Метод правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет экологического права. Экологизация как способ правового регулирования экологических отношений. Метод правового регулирования экологических отношений

Предмет экологического права РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод экологического права РФ.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.

а) Под методом права в юриспруденции понимают способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Применительно к экологическому праву можно сказать, что метод - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В правовой науке признается два метода - административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен их предмету. Как правило, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и экологическое право. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду предприятиями природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С. Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, и применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.


В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. Согласно новому экологическому законодательству, право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

Необходимо отметить, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применены оба названных метода. Например, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования этих отношений.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание обще экологического подхода с дифференцированным, по объектным, когда в правовом регулировании интересов каждого природного объекта осуществляется с позиции интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются особенности данного объекта.

Метод экологизации включает следующие элементы:

закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

Закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

регламентацию правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другого - правовым статусом природопользователя;

Установление юридической ответственности за нарушение прав природопользования.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и других отраслях российского права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

б) Нормы экологического права

Нормами экологического права считают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом). Экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней:

Отраслевого;

Межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в "работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды – обеспечение качества окружающей человека природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей

природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.

Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются: на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными нормами образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, применительно указанного закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные , или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного" состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (Закон РФ об охране окружающей среды).

Поощрительные эколого-правовые нормы , как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ об охране окружающей природной среды ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм

охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического

правоотношения.

Управомачивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Обязывающие нормы представлены в ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения - со стороны хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные выше нормы экологического права являются "первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе российского права необходимы, как минимум, четыре условия:

1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие либо потребность в особых источниках права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специ­фическим способом регулирующих экологические общественные отношения с целью достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Окружающая среда становится объектом общественных отношений из-за ее использования, эксплуатации полезных свойств природных объектов, присвоения людьми продуктов природы. Окружающая среда - совокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо­генных объектов. Это обстоятельство и определяет значение отношений в сфере охраны окру­жающей среды, их специфику и отличие от иных общественных отношений.

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на всю окружающую среду, а не только на отдельные виды природных объектов. Взаимосвязь отношений по поводу использования природных объектов и их охраны заложена в самом характере пользования природными ресур­сами. Именно в результате эксплуатации природных ресурсов и возникает необходимость охраны как непосредственно используемого объекта природы, так и других объектов, находящихся в есте­ственной экологической взаимосвязи с ним, от неправильного, нерационального использования.

Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием правильного применения правовых норм.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей. Определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения. Например, изменить путь миграции диких животных человек не может; это не зависит от воли человека. Но учесть это условие при строительстве дорог, маги­стралей вполне возможно. Таким образом, в качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и имеющие право­вую природу.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различ­ные экологические системы (это и есть окружающая среда), а также многообразных экономи­ческих связей. В силу того, что объекты природы являются одновременно компонентами окру­жающей среды и имуществом, общественные отношения, возникающие по поводу этих объектов, имеют эколого-имущественный характер.

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Природа объекта, по поводу которого складываются общественные отношения, имеет двойст­венный характер: 1) общую для всех объектов природу возникновения и состояния; 2) специфи­ческую природу возникновения и существования, обусловленную особенностями природного объекта.

Специфика природных объектов определяет и специфику общественных отношений. Это общественные отношения, связанные с изъятием объекта из природной среды (полезные ископае­мые, животные и т.п.); связанные с использованием полезных качеств природного объекта (почва, лечебно-оздоровительные местности); связанные с внесением в природную среду вещества или энергии, ранее не существовавших в природе или существовавших в незначительных количествах (отходы, выбросы, сбросы); возникающие в связи с преобразованием используемого природного объекта (улучшение почв и т.п.).

Следует отметить, что экологические общественные отношения имеют особенности: 1) они носят исторический характер, т.к. связаны с исторической обстановкой, сложившейся в результате их использования (на данном этапе преобладает потребность в развитии природоохранных норм); 2) они зависят от уровня развития производительных сил и состояния международного сотруд­ничества; 3) во всех экологических отношениях присутствует государство, действуя от имени народа и в его интересах (публичный характер); 4) кроме цели непосредственной эксплуатации природного объекта всегда присутствует цель сохранения, улучшения и восстановления природ­ного объекта.

Таким образом, экологические общественные отношения – отношения между людьми по поводу объектов природы, охраны окружающей природной среды.

Предмет экологического права – общественные отношения по поводу сохранения, улучше­ния, восстановления, эффективного использования природных объектов в целях сохранения окру­жающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

Для характеристики законодательства об охране окружающей среды особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отноше­ний или конкретную сферу общественных отношений.

Предмет и метод должны обладать определенным единством. Специфика экологических общественных отношений порождает и специфичность метода. Любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной реализации природопользования необхо­димо еще и подчиняться данным законам, т.е. экологизировать каждое свое действие, связанное с вторжением в природную среду. Метод экологизации считается основным в экологическом праве и включает следующие элементы .

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании.

2. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями влияют на экосистему страны.

