Фз о служебной тайне. Что входит в понятие служебная тайна. Что такое тайна профессионального характера

Такой критерий, как служебная тайна, является неоднозначным, т. к. унифицированное определение этого понятия отсутствует. При этом законами РФ предусмотрена ответственность за распространение служебной тайны и передачи ее третьим лицам. Далее рассмотрим, какие именно нормы предусмотрены законодательством и что вообще представляет собой служебная тайна.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Что представляет собой служебная тайна в организации.
  • В чем разница между служебной и коммерческой тайной.
  • Как выглядит классификация тайн.
  • Какие есть виды служебных тайн.
  • В каких ФЗ упоминается о служебной тайне.
  • Какие сведения составляют служебную тайну.
  • Какая информация не составляет служебную тайну.
  • Как ввести режим служебной тайны.
  • Какая может быть ответственность за разглашение служебной тайны.
  • Какие есть способы защиты служебной тайны.

Что представляет собой служебная тайна в организации

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, доступные конкретным людям, которые работают непосредственно с ними в силу своих должностных обязанностей, а также доступные их руководителям.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Само понятие «конфиденциальность» переводится как «доверие» и подразумевает под собой необходимость не допустить несанкционированное распространение информации. Соблюдая это требование, можно предотвратить вмешательство третьих лиц в деятельность коммерческих организаций или государственных органов, а также сохранить секретность документов.

К конфиденциальной информации, сохранность которой обеспечивается законодательством РФ, относятся личные, служебные или коммерческие сведения, относящиеся к физическому или юридическому лицу. Если данная информация поступает в чье-либо распоряжение, то распространение или передача ее посторонним лицам категорически запрещаются законом.

Однако под определение «служебная тайна» попадает не только конфиденциальная информация, но также и те данные, которые не подлежат разглашению или использованию без разрешения на это их владельцев (за исключением судебных запросов при наличии соответствующих оснований). Гражданский кодекс РФ определяет все случаи, в которых возможна передача конфиденциальной информации.

Если обратиться к истории, то еще в Советском Союзе служебная тайна находилась под надежной защитой, в связи с чем выделялись следующие уровни секретности:

  1. сведения под грифом «для служебного пользования»;
  2. служебная тайна с грифом «секретно»;
  3. секретность самого высокого уровня - государственная тайна, имеющая грифы «особой важности» и «совершенно секретно».

В современном мире к секретным данным можно отнести государственную тайну и все ее компоненты. Также не должна разглашаться и информация, которая хранится в государственных органах власти и управления.

К категории служебной тайны также относятся и сведения о гражданско-правовых отношениях, если эта информация не является коммерческой тайной. При этом в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ к служебной тайне также относятся данные о наличии и остатках средств на банковских счетах/вкладах, о заболеваниях и связанном с ними лечении, об усыновлении и т. д. В эту же категорию можно включить сведения о работе компании, передача которых связана со служебной необходимостью.

Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание. В понятие «коммерческая тайна» можно включить информацию из производственной, научной, технологической, финансовой сфер, которая актуальна не только сейчас, но и в перспективе. Законы РФ определяют защиту и служебной, и коммерческой тайны на одном и том же уровне, однако отличия все же имеются.

    l>

    Служебная и коммерческая тайна: в чем разница

    Служебная тайна , о которой говорится в законодательных актах РФ и которая ими же защищается, относится к отдельной категории информации. Далее будут обозначены определения основных типов тайны, их различия между собой, рассмотрены виды нарушений конфиденциального режима и установленная за это ответственность, а также подтверждения, которые могут быть приняты судом.

    Согласно п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188 служебная тайна - это информация, доступ к которой РФ ограничен в соответствии с законодательством.

    ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ устанавливает, что коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, который используется только в отношении конкретных категорий данных. При этом в ст. 5 закона № 98-ФЗ перечислены сведения, которые ни в какой ситуации не смогут относиться к конфиденциальным.

    Отличие между служебной и коммерческой тайнами состоит в следующем:

  1. Коммерческая тайна - это информация, при использовании которой есть возможность получить коммерческую выгоду.
  2. Служебная тайна чаще всего используется в работе государственных органов власти и местного управления, а также иных государственных учреждений (их сотрудников как высшего руководящего звена, так и рядовых) и несет в себе секретные сведения, связанные непосредственно с деятельностью данного органа.

В юридической практике и правовых нормах отсутствует устоявшееся мнение в отношении понятий коммерческой и служебной тайны, а также лиц, которые могут иметь к ней доступ. К примеру, окончательно не определено, будут ли относиться к служебной тайне интересные в коммерческом отношении сведения, к которым работник имеет доступ в результате исполнения своих прямых обязанностей, или же эта информация может быть отнесена только к разряду коммерческой тайны.

