Кому должны принадлежать подъездные дороги к снт. Пожарные требования к садовым товариществам (Нормы пожарной безопасности в СНТ). Общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Многие знают, что есть определенное оформление различных форм земель. Чаще всего это знание заканчивается на том, что личный земельный участок является личной собственностью, но какой собственностью являются дороги, а главное кому они принадлежат? В данной статье попробуем разобраться в данном вопросе и разберемся, когда необходимо оформление дорог.

Как оформляется общая дорога?

Для уточнения подобного вопроса в первую очередь обратимся к Земельному Кодексу. Он уточняет, что по сути общая дорога, как и трубы, электропатии и другие подобные объекты входят в состав земель общего пользования. Не смотря на различные изменения в законодательства ситуация с данным объектами не изменилась и такой подход вполне логичен, так как если дорога бы принадлежала кому-то конкретному, то он имел бы право отчуждать ее и не допускать проезд по его дороге.

Обыватель часто не понимает, что в конкретной ситуации он вступает в различные правоотношения, имея свои права и обязанности. Закон всегда действует на каждого человека, хотя мы этого полностью и не осознаем. Поэтому так важно при появлении каких-либо проблем хотя бы просто оценить ситуации, в этом естественно поможет юрист, который обозначит конкретную ситуацию и предложит различные варианты действий. Консультации часто бывают бесплатными, либо имеют небольшую денежную стоимость, так что по сравнению с тем, к чему могут привести неправильные действия, это вполне выгодный вариант. Конечно же, часто бывают такие ситуации, когда самому справится с проблемой невозможно, поэтому после консультации вы можете принять решение и дальше сотрудничать с юристом, дабы он, соответствуя вашим решениям выполнял все формальные вопросы.

Кроме того, на юриста можно полностью возложить вашу проблему, выбрав способ представительства, в таком случае это сможет делать абсолютно все действия за вас по конкретной ситуации. Тем не менее, данный выбор не всегда выгодный, так как представительство может стоить дороже, нежели сама проблема. Но если же ситуация крайне неприятная, либо принципиальная, то представительство будет наилучшим вариантом. В конечном итоге, если вы впоследствии связываетесь с судом, где юрист почти всегда является ключевым звеном победы, то здесь стоит учесть, что и расходы на них окупятся, так как можно компенсировать их после решения суда в вашу пользу, но не стоит забывать, что суд необходимо еще и выиграть, поэтому стоит внимательно подходит к выбору юриста.

Оформление подъезда к СНТ (ДНТ)

Итак, по сути дорога хотя и общего пользования, но она тем не менее оформляется, так как нельзя, например, просто так взять и построить дорогу по своему-усмотрению в поле, как бы не хотелось. Поэтому дорога все же оформляется.

Для начала нужно получить разрешение на съезд с трассы или прилегающей дороги. Дорогу на своем участке можно строить, сколько угодно, если он вам принадлежит на праве собственности. Но остальные земли, либо входят в чужую собственность, либо принадлежат государству и муниципальному образованию, а значит необходимо получать то самое разрешение. Как выходит из вышеуказанной информации разрешение стоит получать как раз у того, кому принадлежит данная земля. Если вы собираетесь вступать в различные юридические правоотношения, то пристальное внимание стоит обратить на ведение документации. Причем это не только разовый сбор документов, но и в ряде случаев регулярное ведение и контроль этого аспекта.

При вступлении в правоотношения часто должны быть документы, которые постоянно учитывались и менялись, например, как учет. Кроме того, сбор документов также требует не мало сил и времени, если говорить о копиях удостоверений и документов, удостоверяющих личность, то тут проблем нет, достаточно найти ближайший принтер и снять копию (если не требуется нотариального удостоверения этих документов). Но если говорить о других документах, например, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, то тут уже стоит провести небольшую процедуру.

Зачастую таких документов требуется большое количество и поэтому быстро их получить не удается из-за ряда различных причин. В этом случае лучше доверить это дела юристам, дабы они сами собрали все необходимые документы и подготовили их для дальнейшего вступления в правоотношения. Кроме того, важный аспект здесь остается за оформлением документов, когда создается новая документация, здесь также важное значение является их правильность.

В случае каких-либо проблем они просто могут быть недействительными, что влечет не самые благоприятные последствия и затягивания важных процессов. Документы должны всегда надежно хранится, но при этом необходимо в них ориентироваться, дабы оперативно применить их. Далее делается проект постройки дороги, а потом согласуется с тем государственным органом или местными органами. Дело в том, что согласование тоже имеет важное значение, так как у государственных органов может быть свой проект, например, по постройке недвижимости в этом месте, поэтому необходимо будет построить дорогу вокруг земли, где планируется застройка.

После оформления все бумаг и решения всех юридических вопросов можно уже непосредственно заниматься самой застройкой дороги. На это могут устанавливаться сроки, а могут и не устанавливаться. Если устанавливаются, то лучше выполнить работу в срок, дабы потом не строить дебаты с государственными органами.

Как проложить себе дорогу

Не стоит забывать важный факт, что если вы имеет земельный участок на праве собственности, то вы в любом случае имеете право на дорогу к нему.

Это решается различными способами. Во-первых, стоит обратить внимание на специальный акт кадастра, который устанавливает, что к земельному участку в любом случае должен быть проведен проход или проезд со своей шириной. Если участок подразумевает наличие капитальные построек (даже если их нет, но имеется на это право), то проезд должен быть обеспечен.

Тут стоить учитывать один аспект, с какой стороны может быть проложена дорога. Например, если к участку уже имеется дорога, пускай и неудобная и совсем с другой стороны, по которой бы хотелось, то фактически дорога к участку уже была проложена, а значит право на проезд и проход к земельному участку обеспечен. Бывает так, что если построить дорогу с трассы, то получится, к примеру, 500 метров до трассы. Но есть проезд через весь населенный пункт, который занимает 5 километров. Фактически, право реализовано, а значит нет обязанности прокладывать дорогу пускай и более кратким путем. Тем не менее, это решение остается за государственными органами и местными властями, получается в таком случае они могут дать разрешение на строительство, а могут и не дать, имея диспозиционное право.

Сюда же стоит добавить еще один важный аспект, когда бывает, что проход к участку затруднителен, если он окружен чужой собственностью. Допустим, можно представить момент, когда один участок со всех сторон огорожен чужими участками и проход, и проезд к нему невозможен. В таком случае владельцы чужой собственности должны обеспечить сервитут (право пользования чужой вещью), когда лицо имеет возможность проходить через чужой участок.

Если установлен шлагбаум на дороге, то здесь возможно два варианта:

  • 1) Он установлен для того, чтобы лица не смогли проехать на территорию частной собственности, в этом случае он вполне легален, так как собственник вправе огородить проезд от чужих лиц.
  • 2) Установлен посреди дороги, считающейся полностью общей, в таком случае шлагбаум возведен самовольно, а значит можно обратиться в органы с жалобой на этот шлагбаум.

Общее собрание членов товариществ

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

  • К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:
  1. 1) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  2. 2) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
  3. 3) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

Если вы начинаете сталкиваться с различными процедурами, то стоит сначала разобраться в вопросе.

Для начала стоит определиться, в какой орган вообще обращаться для того, чтобы получить конкретную помощь. Нельзя забывать и о том, что обычно требуется особый пакет документов, который часто указан в законе.

Такой подход наиболее понятен для обывателя, так как просто с нуля очень сложно понять некоторые законы. Более того даже юристы не всегда сразу понимают содержания некоторых актов без должной подготовки. Но стоит также уточнить, что многие статьи со временем устаревают в связи с обновлением законодательства, поэтому нельзя полагаться только на содержание статей, нужно хотя бы краем глаза посмотреть и закон. Кроме того, если приходит понимание, что с данным вопросом вам будет справиться не так легко, то возможно выгоднее будет воспользоваться услугами юриста, который работает в данной сфере. Он сделает всю бумажную и организационную вопросу за вас, вам лишь надо обозначить результат, который вы хотите получить.

Также важно соблюдать сроки, которые отводятся законодательством, это как раз то, чем часто злоупотребляет обыватель, либо не зная о них, либо просто пренебрегая. В конечном итоге, нарушение сроков приводит к тому, что приходится все делать сначала, а это дополнительные денежные средства.

Важно! По всем вопросам СНТ, ДНТ, ДНП, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Чья дорога за забором СНТ?

Учебно-методический центр «Школа садоводов Зауралья», созданный Курганским региональным отделением «Союз садоводов России» в рамках партийного проекта «Дом садовода – опора семьи», 19 ноября провел практический семинар о правовых аспектах земель и имущества общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ, о статусе и ремонте подъездных дорог к садовым участкам, постановке их на баланс и межевании границ СНТ..

Его вела председатель Совета Курганской областной общественной организации садоводов Н.В. Верхошапова.

В работе семинара, который проходил в Централизованной городской библиотеке им. В.В. Маяковского, приняли участие представители МКУ «Транспортное управление» Администрации города Курганаи перевозчика, представители землеустроительной организации, председатели садоводческих некоммерческих товариществ города Кургана, члены Президиума Курганского регионального отделения «Союз садоводов России» и Совета Курганской областной общественной организации садоводов.

В начале мероприятия председатель Совета Н.В. Верхошапова торжественно вручила председателю СНТ «Лесное-3» УВД Петру Анисимовичу Пушкареву Благодарственное письмо Администрации города Кургана за большой личный вклад в развитие садоводства в городе Кургане и подарок.

Основное внимание участники семинара сосредоточили на необходимости оформления земельных участков общего пользования в садоводстве, которые им были 30-40 лет назад предоставлены государством на правах постоянного (бессрочного) пользования. А учитывая, что 80% садоводческих некоммерческих товариществ Кургана до сих пор не оформили право собственности на ЗОП, обсуждение этого вопроса проходило очень бурно ввиду его особой актуальности.

Кадастровый инженер Н.П. Голендухина подчеркнула, что земли общего пользования не подпадают под действие закона «о дачной амнистии» в части упрощенного порядка оформления и, соответственно, правовые последствия по истечении срока действия этого закона – с 1 марта 2017 года следует рассмотреть в соответствие с новой редакцией Земельного кодекса РФ.

Земли, относящиеся к имуществу общего пользования в садоводческих товариществах, - это дороги, проезды, земли на которых расположены линии электропередачи, газопроводы, трубопроводы, водоемы, подсобные сооружения (сторожки) - то есть, все то, что находится на территории СНТ, за исключением земельных участков, непосредственно закрепленных за гражданами. Эти земли, по сути, являются коллективной, совместной собственностью членов садоводческих товариществ.
Закон четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования общими земельными участками сроком не ограничивается.

Какие последствия могут быть, если СНТ не оформит земли общего пользования? И как правильно определить границы земель общего пользования СНТ и смежных с ним садоводств? А как делить общие дороги? Вообще, оформлять или не оформлять ЗОП?
Отвечая на многочисленные вопросы участников семинара, Нина Петровна Голендухина пояснила:
- Если в вашем правоустанавливающем акте на земли общего пользования содержится фраза о передаче земель на праве собственности, переоформлять земли общего пользования не требуется, и можно спать спокойно. Если же в документе содержится любая другая фраза - садоводческому товариществу необходимо переоформлять и регистрировать права на земли общего пользования. Зачем?
Вы знакомы с Генпланом Кургана или правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)? Так вот, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего СНТ, отличное от садово-огороднического хозяйства или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с захватом земель СНТ, их «прихватизацией» и скупкой за бесценок. Поэтому стоит ли откладывать то, что, так или иначе СНТ придется делать? Решать вам.

По злободневной дорожной проблеме затопляемой зоны выступил заместитель директора МКУ «Транспортное управление» С.И. Ментюгов. Он ответил на вопросы председателей СНТ о транспортных проблемах, о неудовлетворительном состоянии бесхозной подъездной дороги за Кировским мостом по автобусным маршрутам № 52 и № 53, которая требует капитального ремонта. Причем, дорога не стоит на балансе ни у муниципального образования, ни у садоводческих товариществ, хотя расположена на землях населенных пунктов.

Эта дорога – многолетняя и ежегодная «головная боль» садоводов 30 садоводческих некоммерческих товариществза Кировским мостом, в первую очередь – пенсионеров, которые ездят на дачу на автобусах по талонам. Каждую весну, из-за разбитого дорожного полотна или разросшихся деревьев, перевозчики отказываются выезжать на маршруты, а садоводы-автомобилисты разбивают на ухабах свои машины. Садоводы буквально атаковали Администрацию города Кургана жалобами и требованиями капитального, а не «ямочного» ремонта дороги. А чиновники заявляют, что она относится к имуществу общего пользования садоводческих товариществ. То есть, ремонтировать ее должны сами садоводы.

Но любое садоводческое объединение, как юридическое лицо, должно иметь правоустанавливающий документ на земли общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного бессрочного пользования землей. Председатели СНТ за Кировским мостом на семинаре заявили, что в их земельных документах и планах застройки территории СНТ спорная подъездная дорога никак не обозначена. К тому же она находится за воротами и заборами СНТ. Получается, она – бесхозная! А раз дорога бесхозная, то, значит - муниципальная!
Так как приглашенные представители Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана и МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана на семинар не пришли, ответных комментариев по сп***му аргументу не последовало. Поэтому дискуссия по бесхозным дорогам общего пользования на семинаре завершилась практическим решением.

Председатели СНТ, при поддержке Курганского регионального отделения «Союз садоводов России» и Курганской областной общественной организации садоводов, решили обратиться к руководству Курганского регионального отделения политической партии «Единая Россия», в Курганскую городскую Думу, в Прокуратуру города Кургана с просьбой оказать содействие по включению подъездной дороги к СНТ за Кировским мостом по автобусным маршрутам № 52 и № 53 в реестр муниципальной собственности и заключению муниципального контракта по капитальному ремонту дороги весной-летом 2017 года.

Ведь этой дорогой и автобусными маршрутами пользуются более 8660 собственников земельных участков, а также члены их семей. Главным образом – пожилые люди, которые нуждаются в социальной поддержке.

Председатели СНТ также решили обратиться в Курганскую городскую Думу с предложением - разработать и принять в 2017 году, в рамках проекта партии «Единая Россия» «Дом садовода - опора семьи», целевую программу по развитию инфраструктуры садоводческих некоммерческих объединений города Кургана, включая ремонт дорог общего пользования, на условиях 50% субсидирования.

В конце семинара председатели СНТ от души поблагодарили приглашенных представителей за участие в мероприятии. А индивидуальному предпринимателю О. Н. Невструеву, который является перевозчиком на проблемных автобусных маршрутах № 52 и № 53 за Кировским мостом, они выразили особую признательность за выдержку, терпение и добросовестную работу водителей, осуществляющих пассажирские перевозки садоводов по разбитой дороге в дачный сезон.
Н. Верхошапова.
Курганское региональное отделение «Союз садоводов России» и Совет Курганской областной общественной организации садоводов, участники семинара выражают сердечную благодарность за участие и активную работу на семинаре: заместителю директора МКУ «Транспортное управление» Администрации города Кургана Сергею Ивановичу Ментюгову, кадастровому инженеру Нине Петровне Голендухиной, индивидуальному предпринимателю Олегу Николаевичу Невструеву.
Благодарим за взаимопомощь и сотрудничество директора МБУК «Библиотечная информационная система города Кургана», депутата Курганской городской Думы Дорофееву Людмилу Евгеньевну и сотрудников Центральной городской библиотеке им. В.В. Маяковского.

Уточнение клиента

А публичный сервитут может быть установлен к СНТ?? Это ведь ограниченный круг лиц?

Уточнение клиента

И можно ли сразу подавать в суд, или необходимо обязательно сначала в администрацию?

    • Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      Есть статья 274 ГК РФ:

      1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
      Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
      (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
      3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
      4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
      (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

      5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
      6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.
      (п. 6 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      Если речь о сервитуте и необходимости постоянного прохода граждан к своим участкам, которые у них в собственности, тут возможно установление публичного сервитута. Он может быть установлен нормативным актом органа местного самоуправления.

      «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ

      Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

      2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
      3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
      1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
      2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
      3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
      4) проведения дренажных работ на земельном участке;
      5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
      6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
      7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
      8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
      9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
      4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
      <...>
      5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
      6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
      В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
      8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
      9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      Таким образом, вам или вашему юрлицу, как собственнику участка, необходимо обратиться в местную городскую/районную администрацию, на территории которой расположен указанный земельный участок.

      Затем получить там нормативный акт об установлении публичного сервитута на земельный участок.
      Затем зарегистрировать на основе этого нормативного акта публичный сервитут в Росреестре в отношении части вашего участка по которому имеется общий проход. И затем уже устанавливать, полагаю, плату за проезд - либо от граждан либо, если те платить не будут, от администрации (см. ст.23 Земельного кодекса)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      На всякий случай можно запросить выписку из Росреестра на земельный участок ЗАО. В ней будут указаны все его ограничения, в том числе и сервитут, если он регистрировался.Поскольку сервитут подлежит обязательной регистрации, он обязательно должен быть отражен в едином госреестре недвижимости.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      Кроме того, вопрос о подобном сервитуте уже поднимался на сайте:

      сайт/question/1630172/

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Придется СНТ, в лице Правления обращаться с иском к ЗАО об установлении сервитута в судебном порядке, если не получится заключить соответствующее соглашение добровольно.

      Председателю Правления СНТ необходимо направить в ЗАО предложение об установлении сервитута.

      В случае отказа обращаться в суд с иском об установлении сервитута на указанную дорогу для членов СНТ.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Соответственно, никаких документов на насыпную дорогу нет, юридически она не существует (хотя и внесена в проект генплана)
      Дмитрий

      Прошу прощения, сервитут не установят пока не оформить указанную дорогу юридически.

      Если земельный участок, на котором она расположена не принадлежит указанному Вами ЗАО, то оформить ее может Администрация, поставить на кадастровый учет и принять на баланс.

      Обязать Администрацию сделать это будет непросто. Возможно только договориться.

      Но направить заявление от имени СНТ и привлечь к участию в деле заинтересованным лицом необходимо. Заявите об этом ходатайство в суде.

      Вот примеры судебной практики.

      Вместе с тем, СНТ, как заинтересованное лицо вправе возражать против иска о сносе дороги.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Тот факт, что у одного собственника в свидетельстве указано "земли населенных пунктов" как то расширяет его права? Может имеет смысл написать заявления от физ лица в прокуратуру?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Тот факт, что у одного собственника в свидетельстве указано «земли населенных пунктов» как то расширяет его права? Может имеет смысл написать заявления от физ лица в прокуратуру?
      Дмитрий

      Понял Вас.

      С точки зрения обеспечения дорогами земель поселений можно попробовать направить жалобу в прокуратуру и указать, что Администрация не обеспечила собственника дорогой.

      Хотя по моему мнению, лучше сначала написать в Администрацию обращение с просьбой взять на баланс Вашу дорогу.

      После жалобы в прокуратуру, договариваться с ними будет сложнее.

      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
      (ред. от 03.04.2017)

      «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

      Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения
      (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

      1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:


      5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Так дороги то нет, есть насыпь на земле чужого собственника. Без документов, выдела и т.д.

    • + рейтинг

      судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок

      12. Плата за сервитут определяется судом
      исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

      Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ и пункту 6 статьи 23 ЗК РФ собственник земельного участка,
      обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах
      которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

      Если при рассмотрении дела усматриваются основания для
      предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком, судам
      необходимо, в соответствии с приведенными положениями закона, определить размер
      платежей, подлежащих внесению собственнику обременяемого земельного участка,
      что предполагает вынесение данного вопроса в круг обстоятельств, подлежащих
      доказыванию (часть 2 статьи 56 ГПК РФ, часть 2 статьи 65 АПК РФ), и при отсутствии согласия
      собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом, на безвозмездное
      пользование возложение
      на истца обязанности по представлению доказательств обоснованности
      предлагаемого к установлению размера платы, в том числе путем назначения
      экспертизы. При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик
      вправе представить доказательства в обоснование своих возражений (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

      Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той
      материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в
      результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые
      претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

      В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у
      собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права
      собственности или созданием условий для реализации собственником объекта
      недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права
      ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации
      проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или
      переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части
      участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением
      существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед
      третьими лицами.

      При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного
      участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок
      установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и
      интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств,
      испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень
      влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

  • 1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

    2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м .

    3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

    4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м .

    5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц -не ме нее 7,0 м , для проездов - не менее 3,5 м . Минимальный радиус поворота- 6 ,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части - 6,0 м .

    6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м . Расстояние между разъездными площадками должно быть не более 200 м . Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м . Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12x12 м .

    7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда сво-бодными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном со-стоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

    8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 - не менее 25 м 2 , более 300 -не менее 60 м 2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

    9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

    10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл.1.

    11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

    12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

    13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

    Расстояние от дороги


    Что такое красная линия?

    Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

    Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов - не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

    Минимальное расстояние от границ соседнего участка

    Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

    По вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 года; опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2015 года:

    2.4. Общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    При рассмотрении споров об устранении препятствий в пользовании общими землями садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения подлежит доказыванию не только факт нарушения ответчиком действующего законодательства, но и то, что такое нарушение привело к существенному ущемлению прав истца в отношении принадлежащего ему имущества.

    Пример. СНТ "Л" обратилось в суд с иском к Б. об обязании освободить земли общего пользования.

    В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

    Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    При разрешении спора судом установлено, что Б. является членом СНТ "Л", ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв. м. Ответчик самовольно увеличила площадь земельного участка, изменила его границы и начала вести строительство на землях, ей не принадлежащих. В частности, на землях общего пользования СНТ ею возведен забор, фундамент, чем перекрыт проезд к пожарному водоему садоводческого товарищества и разворотной площадке автотранспорта. Неоднократные требования об освобождении земель общего пользования оставлены ответчиком без удовлетворения.

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования СНТ, суд правильно исходил из того, что действия ответчика по самовольному возведению жилого дома на общих землях товарищества не соответствуют и 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также нарушают права других членов данного товарищества.

    Устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью товарищества.

    Пример. Группа граждан обратилась в суд с иском к М., товариществу личных подсобных хозяйств (ТЛПХ) о признании права общей долевой собственности на объект недвижимости - дорогу, указав, что они являются членами товарищества, построили без участия остальных членов товарищества за счет личных средств дорогу с асфальтобетонным покрытием , в связи с чем у них возникло на нее право общей долевой собственности. Просили определить доли в праве общей долевой собственности на дорогу пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения кассационным определением, исковые требования удовлетворены.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобы ТЛПХ, Т. (член ТЛПХ), отменила состоявшиеся судебные постановления, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на основании распоряжения главы района ТЛПХ на праве собственности принадлежит земельный участок.

    Между одним из истцов и строительной организацией заключен договор подряда, по условиям которого последняя выполнила по заказу Н., действующего от имени остальных истцов, устройство асфальтового покрытия дороги.

    Согласно техническому паспорту, выданному позднее БТИ, в ТЛПХ имеется дорога с асфальтобетонным покрытием.

    В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

    Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

    Соответственно, право собственности, в том числе право общей собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

    Это судебными инстанциями учтено не было. Обстоятельства того, был ли построен истцами объект недвижимости, т.е. была ли построена дорога с соблюдением соответствующих норм и правил или же дорога представляет собой элемент благоустройства и предназначена для обеспечения в пределах территории товарищества потребностей его членов в проходе, проезде, предметом исследования и оценки суда не являлись.

    Между тем Т. в надзорной жалобе указывала на то, что на территории ТЛПХ уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, истцами же было осуществлено лишь покрытие ее новым асфальтовым полотном.

    При этом из договора подряда, положенного судом в обоснование вывода о том, что истцами осуществлено строительство дороги, также следует, что подрядчик принял обязательство выполнить лишь устройство асфальтового покрытия дороги. Доказательств наличия обязательства подрядчика осуществить строительство дороги как объекта недвижимости не имеется.

    При таких обстоятельствах покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью ТЛПХ; наличие технического паспорта на сооружение "дорога и трасса водопровода с водонапорной станцией", на который ссылается суд, также не влечет возникновения на сооружение права собственности конкретных физических лиц.

    Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

    Согласно пункту 4 статьи 14 указанного федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

    Принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 21 названного федерального закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).

    Таким образом, вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

    Однако обстоятельства, связанные с тем, принималось ли собранием ТЛПХ решение об использовании общего имущества товарищества - земельного участка, находящегося в собственности ТЛПХ, для строительства дороги как самостоятельного объекта недвижимости или о передаче этого земельного участка в собственность истцов, судом также не исследованы.

    Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 4-В12-13.

    Право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Пример. СНТ "И" на основании актов о приеме законченных строительством объектов зарегистрировало право собственности на водопроводные сети, разведочно-эксплуатационную скважину на воду, на воздушные линии электропередачи. На основании свидетельства о праве собственности на землю СНТ "И" зарегистрировало право собственности на земельный участок, расположенный на территории товарищества.

    Решением общего собрания СНТ в связи с неуплатой целевых и членских взносов А. исключена из членов товарищества.

    А. обратилась в суд с иском к СНТ "И" о признании недействительными и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на водопроводные сети, скважину, воздушные линии электропередачи и земельный участок, о признании за ней права собственности на 1/242 доли в праве общей совместной собственности на указанные объекты.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.