Об утверждении Положения "Об организации библиотечного обслуживания сельских территорий Прокопьевского муниципального района (обеспечение услугами библиотечного коллектора)". Организация работы библиотек в условиях реализации федерального закона Российско

определяют соотношение между количеством учреждений культуры и численностью населения:
число массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;
число книг, журналов и брошюр в массовых библиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений и киноустановок на 1000 человек населения.
Рассчитываются показатели, характеризующие посещаемость учреждений культуры: численность посетителей музеев, зрителей в театрах на 1000 человек населения, а также число посещений киносеансов в среднем одним жителем.
Исчисляется выпуск печатной продукции в расчете на 1000 человек населения и средний тираж печатного издания.
Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, без служебных).
К основным относительным показателям относятся обращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищного предприятия, наполняемость зрительного зала.
Обращаемость библиотечного фонда - показатель интенсивности использования фонда. Определяется как отношение числа кни- говыдач к объему фонда.
Читаемость - показатель, характеризующий интенсивность использования библиотечного фонда читателями, определяется как отношение годовой книговыдачи к численности читателей библиотеки.
Посещаемость зрелищного предприятия - показатель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).
Наполняемость зрительного зала театра - отношение посещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.
Анализ показателей служит основанием для оценки достигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении с потребностями по научно обоснованным нормативам.
По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более
млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек при-ближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко- культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков,
тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43 850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11 000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
Потребность в объектах культуры и искусства муниципальных образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставоч-
ным залам, театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.
В постперестроечной России эта сфера развивается противоре-чиво, отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, где до последнего времени не было выработано стратегии управления. В 1990-е годы государство сокращало свое участие в поддержке отечественной куль-туры, полагая, что рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате значительно уменьшено позитивное влияние культуры на общество.
Несмотря на сложность ситуации с помощью федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в ее поддержке.
Но существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры. К уничтожению культурного наследия приводят военные действия, ограниченность ресурсов, неконгролируемый туризм, незаконная торговля произведениями искусства, манипулирование деятельностью музеев.
В то же время имеются предпосылки для начала радикального обновления в отраслях культуры, о чем свидетельствует утверждение Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства РФ № 1432-р от 15 сентября 2005 г.).
В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятель-ности, вызванной общими процессами глобализации, актуальным становится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий, распространения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия граждан в культурной жизни, государственной поддержки профессионального творчества. Нужны структурные изменения основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационных технологий и насыщения современным оборудованием субъектов культурной деятельности.
Сохранение культурного наследия народов России является важной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущие годы. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов и запросов разных категорий на-селения, культурного потенциала региона при усилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на при-
оритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Это направление включает три основных раздела:
поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры;
сохранение государственной части музейного фонда, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмо- фонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранении архивов, библиотек, фильмофондов;
обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Ключевым направлением культурной политики в условиях расширения прав регионов и объективной локализации рынка культурных благ становятся сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
На фоне нарастающей глобализации особую значимость приобретает обеспечение непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки творческой молодежи, сохранения и развития всемирно известной российской системы художественного образования. Для этого реализуются мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Активизация рыночных отношений требует структурной реорганизации государственного сектора в отдельных отраслях, создания условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции. С другой стороны, требуется адресная компенсация негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, повышение доступности услуг сферы культуры для населения. Это также связано с реализацией мер государственной поддержки распространения отечественных произведений искусства, включая культурные и образовательные программы в электронных средствах массовой
информации, проведением жесткой политики в области зашиты авторских прав.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Функции по организации и поддержке учреждений культуры и искусства между региональными и местными бюджетами распределяются следующим образом (табл. 5.6).
Таблица 5.6\r\nВид расходного обязательства Бюджет\r\nОхрана и сохранение объектов культурного на-следия регионального значения Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа
Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ Организация библиотечного обслуживания населения
Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) Региональный Местный
Региональный
Местный
Региональный\r\n
Бюджет
Вид расходного обязательства
Региональный
Региональный
Местный
Местный
Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности
Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры
В соответствии с Законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (№ 3612-1 от 9 октября L992 г.) на развитие культуры должно направляться не менее 2% федерального и 6% тер-риториальных бюджетов. Финансовое обеспечение предусматривается также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-Ф3 от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности.
Основной акцент делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным. Одновременно предусматривается обеспечить доступность пользования услугами учреждений культуры и искусства для малоимущих и социально наиболее уязвимых групп населения, определив перечень услуг, предо-ставляемых бесплатно или на льготных условиях.
Ассигнования из бюджета покрывают расходы на содержание подведомственных Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и другим органам исполнительной власти учреждений культуры и искусства, в том числе особо ценные объекты культур-
ного наследия народов России; проведение реставрационных работ памятников федерального значения, выплату стипендий для вы-дающихся деятелей культуры и искусства и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, стимулирование и поддержка международного, межнационального и межрегионального культурного сотрудничества, поддержку производства и проката фильмов, адресованных детской и подростковой аудитории, произведений кинопублицистики, кинокартин популярных жанровых форм, кинопроизведений, расширяющих содержательный диапазон кино, содействующих творческому поиску в киноискусстве.
Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться дня последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.
Финансирование осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности, которые отражают уровень бюджетных расходов на содержание и организацию работы учреждений культуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, филиалов, представительств, а также на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства:
на региональном уровне на муниципальном уровне (диффе-
на содержание и организацию ренцируются по группам муници- работы библиотек; музеев; теат- пальных образований) рально-концертных учреждений; на содержание и организацию
проведение прочих мероприя- работы дворцов, домов культуры, тий (в расчете на одного жителя) других учреждений клубного типа;
организацию работы сельских киноустановок;
на содержание библиотек; музеев и постоянных выставок, театров;
на проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя).
Кроме того, рассчитываются нормативы на одного жителя муниципального образования:
на строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и иных учреждений);
на создание условий для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации;
на организацию зрелищных, культурных мероприятий;
на организацию и содержание муниципальной информационной службы;
на сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
на реставрацию и содержание местных памятников истории и культуры - по смете на каждый конкретный местный памятник истории культуры;
на содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев.
В расчет нормативов включаются расходы на заработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных в соответствии с законодательством для работников организаций бюджетной сферы с учетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации (доплаты и надбавки, установленные законодательством области, не учиты-ваются)
При расчете нормативов материальные затраты определяют с применением индексов-дефляторов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на текущий и прогнозируемый финансовые годы.
Расчет нормативов на учреждение в системе культуры проводится по единой формуле независимо от уровней бюджета:
Ну = (Р0 т + Мз Идп Идт) : Чу,
где Ну - норматив на содержание и организацию работы учрежде-ния областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Ро.т - расходы на оплату труда, включая начисления на заработную плату, работников учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Мз - материальные затраты учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Идх - индекс-дефлятор на текущий финансовый год;
Идп - индекс-дефлятор на прогнозируемый финансовый год;
Чу - число учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры.
Расчет норматива на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства проводится по формуле
Нм = Мз Идт Идп: Чж,
где Нм - норматив на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне;
Мз - материальные затраты на проведение мероприятий в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне;
Чж - численность жителей области (муниципального образования).
Нормативы бюджетной обеспеченности в системе культуры на муниципальном уровне определяются путем дифференциации полученных расчетных нормативов по группам и их усреднения внутри данных групп.
Расходы консолидированного бюджета на содержание учреждений в системе культуры на областном или муниципальном уровне определяются умножением утвержденного норматива на число учреждений действующей сети и суммированием полученных результатов, а на проведение мероприятий в системе культуры и искусства - умножением утвержденного норматива на численность жителей области (муниципального образования) и суммированием полученных результатов.
Например, в Московской области установлены следующие нормативы на областном уровне, руб.:
На одно учреждение в год
содержание и организация работы библиотек 4 336 ООО;
то же для музеев 5 698 ООО;
то же для театрально-концертных учреждений 4 257 100.
На одного жителя
содержание прочих учреждений и проведение мероприятий в системе культуры 1,84;
проведение спортивных мероприятий в системе физической культуры и спорта 4,38.
Нормативы на одно учреждение по существу представляют собой смету расходов. Хотя многие элементы затрат для учреждений культуры однотипны, все же целесообразнее на областном и муниципальном уровне использовать сметное, а не нормативное планирование.
Например, нормативы на содержание библиотек дифференцируются по 12 группам районов Московской области. Наибольший норматив в 12-й группе (Бронницы, Пущино, Дзержинский, Черноголовка) - 842,0 тыс. руб., наименьший - в 1-й (Одинцовский, Пушкинский, Солнечногорский, Орехово-Зуевский, Серпуховский, Талдомский районы) - 118,0 тыс. руб. Норматив в каждой группе есть усредненная величина для входящих в нее городов и районов. Ясно, что в операции по усреднению нет необходимости, потребности в расходах у каждой библиотеки все же специфичны.

