Ексд - инструктор гражданской обороны. Организация гражданской защиты в учебных заведениях Порядок ведения гражданской обороны в организации

Должностная инструкция
инспектора по гражданской обороне [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инспектор по гражданской обороне относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно начальнику отдела (отделения) гражданской обороны.

1.2. На должность инспектора по ГО назначаются лица, имеющие высшее (или среднее профессиональное образование), без предъявления требований к стажу работы, или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее [значение] лет, в том числе в данной организации не менее 1 года.

1.3. Инспектор назначается и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке по представлению начальника отдела (отделения) гражданской обороны.

1.4. В своей деятельности инспектор по ГО руководствуется:

Законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

Методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

Положением о мобилизационной подготовке;

Положением о гражданской обороне;

Приказами и директивами вышестоящих организаций по МР;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

1.5. Инспектор по ГО должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Правила, методы обеспечения защиты информации, представляющей государственную и коммерческую тайны;

Конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в [указать район], местах укрытия и маршрутах следования к ним, об адресах пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации;

Задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях;

Основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

Основные требования по производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

2.1. На инспектора по ГО [наименование организации] возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1.1. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области гражданской обороны.

2.1.2. Разъяснение нарушителям законодательства в области гражданской обороны.

2.1.3. Составление Планов основных мероприятий по учреждениям в области Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

2.1.4. Разработка необходимой документации по ГОЧС в соответствии с требованиями РФ и доведения утвержденных документов до командования.

2.1.5. Выявления уязвимых звеньев деятельности учреждения, использования методики ГОЧС на каждом предприятии и учитывая особенности данного процесса и другие условия.

2.1.6. Хранение государственной и служебной тайны.

2.1.7. Соблюдение требований действующего законодательства.

3. Права

3.1. Инспектор по ГО имеет право:

3.1.1. Представлять в установленном порядке организацию в других организациях по всем вопросам гражданской обороны.

3.1.2. Представлять начальнику отдела, руководителю организации расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности, требующих немедленного решения.

3.1.3. Получать от структурных подразделений организации и руководства информацию, необходимую для выполнения возложенных обязанностей.

3.1.4. Вести контроль за правильным проведением мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности в структурных подразделениях организации.

3.1.5. Запрещать проведение работ, проводимых с нарушениями правил противопожарной безопасности.

4. Ответственность

4.1. Инспектор по ГО несет ответственность за:

4.1.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящей инструкцией.

4.1.2. Причинение своими действиями или бездействием материального ущерба организации в порядке и пределах, установленных Трудовым кодексом РФ.

4.1.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в порядке и пределах, установленных законодательством РФ.

4.1.4. Отказ выполнять распоряжения начальника отдела гражданской обороны, руководителя организации.

4.1.5. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

4.1.6. Несоблюдение инструкций по охране труда, должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ГО в учебных заведениях организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.

Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.

В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).

Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения приведена на рисунке 2.

В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

  • 1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.
  • 2. На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

Рис. 2.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т.д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

  • 3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.
  • 4. На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения-
  • 4. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта. На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
  • 5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами.

На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты {респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т.д.).

Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь: действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС; предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения; проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви; работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; действовать в составе поста РХН, других формирований; быстро и уверенно выполнять нормативы ГО; пользоваться аптечкой индивидуальной (ЛИ); оказывать первую помощь пораженным и раненым.

Запомните! Студент (школьник), не умеющий пользоваться средствами защиты и не знающий правил оказания помощи пораженным, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет ни сохранить себе жизнь, ни помочь товарищу.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Инструктор гражданской обороны

Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне. Участвует в подготовке и проведении учебно-методических сборов, обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения умениям и навыкам по гражданской обороне. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно-методических, отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании учебно-материальной базы гражданской обороны с целью совершенствования проведения занятий по гражданской обороне. Оказывает методическую помощь в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно-пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, методические и нормативные документы, касающиеся деятельности инструктора гражданской обороны, учебные программы по подготовке и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях, правила эксплуатации применяемых технических средств, основы педагогики, психологии, методики обучения слушателей курсов гражданской обороны, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет

Вакансии для должности Инструктор гражданской обороны по общероссийской базе вакансий

Вопрос от Татьяны:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС? И при какой численности вводится данная должность?

Быть или не быть, специалисту по ГО и ЧС...

Ответ для Татьяны:

Здравствуйте.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

  • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
  • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;
  • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
  • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

  • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

На этом всё. Если ответ понравился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку со своими коллегами в социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!

На вопрос ответила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует...