Организация гражданской защиты в учебных заведениях. Надо Ли Вводить Должность Специалиста по ГО и ЧС? Инструктор гражданской обороны функциональные обязанности

Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центра управления в кризисных ситуациях регионального центра (ЦУКС)

Диспетчер оперативной службы

Должностные обязанности. Обрабатывает входящую информацию в соответствии с принятыми в ЦУКС стандартами, правилами. Организует сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации. Проводит анализ и оценку достоверности поступающей информации и доведения ее для принятия соответствующих мер. Ведет установленную документацию.

Должен знать: законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации, а также нормативные и методические документы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации дежурно-диспетчерских служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия; нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Участвует в подготовке и проведении учебно - методических сборов и совещаний, в обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно - методических, плановых и отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании и совершенствовании учебно-материальной базы. Оказывает методическую помощь руководству учреждений, организаций в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно - пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся вопросов гражданской обороны; учебные программы по подготовке и обучению всех категорий населения; технические средства обучения и правила их эксплуатации; основы педагогики, психологии; методики обучения и воспитания слушателей; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Какой численности должен быть штат на предприятии, что бы ввести должность специалиста по го и чс, специалиста по пожарной безопасности и инженера эколога? Сейчас эти должности на предприятии совмещают. Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

По введению должности специалиста по ГО и ЧС:

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников ;

По введению должности специалиста по пожарной безопасности:

Каких-то специальных требований к нормативу численности работников организация в целях введения должности специалиста по пожарной безопасности нет. Работодатель может как ввести такую должность в штатное расписание организации, так и возложить на кого-то из работающих сотрудников данную функцию.

При этом отметим, что для того, чтобы назначить сотрудника ответственным за пожарную безопасность, он должен пройти специальную подготовку с полным отрывом от работы. Об этом говорится в пунктах 39 и 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных .

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Ни классификатором, ни ЕКС должности инженера-эколога не предусмотрено.

При этом отметим, что согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля ;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На небольших объектах производственной и иной деятельности за проведение производственного экологического контроля, как правило, отвечают либо назначенные руководителем отдельные должностные лица (главный технолог, главный инженер и т.д.), либо, если такое лицо не назначено, сам руководитель данного предприятия.

Поэтому Вы можете ввести ставку специалиста по охране труда и возложить на него дополнительные обязанности в части пожарной безопасности.

В должностную инструкцию главного инженера, например, можно включить обязанности по проведению экологического контроля.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.1999 № 782

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (с изменениями на 30 мая 2013 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

История изменений

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. .
В соответствии со Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатывает с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1999 года N 782

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с , определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

3. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2005 года - см. );

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. );

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года ; в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

5. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

6. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

20.02.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева, Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • В последнее время был принят ряд нормативных актов, ужесточивших требования по ГО и ЧС к организациям. С чего начать эту работу, как подготовить необходимые документы – расскажем в статье. Скачайте образец схемы оповещения персонала.

    Читайте в статье:

    ГО и ЧС на предприятии

    Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно выснить статус предприятия. Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по ГО. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категория. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

    Если таких признаков нет, то предприятие относят к некатегорированным , что, впрочем, не намного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы, разработать схему оповещения при чрезвычайной ситуации в организации, установить стенды. Но обо всем по порядку.

    По закону все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя, а также его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия.

    Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о быстрого реагирования. Эти обязанности в крупных компаниях руководитель может делегировать ответственному сотруднику, назначенному приказом, или даже структурному подразделению по ГО.

    Отличаются ли обязанности по ГО и ЧС на предприятии с численностью менее 50 человек? Нет, российским законодательством для небольших организаций не предусмотрено специальных правил. Обязанности компаний по гражданской обороне зависят лишь от наличия категории.

    С чего начать работу по ГО и ЧС в организации? С этим вопросом нужно обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании. В ответ на запрос эти органы предъявляют перечень требований.

    Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор, специалист по ГО в организации, члены штаба, члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, потребуется выполнить следующее:

    • создать план по гражданской обороне;
    • составить программы, провести курсовое обучение работников;
    • разработать программу вводного инструктажа по ГО;
    • проводить вводный инструктаж с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
    • проводить учения, тренировки по гражданской обороне.

    Таков, вкратце, ответ на вопрос – с чего начать.

    Приглашаем Вас пройти курс подготовки (переподготовки) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОи ЧС) для руководителей и специалистов.

    Форма занятий:

    Заочная (дистанционная, онлайн). График обучения - индивидуально.

    Объем учебных занятий по гражданской обороне – 22-72 часа. По окончании курса выдается Удостоверение соответствующего образца.

    Стоимость - 3500 рублей.

    Гражданская оборона - это совокупность организационных мероприятий, гарантирующих готовность государства к защите населения и территорий от кризисных явлений, спровоцированных вооруженными конфликтами (военные действия, террористические акты), а также природными либо техногенными катастрофами.

    Главные цели обучения гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС).

    1. Защита здоровья и жизни работников предприятий в случае возникновения аварий и катастроф.
    2. Освоение правил безопасной реализации неотложных спасательных мероприятий и работ по восстановлению работоспособности объектов.
    3. Изучение способов пресечения террористических угроз и правил поведения в случаях их возникновения.
    4. Обеспечение стабильности функционирования промышленных объектов в условиях опасности, обусловленной природными катаклизмами, техногенными катастрофами либо военными действиями.
    5. Предустановленные действия работников предприятий в условиях чрезвычайной ситуации:
      • методы оказания первой неотложной помощи пострадавшим;
      • правила безопасной эвакуации людей из зоны распространения аварии;
      • меры по упреждению дальнейшего развития чрезвычайной ситуации;
      • принципы обеспечения целостности и сохранности культурных и материальных ценностей.

    Сколько работников предприятия должно быть обучено нормам ГО и ЧС?

    Обязательность обучения работников предприятий нормам ГО и ЧС обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 782 от 10 июля 1999 года. Указанный законодательный акт гласит о необходимости наличия на любом предприятии специального подразделения либо должностного лица, ответственных за решение вопросов в сфере ГО и ЧС. Данное требование также отражено в Федеральных законах № 68-ФЗ и № 28-ФЗ. На каждом предприятии должно быть обучено не менее двух сотрудников, ими являются:

    1. Директор (владелец) предприятия.
    2. Должностное лицо, уполномоченное нареализацию целей и задач в сфере ГО и ЧС.

    Необходимо учитывать, что руководителю предприятия запрещается исполнять функциональные обязанности уполномоченного лица на условиях совмещения.

    С какой регулярностью следует проходить повторное обучение?

    Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г. предписывает руководителям организаций и уполномоченным работникам по вопросам ГО и ЧС повышать свой уровень знаний не реже 1 раза в 5 лет.

    Повторное обучение всего прочего персонала компании следует производить ежегодно, в соответствии с примерным обучающим курсом по ГО и ЧС для работающего населения.

    Существующие учебные программы и их продолжительность.

    Директор компании и должностное лицо, уполномоченное по вопросам ГО и ЧС, относятся к разным категориям слушателей. Этим и обусловлено требование законодательства (Приказы МЧС России № 19 от 19.01.2004 и № 646 от 13.11.2006) о наличии минимум двоих обученных работников на любом предприятии. К тому же, обучающие программы для руководителей и уполномоченных лиц имеют существенные различия. Главным отличием данных программ является разное количество изучаемых тем, составляющих их содержание и, как следствие, разное количество часов обучения. А именно:

    Для руководства некатегорированных организаций и глав местных администраций предусмотрен обучающий курс - «Обучение должностных лиц и специалистов ГО и ЧС организаций по ГО и защите от ЧС» - объемом 36 часов.

    Для должностных лиц, уполномоченных на решение вопросов в сфере ГО и ЧС предусмотрена обучающая программа, количество учебных часов которой 72.

    В вышеуказанных программах присутствуют несколько общих разделов. В частности, обеим категориям слушателей необходимо освоить:

    1. Правила составления перечня мероприятий по ГО и защите промышленных объектов и их работников от угрозы возникновения ЧС.
    2. Способы защиты от наиболее свойственных региону (объекту промышленности) ЧС.
    3. Вероятные опасности для населения, характерные для каждого определенного вида чрезвычайной ситуации.
    4. Правила эффективного применения индивидуальных и коллективных СИЗ при возникновении ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера.
    5. Виды сигнальных способов оповещения работников и населения о возникающих угрозах.
    6. Правила безопасного поведения персонала предприятий при:
      • возникновении ЧС;
      • террористической угрозе;
      • локализации и ликвидации аварий и проведении аварийно-восстановительных работ.
    7. Правила эвакуации людей из зоны распространения ЧС и оказания первой помощи пострадавшим.
    8. Итоговый контроль усвоенных знаний.

    Обучающий курс для лиц, уполномоченных по ГО и ЧС более обширен по своему содержанию и включает следующие дополнительные разделы:

    1. Правила разработки и периодичность предоставления отчетности о результатах деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС.
    2. Мониторинг и оценка уровня работоспособности объектов промышленности и жизнеобеспечения населения.
    3. Реализация мероприятий по защите работников и гражданского населения от угрозы химического и радиационного заражения.
    4. Правила организации и периодичность тренировочных занятий персонала по ГО и ЧС.
    5. Реализация разъяснительных и информационных мероприятий для сотрудников предприятия по вопросам ГО и ЧС.

    Направления обучения по ГО ЧС и длительность программ:


    №№
    пп

    Объем подготовки
    Количество учебных часов

    Руководители (работники) эвакуационных органов Свердловской области и муниципальных образований

    Председатели и члены комиссий по устойчивости Свердловской области и муниципальных образований

    Руководители (специалисты) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований

    Руководители спасательных служб и их заместители

    Руководители образовательных учреждений

    Руководители медицинских учреждений.

    Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

    Председатели комиссий по устойчивости организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

    Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, отнесенных к категориям по ГО

    Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне

    Руководители (работники, специалисты) структурных подразделений, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны образовательных учреждений, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования

    Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

    Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

    Руководители эвакуационных органов организаций

    Руководители занятий по гражданской обороне в организациях

    Инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне

    Руководители и специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов).

    Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

    Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

    Отличительные особенности организации обучения по ГО и ЧС работников категорированных предприятий.

    1. Категории по гражданской обороне, присваиваемые предприятиям.
      Согласно Постановлению Правительства РФ № 1115 от 19.09.1998 г., предприятиям может присваиваться одна из трех категорий по ГО, в частности:
      • особой важности;
      • 1 категории;
      • 2 категории.
      На принятие решения о категорировании того или иного предприятия оказывают влияние следующие факторы:
      • месторасположение предприятия;
      • количество и ассортимент производимой продукции либо предоставляемых услуг (их ценность и важность в условиях военного времени);
      • количество трудоустроенных лиц.
    2. Как выяснить, есть ли у предприятия категория по ГО?
      Предприятие получает статус категорированного по ГО после его занесения в специальные списки. О присвоении категории по ГО каждое предприятие в обязательном порядке уведомляется органами исполнительной власти. Также, сведения о наличии у предприятия категории по ГО можно получить в городском управлении МЧС.
    3. В чем отличия подготовки по ГО и ЧС сотрудников категорированных и некатегорированных предприятий.
      1. Отличающиеся учебные программы для руководителей предприятий.
        • Продолжительность учебного курса для руководителей (собственников) организаций имеющих категорию по ГО составляет 72 часа (для руководства некатегорированных ЮЛ -36 часов).
      2. Разные принципы организации работы в сфере ГО и ЧС.
        • Категорированным предприятиям необходимо иметь следующий количественный состав специалистов по ГО и ЧС:
          • при штатной численности менее 500 сотрудников - 1 освобожденный специалист;
          • организациям численностью от 500 до 2000 сотрудников - 2-3 освобожденных специалиста;
          • на предприятиях, имеющих от 2000 до 5000 работников должно быть 3-4 освобожденных специалиста;
          • предприятиям, на которых трудоустроено более 5000 сотрудников - 5-6 освобожденных специалистов.
        • Некатегорированным организациям предписан следующий количественный норматив специалистов по ГО и ЧС:
          • при штате, численностью более 200 человек - 1 один освобожденный специалист;
          • ворганизациях, численностью менее 200 сотрудников ответственность за реализацию вопросов по ГО и ЧС разрешается возложить на одного из сотрудников на условиях совмещения.
    4. Основные цели формирования на предприятиях штабов (подразделений) ГО.
      • разработка и систематическое осуществление профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность персонала и сохранность имущества предприятия в случае происхождения ЧС;
      • обеспечение стабильного функционирования объекта в условиях ЧС;
      • контроль за наличием и состоянием всех требующихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
      • периодическая проверка текущего состояния технических систем (управления, оповещения) предприятия и оценка их работоспособности в условиях наиболее вероятных ЧС.

    Начальником штаба ГО может назначаться специалист предприятия, уполномоченный на решение вопросов в сфере ГО и ЧС. Обязательным критерием для замещения данной должности является освоение 72 часового учебного курса по ГО и ЧС.

    Как заказать и пройти обучение по ГО и ЧС?

    Заочное и дистанционное обучение по гражданской обороне являются наиболее востребованным и удобным для слушателей форматом освоения знаний. Его преимуществами является безотрывность слушателей от трудовой деятельности и индивидуальность учебного графика. Теоретический материал и все необходимые учебные пособия предоставляются учащимся при помощи дистанционных технологий. Для того чтобы заказать и пройти обучение по ГОЧС необходимо:

    1. Отправитьзаявку на обучение на электронную почту, обязательно указав:
      • ФИО обучаемых лиц и их должности;
      • необходимую обучающую программу (при возникновении трудностей с выбором требуемого учебного курса рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами учебного центра);
      • реквизиты Вашей организации.
    2. Подписать, высланный на электронную почту, договор на обучение.
    3. Оплатить образовательные услуги учебного центра.
    4. Проштудировать всю полученную учебную литературу.
    5. Успешно пройти дистанционную проверку знаний в виде тестирования.
    6. Получить удостоверение подтверждающее уровень квалификации по вопросам ГО и ЧС. Документы можно получить:
      • лично приехав к офис;
      • заказным письмом по почте России;
      • заказать курьерскую экспресс-доставкуза свой счет.

    Предусмотренная административная ответственность.

    Сразу две статьи КоАП РФ регламентируют меры административного воздействия за ненадлежащий уровень реализации мероприятий по ГО и ЧС.

    В частности, статья 20.6. устанавливает следующие размеры штрафов за неисполнение обязанностей по защите территорий и населения от ЧС:

    • на работников предприятий - от 10000 до 20000 рублей;
    • на организации - от 100000 до 200000 рублей.

    В свою очередь статья 20.7. предусматривает следующие денежные эквиваленты административного воздействия:

    1. За нарушение правил использования технических систем, систем оповещения, СИЗ и иной техники и имущества ГО:
      • на должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей;
      • на ЮЛ - от 50000 до 100000 рублей.
    2. За не обеспечение безопасности населения от опасных факторов, порождаемых условиями военных действий:
      • на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей;
      • на организации - 100000 до 200000 рублей;