Статья 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г . дает следующее определение информации: это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, которые защищаются в законодательном порядке и становятся доступны для сотрудников государственных органов власти и управления в результате выполнения ими своих должностных обязанностей. Также к этой категории можно отнести сведения о работе государственных структур, использование которых определяется законами РФ или служебной необходимостью. Однако конкретного определения служебной тайны в актуальных российских законах не установлено.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ служебная тайна относится к объектам гражданского права. При этом принципы защиты коммерческой и служебной тайн практически совпадают. В некоторых ситуациях за передачу сведений, относящихся к категории служебной тайны, может быть установлена уголовная ответственность. К примеру, такая ответственность возникает, если сотрудник, имеющий доступ к конфиденциальной информации в силу исполнения своих должностных обязанностей, впоследствии передает третьим лицам сведения, относящиеся к банковской, налоговой, коммерческой тайне или тайне усыновления.

К лицам, которые обладают служебной тайной, можно отнести сотрудников государственных учреждений законодательной, судебной, исполнительной власти, а также подчиненных им организаций.

Статья 3 ФЗ № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. дает следующее определение понятия коммерческой тайны - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Вследствие этого можно сказать, что понятие «служебная тайна» является более обобщенным по отношению к понятию «коммерческая тайна». Дополнительно можно выделить и иные категории различных тайн.

Виды служебных тайн

Правовое регулирование служебной тайны

Документы, определяющие законодательный порядок защиты служебной тайны:

  1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. (в редакции от 31.07.1998 г.) “О банках и банковской деятельности”.
  2. Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. (в редакции от 10.02.1999 г.) “О прокуратуре РФ”.
  3. Федеральный закон № 1026-1 от 18.04.1991 г. (в редакции от 15.06.1996 г.) “О милиции”.
  4. Федеральный закон № 15 от 16.02.1995 г. (в редакции от 06.01.1999 г.) “О связи”.
  5. Федеральный закон № 98 от 29.07.2004 г. "О коммерческой ".
  6. Федеральный закон № 144 от 12.08.1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”.
  7. Федеральный закон № 119 от 31.07.1995 г. “Об основах государственной службы РФ”.
  8. Гражданский кодекс РФ (в редакции от 09.02.1999 г.).
  9. Таможенный кодекс РФ (в редакции от 10.02.1999 г.).

Служебную тайну часто разделяют на две категории:

1. Информация, которая стала доступна сотрудникам государственных учреждений в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей:

  • тайна усыновления;
  • секретные производственные данные или действия организаций в отношении своих конкурентов;
  • сведения о личной жизни физического лица (финансовое положение, сведения об имуществе, вероисповедании и т. д., ставшие известными в ходе рассмотрения уголовного дела).

2. Сведения под грифом «Для служебного пользования», которые касаются работы государственных органов власти и управления:

Сведения, составляющие служебную тайну

Разделяя служебную и коммерческую тайны на целевые и функциональные группы, их можно представить в виде следующих блоков:

  1. Финансовая информация (источники инвестирования, финансовые вложения).
  2. Производственная информация (инновации, производственное оборудование, технологические разработки).
  3. Деловая информация (договоры, контрагенты, документация).
  4. Маркетинговая информация (политика расширения бизнеса, реклама, проведенные исследования).
  5. Данные по разработкам, проведенным в научно-техническом направлении, их структура и порядок внедрения в бизнес-процесс.
  6. Сведения о сотрудниках и их должностных обязанностях (иерархическая система штата, планирование организационных мероприятий, структура организации деятельности).
  7. Программное обеспечение, реквизиты, используемые для входа в учетную запись (логины и пароли).
  8. Данные о конечном продукте производства (описание, свойства, параметры и т. д.).

Любые сведения, которые важны именно по причине своей закрытости для большинства лиц, можно отнести к разряду служебной тайны.

Какая информация не составляет служебную тайну

П. 1.3 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определяет информацию, которая не является служебной тайной.

К служебной информации, которая имеет ограниченное распространение, не относятся:

  1. Нормы законодательства, определяющие:

2. Информация гидрогеологического, гидрометеорологического, экологического, санитарно-эпидемиологического характера.

3. Нормы и порядок рассмотрения жалоб, писем и иных обращений как физических, так и юридических лиц, результаты проведенной работы.

4. Информация о возникновении чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов, несущих угрозу населению.

5. Данные об экономическом положении в стране и нуждах российских граждан, информация по освоению государственных ресурсов.

6. Информация об органах государственной исполнительной власти, их обязанностях, структуре и нормах деятельности, в том числе и адрес местонахождения.

7. Данные из библиотек, открытых архивных фондов, электронных баз данных организаций, которые требуются для возможности использования свободы граждан РФ, их прав и обязанностей.

Также сведения о том, к какой информации доступ не может быть ограничен, дублируются в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Примеры служебной тайны

Более подробно различные виды служебных тайн рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Налоговая тайна. Налоговый кодекс РФ определяет, что к налоговой тайне относится вся информация о налогоплательщике, которая стала известна подразделениям налоговой инспекции или внебюджетных фондов, а также таможне. В случае если налогоплательщик относится к категории физических лиц, информация о нем также попадает в разряд личной тайны, т. е. является персональными сведениями.

В статье 102 Налогового кодекса РФ указано, что к налоговой тайне относится любая информация о налогоплательщике, в т. ч.:

  • налоговые декларации по тем видам налогов, которые обязательны к оплате в соответствии с законодательством РФ;
  • документы и информация, требуемая для начисления и оплаты суммы налога (к примеру, это могут быть документы, являющиеся основаниями для получения дохода, сведения из бухгалтерии). При этом для юридических лиц также обязательно подтверждение расходов организации за налоговый период и данные о налоговых отчислениях за три предшествующих года;
  • в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ - документы, дающие возможность проконтролировать корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие дополнительные сведения и документация, которые предоставляются в территориальные подразделения налоговых инспекций в случаях, описываемых в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять такие сведения, как:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  • размер уставного капитала юридического лица;
  • информация, переданная самим налогоплательщиком или с его одобрения;
  • данные о неисполнении или нарушении законодательных норм в налоговой сфере, а также предусмотренные за это меры воздействия;
  • информация, передаваемая иностранным правоохранительным или налоговым органам на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, в которых Россия выступает стороной по договору.

Пример 2. Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На основании Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями), любая информация, которая стала доступна сотруднику органа ЗАГС, относится к персональным сведениям, являющимся конфиденциальной информацией, и не подлежит дальнейшему распространению или передаче третьим лицам. Акты гражданского состояния можно определить как юридические факты, обозначающие действия граждан, или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

На основании статьи 3 ФЗ № 143 "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. соответствующим образом должны быть зарегистрированы следующие события: рождение, смерть, усыновление, изменение имени или фамилии, факт установления отцовства, заключение или расторжение брака. Если гражданин РФ постоянно находится за границей, то регистрация любого из перечисленных выше событий осуществляется государственными консульствами РФ.

Сотрудники ЗАГСа не могут передавать любые сведения об усыновлении и предоставлять документацию, которая может послужить основанием для возникновения сомнений в том, что усыновители не являются биологическими родителями ребенка.

Аналогично не могут быть распространены данные об изменении имени или фамилии. При этом само физическое лицо, которое желает изменить эти сведения, должно сообщить о причинах при оформлении заявления (к примеру, отказ от использования фамилии бывшего мужа, неприятное на слух или труднопроизносимое имя/фамилия и т. д.). Эти причины также не могут разглашаться.

Предоставление конфиденциальных данных, имеющихся в органах ЗАГС, возможно только по соответствующим постановлениям судебных органов, органов следствия и дознания, прокуратуры или Уполномоченного по правам человека в РФ.

Исходя из всего вышеуказанного, тайну записи актов гражданского состояния можно включить как в категорию личной тайны (персональной информации), так и служебной тайны.

Пример 3. Врачебная тайна . В медицинской практике существует такое понятие, как деонтология (от греч. deon - должное и logos - учение), в соответствии с которым определены правила общения сотрудников лечебных учреждений с пациентами и их родными. При этом врачебная тайна отличается от многих других тем, что ее сохранность регулируется законодательными актами, в которых зафиксированы запреты и определена ответственность за нарушение этих норм.

Основные принципы обеспечения сохранности врачебной тайны определены Конституцией РФ. Также параметры врачебной тайны и меры ответственности за ее распространение в ситуациях, в которых предоставление конфиденциальной информации все-таки возможно, зафиксированы в законодательных актах об охране здоровья граждан РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый россиянин имеет право на семейную и личную тайны, а также на невмешательство в частную жизнь. В таких обстоятельствах врачебную тайну можно отнести в разряд личной, при этом информация, которую пациент доверяет врачу, определяется таким понятием, как «профессиональная тайна». Право на нераспространение врачебной тайны относится к одним из главных конституционных прав гражданина России.

Пример 4. Тайна совещания судей. Сохранность тайн данной категории обеспечивается тем, что на судебное заседание, а также в помещение, где судьями выносится решение по делу, могут быть допущены только судьи или иные лица, включенные в судейскую коллегию и непосредственно принимающие участие в рассмотрении дела. При этом доступ посторонним лицам на заседания, как и использование других возможностей для общения с судейским составом, запрещены. Также ответственность за неразглашение тайны лежит и на самих судьях, то есть они не имеют права передавать третьим лицам информацию о теме заседания, решении каждого судьи, а также о результатах рассмотрения дела.

Как ввести режим служебной тайны

Режим служебной тайны - это мероприятия, проводимые на предприятии и направленные на сохранность конфиденциальной информации. Это может быть:

  • четкое выделение сведений, которые относятся к конфиденциальным;
  • определение принципов использования такой информации и случаев, при которых возможна ее передача третьим лицам;
  • ведение списка сотрудников, которые будут иметь доступ к служебной тайне;
  • разработка защитных мер;
  • проставление на документации с конфиденциальной информацией штампов с грифом «Коммерческая тайна».
  • распределить информацию на отдельные модули, то есть ограничить доступ сотрудников к данным рамками только того модуля, который им необходим для выполнения должностных обязанностей;
  • проанализировать документооборот на предприятии;
  • ограничить количество сотрудников, имеющих доступ к служебной тайне.

На нашем предприятии произошла ситуация, которая показала важность организации правильного документооборота. Гендиректор компании, которая осуществляла подготовку к тендеру, выявил пропажу важной документации. Первыми подозреваемыми стали конкуренты, поэтому предложение по тендеру было в срочном порядке откорректировано. Коммерческие предложения были полностью изменены с одновременным исправлением документации. Однако позже выяснилось, что исчезнувшие документы просто упали за тумбу.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 98 от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне», если владелец коммерческой тайны предпринял все перечисленные меры, то режим коммерческой тайны считается установленным. Таким образом, все сотрудники организации будут нести ответственность за нарушение такого режима.

В качестве режима служебная тайна вводится в случаях получения сотрудниками конфиденциальной информации, т. к. обязанность по обеспечению ее сохранности наступает в этот же момент. Аналогично может вводиться режим подписи определенной документации.

Мнение эксперта

Сформулируйте соответствующие локальные документы для защиты служебной тайны

Владимир Киселев,

управляющий партнер консалтинговой компании ExDev, Москва; директор Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты

Сотрудники являются самым слабым звеном в цепочке защиты служебной тайны и, соответственно, главным каналом ее несанкционированного распространения. Работники организации могут передавать информацию, являющуюся служебной тайной, из корыстных интересов (получая оплату при ее передаче конкурентам), по неосторожности или просто случайно. Для построения функциональной защиты служебной тайны нужно в первую очередь повышать лояльность сотрудников. Необходимо создать все условия для того, чтобы интересы работников совпадали с интересами компании, а для этого нужно построить соответствующую систему мотивации и разработать оптимальные нормы корпоративного поведения. Как мне кажется, лояльность сотрудников не только играет важную роль в защите служебной тайны, но также является одним из главных принципов успешного ведения бизнеса.

Хороший директор должен уделять достаточно много внимания именно подбору команды сотрудников, которые будут иметь не только высокий профессиональный уровень, но также и высокую мотивацию и преданность интересам предприятия. Необходимо донести до персонала, какая именно информация является служебной тайной и какую ответственность каждый из них будет нести за ее распространение и передачу третьим лицам. Все эти пункты нужно зафиксировать в трудовых договорах или внутренних документах организации, при этом ознакомив с ними всех сотрудников под подпись. Важно также определить список конфиденциальной информации, разграничить доступ к ней, а также выделить основные принципы работы.

Рассказывает практик

Каждый сотрудник нашей компании подписывает обязательство о неразглашении коммерческой тайны

Александр Спарре,

председатель правления группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

При устройстве на работу в нашу компанию каждый сотрудник подписывает не только трудовой договор, но также и документ, обязывающий его сохранять служебную тайну и не передавать данную информацию третьим лицам. Обо всех возникающих попытках посторонних лиц получить доступ к секретной информации работник организации обязан доложить своему руководителю. При этом устанавливать на рабочие компьютеры несанкционированное программное обеспечение запрещается без согласования данного факта с сотрудниками IT-отдела.

При работе с информационными системами действуют определенные ограничения. Все сотрудники ознакомлены, что, если будет нарушен хоть один из пунктов обязательства о неразглашении служебной тайны, это может повлечь за собой возникновение гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности в рамках законов РФ. При работе с базами данных, содержащими сведения по клиентам или персоналу компании, определены основные принципы, которые перечислены и зафиксированы в соответствующих должностных инструкциях. Эти меры являются вторым уровнем защиты служебной тайны в нашей организации.

Разработка плана по защите служебной тайны

Чтобы ввести режим служебной тайны, необходимо подготовить соответствующий план.

Разработка плана по защите служебной тайны состоит из следующих этапов:

1. Определение целей плана по защите коммерческой тайны:

  • недопущение распространения информации из категории коммерческой или служебной тайны работниками организации, а также устранение любых возможностей распространения данных по каналам связи;
  • недопущение несанкционированной передачи коммерческих, служебных или иных конфиденциальных сведений.

2. Анализ сведений, составляющих коммерческую тайну:

  • выявление информации, которую можно включить в категорию коммерческой или служебной тайны;
  • определение места, где данная информация появляется, аккумулируется и хранится;
  • выявление возможных каналов, по которым конфиденциальная информация может несанкционированно распространяться;
  • разработка мер по предотвращению такого распространения;
  • расчет выгоды по факту анализа расходов и прибыли от использования тех или иных защитных систем;
  • закрепление за каждым блоком обеспечения безопасности служебной тайны определенного сотрудника.

3. Обеспечение реализации деятельности системы безопасности по следующим направлениям:

  • создание буклета о сохранности коммерческой и служебной тайны, разработка правил по его изучению, а также по изучению списка сведений, которые включены в эти категории;
  • доведение до сотрудников компании информации о невозможности разглашения служебной тайны, в том числе проведение вводных инструктажей для новых сотрудников, подписание обязательств о неразглашении служебной тайны как для вновь принятых, так и для увольняющихся работников, разработка стимулирующих мер для неразглашения информации;
  • контроль технического обеспечения предприятия, забота о сохранности копировальной техники, фотоаппаратов и помещений в целом, входной контроль для посетителей компании и т. д.;
  • разработка порядка ведения, контроля и публикаций секретных документов, определение принципов делопроизводства на предприятии, контроль за цифровыми носителями секретной информации, уничтожение, за- и рассекречивание конфиденциальной документации, защита посторонних секретов;
  • разработка способов защиты цифровых каналов возможной утечки служебной тайны, то есть определение принципов работы с конфиденциальными данными, которые находятся в электронном виде;
  • разработка способов защиты технических каналов возможной утечки секретных данных, то есть создание правил работы с конфиденциальной информацией, находящейся в технических каналах, а также в системах, которые обеспечивают выполнение сотрудниками их должностных обязанностей;
  • обеспечение сохранности коммерческой или служебной тайны при подписании договоров с контрагентами и персоналом, работающим как на постоянной основе в штате, так и по трудовым контрактам, а также при решении иных гражданско-правовых вопросов.

Мнение эксперта

От каждой угрозы должна быть своя защита коммерческой тайны

Алексей Раевский,

генеральный директор компании SecurIT, Москва

Основными причинами несанкционированного распространения конфиденциальной информации являются:

  • кража персонального компьютера или иного технического оборудования, а также цифровых носителей с секретными данными;
  • получение правонарушителем прямого доступа к цифровому оборудованию, персональным компьютерам компании;
  • похищение секретной информации у персонала организации с использованием цифровых носителей информации, с помощью которых можно оперативно подключаться к ПК.

Для каждой из перечисленных причин нужно разработать соответствующую защиту. К примеру, на IT-рынке имеются продукты, которые могут блокировать USB-порты и персональные компьютеры, являющиеся возможными источниками утечки служебной тайны.

Рассказывает практик

Нужно определиться со своими приоритетами - экономия или защита коммерческой тайны

Антон Ларин,

эксперт в области безопасности, руководитель проектов по безопасности компании ExDev, Москва; доктор юридических наук

На сегодняшний день уже разработано большое количество способов записи совещаний, телефонных переговоров и т. д. Так, с использованием специальных технических средств можно даже, находясь довольно далеко от монитора компьютера, иметь возможность прочитать выведенную на него информацию. Чтобы защититься от таких высокотехнологичных вторжений, компании нужно будет нести крупные расходы, однако верная расстановка приоритетов (защита служебной тайны или сокращение расходов) помогут решить этот вопрос.

Для дополнительной защиты конфиденциальной информации можно разработать соответствующий документ - Положение о служебной тайне (можно скачать в конце статьи).

Сотрудник организации, который явился причиной разглашения служебной тайны (без привязки к действующим на предприятии способам защиты секретной информации, а также введенному режиму служебной тайны), несет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ответственность за разглашение служебной тайны

1. Административная ответственность.

Возможность быть привлеченным к ответственности такого рода присутствует у организаторов публичных торгов (сотрудники компании-госзаказчика) или же лиц, имеющих доступ к информации о внутренних параметрах деятельности предприятия, распространение которой может повлечь за собой уменьшение активов и снижение стоимости ценных бумаг (инсайдерская информация).

В данных ситуациях должностные лица могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 14.24 или статьи 15.21 Кодекса об административных правонарушениях соответственно с оплатой штрафа в сумме от 30 000 рублей до 50 000 рублей или снятием с руководящей должности на период от 1 года до 2 лет.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение служебной тайны определяется Уголовным кодексом РФ, а именно:

  • статьей 311 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность судьи или других участников судебного (уголовного) процесса, влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 320 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность сотрудника органов правоохранительных дел, также влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 155 Уголовного кодекса РФ: разглашение тайны усыновления ведет к наложению на виновное лицо штрафа в размере до 80 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев.

Также невозможно назначить на должности в органы внутренних дел или иные государственные органы управления лиц, которые имеют/имели судимость, поэтому можно сделать вывод, что должностные лица, несущие уголовную ответственность по указанным выше основаниям, должны быть уволены по соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Защита служебной тайны: 3 группы способов

Защита служебной тайны подразумевает под собой разработку и внедрение соответствующих организационных, технических и правовых норм. Чтобы установить режим служебной тайны, необходимо предпринять действия для ограничения доступа к секретным сведениям. В законодательстве РФ устанавливаются лишь основные направления для разработки защитных мер, однако какая-либо конкретика отсутствует.

Можно выделить следующие направления защиты служебной тайны:

  • сохранение конфиденциальности сведений, доступ к которым ограничен;
  • возможность получения соответствующих прав на доступ;
  • принятие мер для защиты от несанкционированного доступа: получения, изменения, уничтожения, блокировки, передачи, дублирования информации и т. д.

Способы

Описание

Правовые

1. Указание в трудовом договоре необходимости сохранения конфиденциальной информации.

2. Создание внутренних нормативных документов о мерах по защите коммерческой тайны. К примеру, можно разработать общее положение о коммерческой тайне (или отдельные документы, содержащие принципы работы с различными категориями информации (персональные данные, делопроизводство и т. д.).

3. Подписание с сотрудниками отдельных обязательств с требованием о неразглашении коммерческой тайны.

Организационные

1. Разработка принципов работы с конфиденциальными данными сотрудников организации, проведение обучающих мероприятий, а также контроль усвоения полученных знаний.

2. Определение и учет сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне.

3. Ведение конфиденциального делопроизводства, а также работа в аналогичном порядке с бумажными и цифровыми носителями информации.

4. Определение основных норм деятельности отделов безопасности и иных подразделений, в обязанности которых входит защита коммерческой тайны.

Технические

Средства криптографической защиты информации, а также иные программные, аппаратные и физические средства защиты.

3 полезных книги о служебной тайне

1. В. В. Погуляев «Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне"» (2005).

В этой книге проводится классификация и анализ законов РФ, имеющих отношение к коммерческой (служебной) тайне, в том числе и ч. 4 Гражданского кодекса РФ в части новейших производственных разработок (ноу-хау).

2. Н. Валюженич «Коммерческая тайна: способы доступа и защиты» (2005).

В данной книге рассматриваются причины возникновения служебной (коммерческой) тайны, основные принципы доступа к секретной информации, закономерности «опасных типов» и способы их выявления, а также таблицы, составленные на основе характерных признаков этих типов. Отдельный блок выделен на разработку норм по защите служебной тайны в организации и сохранении ее конфиденциальности, а также важных направлений в обеспечении безопасности бизнес-структур.

3. Н. Валюженич «Коммерческая: предпринимательство и лояльность персонала» (2005).

В этом исследовании на профессиональном уровне, но достаточно понятно описываются основные проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Рассматриваются тонкости руководства персоналом, в должностные инструкции которого входит работа с конфиденциальными данными, проверка его надежности, а также предлагаются конкретные меры для обеспечения безопасности структуры предпринимательского бизнеса.

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Из статьи вы узнаете:

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или , когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что , если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или с работником – нет (последний относится к , охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна - это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти. В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец :

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается , нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках ).

Перечень сведений, составляющих служебную тайну

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной

Все документы, содержащие , которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям

снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)

защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов , имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет , составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку. При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя. Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в , может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание
Скачать в.doc

Скачать заполненный образец
Скачать в.doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вносится депутатами
Государственной Думы

В.В.Бобыревым, А.Н.Волковым,
М.И.Гришанковым, В.В.Дятленко,
В.И.Илюхиным, Н.С.Леоновым,
В.В.Маргеловым, А.М.Розуваном

Проект № 124871-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О служебной тайне

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органов государственной власти).

2. Положения настоящего Федерального закона обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися сведениями, составляющими служебную тайну на основании настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и их определения

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

конфиденциальные сведения - сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

носители сведений, составляющих служебную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых соответствующие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов;

отнесение сведений к служебной тайне – введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;

режим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций,обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;

сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке;

снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну – обеспечение уполномоченными должностными лицами возможности доступа заинтересованных субъектов к сведениям, составляющим служебную тайну.

Статья 3.Законодательство Российской Федерации о служебной тайне

Законодательство Российской Федерации о служебной тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;

обеспечивают в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну.

2. Государственные служащие и иные работники органов государственной власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.

3. Представители органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ
И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Статья 5. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение соответствующих сведений, исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к сведениях и их распространение, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.

Разумная достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Статья 6. Отнесение сведений к служебной тайне

1. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,

3. Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

о привилегиях, компенсациях и льготах,. предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А",

сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Руководители органов государственной власти несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за не отнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется на основании перечней сведений, разрабатываемых органами государственной власти и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется путем установления соответствия содержащихся в документе сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующего в данном органе государственной власти.

Решение об отнесении сведений, содержащихся в документе, к служебной тайне принимает должностное лицо, уполномоченное на подписание данного документа.

3. Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Подготовку перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, осуществляют комиссии, образуемые в органах государственной власти с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов.

5. Перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

6. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат не реже, чем один раз в пять лет обязательному пересмотру в целях проверки соответствия их содержания действительной потребности органов государственной власти в введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений.

Статья 8. Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну

1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:

ограничительную пометку "для служебного пользования";

наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа в системе делопроизводства;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких обязательств отнесены к служебной тайне;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными в статье 4 настоящего Федерального закона.

Решение о снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, влечет исключение соответствующей категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и(или) снятие ограничительных пометок с документов, содержащих такие сведения.

2. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом. Указанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В случае, если режим служебной тайны установлен для конфиденциальных сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение о снятии ограничений на их распространение принимается по истечению срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечению предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.

3. Лицо вправе обратиться в орган государственной власти, принявший перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по его мнению, эти ограничения нарушают его права и законные интересы.

4. Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМА
СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Статья 10. Основные положения по организации системы защиты служебной тайны

1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения по защите государственной тайны или подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

3. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, не должны включаться в электронные информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.

4. Финансирование мероприятий по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные сведения переданы для использования в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет собственных средств. При определении налогооблагаемой базы юридического лица мероприятия по защите сведений, составляющих служебную тайну, относятся к себестоимости производимых юридическим лицом товаров, работ, услуг.

Статья 11.Защита сведений, составляющих служебную тайну, в условиях трудовых отношений

1. Обязательства государственных служащих и иных работников органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними трудовом договоре. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.

2. Обязательства государственных служащих категории "А" по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.

3. Обязательства работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в трудовом договоре либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.

4. Руководители органов и организаций обязаны создать условия, при которых государственные служащие и иные работники органа или организации, а также лица, получающие доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с положениями статей 11-14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей либо в объемах, вызванных необходимостью.

Статья 12. Порядок доступа органов государственной власти к сведениям, составляющим служебную тайну

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну

1. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).

Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих

1. Органы и организации, располагающие сведениями, составляющими служебную тайну, в случаях реорганизации или ликвидации обязаны принять меры по обеспечению защиты данных сведений и их носителей. При этом сведения и (или) носители сведений, составляющих служебную тайну, в установленном порядке уничтожаются, либо сдаются на архивное хранение, либо передаются:

правопреемнику органа или организации;

органу, разработавшему перечень сведений, относимых к служебной тайне, под категории которых подпадают данные сведения.

Решение о распоряжении сведениями, составляющими служебную тайну, после реорганизации или ликвидации принимает руководитель органа или организации, принявший решение о реорганизации или ликвидации.

2. При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны. В последнем случае полномочия организации по распоряжению указанными сведениями и обязательства по их сохранению в режиме служебной тайны устанавливаются на основании гражданско-правового договора с органом государственной власти, осуществившим отнесение данных сведений к служебной тайне.

Статья 15. Доступ граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну

1. Граждане Российской Федерации допускаются в целях обеспечения их прав, свобод и законных интересов к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя органа или организации, в распоряжении которых они находятся, в объемах, вызванных необходимостью. Каждый факт ознакомления гражданина с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя соответствующего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в объемах, необходимых для выполнения международных соглашений. Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация. Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну

1. Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.

2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона

Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Переходные положения

1. Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф "секретно" и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственным библиотекам совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона решить вопрос о снятии режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку "для служебного пользования", проставленную до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

Доступ к которой имеет ограниченное количество людей. К ней допускаются люди, которым она необходима в процессе профессиональной деятельности, а также лица, осуществляющие над этим контроль. Конфиденциальностью называется предотвращение разглашения или утечки информации, и переводится с английского языка это слово как «доверие». При соблюдении данного условия обеспечивается сохранность документации и соблюдение ее секретности, что позволяет оградить бизнес или государственные структуры от вмешательства посторонних заинтересованных лиц.

Что же представляют собой секретные данные? Конфиденциальная информация - это информация, охраняемая законами Российской Федерации. Она может быть служебной, коммерческой или личной тайной не только для юридического, но и для частного лица. Человек, получивший доступ к данным подобного характера, обязан в соответствии с законодательством страны не разглашать и не передавать их ни при каких обстоятельствах третьим лицам. Конфиденциальная информация - это не только служебная тайна, но и сведения, которые ни в коем случае нельзя использовать или передавать, если их обладатель не дал согласие на разглашение. Исключение составляют случаи, при которых эту информацию могут потребовать судебные органы. В таких ситуациях, как правило, есть четкое обоснование, которое диктует судебно-исполнительная система государства. Все случаи предоставления конфиденциальной информации указаны в законе РФ по гражданским правам.

Что может составлять служебную тайну? В СССР такая информация достаточно хорошо защищалась, а служебная тайна, как правило, надежно сохранялась. Информация имела следующие виды секретности:

Что такое коммерческая тайна? К ней относится информация о технологической, производственной, научно-технической, финансово-экономической деятельности, представляющая ценность не только на сегодняшний момент, но и в будущем. Служебная и коммерческая тайна по законодательству Российской Федерации защищаются одинаково, хотя и имеют принципиальные различия. Коммерческая тайна для ее обладателя является ценностью, от сохранности которой напрямую зависит не только прибыль, но и финансовая деятельность субъекта. Служебная и коммерческая тайна представляют собой гарант для нормального функционирования любых субъектов Федерации.

1. Введение ……………………………………………………2

2. Основные источники права о служебной тайне………….3

3. Объекты и субъекты права на служебную тайну………...4

4. Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5

5. Требование к информации как к служебной тайне…...…12

6. Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13

7. Заключение………………………………………………...16

8. Список литературы…………………………………….….17

9. Приложение………………………………………………..18

Введение.

Рассматриваемая в нашем реферате тайна существовала всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этой тайны, отсутствие общего и чёткого определения, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей служебную тайну, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемой тайны, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы обращаем внимание, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой служебной тайны, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования - служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.


Основные источники права о служебной тайне.

1) нормы законодательных актов: Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст. 193, 308), Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 155, 310, 311), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст. 139, 302, 345, 452), КЗоТ Российской Федерации (ст. 15), Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 344), Налогового кодекса РФ (ст. 21, 22, 23, 24, 31, 32, 83, 84, 102, 118, 119, 120, 126, 127); Федеральных конституционных законов: "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 55, 70), "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 11, 27), Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России) (ст. 92); Законов Российской Федерации: "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 5), "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 7), "О статусе военнослужащих" (ст. 7, 24), "О таможенном тарифе" (ст. 14), "О федеральных органах налоговой полиции" (ст. 10), "О космической деятельности" (ст. 4), Федеральные законы "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 9, 10, 11, 12, 21, 25), "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 3, 4, 9), "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 7, 17), "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (ст. 11, 20 1), "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (ст. 6,14,16) и др.;

2) подзаконные нормативные правовые акты - указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "О перечне сведений конфиденциального характера", от 15 мая 1997 г. № 484"О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе"; постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров"; постановления Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № И, от 27 марта 1997 г. № 16, от 27 марта 1997 г. № 17 об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже и др.;

3) судебная практика;

4) международные договоры и соглашения.

Объекты и субъекты права на служебную тайну.

В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации:

· государственная тайна (информация с грифами "особой важности", "совершенно секретно");

· служебная тайна (информация с грифом "секретно");

· информация "для служебного пользования".

С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О государственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен. Правовой институт представляет собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Институт служебной тайны складывался именно таким образом: в ней присутствовали нормы, согласно которым сведения относились к тому или иному виду ограничения на доступ к информации, нормы, регулирующие порядок защиты, а также нормы, устанавливающие санкции за неправомерное распространение таких сведений. Сведения, составляющие служебную тайну, обозначались грифом «секретно», и их образование ограничивалось ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. На более высоком уровне порядок отнесения информации к данной категории не регулируется. Институт служебной тайны также включает в себя и институт военной тайны (это военные сведения, не подлежащие оглашению, но не являющиеся государственной тайной). Военная тайна является служебной тайной Вооруженных Сил. В целом одной из основных задач, которую призван решать правовой институт служебной тайны является правовая охрана «пограничных» и производных сведений. «Пограничные» сведения – служебная информация, которая при определенном обобщении (интеграции) становится государственной тайной. Производные сведения – информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых уже не может быть к ней отнесен.

В современных условиях у института служебной тайны могут быть следующие области применения:

1. защита сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных сведений;

2. защита сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при обращении и хранении такой информации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

3. защита определенных категорий значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. В данном случае речь может идти о правовом механизме защиты сведений, которые в деятельности субъектов предпринимательства не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Понятие служебной тайны и её защита.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом . Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.