Актуальные проблемы архивоведения: Учебное пособие. Проблемы архивного дела в современных условиях Архивы на современном этапе

Архивное дело в Российской Федерации

1. Место архивоведения в системе других наук

2. Архивное дело сегодня

3. Современное законодательство в области архивного дела

4. Автоматизация архивного дела

Заключение

2. Архивное дело сегодня

Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:

В пределах АФ РФ в целом;

В пределах архива;

В пределах архивного фонда.

Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

Откуда же берутся архивы?

Одни возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы. Другие складывались в течение столетий. Третьи были созданы в связи с появлением новых систем документации и носителей информации.

К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах.

С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов.

К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами - 78.

Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности:

Архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;

Архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;

Архивные фонды и архивные документы негосударственнойчасти Архивного фонда РФ.

2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации:

Архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;

Кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.

3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения:

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;

Архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:

1. Государственный архив РФ;

2. Российский государственный архив древних актов;

3. Российский государственный архив экономики;

4. Российский государственный исторический архив;

5. Российский государственный военно-исторический архив;

6. Российский государственный военный архив;

7. Российский государственный архив военно-морского флота;

8. Российский государственный архив научно-технической документации;

9. Российский государственный архив социально-политической истории;

10.Российский государственный архив новейшей истории;

11.Российский государственный архив литературы и искусства;

12.Российский государственный архив Дальнего Востока;

13.Российский государственный архив кинофотодокументов;

14.Российский государственный архив фонодокументов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42

ПО ДИСЦИЛИНЕ АРХИВОВЕДЕНЬЕ

ПРОБЛЕМЫ АРХИВНОГО ДЕЛАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 2 КУРСА

ГРУПЫ ДО-20А-09

ОБУХОВА ДАРЬЯ

МОСКВА, 2010

План работы:

Введение

    Архивные реформы 1990-2000 годов

    Состав архивных учреждений

    Проблемы архивного дела в современных условиях

    Проблемы рассекречивания документов

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Сами по себе архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России и, конечно, долг, и обязанность Архивной службы России всех уровней.

Как известно архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

В последнее время все острее ощущается необходимость привлечения новых информационных технологий на службу документационного обеспечения управления. Особенно это актуально для тех организаций, которые вынуждены работать с огромными массивами документов. Перед ними неизбежно встает задача тщательной систематизации, хранения и контроля внушительного по размеру объема данных, что невозможно как без знания основных норм и правил, регламентирующих работу с документами и учитывающих специфику документооборота в рамках определенной сферы деятельности, так и без использования современных электронных технологий. В настоящее время существует обширный перечень различных электронных программ, применяемых теми или иными архивными учреждениями. Среди них присутствует программа "Архивное дело".

"Архивное дело" - это многопользовательская подсистема системы "ДЕЛО", предназначенная для автоматизации процессов формирования и оформления дел для последующей передачи их в архив организации; ведения и учёта архивных дел и документов; составления номенклатуры дел (с указанием сроков хранения). Автоматизация правил делопроизводства и архивного дела выполнена в полном соответствии с российскими стандартами.

Кроме того, в разных регионах нашей страны архивными учреждениями применяются с той или иной степенью распространенности следующие программы - "Архивный фонд" "Именной каталог метрических книг" "Внутренние описи метрических книг и ревизских сказок" "Распределение жилой площади" "Обмен жилой площади" "Переименование улиц" "Справочные сведения по истории города" "Фотокаталог" "Сведения о госприемке объектов, законченных строительством" "Землеотвод в черте города" "Систематический каталог" "Библиотека архива" "Статьи по краеведению" "Картотека лицевых счетов".

Если затронуть вопрос о состоянии и перспективах развития системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, коллегия (состоявшаяся 24 января 2005 г.№2) отмечает его особую значимость в решении проблемы обеспечения сохранности и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, организации управления этим важным информационным ресурсом.

Создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений программных комплексов (ПК) - "Архивный фонд" и "Фондовый каталог", в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)". В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения БД "Архивный фонд" и "Фондовый каталог".

Улучшению организации работы способствовала подготовка Временного порядка автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, создание Центра информационных технологий с функциями ведения централизованного автоматизированного государственного учета, в том числе -Центрального фондового каталога (ЦФК) Росархива - главного элемента системы, аккумулирующего сведения о составе и содержании архивных фондов в общероссийском масштабе.

В результате указанных и других мероприятий обеспечено внедрение отраслевого ПК "Архивный фонд" в работу практически всех федеральных архивов, 67% государственных архивов субъектов Российской Федерации и 24% муниципальных архивов. БД "Фондовый каталог" ведут 33 органа управления архивным делом субъектов Российской Федерации.

В БД «ЦФК Росархива» уже включены сведения о более чем 380,0 тыс. фондах или 45,3% от числа хранящихся в государственных и муниципальных архивах России.

Однако работа по созданию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации еще далека от завершения. Ее развитие связано с расширением охвата автоматизированным учетом всех хранилищ документов Архивного фонда Российской Федерации, укреплением нормативной, технической, технологической и кадровой базы функционирования системы.

В решении этих проблем особое значение имеет укрепление взаимодействия структур разной ведомственной подчиненности, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации.

Перспективы при этом достаточно обширны в их числе: совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии (М.Е.Швыдкой) наметить и осуществить в 2005-2010 гг. комплекс мер по внедрению в федеральных музеях и библиотеках, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, системы автоматизированного государственного учета.

Департаменту государственной политики (Ю.И. Бундин) и Финансово-экономическому департаменту (К.В. Карнович) Минкультуры России при разработке федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" учесть необходимость финансового обеспечения работ по развитию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. А так же ряд других задач, чья разработка ведется в данный момент.

Проблема электронных документов - это в первую очередь проблема понятия электронных документов и признания их юридической силы, достоверности или подлинности, возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности.

Проблема электронных технологий в делопроизводстве - это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения. Характерно, что большинство автоматизированных систем делопроизводства являются именно технологиями в традиционной среде.

Период конца XX – начала XXI вв. характеризуется созданием новых источников информации, таких как документы на электронных носителях и аудиовизуальная документация и продвижение интернет-систем и услуг. В наше время в связи с ростом проявления огромного интереса к использованию, хранению и собиранию архивных документов растет и актуальность этого вопроса. Понятие «архивный фонд» употребляется в том значении, как оно понимается в архивоведении. А именно совокупность всех зафиксированных и переданных на хранение на территории страны документов. Все эти документы являются востребованными в той или иной степени. В нашу эпоху, которую называют информационной, имеется огромное число потребителей информационных услуг в различных сферах. Архивные учреждения также ищут свое место в этой культуре масс-медиа. И в настоящее время широко развито массовое использование архивных документов.

    Архивные реформы 1990-2000 годов

Начало 90-х годов – переломный период в истории России, перестройка государственной системы, экономической и общественной жизни. Коренные изменения не могли не отразиться на архивной службе, которая к этому времени заняла прочное место в системе органов исполнительной власти. Начало реформе архивного дела было положено Указом Президента Российской Федерации «О партийных архивах», провозглашением принципов гласности и общедоступности. В изменившихся условиях необходимо было решить главную задачу – создать современную нормативно-правовую базу деятельности архивной службы.

Приступая к рассмотрению административного аспекта развития отечественного архивного дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами.

Впрочем, начало было более чем впечатляющим. Крах Советского Союза, повлекший за собой ликвидацию союзных государственных структур, подъем общественного интереса к архивам, выдвинувший отечественное архивное дело в центр современной общественно-политической жизни, не только России и стран СНГ, но и всего мира, неожиданно резко повысили роль и место довольно скромно до того существовавшего в РСФСР архивного ведомства.

На рубеже 20–21 вв. в результате глубоких социально-экономических и политических реформ архивная система вместе со всей страной пережила очень серьезную трансформацию. В свете этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы комплектования, сохранения и использования документов на совершенно новой основе. Этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин.

Главные из них: богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов, широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д. Приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозившая потерей целого комплекса научно-технической документации. Активный процесс банкротства, часто оставляющий бесхозными документы по личному составу, как мелких частных, так и гигантских промышленных предприятий. Развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе.

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др..

Составной частью истории архивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, которая ведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результате деятельности различных правительственных учреждений и организаций, стали формироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документы сегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империи в конце XVIII - XIX вв. Поворотным событием в истории архивного дела Ставрополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.

В государственных архивах территориально-административных образований, ныне входящих в Южный федеральный округ, сосредоточено почти 12 млн. единиц хранения (9% от общего объема документов госархивов субъектов Российской Федерации), а в муниципальных архивах - около 4 млн. ед. хр. (11% от общего объема документов этого звена). Наиболее объемные архивные фонды имеют Ставропольский край и Ростовская область, их государственные архивы входят в число так называемых архивов-миллионников. Эти территории обладают и наиболее развитой сетью муниципальных архивов. В Ставропольском крае действуют Государственный архив Ставропольского края (более 1 млн. ед. хр.), Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (668204 ед. хр.) и 33 архива с переменным составом документов, которые хранят около 370 тыс. ед. хр. В фондах этих архивов хранятся богатейшие источники, которые по ценности, полноте и объему информации не уступают материалам центральных архивохранилищ страны.

В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары. Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)». В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».

