных мест. Часть 1

    2019 / Шевченко Элеонора Арсеновна, Лукашев Андрей Владиславович
  • Некоторые вопросы общего подхода к законодательному обеспечению организации территории Российской Федерации

    2012 / Лебединская Галина Александровна
  • Правовые вопросы изменения генерального плана города Москвы, зонирования территорий в связи с расширением территории города Москвы

    2012 / Ладыгина Е. Р.
  • Архитектурное проектирование современных зданий в исторической среде Томска

    2019 / Литвинова Ольга Геннадьевна, Чешуина Татьяна Григорьевна
  • Особенности правового регулирования деятельности в сфере использования земельных ресурсов для проведения строительства

    2014 / Андреева А.С.
  • Нормативно-правовые аспекты сохранения культурных ландшафтов России

    2019 / Кулешова М.Е.
  • Проблема определения границ выявленного объекта культурного наследия - достопримечательного места "Красная горка" (улица Б. Хмельницкого, город Новосибирск)

    2018 / Наволоцкая А.В., Калюжная Ю.Б.
  • Правовой режим культурного слоя земель городов как объекта культурного наследия

    2012 / Нигматуллина Эльмира Фаатовна

The Problems of the Development and Approval Projects of the Conservation Zones of Cultural Heritage in Federal Cities

This article deals with the problems connected with the development and with the approval of the projects of the conservation zones of cultural heritage (further CZCH) in federal cities of Moscow and St.-Petersburg. The importance of this theme is provided by the imperfection of the legislation regulating of these issues. The article has the analysis of the federal and regional legislation; the different features of usage modes and town-planning regulations for CZCH. The problems of the responsibility for infractions of the requirements of the preservation and usage of CZCH; the order and features of the development projects of zones, including the problems of the development and adoption of the new Town-planning code of the Russian Federation are considered in this article. In order to disclose the problem the history of the development of the research process, the accommodation and the approval of conservation zones of cultural heritage and the concept of development of projects CZCH in Moscow and St.-Petersburg during the last years is considered in this article, we can also find here the statistics of the Department of a cultural heritage of Moscow. It is important to notice that this article has not only theoretical value, but also the practical application at that reason that concrete measures on legislation improvement are offered in it.

Приложение

к муниципальному контракту № ____ от ______

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия

Государственная программа Свердловской области «Повышение эффективности управления государственной собственность ю Свердловской области до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 01.01.2001 года, в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 01.01.2001 года)

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 01.01.2001 № 73-ФЗ.

2. Цели работы:

Обеспечение сохранности объектов культурного наследия, посредством регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории, в границах которой данная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде;

Разработка проектов границ зон охраны и территорий объектов культурного наследия с определением режимов использования их территорий и режимов использования и градостроительных регламентов в границах зон охраны для их последующего утверждения в установленном порядке на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию;

Проведение государственной историко-культурной экспертизы (проектов зон охраны;

Разработка карт (планов) границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия как объектов землеустройства в целях внесения данных о границах территорий объектов культурного наследия и данных о границах охранных зон объекта культурного наследия в государственный кадастр недвижимости.

3. Нормативные акты, обязательные к учету .

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26. 04. 2008 г. № 000;

Положение о порядке согласования с Федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов , проектов документации по планировке территорий, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16. 01. 2010 г. №2.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 569;

Приказ Росреестра от 01.01.2001 № П/83 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде»;

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.01.2001 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном видев процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости»;

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 01.01.2001 № 221-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме»;

Генеральный план городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года, утвержденный решением Нижнетагильской городской Думы (в редакции);

5. Состав проектов зон охраны объектов культурного наследия:

Проекты зон охраны объектов культурного наследия выполнить в соответствии с приложением к настоящему техническому заданию , содержащему перечни объектов культурного наследия, расположенные на территории города Нижний Тагил.

а) Графическая часть:

Карта (схема) границ зон охраны объектов культурного наследия с обозначением границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, объектов историко-градостроительной среды, объектов современного строительства, ценных элементов природного ландшафта, планировочной и объёмно-пространственной структуры территории проектирования М 1:2000 (1:5000).

б) Текстовая часть:

Текстовое описание границ зон охраны объектов культурного наследия и границ территории объектов культурного наследия с обозначением объектов культурного наследия, указанием их наименования и статуса, для ансамблей – с указанием ценных зданий и сооружений, малых форм, подлежащих сохранению (М 1:500 - для небольших домовладений, М 1:1000 – для крупных); - текстовое описание границ объекта культурного наследия;

Текстовое описание режимов использования территории объекта культурного наследия;

Текстовое описание границ территорий иных объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных в зоне проектирования;

Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны объектов культурного наследия, установленный с учетом пп.10-12 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия»;

Текстовое описание градостроительных регламентов в границах данных зон, устанавливающих предельные высотные и плотностные параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах зон охраны с учётом пп.10-12 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия» и выводов визуально-ландшафтного анализа;

Перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (при наличии), с наименованиями и адресными данными;

Перечень ценных градоформирующих объектов (при наличии), с наименованиями и адресными данными;

Отчёт о ландшафтно–историческом анализе развития территории; функциональном зонировании, современном визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых (схем) точек и смотровых площадок;

Обоснование проектных предложений по границам и режимам использования территории объекта культурного наследия;

в) Кадастровое описание местоположения границ объекта землеустройства:

Перечень (таблица) координат характерных (поворотных) точек границ зон охраны объекта культурного наследия и территории объекта культурного наследия (в системе координат (WGS 84 и МСК-66);

Карты (планы) границ зон охраны объектов культурного наследия и территории объекта культурного наследия, отображающие в графической и текстовой форме их местоположение, размер и границы, а также иные их характеристики.

6. Основные требования к содержанию проектов зон охраны объектов культурного наследия .

разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия должна осуществляться на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, археологических и архивных исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проекта;

в случае, если в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального значения устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, на данных территориях устанавливаются режимы использования земель и градостроительные регламенты, устанавливаемые в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения;

на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта), необходимый состав которых необходимо определить проектом в соответствии с пп. 10-12 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26. 04. 2008 г. № 000;

границы зон охраны объектов культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков .

Проектные материалы должны быть выполнены на современной топографической подоснове и должны отражать существующую градостроительную ситуацию.

Комплекс инженерно-геодезических изысканий должен выполняться в глобальной и местной системе координат (WGS 84, UTM и МСК-66); с переводом планово-картографических данных о границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Таблица инженерно-геодезических в WGS 84 должна быть представлена: Градусы, минуты, секунды или десятичная система и UTM координаты, которые соответствую координатам WGS 84.

Осуществление инженерно-геодезических изысканий должно выполняться в установленном порядке регистрации (получение разрешений) производства инженерно-геодезических изысканий.

Текстовая часть инженерно-геодезической документации должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Данные работы выполнить в соответствии с «Инструкцией по топографической съемке» (Москва, 1989) в масштабах 1:5000-1:500; «Инструкцией по съемке и составлению планов подземных коммуникаций», (Москва, Недра,1978)

Фотографическая фиксация объектов должна выполняться в формате не менее 10х15 см. Формат панорамной съемки не менее 15х30.

В отношении объектов культурного наследия подрядчик должен выполнить археологические исследования. Археологические исследования должны проводиться на основании Открытого листа, выданного Министерством Культуры РФ b после оформления ордера на земляные работы в МУП «Тагилдорстрой».

7. Состав материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия:

а) Графические материалы:

Ситуационный план зоны проектирования, М 1:10000;

Схема землепользования с указанием существующего положения объекта, М 1:5000;

Копии архивных планов и чертежей;

Схемы ранее проводившихся историко-археологических исследований М 1:2000 (1:5000);

Историко-культурный опорный план с обозначением объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов (зданий и сооружений, формирующих историческую застройку и объединенных в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами), объектов историко-градостроительной среды, объектов современного строительства, ценных элементов природного ландшафта, планировочной и объёмно-пространственной структуры территории проектирования М 1:1000 (1:2000, 1:5000);

Схемы визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок (композиционно-видовые связи панорамы на 360 градусов созданные с помощью специальных установок), фотографические развертки и врисовки, разрезы, характеризующие композицию и силуэт застройки и природного ландшафта, включая соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов), соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), соотношение природного и созданного человеком окружения;

Схемы границ проектируемых зон;

Схемы о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;

Иные графические материалы, необходимые для обоснования и разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.

б) Текстовая часть:

Сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Сведения о расположенных в границах проектируемых зон территориях и зонах охраны других объектов культурного наследия;

Сведения о расположенных в границах проектируемых зон охраны выявленных объектах культурного наследия, включая объекты археологии;

Сведения проводимых археологических исследованиях в границах проектируемых зон охраны;

Сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;

Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях, содержащий историко-градостроительную информацию с анализом градостроительной и природной среды района исследования, выполненным с учётом его исторического развития; историческую справку по объектам культурного наследия и их территориям, выписки из архивных и библиографических источников, сведения о ранее проводившихся в границах зон охраны историко-археологических исследованиях и выводы о сохранности историко-градостроительной и ландшафтной среды объектов культурного наследия;

Сведения о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок.

8. Требования к утверждению проектной документации и выполнению работ.

Разработанная научно-проектная документация после предварительного согласования подрядчиком с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения их соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Экспертиза проектов зон охраны осуществляется подрядчиком за счет средств, предусмотренных данным муниципальным контрактом.

Государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится подрядчиком на основании договора между подрядчиком и экспертами, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации .

Сбор документов (сведений) для историко-культурной экспертизы осуществляется подрядчиком самостоятельно за счет средств, предусмотренных данным муниципальным контрактом.

Заказчиком и организатором экспертизы является уполномоченный орган в сфере охраны объектов культурного наследия Свердловской области (МУГИ СО). Заказчик выполняет роль технического заказчика экспертизы.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия представляется подрядчиком заказчику.

9. Этапы выполнения проектов зон охраны:

Подготовка цифровой картографической подосновы.

разработка проектов зон охраны и материалов по их обоснованию..

Проведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны. Определение координат поворотных точек проектных границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия.

Оформление и передача выполненных работ и комплекта проектной документации заказчику.

10. Требования к сдаваемой документации.

Проекты зон охраны объектов культурного наследия предоставляется подрядчиком заказчику вместе с материалами по его обоснованию на бумажном носителе в 5-х экземплярах и в электронном виде:

Текстовые материалы в формате MS Office;

Графические материалы:

Растровые файлы в формате TIFF, RGB 24 bit без сжатия разрешением 300 dpi при сохранении натурального размера файла в масштабе вывода на печать;

Векторные файлы в обменных форматах mid, mif.

Графические материалы по обоснованию проектов зон охраны оформляются в отдельный альбом (альбомы) формата не более А-3. Границы зон охраны, режимы использования земель, градостроительные регламенты в границах зон охраны оформляются в отдельный альбом формата не более А-3. Графические материалы представляются в формате программы AutoCAD и на DVD или CD дисках.

Акт государственной историко-культурной экспертизы предоставляется в 4 экз., в отпечатанном и сброшюрованном виде, с пронумерованными страницами, с указанием соответствующих приложений.

Один экземпляр Проектов зон охраны объектов культурного наследия передается в уполномоченный орган в сфере охраны объектов культурного наследия Свердловской области (МУГИ СО).

11. Требования к отчету о проведенных работах.

Приложение в виде отчета о проведенных работах должно содержать:

Отчет о геодезических работах с фотоматериалом о применении специального геодезического оборудования ;

Отчет с фотографиями о применении специального оборудования во время фотофиксации объекта культурного наследия;

Библиографический список включенных архивных материалов (карт, планов, схем) с указанием место хранения оригинала (архив, фонд, опись, дело, лист).

Список моделей и марок специального оборудования при помощи которого производились инженерно-геодезические исследования и фотофиксация объектов культурного наследия;

Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях.

12. Требования к организации работ, режиму:

Обеспечение оборудованием, технологической оснасткой, инструментом и приспособлениями производится Подрядчиком.

Подрядчик несет ответственность за обеспеченность своих работников средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями, необходимыми для выполнения работ.

Заказчик не предоставляет бытовые помещения, для работающего персонала Подрядчика и не организует доставку работников до места проведения работ.

13. Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ.

Безопасность при работе на высоте – руководствоваться требованиями безопасности , изложенными в инструкциях по охране труда и других действующих нормативных документах.

Подрядчик должен предусмотреть мероприятия по охране труда. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей необходимых средств индивидуальной защиты (каски, специальная одежда, обувь и др.), выполнение мероприятий по коллективной защите работающих (ограждения, освещение, защитные и предохранительные устройства).

14. Гарантии качества .

Выполнение работ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. В случае, если возникнут замечания в процессе внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, они должны быть устранены подрядчиком в необходимом объеме без дополнительной оплаты в течение гарантийного срока (2 года).

Приложение к техническому заданию

Перечень объектов культурного наследия

Наименование объекта

Местонахождение объекта

Здание верхних провиантских складов

г. Н. Тагил, проспект Ленина, 1 «А», строение 2

Дом купца Аксенова (дом общества потребителей)

г. Н. Тагил проспект Ленина, 3-а

Усадьба управителя Любимова

Магазин Ахаимовой

Башня сторожевая на Лисьей горе

г. Н. Тагил «А»

Здание нижних провиантских складов

г. Н. Тагил ул. Уральская, 2 «А»

Дом инспектора училищ

г. Н. Тагил ул. Уральская, 4, корпус 1

Дом Орлова

г. Н. Тагил ул. Уральская, 20

Дом торговца Колодкина

г. Н. Тагил улица Карла Маркса, 18

Бывший дом Копылова, имеющий смешение архитектурных стилей

г. Н. Тагил проспект Ленина, 11

Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих Демидова

г. Н. Тагил улица Кирова, 19

Дом Герминых

г. Н. Тагил проспект Ленина, 15

Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии

г. Н. Тагил проспект Ленина, 17

Здание горнозаводского (реального) училища

г. Н. Тагил ул. Уральская, 4

г. Н. Тагил ул. Уральская, 6

Усадьба управителя Любимова

г. Н. Тагил проспект Ленина, 4

Магазин Ахаимовой

г. Н. Тагил проспект Ленина/улица Огаркова, 5

Здание административное

г. Н. Тагил улица Первомайская, 15

Здание, в котором находилось первое женское училище в городе, 20-30 гг. ХХ в – первая образцовая школа им. Н. К. Крупской

г. Н. Тагил улица Тагильская, 1

Территория музея-завода

г. Н. Тагил

Цех ширпотреба для производства столовых приборов

Прокатный цех (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Мартеновский цех (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Литейный двор-2

Литейный двор-1

Конюшенный двор (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Контора доменного производства

Здание щитовой системного управления с машинным залом-2

Здание щитовой системного управления с машинным залом-1

Здание трубовоздуходувки

Здание насосного отделения оборотного цикла

Здание газоочистки

Доменная печь (высота 20,6)

Доменная печь (высота 16,1)

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗОНАХ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

2. На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

3. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

4. Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных:

историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана;

сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования;

материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия;

материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;

иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия.

5. Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

6. Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

7. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

8. Министерство культуры Российской Федерации дает методические указания по подготовке материалов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, определяет порядок согласования (а в случае, определенном пунктом 13 настоящего Положения, - порядок утверждения) с указанным Министерством проектов зон охраны объектов культурного наследия.

9. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

10. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

11. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);

б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

12. Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.

13. На основании проекта зон охраны (объединенной зоны охраны) объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренного пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", утверждает своим правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

При этом границы зон охраны объекта культурного наследия, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон в случае их нахождения на территории национального парка подлежат согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации:

проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

проект зон охраны объекта культурного наследия;

сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия;

заключение государственной историко-культурной экспертизы.

15. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

16. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

17. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

18. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

19. При отнесении объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры ранее утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон подлежат необходимому уточнению в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

20. Расположенные в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия объекты капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, используются в соответствии с этими режимами использования земель и градостроительными регламентами с даты вступления в силу акта органа государственной власти об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, предусматривающего установление таких режимов использования земель и градостроительных регламентов.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.

Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

21. Изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение объединенной зоны охраны, в том числе ее границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем корректировки только в случае отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры.

При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия и их утверждение осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.

22. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

23. При исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также его перемещении решение об утверждении границ его зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон утрачивает силу в отношении этого объекта культурного наследия.

При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах объединенной зоны охраны, либо его перемещении режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны, устанавливаются в пределах территории исключенного либо перемещенного объекта культурного наследия.

При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах зоны охраны другого объекта культурного наследия, перемещении объекта культурного наследия режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны, устанавливаются в пределах территории исключенного либо перемещенного объекта культурного наследия.

При принятии решения об отказе включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия, расположенный в границах зоны охраны объекта культурного наследия, в пределах территории такого выявленного объекта культурного наследия устанавливаются режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны.

24. В случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

25. Копии актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, включая текстовое и графическое приложения к ним, направляются в Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с даты их вступления в силу.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ

Глава 8. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ПО ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Сборник 8.2. ПРОЕКТЫ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

МРР-8.2-16

Сборник 8.2 "Проекты зон охраны объектов культурного наследия. МРР-8.2-16" (далее - Сборник) разработан специалистами ГАУ "НИАЦ" (С.В. Лахаев, Е.А. Игошин, А.В. Тарасова) при участии специалистов ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" (С.Н. Васькина, М.С. Кузьмина).

Сборник утвержден и введен в действие с 9 января 2017 г. приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.

Сборник является составной частью Единой нормативной базы МРР.

Сборник разработан взамен МРР-3.2.46.02-13 (раздел 4.2).

Введение

Настоящий Сборник 8.2 "Проекты зон охраны объектов культурного наследия. МРР-8.2-16" (далее - Сборник) разработан в соответствии с государственным заданием.

Настоящий Сборник предназначен для применения государственными заказчиками, проектными и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы.

При разработке Сборника были использованы следующие нормативно-методические документы:

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";

Постановление Правительства Москвы от 16 декабря 1997 г. N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)";

Постановление Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)";

Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города)";

Постановление Правительства Москвы от 25 июля 2000 г. N 566-ПП "О проведении историко-архитектурного обследования г. Москвы" в соответствии с Методическими указаниями по проектированию зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, одобренными Росохранкультурой и утвержденными распоряжением Москомнаследия N 9 от 2 августа 2010 г.;

Методические указания по проведению комплексных историко-культурных исследований на территории г. Москвы, 2004;

Сборник 8.3 "Визуально-ландшафтный анализ. МРР-8.3-16";

Сборник 8.4 "Научно-проектные работы по реставрации памятников истории и культуры. МРР-8.4-16";

Сборник 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16";

Сборник 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16".

1. Общие положения

1.1. Настоящий Сборник является методической основой для определения стоимости разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве.

1.2. При определении стоимости работ на основании настоящего Сборника также следует руководствоваться положениями Сборника 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16".

1.3. Приведение базовой стоимости работ, определенной в соответствии с настоящим Сборником, к текущему уровню цен осуществляется путем применения коэффициента пересчета (инфляционного изменения), утверждаемого в установленном порядке.

1.4. Установление и актуализация границ зон охраны объектов культурного наследия выполняются на основании историко-культурных исследований, стоимость которых определяется на основании Сборника 8.1 "Историко-культурные исследования".

1.5. В настоящем Сборнике представлены базовые цены на следующие работы:

Предварительные работы;

Объектов культурного наследия:

а) анализ историко-культурных характеристик территории исследования;

б) ;

Разработка материалов проекта зон охраны объектов культурного наследия:

Проект зон охраны объектов культурного наследия;

Разработка предложений по режимам использования земель.

1.6. В базовых ценах Сборника учтены и не требуют дополнительной оплаты затраты на выполнение работ, перечисленных в пунктах 3.3-3.5 МРР-1.1-16.

1.7. В базовых ценах не учтены и требуют дополнительной оплаты следующие работы (при условии включения этих работ в задание на проектирование):

Разработка проекта границ территории и проекта предмета охраны объекта культурного наследия (стоимость данных работ определяется на основании Сборника 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16");

Работы по подготовке информации о зонах охраны объектов культурного наследия в электронном виде (стоимость данных работ определяется на основании Сборника 9.5 "Сборник базовых цен на работы по изготовлению демонстрационных материалов. МРР-9.5-16");

Подготовка землеустроительной документации для регистрации зон охраны объектов культурного наследия, территории объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия;

Анализ визуального восприятия объектов (стоимость данных работ определяется на основании Сборника 8.3 "Визуально-ландшафтный анализ. МРР-8.3-16") с учетом понижающего коэффициента на состав работ по согласованию с заказчиком.

1.8. Разработка технического задания и сбор исходных данных относится к функциям заказчика и при поручении данных работ исполнителю их стоимость определяется дополнительно. Оплата затрат производится за счет средств на содержание заказчика.

1.9. В базовых ценах Сборника также не учтены сопутствующие расходы, приведенные в пункте 3.6 МРР-1.1-16.

2. Методика определения стоимости работ

2.1. Базовая стоимость выполнения работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия рассчитывается на основе базовых цен по формуле:

С (б) - базовая стоимость работ для одного объекта (руб.);

Ц (б) - базовая цена выполнения работ (руб.);

- произведение всех коэффициентов К i , кроме коэффициента, учитывающего сокращение сроков проектирования, не должно превышать значения 2, 0;

К ср - корректирующий коэффициент, учитывающий степень полноты выполнения работ (определяется расчетным путем на основании состава работ, представленного в таблицах 3.2-3.6).

2.2. Коэффициент, учитывающий полноту выполнения работ (К ср), определяется по формуле:

К ср =∑Д i ×К к i , (2, 2)

Д i - доля отдельных видов работ от общей стоимости работ (согласно таблицам 3.2-3.6);

К к i - степень полноты проработки отдельных видов работ (определяется в техническом задании или по согласованию с заказчиком).

2.3. Значения базовых цен представлены в таблицах с учетом категорий сложности объекта или вида работы.

К факторам, влияющим на трудоемкость выполнения работ, относятся:

Площадь территории разработки;

Сложность территории, в том числе:

концентрация объектов культурного наследия и их зон охраны, а также ценных объектов исторической градостроительной среды;

степень сохранности исторической градостроительной среды;

ранний период освоения территории;

наличие ранее разработанной предпроектной документации, определяющей ограничения развития территории.

3. Базовые цены

Таблица 3.1

Наименование работ

Базовая цена (руб.)

Более 20 га, на каждые последующие 5 га добавлять (руб.)

Предварительные работы

Разработка материалов по обоснованию проекта зон охраны

Анализ действующей градостроительной документации

Таблица 3.2

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Состав работ

Таблица 3.3

РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА ЗОН ОХРАНЫ

Состав работ

Натурные исследования. Анализ сохранности объектов культурного наследия и ценных элементов исторической градостроительной среды, в том числе исторических планировочных направлений, внутриквартальных рубежей, элементов благоустройства и озеленения

Составление схемы местоположения территории в системе современного города

Составление схемы местоположения в системе исторического города

Составление схемы историко-культурной ценности и сохранности элементов исторической градостроительной среды территории

Составление схемы действующего охранного статуса территории

Составление схемы исторической системы землепользования

Анализ визуального восприятия объектов культурного наследия, а также композиционно-пространственных, типологических и ландшафтных характеристик градостроительного окружения объектов культурного наследия. Анализ материалов визуально-ландшафтного анализа, ранее разработанных на территории проектирования

Составление схемы композиционно-пространственного восприятия объектов культурного наследия

Составление заключения по историко-градостроительному обоснованию проекта зон охраны

Таблица 3.4

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Состав работ

Анализ действующей градостроительной документации по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия и перспективному развитию территории, в т.ч. градостроительный план развития территории, проекты планировки, действующий план линий градостроительного регулирования, план межевания и т.п.

Таблица 3.5

ПРОЕКТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Таблица 3.6

ПРОЕКТ УСТАНОВЛЕНИЯ РЕЖИМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ

Состав работ

Систематизация и анализ исходных данных по результатам ранее разработанных детальных режимов регулирования градостроительной деятельности

Примечание: на разработку каждого последующего варианта применяется коэффициент 0, 7.

Приложение

к Сборнику

ПРИМЕР РАСЧЕТА СТОИМОСТИ РАБОТ

Пример. Расчет стоимости разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.

Площадь территории исследования - 4, 5 га.

Предварительные работы

Базовая цена - 21411 руб. - таблица 3.1, пункт 1.

Состав работ (таблица 3.2):

Наименование вида работ

Ознакомление с заданием заказчика и предъявленной им документацией

Ознакомление с проектной, охранной, исследовательской документацией в организациях соответствующего профиля

Предварительное натурное обследование с определением границ исследований

Систематизация и анализ исходных данных

Подготовка программы разработки проекта зон охраны и состава документации

Подготовка геоподосновы для проведения работы (разгрузка)

Итого базовая стоимость предварительных работ составит:

21411 x 1, 0 = 21411, 00 руб.

Разработка материалов по обоснованию проекта зон охраны

Базовая цена - 106780 руб. - таблица 3.1, пункт 2.

Состав работ (таблица 3.3):

Наименование вида работ

Анализ действующего охранного статуса и историко-культурной ценности элементов исторической градостроительной среды, документации историко-архитектурного опорного плана, архивных проектных материалов, в т.ч. нереализованных проектных предложений

Натурные исследования. Анализ сохранности объектов культурного наследия и ценных элементов исторической градостроительной среды, в т.ч. исторических планировочных направлений, внутриквартальных рубежей, элементов благоустройства и озеленения

Схема местоположения территории в системе современного города

Схема местоположения в системе исторического города

Схема историко-культурной ценности и сохранности элементов исторической градостроительной среды территории

Схема действующего охранного статуса территории

Схема исторической системы землепользования

Анализ зрительного восприятия объектов культурного наследия, а также композиционно-пространственных, типологических и ландшафтных характеристик градостроительного окружения объектов культурного наследия; анализ материалов визуально-ландшафтного анализа, ранее разработанных на территории проектирования

Схема композиционно-пространственного восприятия объектов культурного наследия

Заключение по историко-градостроительному обоснованию проекта зон охраны

Итого базовая стоимость разработки материалов по обоснованию проекта зон охраны составит:

106780 x 1, 0 = 106780, 00 руб.

Анализ действующей градостроительной документации

Базовая цена - 39960 руб. - таблица 3.1, пункт 3.

Состав работ (таблица 3.4):

Наименование вида работ

Анализ действующей градостроительной документации по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия и перспективному развитию территории, в т.ч. градостроительный план развития территории, проекты планировки, действующий план линий градостроительного регулирования, план межевания, т.п.

Составление схемы существующей системы землепользования с показом сохранившихся исторических планировочных рубежей и объектов перспективного строительства

Итого базовая стоимость работ по анализу действующей градостроительной документации составит:

39960 x 1, 0 = 39960, 00 руб.

Проектные материалы по определению зон охраны объектов культурного наследия

Базовая цена - 96291 руб. - таблица 3.1, пункт 4.

Состав работ (таблица 3.5):

Наименование вида работ

Разработка проектных предложений по установлению зон охраны и их обоснованию

Составление схемы границ зон охраны объектов культурного наследия

Составление описания границ зон охраны объектов культурного наследия

Итого базовая стоимость разработки проектных материалов по определению зон охраны объектов культурного наследия составит:

96291 x 1, 0 = 96291, 00 руб.

Проект установления режимов использования земель и градостроительных регламентов

Базовая цена - 108427 руб. - таблица 3.1, пункт 5.

Состав работ (таблица 3.6):

Наименование вида работ

Анализ действующей законодательной и нормативной базы в области охраны культурного наследия, определяющей условия режимов использования земли

Сбор, систематизация и анализ исходных данных по результатам ранее разработанных режимов регулирования градостроительной деятельности

Разработка предложений по режимам регулирования градостроительной деятельности

Составление схемы режимов регулирования градостроительной деятельности

Описание режимов регулирования градостроительной деятельности

Итого базовая стоимость разработки проекта установления режимов использования земель и градостроительных регламентов составит:

108427 x 1, 0 = 108427, 00 руб.

Базовая стоимость разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия составит:

21411, 00 + 106780, 00 + 39960, 00 + 96291, 00 + 108427, 00 = 372869, 00 руб.

Стоимость проектирования в текущих ценах определяется по формуле (4.1) Общих указаний по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16 и составляет:

С (т) = 372869, 00 x 3, 533 = 1317346, 18 руб.

где К пер = 3, 533 - коэффициент пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен IV квартала 2016 года к ценам 2000 года (согласно приказу Москомэкспертизы от 21.01.2016 N МКЭ-ОД/16-1).

Памятники природы и культуры нуждаются в полноценной охране со стороны общества и государства. Только в таком случае они могут предстать перед потомками, быть гордостью народа. Конечно, такая охрана должна регулироваться именно на государственном уровне. В Российской Федерации есть несколько важных законодательных актов, посвященных именно охранным зонам объектов культурного наследия. Мы разберем эти документы, выделив особенности данных зон, их классификацию, требования законодательства.

Регулирующие законодательные акты

Положения об охранных зонах объектов культурного наследия включают в себя следующие акты:

  • ФЗ № 73 (опубликован в 2002 году, последняя редакция - август 2018 года) "Об объектах культурного наследия РФ". В частности, ст. 34.
  • Постановление российского Правительства № 972 "Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ".

Дополнения в эти акты вносились данными федеральными законами:

  • ФЗ № 342 (2018).
  • ФЗ № 315 (2014).

Далее в материале мы на основе вышеперечисленных документов разберем важные определения, введем классификацию охранных зон. Кроме того, данные законодательные акты содержат в себе информацию о составлении проектов, характеристике режимов, что также важно представить читателю.

Что это?

Прежде всего приведем определение.

Зона охраны объектов культурного наследия - определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается спецрежим использования участков земли. Он призван ограничить хозяйственную деятельность и полностью запретить строительство на данной территории.

Исключение - применение особых мер, которые направлены на сохранение, реконструкцию, регенерацию природной, исторической, градостроительной зоны объекта природного наследия.

Кроме того, в статье будут использоваться близкие, но не идентичные вышеуказанному понятия:

  • Зона регулирования хоздеятельности и застройки - территория, в границах которой будет установлен режим эксплуатации земель, ограничивающий хоздеятельность и строительные мероприятия. Он также определяет требования к реконструкции уже существующих сооружений и зданий.
  • Зона природного охраняемого ландшафта - территория, в границах которой будет установлен спецрежим использования земель, как сужающий, так и запрещающий строительство, хоздеятельность, реконструкцию существующих сооружений в целях сохранения уникального природного ландшафта. Последним могут считаться долины рек, леса, водоемы, местность, композиционно связанная с культурно значимым объектом.

Исходя из этого можно составить классификацию.

Разновидности

Охранные зоны объектов культурного наследия обустраиваются с целью обеспечения сохранности последних. Они устанавливаются в исторической среде объекта, непосредственно на сопряженной с ним местности. Зоны охраны могут быть трех разновидностей:

  • Охранная зона объекта культурного наследия.
  • Зона регулирования застроек и различной хоздеятельности.
  • Зона природного охраняемого ландшафта.

Нужный состав защищаемых территорий определяется проектом охранных зон объектов культурного наследия.

Чтобы одновременно обеспечить охрану нескольких культурных, природных объектов, расположенных рядом друг от друга, допускается создание для них охранной единой зоны. Что в нее может входить? Те же самые виды:

  • Единая зона охраны объектов культурного наследия.
  • Единая зона регулирования хозяйственной деятельности, застроек.
  • Единая зона природного охраняемого ландшафта.

Состав такой объединенной зоны определяется проектом объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Переходим к следующей теме.

Основа для разработки проектов

Разберем теперь разработку охранных зон объектов культурного наследия. Она может проводится как физическими, так и юр. лицами на основе данных архитектурных, исторических, архивных исследований, с учетом информации из государственного кадастра недвижимости.

Состав такой зоны определяется на основе проекта зон охраны объектов культурного наследия. Он опирается на материалы архитектурно-исторических исследований, которые в полной мере обосновывают его.

Данные культурных, исторических исследований формируются на базе следующей информации:

  • Опорный культурно-исторический план того населенного пункта, города, на землях которого находится культурно значимый объект (либо его фрагмент или целая группа объектов).
  • Сведения о выявленных объектах, относящихся к культурному наследию, их установленных территориях, которые расположены в границах проектируемой защитной зоны.
  • Материалы уже разработанных проектов охранных зон вокруг культурно значимых объектов, находящихся как в границах конкретного поселения, так и на межселенных территориях.
  • Материалы визуального, ландшафтного анализа композиционной связи объекта культурного наследия (или их группы) с ландшафтным окружением, окружающей застройкой.
  • Иные данные, что необходимы для составления и обоснования проекта.

Проведение разработки проектов

Разработка проектов охранных зон и других субъектов РФ, а также историко-архитектурные исследования, обосновывающие их, - направления федеральных и региональных целевых программ РФ. В числе всего прочего они предусматривают мероприятия по сохранению, популяризации, гос. охране и использованию памятников природы и культуры.

Разработка данных проектов также может вестись и по инициативе (и за счет финансов) муниципальной власти, владельцев или непосредственных пользователей данных культурно значимых объектов. А также правообладателей земельных наделов, каким-то образом связанных с памятниками природы и культуры.

Разработку проектов постоянных и временных охранных зон объектов культурного наследия также инициирует российское Министерство культуры, органы госвласти субъектов федерации, структура местного самоуправления.

Министерство культуры РФ также обязано давать методические рекомендации по заготовке материалов, что ложатся в основу проектов охранных зон вокруг памятников природы и культуры. Эта же структура определяет согласование проектов тех или иных объектов культурного наследия с органами гос. власти, обеспечивающими их (памятников) охрану.

Проект и границы зоны

Теперь еще одно важное понятие. Проекты зоны охраны памятника культуры или природы (или объединенной зоны) - это текстовая документация, а также информация, представленная в виде карт, схем, которая формирует полное представление о границах охраняемой территории. Обязательно перечисление режимов эксплуатации земель в этой зоне, а также предписаний градостроительных регламентов в пределах данной территории.

Границы охранной зоны объектов культурного наследия - это линии, что обозначают территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать негативное влияние (как прямое, так и косвенное) на сохранность памятника культуры или природы в его естественной среде.

Обозначение данных линий, а также координат опорных точек границ охранных зон на схемах и картах должно однозначно определять пределы охраняемых территорий. Точность выведена до нормативов, характерных для государственного кадастра недвижимости.

Важно отметить, что границы охранных зон вокруг памятников культуры и природы могут не совмещаться с границами земельных участков, границами иных территориальных объектов.

Режим для охранной зоны

По закону об охранных зонах объектов культурного наследия вводятся следующие ограничение на эксплуатацию земельных участков, требования к градостроительству на данной территории:

  • Запрет на возведение объектов капитальной застройки. То есть на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. Исключение - применение спецмер, направленных на регенерацию, восстановление природной, исторической, градостроительной зоны объекта, воссоздание или восстановление его полностью/частично утраченных составляющих, характеристик.
  • Ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (либо ее частей), что может изменить размеры, пропорции, параметры этих объектов, предполагает использование иных стройматериалов, цветовых решений, особенностей дизайна малых строений.
  • Сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты.
  • Гарантирование визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде. Это также включает в себя обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек.
  • Соблюдение всех требований по охране окружающей природной среды, которые гарантируют сохранность объекта в его естественном историческом и ландшафтном окружении.
  • Иные требования, что определяют сохранность памятника культуры.

Режим для зоны ограничения застройки и хоздеятельности

Требования к режиму зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки будут немного отличны от требований к режиму охранной зоны вокруг памятников природы и культуры. Рассмотрим и эти предписания:

  • Ограничение строительства до той степени, что необходима для сохранности культурно значимого объекта в его исконной исторической среде. Ограничение также распространяется на параметры, пропорции и размеры объектов капитальной застройки/их частей, использование определенных стройматериалов и цветовых решений.
  • Ограничение капремонта, реконструкции объектов капитальной застройки, если работы связаны с изменением их форм, пропорций, размеров, параметров, применененим иных стройматериалов и цветовых решений.
  • Гарантирование визуального восприятия посетителями памятника природы или культуры в его исконной ландшафтной, исторической среде.
  • Ограничение хоздеятельности до той степени, при которой она не будет негативно влиять на объект.
  • Сохранение качества природной окружающей среды до той степени, при которой становится возможной сохранность памятника природы или культуры.
  • Соблюдение всех предписаний по охране окружающей среды, что могут в определенной мере способствовать сохранению культурно важного объекта для будущих поколений.
  • Иные требования, исключающие влияние негативных факторов на памятник.

Режим для зоны природного охраняемого ландшафта

Режим для данной территории обязательно составляется с учетом данных предписаний:

  • Запрет строительства объектов капитальной застройки, ограничение хоздеятельности, запрет на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (капитальной застройки),в целях сохранения/восстановления связи памятника природы или культуры с окружающим ландшафтом. Последний включает в себя речные долины, водоемы, открытые пространства и леса. Исключением будет лишь возведение малых строений, работы по общему благоустройству территории.
  • Поддержание того качества окружающей среды, которое необходимо для сохранения, регенерации защищаемого природного ландшафта.
  • Сохранение исторически характерных в природном охраняемом ландшафте соотношений закрытых и открытых пространств с целью целостности восприятия культурно значимого объекта в его исконной природной, исторической среде.
  • Соблюдение требований по охране окружающей среды, способных обеспечить сохранность защищаемого природного ландшафта в его естественном окружении.
  • Иные требования, что обеспечивают сохранность, регенерацию охраняемого памятника культуры или природы.

Согласование с Министерством культуры

Чтобы ввести на определенной территории какой-либо из перечисленных режимов, а также установить границы окружающих зон, требования к различным градостроительным регламентам, подготовленный проект обязательно согласовать с Министерством культуры РФ. Для этого уполномоченный в области госохраны памятников, объектов культурной значимости предоставляет туда следующую документацию:

  • Проект правового акта, который утверждает границы охранной зоны, объекта, режим, применяемый на данной территории, предписания касательно градостроительных регламентов.
  • Проект зоны охраны памятника природы или культуры.
  • Данные об итогах рассмотрения вышеуказанных проектов либо учреждениями исполнительной власти какого-либо из российских субъектов, либо уполномоченным в сфере госохраны культурно значимых объектов народов РФ.
  • Заключение историко-культурной государственной экспертизы.

Решение об установлении зон и прекращении их существования

Еще один важный вопрос. Кто же полномочен установить защитную зону объекта культурного наследия? Здесь выделяется несколько ответственных органов:

  • Решение как об установлении, так и об изменении защитной зоны культурно значимого объекта народов РФ, относящегося к особо ценной категории, внесенного в Список всемирного наследия принимается и утверждается федеральным органом охраны данного рода объектов. Он вводит требования к градостроительным инструкциям в пределах этих территорий, утверждает их на основании проектов таких охранных зон.
  • Решение о прекращении существования охранных зон таких объектов (ценных, имеющихся в Списке всемирного наследия) принимается также федеральным органом, отвечающим за охрану объектов культурного значения.
  • Решение как об установлении, так и изменении защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (не входящего в перечень особо ценных, а также в Список) вводится силами субъекта РФ. Однако это решение должно быть согласовано с вышестоящими федеральными структурами.
  • Если это культурный объект местного (муниципального значения), то решение о создании, изменении для него охранных зон принимается по законам субъекта РФ. Тех, в границах которых он расположен.
  • Решение о прекращении существования охранных зон объектов культурного наследия регионального значения, не включенных в Список всемирного наследия, не относящихся к особо ценным, принимается также государственной властью субъекта федерации.
  • Зона охраны памятника природы или культуры может прекратить существование и без принятия ответственных решений. Однако возможно это лишь в одном случае: когда культурно значимый объект был исключен из всероссийского государственного единого реестра памятников природы и культуры народов РФ.
  • Утверждение зон охраны объектов культурного наследия происходит не позднее чем спустя 2 года после того, как памятник, территория были включены в вышеуказанный единый реестр. Этот пункт Положения был введен сравнительно недавно - 3.08.2018.

Подведем итоги рассмотрения законодательных актов. Утверждение, изменение, прекращение существования охранных зон, оберегающих объекты культурного наследия от разрушения, регулируется в России на уровне государства - федеральных, региональных, местных органов власти. Для введения защитной зоны вокруг какого-либо памятника природы или культуры обязательна подготовка содержательного проекта. Он должен определять режим, границы, требования к градостроительному регламенту касательно данной территории.