Об утверждении Примерного положения о центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (утратил силу). Положение о деятельности БУ ОО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Позитивный опыт Санкт-Петербурга, к сожалению, на сегодняшний день является исключением. Если проанализировать практику других регионов, то ситуация с решением проблем лиц без определенного места жительства выглядит не так позитивно. Особенно это ярко выражено в малых муниципальных образованиях, где лиц без определенного места жительствадостаточно много, а мер, применяемых для решения проблемы бездомности недостаточно. Единственным социальным учреждением в Татарстане, в сферу деятельности которого входит социальное обслуживание лиц без определенного места жительства, является ГАУСО ЦСА «Милосердие» Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. С.29. .

Непосредственно бездомными в структуре данного учреждения занимается отделение срочного социального обслуживания. Специалистами отделения срочного социального обслуживания населения осуществляется постановка на учет лиц без определенного места жительства, о которых поступают сведения. На каждого клиента заводится персональная карта учета, в которой содержится вся необходимая информация о бездомном.

Как правило, работа с бездомным начинается с восстановления документов, так как у подавляющего числа клиентов их нет, специалист по социальной работе сопровождает клиента в паспортный стол. После того, как паспорт получен, специалист занимается восстановлением других первостепенных документов: страхового полиса и СНИЛС. Если лицо бомж имеет какие- либо хронические заболевания, при которых ему полагается назначение группы инвалидности, то после получения документов, специалисты отделения сопровождают клиента в медицинское учреждение, где он проходит необходимых врачей и комиссию.

Как правило, клиентами являются лица, достигшие пенсионного возраста, либо имеющие право на социальную пенсию. В этом случае специалист по социальной работе снова встречается с клиентом и сопровождает его в Пенсионный фонд для подготовки документов и заявлений на получение пенсии Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. С. 156 .

Одним из видов социальных технологий, носящих разовый характер применительно к лицам бомж, является выдача один раз в неделю бесплатного горячего питания всем нуждающимся лицам без определенного места жительства.

Характеризуя ситуацию с бездомностью и работу комплексного центра по обслуживанию лиц без определенного места жительства, нельзя не сказать о тех недостатках, которые присутствуют в работе учреждения. В отличие от санкт-петербургского опыта, практически ни один из разработанных принципов социальной работы с лицами без определенного места жительства не реализуется в Казани Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. С.29. .

Во-вторых, в Казани нет стационарного учреждения по обслуживанию лиц бомж, что значительно затрудняет процесс работы с клиентом. Бездомные не могут быть все время на виду у социальных работников, они не отрываются от своего социального окружения, что не позволяет им разорвать порочный круг его пагубного деструктивного воздействия на личность.

В-третьих, отсутствуют элементарные пункты санитарной обработки, где бы лица без определенного места жительства при желании могли бы привести себя и свою одежду в порядок.

В-четвертых, главной причиной, которая ставит всю эффективность работы под угрозу, является алкоголизм клиентов, а учреждение в свою очередь, не предпринимает никаких попыток для устранения этой пагубной привычки у подопечных. В связи с чем, многие мероприятия, главным образом, восстановление документов, являются неэффективными, так как через определенный период, находясь в состоянии алкогольного опьянения, клиент снова теряет их, и работа социального работника начинается с начала. В-пятых, в комплексном центре среди мероприятий, осуществляемых с лицами без определенного места жительства, отсутствуют мероприятия, психологической направленности, несмотря на то, что они играют огромную роль в восстановлении личности клиента, помощи в обретении им смысла жизни. И, наконец, работу проводимую, с лицами без определенного места жительства, нельзя назвать полной, так как, как правило, она ограничивается помощью в восстановлении документов, за исключением тех случаев, когда клиента необходимо поместить в учреждение стационарный. В процессе социальной реабилитации лиц без определенного места жительства имеют место следующие проблемы:

1. Отсутствует четкий межведомственный регламент взаимодействия при восстановлении документов лицам без определенного места жительства. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. С. 183

Службы ПВС до 3 месяцев проверяют документы, собранные для оформления паспорта. Если утерян паспорт старого образца, то необходимо подтвердить гражданство лица без определенного места жительства, установить документально при свидетелях в судебном порядке, что 6 февраля 1992 года он находился на территории Российской Федерации. При этом, при сборе документов на восстановление паспорта граждан других регионов ответы на запросы из ЖЭУ, ПВС идут до 3 месяцев.