Еще по теме Абсолютные показатели:

  1. Методика расчета комплексных показателей оценки интенсивного и экстенсивного развития производства
  2. Система показателей для рейтинговой оценки по данным бухгалтерской отчетности и методы ее расчета
  3. 4.2.1. Показатели эффективности инвестиций в ИС, методы оценки
  4. 2.3. Система показателей эффективности инвестиций в социальную сферу
  5. 9.1. Анализ и оценка показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации
  6. Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
  8. 11.3. Анализ финансового состояния по абсолютным данным бухгалтерского баланса.
  9. Финансовые результаты деятельности организации: система показателей, определяющие факторы.
  10. Концепция сбалансированного развития и формирование ключевых показателей текущей деятельности банка
  11. 141 Виды и система показателей финансового анализа страховых организаций

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс -

72. Разновидностью иерархических организационных структур не является:

- линейно-функциональная структура,

- дивизиональная структура,

- проектная структура

73. Главное свойство адаптивной организационной структуры:

- взаимодействие между сотрудниками осуществляется по горизонтали,

- отпадает значительная часть формальных характеристик,

- способность легко менять форму, приспосабливаясь к внешним условиям .

74. К какому типу организационной структуры относятся централизованные библиотечные системы?

- дивизиональная структура,

- линейно-штабная,

- матричная структура.

75. Методическое обеспечение библиотечной деятельности направлено на:

- обеспечение библиотечного коллектива регламентирующей документацией

- обеспечение планов работы соответствующими методическими рекомендациями

- оказание методической помощи другим библиотекам

- повышение квалификации кадров библиотеки

76. Допишите отсутствующий тип нововведений:

- продуктовые

- научно- технологические

- организационно-управленческие

- социально-экономические

Раздел 5. Управленческая информационная система библиотеки

77. Допишите отсутствующий вид организационных коммуникаций:

- горизонтальные

- вертикальные

- диагональные

- межличностные

- формальные

- вербальные

78. Информационный менеджмент – это:

- управление информационной системой,

- управление информацией организации,

- управление организацией на основе информации .

79. Уберите лишнее понятие в предложении: «Этапами статистического исследования не являются»:

- статистическое наблюдение,

- отчетность ,

- сводка и обработка статистических материалов,

- анализ статистических данных.

80. Число читателей, объем библиотечного фонда, книговыдача – это:

- абсолютные показатели,

- относительные показатели ,

- средние показатели.

81. Читаемость, обращаемость, книгообеспеченность, посещаемость – это:

- абсолютные показатели,

- относительные показатели ,

- средние показатели.

82. Управленческие решения не классифицируются по:

- срокам действия,

- аналитическому характеру,

- виду субъекта, принимающего решение,

- степени полноты информации.

83. Методами принятия управленческих решений не являются:

1) системный анализ,

2) ситуационный подход ,

3) моделирование,

4) экспериментирование

84. Укажите, что является импульсом к разработке управленческого решения:

- задание вышестоящего органа

- проблема

- потребность в преобразовании

Раздел 6. Ресурсное обеспечение библиотечно-информационной деятельности

85. Какие составляющие объединяет понятие «ресурсный комплекс библиотеки»?

- МТБ и финансы,

- финансы и кадры,

- МТБ,

- все вышеперечисленное .

86. Что обозначает термин «консолидированный бюджет библиотеки»?

- смету доходов и расходов,

- совокупные финансовые средства библиотеки ,

- МТБ библиотеки.

87. Что такое инициативная хозяйственная деятельность библиотеки?

    дополнительное платное обслуживание пользователей,

    синоним понятия «экономическая деятельность»

    привлечение в библиотеку внебюджетных ресурсов из различных легитимных источников,

    взаимодействие библиотеки с благотворителями и спонсорами.

88. Что является предметом маркетингового анализа при установлении цен на дополнительное платное библиотечное обслуживание?

    готовность пользователей платить определенную сумму («верхняя граница цен»),

    реакция пользователей на изменение цен («эластичность спроса»),

    соотношение между реальными затратами (себестоимостью) и ценой.

Л. Б. Киселёва , зав. НМО ДВГНБ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Консультация)

Цель данной публикации – помочь руководителям муниципальных библиотек в создании механизма управления структурными подразделениями, формировании нормативно-правовой базы, установлении партнерских связей в новых социально-экономических условиях.

Тема консультации обусловлена актуализацией вопросов о выборе оптимальной модели публичной библиотеки в условиях административной реформы.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество ставит перед нами много проблем. Вводятся новые законы, постановления и другие документы, которые регулируют производственную деятельность учреждений культуры (в т. ч. и библиотек) и непосредственно отражаются на их деятельности.

Между тем, востребованность муниципальных библиотек в последние годы не снижается, а в ряде регионов существенно возросла. Людям необходима новая и актуальная литература, свободный доступ ко всем видам информации, получение образования и самообразования.

Готовность и способность библиотечных работников вести диалог с гражданами, местной властью становятся определяющей стратегией их развития.

Очевидно, в условиях административной реформы содержание и принципы работы публичных библиотек будут определяться в каждом конкретном регионе. Соответствие деятельности библиотек задачам учредителей станет одним из главных критериев оценки качества и эффективности. В условиях ограничения бюджетных средств наиболее экономичными станут сетевые структуры с филиальной системой на уровне территориальных объединений (5). Следовательно, говоря об оптимизации библиотечной сети, важно не разрушать социальную инфраструктуру , а упорядочить уже имеющиеся ресурсы.

I. БИБЛИОТЕКИ В НОВОВОМ ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время вопросы государственной культурной политики связаны с разграничением полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и местным самоуправлением.

Задачей № 1 является формирование правового поля взаимодействия учреждений культуры и органов государственного управления всех уровней: федерального, субъектов РФ, местного самоуправления (4).

Законодательную базу новых федеральных реформ форми­руют законы:

– от 04.07.03 “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;

– от 06.10.03 “Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации”;

– от 01.01.2001 г. “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений”, вступивший в силу с 1 января 2005 г.;

– “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации применительно к местным бюджетам и бюджетной системе в целом”, вступивший в силу с 1 января 2006 г.;

– от 01.01.2001 г. “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (внесший изменения и дополнения в Федеральный закон Российской Федерации “О библиотечном деле )”.

Данные законодательные документы устанавливают разграничения бюджетных и налоговых полномочий, расходных обязательств и доходных источников, а также определяют формы и механизмы финансовой поддержки бюджетов всех уровней.

Основная часть расходов на содержание и деятельность учреждений культуры производится из средств соответствующих бюджетов. Бюджетное финансирование – основа государственных гарантий развития культуры и культурной деятельности . Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для ограничения бюджетных ассигнований .

Современная ситуация в сфере культуры характеризуется перемещением акцента с директивного управления на создание условий саморазвития и партнерства.

Новый порядок финансирования заменяет централизованное поступление денежных средств по смете из районного бюджета на содержание объектов (организаций культуры) за счет бюджетов поселений.

В связи с этим необходимо определить:

– выбор порядка управления ресурсами.

Становится популярным такая форма финансирования, как муниципальный заказ , когда денежные средства не “размазываются по тарелке”, а выделяются на конкурсной основе под социально-значимые проекты. В данном случае библиотекам важно знать критерии оценки проектной деятельности , чтобы она была успешной.

Тем не менее, следует трезво относится и к проектной деятельности библиотек, и к проектному финансированию. Проектная работа в библиотеке, по мнению большинства специалистов, возможна на очень ограниченных и главное – конечных участках, например, строительство (ремонт), автоматизация деятельности (5).

Формирование структуры сети будет находиться в прямой зависимости от возможностей бюджета, где сеть не рассматривается в качестве обязательной (4).

По оценкам специалистов в настоящее время в Российской Федерации действует от 70 до 500 федеральных и региональных законов, так или иначе влияющих на работу библиотек. Для официального обоснования и реализации конкретного направления своей деятельности библиотека может использовать следующие законодательные и нормативно-правовые акты:

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2001 г.);

– Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (1992 г.);

– Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (1993 г.);

– Федеральный закон Российской Федерации “О библиотечном деле” (1994 г.);

– Федеральный закон Российской Федерации “Об обязательном экземпляре документов” (1994 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001 гг.);

– Федеральный закон Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.);

– Социальные нормативы и нормы (распоряжение Правительства Российской федерации от 3.07.1996 г.)

– Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации (1997 г.);

– Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / РБА (2001 г.);

– Руководство ИФЛА по развитию службы публичных библиотек (2001 г.).

На региональном уровне:

– Краевые (областные) законы о библиотечном деле, обязательном экземпляре (в Хабаровском крае существующие на уровне проектов с 1994 г., так и не утвержденных Законодательной думой);

– Муниципальные районы выполняют государственные полномочия и осуществляют поддержание межпоселенческой инфраструктуры;

– Городские округа совмещают в себе функции муниципального района и поселения (13).

В соответствии с п. 11 ст. 14 нового ФЗ к вопросам городских и сельских поселений относится, среди прочих , организация библиотечного обслуживания населения.

К полномочиям муниципальных районов относится организация библиотечного обслуживания поселений, причем законом эта функция сведена лишь к обеспечению услугами библиотечного коллектора­ (п. 19, ст. 15 ФЗ).[*] В соответствии с п. 16 ст. 16 вышеназванного ФЗ к вопросам городского округа относится организация библиотечного обслуживания населения.

[*] Федеральный закон от 01.01.2001 г. заменил некорректную формулировку «услуги библиотечного коллектора» на «комплектование библиотечных фондов» (гл. 3, ст. 14, 15), расширив, тем самым, источниковую базу комплектования.

В настоящее время в целях выравнивания обеспечения населения услугами культуры разрабатываются нормативы обеспеченности с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, городские округа), готовятся поправки в классификаторы ОКВЭД и ОКУН.

Рассматривая комплекс мер, направленный на сохранение и развитие единого культурного пространства в условиях реформ, целесообразно остановиться на одном из основополагающих видов культурной деятельности, а именно на библиотечном обслуживании населения, поскольку библиотека является хранилищем культурных ценностей и обеспечивает свободный доступ граждан к информации. Просветительская, информационная и общественная функция библиотек реализуется через крупнейшую сеть учреждений, составляющих около 48 тыс. единиц и сосредоточенных в основном на муниципальном уровне.

В целях реализации конституционного права граждан на доступ к информации предусматривается совершенствование законодательства о библиотечном деле с учетом комплекса законодательных актов по разграничению полномочий и установлению гарантий на объем и качество комплектования библиотечных фондов. В проект закона «О библиотечном деле» предполагается внести поправки. Готовятся изменения в Распоряжение правительства № 1063 о нормативах обеспеченности, в состав которых будет включен норматив по объему библиотечного фонда и объему пополнения книжных фондов. Предусматриваются принятие натуральных и финансовых нормативов обеспеченности библиотек, переход на корпоративные электронные технологии и создание сводного каталога библиотек России, внедрение передвижных систем обслуживания, других прогрессивных технологий.

С целью оказания методической помощи библиотекам в условиях введения в Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Федерации» от 1 октября 2003 г. № 131 (далее Федеральный закон Минкультуры России разработало методические рекомендации, которые тасованы с Минфином России, Минэкономразвития России, Минрегионом России и утверждены приказом Минкультуры России от 29 мая 2006 г. № 229. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с поручением правительства Российской Федерации и протоколом совещания у Руководителя Аппарата правительства Российской Федерации -- Министра Российской Федерации - С.Е. Нарышкина от 25 июля 2005г. № СН-П16--21 приказа на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного «управления в Российской Федерации» (далее -- Федеральный закон № 131-В методических рекомендациях учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграбления полномочий». В соответствии с вышеупомянутыми законами организация библиотечного обслуживания населения отнесена к компетенции сельских и городских поселений и муниципального округа. Организация библиотечного обслуживания поселений является главной единицей муниципального района Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: Методическое пособие/Под. ред. С.И. Самсонова.-М.,2006.-520с..

Основная проблема, которую видят местные органы власти в связи с исполнением федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам библиотечного образования заключается в том, что традиционный порядок организации библиотечного обслуживания был централизован и совпадал с административной структурой муниципальных образований. Вновь введенный порядок предполагает полную организационную и финансовую деятельность муниципальных образований, которые обеспечивают население социальными услугами согласно установленным полномочиям в объеме имеющихся на то ресурсов. Обеспечение полномочий органов местного самоуправления по вопросам культуры отражено в Федеральном законе от 23 ноября 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее -- Федеральный закон № 78 - ФЗ). Ныне действующая система библиотечного обслуживания выстроена согласно административно-территориальному делению страны (республиканские, краевые областные, окружные, районные, городские, сельские библиотеки). Статьей 4 Федерального закона № 78-ФЗ Федеральном закон «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г. № 78-ФЗ закреплены основные виды библиотек (таблица 1) включая их деление на государственные и муниципальные. Отвётственные за обеспечение деятельности муниципальных библиотек возложена на учредителя, а именно на местные органы власти или действующие от их имени органы культуры, к исключительной компетенции которых относятся:

Учреждение библиотек, утверждение их уставов и правил пользования библиотеками;

Разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек;

Строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий;

Назначение руководителей библиотек;

Реорганизация и ликвидация библиотек.

Организационная структура библиотечного обслуживания населения на муниципальном уровне отличается от сети, сложившейся на уровне субъектов Российской Федерации, состоящей, как правило, из научной, публичной, юношеской, детской библиотек. Традиционная организационная структура ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов, расположенных в населенных пунктах муниципальных образований, которые входят в состав района. Для городской ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов в различных районах города и (или) в сельских населенных пунктах. Также имеет место дифференциация библиотек на детские и юношеские, другие специализированные (библиотека научая, библиотека для слепых). Муниципальная ЦБС, как правило, обладает статусом юридического лица, а ее структурные подразделения выполняют дифференцированные функции. Так центральная библиотека осуществляет комплектование и обработку литературы, информационное и методическое обеспечение библиотек-филиалов, ведет работу с читателями. Филиалы ведут непосредственную работу с пользователями. Таким образом, современная структура ЦБС основана на разделении труда в создании библиотечной услуги, которая включает: комплектование, обработку, информационно-методическое обеспечение, книговыдачу. Следовательно, в составе ЦБС существует разграничение функций на комплексную, реализуемую центральной библиотеки, и функцию книговыдачи, реализуемую филиалами.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИБЛИОТЕК

Основные виды библиотек

Учредители

Форма собственности

федеральные

органы государственной власти, а также органы культуры

государственная (федеральная)

федеральных органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации

государственная (субъектов Российской Федерации)

муниципальные

органы местного самоуправления, а также органы культуры

муниципальная

научных и образовательных учреждений

собственники имущества либо уполномоченные ими юридические и физические лица, в т. ч. иностранные, а также международные организации

Определяется формой собственности учредителя или учредителей (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности)

предприятий, учреждений, организаций

общественных объединений

Учрежденные в соответствии с международными договорами

Обеспечение муниципальной ЦБС состоит из помещений, оборудования, финансовых средств, информационных ресурсов, кадров.

Сложность текущего момента заключается в неурегулированности имущественно-финансовых и организационных вопросов обеспечения библиотечного обслуживания в связи с разграничением полномочий муниципальных образований является целесообразным выстраивать новую систему обеспечения населения услугами организаций культуры, исходя из сложившейся практики. В чем она заключается? Наиболее распространенной является ситуация, когда помещения Центральной библиотеки и филиалов ЦБС принадлежат разным собственникам: муниципальному району, сельской администрации, фермерскому хозяйству и др. Нередко ЦБС получала часть недвижимого имущества в оперативное управление, а часть в аренду. При этом оборудование Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек, учебно-методическое пособие, выпуск№43,2006г., книжный фонд и информационные базы данных, распределенные в установленном порядке между филиалами ЦБС, приобретались за счет средств муниципального района и поэтому находятся в собственности района. Разумеется, содержание (включая текущий и капитальный ремонт) ЦБС, оплата труда осуществлялись из средств районного бюджета. Таким образом, жители населенных пунктов, входящих в состав района получали библиотечное обслуживание за счет консолидированных средств муниципального района.

Требование Федерального закона № 131 разграничивает ответственность муниципальных образований по собственности, по бюджету и по полномочиям. Полномочия муниципальных образований по обеспечению библиотечного обслуживания разграничены по уровням поселения и городского округа, к компетенции которых отнесены «организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения». К компетенции же муниципального района отнесены «организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов». Таким образом, Федеральным законом № 131 - ФЗ в пункте 19 части 1 статьи 15. Предусмотрена возможность обеспечения библиотечного обслуживания поселений теми услугами, которые традиционно могли быть выполнены центральными библиотеками, обладающими статусом районных библиотек. Прежде всего, речь идет о комплектовании и обработке фондов, об информационном и методическом обеспечении, других специфических функциях обслуживания поселений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 78-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать библиотеке статус межпоселенческой, сконцентрировав в ней универсальные функции по комплектованию, информатизации и методическому обеспечению. Структура библиотечного обслуживания поселения может быть идентичной районной ЦБС. Вместе с тем, полномочия муниципального района по организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов, со всей очевидностью позволяют оставить хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию ЦБС (центральная библиотека в административном центре муниципального района и филиалы в населенных пунктах). Обеспечение библиотечного обслуживания жителей поселений через систему межпоселенчиской библиотеки по принципу ЦБС экономически и организационно оправдана на основании указанных ранее статей Федерального закона № 131-ФЗ возможны несколько вариантов обеспечения деятельности ЦБС (табл. 2).

Таблица 2

ВАРИАНТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ЦБС) В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вариант реорганизации ЦБС

Преимущества

Недостатки

В межмуниципальные хозяйственные общества

проблемы распределения имущественных долей между учредителями

финансовая самостоятельность

низкая рыночная привлекательность услуг, оказываемых ЦБС

широкие возможности для ведения коммерческой деятельности

риск убытков определяется долями учредителей

статус юридического лица

требуется государственная регистрация

В некоммерческие организации

создаются по решению представительных органов местного самоуправления

длительная процедура учреждения, реорганизации

финансируются полностью или частично учредителем

вправе осуществлять деятельность, соответствующую их целям

ограничены виды уставной деятельности

субсидиарную ответственность несет учредитель

В муниципальные учреждения

учреждаются по решению местной администрации или органа культуры

Реализация каждого из вариантов связана с необходимостью проведения ряда организационных мероприятий. Определение нового учредителя (смена учредителя) межпоселенческой библиотеки (или ЦБС). Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения. Учредителем межпоселенческой библиотеки (или ЦБС) могут стать администрация муниципального района или орган культуры муниципального района, при условии, если органу культуры делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в его уставе.

Разработка новой редакции устава межпоселенческой библиотеки (или ЦБС), в которой необходимо отразить:

Нового учредителя (точное наименование);

Стратегические цели и задачи межпоселенческой библиотеки, ее роль в решение вопросов межпоселенческого значения;

Субъекта, определяющего структуру межпоселенческой библиотеки и распределение функций центральной библиотеки и филиалов (учредитель, орган культуры «ли руководитель библиотеки, в том числе с правом самостоятельно заключать договоры с поселениями);

Условия финансирования межпоселенческой библиотеки (полное и прямое бюджетное финансирование или на других условиях);

Четкое разграничение объектов имущества: библиотечные фонды, другие активы, оборудование, недвижимое имущество (в том числе земля).

Подготовка проекта правового акта об учреждении библиотеки (постановление, распоряжение) главы администрации, приказ органа управления культурой).

Регистрация библиотеки как юридического лица в установленном законом порядке.