(Курсовая)

  • Курсовая работа - Таможенное дело и таможенное регулирование в Российской Федерации (Курсовая)
  • Сборник проблемно-ситуационных задач по сестринскому делу (Документ)
  • Дипломная работа - История музейного дела в России в 18-19 веках (УрГУ им.Горького) (Дипломная работа)
  • Курсовая работа - Образование и развитие рынка лизинга в России (Курсовая)
  • Шпаргалка - Сборник клинических задач для итоговой государственной аттестации по специальности Сестринское дело с эталонами ответов (Шпаргалка)
  • n1.docx

    Содержание

    Введение……………………………………………………………..……….……3
    1 Архивное дело в России в начале XX века……………………………….5

    1.1 Архивы в России в период крушения Российской империи…………….5

    1.2 Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)……7

    1.3 Процесс централизации управления архивами…………………………12
    2 Архивное дело в России на современном этапе……………………….18

    2.1 Архивный фонд Российской Федерации………………………………18

    2.2 Современное законодательство в области архивного дела……………22
    Заключение…………………………………………………………….………...28

    Список использованной литературы…………………………………………...30

    Введение

    Актуальность исследования. Система хранения информации стала формироваться одновременно с формированием системы деловой письменности. Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на различные сроки хранение в зависимости от проведенной оценки их информационной ценности. Хранение документов в течение длительных сроков с ограничением доступа к ним и максимальным исключение их порчи или несанкционированного изъятия и называется, как правило, архивным хранением. Архивное дело может отмечать несколько “дней рождения” в зависимости от точки зрения конкретного исследователя вопроса.

    Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований.

    Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

    Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России и, конечно, долг, и обязанность Архивной службы России всех уровней.

    Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенностью архивного фонда и одним из основных отличий его от других информационных фондов является то, что его объем постоянно возрастает за счет новых поступлений, причем с течением времени информационная, историческая и научная ценность архивной информации не снижается, а, напротив, постоянно возрастает. Поэтому увеличивается и интерес исследователей к архивной информации.

    Объект исследования – архивное дело.

    Предмет исследованияразвитиеархивов и архивного дела в России в течение ХХ века.

    Цель данной работы - рассмотреть историю и состояние архивного дела в России на протяжении ХХ века.

    В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи стоящие перед данной работой:


    1. Раскрыть историю российских архивов в период крушения Российской империи;

    2. Дать обзор развитию архивов в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.);

    3. Рассмотреть пути процесса централизации управления архивами;

    4. Определить роль и значение архивного фонда Российской Федерации;

    5. Раскрыть особенности современного законодательства в области архивного дела.
    Определенную помощь при написании работы оказала основная учебная литература; литературные источники и публикации в средствах массовой информации, Интернете; материалы совещаний, семинаров.

    В качестве методов исследования применялись: терминологический анализ, контент-анализ, описательный метод, критическая оценка.

    Исходя из поставленной цели и задач данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1.1 Архивы в России в период крушения Российской империи

    В начале ХX вв. наблюдается спад работы в области архивного дела. В этот период не было создано ни одного нового исторического архива, правда продолжались упорядочения дел и разработка справочников, но эта деятельность протекала медленными темпами.

    Пагубно сказалась на сохранности материалов первая мировая война. Многие источники погибли из-за плохо организованной и несвоевременной эвакуации. Прекратился отпуск средств на ремонт архивных зданий, приобретение оборудования.

    Интересным историческим источником этого времени становятся документы партий и революционного движения. Создаются партийные архивы. В 1904 году в Женеве создается библиотека и архив партии большевиков. В этих материалах откладываются и документы внутрипартийной борьбы, издательской, подпольной деятельности. Далеко не все документы того периода дошли до нас.

    В 1899 году Д.Я. Самоквасов - видный археолог, историк русского права, управляющий Московским архивом Министерства юстиции, внес на рассмотрение XI Археологического съезда проект архивной реформы. Для управления архивами создается Центральный архив. Делопроизводство высших и центральных учреждений до 1800 г. концентрируется в архиве Министерства юстиции. В центральных городах учебных округов создаются областные архивы, которые хранят документы местных учреждений до 1800 г. Делопроизводство с 1800 г. образует единый архив – регистратуру. Губернские ученые комиссии вливаются в областные архивы. По своей четкости и последовательности проект Д.Я. Самоквасова превосходил все предыдущие проекты .

    Съезд принял компрессионное решение. За основу был положен проект Д.Я. Самоквасова, но с сохранением за губернскими комиссиями самостоятельности. Было принято постановление о необходимости добиваться создания главного архивного управлений, в ведении которого должны были находиться государственные архивы, оно бы решало вопрос о штатах, о порядке хранения, описания и использования материалов, о контроле архивной службы. В последующем Д.Я Самоквасов настаивал на проведении архивной реформы, требуя создания центрального архивного органа, централизации исторических архивов, прекращении уничтожения дел и постройке архивохранилищ. Позднее Д.Я. Самоквасов предложил создать 90 губернских архивов. Но и этот проект был отклонен.

    Окончательную судьбу проекта Д.Я Самоквасова решило в сентябре 1903 года Министерство финансов заявив, что не имеет возможности "на отвлечение государственных средств" на такие расходы, которые " хотя и являются полезными, но по предмету своему терпят отлагательства" .

    Отличительная черта этого периода - резкое нарастание научно - технической документации, что было вызвано развитием науки и техники. Появилось большое количество машинописных материалов, телеграфные бланки и ленты, записи телефонограмм и радиограмм, фотографии, кинофильмы, звукозаписи. Отечественные архивисты успешно разрабатывают теоретические вопросы архивоведения. В русское архивоведение вводится понятое "фонд". Несмотря на определенные успехи, архивные учреждения испытывали и трудности. Например, в Московском архиве Министерства юстиции понадобилось бы на описание всех дел 1000 лет. Архивы продолжали вести большую справочную работу, расширялась публикация документов.

    Итак, в России до 1917 года сложилась огромная сеть архивов. Всего в стране насчитывалось свыше 120 тыс. правительственных и общественных архивов. Над ними не было единого руководящего органа, они находились в подчинении различных ведомств. Бал создан ряд исторических архивов, которые сыграли положительную роль в деле опасения источников от гибели, их упорядочение и использование .

    Плохо был налажен учет архивных источников. Часто архивисты не знали какое количество дел они хранят. Что касается их численности в масштабах всей страны, то такой вопрос дореволюционные историки-архивисты даже не ставили. По подсчетам последователей в архивах правительственных учреждений в конце XIX-начале XX в. насчитывалось от 300 млн. до 1.25 млрд. ед. хранения. Но до нас дошла незначительная часть этого огромного документального массива .

    С конца XIX в. выработались определенные принципы отбора документов, улучшились способы их систематизации, был достигнут прогресс в разработке вопросов о хранении документов и описании архивных дел. Закладывались основы организации архивного дела, которые позднее воплотились в жизнь.
    1.2 Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)

    Октябрьская революция разрушила старый государственный аппарат, ликвидировала правительственные учреждения буржуазно-помещечьего государства и вместо него создала новые органы государственной власти и управления. Это повлекло за собой упразднение архивов старых правительственных учреждений. В связи с этим возникла необходимость сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке.

    В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране. I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела .

    В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в управлении этой отраслью:


    1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд (ЕГАФ).

    2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права, указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета [Там же, с. 63].
    В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства.

    22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:

    1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.

    2) учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.

    3) Создана система государственных экспертных органов: разборочно - проверочные комиссии Главархива .

    В губерниях начинается работа по организации архивного дела.

    Принципы организации ЕГАФ и формы объединения фондов были серьезной проблемой. Было признано, что в ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют секции, которые состоят из отделений. Внутри отделений основываются отделы. Секция, имея отделения и отделы, является научно - организационным центром. В 1918-1919 гг. создано 8 секций:

    1 - законодательства, верховного управления и внешней политики,

    2 - юридическая

    3 - военно-морская

    4 - народного образования

    5 - историко-экономическая

    6 - внутреннего управления и самоуправления

    7 - историко-революционная

    8-печатных изданий официального характера .

    В 1921 году была образована 9 – историко-культурная секция. 30.01.1919 г. был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на «до 1917 года» и «после 1917 года».

    29 июня 1919 года был подписан Декрет "Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства .

    31 марта 1919 года был подписан Декрет "О хранении и уничтожении архивных дел". В нем говорилось, что "все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них не более пяти лет". После этого поступают в соответствующие архивные отделения в качестве исторического материала. Декрет предусматривал создание централизованной системы организации разбора и выделения к уничтожению дел. При архивных управлениях создаются проверочные комиссии, на рассмотрение которых предоставляются описи дел, намеченные к уничтожению. Декрет дает указания, какие документы могут быть уничтожены. Из этих материалов должны быть отобраны документы, требующие постоянного хранения.

    В сентябре 1920 г. декретом об организации Истпарта – комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б) - было положено начало собиранию и изучению документов по истории партии. Все учреждения, имеющие документы по Октябрьской революции были обязаны передавать их в распоряжение Истпарта. В 1920 году был открыт Архив Октябрьской революции – до 1925 года в нем было собрано около 200 фондов. На местах существовали бюро Истпарта, которые сотрудничали с губернскими архивами.

    Создание Государственного архива РСФСР. Решение осоздание Госархива РСФСР было принято на заседании коллегии Главархива 17 сентября 1920 года. Он создавался для хранения важнейших исторических материалов. В Госархиве РСФСР было образовано четыре отделения:

    1. древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России до 18 века

    3. хранилище документов истории революции и общественного движения (до марта 1917 года)

    4. архив Октябрьской революции, содержащий документы после марта 1917года .

    Создание Госархива РСФСР имело большое значение для дальнейшего архивного строительства. Отделения Госархива явились основой организации крупнейших центральных государственных архивов.