4. Четкая регламентация правил экологопользования.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.

Перечисленные элементы составляют содержание метода экологического права.

Но метод экологизации будет проявляться через императивный или диспозитивный подходы при установлении обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Они адресованы государственным органам, органам мест­ного самоуправления, юридическим и физическим лицам. В области охраны окружающей среды – это установление разного рода запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов антропогенных взаимодействий на природную среду; выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т.п.

Диспозитивный подход выражается в рекомендациях, санкционировании принятых экологопользователем решений и в разрешениях.

Санкционирование как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов правоотношений выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по уста­новленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих реше­ний появится с момента утверждения их компетентным органом.

Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении неограни­чен­ного права принимать решения по определенному кругу вопросов.

Таким образом, метод правового регулирования экологического права – это способ право­вого воздействия на экологические общественные отношения (путем законодательного закреп­ления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, струк­туры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламента­ции правил экологопользования).

В основе правового регулирования экологических отношений лежат определенные начала и принципы, которые отражают сущность экологического права и определяют тенденции развития.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных эколо­гических условий для жизни, труда и отдыха населения является основополагающим в экологи­ческом праве.

Одним из способов реализации этого права является нормирование в сфере окружающей среды, которое проводится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения.

Принцип научно – обоснованного сочетания экологических и экономических интересов обще­ства . Следование этому принципу призвано создать условия для выработки реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную среду для жизни и в то же время обеспечить развитие экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Наиболее эффективным и действенным средством, позволяющим решить эту проблему, являются оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Эти правовые инструменты применяются на стадиях принятия решений о хозяйственной деятельности, проекти­ровании хозяйственных объектов и т.д. и носят превентивный характер.

Принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды . Реализация этого принципа увязана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необ­ратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. С этой целью разрабатываются правила экологически обоснованного поведения природопользователей, которые регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов путем закрепления прав и обязанностей субъектов по использованию природных ресурсов, их охране и восстановлению. Наряду с правилами поведения в необходимых случаях устанавливаются соответствующие ограничения и запреты, а также лимиты в сфере природопользования.

Принцип соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвра­ти­мость наступления ответственности за их нарушения. Нарушение данных требований влечет отрицательные экологические последствия, наносит ущерб природе и здоровью человека. Соблю­дение принципа законности обеспечивается посредством осуществления государственного контроля за выполнением требований законодательства об охране окружающей среды и привле­чения лиц, виновных в нарушении его требований, к уголовной, административной, дисципли­нарной и гражданско-правовой ответственности.

Принцип гласности . Гласность в сфере охраны окружающей среды означает право граждан и общественных экологических объединений требовать от соответствующих органов предостав­ления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды . Воздействие обще­ства на природу носит глобальный характер. Игнорирование экологических требований одним государством может нанести ущерб интересам других государств. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды реализуются в нормах международного права окружающей среды и часто находят отражение в национальном праве.

Перечисленные принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным. С изменениями исторических условий и политических задач они могут изменяться, дополняясь новыми принци­пами (рис. 2).


Рис.2. Принципы экологического права.

Соблюдение принципов в процессе законотворчества позволяет:

а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регулирующих экологически значи­мое поведение людей, не способную нарушить устойчивость, общеправовой порядок и структуру права в целом;

б) рассчитывать на эффективную реализацию предписаний об охране окружающей среды.

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Метод экологического права

(экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)

Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным единством, поскольку отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на самостоятельности и эффективности отрасли права. Комплекс методов отрасли права включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права, и иные, более общие методы, представляющие, однако, такое сочетание, которое не свойственно другим отраслям права.

Экологизация Особенным, присущим данной отрасли права методом считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.

Метод экологизации связан с особенностями предмета экологического права, с применением в любой деятельности человека законов природы, которые можно познать или не понять, учесть или игнорировать. Но объективные законы природы мстят за пренебрежение ими, и человеку для сохранения своего вида (по крупному) либо для сиюминутного благополучия (приниженно) необходимо считаться с ними, т. е. экологизировать каждое свое действие, как связанное, так и не связанное с вторжением в природную среду.

Три составные части экологического права, особенно вторая и третья, не могут обойтись без экологизации отраслей права как метода, и цементирующего, и скрепляющего отдельные источники этой отрасли права. Ведь нормы, регулирующие использование отдельных ресурсов, важны экологическому праву постольку, поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональное потребление ее основных компонентов.

Именно поэтому на современном этапе общественного и научно-технического прогресса и в обозримом будущем земельное и другие отрасли природоресурсного права становятся под отраслями - составной частью экологического права: количество и уровень ресурсопотребления перерастают в совершенно новое качество - требуют охраны окружающей природной среды, где эксплуатация природных ресурсов занимает важнейшее место, но отодвигается на второй план по сравнению с их сбережением.