Важнейшее условие обеспечения деятельности библиотеки в условиях реформы местного самоуправления -- выстраивание системы договорных отношений библиотеки с ее учредителями, с муниципальными образованиями, в которых расположены ее филиалы, а также с пользователями библиотек.

Рассмотрим примерный вариант обеспечения деятельности межпоселенческой библиотечной системы.

В результате создания новых муниципальных образований, входившие ранее в систему ЦБС филиалы условно отошли к ведению трех сельских поселений. Штатный персонал филиалов предусматривает одного - трех сотрудников, количество обслуживаемого населения неоднородно по структуре потребительского спроса. Очевидно, что кадровый ресурс не позволяет производить все виды библиотечных услуг в поселении, а также, с учетом небольшого объема запросов на специализированную литературу, нет смысла комплектовать филиал широким ассортиментом литературы и периодики.

Таким образом, для создания качественной библиотечной услуги и с учетом принципа экономии финансовых средств, необходимо и достаточно закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными кадровыми, информационными и иными ресурсами, статус центральной библиотеки. Функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального района. Прежде всего, это комплектование и обработка библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание каталогов и автоматизированных баз данных, оказание методической помощи. Библиотеки-филиалы будут оказывать услуги по книговыдаче. Из сказанного следует, что библиотечная система может быть сохранена по соображениям экономичности и целостности единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах муниципального района. Возрастающий объем информации порождает проблемы различного рода Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: Методическое пособие/Под. ред. С.И. Самсонова.-М.,2006.-206стр.: необходимость совершенствования поисковых систем, изобретение принципиально новых способов переработки, способов фильтрации и т.п. А на физиологическом уровне человеческий организм иногда сам чувствует предел насыщения и «закрывает шлюз». Один из вариантов конструктивного решения проблемы видится в четкой организации, структурированности информационного пространства и его содержания. Этот прием библиотека использует на всем протяжении своего существования. Это способ классификации документов. Классификационные системы видоизменяются, основания для классификации развиваются и адаптируются к конкретным условиям и задачам, но принцип соблюдается. Поэтому организация информации и справочно-библиографического аппарата (поисковой системы) в разных по масштабам библиотеках различается. Профессионально подготовленные библиотекари готовы прийти на помощь читателям: проконсультировать, предоставить возможности для тренировки, развития необходимых для достойной жизни в информационном обществе умений, для формирования у школьников информационной компетентности и медиаграмотности. А читатели библиотек -- это школьники и родители, студенты и учителя.

Библиотекари рекомендуют посетителям различные источники информации для удовлетворения познавательного интереса. Среди них наряду с журналами, газетами, познавательной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями (отмечены почти всеми), предисловиями и комментариями к изданиям художественной литературы (около 13% от всех выборов) названы и электронные документы, а также Интернет-ресурсы (примерно 9% от общего количества выборов). При выполнении запросов читателей работники библиотек и сами прибегают к Интернету. В ответах на вопрос, «Какие Интернет-ресурсы Вы рекомендуете использовать своим читателям для выполнения учебных заданий?», библиотекари назвали поисковые системы (27%), образовательные порталы (27%), электронные каталоги библиотек 21%). Службу «Виртуальная справка» упомянул почти каждый десятый респондент, сайты библиотек названы в ответах чуть чаще (15%). В библиотеках пока еще нечасто, но происходит обмен мнениями с читателями по поводу информации, полученной из Интернет. Почти половина опрошенных (судя по их ответам) предварительно беседуют с читателями о необходимости критического отношения к информации, о способах ее перепроверки.

В современных библиотеках собираются, систематизируются и предоставляются пользователям не только книги и периодические издания, но и справочные, и энциклопедические издания, статистические сборники, художественные альбомы, ноты, материалы на CD и DVD, звуко- и видеозаписи и др. Причем, в отличие от книжных магазинов, разных лет издания. Так что это очень насыщенная информационная среда и, что важно особенно для детей, дружественная и безопасная. Здесь всегда есть возможность обратиться к профессионалу за разъяснением или консультацией по конкретному вопросу. Такая характеристика библиотеки, как безопасность обеспечивается и работой специалистов-комплектаторов, в функциональные обязанности которых входит соблюдение обязательных параметров пополнения коллекций: актуальность, читательское назначение, профильность библиотеки и др.

Еще одна важная особенность библиотеки -- ее неангажированность. Борисова О.О. Реклама в библиотеке, учебно-практическое пособие, в.№34,2006г. Она финансируется на средства налогоплательщиков, а не рекламодателей. Поэтому пользователь защищен в ней, например, от любой рекламы как коммерческой, так и политической. Но это отнюдь не стерильная среда, длительное пребывание в которой грозит снижением социального иммунитета. Современная библиотека с ее ресурсными возможностями, и в том числе, возможностью получения информации из Интернета, способна предоставить пользователю материалы, отражающие разные авторские позиции по тому или иному вопросу. Это способствует формированию критического мышления человека, развивает его познавательную активность. Полезный для жизни опыт приобретается при самостоятельной выработке критериев оценки материалов, применении различных способов его освоения в соответствии с конкретными задачами, способов переработки информации и создания вторичных текстов, то есть собственных информационных продуктов (конспектов, тезисов, рефератов, обзоров, презентаций). А библиотекарь всегда готов предоставить консультацию или нужную литературу о том, как лучше начать работу. В таком социальном институте, как библиотека, за более чем 3,5 тысячелетия развития наработано много эффективных инструментов взаимодействия с информацией. И, прежде всего, это, конечно, информационно-поисковая система. Различные ее части позволяют вести поиск разными способами, в различных режимах, решать поисковые задачи с разным количеством неизвестных. Практически любой информационный запрос пользователя может быть удовлетворен с помощью соответствующей части справочно-библиографического аппарата (СБА) современной библиотеки. Электронный каталог, в том числе, сводный, это, вопреки заблуждению многих, особенно неопытных пользователей, не единственное и не универсальное средство поиска. Библиотеки давно ведут в ряду других систематические каталоги книг, компакт-дисков, нотных и других изданий и картотеки статей. Систематические каталоги позволяют вести тематический поиск. Результат такого поиска -- это не только несколько найденных конкретных изданий, в которых предположительно освещены темы и вопросы, интересующие читателя. Сам процесс поиска закладывает основы организации знаний Брошюра Центральной городской библиотеки, выпущенная к 60летию ЦГБ,2005г. .

В этом же направлении происходят изменения и в позиции библиотекаря, работающего с посетителями. Они в большей степени занимаются педагогическим сопровождением информационной деятельности обучающихся, чем обслуживанием информационных потребностей, возникающих в процессе обучения. Обратившись в библиотеку в связи с учебным заданием, выполнением проектной или исследовательской работы, посетитель попадает в благоприятную для приобретения информационной грамотности (культуры) ситуацию. Задавая библиотекарю-консультанту актуальные для него в данный момент практические вопросы, он не относит ответы на них к области теоретических сведений или знаний «впрок». Он их может применить тотчас. Такие сведения лучше усваиваются, закрепляются. Они для школьника приобретают ясно выраженную практическую ценность.

