Федеральный закон 162 от 29.06. Закон о стандартизации. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации

Уважаемые Производители!

ТУ включены в перечень документав по стандартизации!

29 июня 2015 г. Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным подписан Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Закон вступает в действие по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г. Документ вводится с 29.09.2015 г.

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации. Применяемая терминология унифицирована с международной.

Технические условия официально включены в перечень документов по стандартизации!

В среде специалистов в области стандартизации и пищевой промышленности активно распространялись мнения о том, что Технические условия изжили себя и в скором будущем данная форма нормативно-технической документации будет отменена.

Но вопреки этим мнениям, вступивший в силу Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» официально закрепил понятие «Технические условия».

Статья 2. Основные понятия

Технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

Согласно статьи 14 Гл. 4 Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» ТУ на сегодняшний день официально включены в перечень документов по стандартизации.

Глава 4. Документы по стандартизации

Статья 14. Виды документов по стандартизации

К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия ;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Стандарты организаций и технические условия

  1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
  2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
  3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

В Федеральном законе № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» прописаны также требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новым является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе. Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации). Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Скоро появится Знак национальной системы стандартизации!

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Таким знаком будет маркироваться продукция, произведенная по национальным стандартам. «Присвоение Знака национальной системы стандартизации будет повышать доверие потребителей к качественной отечественной продукции» — отметил первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин.

Статья 31. Знак национальной системы стандартизации

  1. Знаком национальной системы стандартизации маркируются документы национальной системы стандартизации для информирования заинтересованных лиц о принадлежности к национальной системе стандартизации, а также может маркироваться продукция, соответствующая национальному стандарту, и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции.
  2. Знак национальной системы стандартизации не является специальным знаком и наносится в информационных целях.

Положение вступает в силу с 1 июля 2016 года. В предусмотренный переходный период Росстандарт должен установить порядок применения знака национальной системы стандартизации; утвердить показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации; определить порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным и академическим библиотекам.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

сотрудники НПЦ «Агропищепром» Юлия Саввина, Юрий Аверков

Процедура стандартизации направлена на разработку, опубликование и использование стандартов по определенным нормам закона. Применяются также правила стандартизации для создания безопасной среды для продукции, работ, услуг, для здоровья и жизни граждан. Регулируется процесс Федеральным Законом № 162 и специальными органами, уполномоченными руководить разработкой и утверждать нормативные документы по правилам стандартизации.

Федеральный Закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года. 24 июня был одобрен Советом Федерации. Вступление в силу настоящего законопроекта приходится на 29 июня 2015. Последние изменения вносились в документ 3 июля 2016 года.

Рассматриваемый закон регулирует правовые основы стандартизации и функционирование национальной системы стандартизации. Одним из важных направлений нормативного акта является обеспечение единой государственной политики в данной области.

Каждый закон преследует какую-либо цель. Цели ФЗ № 162:

  • помощь в развитии социальной и экономической сферы в России;
  • помощь России интегрировать в мировую экономику и в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • способствовать улучшению качества жизни граждан;
  • предоставить оборону стране и безопасность для государства;
  • осуществлять техническое перевооружение промышленности;
  • улучшать качество продукции, качество выполняемых работ, качество оказания услуг и повышать конкурентоспособность продукции российских производителей.

Согласно положениям закона, чтобы достичь вышеуказанные цели, необходимо реализовывать задачи. По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие:

  • использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики;
  • повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей;
  • сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений;
  • сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц;
  • сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов;
  • создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций;
  • оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию;
  • при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации;
  • предоставлять единство измерений;
  • не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение;
  • рационально использовать ресурсы;
  • внедрить применение международных и региональных стандартов.

При выполнении всех вышеуказанных задач следует достижение поставленных целей.

Скачать текст ФЗ о стандартизации

Разрабатывать государственную политику в области проведения стандартизации вправе федеральный орган исполнительной власти. Во власти данного учреждения проводить надзор за выполнением всех законных норм в области измерения стандартов. По истечению года, сотрудники федерального исполнительного органа власти предоставляют в Правительство России доклад, в котором указывается о состоянии работ в области стандартов. В компетентности работников данного органа является разработка стратегических и приоритетных направлений развития национальной системы стандартов.

Чтобы узнать какие есть нюансы в разработке политики стандартов продукции (ФЗ о безопасности пищевой продукции ), работ и услуг, следует изучить полный текст документа. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» можно по

Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации

Статья 4 глава 1 закона № 162

Главные принципы настоящего Федерального Закона «О стандартизации в РФ» описаны в 4 статье:

  • не принудительность использования документации по унификации измерений;
  • обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
  • при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
  • использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
  • поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
  • документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
  • вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
  • определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
  • информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.

Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.

14 статья закона о стандартизации

Положения 14 статьи указывают на перечень документов , относящихся в системе стандартов:

  • документация национальной системы стандартов;
  • общие классификаторы, принятые на территории России;
  • стандарты учреждений и технические условия;
  • правила, касающиеся процесса установления стандартов;
  • иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.

При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.

Статья 29 Федерального Закона № 126

Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:

  • централизованный учет и систему хранения документации;
  • хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
  • обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
  • выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
  • выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.

По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.

При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
Статья 4. Принципы стандартизации
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
Глава 3. Участники работ по стандартизации
Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации
Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в сфере стандартизации
Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации
Статья 13. Комиссия по апелляциям
Глава 4. Документы по стандартизации
Статья 14. Виды документов по стандартизации
Статья 15. Документы национальной системы стандартизации
Статья 16. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации
Статья 17. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты
Статья 18. Рекомендации по стандартизации
Статья 19. Информационно-технические справочники
Статья 20. Общероссийские классификаторы
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
Статья 22. Своды правил
Глава 5. Планирование работ по стандартизации, разработка и утверждение документов национальной системы стандартизации
Статья 23. Программы стандартизации
Статья 24. Порядок разработки и утверждения национального стандарта
Статья 25. Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта
Глава 6. Применение документов национальной системы стандартизации
Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
Статья 27. Применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах
Глава 7. Информационное обеспечение стандартизации
Статья 28. Информационное обеспечение национальной системы стандартизации
Статья 29. Федеральный информационный фонд стандартов
Статья 30. Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации
Статья 31. Знак национальной системы стандартизации
Глава 8. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
Статья 32. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
Глава 9. Финансирование в сфере стандартизации
Статья 33. Финансирование в сфере стандартизации
Глава 10. Ответственность в сфере стандартизации
Статья 34. Ответственность в сфере стандартизации
Глава 11. Заключительные положения
Статья 35. Заключительные положения
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Единый порядок при выполнении даже самого простого действия помогает достигать результата намного быстрее. Если же речь идет о таком масштабном явлении, как комплекс продуктов, работ и услуг, то очевидно, что унифицированная система стандартов здесь необходима как воздух. Ее суть в полной степени отражает Федеральный закон о стандартизации в РФ .

Общие положения 162 ФЗ

162 закон о стандартизации является одним из самых «молодых» в истории российского права. Его актуализация датируется 19 июня 2015 г. , в день, когда закон приняли представители Госдумы. Совфед России одобрил законопроект пятью днями позже, 24.06.2015. Закон был отредактирован спустя год и один месяц, 3.07.2016. Поскольку утвержденное количество стандартов, действующих на территории страны, многочисленно, существует необходимость в регулировании их на основе комплексного, но единого свода правил. Важным условием является приверженность унифицированным принципам политики государства. Невозможно соблюдать стандарты в той или иной области, если их нормы на федеральном и региональном уровнях разнятся. Именно поэтому закон о стандартизации имеет большую ценность.

В составе ФЗ 162 выделяют 11 глав и 35 статей. Их основное содержание направлено на:

  • Интеграцию России в интернациональные системы стандартизации для повышения статуса страны;
  • Прогрессивный рост качества жизни всех социальных слоев;
  • Меры на усовершенствование государственных программ в экономике и социальной сфере;
  • Повышение оборонной способности и безопасности страны;
  • Модернизацию вооружения и оборонной промышленности;
  • Совершенствование стандартов продукции, всех этапов производства, качества предоставляемых услуг.