Лицам без определенного места жительства не могут оформить статус безработного без ИНН, а ИНН выдается налоговыми службами только по месту жительства, а не временной регистрации. В результате без статуса безработного органы занятости не оказывают содействие в трудоустройстве.

2. В последнее время, ввиду неурегулированности вопросов оказания медицинской помощи и обязательного медицинского страхования лиц без определенного места жительства, участились случаи вывоза лиц без определенного места жительства из медицинских учреждений и оставление на улицах города.

При этом, данные граждане нуждаются, прежде всего, в медицинском лечении и не могут быть приняты в Центр адаптации лиц без определенного места жительства.

3. В действующем законодательстве отсутствуют механизмы, направленные на ликвидацию социального иждивенчества со стороны лиц без определенного места жительства, механизмы принятия принудительных мер по отношению к лицам без определенного места жительства в случае отказа от добровольного участия в процессе реабилитации. Существующими нормативными правовыми документами не предусмотрено активное участие самого лица без определенного места жительства в преодолении ситуации дезадаптации.

В связи с чем, Министерством социальной защиты Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах социальной адаптации лиц без определенного места жительства», направленный на устранение существующих пробелов в законодательстве и придание четкости межведомственному взаимодействию. Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: http://bomg-kazan.ru

Основными задачами муниципальных образований в рамках установленных полномочий (органы внутренних дел, образования, здравоохранения, труда и занятости, ЗАГС, общественные организации) по вопросу профилактики и социальной адаптации лиц без определенного места жительства являются Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - С. 119:

1. Организация регистрации и создание банка данных, который даст возможность компетентным органам решать проблемы расселения, занятости, медицинского обслуживания, обучения лиц без определенного места жительства и т.д.

2. В целях решения проблемы обеспечения жильем лиц без определенного места жительства, выделение помещений, предоставление социальных коек, социальных квартир по договорам социального найма и другого временного жилья лицам без определенного места жительства в рамках муниципального жилищного фонда (по опыту Эстонии, Дании, Швеции).

3. Выделение средств на проведение санитарной обработки и дезинфекции мест временного нахождения лиц без определенного места жительства, а также выделение средств на оказание первичной медицинской помощи, указанной категории граждан.

4. Выявление туберкулезной инфекции у социально-дезадаптированных групп населения, лиц без определенного места жительства, их изоляция и принудительное направление на лечение.

5. Выявление и направление для социальной адаптации в учреждения социального обслуживания.

6. Принятие мер по недопущению лиц без определенного места жительства в подсобные помещения многоквартирных домов и зданий.

7. Создание муниципального или негосударственного сектора по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

8. Определение объема и вида общественных работ, их финансирование за счет муниципального бюджета.

9. Привлечение предпринимателей к содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства и созданию производств с использованием труда лиц без определенного места жительства и занятий в целях пресечения иждивенчества.

В целях повышения эффективности деятельности по отношению к лицам без определенного места жительства рекомендовано на муниципальном уровне принять территориальные программы по профилактике бродяжничества как асоциального явления, в которых должны быть определены четкие мероприятия и источники их финансирования (местный бюджет, привлеченные средства).

Следует отметить, что в настоящее время на федеральном уровне готовится проект доклада Президенту Российской Федерации В.В.Путину по вопросу правового регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. - С.32.

Проектом предусматривается разработка в 2015 году федерального закона по регулированию правовых отношений в сфере профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Таким образом, учитывая, что вопросы профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в настоящее время не регламентированы федеральным законодательством, а необходимость их системного решения определена реалиями времени, предложено до разработки федерального законодательства принять подготовленный проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по данному вопросу и соответствующие документы на муниципальном уровне. ого типа (интернаты).

Таким образом, данные мероприятия с условием соблюдения принципов работы с лицами без определенного места жительства позволяют эффективно решать проблему бездомности.

З аключение

Учитывая вышеперечисленные результаты исследования и достоинства и недостатки, выявленные в результате сравнительного анализа технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства в мегаполисе и провинциальном городе, можно предложить следующие рекомендации по усовершенствованию системы применения технологий социальной работы с бездомными:

1. Для эффективного соблюдения принципа всенационального масштаба:

Законодательно определить возможность принудительного лечения лиц без определенного места жительства от алкоголизма;

Создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;

Предварительно оценив потребность в них, открыть в городах бесплатные дезинфекционные станции (санпропускники), а также дневные центры, где бездомный мог бы принять душ, постирать, высушить или заменить одежду, поесть, получить информацию об услугах для бездомных. В небольших городах достаточно одного такого дневного центра. Центры для повышения эффективности своей работы должны вести учет клиентов.

Развивать практику социальных гостиниц - это один из эффективных вариантов решения жилищной проблемы людей, уже оказавшихся в состоянии бездомности. При этом важно создать систему «категорий»: чем лучше жилищные условия, тем больше необходимо платить за проживание. Это способствует запуску мотивации к самостоятельному поиску выхода из сложной ситуации, в том числе с помощью трудоустройства.

2. Для соблюдения принципа комплексности:

При оказании помощи исходить из того, что она должна носить комплексный характер. Для бездомных людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, крайне важно социальное сопровождение.

Активнее проводить работу по содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства, используя при этом взаимодействие различных органов: центров занятости, КОСов, органов МВД.

3. Для соблюдения принципа инклюзии:

Проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных.

Повышать уровень правовой грамотности населения. Развивать систему бесплатных юридических консультаций, осуществлять юридическое сопровождение граждан без регистрации по месту жительства.

Включать в программу работы с лицами без определенного места жительства мероприятия инновационного характера: волонтерская работа, работа в храмах и т.д.

4. Для соблюдения принципа профилактики:

Обеспечивать присутствие на судебных процессах по выселению или принудительной продаже жилья людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, специалистов из соответствующих служб (по работе с бездомными, с людьми, страдающими алкоголизмом);

Дать возможность бездомным родителям контактировать со своими детьми в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Контакты с детьми мотивируют человека на то, чтобы выйти из состояния бездомности и начать самостоятельную жизнь (совместно с ребенком). Понятно, что в такой ситуации не должны нарушаться интересы ребенка, которые представляет учреждение;

Разработать программы, предусматривающие совместное временное пребывание семейных пар и родителей с детьми. Это в большей степени относится к семьям из групп риска, семьям, недавно ставшим бездомными. Ограничение на совместное пребывание должно вводиться только при возникновении реальной угрозы здоровью ребенка, а не быть основной (единственной) практикой.

Б иблиографический список

1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2014. - №2. [Электронный ресурс]. URL: http://amisod.ru/index.php/index.php?option=com_content&view=article&id=32:amisod-2011-2-4&catid=14:amisod-2-17-2011

2. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2014. - №2. - С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.

3. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. - С.29-32.

4. Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - 260 с.

5. Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс, 2013. - 233 с.

6. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 208 с.

7. Международные акты о правах человека: Сборник документов /Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. - 944 с.

8. Менеджмент социальной работы. - М., 2013. - 260 с.

9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: NOTA BENE, 2009. - 223 с.

10. Павленок П.Д. Введению в профессию «социальная работа». - М., 2013. - 340 с.

11. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова - М: ВЛАДОС, 2010. - 157 с.

12. Рынок труда: Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2010. - 448 с.

13. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012. - 736с.

14. Социология: Учебник для студентов вузов /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г.Волкова. - М.: Гардарики, 2013. - 510 с.

15. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. - 360 с.

16. Теория и методология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М., 2014. - 280 с.

17. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2013. - 340 с.

18. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М. 2013. - 260 с.

19. Технологиии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» /Т.В. Шеляг, П.Д. Павленюк, В.Ц. Худовердян и др.; Под. Общ. Ред. Е.И. Холостовой - М: ИНФРА - М, 2013. - 400 с.

20. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 256 с.

21. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 347 с.

22. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие /Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 202 с.

23. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. - 235 с.

24. Черток В.М., Золотарева Г.К. Медико-социальные основы здоровья. - Ч. 2. Раздел «анатомно-физиологические особенности»: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 72 с.

25. Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: http://bomg-kazan.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие бездомности в контексте инвалидности и пожилого возраста. Причины появления и группы проблем бездомных. Комплексное изучение содержания социальной работы с лицами без определенного места жительства, а также определение путей ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2015

    Проблемы и причины бездомности и бродяжничества в России. Формы предоставления социальной помощи. Понятие социальных центров, их задачи и признаки. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Проблемы социальной помощи. Учет граждан без определенного мета жительства. Определение понятий "бомж", "социальная работа". Причины появления лиц, оказавшихся без определенного места жительства. Механизм социальной защиты бомжей в Башкортостане.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Бездомные пожилые люди и инвалиды как объект социальной работы. Нормативно-правовая база социальной работы с лицами без определенного места жительства и рода занятий. Основные формы и методы социальной работы с бездомными пожилыми людьми и инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2015

    Исследование специфики работы социального приюта для лиц без определенного места жительства и занятий в Таганроге. Рассмотрение и анализ особенностей социального приюта. Изучение и характеристика деятельности органов и учреждений по социальной защите.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Типы сетей социальных учреждений для бомжей. Причины возникновения бездомности и бродяжничества. Алкоголизм как усугубляющий фактор. Дети, оставшиеся без определенного места жительства. Проблемы социальной реабилитации бомжей – бывших заключенных.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2010

    Теоретические аспекты социальной работы с лицами без определенного места жительства. Государственная политика по отношению к лицам БОМЖ, специфика социальной работы. Социальная работа с бездомными в Рязанской области. Предложения по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Цели, принципы, направления и психологические особенности медико-социальной работы с лицами без определенного места жительства. Моральные и профессиональные качества, необходимые социальному работнику для успешной работы с данным контингентом лиц.

    реферат , добавлен 18.05.2009

    Понятие бездомности и ее причины. Социально-психологические особенности бездомных. Изменение жизненных установок как причина отсутствия потребности в возвращении к нормальному образу жизни. Процессы социального исключения бездомных из "большого общества".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Название документа:
Номер документа: 58
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 15 июня 2004
Дата начала действия: 15 июня 2004
Дата окончания действия: 11 декабря 2006

Приказ Министерства социальной защиты Республики Татарстан
от 15 июня 2004 г. N 58
"Об утверждении Примерного положения о центре социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий"

В соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2003 г. N 592 "О создании центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" приказываю:
Утвердить прилагаемое Примерное положение о центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.

Министр социальной защиты
Республики Татарстан К.Н.Новикова

Примерное положение "О центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" (утв. приказом Минсоцзащиты РТ от 15 июня 2004 г. N 58)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - Центр), являющегося государственным учреждением социального обслуживания, создаваемым в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
1.2. Основными задачами Центра являются:
предоставление временного места пребывания или ночлега лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий к условиям жизни в обществе.
1.3. Предоставление социальных услуг в Центре основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности.
1.4. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан , нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Министерства социальной защиты Республики Татарстан, а также настоящим Положением.
1.5. В Центре с целью обеспечения общественного порядка и предупреждения правонарушений организуется круглосуточный пост милиции.
1.6. Условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодных отпусков работников Центра регулируются действующим законодательством.

2. Организация деятельности Центра

2.1. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению местных органов исполнительной власти Республики Татарстан в установленном законодательством порядке.
2.2. Расходы, связанные с созданием и содержанием учреждения, производятся за счет средств бюджета района (города), ассигнований, поступающих по целевым федеральным и республиканским программам, внебюджетных источников, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
2.3. Центр осуществляет:
первичный прием лиц без определенного места жительства и занятий с проведением санитарной обработки;
предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце);
организацию питания в виде предоставления талонов или продуктовых наборов;

оказание экстренной психологической помощи.
2.4. Центр организует:
направление по соответствующим показаниям на медицинское обследование в учреждения здравоохранения, госпитализацию в стационарные учреждения здравоохранения;
обеспечение нуждающихся техническими средствами реабилитации;
подготовку документов для помещения клиентов Центра в стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты при наличии показаний);
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
представление отчетности в территориальные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора согласно формам, утвержденным Государственным комитетом Республики Татарстан по статистике.
2.5. Центр оказывает содействие:
в назначении, перерасчете и выплате социальных пособий и пенсий;
в прохождении медико-социальной экспертизы;
в оформлении документов, удостоверяющих личность;
в организации временной регистрации по месту пребывания в Центре;
в получении полиса обязательного медицинского страхования Республики Татарстан;
в трудовом устройстве, в том числе временно, на рабочие места в Центре;
в оказании социально-правовой помощи.
2.6. Центр оказывает иные виды помощи в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг.
2.7. Центр проводит мероприятия:
по повышению качества оказываемой лицам без определенного места жительства и занятий социальной помощи;
по внедрению новых социальных технологий;
по ведению учета обратившихся в Центр лиц.
2.8. Центр информирует:
органы внутренних дел в течение суток о поступлении в Центр лица без определенного места жительства и занятий;
население, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел Республики Татарстан о действующих учреждениях социального обслуживания, возможных видах, порядке и условиях предоставления социального обслуживания и социальных услуг.
2.9. Осуществление видов деятельности, требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.
2.10. В зависимости от потребности района (города) решением местных органов государственной власти по согласованию с территориальным органом Министерства социальной защиты Республики Татарстан в структуру Центра возможно включение следующих структурных подразделений:
отделения первичного приема и санитарной обработки;
отделения ночного пребывания;
отделения временного пребывания и социально-трудовой реабилитации.
2.11. Каждое отделение возглавляет заведующий, назначаемый приказом директора Центра.
2.12. Центр размещается в помещении, соответствующем правилами и нормативным требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, обеспечивается всеми видами коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта.
2.13. Центр должен иметь жилые блоки для каждого структурного подразделения с отдельными помещениями для мужчин и женщин.
2.14. Для проведения санитарной обработки в Центре оборудуется санпропускник, оснащенный душевой установкой и дезинфекционной камерой.
2.15. Для изолированного содержания инфекционных больных до их госпитализации в специализированные медицинские учреждения, а также для клиентов, ожидающих медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к обслуживанию, в Центре оборудуется изолятор из расчета 4 места на 25 коек.
2.16. Для оказания медицинской помощи в Центре оборудуется медицинский кабинет.
2.17. Контроль за соблюдением в Центре санитарно-гигиенических норм и правил, противоэпидемических и профилактических мероприятий осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора.
2.18. Правила внутреннего распорядка в Центре устанавливаются и утверждаются администрацией Центра.

3. Основания и условия приема, пребывания и выписки

3.1. В Центр принимаются лица, не имеющие определенного места жительства и занятий, и другие категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации, достигшие 18-летнего возраста.
Граждане пожилого возраста и инвалиды пользуются правом первоочередного приема в Центр.
3.2. Основанием приема в Центр являются:
в отделение ночного пребывания - личное заявление;
в отделение временного пребывания и социально-трудовой реабилитации личное заявление и направление территориального органа социальной защиты населения, при наличии документов, удостоверяющих личность.
В отдельных случаях для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации из числа пострадавших в результате стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов и др., допускается принятие в Центр без документов, удостоверяющих личность.
3.3. Прием в Центр граждан производится на основании распоряжения директора Центра.
3.4. Условием приема в Центр является прохождение обязательного медицинского осмотра и санитарной обработки.
Медицинский осмотр проводится дежурным фельдшером с целью выявления лиц с подозрением на заболевания, представляющие опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.
Санитарная обработка осуществляется дезинфектором и включает в себя помывку в душе, дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды в дезинфекционной камере. При наличии педикулеза производится обработка волосистых покровов.
3.5. Противопоказаниями к приему в Центр являются: бактерио- или вирусоносительство, наличие карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
В Центр не принимаются лица, имеющие на момент поступления поведение, сопровождающееся расстройствами, опасными как для самого поступающего, так и для окружающих, а также признаки алкогольного опьянения, приема наркотических средств и психотропных веществ.
3.6. Клиенты Центра в течение первых суток пребывания направляются на медицинское освидетельствование для получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к принятию в Центр.
До получения положительных результатов анализов гражданам выделяется для ночлега койко-место в изоляторе Центра.
3.7. Лица, признанные при медицинском осмотре нуждающимися в неотложной медицинской помощи либо стационарном лечении, незамедлительно направляются в соответствующие учреждения здравоохранения.
3.8. В отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, не являющихся лицами без определенного места жительства и занятий, мероприятия, предусмотренные пунктами 3.4, 3.6 настоящего Положения, осуществляются в случае необходимости по решению администрации и медицинской службы Центра.
3.9. Пребывание и питание клиентов в структурных подразделениях Центра осуществляется бесплатно не более 30 дней в году (пребывание в структурных подразделениях Центра суммируется). Кратность питания в сутки для структурных подразделений Центра установлена п.п.4.1.3; 4.2.4; 4.3.3 настоящего Положения.
3.10. Пребывание сверх установленной продолжительности, при наличии свободных мест, для всех категорий граждан осуществляется на платной основе на основании договора, определяющего виды и объем предоставляемых услуг, сроки их предоставления, а также порядок и размер их оплаты.
Форма примерного договора утверждается Министерством социальной защиты Республики Татарстан.
3.11. Размер оплаты за каждые сутки сверхнормативного пребывания в Центре составляет не менее 10% расчетной стоимости содержания одного койко-места в сутки.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов оплата за сверхнормативное пребывание устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
3.12. Решение об установлении льгот по оплате принимается районной (городской) комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с назначением компенсационных выплат, пособий и оказанием адресной социальной помощи населению.
3.13. Консультативная помощь в устной, письменной или заочной (по телефону) форме оказывается бесплатно без письменного заявления.
3.14. Выплата пенсии пребывающим в Центре пенсионерам производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.15. Лица, пребывающие в Центре, с учетом состояния здоровья, физических и психических возможностей могут привлекаться на добровольной основе к работе в подразделениях, создаваемых при Центре; приниматься по усмотрению руководителя Центра на временную работу, в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правами, предусмотренными законодательством о труде.
3.16. Выписка из Центра производится распоряжением директора Центра в случае:
личного заявления;
истечения установленного срока пребывания;
отсутствия клиента без уважительных причин в течение трех суток;
прекращения трудовой деятельности клиента, проходящего социально-трудовую реабилитацию;
нарушения условий заключенного договора;
нарушения правил внутреннего распорядка Центра.

4. Структурные подразделения Центра

4.1. Отделение первичного приема и санитарной обработки.
4.1.1. Основные функции отделения:
прием заявления, документов;
направление в структурное подразделение Центра, исходя из вида и объема необходимой помощи;
оказание медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной);
проведение санитарной обработки;
организация медицинского обследования в учреждениях здравоохранения в целях получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к принятию в Центр.
4.1.2. Прием граждан в отделение осуществляется дежурным администратором и дежурным фельдшером с 8.00 до 16.00 часов ежедневно.
4.1.3. Гражданам, помещенным в изолятор до получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к пребыванию в Центре, предоставляется одноразовое в сутки питание на условиях, определенных пунктом 3.9 настоящего Положения.
4.1.4. Отделение также организует работу по оказанию помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не пребывающим в отделениях Центра, в форме консультационной, социально-правовой, социально-психологической и иных видов помощи.
4.2. Отделение ночного пребывания.
4.2.1. Основные функции отделения:
предоставление для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями и предметами личной гигиены (полотенце, мыло);
предоставление одноразового в сутки питания на условиях, определенных пунктом 3.9 настоящего Положения;
оказание консультативной помощи.
4.2.2. Прием в отделение осуществляется дежурным администратором и дежурным фельдшером с 16.00 до 19.00 часов.
4.2.3. Лица, состоящие на обслуживании в отделении, ежедневно проходят медицинский осмотр и санитарную обработку.
4.2.4. Одноразовое питание и койко-место для ночлега в отделении предоставляются бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году.
4.3. Отделение временного пребывания и социально-трудовой реабилитации.
4.3.1. Основные функции отделения:
предоставление временного места пребывания;
предоставление трехразового в сутки питания на условиях, определенных пунктом 3.9 настоящего Положения;
содействие в оформлении временной регистрации по месту пребывания на срок до 3 месяцев в соответствии с установленным порядком;
содействие в осуществлении мероприятий по социальной и трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий с целью восстановления способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, а также адаптации к условиям жизни в обществе;
организация досуговых мероприятий.
4.3.2. Прием в отделение граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, осуществляется заведующим отделением.
Принятие в отделение лиц без определенного места жительства и занятий, из числа находившихся в отделении ночного пребывания, осуществляется при наличии соответствующих рекомендаций заведующего отделением ночного пребывания.
4.3.3. Питание и койко-место в отделении предоставляются одному лицу на срок не более 3 месяцев, в том числе 30 дней в году (включая отделение ночного пребывания) бесплатно, более - на условиях оплаты.
4.3.4. На клиентов отделения временного пребывания и социально-трудовой реабилитации оформляется личное дело. При выбытии из Центра клиенту при необходимости выдается выписка из личного дела.

5. Права и обязанности лиц, пребывающих в Центре

5.1. Клиенты Центра имеют право обращаться:
непосредственно к администрации Центра по вопросам, связанным с пребыванием в Центре;
в районную (городскую) комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с назначением компенсационных выплат, пособий и оказанием адресной социальной помощи населению Республики Татарстан, для урегулирования разногласий с администрацией Центра по порядку и условиям предоставления социальных услуг;
а также пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
5.2. Клиенты Центра обязаны:
соблюдать правила внутреннего распорядка Центра;
соблюдать условия заключенного договора;
поддерживать чистоту и порядок в помещениях непосредственного проживания клиентов.

6. Заключительные положения

6.1. Центром руководит директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации района (города) по согласованию с руководителем территориального (структурного) подразделения Министерства социальной защиты Республики Татарстан.
6.2. Директор организует работу Центра, его отделений, осуществляет руководство деятельностью Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, несет полную ответственность за его деятельность и подотчетен главе администрации района (города).
6.3. Министерство социальной защиты Республики Татарстан и его территориальное (структурное) подразделение координируют деятельность Центра, оказывают организационно-методическую и практическую помощь.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Об утверждении Примерного положения о центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (утратил силу)

Название документа: Об утверждении Примерного положения о центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (утратил силу)
Номер документа: 58
Вид документа: Приказ Министерства социальной защиты Республики Татарстан
Принявший орган: Министерство социальной защиты Республики Татарстан
Статус: Недействующий
Опубликован: Газета "Республика Татарстан" N133 от 02.07.2004 г.
Дата принятия: 15 июня 2004
Дата начала действия: 15 июня 2004
Дата окончания действия: 11 декабря 2006

Житель Сыктывкара Илья Костин вошел в финал всероссийского конкурса "Премия МИРа"-2018. Он представлен в номинации "Вопреки". Илья придумал проект "Сытый гражданин" по оказанию помощи бездомным и выдвинул инициативы по доступной городской среде. Сам Костин передвигается на инвалидной коляске.

Общероссийская молодежная общественная организация "МИР" уже семь лет проводит конкурс, победитель которого получает премию. Ее вручают за наиболее яркие дела в области общественных инициатив, волонтерства, благотворительности и другой деятельности на благо общества. Люди, которые получили эту награду, на личном примере смогли доказать, что такие качества, как доброта, взаимопомощь и справедливость, по-прежнему актуальны.

Все эти качества относятся и к Илье Костину. К примеру, один из его проектов - "Сытый гражданин" - направлен на помощь бездомным людям. Их как раз в районе улицы Ручейной, на которой проживает Костин, предостаточно. Сначала с горячими ужинами в места скопления бездомных отправился сам Илья. Еду для них готовила его жена. Потом их поддержали, и теперь уже стало традицией, что каждую субботу на трех площадках города общественники кормят людей без определенного места жительства. Предлагают горячее, овощи, хлеб, чай.

По словам Ильи Костина, в среднем собирается человек 20-25, и чем ближе к холодам, тем их больше. Бездомным оказывается и другая поддержка. Начинают, если есть такая потребность, с восстановления документов. К слову, паспорта уже получили пять человек, после чего смогли обратиться за начислением пенсии. Двое на очереди за получением документов. А еще бездомных временно регистрируют в Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

Станет ли Илья Костин лауреатом "Премии МИРа"-2018, решат сами люди. Голосование за претендентов открыто

Все делается бесплатно - деньги на проект перечисляют неравнодушные жители Сыктывкара. Горожане также собирают средства личной гигиены, самые необходимые лекарства, одежду, обувь, теплые вещи. Работают волонтеры в тесном контакте с социальными службами Сыктывкара.

Последняя акция "Сытого гражданина" - сбор старых мобильных телефонов и зарядных устройств для все тех же бездомных. Как считают общественники, телефоны нужны для того, чтобы организаторам проекта иметь контакт с такими людьми, сообщать о решениях по их проблемам. Да и просто если тем понадобится позвонить в Скорую помощь, в пожарную команду или вызвать полицию.

Другие проекты Ильи Костина связаны с улучшением жизни людей с инвалидностью. И самый главный - движение "Ручейная - наш общий дом". Илья - председатель его совета и председатель правозащитной организации людей с инвалидностью "Аппарель". Вместе с соратниками Илья уже не первый год старается обустроить свой отдаленный городской микрорайон. И соседи откликаются. Вместе проводят праздники, в том числе и свою Масленицу, строят детские площадки.

Теперь же общественники решили взяться и за доступную среду для людей с ограниченными возможностями. Для них большая проблема попасть в магазины или кафе. И если в центре Сыктывкара для инвалидов созданы условия, то на таких улицах, как Ручейная, практически ничего не предусмотрено.

Бездомность является социальной проблемой, имеющей негативные последствия как для самих бездомных, так и для других людей и общества в целом. Это бродяжничество, алко­голизация, наркомания, аморальное поведение, проституция, противоправные действия, воровство, насилие, групповые преступления, потеря социализации, социального статуса, физическое истощение; инфекционные, венерические заболевания. АНО СОН "Забота" ставит своей задачей развитие деятельности по социальной поддержке лицам без определенного места жительства и занятий. В первую очередь - это обеспечение данной категории граждан всем жизненно необходимым, включая трехразовое питание, проживание в нашем приюте на постоянной основе и др. В нашу организацию поступают бездомные из разных уголков Волгоградской области. Наш приют рассчитан на размещение 25 человек. В настоящее время у нас проживает 26 человек. Все наши подопечные являются пожилыми людьми либо инвалидами полностью утратившими способность к самообслуживанию. Только 4 из них имеют документы, удостоверяющие личность и гражданство РФ. Главная цель нашего проекта заключается не в содержании бездомных, а проведении работы по социальной реабилитации, адаптации, социализации бездомных граждан, проживающих в нашем приюте. Специалист по социальной работе, психолог, юрист, социальные работники будут обучать наших подопечных заново жить в коллективе, правильно общаться, работать, налаживать отношения с семьей, с родственниками, жить без алкоголя и наркотиков. Будет оказываться помощь в сопровождении наших подопечных в органы миграционного учета, социальные службы, государственные и муниципальные организации и учреждения для восстановления документов, удостоверяющих личность, восстановления их пенсионных прав, оформления инвалидности. Проектом будет охвачено не менее 300 бездомных. За время реализации проекта данной категории граждан будет оказано порядка 75000 социальных услуг. К реализации проекта на безвозмездной основе будут подключены добровольцы и волонтеры. Для реализации проекта имеется арендованное здание дома-интерната общей площадью 453 м.кв.

Цели

  1. Реабилитация, социальная адаптация лиц без определенного места жительства и занятий

Задачи

  1. Мероприятия по адаптации лиц без определенного места жительства и занятий (работа по установлению родственных связей, по уточнению полной информации о подопечных, оказание содействия в установлении контактов с родными и другое)
  2. Мероприятия по реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий ("Виртуальный туризм", "Средство от грусти")
  3. Мероприятия по социализации, интеграции в общество лиц без определенного места жительства и занятий ("Библиотерапия", "Кинотерапия", психологическая коррекция)
  4. Информационное обеспечение проекта и распространение опыта работы

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в России численность бездомных около 4 млн. человек, причем бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. В Волгоградской области по официальным данным проживает около 1000 лиц без определенного места жительства. Безусловно данная категория людей остро нуждается в социальной и духовной поддержке, к данной категории граждан требуется особый подход. При взаимодействии с волонтерами и добровольцами АНО СОН "Забота" занимается социальной реабилитацией, адаптацией, социализацией людей, оказавшиеся за бортом жизни. Помощь не ограничивается только поддержанием жизненно важных потребностей, с бездомными работают социальные работники, психолог и юрист, а также священник. За время реализации проекта планируется охватить не менее 300 человек, что составит более 30% от общего количества бездомных в Волгоградской области.