Выполняя конкретное задание, читатель должен выбрать технологию подбора и оценки литературы и вообще любых материалов. Должен решить, по каким источникам искать, как выбрать из нескольких, что поможет составить предварительное представление о книге, журнале, статье, фотоальбоме, подборке слайдов, CD, материале из Интернета. Он сам приходит к заключению, что нужно научиться пользоваться справочно-поисковыми системами (например, справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотечными каталогами, в т.ч., электронными, поисковыми машинами Глобальной Сети).

К тому же работа с информацией разного рода, на разных носителях способствует формированию у читателей целостного мировоззрения, помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи.

Особый режим взаимодействия, сотрудничества с читателем предоставляет библиотекарю-педагогу разнообразные возможности расширения личного информационно-образовательного пространства читателя Галимова Е.Я. Библиотечный сервис, учебно - метод. пособие,в.№38,2006г.. И это нужно связывать не только с количественным увеличением объема информации, но с изменениями качественного характера.

Библиотеки в условиях административной реформы

Горушкина С.Н.
Обеспечение деятельности Централизованной библиотечной системы в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ

Объем полномочий местных органов власти по вопросам культуры можно условно разделить на 6 самостоятельных групп:

  1. Организация библиотечного обслуживания;
  2. Организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора)
  3. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей улугами организаций культуры;
  4. Создание условий для массового отдыха жителей поселений, и оргнизация обустройства мест массового отдыха;
  5. Организация предоставления дополнительного образования;
  6. Охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значния;
  7. Формирование и содержание муниципального архива.

Из позиции законодателя следует, что: организация библиотечного обслуживания населения – является компетенцией поселения и городского округа; организация библиотечного обслуживания поселений – является компетенцией муниципального района.

Основная проблема, которую видят местные органы власти в связи с исполнением Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ (далее Закон №131-ФЗ) по вопросам библиотечного обслуживания, заключается в изменении традиционного порядка библиотечного обслуживания. Сложившаяся система организации библиотечного обслуживания носила централизованный порядок и совпадала c административной структурой муниципальных образований, а также с организацией бюджетного процесса.
Вновь введенный порядок предполагает полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обеспечивают население социальными услугами в соответствии с публичными полномочиями в объеме имеющихся у них на то ресурсов.
Следует уяснить, что действующая до введения Закона №131-ФЗ система во многом унаследовала советские организационные структуры, выстроенные по централизованному принципу распределения общественных благ.
В целях централизованного обеспечения социальной сферы были созданы сети учреждений, сформированные по административному признаку (республиканские, окружные, краевые, областные, районные.) – Так, в части библиотечного обслуживания библиотеками системы Минкультуры, на районном уровне, были сформированы структурно-целостные объединения библиотек – централизованные библиотечные системы (далее ЦБС), в которые входили центральная библиотека и библиотеки-филиалы.
С развитием законодательства о местном самоуправлении, в начале 90-х годов прошлого столетия, были созданы муниципальные образования, объединенные в районы, в рамках которых формировались консолидированные бюджеты. Входящие в состав района муниципальные образования имели свою собственность, содержание которой осуществлялось из средств района по смете муниципального образования, либо учреждения, централизованно обслуживающего население района.
С введением Федерального закона «О библиотечном деле» от 29 декабря №78 была установлена градация библиотек по принадлежности собственности, а именно – государственные и муниципальные. А также библиотеки предприятий, общественных организаций и других юридических и частных лиц.
Ответственность за обеспечение деятельности муниципальных библиотек возложена на учредителя, а именно – на местные органы власти. В исключительной компетенции муниципалитетов находится: разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек, формирование фондов развития библиотек, строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий, создание, реорганизация и ликвидация библиотек, назначение руководителей библиотек, определение условий и системы оплаты труда библиотечных работников, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие библиотек и повышение качества их обслуживания.
Существенным фактором, осложняющим обеспечение деятельности библиотек, является отсутствие минимальных социальных стандартов или нормативов минимальной бюджетной обеспеченности библиотечных услуг.
Поскольку учредителями библиотек выступали администрации муниципалитетов, то они и определяли организационный порядок библиотечного обслуживания. Традиционный порядок заключался в формировании сети Субъекта Федерации состоящей, как правило, из научной, публичной, юношеской, детской библиотек. Районные сети традиционно имели конструкцию ЦБС, созданную с целью эффективного использования ресурсов. Для конструкции (структуры) ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов головного учреждения с библиотеками-филиалами, расположенными в населенных пунктах муниципальных образований, входящих в состав района. Для городской ЦБС характерна та же конструкция, предусматривающая наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов в различных районах города, предусматривающих дифференциацию на детскую и юношескую библиотеку.
ЦБС , как правило, обладает статусом юридического лица и имеет организационную структуру, предусматривающую

  • центральную библиотеку , в которую входят отделы по комплектованию и обработке литературы, информационному и методическому обеспечению процессов библиотечного обслуживания, а так же
  • библиотеки-филиалы , функцией которых является непосредственная работа с читателями.

Таким образом, Конструкция (структура) ЦБС предполагает разделение труда в создании библиотечной услуги, которое состоит из 4х частей: комплектование, обработка, информационно-методическое обеспечение, книговыдача.
Центральная библиотека – осуществляет первые три основополагающие функции, а библиотеки-филиалы – осуществляют функцию книговыдачи.
На эту организационную конструкцию накладывается процесс ресурсного обеспечения библиотечной услуги, который состоит из:

  • обеспечения помещениями для создания услуг;
  • обеспечение оборудованием;
  • обеспечения финансовыми средствами;
  • обеспечение информационными ресурсами;
  • обеспечение кадровыми ресурсами.

В связи с разделением границ и полномочий муниципальных образований, проблема заключается в неурегулированности вопросов ресурсного обеспечения процесса производства (создания) библиотечных услуг.
В целях исследования путей оптимального ресурсного обеспечения качественных библиотечных услуг, имеет смысл рассмотреть пример ныне действующего организационного обеспечения библиотечного обслуживания с тем, чтобы яснее представлять последовательность действий при реализации положений Закона №131-ФЗ.
Рассмотрим наиболее распространенный вариант, который предусматривает следующие условия: А) помещения , где располагается ЦБС, а именно Центральная библиотека и филиалы, принадлежат разным собственникам:

  • районному комитету по имуществу;
  • сельской администрации;
  • фермерскому хозяйству;
  • другим собственникам.
    Например, помещение центральной библиотеки и некоторые филиалы, расположенные в населенных пунктах муниципальных образований, находятся в собственности районного комитета по имуществу, некоторые филиалы находятся в собственности сельских администраций, некоторые – в помещениях, принадлежащих другим собственникам (ЖКХ, почте, кооперативу). Часть недвижимого имущества находится в оперативном управлении, часть в пользовании, а часть в аренде. Весь этот мультиимущественный комплекс ЦБС содержится за счет средств консолидированного бюджета района.
Б) оборудование приобретено за счет средств районного бюджета и находится в оперативном управлении ЦБС, как юридического лица. Оборудование, расположенное в филиалах, оформлено в подотчет ответственным лицам, находящимся в штате ЦБС. В) книжный фонд и информационные базы данных, приобретены за счет средств районного бюджета. Книжный фонд и периодическая литература, другие информационные ресурсы (базы данных) распределены в установленном порядке между филиалами. Г) оплата труда обеспечивается за счет средств районного бюджета. Д) капитальные и текущие расходы покрываются за счет средств районного бюджета.

Во многих регионах Российской Федерации комплектование книжного фонда сельских и городских ЦБС происходит за счет средств субъекта федерации через региональные научные библиотеки.
Таким образом, жители всех населенных пунктов получают библиотечное обслуживание, в основном, за счет средств районного бюджета.
Требование Закона №131-ФЗ разграничивает ответственность муниципальных образований:

  1. по собственности,
  2. по бюджету,
  3. по полномочиям.

1. В соответствии с Законом №131-ФЗ, в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для: решения вопросов местного значения (ст.50 50п.1 пп.1); для осуществления отдельных государственных полномочий; (ст.50 п.1 пп.2)

В собственности поселений могут находиться библиотеки. (ст.50 п. пп.7)
В собственности муниципального района могут находиться межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы. (ст.50 п.3 пп.12)
2. Расходные обязательства МО устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Расходные обязательства возникают:

  • в результате принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения, а так же в результате заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров и соглашений по данным вопросам. Расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета, а так же за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам; (ст. 86 БК РФ, ст. 52 ФЗ №131)
  • в результате заключения муниципальными образованиями договоров и соглашений; (ст.8 п.4; ст.15 п.4; ст.17 п.1 пп.3 ФЗ №131)
  • в результате принятия нормативных правовых актов по осуществлению муниципальным образованием отдельных государственных полномочий.(Гл. 4 ФЗ №131).
.

3. Полномочия муниципальных образований разграничены по уровням поселения, муниципального района, городского округа.
Перед нами стоит задача уточнить систему имущественных и финансовых взаимоотношений ЦБС в рамках нового законодательства о местном самоуправлении с учетом разделения местных органов власти на четыре самостоятельных уровня и разграничения их полномочий и расходных обязательств.
Поскольку функциональная сущность и организационная структура ЦБС может обеспечить качественное и эффективное библиотечное обслуживание поселений, то необходимо использовать механизмы закона по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Для решения задачи необходимо уяснить, что согласно статьям 14, 15, 16 ФЗ №131 библиотечное обслуживание относится к компетенции местных органов власти, а, следовательно, относится к комплексу вопросов местного значения и вопросов межпоселенческого характера (см. ст. 2 ФЗ №131)
Законодатель, разграничив доходные и расходные полномочия органов власти различных уровней по осуществлению ими установленного круга ответственности, предусмотрел механизм регулирования вопросов, находящихся в совместном ведении, а именно: &1. В ст. 8 п. 4 ФЗ №131 предусмотрено, что в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов, для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и другие межмуниципальные организации в соответствии с правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. &2. Последняя позиция получила развитие в ст. 15 п. 4 того же закона, где сказано, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, в праве заключать соглашения с органами самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Аналогично, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых их бюджета муниципального района, в бюджеты соответствующих поселений. &3. Статьей 17 п. 3 , предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями:

  • создавать муниципальные предприятия и учреждения,
  • финансировать муниципальные учреждения,
  • формировать и размещать муниципальный заказ.
&4. Статьей 51 в п. 2 и 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам местного самоуправления иных муниципальных образований. А также, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и цчреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
  • Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Таким образом , с учетом перечисленных механизмов осуществления совместных полномочий муниципальными образованиями в ст. 8, 15, 17, 51 ФЗ №131, для организационной конструкции (структуры) ЦБС по существу ничего не меняется.
Муниципальное учреждение культуры – ЦБС: оказывает услуги межпоселенческого характера в целях решения вопросов местного значения, использует имущество разных собственников на различных условиях, обеспечивает обслуживание населения за счет аккумулированных финансовых средств.

С вступлением в силу Закона №131-ФЗ, актуальной становится задача обеспечения системы договорных отношений между уровнями бюджетов, либо между самой ЦБС, как юридическим лицом, и муниципальными образованиями.
С учетом возможностей, представленных законодательством, рассмотрим наиболее распространенный сценарий библиотечного обслуживания поселений муниципальным учреждением культуры ЦБС.
Прежде всего, необходимо провести ряд организационных мероприятий, а именно:

  • Провести смену учредителя ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения.

1. Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган управления культурой муниципального района, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в уставе органа управления культурой.
2. Внести изменения в устав ЦБС о смене учредителя, а так же уточнить функциональные обяханности. Необходимо описать стратегические цели и задачи межпоселенческого характера, которые будет исполнять ЦБС. Также в уставе следует оговорить, на каких условия ЦБС будет исполнять свои задачи – на условиях полного и прямого бюджетного финансирования, или на условиях частичного обеспечения финансовыми средствами.
В уставе следует указать, кто именно принимает решение об утверждении структуры ЦБС с учетом филиалов. Это может быть учредитель непосредственно, или ЦБС сама принимает решение о количестве филиалов в зависимости от наличия права у ЦБС самостоятельно заключать договоры с поселениями.
Раздел устава, касающийся имущества, должен предусматривать четкое разграничение объектов имущества: библиотечный фонд, нематериальные активы, оборудование, недвижимое имущество, земля. Необходимо четко определить кто и на каких условиях наделяет ЦБС правом распоряжаться объектами собственности.
3. Создание ЦБС должно быть закреплено соответствующим нормативным документом, а именно постановлением (распоряжением) главы администрации, либо приказом органа управления культурой, в зависимости от того, кто именно является учредителем.
4. Необходимо осуществить перерегистрацию ЦБС как юридического лица в установленном законом порядке.
Рассмотрим в качестве примера наиболее характерную ситуацию.
В результате создания новых муниципальных образований, входившие ранее в систему ЦБС, филиалы отошли к ведению трех сельских поселений. Штатный персонал филиалов предусматривает 1-3 сотрудника, количество обслуживаемого населения неоднородно по структуре потребительского спроса.
Очевидно, что кадровый ресурс не позволяет производить все виды библиотечных услуг в поселении, а так же с учетом небольшого объема запросов на специализированную литературу – нет смысла комплектовать филиал широким ассортиментом литературы и периодики.
Таким образом, для создания качественной библиотечной услуги, а так же с учетом экономии финансовых средств, необходимо и достаточно закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными кадровыми, информационными и иными ресурсами, статус центральной библиотеки. Функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального района. Какие это функции? Прежде всего, комплектование и обработка библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание каталогов и автоматизированных баз данных, оказание методической помощи. Библиотеки–филиалы будут оказывать услуги по книговыдаче.
Тем самым, библиотечная система сохраняется с учетом соображениями экономичности и создания единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах муниципального района.
Принимая решение о создании Межпоселенческой (централизованной) библиотечной системы, созданной в целях решения вопросов местного значения, прежде всего, необходимо провести ряд организационных мероприятий, а именно:
Провести смену учредителя ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения.
Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган управления культурой муниципального района, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в уставе органа управления культурой.
Внести изменения в устав ЦБС о смене учредителя, а так же уточнить функциональные обязанности. Необходимо описать стратегические цели и задачи межпоселенческого характера, которые будет исполнять ЦБС.
Также в уставе следует оговорить, на каких условия ЦБС будет исполнять свои задачи – на условиях полного и прямого бюджетного финансирования, или на условиях частичного обеспечения финансовыми средствами.
В уставе следует указать, кто именно принимает решение об утверждении структуры ЦБС с учетом филиалов. Это может быть учредитель непосредственно, или ЦБС сама принимает решение о количестве филиалов в зависимости от наличия права у ЦБС самостоятельно заключать договоры с поселениями.
Раздел устава, касающийся имущества, должен предусматривать четкое разграничение объектов имущества: библиотечный фонд, нематериальные активы, оборудование, недвижимое имущество, земля. Необходимо четко определить кто и на каких условиях наделяет ЦБС правом распоряжаться объектами собственности.
4.Создание ЦБС должно быть закреплено соответствующим нормативным документом, а именно постановлением (распоряжением) главы администрации, либо приказом органа управления культурой, в зависимости от того, кто именно является учредителем.
5.Необходимо осуществить перерегистрацию ЦБС как юридического лица в установленном законом порядке.
Для осуществления вышеописанных действий необходимо принять решения в соответствии со ст. 8, 15, 17, 50, 51 закона ФЗ №131, а именно:

  1. Делегировать полномочия по обеспечению библиотечных услуг от поселения к муниципальному району решением представительного органа поселения. Делегирование полномочий сопровождается субвенцией.
  2. Принять решение представительного органа муниципального района о создании межпоселенческой библиотечной системы в целях решения вопросов местного значения.

В построении системы взаимоотношений межпоселенческой библиотеки (ЦБС) с администрациями муниципальных образований будем исходить, прежде всего, из прав собственности поселений на объекты недвижимого имущества. Например, филиалы № 1-5 расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих администрации поселения на условиях оперативного управления. филиалы № 6-8 расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих фермерским хозяйствам на условиях договора аренды. филиалы № 9-10 расположены в поселениях в помещениях школ и расположены на условиях договора пользования.

Таким образом, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и Концепцией реформирования бюджетного процесса, ЦБС, как юридическое лицо, обеспечивающее функцию библиотечного обслуживания, должна заключить соответствующие договоры с администрацией сельских поселений. Для обеспечения деятельности филиалов1-5 на право оперативного управления имуществом, для обеспечения деятельности филиалов 9-10 на право пользования и с другими собственниками договоры аренды. Только после заключения договоров о праве использования имущества наступает право ЦБС оплачивать коммунальные услуги. Эти договоры становятся основанием для расходных обязательств муниципального района.
В свою очередь, ЦБС обязана обеспечить заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Следует обратить внимание на тот факт, что каждое муниципальное образование не может осуществлять оплату коммунальных расходов находящихся на его территории филиалов ЦБС, поскольку в расходных обязательствах поселения не возникло такого основания. ЦБС как межпоселенческая библиотека создана на основании нормативного акта представительного органа муниципального района, следовательно, это расходы бюджета муниципального района. Для обеспечения расходов по содержанию филиала, поселение передает субвенцию в муниципальный район в объеме равном затратам на коммунальные услуги филиала и денежное содержание сотрудников. Здесь очевидна финансовая выгода, которая заключается в переносе затрат на создание базовых библиотечных услуг на уровень другого бюджета.
Возможны варианты выстраивания взаимоотношений.

  1. финансирование может быть отдано поселением муниципальному району в составе субвенции, на основании делегирования части полномочий. Муниципальный район, в свою очередь должен предусмотреть соответствующие расходы в смете ЦБС и перечислить средства в составе общего финансирования.
  2. финансирование может происходить согласно договору напрямую от поселения к ЦБС.

Выплата заработной платы производится:

  1. из средств муниципального района, как сотрудникам центральной библиотеки, так и сотрудникам библиотек-филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в полном объеме в бюджете муниципального района и, соответственно, в смете ЦБС, при условии делегирования поселением муниципальному району части своих полномочий, оформленных в надлежащем порядке;
  2. из средств поселений сотрудникам филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселения. Средства на оплату труда должны быть перечислены юридическому лицу – ЦБС;
  3. из средств поселений на сотрудников филиалов и частично на содержание специалистов ЦБС. ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселений. Аналогично, средства должны быть перечислены юридическому лицу по договору.

При условии использования варианта оплаты поселениями услуг центральной библиотеки на основании договора, необходимо внести договор в реестр расходных обязательств поселения. Принимая решение о делегировании полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района – необходимо принять формулировку о делегировании отдельной части полномочий по библиотечному обслуживанию.
Комплектование книжного фонда , в том числе и периодикой производится:

  • из средств муниципального района, в таком случае расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и финансирование должно быть предусмотрено в смете ЦБС;
  • из средств муниципального района производится финансирование только комплектования книжного фонда , соответствующие расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и отданы по смете ЦБС. А приобретение периодики предусматривается поселениями в своих бюджетах для обеспечения филиалов:
  • из средств поселения финансирование отдается в качестве субсидии на комплектование книжного фонда и (или) периодику, на комплекс информационных ресурсов (электронные базы данных, интернет) по договору с ЦБС;
  • из средств субъекта федерации в порядке делегирования отдельной части полномочий по обеспечению библиотечного обслуживания, предусмотренных в ФЗ №95. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий местным бюджетам предусмотрены также ст. 63 п. 2 ФЗ № 131. Этот вариант более подходит тем территориям, где традиционно комплектование книжного фонда происходит через научные или национальные библиотеки.

Распространенным может быть вариант, когда поселения, входящие в состав муниципального района, будут иметь недостаточный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, а так же бюджетная обеспеченность муниципального района недостаточна для осуществления полномочий. В этих условиях будут предоставлены дотации из соответствующих фондов финансовой поддержки в целях межбюджетного выравнивания на основании ст. 53, 60, 61 Закона №131-ФЗ.
NOTA BENE! Согласно требованиям реформы бюджетной сферы, и следующим из нее изменениям в бюджетном процессе и бухгалтерском учете – финансирование должно происходить не на сеть, а на услуги (Государство будет платить не за факт существования организации, а за определенный вид работы, имеющий конечный результат) . В силу этого требования долевое участие муниципальных образований в обеспечении работы ЦБС является законным, эффективным и справедливым. А, самое главное, население сможет получить качественную услугу.
Таким образом , обеспечение библиотечного обслуживания жителей поселений через систему ЦБС является вполне оправданным точки зрения Закона №131-ФЗ при использовании механизма закрепления предметов совместного ведения в нормативных актах муниципальных образований. Возможно использование нескольких вариантов: Вариант 1) В целях решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные организации в соответствии с правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Вариант 2) В тех же целях органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района вправе заключать соглашения с органами муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Вариант 3) В тех же целях органы местного самоуправления могут создавать межмуниципальные учреждения для решения вопросов местного значения.

Таким образом, создание межпоселенческой библиотеки, выстроенной по принципу ЦБС, является экономически целесообразным и законодательно обоснованным. Убедительным социальны результатом создания межпоселенческой ЦБС станет обеспечение условий доступа населения к более поной информации и качественному библиотечному обслуживанию.
! Следует обратить внимание на положения статей 14 п.2 и Закона №131-ФЗ, которые предусматривают право муниципальных образований решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Субъектов Федерации, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.