О последних изменениях в ФЗ о психиатрической помощи можно прочесть

Закон предусматривает, что реализуемая программа внедрения единых стандартов будет содержать:

  • Применение последних разработок науки и техники для развития инноваций в экономике;
  • Внедрение стандартов регионального уровня наравне с интернациональными.

ФЗ 162 делает обязательным:

  • Унификацию измерений;
  • Предоставление только достоверной информации для потребителей;
  • Оптимальную эксплуатацию ресурсов;
  • Адаптацию и улучшение номенклатуры продуктов, оптимизация расходов на использование и переработку;
  • Применение системы стандартов в процессе закупки.

Также для стандартизации соблюдаются следующие принципы:

  • Способствование росту уровня безопасности и жизни граждан РФ;
  • Охрана окружающей среды, флоры и фауны;
  • Защита имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
  • Меры по защите государственного и муниципального имущества.

Последние поправки, внесенные в закон о стандартизации

С точки зрения юрисдикции закон о стандартизации является технически доработанным и оптимальным по содержанию документом. Его структура не подвергалась многочисленным доработкам. Поправки в законе появились только в 2016 году, в апреле и июле. Июльская редакция закона (3.07.2016) содержит несколько изменений, главные из которых затронули статью четвертую на основе ФЗ 296.

Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №184 перейдя

Измененная версия ст. 4 гл. 1

Отражает свод ключевых тезисов текущего ФЗ. Обосновывается свобода в принципе применения документов, касающихся стандартизации в целом. Утверждается обязательность в использовании документации, которая затрагивает оборонные и стратегические объекты, а также продукцию сферы атомной энергии. Оговаривается, что терминология и комплекс характеристик и норм, которые используются в тематической отечественной документации, должны соответствовать современным инновациям, в том числе и зарубежной практике. Процесс разрабатывания и подготовки документации национальной системы стандартизации должен быть открытым для доступа, соблюдается принцип толерантности, свободы выражения мнений.

В документации также фиксируются положения, помогающие контролировать выполнение основных пунктов. Особо выделен тезис о том, что национальные стандарты не могут противоречить друг другу. Содержание документации о стандартизации обязано коррелировать со сводом актуальных технических регламентов, находящихся в ходу в РФ. Весь процесс, затрагивающий оборот документов по стандартизации, начиная от этапа создания и заканчивая возможной отменой, унифицируется. Вся информация, содержащаяся в документации, должна быть доступной. Исключение составляют данные по стандартизации, относящиеся к засекреченным или ограниченным для доступа в соответствии с законодательством.

Поправки в ст. 14

Перечисляет входящие в систему стандартизации документы, а именно:

  • законодательные акты национального уровня;
  • систематизированные перечни, общие для Российской Федерации;
  • документы с техническими требованиями и стандартами для организаций;
  • процедура по внедрению стандартизации;
  • свод правил и законодательных актов для специализированных объектов стандартизации (оборонные заведения, секретное производство и пр.).

Данные изменения не относятся к последней редакции.

Актуальная версия ст. 29

Описание основ деятельности Федерального информационного фонда стандартов, подведомственного правительству России. В его фундаментальные задачи входит порядок учета и сохранности документов, включая утратившие силу акты. В случае соответствующего запроса фонд регулирует процесс обмена документами стандартизации с интернациональными организациями. Строго контролируется процедура выдачи актов гражданским лицам и учреждениям. Описанные изменения не входят в последнюю редакцию.

Скачать текст 162 ФЗ о стандартизации в последней редакции

Для юрисдикции не существует плохих или хороших стандартов. Принятая и утвержденная законодательством система стандартизации является обязательной для исполнения. Незнание ее основ может негативно сказаться на производителях продукции разных видов. В свою очередь, рядовые граждане, изучив главные принципы закона, могут составлять свое мнение о качестве приобретаемых товаров или услуг.