Конституция российской федерации 20 лет. Посольство российской федерации в объединенных арабских эмиратах. Конструкция советской власти

К 20-летию Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, став пятой конституцией в новейшей истории России с 1918 года.

Конституция 1993 года существенно отличается от своих предшественниц по многим историческим и правовым характеристикам. Прежде всего, это объясняется тем, что ее проект составлялся, уточнялся и совершенствовался в течение трёх лет. Ни одна из предшествующих российских конституций не «рождалась» так долго. Никогда ранее не тратилось столько усилий, чтобы сделать конституционные положения более совершенными по форме и доступными по содержанию.

Работа над проектом действующей Конституции началась в далёком 1990 году, когда была учреждена Конституционная комиссия Съезда народных депутатов России, объединившая в работе над Конституцией ведущих политиков, общественных деятелей, ученых нашей страны. Конституционную комиссию возглавил первый всенародно избранный Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. Ее ответственным секретарем был Олег Германович Румянцев. В состав ее рабочей группы входили не только депутаты, но и многие известные ученые России.

Конституционная комиссия выработала общие принципы конституционного строительства Российской Федерации как суверенного и независимого государства, развивающегося в новых исторических и правовых условиях, определила структуру Конституции, названия и содержание её основных разделов и глав, последовательность изложения нормативного материала, сформулировала ряд важнейших правовых решений, создавших «несущую конструкцию» будущего главного закона России.

Работа Комиссии проходила публично, открыто, с привлечением широкого круга экспертов международных организаций (в частности, Венецианской комиссии Совета Европы) и зарубежных государств, в том числе Франции, Германии, США, Великобритании, Италии. Итоги работы Конституционной комиссии – проекты Конституции и законодательных актов, переписка, стенограммы многочисленных заседаний и совещаний, экспертные оценки и заключения опубликованы в десятитомном издании под общим наименованием «Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы 1990-1993 гг.».

На завершающем этапе конституционной реформы работу над текстом Конституции продолжило Конституционное совещание, созванное Президентом Российской Федерации в мае 1993 г. Перед ним была поставлена задача согласования проекта Конституционной комиссии и президентского проекта Конституции.

Работу над новой Конституцией осложнило жесткое противостояние Съезда народных депутатов и Президента РФ, апогеем которого стали драматические события октября 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации были распущены, что позволило отвести угрозу гражданской войны.

К середине ноября 1993 г. Конституционное совещание завершило работу над текстом Конституции, который не только вобрал в себя лучшие правовые решения двух проектов - Конституционной комиссии и Президента, но и существенно обогатил их содержание. История его создания отражена в 18-томном собрании «Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля – 10 ноября 1993 г.».

Подготовленный Конституционным совещанием проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации и вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. Получив большинство голосов избирателей, Конституция вступила в силу 25 декабря того же года.

Перед ней были поставлены цели утвердить права и свободы, гражданский мир и согласие, сохранить исторически сложившееся государственное единство, укрепить незыблемость его демократической основы, обеспечить благополучие и процветание России (преамбула).

Ключевые координаты реализации этих целей закреплены в главе 1 Конституции, озаглавленной «Основы конституционного строя». Положения этой главы имеют высшую юридическую силу. Иные конституционные нормы не могут им противоречить (часть вторая статьи 116).

Закрепление в первой главе Конституции высших конституционных ценностей и норм позволило решить несколько задач.

Во-первых, оно защищает незыблемость положений первой главы о суверенитете и единстве Российской Федерации, о конституционной ценности прав и свобод личности, об основных началах ее организации, как демократического, федеративного, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления.

Во-вторых, оно придает качество системности указанным конституционным ценностям и началам, связывая их в единую конституционную материю, что обогащает их содержание.

В-третьих, оно определяет вектор не только возможного изменения, но и толкования и правоприменения положений, закрепленных в других главах Конституции РФ. Такое влияние хорошо прослеживается в формулировке статьи 18, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В-четвертых, оно обусловливает большую стабильность конституционному регулированию в целом. Пересмотр первой главы Конституции может быть осуществлен только с принятием новой Конституции (статья 135 Конституции РФ).

С учетом высокой степени взаимосвязи конституционных положений, это не может не сказываться и на динамике изменений других глав Конституции. В последние 20 лет в них были внесены незначительные изменения, касавшиеся субъектного состава федерации, сроков избрания Президента и Государственной Думы и обязанности Правительства представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Положения «Основ конституционного строя» о правах человека как высшей конституционной ценности, о Российской Федерации, как демократическом, федеративном, правовом, социальном, светском государстве с республиканской формой правления, развиваются в следующих главах Конституции Российской Федерации,

Укрепляя конституционно-правовой статус личности, глава вторая Конституции РФ включает в орбиту конституционно-правовой защиты прав и свобод не только граждан Российской Федерации, но и всех лиц, которые находятся на ее территории: иностранцев, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства. В ней установлен широкий круг политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, отражающий принципы и нормы основополагающих международно-правовых документов, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о политических и гражданских правах человека 1966 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

По Конституции Российской Федерации, государственная власть разделяется по вертикали» - на систему федеральной государственной власти и систему государственной власти субъектов Российской Федерации, а также «по горизонтали» - на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

В состав Российской Федерации в настоящее время входят 83 субъекта федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Разивая основы федерализма, третья глава Конституции устанавливает три группы полномочий и предметов ведения: принадлежащие исключительно Российской Федерации, осуществляемые Российской Федерацией и её субъектами совместно, отнесенные к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое разграничение позволяет с одной стороны, сохранять единство экономического, политического и правового пространства на территории Российской Федерации, а, с другой стороны, обеспечивать самостоятельность субъектов Российской Федерации в осуществлении своих полномочий.

Главы 4 – 7 Конституции посвящены конституционно-правовому статусу Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, судебной власти.

Президент Российской Федерации, избираемый на шесть лет, не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что гарантирует его независимость при осуществлении функций гаранта Конституции Российской Федерации, прав человека и гражданина, других полномочий, относящихся к его компетенции. Такой конституционно-правовой статус обеспечивает равенство сил законодательной, исполнительной и судебной власти и содействует согласованному функционированию и взаимодействию всех органов государственной власти независимо от их ведомственной принадлежности.

Федеральное Собрание Российской Федерации – федеральный парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума избирается на пять лет и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

По Конституции Российской Федерации законопроекты вносятся в Государственную Думу. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов федерации. Право законодательной инициативы осуществляется также Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по предметам их ведения.

Такой широкий круг субъектов законодательной инициативы укрепляет законотворческий потенциал Федерального Собрания РФ.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (если иное не предусмотрено Конституцией) и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения закон может быть повторно одобрен Государственной Думой большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон направляется для подписания и обнародования Президенту Российской Федерации, который имеет право его отклонить. Вето Президента может быть преодолено Федеральным Собранием большинством не менее двух третей голосов от общего числа Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, большинством в три четверти голосов членов Совета Федерации и двух третей голосов депутатов Государственной Думы, и не могут быть отклонены Президентом.

Федеральное Собрание наделено многими другими полномочиями, в том числе по формированию других государственных органов, контролю за деятельностью Правительства, отрешению Президента Российской Федерации от должности.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. После назначения он представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

В структуру исполнительной власти Российской Федерации, помимо Правительства и федеральных министерств, входят также федеральные агентства и службы.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно примет такое же решение, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Вопрос о доверии Правительству может быть поставлена перед Государственной Думой и Председателем Правительства Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему федеральных судов возглавляют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации, формируемый в составе 19 судей, осуществляет функции конституционного контроля, рассматривая дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных правовых актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства, конституций и законов субъектов федерации, договоров между субъектами федерации, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции между государственными органами и жалобы на нарушения конституционных прав и свобод, дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых федеральным законом.

В настоящее время идет подготовка к проведению судебной реформы, направленной на объединение судов общей и арбитражной юрисдикций в целях укрепления потенциала судебной власти и обеспечения единообразия правоприменительной практики.

Глава 9 Конституции Российской Федерации закрепляет конституционно-правовой статус местного самоуправления. Оно отделено от государства, но входит в систему органов публичной власти, осуществляя право самостоятельного решения вопросов местного значения, в том числе по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов, охране общественного порядка.

Жёсткий порядок пересмотра Конституции и внесения в ее текст конституционных поправок, предусмотренный девятой главой, обеспечивает стабильность Конституции, долговременный характер её действия, что необходимо для должной правовой охраны государственного суверенитета, экономической и политической независимости Российской Федерации.

Конституции Российской Федерации исполнила поставленные перед ней конституционно-правовые задачи, обеспечив смену общественно-экономической формации, сохранив единство государства, создав условия для полноценного развития и открытости миру уникального социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала России.

Основной закон Российской Федерации, принятый всенародным голосованием в условиях сложной политической обстановки в стране, оказался на удивление стабильным. Поправки в него вносились трижды (включая последние, принятые в ноябре), не считая изменения в перечень субъектов РФ, которых было девять. Но мало кто знает, что президентский экземпляр Конституции переплетен в кожу варана красного цвета, а также что Конституция дважды побывала в космосе и находилась там в общей сложности почти год.

В этом году, 12 декабря, Конституции и Российской Федерации двадцать лет. Она была принята этого же числа в 1993 г., а официальное опубликование и, соответственно, вступ­ление в силу произошло чуть позже, 25 декабря 1993 г. На всенародное голосование 12 декабря 1993 г. пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%.

Конституция полностью изменила систему высших органов управления в государстве, зафиксировав в ст. 10 классический принцип разделения властей на законодательную (Федеральное Собрание РФ), исполнительную (Правительство РФ) и судебную (Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды РФ). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15).

День Конституции: отмечать нельзя работать?

Интересно, что День Конституции России как официальный государственный праздник был учрежден годом позже принятия основного закона страны, в 1994 г. (Указ Президента РФ от 19.09.94 № 1926 «О Дне Конституции Российской Федерации»). Изначально этот день был праздничным нерабочим днем, что было установлено сперва Указом Президента РФ от 09.12.94 № 2167 «О нерабочем дне 12 декабря», а затем закреп­лено в Трудовом кодексе РФ, принятом в 2001 г. (ст. 112).

Несколько лет спустя, в 2005 г., День Конституции России опять стал рабочим днем (Федеральный закон от 29.12.2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Эти изменения были обоснованы чисто техническими причинами: после увеличения новогодних каникул в календаре оказалось слишком много нерабочих дней, что могло пагубно повлиять на экономику. Было решено исключить из их списка День Конституции как праздник, к которому россияне еще не очень привыкли и могли бы безболезненно перенести его «рабочий» статус. Правда, буквально на днях премьер-министр заявил о том, что День Конституции опять планируют сделать нерабочим праздничным днем.

В этом году в честь 20-летия основного закона страны планируется объявить широкую амнис­тию. Сейчас на рассмотрении депутатов Госдумы находится проект постановления № 403870-6 «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», внесенный в парламент Президентом России 9 декабря.

Заметим, что за все время действия Конституции РФ амнис­тию в связи с ее годовщиной объявляют впервые. Правда, в 1994 г. была проведена амнис­тия в честь принятия основного закона (постановление ГД ФС РФ от 23.02.94 № ­­63-1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации»).

Три поправки и девять изменений за 20 лет

За недолгую в общем-то историю существования изменения в Конституцию вносились дважды, оба в 2008 г. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» были внесены изменения в ст. 81 Конституции, которыми срок полномочий президента был увеличен с пяти до шести лет. Также увеличился с четырех до пяти лет срок полномочий Государственной Думы ФС РФ (ст. 96).

Вторая порция поправок была внесена Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Этот закон дополнил перечень полномочий парламента новым пунк­том — заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Обе поправки вступили в силу с 31 декабря 2008 г.

В настоящее время ожидает вступления в силу Закон «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», который был принят 27 ноября 2013 г. пос­ле довольно быстрых подготовки и обсуждения (см. «ЭЖ» 2013, № 48, с. 07 , № 40, с. 07).

Кроме того, несколько раз была изменена ст. 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень наименований субъектов Российской Федерации. При принятии основного закона в этой статье числилось 89 субъектов. В течение 1996—2008 гг. в нее было внесено около десятка изменений. Заметим, что во все остальные нормы Конституции вносятся поправки, а именно в ст. 65 — изменения.

Так, были переименованы Рес­публики Калмыкия — Хальмг Тангч в Республику Калмыкия (Указ Президента от 10.02.96 № 173), Республика Северная Осетия и Ингушская Республика — в Респуб­лику Северная Осетия — Алания и Республику Ингушетия соответственно (Указ Президента РФ от 09.01.96 № 20), ­­Чувашская Республика — ­­Чаваш республики — в Чувашскую Рес­публику (Указ Президента РФ от от 09.06.2001 № 679), Ханты-Мансийский автономный округ — в Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Указ Президента РФ от 25.07.2003 № 841).

Но наиболее важные изменения в ст. 65 Конституции РФ были внесены в связи с укрупнением некоторых субъектов РФ:

Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовали Пермский край (Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ);

■ Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа были объединены в Красноярский край (Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ);

■ вместо Камчатской области и Корякского автономного округа возник Камчатский край (Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ;

■ Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области (Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ);

■ вместо Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа появился Забайкальский край (Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ).

После перечисленных изменений количество субъектов РФ сократилось до нынешних 84.

Закон о поправках должен иметь информативное наименование

Помимо ст. 134 и 136 Конституции РФ, порядок внесения поправок в основной закон страны и их вступления в силу регламентирован специальным Федеральным законом от 04.03.98 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (далее — Закон № ­­33-ФЗ). Обсуждаемый сейчас Закон о поправке к Конституции, предусматривающий образование единого Верховного суда, также должен пройти предусмотренные Законом № ­­33-ФЗ процедуры. Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3—8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. При этом в одном законе о поправке могут содержаться только взаимосвязанные изменения в текст Конституции, и наименование его должно отражать суть таких поправок.

Выступить с предложением о внесении поправок могут президент, любая из палат парламента или одна пятая от их членов (депутатов), правительство и представительные органы субъектов РФ (ст. 134 Конституции РФ).

интересно

  • У Конституции России есть свой сайт www.constitution.ru , на котором размещен текст Конституции, справка о ее принятии и данные о системе органов государственной власти России.
  • Работа над текстом Конституции шла более трех лет, за это время было представлено около 20 вариантов текста основного закона, количество авторов насчитывало более тысячи человек.
  • Президент РФ является гарантом Конституции России. В день инаугурации он приносит присягу на особом экземпляре Конституции, с переплетом из кожи варана красного цвета, на обложке которого размещен серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России». Однако официальных требований к этому «президентскому» экземпляру никогда не было и нет до сих пор.
  • Специальный экземпляр Конституции РФ постоянно хранится в библиотеке Администрации Президента в Кремле и используется только во время инаугурации Президента России. Обе церемонии вступления Владимира Путина в должность Президента России (в 2000 и в 2004 гг.), а также церемония вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева (в 2008 г.) проходили с использованием этого самого специального экземпляра Конституции. Фактически это стало уже традицией, но формально не является обязательным и ничем не предписано: Президент России вправе произносить клятву, возложив руку на любое издание Основного закона.
  • Указом Президента Российской Федерации от 05.08.96 № 1138 было установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

За сутки до своей инаугурации, назначенной на 7 мая 2000 г., исполняющий обязанности Президента РФ Владимир Путин Указом от 06.05.2000 № 832 Указ о президентских регалиях отменил. Специальный экземпляр текста Конституции был лишен статуса символа президентской власти.

  • Два экземпляра Конституции России побывали в космосе суммарно 329 дней. В 1999 г. одна из них побывала на орбитальном комплексе «Мир». В 2005 г. вместе с Конституцией Евросоюза Конституция РФ отправилась на борт МКС.

Классный час в 5 классе.

Тема: 20 лет Конституции Российской Федерации.

Цель: Расширить представление о Конституции, символики России, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма.

Познакомить учащихся 5 класса с историей праздника.

Воспитывать бережное отношение к символам Российской Федерации.

Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися, просмотр презентации и видеоролика

Оборудование: аудиозапись гимна, герб, флаг, карта России, цветные мелки

План классного часа:

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

Мы – граждане России. А что же это значит? (беседа с учащимися)

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. 12 декабря 2000 года Государственная Дума РФ приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. В третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами. Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. Наша Родина – Российская Федерация. Мы – граждане великой, многонациональной державы. (беседа с учащимися)

12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. А что же такое конституция? (обсуждение с ребятами)

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом когда? (12 декабря 1993 года). Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом. Конституция определяет права и обязанности граждан. (беседа с детьми)

А теперь давайте поговорим о главах нашего государства. Ребята, а кто занимал пост президента РФ? (варианты учащихся и их обсуждение)

Первый президент РФ – Ельцин Борис Николаевич (1991 – 1999 гг.). Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович (2000 – 2008 гг.). Третий президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич (2008 – 2012 гг.). (обсуждение)

Ребята, а кто является действующим президентом РФ? (Путин Владимир Владимирович).

Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года. Президент – глава государства. В его руках находится особая власть – президентская. Его главные задачи: охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.

Прослушивание гимна РФ.

А что мы только что прослушали? (Гимн РФ).

А что такое гимн? (Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Что вы знаете о гимне? (Государственный гимн является символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства. Государственный гимн транслируется телерадиоканалами: в новогоднюю ночь, в дни гос. праздников.)

Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации? (Во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний.)

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему? (ответы учащихся)

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Государственный гимн существует во всех современных государствах. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре Первом. Появился Преображенский марш. (Прослушивание марша).

Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных собраний. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра Первого и назывался « Молитва Русских». В 1883 прозвучал гимн « Боже царя храни!» и был до 1917 года.

В 1917 году Ленин предложил использовать « Интернационал».

В 1944 году прозвучал новый Гимн СССР « Патриотическая песнь» Глинки. В 2000 году депутаты приняли « Гимн России» на слова Михалкова и музыку Александрова.

Государство, прославляемое в Гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания.

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб )

Что такое Государственный флаг? (Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

- Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Где вывешивают государственный флаг? (на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России на доске.

22 августа – День Государственного флага России. В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

Что такое Государственный герб Российской Федерации? (официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.

- Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой? (герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого(двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, объединенных лентой) В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь конем, дракона.)

- 1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Где помещается Государственный герб Российской Федерации? (на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отесественной истории, и продолжает и х в третьем тысячелетии.

Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации.

Что такое Конституция Российской Федерации? (Основной Закон Российского государства)

- Верно, Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В этом году ей исполняется 20 лет. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства? В котором предполагалось установить: Конституционную Монархию, Равенство всех граждан реред законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.

Первая Советская Конституция была учреждена ещё в 1918 году. С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР. Изменения в общественном и государственном строе России (1991г.) привели к принятию новой Конституции – Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года). Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России.

Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да. Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)

И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Правильно. Для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности?

Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

3. Заключительная часть.

Игра «Да! Нет!»

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Давайте и мы примем закон для нашего класса. Это ваше домашнее задание: придумать закон для нашего класса.

Литература:

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Календарь знаменательных дат. М., 1998.

3.Письмо Министерства образования РФ « Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» / Народное образование, 2001, № 4

Ресурсы:

Опубликован окончательный текст амнистии ко дню 20 летия Конституции. Изменения по сравнению с президентским вариантом минимальные.

По мнению ряда экспертов амнистия не такая уж широкомасштабная, с чем вынужден согласиться. Более того, попахивает определенными соображениями политической конъюнктуры, что подрывает доверие в гарантированности конституционных ценностей...

Так, 20-летию Конституции РФ может порадоваться ограниченный круг граждан (то есть получается - Конституция не для всех). И в числе этих граждан - бывший министр обороны Сердюков, который подпадает под амнистию как участник боевых действий. Я лично ничего не имею против Сердюкова, в конце-концов, он тоже имеет право испытывать гордость по поводу гуманизма российского законодателя, но хотелось бы, чтобы и простые граждане хоть как-то почувствовали свою причастность к благам, которые исходят благодаря наличию Конституции.

Под амнистию попадут и участники нашумевшей в прессе массовой драки на рок-фестивале "Торнадо" в Челябинской области летом в 2010 году. Они также могут порадоваться гуманизму российского законодателя.

Текст амнистии

Опубликовано: 19 декабря 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6262
Вступает в силу:18 декабря 2013 г.
Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации"
В связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания:

1) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

2) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

3) осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях:

1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

2) беременных женщин;

3) женщин старше 55 лет;

4) мужчин старше 60 лет;

5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

6) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;

7) инвалидов I и II группы.

3. Освободить от наказания лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Освободить от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

5. Освободить от наказания лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:

1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы;

2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях;

4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;

5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 16 лет, а также лицами в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшими наказание в воспитательных колониях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, .

8. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, ранее не отбывавшими наказание в исправительных учреждениях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания .

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, назначить наказание условно либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания .

10. Не распространять действие настоящего Постановления на:

1) осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 127 1 , 127 2 , частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 134, 135, 146, 147, частями третьей и четвертой статьи 150, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 159 1 , частями третьей и четвертой статьи 159 2 , частями третьей и четвертой статьи 159 3 , частью третьей статьи 159 4 , частями третьей и четвертой статьи 159 5 , частями третьей и четвертой статьи 159 6 , частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 170 1 , 171, 171 1 , 171 1 , 172, 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 185 1 , 185 2 , 185 3 , 185 4 , 185 5 , 185 6 , 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193, 193 1 , 194, 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 , 200 1 , 205, 205 1 , 205 2 , 206, 208, 209, 210, 211, частью первой статьи 212, частью третьей статьи 215 2 , частью третьей статьи 215 3 , статьями 221, 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226, 226 1 , 227, 228, 228 1 , 228 2 , 228 3 , 228 4 , 229, 229 1 , 230, 231, 232, 234, 240, 241, 242 1 , 242 2 , частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 282 1 , 282 2 , 290, 291, 291 1 , 295, 296, 299, 300, частями второй и третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьями 313, 317, 318, 321, 322 1 , 329, 333, 335, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

5) осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы.

11. Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.

12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

С. Нарышкин

Вопрос-ответ


Сообщение:
Здравствуйте. я осужден по части 3 статьи 158 к 1 году 4 месяца лишени свободы строгого режима. Начало срока 03.07.2013 г. конец срока 02.11.2014 года. Есть простой рецидив. Свою вину признал и судился в особом порядке. Болен гепатитом "С" почти 28 лет о чём есть соответствующие записи в мед.книге осужденного. Ранее судим в 2008 году к 2 годам 1 месяц л/с в колонию поселения,освободился по концу срока 30.08.2010 года. Я гражданин Узбекистана. Содержусь в Воронежской обл. г. Семилуки ик-1. СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПОД ДЕЙСТВИЕ АМНИСТИИ ОТ 18 ДЕКАВРЯ 2013 ГОДА КО ДНЮ КОНСТИТУЦИИ Я ПОПАДАЮ ИЛИ НЕТ? СОКРАТЯТ ЛИ МНЕ СРОК ПО ДАННОМУ АКТУ АМНИСТИИ ИЛИ НЕТ. КОСНУТЬСЯ ЛИ МЕНЯ ПОСЛЕДНИЕ ПОПРАВКИ В УК РФ И ЕСЛИ ДА ТО КОМУ И КАК ПИСАТЬ И НА ЧТО КОНКРЕТНО НУЖНО СОСЛАТЬСЯ НА КАКИЕ МОМЕНТЫ,ПУНКТЫ,СТАТЬИ. очень хочу освоводиться.мне очень тяжко со своей болезнью. с уважением Гордеев Б.А.

Ответ: Здравствуйте! К сожалению, Вы не входите в категорию лиц, на которые распрстраняется амнистия: возраст, инвалидность, нахождение в Чернобыле, участие в боевых действиях. Да и сама ч. 3 ст. 159 УК не подпадает под амнистию.

Сообщение: Добрый день. Пршу разъяснить, подпадает ли под амнистию 2013 ч.1 статьи 222 и часть 1 статьи 108. Спасибо.

Ответ: Здравствуйте! ч. 1 ст. 222 УК РФ вообще под амнистию не подпадает. По ч. 1 ст. 108 УК РФ подпадают только отдельные категории граждан, указанные в п. 2 Постановления об амнистии: по возрасту, инвалидности, учатсники боевых действий и некоторые другие.

Сообщение: Моя родственница осуждена по ст. 228-1 ч.3 и приговорена к 2 г.10м. Попадет ли она под аминстия, она имеет несовершенно-летнюю дочь, и отбыто больше половины наказания, находится в колонии-поселении.

Ответ: Здравствуйте! К сожалению, на осужденных по данной статье амнистия не распространяется ни при каких обстоятельствах.

Адвокат по уголовным делам в Москве Нифантьев Владимир Иванович окажет юридическую помощь в построении грамотной, эффективной защиты по уголовным делам!

Контекст

Есть старая мудрость: о поправках в новый закон прилежный законодатель должен думать уже через минуту после его окончательного принятия. Все верно - предела совершенству нет.

Эта история в полной мере относится и к российскому Основному закону. Многие юристы и политики все 20 лет с момента его утверждения 12 декабря 1993 года простым большинством голосов граждан России (напомним, что за принятие Конституции проголосовало 58,43% избирателей, против - 41,57%) говорили о совершенстве и филигранности текста. И точно также - многие их коллеги сетовали на упущения и недоработки.

Новое звучание вялотекущим дискуссиям конституционалистов придало выступление президента на встрече со студентами ведущих юридических вузов страны в День юриста 3 декабря. Отвечая на вопрос, при каких обстоятельствах, можно вносить изменения в конституцию страны, : незыблемыми остаются права и свободы граждан, но вопросы функционирования власти и судебных органов могут корректироваться в связи с требованием времени.

Глава государства никакой Америки не открыл. А уже сделанные в последние годы (и проводимые через парламент ныне) правки текста Основного закона формально гражданских прав и свобод не коснулись. При этом все же остается пожалеть, что сформулированные выше правила игры были озвучены только сейчас. Случись это даже несколькими годами раньше, может, изрядного числа попыток то там, то тут Конституцию поправить попросту бы не случилось.

В канун юбилея Основного закона РАПСИ отобрало десять инициатив политиков и законодателей, в разные годы желавших сделать главный документ страны лучше.

Гражданин-эмбрион

Когда: 2012

Инициатор : Виталий Милонов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга)

Поправка : в статье 17 Конституции РФ фразу "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" предложил изложить в следующей редакции: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента первого сердцебиения". Другими словами, конституционными правами гражданина РФ борец за общественную нравственность и традиционные ценности предложил наделить эмбрион в утробе матери приблизительно со второго месяца беременности.

Причина фиаско: пункт 1 статьи 135 Конституции РФ гласит, что положения главы 2 основного закона не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; для этого надо набрать 3/5 голосов членов обеих палат Федерального Собрания и созывать Конституционное совещание для принятия новой Конституции.

Вниманию клана Маклаудов

Когда: 2012

Инициатор: Дмитрий Ицков, основатель движения "Россия 2045"

Поправка : "В Конституции Российской Федерации (глава 2, статья 20) закреплено право граждан на жизнь. Мы считаем, что необходимо правовым способом внести поправки в Конституцию и зафиксировать право граждан на бессмертие. Я уверен, что нашему примеру последуют и другие развитые государства, и этот символический шаг приблизит время, когда массовые и доступные технологии бессмертия будут разработаны и внедрены в жизнь".

Причина фиаско : см. выше

Сеанс конституционного православия

Когда: 2012/2013

Инициаторы : Сергей Бабурин, председатель партии "Российский общенародный союз"; Елена Мизулина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей)

Поправки : депутат Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции тезис об особой роли православия как основы национальной и культурной самобытности России. По мнению Бабурина, в преамбуле Основного закона, или в 1-й, либо во 2-ой статье следует провозгласить: "Господствующей в Российской Федерации религией является Православие - религия восточно-православной Церкви Христовой".

Причина фиаско : внесение изменений в преамбулу Конституции, согласно федеральному закону от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", не может быть сделано с помощью закона о поправке к Конституции.

Back To the USSR

Когда: 2013

Инициатор : Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Поправки : исключить из 1-й главы Конституции пункт 2 статьи 13 "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы РФ в пункте 4 статьи 15. Из пункта 1 статьи 17 предложил убрать принципы и нормы международного права как гарантию прав и свобод человека и гражданина в России. "Это шесть статей, которые прямо ссылаются на обязанность исполнять решения иностранных государств на территории нашей страны без согласия России и которые мы намерены исключать".

Причины фиаско : правовые - см. выше; отсутствие политической воли и большого числа сторонников подобных преобразований.

По американской системе

Когда: 1998

Инициаторы : Егор Строев, губернатор Орловской области*; Руслан Аушев, президент Ингушетии; Геннадий Зюганов, лидер КПРФ

Поправка : Изменить статью 81. 1., в которой сказано, что президент РФ избирается "гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Заменить всенародные выборы президента избранием его коллегией выборщиков.

Егор Строев: "Пора изменить порядок избрания президента РФ — отказаться от всеобщих выборов и поручить их "коллегии выборщиков".

Руслан Аушев заявил, что "прямые выборы президента — это неправильно", для избрания президента необходимо на СФ заслушать кандидатов в президенты и их программы, выбрать тайным голосованием фамилии 2-3 кандидатов и потом представить их для всенародного голосования.

Геннадий Зюганов предложил нового президента избрать не всенародным голосованием, а на "собрании выборщиков".

Причины фиаско : отсутствие политической воли; отсутствие большого числа сторонников среди представителей законодательной власти.

Назад в будущее

Когда: 2012

Кто : Владимир Путин, президент РФ

Поправка : Изменение принципа комплектования Совета Федерации. "Знаю, что многие из вас, собственно говоря, да и я, считаем, что когда-то, в конечном счете, мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию. В Конституции записано, что члены верхней палаты представляют законодательную и исполнительную власть субъектов Федерации, поэтому нам тогда нужно подумать об изменении основного закона", - сказал президент.

Причина фиаско : наличие в политической повестке дня более насущных и злободневных задач, сейчас, например, это изменение законодательства о судебной системе страны, в котором нынешнему составу верхней палаты парламента отведена одна из ключевых ролей.

Все переделить

Когда: 2012

Инициатор : Михаил Прохоров, лидер партии "Гражданская платформа"

Поправка : Изменение принципов территориального устройства РФ. В частности, предложил отказаться от сохранения в составе страны национальных территориальных образований, отменить деление на национальные округа и республики в России. "Не лучше ли нам честно и открыто обсудить этот вопрос и перейти к изменению территории с точки зрения экономической целесообразности", - сказал экс-кандидат в президенты.

Причины фиаско : Согласно статье 137 Конституции изменения в статью 65, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", "инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект". А по пункту 1 статьи 12, "Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта".

Околокремлевский мечтатель

Когда: 2012

Инициатор :Сергей Миронов, экс-спикер Совета Федерации, член Государственного совета РФ

Поправка : внести в Конституцию сразу три новые главы: "Россия в союзных государствах", "Гражданское общество" и "Контрольный орган". Наделить депутатов Госдумы правом импичмента министров и главы кабинета.

Причины фиаско : отсутствие политической воли; отсутствие внятно сформулированного проекта или программы.

Хорошо забытое старое

Когда: 1998/2012

Инициаторы : Евгений Наздратенко, губернатор Приморского края; Виктор Черномырдин, премьер-министр России; Александр Лебедь, губернатор Красноярского края; Игорь Юргенс, президент Института современного развития

Поправка: ввести в России пост вице-президента

Виктор Черномырдин (1998): "Если бы сейчас был работающий вице-президент, не было бы никакого ажиотажа по поводу здоровья президента и досрочных президентских выборов. Наверное, этот пост нужен".