Тем более метод экологизации типичен для третьей составной части экологического права - для других отраслей права, почти в каждой, из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды. Двойственное назначение и местонахождение этих норм не должно смущать исследователя: принадлежность уголовных, административных и иных норм права соответственно к уголовному, административному и иным отраслям права не вызывает сомнений; в то же время обслуживание ими задач охраны окружающей среды не означает перетаскивания их в эту отрасль права, а лишь подчеркивает метод экологизации как универсальный и действенный способ регулирования экологических общественных отношений.

Административно - правовой и гражданско-правовой способы

В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан - административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, «дармовом» происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие «исключительная» означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.

Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: «Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может - для нас все общественное, публичное».

В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.

В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.

Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов - специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.

Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.

Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым.

Историко-правовой и прогностический методы

Методологический арсенал экологического права достаточно разнообразен и сложен, включая общераспространенные методы различных отраслей права, других областей человеческого знания. Это и всеобщий философский метод, анализ и синтез, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, статистический, конкретно-социологический, психологический, сравнительно-правовой методы - они используются в различных науках и учебно-правовых дисциплинах в разной степени для познания и изучения правовых явлений.

Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.

Полезным представляется, например, анализ Закона «Об охране природы в РСФСР» 1960 г. Это был первый закон комплексного характера, посвященный не регулированию использования и охраны конкретных природных ресурсов, а их совокупности, составляющей всю природу в целом. Им вводились оценка проектов крупных строек Всероссийским обществом охраны природы, обязательное изучение основ охраны природы во всех без исключения учебных заведениях, ответственность за нарушения законов об охране природы, провозглашались почетными обязанности общественных инспекторов по охране природы, а охрана природы объявлялась всенародным делом.

Этот закон сыграл свою позитивную роль на том историческом этапе природоохранения (в США подобный акт был; принят спустя десять лет, а Стокгольмская декларация была принята лишь в 1972 г.), но в течение тридцати лет его существования стали очевидными и его недостатки: декларативность его пожеланий, неконкретность большинства требований, необеспеченность механизмом исполнения многих его предписаний.

Не менее важен исторический подход для понимания того, почему так случилось, и это необходимо для недопущения повторения ошибок, извлечения из них опыта, именно для этого, прежде всего, и необходимо знание своей и чужой истории (хотя принято также считать, что история учит тому, что она ничему не учит; может быть, изучение экологического права опровергнет это распространенное мнение).

Начало 60-х гг. было временем расцвета концепции об отмирании государства, перерастании его в новую, общенародную формацию, призванную жить не по юридическим законам, подкрепляемым санкциями и принудительным механизмом исполнения, а по правилам социалистического общежития, основанным на добровольном соблюдении моральных, нравственных требований, внедряемых и одобренных обществом традиций и обычаев.

Последующие десятилетия подтвердили наивность, необоснованность и идеализм подобных расчетов, опровергли ставку на всеобщую сознательность и быстрое перевоспитание людей в новую историческую общность. Что и привело к радикальным реформам и принятию Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.: в значительной мере им устранены, а отчасти и повторены недостатки законов и иных правовых актов предыдущего периода, что, в свою очередь, объясняется временем его подготовки и принятия (ведется интенсивная работа по разработке его новой редакции).

В области общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, не менее интересным методом является прогностический, позволяющий составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и в правовой системе, в отдельных отраслях права, в правовом и политическом сознании населения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.

Потребность в таких знаниях наиболее остро ощущается в экологическом праве (ибо знание будущих состояний, процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления природоохранными процессами), где подвижность и динамика окружающей среды, постоянно ранимой, все более вызывающей озабоченность, зависят от человеческой деятельности, подвергаемой правовому регулированию.

Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права открывает действенный канал взаимодействия общества и природы, науки и практики, позволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры по совершенствованию экологического законодательства и укреплению экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых правовых и экономических мер с учетом социальных и иных изменений.

? Контрольные вопросы

Зачем изучается экологическое право и в чем его социальное предназначение?

Какие общественные отношения регулирует экологическое право и из каких частей оно состоит?

Почему и каким образом осуществляется экологизация российского права?

Сочетание каких методов дает наибольший эффект в области охраны окружающей среды?

В чем значение историко-правового и прогностического методов при изучении экологического права?

Темы рефератов

Современное состояние окружающей среды.

Что такое экология и зачем она нужна.

Соотношение предмета и метода экологического права.

Литература

Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации». М., 1992-1997.

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. М.,1993.

Экологическое право России. Учебник. / Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. М., 1997.

Экология. Учебное пособие. / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Знание, 1997.

Бринчук М. М. Введение в экологическое право. М.: ИГиП РАН, 1996.

Дубовик О. Л. Механизм действия экологического права (юридический и социологический подходы). М., 1993.

Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М.: Юристъ, 1996.

Петров В. В. Экологическое право России. М.: Бек, 1995. Практикум по экологическому праву. Учебное пособие. / Отв. ред. А. И. Голиченков. М., 1996.

Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М.: ИЗиСП, 1995.

автора Сазыкин Артем Васильевич

1. Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги автора

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 1. Социальная обусловленность экологического права (кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати.

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава II История формирования экологического права России Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически нигде не освещены. Поэтому следует

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы