Особенности закупки охранных услуг по 44 фз. Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.). Охранные услуги и "антитурецкий запрет"

Здравствуйте! Возможно ли заключить контракт с ФГУП "Охрана" по пункту 6 части 1 статьи 93 44-ФЗ, учитывая их преобразование в структуру Росгвардии? 29.11.2016 на сайте ФАС России в блоке "вопросы-ответы" появились разъяснения, что это неправомерно.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Можно ли на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключить с МВД контракт на обслуживание кнопки вызова быстрого реагирования на пульт охраны и выезд полиции?

У заказчика нет правовых оснований заключать с полицией как единственным поставщиком контракт на обслуживание кнопки вызова быстрого реагирования на пульт охраны и выезд полиции на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), если обслуживаемые по контракту объекты не включены в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе разместить заказ у единственного исполнителя , в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Департамент стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России в письме Минэкономразвития РФ от 18 января 2008 г. № Д04-91, разъясняет, что данный пункт может применяться заказчиком в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении выполняемых ими работ или оказываемых услуг. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ.Напоминаем, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Обращаем внимание, что в настоящее время в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (далее – Положение № 248) отсутствует прямая ссылка на полномочия МВД России по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций, а в соответствии с пп. 22 п. 12 Положения № 248 МВД России уполномочено организовывать в т.ч. охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.

В свою очередь Полиция, входящая в структуру МВД России согласно п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" уполномочена в т.ч. охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р, в который административные здания вашего ФБУ не включены.

Таким образом, если в данный перечень не включены, например, административные здания заказчика и прилегающая к ним территория, то по нашему мнению, у заказчика нет оснований заключать договор с полицией как единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. У ФГУП «Охрана» отсутствуют исключительные полномочия по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.Здание заказчика не относится к Перечню объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. Вместе с тем, у ФГУП «Охрана» также отсутствуют исключительные полномочия по охране ГКУ Архангельской области хозяйственное управление, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для заключения контракта по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Осуществление закупок услуг по охране объектов, имущества, осуществления контрольно-пропускного режима и прочих, связанных с деятельностью охранных организаций, услуг довольно распространены среди большинства заказчиков, действующих в условиях контрактной системы.

Такие закупки обычно не вызывают каких-либо сложностей, поскольку алгоритм их осуществления давно отработан, а содержание документации в части основных требований у всех заказчиков практически идентично.

Одним из ключевых требований к поставщику является наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, включающей в себя перечень разрешенных к оказанию услуг.

Как для заказчиков, уже успевших привыкнуть к тому, что закупки охранных услуг проходят без лишних проблем, так и для участников, прекрасно знающих и в большинстве случаев добросовестно соблюдающих требования документации о закупке, стала полной неожиданностью целая волна прецедентов, повлекших за собой отстранение участников от участия в торгах.

Какие требования предъявляются к охранным организациям?

Составляя техническую часть документации о закупке, осуществляемой в рамках Закона № , каждый заказчик исходит исключительно из собственных потребностей, описывая объекты и время оказания охранных услуг, количество и месторасположения постов и т.д. Как уже было сказано выше, обычно это не вызывает сложностей. При этом имеется два основных требования, предъявляемые к участнику:

  • действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг;
  • наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Заказчик требует предоставление копий этих документов в составе заявки на участие в закупке.

Объекты, для которых обязательны требования к антитеррористической защищенности

В силу своей специфики многие организации-заказчики попадают под действие пункта 7 части 3 Закона № 2487-1, предусматривающего охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

При этом какого-либо официального утвержденного перечня таких объектов нет. Существуют лишь признаки отнесения того или иного объекта к данной категории, в соответствие с которыми принадлежность устанавливается внутренним документом организации-заказчика.

Именно данный пункт Закона № 2487-1 стал причиной множества споров заказчиков и участников закупок.

Проблемная область закупки охранных услуг

Отклонения заявок, споры и жалобы в стали возникать после того, как в декабре 2014 года в Закон № 2487-1 были внесены определенные изменения, в которых пункт 7 был изложен в новой редакции.

Охранные организации, уже имеющие действующую лицензию, не переоформили ее и по сей день продолжают предоставлять в составе пакетов документов на участие в закупке копию, в которой пункт 7 изложен в старой редакции.

Многие комиссии сочли это поводом для отклонения заявок, поскольку предъявляют требования к участнику в соответствии с актуальной версией изложения данного пункта. Заказчики в свою очередь были немало удивлены и озадачены таким подходом и обратились в контрольные органы с жалобами на неправомерные действия комиссий. Внесем ясность в данный вопрос, исходя из судебной практики.

Проблема актуализации действующей лицензии

В контексте рассматриваемой проблемы, пытаясь ответить на вопрос, прав или не прав заказчик, отклоняющий заявку, мы неизбежно придем к другому: должен ли поставщик, имеющий действующую лицензию, заменить ее новой, содержащей актуальные формулировки пунктов разрешенных видов деятельности?

Ответ кроется в .4 Закона № 2487-1, согласно которой лицензия подлежит замене лишь в ряде случаев:

  • при продлении лицензии;
  • при намерении осуществлять новый вид охранных услуг, отсутствующий в имеющейся у организации лицензии;
  • при реорганизации;
  • при изменении названия или адреса места нахождения.

Ни в каких иных случаях действующая лицензия не подлежит замене. Соответственно после внесения изменений в Закон No2487-1 охранные предприятия, имеющие действующую лицензию, не должны были менять ее на новую.

Выводы

Исходя из того, что никакой специальный порядок вступления в силу пункта 7 не предусмотрен, также как отсутствуют и какие-либо изменения порядка получения лицензии, у охранных организаций нет оснований для переоформления имеющихся лицензий. Соответственно заявка, содержащая копию лицензии, в которой пункт 7 изложен в старой редакции, не может быть отклонена.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: стандартный подход

Некоторые нестандартные приемы защиты прав заказчиков универсальны для всех участников системы, не только для крупных организаций. Что представляет из себя официальное толкование 44-ФЗ? Почти все слушатели вебинара проходили обучение в рамках 44-ФЗ. Шаблоны и стереотипы являются одинаковыми на всей территории России. Тон толкования задают, как правило, Москва и Санкт-Петербург. Но когда нормы закона начинают применяться в реальной жизни, то толкование 44-ФЗ может отходить от стандартного. Это значит, что в регионах нет влияния Центрального аппарата, а это значит, что нормы могут применяться независимо от него.

Стандартизированное понимание зацикливается исключительно на сфере закупок. Любой стандартный специалист в сфере закупок замкнут в рамки своего отраслевого закона. Законодательство о лицензировании, к примеру, находится за гранью того, что преподается на курсах. Чтобы работать эффективно, необходимо разбираться во многих вопросах: юридических, экономических и так далее. Многие специалисты действуют в рамках стандартных ограничений и получают проблемы. Это можно назвать и придуманными ограничениями.

Что такое закон? Это разрешение делать все в рамках этого закона.

Правовые основания и порядок осуществления закупок

Правовые основания и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг за счёт бюджетных средств на уровне публично-правового образования без применения какие-либо положений законодательства РФ о регламентированных закупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ).

Существуют организационно-правовые формы юридических лиц, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на которые вообще не распространяются требованиями никакого законодательства РФ в сфере закупок — ни Закон № 44-ФЗ, ни Закон № 223-ФЗ.

Это ни ГУПы, ни МУПы, ни акционерные общества с долей государственного участия. Это автономная некоммерческая организация . Самым характерным примером такой организации является «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

«Цель - эффективное использование бюджетных средств… подготовка и осуществление закупок в рамках реализации мероприятий» (А.Улюкаев)

За счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий государственного заказчика вне рамок 44-ФЗ и 223-ФЗ, были выделены 163,104 млн. руб. (2016 г.), 157,384 млн. руб. (2017 г.). И это только в качестве имущественного взноса.

Это значит, что правительство не верит в то, что средства в рамках 44-ФЗ можно использовать эффективно. Такая схема давно применяется во многих субъектах Российской Федерации. Если ГУПы, МУПы, автономные фонды и другие организации переведут на положения 44-ФЗ, все они перейдут в автономные некоммерческие организации. Выход на это дает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Как работает эта схема? Средства могут быть переданы в виде имущественного взноса РФ, субъекта РФ, муниципального образования, как учредителя АНО, который можно разбить на несколько лет. В федеральном законе о бюджете, законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, решении представительного органа муниципального образования могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями (см. часть 2 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ). Эти средства поступают автономной некоммерческой организации и организация расходует их без привычного всем контроля.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О некоммерческих организациях» Статья 10. Автономная некоммерческая организация

  • Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.
  • В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

То есть средства являются собственностью этой организации. Также можно передать государственное и муниципальное имущество , минуя Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества":

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона 2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: 8) … государственного и муниципального имущества, передаваемого … иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Эта схема будет применяться организациями успешно, не попадая ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Закон 44-ФЗ называется так: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но контракты по факту он не регламентирует: нормы носят отсылочный характер. Отсылка идет к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кодификация Гражданского законодательства не менялась в течение многих лет.

1 несоответствие в законе. Закон № 44-ФЗ не обязывает фиксировать цену за единицу поставляемого товара по результатам проведения электронного аукциона. При этом в любой момент контракт может быть расторгнут по соглашению сторон.

Пример: необходимо купить 100 позиций канцелярских товаров: бумагу и ручки. Объявляется электронный аукцион. Стоимость единицы товара — 100 рублей. На аукционе предлагается цена 50 рублей. Кто предлагает 50 рублей? Поставщик, с которым организация работает постоянно. Почему он предлагает товар по 50 рублей? Он знает, что будет заключен контракт без составления спецификации, то есть без афиширования цены за единицу продукции. А контракт составляется путем предложения цены контракта, то есть общей суммы. Контракт на 50 рублей заключается, осуществляется поставка по 49 рублей. Далее контракт расторгается по соглашению сторон. Поэтому поставщик может участвовать в аукционах организации постоянно. Это удобно для закупки продуктов питания, расходных материалов. С точки зрения 44-ФЗ, партнеры исходят из стандартного толкования закона. Эти поставки многопозиционны, товары можно быстро списать по документам. Эту схему знают все.

В проект контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, включается только общая цена контракта, определяемая по результатам эл. аукциона. Фиксация цены за единицу поставляемого товара в спецификации к контракту не является обязательной.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016):

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

2 несоответствие в законе. В законе не прописаны юридические последствия расторжения контракта.

Правовые последствия расторжения контракта определяется «по соглашению сторон» в самом тексте соглашения о расторжении контракта. Это позволяет через соглашение о расторжении контракта «по соглашению сторон» менять условия исполнения контракта в обход требований статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Пример: у заказчика есть крупный объект на 1 млрд. рублей. Подрядчик не выполнил условия договора. Нужно заставить подрядчика расторгнуть контракт по соглашению сторон. Сроки были нарушены также подрядчиком. Нужно выставить подрядчику штрафные санкции по контракту, но тогда он не подпишет расторжение контракта по соглашению сторон. Что можно сделать в этой ситуации, поскольку правовые последствия расторжения контракта законом не регламентируются?

Можно применить эти нормы:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016).

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 453. Последствия изменения и расторжения договора

2. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

То есть вносятся изменения в уже заключенные контракт. Контракт формально не меняется, статья 95 не нарушается. Соглашение подписывается в части контракта. Но по факту запрета на изменение условий контракта нет.

3 несоответствие в законе . Не установлен максимальный размер неустойки (штрафа, пени) для поставщика (подрядчика, исполнителя).

В постановлении Правительства РФ № 1063 от 25 ноября 2013 г. установлен размер законной неустойки. Но по соглашению сторон размер законной неустойки может увеличиваться.

Но здесь вмешался Верховный суд РФ:

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.03.2016 г. № 306- ЭС15-15659. Неустойка по контракту квалифицируется как законная неустойка. Заказчик в проекте контракта вправе увеличивать размер законной неустойки — пени для поставщика (подрядчика, исполнителя) по сравнению с указанным в законодательстве РФ о контрактной системе на основании ст. 332 Гражданского кодекса РФ.

В чём суть позиции Верховного Суда РФ? Согласно статье 332 Гражданского кодекса кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.

Это дает возможность заказчику устанавливать повышенный размер неустойки.

Пример: ГБУЗ Самарской области «Тольяттинский кожно- венерологический диспансер» VS ООО «Прогресс-Строй».

4 несоответствие в законе. Непродуманно установлены основания освобождения сторон контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (см. ч. 9 ст. 34 ФЗ-44).

Наличие данной нормы в законе о контрактной системе позволяет фактически менять условия исполнения контракта.

Пример: заключается контракт на строительство большого объекта. Срок выполнения работ: 60 календарных дней. Цена контракта — 100 млн. рублей. За 60 дней такой контракт выполнить сложно. Это понятно, но закон формально запрещает менять условия контракта. из этого:

4.2. Государственный заказчик обязан:

4.2.2. Передать Генеральному подрядчику в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения Контракта строительную площадку и незавершенный строительством Объекта (в том числе временные здания и сооружения) на период строительства, а также исходно-разрешительную документацию, необходимую для выполнения Работ, на бумажном носителе в 1-м экземпляре, а именно: проектную, рабочую и сметную документацию, в том числе разрешение на строительство Объекта.

Передача оформляется в установленном порядке актом приема-передачи, подписываемым Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком. В случае задержки передачи строительной площадки и незавершенного строительством Объекта, и (или) исходно-разрешительной документации, необходимых для выполнения Работ, срок окончания Работ, переносится на количество дней задержки.

Факт задержки передачи строительной площадки и незавершенного строительством Объекта, и (или) исходно-разрешительной документации должен быть документально подтверждён соответствующим актом, подписанном представителями обеих Сторон.

Что это дает заказчику? Сторона освобождается от уплаты при наличии вины другой стороны. По факту свой участник может получить любой срок выполнения работ. К чему это приводит? Нормы закона могут применить таким образом. Решение вопроса об установлении гражданско-правовой ответственности остается на усмотрение заказчика. Именно так можно применять 44-ФЗ.

5 несоответствие в законе. Не установлен исчерпывающий перечень оснований для удержания заказчиком предоставленного обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе предусматривать основания удержания предоставленного обеспечения исполнения контракта в извещении и документации о закупке.

Поставщик переводит сумму обеспечения контракта на счет заказчика, как этого требует закон. Далее поставщик допускает то или иное нарушение, к примеру, задержку на 1 календарный день. С точки зрения закона, правовые последствия не прописаны. Если в проекте контракта заказчик прописывает, что имеет право удержать сумму обеспечения в полном объеме в случае нарушений поставщика, а поставщик подпишет этот контракт, то это будет легитимно.

6 несоответствие в законе. Не установлен исчерпывающий перечень оснований для одностороннего отказа сторон от исполнения контракта.

В настоящий момент по закону заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (см. ч. 9 ст. 95 ФЗ-44).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2015 года по делу № А56- 8466/2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2015 года по делу № А56- 2632/2015.

Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Основания ГК РФ для расторжения контракта в одностороннем порядке:

Статья 717 ГК РФ: …заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Статья 782 ГК РФ: …заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. …исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

По контракту заказчик вправе немотивированно отказаться, компенсировав подрядчику нужную сумму. Это дает возможность выходить на такой способ определения поставщика, как запрос предложений. Это позволяет обойти 44-ФЗ.

Запрос предложений: можно использовать любой порядок оценки, любую значимость критерий заявок. То есть заказчик может выбирать как угодно. Если заказчик отказывается от исполнения контракта в одностороннем порядке, он обязан направить сведения о поставщике в территориальный орган ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно сложившейся практике, участник закупки, уклонившийся от заключения контракта или с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке по решению заказчика, подлежит включению в РНП при наличии его вины , так как включение в РНП является мерой юридической ответственности.

  1. от 25 мая 2016 года по делу № А56-53340/2015;
  2. от 26 августа 2015 года по делу № А21-7189/2014;
  3. от 28 сентября 2015 года по делу № А66- 16470/2014;
  4. Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа:

  5. от 17 мая 2016 года по делу № А21-5510/2015;
  6. от 29 апреля 2015 года по делу № А44-5914/2014; 6. от 26 февраля 2016 года по делу № А05-6290/2015.
  7. Таким образом, становится возможно использовать контракт и поставщика для инициирования процедуры запроса предложений, где устанавливаются любые критерии оценки заявок. Контракт подписывается, исполняется, все издержки закладываются заказчиком для достижения цели.

    Неожиданные юридические последствия некоторых норм в № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Как определять результат любой процедуры? Можно применить несколько норм:

    1. Запрос предложений. Статья 83.

    Чем это выгодно заказчику?

  • нет ограничения по сумме начальной (максимальной) цены контракта,
  • сокращённый срок проведения - 5 календарных дней,
  • сокращённый срок заключения контракта - 7-20 календарных дней,
  • можно использовать любые критерии и порядок оценки.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд« Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Как выйти на запрос предложений:

  • через несостоявшийся электронный аукцион по основаниям, установленным частью 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе,
  • через осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся… в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки или по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также… в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений…

Какое это имеет значение? Эта схема будет применяться при проведении строек, Это будет чередоваться с формой 2. Как вариант — форма 2 плюс запрос предложений. Можно отклонить всех и выйти на запрос предложений. Контрольный орган в сфере закупок по действующему законодательству помешать не может.

2) Отстранение участника от участия в связи с предоставлением недостоверной информации.

Чем это выгодно заказчику?

  • отстранить участника закупки можно (подрядчика, исполнителя), то есть на любом этапе определения поставщика даже после размещения итоговых протоколов в ЕИС,
  • Позволяет управлять результатами торгов (как конкурсов, так и аукционов).

Если обнаружится недостоверность информации после размещения итогового протокола, то на любом этапе определения поставщика можно принять решение об отстранении участника за недостоверность информации. Сроков обжалования в законе 44-ФЗ нет. Контракт заключается со вторым победителем аукциона.

Примитивный пример использования в конкурсах: в требованиях к квалификации участников конкурса устанавливается необходимость предоставления информации об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема - копий соответствующих договоров (контрактов).

При этом делается следующая приписка: «Представленные участником закупки договоры (контракты) должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней)».

Поставщик предоставляет контракт, декларирует то, что у него не было случаев уплаты неустойки заказчику, а в Реестре говорится о том, что с него взыскивалась неустойка. Это дает право отклонить не саму заявку, а отстранить участника по части 3.

Также можно использовать ввод подставного участника, который сознательно «демпингует» и искусственно снижает значимость критерия «цена контракта», а впоследствии отстраняется.

3) Часть 3 статьи 66 Закона № 44- ФЗ о контрактной системе - «конкретные показатели товара».

Чем это выгодно заказчику? Толкование данной нормы закона со стороны ЦА ФАС о том, что «конкретные показатели товара», указываемые в составе первой части заявки = «объект закупки» в 1-м полугодии 2016 года было признано несостоятельной арбитражными судами нескольких округов.

Правовая позиция судов: «конкретные показатели товара» это не «объект закупки», а «предмет поставки» (наименование, количество поставляемого товара, срок поставки товара, адрес поставки и наличие заводской упаковки).

  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 июня 2015 г. по делу № А05-11949/2014
  • Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01 июня 2016 г. по делу № А17-6518/2015
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 июня 2016 г. по делу № А66-6892/2015

Правовые основания и порядок осуществления в соответствии с действующим законодательством РФ о контрактной системе закупок иностранных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в отношении которых установлен запрет в рамках статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

То есть, по 44-ФЗ, невозможно сделать закупку, если на нее установлены ограничения. Но дело в том, что разработчики 44-ФЗ допустили это в статье 83 допустили это: нормы 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчика устанавливать запреты и ограничения по части 3 статьи 14 при проведении запроса предложений (см. ст. 83) ни в извещении, ни в документации о закупке.

Такие ограничения нужно было устанавливать в рамках запроса предложений!

Можно ли по Закону № 44-ФЗ о контрактной системе приобрести товар, работу или услугу, подпадающие под запреты и ограничения на допуск иностранных товаров, выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами?

Да!

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нормы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не предусматривают обязанности заказчика устанавливать запреты и ограничения по части 3 статьи 14 ФЗ-44 при проведении запроса предложений (см. ст. 83) ни в извещении, ни в документации о закупке.

ЕИС, как инструмент освобождения от административной ответственности за неразмещение информации в сфере закупок.

Было сказано: организациям по обслуживанию могут быть переданы функции по размещению на официальном сайте информации по вопросам контрактной системы в сфере закупок.

Подразумевался оператор ЕИС. Организация по обслуживанию — что это? Об этом не сказано нигде. Под ним может подразумеваться любое юридическое лицо, которому могут быть переданы функции по размещению информации в ЕИС. Такие организации административной ответственности не несут.

Конкретики о том, что передача таких функций может осуществляться только Министерством экономического развития и Федеральным казначействов, нет. Заказчики могут передавать функции с помощью этой нормы.

Какие последствия от ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок с точки зрения интересов заказчиков?

Последствие № 1: Становится возможной передача функций в части размещения в единой информационной системе «организации по обслуживанию».

Последствие № 2: Электронный документооборот в рамках контрактной системы, за исключением подачи заявок (в том числе, подача жалоб в форме электронного документа) должны осуществляться с использованием единой информационной системы.

Участники пока не могут подавать заявки в электронной форме через ЕИС. Однако, такого исключения в ч. 1 ст. 5 не сделано для жалоб.

Всем известно о том, что существует «СТРОЙИНВЕСТ», которая пишет жалобы на крупные строительные закупки. По негласной информации, эта организация создана бывшими сотрудниками ФАС. Очень удобно, когда есть организация, которая позволяет вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций.

Обычно жалоба подается в письменной форме. При этом есть закон об электронной подписи. Жалобы рассматривают в территориальных органах и центральном аппарате ФАС. Но почему жалоба принимается по e-mail, если она должна подаваться с помощью ЕИС? Срок подачи документов через ЕИС не продлен. Все действия ФАС по приему жалоб, поступающих в виде электронных документов в обход ЕИС, нарушают законодательство.

Если поступила и была удовлетворена необоснованная жалоба «СТРОЙИНВЕСТА», то можно связаться с автором данного вебинара. Таким образом, будет сделана коллективная попытка оспаривания этой жалобы.

Договорные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе связанных с оказанием услуг охраны, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ распространяет свое действие на следующие категории заказчиков:

Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования.

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственное, муниципальное унитарные предприятия.

Договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд, именуется государственным или муниципальным контрактом.

При заключении государственного (муниципального) контракта на охрану с ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» следует учитывать следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закон от 3 июля 2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
на войска национальной гвардии возложены полномочия по охране на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущества граждан и организаций, а также обеспечению оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах.

Уставом ФГКУ УВО, утвержденным приказом Росгвардии от 30.09.2016 №277, определено, что одной из целей деятельности УВО является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.

В силу ч.8. ст. 94 Закона № 44-ФЗ положения закона об обеспечении исполнения контракта к УВО как к казенному учреждению не применяются.

Заключение государственного или муниципального контракта на оказание услуг охраны с ФГКУ УВО как с единственным исполнителем может осуществляться в следующих случаях:

1. Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

2.Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) отдельными категориями заказчиков:

государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив);

государственной или муниципальной образовательной организацией (организация, осуществляющая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование - дошкольное, начальное, основное или среднее; профессиональное образование - среднее профессиональное или высшее; дополнительное образование или профессиональное обучение);

физкультурно-спортивной организацией (юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности).

При этом годовой объем закупок «до 400 тыс.руб.» не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн рублей.

3.Осуществление закупки услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

По данному основанию заключаются государственные и муниципальные контракты на охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р и охрану объектов, подлежащих государственной охране согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.

Для заключения контракта на оказание услуг охраны с единственным исполнителем по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик в силу ч. 3 ст. 93 Закона обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта должен разместить извещение об осуществлении такой закупки в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. К такому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Цена контракта на оказание услуг охраны, заключаемого с ФГКУ УВО, формируется исходя из количества часов централизованного наблюдения за техническими средствами охраны по тарифам, устанавливаемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» на основании методики, утверждаемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом тарифы на ФГКУ УВО услуги по охране имущества и объектов органов государственной власти Российской Федерации и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества указанных органов и организаций на договорной основе, сохраняются на прежнем уровне.