Единственные поставщики российских вооружения и военной техники. Реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники. Кто вносит сведения в реестр заключенных госконтрактов

03.03.2017, ПТ, 17:12, Мск, Текст: Валерия Шмырова

С 1 июля 2017 г. на сайте zakupki.gov.ru заработает реестр единственных поставщиков – компаний, которые могут продавать товары государству в обход тендера. В реестре будут представлены российские компании, так как речь идет о товарах, производство которых создается или модернизируется и (или) осваивается на территории России.


Новый раздел ЕИС по госзакупкам

На сайте единой информационной системы (ЕИС) по госзакупкам появится новый раздел, содержащий реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории России. Соответствующее постановление правительства было подписано 27 февраля 2017 г. Созданием реестра займутся Федеральное казначейство и Минэкономразвития, он должен быть готов к 1 июля 2017 г.

Запись в реестре единственных поставщиков должна содержать название заказчика, название и контакты поставщика, наименование и цену товара, данные о контракте и т. п. Пока новый раздел не заработает, эту информацию можно будет найти на сайтах ведомств, которые заключили контракт. В случае подписания специального инвестиционного контракта, это будет сайт федерального органа исполнительной власти, в случае заключения госконтракта со встречными инвестиционными обязательствами – сайт органа исполнительной власти субъекта РФ.

Данные по контрактам с единственными поставщиками должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица федерального или регионального органов власти. После 31 июля 2017 г. данные с сайтов ведомств будут направлены в Казначейство с целью занесения в реестр. Информация из реестра будет находиться в общем бесплатном доступе, вести его будет Федеральное казначейство, добавляя или меняя записи в ЕИС по госзакупкам. Правила подачи информации в реестр определяет Минфин.

Как стать единственным поставщиком государства

Единственный поставщик товаров или услуг – это компания, с которой заключается прямой контракт, в обход тендера или другой процедуры конкурентного отбора. При этом заказчик, хоть и имеет право обращаться к такому поставщику в обход тендера, не обязан это делать. Предполагается, что единственными поставщиками становятся компании, которые предоставляют продукт нужного качества и в оптимальные сроки.

На сайте zakupki.gov.ru появится список компаний, продающих товары государству без тендера

В июле 2016 г. был подписан закон, обеспечивший правительству право определять для госзакупок единственного поставщика товара, который создается, модернизируется или/и осваивается на территории РФ. Таким поставщиком может стать инвестор, работающий по специальному инвестиционному контракту, или привлеченное этим инвестором лицо. В этом же законе было прописано создание реестра таких поставщиков в ЕИС по госзакупкам.

Спецконтракт заключается между инвестором, который создает/модернизирует/осваивает какое-либо производство на территории России, и правительством РФ. Соответственно, инвестор обязуется в течение контрактного срока заниматься этим производством, а правительство – стимулировать ту сферу промышленности, к которой относится товар. Инвестором можно стать только на определенных условиях. Во-первых, объем инвестиций должен превышать p 3 млрд, во-вторых, страной происхождения товара должна быть Россия, и производить этот товар на территории страны должно российское юридическое лицо.

Кроме того, по такому контракту поставщик может продавать не более 30% от своей продукции. Для заказчиков ограничений нет – они могут закупать все 100% требуемого товара у единственного поставщика. Для однотипных товаров правительство может выбрать нескольких поставщиков. Единственный поставщик определяется по результатам конкурса, максимальный срок его контракта составляет 10 лет. Принятый в июле 2016 г. закон разрешает регионам, которые заключают спецконтракт с инвестором-поставщиком, требовать от него создания нового производства на территории региона. За это инвестору положены льготы.

Что такое ЕИС по госзакупкам

Единая информационная система в сфере закупок начала работу 1 января 2016 г. на сайте zakupki.gov.ru. Ее создание было предусмотрено законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятым в апреле 2013 г. Созданием ЕИС занимались Минэкономразвития и Федеральное казначейство. С 1 октября 2016 г. начался перевод всех госзакупок РФ в электронный вид и перенос их в систему. Процесс должен завершиться 31 марта 2017 г.

ЕИС по госзакупкам обеспечивает информационную поддержку процесса закупки от этапа планирования до этапа окончания контракта. Она состоит из подсистем, посвященных различным видам поставок, выполняемых работ и оказываемых услуг. ЕИС в целом сохранила прежние интерфейсы сайта zakupki.gov.ru, однако возможности у нее шире, чем у сайта. Она обменивается информацией с другими информационными системами, проверяя таким образом данные, больше внимания уделяет малому и среднему бизнесу, позволяет улучшить аудит. Одно из требований ЕИС – размещение документов в виде распознаваемого, а не отсканированного текста, что значительно облегчает поиск конкретной закупки.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ , оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники.

2. Установить, что Федеральная служба по оборонному заказу осуществляет ведение реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники (далее - реестр).

3. Установить, что финансирование мероприятий по ведению реестра осуществляется в пределах средств федерального бюджета , выделяемых на содержание Федеральной службы по оборонному заказу.

4. Федеральной службе по оборонному заказу совместно с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками государственного оборонного заказа с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить формирование реестра и о результатах доложить до 15 февраля 2008 г. в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В. ЗУБКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 01.01.01 г. N 7

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ЕДИНСТВЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ

РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники (далее - реестр), предоставления сведений из реестра, а также условия включения в реестр российских организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации , предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по выполнению государственного оборонного заказа, и производящих продукцию в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации (далее - организации).

2. Реестр является федеральной информационной системой , содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения:

о единственных поставщиках российских вооружения и военной техники - организациях, являющихся единственными производителями этих вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (далее - единственные поставщики);

о российских вооружениях и военной технике (в значении, указанном в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе") и отдельно поставляемых агрегатах, узлах, блоках и комплектующих изделиях, входящих в состав систем, комплексов этих вооружений и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными поставщиками (далее - военная продукция).

3. Реестр ведется Федеральной службой по оборонному заказу (далее - уполномоченный орган) на бумажных и электронных носителях путем внесения в него реестровых записей. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях используется информация, записанная на бумажных носителях.

Ведение реестра осуществляется с соблюдением норм и требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

II. Состав сведений, включаемых в реестр

4. Реестровая запись содержит следующие сведения:

а) номер записи;

б) полное и сокращенное (если имеется) наименование единственного поставщика, его организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, адрес (место нахождения), вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, связанный с производством военной продукции;

в) наименование (шифр, индекс) военной продукции, производимой единственным поставщиком, коды Общероссийского классификатора продукции и классификатора вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации и технические условия;

г) номера лицензий, лицензируемые виды деятельности, сроки действия лицензий, наименование лицензирующего органа, даты принятия решений о предоставлении лицензий, выданных единственному поставщику на осуществление видов деятельности, связанных с производством военной продукции, а также на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если данные о производимой единственным поставщиком военной продукции содержат сведения, составляющие государственную тайну);

д) дата подписания и номер решения о включении организации в качестве единственного поставщика в реестр, принятого уполномоченным органом.

III. Условия включения организации в реестр

5. В реестр включаются организации, которые:

а) соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при размещении заказа путем проведения торгов;

б) соответствуют дополнительным требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров для нужд обороны и безопасности государства, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) имеют лицензии на вид деятельности, связанный с производством военной продукции и предусмотренный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если данные о производимой организацией военной продукции содержат сведения, составляющие государственную тайну).

IV. Порядок включения сведений в реестр

6. Решение о включении организации в качестве единственного поставщика в реестр и об исключении из реестра принимается на основании представляемых в уполномоченный орган сведений (документов, материалов), а также в соответствии с настоящим Положением.

7. Федеральный орган исполнительной власти - государственный заказчик оборонного заказа (далее - государственный заказчик) или непосредственно организация представляет в уполномоченный орган заявление о включении организации в реестр (далее - заявление) с приложением следующих документов и материалов:

данные о военной продукции (наименование (шифр, индекс), коды Общероссийского классификатора продукции и классификатора вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации и технические условия), являющейся предметом производственной деятельности организации;

заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в сфере экономики, в которой осуществляет деятельность организация (далее - отраслевой федеральный орган исполнительной власти), о наличии у организации производственных мощностей, технологического оборудования и квалифицированного персонала, достаточных для производства заявленной военной продукции, а также об отсутствии возможности у других организаций отрасли подготовить в течение года производство этой продукции без дополнительных материальных затрат;

заключение государственного заказчика об отсутствии российских аналогов военной продукции с указанием параметров, обусловливающих ее уникальность, а также наименования (шифра, индекса) военной продукции (если заявление направляет организация);

сведения государственного заказчика об исполнении организацией государственных контрактов на поставку военной продукции государственному заказчику этой продукции с указанием объемов поставок;

документ, подтверждающий согласие организации на включение ее в реестр (если заявление направляет государственный заказчик);

нотариально заверенные копии учредительных документов организации;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки;

нотариально заверенные копии лицензий на виды деятельности, связанные с производством военной продукции и предусмотренные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также на право выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если данные о производимой организацией военной продукции содержат сведения, составляющие государственную тайну);

нотариально заверенная копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговый орган Российской Федерации;

сведения о виде деятельности организации, связанном с производством военной продукции, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

сведения организации о том, что в отношении ее не проводятся процедуры ликвидации, а также отсутствует решение арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства.

Представление заявления с приложением документов и материалов осуществляется государственным заказчиком или организацией с соблюдением требований, установленных Федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О государственной тайне" (если данные о производимой организацией военной продукции содержат сведения, составляющие государственную тайну).

8. Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

9. Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя документы и материалы, не предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения.

10. В случае если состав прилагаемых к заявлению документов и материалов не соответствует установленному пунктом 7 настоящего Положения перечню, а также при обнаружении в них недостоверной информации, уполномоченный орган вправе возвратить заявление в течение 5 рабочих дней с даты его поступления с указанием причины возврата или запросить у государственного заказчика или организации недостающие и (или) уточненные документы и материалы.

После осуществления запроса рассмотрение соответствующего заявления приостанавливается до представления указанных документов и материалов.

В случае непредставления запрашиваемых документов и материалов в течение указанного в запросе срока уполномоченный орган вправе возвратить поступившее заявление заявителю.

11. В решении уполномоченного органа о включении организации в качестве единственного поставщика в реестр указываются:

а) данные о военной продукции (наименование (шифр, индекс), коды Общероссийского классификатора продукции и классификатора вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации и технические условия), являющейся предметом производственной деятельности единственного поставщика;

б) полное наименование единственного поставщика;

в) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;

г) вид деятельности единственного поставщика, связанный с производством военной продукции, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

12. Уполномоченный орган направляет в течение 3 рабочих дней после принятия решения о включении организации в качестве единственного поставщика в реестр письменное уведомление о принятом решении государственному заказчику, отраслевому федеральному органу исполнительной власти и единственному поставщику.

13. Уполномоченный орган принимает решение не включать организацию в реестр в следующих случаях:

несоответствие организации предъявляемым настоящим Положением требованиям;

наличие в реестре единственного поставщика заявленной военной продукции.

14. Уполномоченный орган направляет в течение 3 рабочих дней после принятия решения не включать организацию в реестр письменное уведомление о принятом решении государственному заказчику, отраслевому федеральному органу исполнительной власти и организации с указанием причины отказа в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения.

15. Уполномоченный орган принимает решение об исключении единственного поставщика из реестра в следующих случаях:

поступление мотивированного обращения государственного заказчика или отраслевого федерального органа исполнительной власти о том, что единственный поставщик перестал отвечать требованиям, предусмотренным настоящим Положением;

установление уполномоченным органом несоответствия единственного поставщика требованиям настоящего Положения;

поступление согласованного с соответствующим отраслевым федеральным органом исполнительной власти заявления иной организации, осуществляющей производство военной продукции, производимой единственным поставщиком, либо обладающей производственными мощностями и квалифицированным персоналом, позволяющими осуществлять производство этой продукции.

Решение об исключении единственного поставщика из реестра принимается уполномоченным органом по результатам проверки поступивших сведений в случае их подтверждения в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления либо с даты установления несоответствия единственного поставщика требованиям настоящего Положения.

16. При рассмотрении заявления о включении организации в реестр или об исключении единственного поставщика из реестра уполномоченный орган осуществляет:

а) проверку представленных сведений (документов и материалов) на соответствие требованиям настоящего Положения;

б) сопоставление представленных в документах и материалах сведений со сведениями, ранее включенными в реестр.

17. Единственный поставщик в случае изменения о нем сведений (наименования единственного поставщика, его организационно-правовой формы, юридического адреса) или других данных, включенных в реестр, письменно уведомляет об этом уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу изменений с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих такие изменения.

18. Государственные заказчики или единственные поставщики направляют ежегодно, до 1 августа , в уполномоченный орган документы и материалы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, для подтверждения сведений, содержащихся в реестре.

По истечении указанного срока в случае отсутствия подтверждения сведений уполномоченный орган исключает соответствующего единственного поставщика из реестра.

Решение об исключении единственного поставщика из реестра направляется государственному заказчику, в отраслевой федеральный орган исполнительной власти и единственному поставщику с указанием причин.

19. Решения уполномоченного органа могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

V. Предоставление сведений из реестра

20. Информация о сведениях, содержащихся в реестре, представляется уполномоченным органом по запросам с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны:

а) в Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации и Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации;

б) в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

в) в Федеральную службу по тарифам;

г) государственным заказчикам;

д) в отраслевые федеральные органы исполнительной власти (в отношении единственных поставщиков, осуществляющих деятельность в сфере экономики, в которой обеспечивает реализацию единой государственной политики отраслевой федеральный орган исполнительной власти);

е) в иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении единственных поставщиков, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации) в объеме, необходимом для осуществления их деятельности, и в пределах полномочий, определяемых актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;

ж) в органы судебной власти, органы прокуратуры и правоохранительные органы , имеющие в производстве дела, связанные с размещением и исполнением заказов для федеральных государственных нужд в интересах обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

В целях информационного обеспечения организации госзакупок была создана специальная Единая информационная система (далее — ЕИС), размещаемая на официальном сайте госзакупок (пп. 1, 5 ст. 4 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Состав сведений ЕИС определен в п. 3 ст. 4 упомянутого закона. Помимо прочей информации, ЕИС содержит находящиеся в открытом доступе для всех пользователей реестры:

  • участников закупок;
  • оформленных госконтрактов;
  • недобросовестных поставщиков;
  • единственных поставщиков продукции, производство которой организуется или модернизируется и/или осваивается на территории РФ.

С 01.01.2019 новые участники госзакупок должны в обязательном порядке зарегистрироваться в ЕИС. Лица, имеющие аккредитацию на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию до конца 2019. Операторы площадок обязаны сделать подачу заявок на участие в торгах невозможным, если до конца действия аккредитации поставщика осталось менее 3-х месяцев. Правила регистрации участников госзакупок в ЕИС утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752.
Ведение реестра осуществляется Федеральным казначейством в электронном виде.

Реестр заключенных контрактов на госзакупки по закону № 44-ФЗ

Заключенные госконтракты в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в ЕИС (ст. 4.1 закона № 223-ФЗ, подп. 6 п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ).

Ознакомиться со списком уже заключенных госконтрактов можно на официальном сайте госзакупок. Для этого надлежит выполнить следующие действия:

  • выбрать на ресурсе, в рамках какого закона, № 44-ФЗ или 223-ФЗ, будут проверяться сведения о заключенных контрактах;
  • перейти к блоку «Информация о закупках»;
  • выбрать ссылку «Реестр договоров».

На открывшейся странице будет форма для поиска. Свод сведений о контракте содержит следующую информацию (п. 2 постановления Правительства РФ «О порядке ведения реестра контрактов…» от 28.11.2013 № 1084, далее Порядок № 1084):

  • название организации-заказчика;
  • источник поступления финансов;
  • метод выбора поставщика;
  • дату окончания закупки или подведения ее итогов;
  • реквизиты документации, подтверждающей основания подписания госконтракта;
  • дату подписания контракта;
  • объем, цену, срок госзакупки, стоимость единицы товара, название государства, из которого происходит товар;
  • сведения о выбранном поставщике (в т. ч. фирменное название, ИНН, местонахождение и др.);
  • сведения об изменениях в условиях госконтракта с перечнем таких изменений;
  • электронную копию контракта, подписанную электронной подписью заказчика;
  • копию документа о согласовании контрольным органом оформление госконтракта с единственным поставщиком;
  • сведения об исполнении контракта;
  • сведения о расторжении госконтракта с указанием причин;
  • идентификационный код госзакупки;
  • документ о приемке (в случае принятия соответствующего решения);
  • решение врачебной комиссии в установленных законом случаях;
  • иные сведения.

Реестр заключенных госконтрактов в рамках закона № 223-ФЗ

Алгоритм действий по поиску информации о госконтрактах, заключенных в рамках закона № 223-ФЗ, аналогичен описанному в предыдущем разделе нашей статьи (выбирается ссылка на закон № 223-ФЗ соответственно).

Список сведений, отображаемых в электронном реестре, регламентирован п. 2 Правил ведения реестра…, утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2-14 № 1132 (далее — правила № 1132), и включает в себя следующие данные:

  • название заказчика;
  • метод осуществления госзакупки;
  • сведения об осуществлении госзакупки в электронном формате;
  • сведения о проведении закупки, участвовать в которой могут только субъекты малого и среднего сегментов бизнеса;
  • дату определения результатов закупки;
  • реквизиты документации, подтверждающей основания подписания контракта;
  • реквизиты договора;
  • предмет и цену договора, сроки его исполнения;
  • информацию о поставщике;
  • сведения об изменении условий договора с перечислением таких изменений и приложением подтверждающих их документов;
  • документацию, содержащую сведения об исполнении договора;
  • сведения о субподрядчиках (о включении в договор условия о привлечении субподрядчиков и заключенных с ними соглашениях);
  • сведения о проведении закупки у субъектов малого бизнеса;
  • информацию о расторжении договора с указанием его причин и подтверждающими документами;
  • копию договора, подписанного электронной цифровой подписью заказчика (см. также статью «Порядок получения ЭЦП для госзакупок (нюансы) »;
  • реквизиты извещения о закупке (при необходимости).

Кто вносит сведения в реестр заключенных госконтрактов

Реестры договоров, заключенных заказчиками в рамках как закона № 44-ФЗ, так и № 223-ФЗ, ведется Федеральным казначейством (п. 1 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 5.24.1 Положения «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, п. 5 правил № 1132).

После получения необходимых сведений от заказчика Федеральное казначейство осуществляет проверку представленных данных, при ее положительных результатах формирует в ЕИС соответствующую реестровую запись и размещает информацию и документы в соответствии с регламентом (п. 4 ст. 103 закона № 44-ФЗ, пп. 12-13 правил № 1132). Срок, отведенный на проверку данных и их размещение, составляет 3 рабочих дня.

Перечень информации и сроки ее направления заказчиком в Федеральное казначейство обозначены в п. 10 правил № 1132 и п. 3 ст. 103 закона № 44-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков

Такой реестр — это еще один свод данных, доступных на бесплатной основе всем пользователям ЕИС (п. 5 ст. 5 закона № 223-ФЗ, п. 8 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Чтобы получить доступ к данной базе, пользователю ЕИС необходимо:

  • открыть официальную страницу госзакупок в сети интернет;
  • выбрать на ресурсе, в рамках какого закона будут проверяться сведения;
  • перейти в раздел «Реестры»;
  • выбрать ссылку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Органом, уполномоченным на ведение такого реестра, является Федеральная антимонопольная служба (п. 5.3.4 положения «О ФАС», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, п. 4 «Правил ведения реестра...», утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

Сведения о недобросовестных поставщиках направляются в наделенный полномочиями на ведение реестра госорган заказчиками.

К таким поставщикам относятся участники госзакупки (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонившиеся от заключения госконтракта;
  • госконтракт с которыми был расторгнут по решению судебного органа.

В рамках закона № 44-ФЗ предусмотрено еще одно основание для признания поставщика недобросовестным: заказчик в одностороннем порядке отказался от работы с данным поставщиком в связи с существенным нарушением последним условий контракта.

Итак, единый реестр участников закупок - это новый термин в законодательстве РФ. Данный реестр начал формироваться с 01.01.2019. В него входят потенциальные поставщики работ, товаров, услуг, прошедшие регистрацию в ЕИС. В данной системе также есть базы данных об уже заключенных госконтрактах и недобросовестных поставщиках. Все эти базы находятся в открытом доступе и предоставляются в информационных целях на бесплатной основе.

Ч. 7 ст. 93 44-ФЗ предусматривает закупку у единственного поставщика вооружения и техники при соблюдении двух условий:

  1. Продукция является отечественной и не имеет российских аналогов.
  2. Производитель данного оборудования включен в реестр единственных поставщиков ФАС, перечень которых представлен на официальном сайте ведомства.

Всю эту информацию ведет ФАС России, а точнее — управления контроля государственного оборонного заказа, его подразделение.

Реестр единственных поставщиков по 44-ФЗ военной продукции

Перед организацией, которая занимается производством вооружения и техники и хочет участвовать в таких торгах, сразу встает вопрос, как попасть в реестр единственного поставщика ФАС и как он формируется. Он представляет собой федеральную информационную систему. Постановлением Правительства от 19.09.2013 № 826 установлен порядок ведения перечня, предоставления сведений из него и отображена процедура включения в перечень участников, которые производят оборудование в целях обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Список формируется с учетом требований закона № 5485-1 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

В реестр единственных поставщиков гособоронзаказа вносят:

  • наименование и коды продукции по ГОЗ;
  • информация об организации, реквизиты лицензии;
  • номер и дата решения о включении компании в данный список;
  • период, в течение которого поставщик находится в реестре.

Существуют несколько вариантов лицензий. Первый — отражает все, что связано с разработкой, изготовлением и установкой вооружения и военной техники. Второй вариант лицензирует действия по изготовлению, испытанию, хранению, продаже, утилизации боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов.

Лицензии на производство продукции двойного назначения не включаются в данные регистры и должны предоставляться в ФАС при формировании сведений в перечень отдельно.

Как включить в реестр сведения об организации

Внесение в реестр единственных поставщиков регламентируется Постановлением Правительства № 1077 от 08.09.2018. Этот нормативный акт утвердил состав заявления и содержание бланков, на основании которых и вносятся сведения в перечень.

Подать обращение о включении в реестр единственных поставщиков по ГОЗ может как заказчик, так и сама организация, выступающая в роли единственного участника. Такими заказчиками могут быть органы исполнительной власти федерального назначения или государственная корпорация «Росатом».

В заявлении заказчика должны содержаться:

  • сведения о продукции по ГОЗ;
  • информация от органов военного управления о закупаемых товарах, работах, услугах по гособоронзаказу;
  • заключение от представителей отраслевых органов о возможностях производства — надлежащей мощности, оборудовании и квалификации сотрудников предприятия;
  • подтверждение от заказчика об отсутствии аналоговой военной продукции на рынке;
  • подтверждение таким единственным поставщиком готовности реализовывать поставленные мобилизационные задачи.

Если заявление оформляет непосредственно организация-поставщик, то состав пакета документов для обращения в ФАС будет следующим:

  • информация о производимой продукции по гособоронзаказу;
  • заключение от отраслевого органа;
  • подтверждение от заказчика ГОЗ;
  • все периодические и итоговые бухгалтерские отчеты за предшествующий подаче заявления отчетный период;
  • подтверждение об активности компании — справка о том, что в отношении учреждения не производится процедура банкротства и что его деятельность в настоящий момент не приостановлена;
  • подтверждение возможности и готовности реализовывать поставленные мобилизационные задачи.

Скачайте формы для организации-поставщика:

Процесс рассмотрения обращения органами ФАС длится 10 дней. После принятия решения заказчик и поставщик получают уведомление в трехдневный срок.

Если при изучении заявления сотрудники ФАС обнаружат недостоверность предоставленных сведений, отсутствие надлежащих документов или недостаточность информации, обращение вернут заявителю в период до 5 дней.

В статье комментируются нюансы ведения реестра единственных поставщиков российского вооружения и военной техники, а также ответим на вопросы, чаще всего возникающие в практике подачи заявлений о включении поставщиков в этот реестр.

В соответствии со ст. 24 Закона о контрактной системе государственные заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика, порядок которых определен в ст. 93 Закона о контрактной системе.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для закупок у единственного поставщика в интересах обеспечения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), как показывает практика, чаще всего применяются положения пп. 2, 7 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, а именно:

  • осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ. В таких правовых актах указывается предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями ст. 22 Закона о КС;
  • заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством РФ. Государственный контракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования;

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в

Более подробно остановимся на втором случае осуществления подобной закупки у единственного поставщика, рассмотрев вопрос включения организации в российских вооружения и военной техники (далее - Реестр).

Условия включения организации в Реестр

Документ, определяющий порядок ведения Реестра

Порядок ведения Реестра, предоставления сведений из него, а также условия включения в Реестр организаций, соответствующих требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по выполнению ГОЗ и производящих продукцию в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники» (далее - Положение). В соответствии с Положением Реестр ведется ФАС России.

Пунктом 2 Положения определено, что Реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения:

  • о единственных поставщиках российских вооружения и военной техники - организациях, являющихся единственными производителями этих вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (далее - единственные поставщики);
  • о российских вооружениях и военной технике и отдельно поставляемых агрегатах, узлах, блоках и комплектующих изделиях, входящих в состав систем, комплексов этих вооружений и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными поставщиками (далее - военная продукция).

Что включается в Реестр

Нередко фиксируются случаи направления в ФАС России заявлений о включении в Реестр продукции, не относящейся к военной и, следовательно, не подлежащей включению в Реестр.

ГОСТ РВ 51540–2005 «Военная техника. Термины и определения» установлены понятия вооружения и военной техники.

Военная техника - техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, управления войсками, их обучения, испытаний и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению.

Вооружение - часть боевой техники, представляющая собой совокупность оружия, технических средств, обеспечивающих его применение, и средств воздействия.

Не подлежат включению в реестр единственных поставщиков также любые виды работ и услуг, в т. ч. по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации образцов вооружения и военной техники.

В состав сведений, включаемых в реестр единственных поставщиков, в т. ч. входит код классификатора вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества Минобороны России (далее - код КВТ) или при отсутствии такого кода - реквизиты (вид документа, дата, номер) решения о принятии заявленной военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - сведения органа военного управления о военной продукции).

Когда включать код КВТ, а когда - реквизиты

Зачастую у заявителей (организаций или государственных заказчиков) возникает вопрос: в каком случае указывать в документах, направляемых в ФАС России для включения в Реестр, код КВТ, а в каком - реквизиты решения о принятии заявленной военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию)?

Одним из условий включения военной продукции в реестр является то, что она должна быть принята на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на основании соответствующего решения (приказа).

В случае принятия военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) Вооруженных Сил РФ в соответствующем решении (приказе) ей присваивается уникальный код классификатора вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества Минобороны России (далее - код КВТ). Этот код и указывается в документах, направляемых для включения в Реестр.

Принятие военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) других войск, воинских формирований и органов (МВД, ФСБ России, Федеральной службы охраны Российской Федерации и др.) осуществляется соответствующим решением (приказом) без присвоения ей кода КВТ. В этом случае в документах, направляемых для включения в Реестр, указываются реквизиты решения о принятии заявленной военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию).

Еще одним условием включения организации в Реестр является наличие у нее лицензии на осуществление вида деятельности, связанного с производством военной продукции и предусмотренного Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 12 настоящего закона такими лицензиями являются:

  • лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники (в части производства вооружения и военной техники);
  • лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в т. ч. патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (в части производства боеприпасов).

Заявленная военная продукция должна принадлежать к классу единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС), на который выдана лицензия и который указан в приложении к лицензии.

Порядок включения сведений об организации в Реестр

Решение о включении организации в качестве единственного поставщика в Реестр принимается на основании представляемых в ФАС России сведений (документов, материалов), а также в соответствии с Положением.

Необходимый для включения в Реестр комплект документов определен пп. 7–9 Положения.

В соответствии с пунктом 7 Положения заявление о включении организации в реестр единственных поставщиков представляется в ФАС России федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», которые являются государственными заказчиками государственного оборонного заказа, или непосредственно организацией. От того, кем подается заявление, зависит состав прилагаемых к нему документов и материалов.

Для удобства представления заявлений были разработаны и размещены на официальном сайте ФАС России рекомендуемые формы заявления , а также прилагаемых к нему документов и материалов в случае его подачи государственным заказчиком и непосредственно организацией. Ниже приведены примеры их заполнения:

В случае представления заявления государственным заказчиком форма самого заявления представлена на рис. 1 (Форма 1),
а формы приложения № 1 (Форма 2) и приложения № 2 (Форма 3) к нему - на рис. 2 и рис. 3 .

Рис. 1. Пример заполнения заявления о включении организации в Реестр (в случае представления заявления государственным заказчиком) - Форма 1

Рис. 2. Пример заполнения заключения отраслевого органа (в случае представления заявления государственным заказчиком и в случае представления заявления непосредственно организацией) - Форма 2

Рис. 3. Пример заполнения заключения государственного заказчика об отсутствии российских аналогов военной продукции (в случае представления заявления государственным заказчиком) - Форма 3

Указанный в заключении отраслевого органа срок, в течение которого у других организаций отрасли отсутствует возможность подготовить производство заявленной военной продукции без дополнительных материальных затрат (в представленном примере - 2 года), устанавливается отраслевым органом. На этот срок ФАС России включает сведения в Реестр. В связи с этим в заключении отраслевого органа обязательно указывается дата выдачи:
в случае представления заявления непосредственно организацией форма самого заявления (Форма 1) приведена на рис. 4 ,
а форма приложения № 2 (Форма 3) к нему - на рис. 5 (форма приложения № 1 к заявлению (Форма 2) - Заключение отраслевого органа - аналогична представленной на рис. 2 ).

Рис. 4. Пример заполнения заявления о включении организации в реестр (в случае представления заявления непосредственно организацией) - Форма 1

Рис. 5. Пример заполнения заключения государственного заказчика об отсутствии российских аналогов военной продукции (в случае представления заявления непосредственно организацией) - Форма 3

Приложение № 3 к заявлению представляет собой типовую форму бухгалтерской отчетности организации-заявителя за последний завершенный отчетный период (год, квартал) (бухгалтерский баланс за отчетный период, отчет о прибылях и убытках), а приложение № 4 - уведомление (справку) за подписью руководителя организации-заявителя о том, что в отношении ее не проводятся процедуры ликвидации, а также отсутствует решение арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства.

Следует отметить, что в настоящих формах графы «Полное наименование военной продукции», «Шифр/индекс», «Код КВТ» (решение о принятии на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) - вид документа, дата, номер) заполняются в строгом соответствии с данными из решения (приказа) о принятии заявленной военной продукции на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

ФАС России рассматривает поступившее заявление, прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

В случае если состав прилагаемых к заявлению документов и материалов не соответствует требованиям, установленным пп. 7–9 Положения, а также если в них обнаружена недостоверная информация, ФАС России возвращает заявление в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата. Или запрашивает у заявителя (государственного заказчика или организации) недостающие и (или) уточненные документы и материалы.

После осуществления запроса рассмотрение соответствующего заявления приостанавливается до представления указанных документов и материалов.

По результатам рассмотрения заявления ФАС России принимает решение о включении (об отказе от включения) организации в качестве единственного поставщика в Реестр, о чем в течение 3 рабочих дней после принятия решения письменно уведомляет государственного заказчика, отраслевой орган и организацию.

После получения уведомления о включении в Реестр организация - единственный поставщик - вправе направить на рассмотрение государственного заказчика документы, установленные Правилами формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29, для последующей регистрации в ФАС России цены на военную продукцию, включенную в Реестр.

Сведения в Реестр включаются ФАС России на срок, в течение которого у других организаций отрасли отсутствует возможность подготовить производство заявленной военной продукции без дополнительных материальных затрат. Он указывается в заключении отраслевого органа. По истечении этого срока сведения об организации как о единственном поставщике военной продукции исключаются из Реестра. В случае необходимости нахождения таких сведений в Реестре после истечения указанного срока государственный заказчик или организация повторно представляет в ФАС России заявление с приложением документов и материалов, установленных пп. 7–9 Положения.