Ученический договор с работником предприятия налогообложение. Что нам дает ученический договор. Налог на прибыль организаций

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Учитываются ли расходы на оплату обучения сотрудников или их детей, на компенсацию стоимости услуг детсадов при подсчете НДФЛ и налога на прибыль организаций, начисляются ли в этом случае страховые взносы, зависит от множества нюансов: кому (непосредственно сотруднику или его ребенку) и кем (дошкольным либо иным образовательным учреждением) оказаны и в каком порядке оплачены услуги (перечислены напрямую или данные затраты компенсированы работнику). Также имеет значение и то, чему учился сотрудник.


Оплата обучения и НДФЛ

По общему правилу стоимость любых услуг, в том числе по обучению, которые оплачены работодателем в интересах работника, является доходом работника, полученным в натуральной форме, который облагается НДФЛ ( , ). Однако ряд доходов () освобождается от обложения этим налогом. К ним относятся и суммы оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус ().

Таким образом, суммы оплаты за обучение работника в образовательных организациях не облагаются НДФЛ при условии, что российское образовательное учреждение, в котором работник проходит обучение, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности ( (далее - Закон № 273-ФЗ)), а иностранная организация, в которой осуществляется обучение, имеет статус образовательного учреждения. Для иностранного учреждения такой статус, помимо лицензии, может быть подтвержден его программой, уставом или иными документы, перечень которых зависит от специфики деятельности учреждения ( , ).

ВАЖНО

Если работник самостоятельно оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях или обучение своих детей в возрасте до 24 лет, он имеет право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов ( , ). Необходимо учитывать, что максимальная величина социального налогового вычета (120 000 рублей в течение года, кроме расходов на обучение детей и на дорогостоящее лечение) предоставляется в совокупности по расходам на оплату обучения, на оплату медицинских услуг, в виде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Если гражданин, например, использовал в календарном году социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг на всю эту предельную величину, уменьшить облагаемый НДФЛ доход на стоимость обучения в образовательных учреждениях у него не получится ().

Освобождаются от обложения НДФЛ и доходы в виде оплаченной работодателем стоимости обучения детей сотрудников в аналогичных образовательных организациях. Однако, как подчеркивают представители финансового ведомства, НДФЛ не облагаются суммы оплаты работодателем непосредственно стоимости обучения детей его сотрудников, а суммы оплаты стоимости присмотра и ухода за детьми в организациях дошкольного образования под действие вышеуказанной нормы () не подпадают и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях ( , ).

Вместе с тем судьи не всегда соглашаются с такой точкой зрения (). Например, возможность компенсации родительской платы может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, в этом случае сумма такой компенсации также подпадает под определение компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ ().

Заметим, что применение этой льготы не зависит от того, уплачивает ли работодатель деньги за обучение непосредственно образовательной организации или сотруднику в порядке возмещения понесенных им расходов, от налогового статуса работника или его детей (резидент или нерезидент для целей налогообложения НДФЛ), а также от того, впервые ли гражданин получает образование соответствующего уровня ( , ).


Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Что касается страховых взносов, объектом обложения ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников в рамках трудовых отношений ( (далее - Закон № 212-ФЗ); (далее - Закон № 125-ФЗ)).

При этом от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование освобождаются суммы оплаты за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников (). Страховыми взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) не облагается также стоимость оплаты за обучение по основным программам профессионального обучения ().

Таким образом, если работодатель оплачивает своим работникам получение среднего профессионального или высшего образования, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку, реализуемые в рамках дополнительных профессиональных программ, стоимость оплаты обучения страховыми взносами облагаться не будет. От обложения страховыми взносами по страхованию от НС и ПЗ освобождаются также суммы оплаты за обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих ( , ). Суммы оплаты обучения работников по другим программам (например, дополнительным общеразвивающим) под это исключение не подпадают и, следовательно, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению представителей органов контроля за уплатой страховых взносов ( ; ), не освобождаются от обложения страховыми взносами и суммы компенсации работодателем родительской платы за содержание детей работников в дошкольном образовательном учреждении, поскольку они не относятся к компенсационным выплатам, которые не облагаются страховыми взносами ().

Однако в ситуации, когда работодатель перечисляет средства по оплате стоимости содержания детей работников в детских дошкольных учреждениях напрямую на счета таких учреждений, эти суммы страховыми взносами не облагаются, так как в данном случае оплата производится за физическое лицо, которое не является работником организации, а следовательно, не может считаться произведенной в пользу работника ().

Судьи не столь единодушны в решении вопроса об обложении страховыми взносами сумм, выплачиваемых работодателями своим работникам в качестве компенсации платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Они исходят из следующего. Любая выплата работнику облагается страховыми взносами при условии, что она была произведена в рамках трудовых отношений, то есть является частью оплаты труда. Это касается, в частности, выплат, которые имеют для работника поощрительный, стимулирующий характер ( , ; ). Между тем, как подчеркивает судебная практика, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются сотрудникам, представляют собой оплату их труда (). Поэтому, если выплата тех или иных сумм в пользу работников (например, компенсация стоимости содержания детей работников в детских садах) не связана с трудовыми усилиями работника, не является поощрением за труд, страховыми взносами эти суммы не облагаются. Зачастую такие выплаты не предусматриваются трудовыми договорами с сотрудниками, а обязанность работодателя осуществлять их закрепляется в коллективном договоре. Выплаты же по коллективному договору могут и не входить в систему оплаты труда, а иметь социальный характер, так как коллективный договор регулирует не трудовые, а социально-трудовые отношения ( ; , ).


Оплата обучения и налог на прибыль

Правила не предусматривают возможности включить в состав расходов при налогообложении прибыли суммы оплаты работодателем стоимости обучения детей работников, а также компенсации содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Павел Ерин , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

М.А. Кокурина, юрист

Налогообложение выплат по ученическим договорам

Если у вас заключен ученический договор с сотрудником или человеком, который планирует стать вашим работником, то, возможно, помимо оплаты самого обучения, придется выплачивать ученику стипендию и оплачивать проезд к месту учебы. Что с налогами, взносами и признанием в расходах всех этих сумм, вы узнаете из статьи. А образец ученического договора можно найти на .

Расходы на обучение

Стоимость любого обучения не является доходом, облагаемым НДФЛп. 21 ст. 217 НК РФ ; Письмо Минфина от 19.11.2015 № 03-04-06/66941 .

Законодательством прямо предусмотрено, что на плату за обучение не нужно начислять страховые взносы:

  • на «несчастное» страхование при любом виде обучения (при получении профессионального образования, дополнительного профессионального образования или при профессиональном обучени и)п. 13 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ;
  • в ФСС, ПФР и ФОМС, если ваш ученик учился по программа мп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); п. 2 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ :
  • <или> профессионального образования (получал среднее профессиональное или высшее образование);
  • <или> дополнительного образования (проходил повышение квалификации или профессиональную переподготовку).

Но отсутствие в списке сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, расходов по программам профессионального обучени я, видимо, является чисто техническим упущением. И на плату за любое обучение взносы начислять не нужно. Нам подтвердили это и в Министерстве труда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ Не облагаются страховыми взносами все расходы работодателя, связанные с любым обучением работника в целях производственной необходимости. Это может быть как основное профессиональное образование, так и профессиональное обучени еп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ . А также и дополнительное профессиональное образование. Например, бухгалтера с экономическим образованием могут направить на дополнительное обучение с целью получения им юридического образования, так как в сегодняшних реалиях такие специалисты нужны для компани и” .

Плату за обучение можно учесть в прочих расхода хподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ , если:

  • вы отправили человека учиться в российскую образовательную организацию, имеющую лицензи юпп. 18, 19, 20 , 31 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
  • у вас есть документы, подтверждающие прохождение обучения (например, договор с обучающей организацией, приказ руководителя о направлении работников на обучение, учебная программа образовательного учреждения, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услу гп. 1 ст. 252 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 );
  • ученик:
  • <или> ваш работник;
  • <или> соискатель, в ученическом договоре с которым есть такое условие:

5. Ученик обязан:

5.1. Не позднее чем через 3 месяца после получения диплома заключить с Работодателем трудовой договор.

5.2. Проработать по такому трудовому договору не менее 1 годаТакой срок может быть любым разумным, о котором вы договоритесь с учеником. Но чтобы плату за обучение можно было учесть в расходах, он должен быть не менее годап. 3 ст. 264 НК РФ в соответствии с полученной квалификацией.

При этом оплата обучения учитывается в расходах так:

  • <если> обучение кратковременное (менее одного отчетного периода), то на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных образовательных услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ ;
  • <если> обучение долгосрочное (более одного отчетного периода), то плата включается в расходы ежемесячно равными частям иПисьмо Минфина от 16.03.2015 № 03-03-06/13706 .

Иные траты на ученика

Стипендии

Выплачиваемые по ученическому договору стипендии:

  • облагаются НДФЛ;
  • не облагаются страховыми взносами, поскольку ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договоро мстатьи 56 , 198, 199 ТК РФ ; ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 26.02.2015 № 17-3/В-83 ; Постановление Президиума ВАС от 03.12.2013 № 10905/13 .

Включить стипендию в расходы по налогу на прибыль вы может е , :

  • <если> ученик - ваш работник, то в периоде ее выплаты;
  • <если> ученик - соискатель, которого взяли на работу по окончании ученичества, то в периоде оформления трудового договора с ним. А вот стипендию ученика, которого вы не возьмете на работу, лучше не учитывать в расходах, чтобы не спорить с проверяющим иПисьма Минфина от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621 , от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275 .

Оплата практики

Если ученик обучается в вашей организации и по программе обучения предусмотрены практические занятия, то произведенную на таких занятиях продукцию вы обязаны оплачивать по расценкам, зафиксированным в ученическом договор ест. 204 ТК РФ .

На оплату ученику работы, выполненной на практических занятиях, не надо начислять страховые взнос ыПостановление 3 ААС от 23.01.2015 № А33-7188/2014 , но с них нужно удерживать НДФЛ, поскольку это доход ученика, не являющийся стипендие йст. 217 НК РФ .

Расходы компании на оплату практических занятий ученикам можно учесть при налогообложении прибыли в прочих расходах, связанных с производством и реализацие йподп. 49 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 252 НК РФ .

Плата за проезд

Работникам, получающим профессиональное образование по заочной форме, работодатель должен один раз в учебном году оплачивать проезд к месту учебы и обратн оПисьмо Минфина от 01.09.2015 № 03-04-06/50182 :

  • <если> работник получает высшее образование по аккредитованной государственной программе, то в полной сумм ест. 173 ТК РФ ;
  • <если> работник получает среднее профессиональное образование по аккредитованной государственной программе, то в размере 50% стоимости проезд аст. 174 ТК РФ .

С компенсации в указанном пределе НДФЛ удерживать не нужно, а также не нужно на нее начислять страховые взнос ыабз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ ; подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

Иные компенсации при получении высшего образования (допустим, если вы возмещаете стоимость проезда в большем размере, чем установлено ТК РФ) облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А вот для работников, которых вы отправляете на профобучение или на получение дополнительного образования, проезд - это командировочные расход ыст. 187 ТК РФ . Они не облагаются НДФЛ, и на них не нужно начислять взнос ыабз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ ; Письмо Роструда от 12.05.2011 № 1277-6-1 ; ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

В налоговом учете траты на проезд учеников нужно учитывать в расходах на оплату труд ап. 13 ст. 255 НК РФ или в прочих расхода хподп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Сумма возмещения учеником ученических расходов

Если работник увольняется раньше периода, который предусмотрен ученическим договором для отработки обучения, и возмещает компании затраты на свое обучение, то сумму возмещения нужно учесть в составе внереализационных доходов в месяце прекращения действия его трудового договор а

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

Что говорится в Трудовом кодексе о заключении ученического договора? Облагается ли страховыми взносами стипендия, выплачиваемая работнику по такому договору? Применяются ли нормы п. 11 ст. 217 НК РФ в целях обложения НДФЛ стипендий, выплачиваемых работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ?

Отношения по ученическому договору регулируются гл. 32 ТК РФ. В силу ст. 198 ТК РФ под ученическим договором понимается соглашение о профессиональном обучении или переобучении. Такой договор заключается между юридическим лицом (работодателем) независимо от организационно-правовой формы (одна сторона) и работником или лицом, ищущим работу (другая сторона). Особенностью ученического договора является то, что с работником организации он заключается на профессиональное обучение или переобучение, а с лицом, ищущим работу, - только на профессиональное обучение. Такой договор является дополнительным к уже действующему трудовому договору.

Согласно ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать в том числе указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

В соответствии со ст. 204 ТК РФ ученикам выплачивается стипендия, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как правило, величина стипендии зависит от сложности профессии, квалификации, получаемой в процессе обучения или переобучения.

К сведению. В соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 N 106-ФЗ с 01.06.2011 величина МРОТ составляет 4611 руб.

Если профессиональное обучение или переобучение проходит в организации, размер стипендии устанавливается работодателем, а ее выплата производится из его средств, при проведении учебы в образовательных учреждениях - в соответствии с законодательством и документами этих учреждений.

Бухгалтерский учет . В соответствии с Указаниями N 180н <1> расходы на выплату стипендии по ученическому договору работнику организации относятся на статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Учет расчетов по данной выплате ведется на счете 302 91 "Расчеты по прочим расходам" (п. 256 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Сумма начисленной стипендии отражается следующими бухгалтерскими записями:

  • в учете казенных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н <3>):

Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 61 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 109 71 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 81 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 91 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

Кредит счета 0 302 91 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам";

  • в учете автономных учреждений (п. 152 Инструкции N 183н <5>):

Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 60 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 70 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 80 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 90 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

Кредит счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам".

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Документом - основанием для бухгалтерской записи является Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или Расчетная ведомость (ф. 0301010).

Выдача стипендии из кассы учреждения оформляется записями:

  • в учете казенных и бюджетных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н, п. 85 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 302 91 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"

Кредит счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения";

  • в учете автономных учреждений (п. 88 Инструкции N 183н):

Дебет счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам"

Кредит счета 0 201 34 000 "Касса".

НДФЛ. На основании п. 11 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ. Соответственно, данная стипендия подлежит обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, УФНС по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233).

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ). НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Как было отмечено выше, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Аналогичные нормы действуют в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Вместе с тем, как уже было отмечено, ст. 198 ТК РФ определено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, на основании данного договора, не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.

Рассмотрим пример по отражению операций, связанных с выплатой стипендии по ученическому договору.

Пример. Между автономным учреждением и работником заключен ученический договор, в соответствии с которым срок ученичества составляет один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб. Все расходы автономное учреждение совершает в рамках приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда

в государственном (муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"