Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования. Что такое реестр недобросовестных поставщиков, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть? Проверить юр лицо в реестре недобросовестных поста

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок . Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер ( , Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков

«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

(далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия . Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.

Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Каков порядок ведения реестра

Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России).

При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от :

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Да, обязан.

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

В законодательстве отсутствует ключевое определение «реестра недобросовестных поставщиков». В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых в установленном порядке признали недобросовестными. РНП по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба России, руководствуясь Порядком ведения реестра, который утвержден постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников закупок о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если же информация об индивидуальном предпринимателе, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года, по истечении которых информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит .

Основания для внесения в РНП

РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию , которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений являются:

  • уклонение процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение , с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победитель же будет включен в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не представил все экземпляры контракта заказчику;
  • не представил надлежащее ;
  • направил по истечении тринадцати дней после .

Основания для включения уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных муниципальным контрактом).

РНП по 223-ФЗ

РНП по 223-ФЗ также ведут органы Федеральной антимонопольной службы.

Перечень сведений, которые включаются в РНП, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.

Причем в рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в РНП по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Алгоритм проверки

На главной странице сайта ЕИС на выделенной черным цветом панели слева нажимаем кнопку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». В открывшемся ниже списке выбираем «Реестр недобросовестных поставщиков».

В ЕИС размещены и реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, и реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ. По умолчанию выбраны оба варианта. Но можно искать только по одному из них, убрав соответствующую галочку.

Самый быстрый способ узнать, включены ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков — проверить по ИНН, ФАС размещает ИНН в качестве обязательной информации.

Добавляем в строку поиска ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя и запускаем поиск.

Быстрый поиск можно вести и по наименованию контрагента.

Если есть дополнительные данные, можно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».

Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку Найти.

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 , - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Данный вебинар предназначен как для заказчиков, так и для поставщиков, так как в этой сфере они имеют одинаковые риски, просто они разного характера: у поставщика риски репутационные, у заказчика - риски привлечения к административной ответственности. Заказчик и поставщик оба находятся в сложной репутационной ситуации.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) - это федеральный информационный ресурс, который находится в открытом доступе на http://zakupki.gov.ru/. Он появился в 2006 году, когда начал действовать закон о размещении заказов 94-ФЗ. На сегодняшний день в России 2 реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В реестре сейчас более 10 000 записей. Динамика внесения в этот список весьма активная. Ранее действовал реестр по 94-ФЗ, но сейчас он уже не актуален.

Реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Часто сотрудники ФАС называют этот ресурс «всероссийской доской позора». Внесение в РНП несет для хозяйствующего субъекта очень много минусов. Это очень серьезный репутационный вред, так как в государственных закупках потенциальные контрагенты изучают организацию весьма тщательно. Нужно понимать, что данный ресурс изучается всеми, поэтому это препятствие не только для участия в госзакупках, но и по всей бизнес-сфере.

Отсутствие сведений в РНП - не обязательное требование к участникам закупки. Так было и в 94-ФЗ. Данное требование заказчик самостоятельно включает или не включает в документацию о закупке. Но, как показывает практика, почти все заказчики требуют этого.

Основания для включения сведений в РНП

Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки для включения в РНП, если:

  1. Победитель уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен 2 номер.
  2. Единственный участник закупки, уклонился от заключения контракта; Уклонившимся считается, например, участник, который не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок.
  3. Контракт расторгнут по решению суда.
  4. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта.

Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно (см. также письмо Минэкономразвития России от 26.02.2016 № Д28и-436).

  • Заказчик не обязан направлять сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен 2 номер (письмо Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-1968, п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14;
  • Если от заключения контракта уклонился участник, информация о котором уже включена в РНП, заказчик и в этом случае должен направлять сведения о нем для включения в РНП.

Ни для кого не секрет, что любой контракт должен быть обеспечен материально со стороны поставщика. Обеспечение контракта всегда предшествует его заключению. Поэтому когда участник не предоставил обеспечение контракта, то это также квалифицируется как уклонение от исполнения контракта. Далее можно столкнуться с интересным пробелом в законодательстве: ранее, во времена 94-ФЗ, существовало правило: в процедуре есть 2 участника, на которых лежит обязанность по заключению контракта. Это поставщик №1 и поставщик №2. Сейчас совершенно иное регулирование: обязанность по заключению контракта лежит на победителе и втором номере запроса котировок. А если проводятся торги, конкурс или электронный аукцион, то на них ко второму участнику заказчик вообще не обращается. При проведении конкурса заказчик вправе обратиться ко второму поставщику, а второй поставщик вправе отказаться.

Информация в реестр недобросовестных поставщиков отправляется в случае, если победитель уклонился от заключения контракта и контракт был заключен с участником закупки, которому был присвоен второй номер. Допустим, был проведен конкурс, определился победитель. В установленные законом сроки он не предоставил подписанный контракт, контракт был предложен второму победителю, а тот отказался. Второй победитель имеет полное право отказаться. Таким образом, не наступает юридический факт, с которым закон связывает внесение информации в реестр недобросовестных поставщиков. В настоящее время подготовлен законопроект, который должен устранить эту законодательную коллизию.

Если были отклонены все заявки, кроме одной, или была принята одна заявка, то участник обязан заключить контракт на условиях своей заявки. Если он не предоставляет обеспечение или контракт, то это также считается основание для внесения в реестр.

Существует момент, когда внесение в реестр производится на основании того, что контракт был расторгнут по решению суда. Практика показывает, что любое расторжение контракта является таким основанием. Но в реестр направляются сведения о тех поставщиках, которые нарушили свои существенные контрактные обязательства. Расторжение контракта в судебном порядке возможно и по другим основаниям. Часто бывает, что контракты расторгаются в судебном порядке при серьезном изменении условий. Важно! Не любое решение суда по расторжению контракта является основанием для внесению поставщика в реестр.

Оснований для внесения в РНП всего два:

  • уклонение от заключения контракта,
  • существенное нарушение условий контракта поставщиком.

Далее уже существуют вариации. Бывают ситуации, когда от заключения контракта уклонятется лицо, уже внесенное в реестр недобросовестных поставщиков. Это вполне возможно, так как требование отсутствия в реестре поставщика устанавливает заказчик в каждом отдельном случае, при каждой закупке.

По вторым участникам, за исключением запроса котировок, заказчик не имеет права подавать сведения в РНП.

Порядок передачи сведений в РНП

  1. В течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен 2 номер, если победитель уклонился от заключения контракта.
  2. В течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение уклонился от заключения контракта.
  3. В течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Сведения направляются в очень сжатые сроки. Правило «3-5-3». И судебное решение, и внесение в реестр не наступают моментально. Решение Арбитражного суда вступает в силу через месяц, так как этот срок заложен на апелляционное обжалование.

Порядок передачи сведений

  1. На бумажном носителе.
  2. В электронной форме с использованием электронной цифровой подписи.

Если сведения не направлены в контрольный орган или направлены несвоевременно, а также если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Важно: каждое юридическое лицо является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Поэтому у одного физического лица может быть несколько различных фирм. Отсюда появилась идея: в реестр мало включать одно юридическое лицо, это не мешает физическому лицу продолжать участвовать в закупках. Таким образом, теперь указываются члены коллегиального органа и учредителю. Информация об учредителях не должна включаться в реестр, это ошибочно, так как еще в начале 20 века произошло расщепление собственности. Собственность уже отделена от функции управления. Если юридические лица создали компанию, то это не значит, что они этой компанией управляют. Именно поэтому происходит слияние капиталов учредителей, но менеджерами могут выступать другие люди. Нахождение учредителя в РНП нелогично, так как уклонение от заключения контракта и существенное нарушение обязательств - это текущая деятельность юридического лица. Текущая деятельность - это зона ответственности исполнительных органов, то есть директоров компаний.

Чтобы идентифицировать учредителей, было введено право: если компании в одинаковыми названиями встретились в реальной жизни, то одна может подать на другую в суд по прекращению деятельности под этим названием. Была внесена поправка: нужно сообщать ИНН для того, чтобы иметь дополнительный способ идентификации юридических лиц.

Информация и документы, направляемые в контрольный орган

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН;
  • наименование, ИНН, фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Автоматического включения в РНП закон не предусматривает и не предусматривал никогда. Основания для внесения в реестр еще не означают реальное решение органов. Но существуют причины для заседания антимонопольного органа: присутствуют представители заказчика и поставщика.

Заседание комиссии контрольного органа

  • Вопрос о включении сведений в РНП рассматривается с участием представителей заказчика в следующих случаях:
    • участник закупки уклонился от заключения контракта;
    • контракт с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика исполнять контракт из-за существенных нарушений его условий.
  • Если представители заказчика не явились на заседание, комиссия принимает решение в их отсутствие.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, на уполномоченный орган не возлагается обязанность рассматривать вопрос о включении сведений в РНП при участии представителей заказчика.
  • Участие заказчика в заседании комиссии контрольного органа не обязательно!

    Нахождение сведений в РНП. Сведения в РНП включаются на 2 года, затем сведения исключаются из реестра автоматически. Был инцидент, когда контрольный орган внес сведения на сайт с опозданием: только через 5 месяцев после начала процедуры. Но от какого момента нужно считать 2 года? От принятия решения или от записи на сайте?

    В Госдуму внесен законопроект о сокращении этого срока до 1 года. Обжаловать решение ФАС о включении сведений в РНП нужно в течение 3-х месяцев (ст. 198 АПК РФ).

    Судебная практика

    Принятие решения антимонопольным органом не окончательно. Суды считают, что нельзя ограничиваться формальностями, что необходимо выяснять все обстоятельства дела, устанавливать вину поставщику (действительно ли он уклонился?) и так далее. Вдруг заказчик ошибся?

    Может быть, есть вина заказчика в неисполнении контракта? Единственный случай попадания в РНП - это решение суда.

    Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2016 № 305-КГ15-19295 по делу № А40-51204/2015

    • Контрольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта по решению суда, а в рамках выполнения возложенной на него функции был обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
    • Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.

    Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 309-КГ15-18732 по делу № А60-48829/2014

    • Предприниматель в установленный срок не направил в адрес заказчика ни подписанный ЭЦП проект контракта, ни документ об обеспечении исполнения контракта, ни протокол разногласий.
    • Сведения о нем были включены в РНП как об уклонившемся от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
    • Суды решили, что выход из строя компьютерного оборудования произошел по независящим от предпринимателя обстоятельствам, предвидеть и своевременно предотвратить которые он не имел возможности.

    На этом основании решение ФАС было отменено судом. Ровно такая же практика была раньше, но с 2010 года очень распространенная ситуация, когда сбой в работе компьютера или интернет-провайдера могут послужить причиной неподписания контракта или существенного нарушения условий контракта.

    Обжаловать решение ФАС о включении сведений в РНП можно в течение 3 месяцев (ст. 198 АПК РФ)

    Закон допускает ходатайство о продлении этого срока, но чаще всего заявление не подлежит к рассмотрению.

    Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2015 № 308-КГ15-10115 по делу № А53-21632/2014

    Общество не подписало контракт по результатам электронного аукциона, ссылаясь на неисправность ключа электронной подписи, но доказательств этому не представило.

    Суды решили, что, претендуя на заключение контракта путем участия в аукционе общество, не только имело возможность учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но, и обязано было это сделать. Невыполнение участником закупки требований закона влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой закупки.

    Важно было представить доказательства того, что ключ ЭЦП был неисправен. В момент времени, который был отведен на заключение контракта, поставщик никаких действий не предпринимал.

    Суды обращают внимание на то, делали ли поставщики шаги к заключению контракта. Были ли намерения заключать контракт? Если да, то какие действия были совершены победителем закупки?

    Вопросы участников

    Участник, который занял 2 место, в случае уклонения победителя, если положением конкурсной документации предусмотрена его обязанность заключить договор. Подлежит ли он включению в РНП или нет?

    Если речь идет о 223-ФЗ, то нужно руководствоваться положением о закупке и конкурсной документацией. Закон эти вопросы не регулирует.

    В результате аукциона был заключен контракт на поставку продуктов. Контракт не был исполнен по вине поставщика, все нужные действия произведены, поставщик попал в РНП, продукты заказчику не поступили. Было переведено обеспечение контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Нужно ли возвращать эту сумму и как принимать обязательства с точки зрения бухгалтерского учета?

    Закон 44-ФЗ исходит из того, что заказчик должен взять обеспечение. Но что с ним делать, закон не определяет. Из практики: суды нормально относятся к тому, что заказчик берет неустойку или оставляет обеспечение себе. Использовать обеспечение заказчик по своему усмотрению не сможет. Есть разъяснение Министерства финансов на этот счет: деньги поставщика нужно перечислить в бюджет.

    223-ФЗ. Победитель не предоставил обеспечение и не предоставил контракт в срок. Второй победитель отказался от подписания контракта, это его право по положению. Можно ли заключать контракт с третьим победителем?

    Этот вопрос регулирует положение.

    Подлежит ли возврату обеспечение заявки на участие в электронных аукционах, если участник занял второе место?

    Если имеется ввиду 44-ФЗ, то в электронном аукционе второй участник не обязан заключать договор и обеспечение должно быть возвращено. 223-ФЗ определяет, что в положении о закупке это должно быть прописано.