    Первая всероссийская конференция архивных работников. Конференция проходила 29 сентября – 3 октября 1921 года. В программе стояли вопросы о ближайших задачах, организации архивного дела на местах, Главархиве РСФСР, материальном положении Главархива и его органов. Конференция уделила большое внимание организации архивов действующих учреждений.

    В резолюции конференции рекомендовалось просить правительство включить Главархив в систему учреждений, подчиненных непосредственно ВЦИК или СНК, указывалось на неотложность издания постановления о реорганизации делопроизводства и архивной части во всех учреждениях РСФСР и предоставление архивным органам права общего руководства этим.

    Сразу же после конференции Главархив поставил перед правительством вопрос о реорганизации архивных учреждений в связи с задачами, которые выдвигались перед архивами.

    Значительный прогресс был достигнут в области подборки кадров архивистов, хотя, ситуация в этой области продолжала оставаться сложной. В 1925 году в архивных учреждениях РСФСР работало свыше 1000 архивистов; три четверти из них имели низшее и среднее образование. При Археологическом институте в Петрограде начали действовать специальные архивные курсы с полугодовой теоретической подготовкой и полугодовой архивной практикой. Открывая их, академик Платонов подчеркнул: "Общий процесс разложения, в котором не намечается еще процесс созидания, как это ни странно, животворящим образом отразился на архивном деле. В ноябре 1918г. заработали полугодовые архивные курсы и в Москве, затем отделения при Петроградском университете и МГУ.

    Положение в Главархиве стало меняться после назначения его заведующим воинствующего лидера историков-марксистов М.Б. Покровского. При нем начались чистки аппарата Главархива и его Петроградского отделения, в ходе которых Платонов, Пресняков и другие выдающиеся историки и архивисты старой школы вынуждены были оставить работу в архивных структурах .

    Недостаточная идеологическая направленность и преобладание классических научных разработок в деятельности архивной службы вызвали недовольство не только у группы Покровского, но и в партийном руководстве страны в целом. Сложившееся положение было связано с подчинением Главархива Наркомпросу. В результате, в январе 1922 г.

    ЕГАФ был преобразован в Центрархив ВО главе с его Управлением. Позднее было подчинено непосредственно ВЦИКу. Официально это аргументировалось необходимостью поднять престиж архивных органов, в действительности же реорганизация была нацелена на то, чтобы перенести центр тяжести с научных задач в область выполнения идеологических и хозяйственных предписаний.

    1.3 Процесс централизации управления архивами

    20 декабря 1921 года Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве РСФСР. Главное управление архивным делом передавалось из наркомата просвящения в ведение ВЦИК, Главархив переименовывался в Центральный архив РСФСР. Все архивные учреждения объединялись в Центрархив РСФСР, им заведывало Управление Центрархива. На Центрархив возлагалось общее руководство постановкой архивной части текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР. Создавалась новая структура Архивного управления. Оно состояло из общего и научно-методического отделов .

    Реорганизация Главархива в Центрархив вызвала необходимость преобразования местных архивных органов. 20 ноября 1922 года ВЦИК утвердил новое временное "Положение о местных архивных органах". Они получили название архивных бюро. Губернские или областные архивные бюро состояли при секретариатах президиумов исполкомов. Заведующий архивным бюро назначался исполкомом по согласованию с Центрархивом. Губернские архивные управления в области научно-теоретической работы подчинялись Центрархиву. Специальный пункт положения касался работы архивных бюро по руководству архивами действующих учреждений. Положение улучшало общее состояние архивных органов на местах, поднимало их авторитет. Законодательные акты по архивному делу 1918-1920гг. разрешали лишь принципиальные вопросы состава ЕГАФ. Они не могли предусмотреть все конкретные категории документов, подлежащие сдаче в государственные архивы.

    21 апреля 1924 года ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление, распространившее право Центрархива на включение в ЕГАФ архивных фондов и предприятий, преобразованных и переименованных после Октябрьской революции. Однако 13 марта 1926 года пришлось дополнительно в новом постановлении указать на обязанности всех государственных и общественных учреждений и предприятий сдавать в архивы имеющиеся у них материалы. Постановление более подробно давало перечень видов документов, которые включались в ЕГАФ и подлежали хранению в государственных архивах. Для обеспечения деятельности учреждений, музеев и библиотек им разрешалось оставлять у себя на время некоторые комплексы документов .

    Первый съезд архивных работников РСФСР. Съезд состоялся в марте 1925 года. Он подвел итоги работы и наметил главные задачи для нового этапа архивного строительства. Съезд явился первым в мире собранием архивных работников. На съезде присутствовало 136 делегатов. В работе съезда принимали участие архивисты Украины, Белоруссии, Узбекистана, Грузии, Армении, представители 10 наркоматов и 11 научных и высших учебных заведений. Съезд обсудил вопросы о взаимодействиях с научными учреждениями, архивами действующих учреждений, вопросы экспертизы ценности документов, архивном образовании. Серьезное внимание обратили на техническую обработку дел и организацию научно-справочного аппарата архивов. Съезд предложил срочно провести в жизнь правила постановки архивной части в действующих учреждениях. На съездебыли приняты постановления об издании правил публикации документов, правил составления архивных справочников и указателей, организациикартотек фондов. Острая дискуссия проходила по вопросу передачи в архив документов действующих учреждений.

    Съезд поставил большие задачи перед архивными учреждениями по концентрации материалов советского периода, укреплению центральных и местных государственных архивов, установлению тесных связей с государственными и, научными и другими учреждениями, обеспечению научного исследования и публикации документов.

    Вторая конференция архивных работников РСФСР. Конференция состоялась 11-15 января 1927 года. На конференции присутствовали представители губернских, краевых, областных архивных бюро, представители наркоматов и научно-исследовательских учреждений. Конференция признала успешной деятельность архивных учреждений по выполнению решений первого съезда. За два года были собраны основные фонды дореволюционного прошлого в государственные архивы, началась планомерная передача в архивы документов действующих учреждений, увеличилось количество справок, выдаваемых архивными учреждениями, усилилась роль архивов в исследовательской деятельности.

    Конференция приняла решение о подчинении работы архивов нуждам государственного и хозяйственного строительства. Это постановление определило главное направление деятельности архивов на ряд лет – тематическое выявление материалов для нужд хозяйственного строительства, выявление сведений по отраслям народного хозяйства, науки, культуры.

    В резолюции конференции обращалось внимание на архивы действующих учреждений откуда идет пополнение ЕГАФ, высказывалось предложение о поднятии правового положения заведующих архивами учреждений, установит практику ежегодных отчетов архивных органов о состоянии архивного дела. Конференция рассмотрела положение дел в автономных республиках, сочла неотложным повышение квалификации архивных работников, предлагалось основать специальное высшее учебное заведение .

    В 1929 постановление ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено "Положение об архивном управлении РСФСР". Положение определяло состав Государственного архивного фонда (ГАФ) РСФСР, отношение архивных органов к архивам учреждений, организаций, предприятий, систему центральных и местных государственных архивов, формы и методы проведения экспертизы документальных источников, их практического и научного использования. Положение предусматривало создание Центрального архивного управления (ЦАУ) при ВЦИК. На ЦАУ возлагалось заведывание ГАФ и руководство архивным делом в республике .

    Положение расширило права архивных органов на документальные собрания частных лиц, сохраняло деление ГАФ на материалы дореволюционного и советского периода. По положению вывоз документов за пределы РСФСР производился только с разрешения ЦАУ РСФСР, предлагалось проводить планомерную публикацию документов. В Положении на архивное управление возлагалось составление проектов законов по архивному делу, издание общих правил, руководств и инструкций, научная разработка вопросов архивоведения, создание научно- вспомогательных учреждений, издание печатного органа "Красный архив", созыв съездов и совещаний архивистов, руководство архивными управлениями автономных республик, краев, областей по концентрации, классификации, научной обработке и использованию документальных материалов. Специальный раздел Положения касался сдачи документов архивным органам и порядок их отбора на хранение и уничтожение. В Положении были определены новые сроки хранения документов в учреждениях – 10 лет. Органы ЗАГС имели право хранить документы 75 лет. От учреждений и организаций требовалось составление перечней дел, подлежащих постоянному и временному хранению. Для проведения экспертизы дел в учреждениях создавались разборочные комиссии. В Положении оговаривались категории лиц, которые допускались к занятиям в архивах.

    10 апреля 1929 года постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано при Центральном исполнительном комитете СССР Центральное архивное управление (ЦАУ) СССР для общего направления и объединения деятельности архивных управлений союзных республик по заведыванию фондами общесоюзного значения. Перед ЦАУ СССР ставились задачи касающиеся исключительно фондов общесоюзного значения и общее руководство постановкой архивной части в центральных учреждениях.

    Архивными фондами общесоюзного значения признавались документы относящиеся к Февральской революции 1917 года, документы по установлению Советской власти, по истории Красной армии и гражданской войны, документы съездов Советов, Совета народных Комисаров СССР, общесоюзных учреждений и организаций.

    Второй съезд архивных работников. Съезд состоялся 25 мая-1 июня 1929 года. На съезде присутствовало свыше 200 делегатов. На съезде были подведены итоги работы архивных учреждений, заслушали доклады о работе архивных управлений союзных республик, о проекте пятилетнего перспективного плана работы архивных учреждений. Доклады представителей научных учреждений позволили наметить новые формы сотрудничества с архивами.

    Ко времени открытия второго съезда под руководством ЦАУ находилось 11 архивных управлений союзных республик, 13 архивных бюро автономных областей, 4 краевых архивных бюро, 4 областных, 16 губернских, 99 окружных, 130 районных архива, 183 уездных и 2 волостных. В докладе о работе Центральной поверочной комиссии и разборочных комиссий на местах подведены итоги большой работы по экспертизе ценности документов. На съезде говорилось о важности правильной постановки делопроизводства в государственных учреждениях . Много внимания было уделено пятилетнему плану работы архивных учреждений.

    Это была первая попытка наметить перспективы развития архивного дела. В тезисах содержались плановые задания по учету документов по созданию новых архивов, обработке документов, подготовке кадров, составлению методических рекомендаций. План намечал создание в краевых и областных центрах оборудованных государственных архивов. В резолюциях съезда были отмечены наряду с достижениями и неудовлетворительное положение архивов учреждений и профсоюзов. Среди первоочередных задач съезд признал необходимым усилить связи с учреждениями по использованию документов, активизировать работу по созданию научно-справочного аппарата, укрепит местные государственные архивы, привести в порядок ведомственные архивохранилища. Съезд одобрил тезисы пятилетнего плана.
    2 Архивное дело в России на современном этапе

    2.1 Архивный фонд Российской Федерации

    Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

    Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

    Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:


    • в пределах АФ РФ в целом;

    • в пределах архива;

    • в пределах архивного фонда.
    Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

    Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

    К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах .

    С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов. К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами – 78 .

    Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

    Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

    1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности:


    • архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;

    • архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;

    • архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;

    • архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда РФ.
    2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации:

    • архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;

    • кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.
    3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения:

    • архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;

    • архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;

    • архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;

    • архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда .
    Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:

    1. Государственный архив РФ;

    2. Российский государственный архив древних актов;

    3. Российский государственный архив экономики;

    4. Российский государственный исторический архив;

    5. Российский государственный военно-исторический архив;

    6. Российский государственный военный архив;

    7. Российский государственный архив военно-морского флота;

    8. Российский государственный архив научно-технической документации;

    9. Российский государственный архив социально-политической истории;

    10. Российский государственный архив новейшей истории;

    11. Российский государственный архив литературы и искусства;

    12. Российский государственный архив Дальнего Востока;

    13. Российский государственный архив кинофотодокументов;

    14. Российский государственный архив фонодокументов.
    Ведомственные архивы подразделяются на 5 групп:

    • архив организации;

    • центральный архив;

    • центральный отраслевой архив;

    • объединенный ведомственный архив;

    • объединенный межведомственный архив.
    Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности:

    1. государственных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций;

    2. негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации;

    3. физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие) .
    В соответствии с третьим признаком организации документов Архивного фонда РФ существуют три формы хранения документов:

    Постоянное хранение - вечное хранение архивных документов в архивах, библиотеках, музеях.

    Временное хранение - хранение документов учреждениями и организациями в создаваемых ими архивах в течение периода, установленного нормативными правовыми актами. Временное хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений. Временное хранение - хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения ФАС, которое осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений, организаций, предприятий, а также государственные отраслевые фонды. Муниципальные (районные и городские) архивы могут осуществлять временное хранение в учреждении ФАС (это архивы с переменным составом документов). Обычно временное хранение осуществляется в интересах учреждений и ведомств, пока документы нужны для информационного обеспечения работы данного учреждения. Сроки передачи документов на постоянное хранение строго ограничены законом.

    Депозитарное хранение - хранение документов в архиве, музее и библиотеке на условиях, определяемых соглашением - договором между собственником документов и архивом, музеем и библиотекой с сохранением за собственником права распоряжаться архивными документами. 5

    2.2 Современное законодательство в области архивного дела

    Архивы в силу свойства аутентичности сконцентрированных в них документов обязаны удовлетворять социальные запросы общества, отвечая на его потребности в исторической памяти. При этом, к сожалению, общество слабо осознает значение архивов. Документ и архивы малопонятны обывателю и власть предержащим. У большинства граждан с советских времен сохранилось отношение к архивам как к воплощению гигантской бюрократической машины, отравлявшей жизнь на всех ее этапах. Это и неудивительно – ведь в советские времена даже не существовало законов, посвященных архивному делу. Эта ситуация изменилась только на переломе эпох: в июле 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах №5341-I, а в 1994 году утверждено Положение об Архивном фонде Российской Федерации .

    Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

    В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» , который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

    Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

    Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года . Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные . Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

    С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени . Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» .

    В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

    На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары . Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

    На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

    Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

    Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» . В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».

    Сегодня совершенно необходима кропотливая работа приведения существующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным Законом «Об архивном деле». Проблема заключается в том, что некоторые субъекты федерации имеют собственные законы, которые до сих пор не приведены в строгое соответствие с нормами Федерального законодательства. К ним относятся законы таких регионов как Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Новосибирская и Московская области, город Москва.

    В архивном деле существует особо актуальная задача введения и применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов – это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и муниципальные архивы страны.

    Заключение

    Уничтожение и гибель документов в конце XIX века в России приобрели массовый характер, что вызвало противодействие со стороны научной общественности. Н. В. Калачов разработал проект реорганизации архивного дела, который оказал влияние на его последующее развитие. Был учрежден Петербургский археологический институт, однако проблема кадров осталась нерешенной. Стали возникать губернские ученые архивные комиссии. Но их деятельность не сыграла заметной роли в упорядочении архивного дела на местах. Гораздо шире стал круг ученых, привлекавших архивные источники. Усилилась работа архивных учреждений по изданию документов, составлению и публикации описей, каталогов и других справочников, не потерявших значения и в настоящее время.

    В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране. После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь - агентурные.

    Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.

    После Великой октябрьской революции изменения в государственной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидированных учреждений царского и временного правительств.

    Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране. Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозка в государственные архивы; организация использования документов; контроль за сохранностью документов в учреждениях; первичная научно-техническая обработка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой работы в Главархиве была создана инспекторская группа, в губернских городах организацией архивного дела в этот период занимались отделы народного образования.

    И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.

    Список использованной литературы


    1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ № 79.

    2. Положение о Федеральной архивной службе России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998г. № 1562 // СЗ РФ № 1 // Российская газета, 11 февраля 1999 г.

    3. ГОСТ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Госстандарт России, 1998.

    4. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах [Текст]. - М.: Государственная служба России, 2003. – 98 с.

    5. Положение о Федеральной архивной службе России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.98г. 1562.

    6. Автократов, В.Н. Из истории советского архивоведения конца 20-х годов [Текст] / В.Н. Автократов // Советские архивы. 1982. № 2

    7. Автократов, В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения [Текст] / В.Н. Автократов. – М., 2001. – 320 с.

    8. Алексеева, Е.В. Архивоведение [Текст] : Учебник для нач. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. - М.: ПрофОбраИздат, 2002.- 272с.

    9. Архивы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/branch/rosarchive/index.shtml

    10. Вяликов, В.И. Архивное строительство в СССР (1917 - 1945 гг.) [Текст] : Учебное пособие / В.И. Вяликов. - М., 1996. – 276 с.

    11. Государственный Архив Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //garf.narod.ru/index.htm

    12. Гофейн, Г.М. Архивоведение [Текст] : Учебное пособие / Г.М. Гофейн, Л.Е. Шепелев. – СПб., 2001. - 304 с.

    13. Гриместед, П. Российские архивы в переходный период [Текст] / П. Гриместед // Новая и новейшая история. – 2004. - № 1. – С. 56-62.

    14. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений России [Текст] / Н.П. Ерошкин. - М., 1993.

    15. Информационный бюллетень «Вестник архивиста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.vestarhiv.ru/index16.php

    16. Иоффе, И.А. Библиотеки и архивы: интеграция информационных ресурсов [Текст] / И.А. Иоффе // Библиография. – 1994. - № 5 . – с. 80-96.

    17. Козлов, В. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения [Текст] / В.Козлов // Отечественные архивы. – 1994. - № 1. – С. 97-121.

    18. Козлов, В.П. Архивная служба России и российская государственность: опыт 80 лет [Текст] / В. Козлов // Отечественные архивы. - 1994. - №1.

    19. Козлов, В.П. Российское архивное дело [Текст] / В.П. Козлов. - М.: РОССПЭН, 1999.-336с.

    20. Козлов, В.П. Теоретические основы археографии с позиций современности [Текст] / В.П. Козлов // Отеч. архивы. – 2001. - № 1. – С. 45-59.

    21. Корнеев, В.Е. Архивы на службе тоталитарного государства (1918 - начало 1940-х гг.) [Текст] / В.Е. Корнеев, О.Н. Копылова // Отечественные архивы. – 1992. - № 3. – С. 129-148.

    22. Корнеев, В.Е. Опыт периодизации истории и организации архивного дела в России [Текст] / В.Е. Корнеев. - М., 1993. – 240 с.

    23. Максаков, В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.) [Текст] / В.В. Максаков. - М., 2009. – С. 56-63.

    24. Маяковский, И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР [Текст] / И.Л. Маяковский. - М., 2000. – 287 с.

    25. ПЦПИ-Публичные центры правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.pcpi.ru/manage/page?tid

    26. Самократов, Д.Л. Рукопись и книга: Рассказ об архивоведении [Текст] / Д.Л. Самократов. - М., 2008. – С. 199 с.

    27. Самошенко, В.Н. История архивного дела в дореволюционной России [Текст] / В.Н. Самошенко. - М., 1999. – 239 с.

    28. Старостин, Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии [Текст] / Е.В. Старостин. - М., 2007. – 456 с.

    29. Чернов, А.В. История и организация архивного дела в СССР: Краткий очерк [Текст] / А.В. Чернов. - М., 2004. – 276 с.

    Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

    Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством.

    Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

    В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

    Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом.

    С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы.

    На сегодняшний день создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

    Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.